какие методы оценки физического развития вы знаете

Физическое развитие, методы оценки

какие методы оценки физического развития вы знаете. Смотреть фото какие методы оценки физического развития вы знаете. Смотреть картинку какие методы оценки физического развития вы знаете. Картинка про какие методы оценки физического развития вы знаете. Фото какие методы оценки физического развития вы знаете какие методы оценки физического развития вы знаете. Смотреть фото какие методы оценки физического развития вы знаете. Смотреть картинку какие методы оценки физического развития вы знаете. Картинка про какие методы оценки физического развития вы знаете. Фото какие методы оценки физического развития вы знаете какие методы оценки физического развития вы знаете. Смотреть фото какие методы оценки физического развития вы знаете. Смотреть картинку какие методы оценки физического развития вы знаете. Картинка про какие методы оценки физического развития вы знаете. Фото какие методы оценки физического развития вы знаете какие методы оценки физического развития вы знаете. Смотреть фото какие методы оценки физического развития вы знаете. Смотреть картинку какие методы оценки физического развития вы знаете. Картинка про какие методы оценки физического развития вы знаете. Фото какие методы оценки физического развития вы знаете

какие методы оценки физического развития вы знаете. Смотреть фото какие методы оценки физического развития вы знаете. Смотреть картинку какие методы оценки физического развития вы знаете. Картинка про какие методы оценки физического развития вы знаете. Фото какие методы оценки физического развития вы знаете

какие методы оценки физического развития вы знаете. Смотреть фото какие методы оценки физического развития вы знаете. Смотреть картинку какие методы оценки физического развития вы знаете. Картинка про какие методы оценки физического развития вы знаете. Фото какие методы оценки физического развития вы знаете

Как уже отмечалось, физическое развитие – это изменение форм и функций организма человека в течение его индивидуальной жизни.

Определить уровень и особенности физического развития можно с помощью антропометрии.

Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.

Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя; вес тела; окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени; ЖЕЛ; становая сила и сила мышц кисти; диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой; жироотложение.

Уровень физического развития оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов, корреляции и индексов.

Антропометрические стандарты – это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (по возрасту, полу, профессии и т. д.). Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (M – mediana) и среднее квадратическое отклонение (S – сигма), которое определяет границы однородной группы (нормы). Так, например, если возьмем средний рост студентов 173 см (M) ± 6,0 (S), то большинство обследованных (68–75%) имеют рост от 167 см (173 – 6,0) до 179 см (173 + 6,0).

Для оценки по стандартам сначала определяется, на сколько показатели обследуемого больше или меньше аналогичных показателей по стандартам. Например, обследуемый студент имеет рост 181,5 см, а средний показатель по стандартам M = 173 см (при S = ±6,0), значит рост данного студента на 8,5 см выше среднего. Затем полученная разница делится на показатель S.

Оценка определяется в зависимости от величины полученного частного: меньше –2,0 (очень низкое); от –1,0 до –2,0 (низкое); от –0,6 до –1,0 (ниже среднего); от –0,5 до +0,5 (среднее); от +0,6 до +1,0 (выше среднего); от +1,0 до +2,0 (высокое); больше +2,0 (очень высокое). В нашем примере получаем частное 8,5 : 6,0 =1,4. Следовательно, рост обследуемого студента соответствует оценке «высокий».

Индексы физического развития – показатели физического развития, представляющие собой соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулах.

Метод индексов позволяет делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Индекс – величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков. Индексы построены на связи антропометрических признаков (веса с ростом, с жизненной емкостью легких, с силой и т. п.). Разные индексы включают разное число признаков: простые – 2 признака, сложные – больше. Приведем наиболее часто встречающиеся индексы.

Ростовой индекс Брока-Бругша. Для получения должной величины веса вычитается 100 из данных роста до 165 см; при росте от 165 до 175 см – 105, а при росте 175 см и выше – 110. Полученная разность и считается должным весом.

Весоростовой индекс (по Кетле) определяется делением данных веса (г) на данные роста (см). Средними показателями считаются 350–400 г (мужчины) и 325–375 г (женщины).

Для более точного определения веса тела необходимо учитывать тип телосложения и вычислить идеальный вес. Определение типа телосложения (см. выше), а идеальный вес вычисляется следующим образом:

Тип телосложенияЖенщиныМужчины
Астеники Нормостеники ГиперстеникиРост, см × 0,325 Рост, см × 0,340 Рост, см × 0,355× 0,375 × 0,390 × 0,410

Жизненный индекс определяется путем деления показателей жизненной емкости легких (мл) на вес тела (кг). Средняя величина составляет для мужчин 60 мл/кг, женщин – 50 мл/кг, спортсменов – 68 – 70 мл/кг, спортсменок – 57 – 60 мл/кг.

Силовой индекс получают от деления показателей силы на вес и выражают в процентах. Средними величинами считаются следующие: силы кисти – 70–75% веса (мужчины), 50–60% (женщины), 75–81% (спортсмены), 60–70% (спортсменки).

Коэффициент пропорциональности (КП) можно определить, зная длину тела в двух положениях:

какие методы оценки физического развития вы знаете. Смотреть фото какие методы оценки физического развития вы знаете. Смотреть картинку какие методы оценки физического развития вы знаете. Картинка про какие методы оценки физического развития вы знаете. Фото какие методы оценки физического развития вы знаете.

В норме КП = 87 – 92%. КП имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92%), имеют преимущество в прыжках, беге. КП женщин несколько ниже мужчин.

какие методы оценки физического развития вы знаете. Смотреть фото какие методы оценки физического развития вы знаете. Смотреть картинку какие методы оценки физического развития вы знаете. Картинка про какие методы оценки физического развития вы знаете. Фото какие методы оценки физического развития вы знаете

Показатель крепости сложения выражает разницу между длиной тела и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181 см, весе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель равен 181 – (80 + 90) = 11.

У взрослых разность меньше 10 можно оценить как крепкое телосложение, от 10 до 20 – хорошее, от 21 до 25 – среднее, от 26 до 35 – слабое и более 36 – очень слабое телосложение.

Следует, однако, учитывать, что показатель крепости телосложения может ввести в заблуждение, если большие величины веса тела и окружности грудной клетки связаны не с развитием мускулатуры, а являются следствием ожирения.

Источник

Методы исследования и оценки физического развития

Основными методами исследования физического развития являются наружный осмотр (соматоскопия) и антропометрия (соматометрия).

Наружный осмотр позволяет оценить осанку, форму грудной клетки, живота, ног, развитие мускулатуры, состояние кожи, степень жироотложения, состояние опорно-двигательного аппарата.

При исследовании осанки последовательно определяют положение головы, плечевого пояса, выраженность физиологических кривизн позвоночника, пропорциональность треугольников талии.

При наружном осмотре грудной клетки определяется ее форма, которая в норме может быть плоской, цилиндрической и конической. При хорошем физическом развитии грудная клетка имеет обычно цилиндрическую или коническую форму, при слабом – плоскую.

Форма живота зависит от состояния мышц брюшной стенки и развития жирового слоя. При нормальной форме брюшная стенка выпячивается незначительно и ясно виден рельеф мускулатуры. У лиц с хорошо развитой мускулатурой при слабом жироотложении живот несколько втянут.

По форме ноги разделяют на нормальные, X-образные и О-образные. Ноги считаются прямыми или нормальной формы, если при стойке «смирно», но без особого напряжения мышц происходит смыкание бедер, коленей, голеней и пяток при наличии небольшого просвета ниже коленей или над внутренними лодыжками.

Путем осмотра свода стопы определяют ее форму, которая может быть нормальной, уплощенной и плоской. В норме более пигментированная часть стопы должна составлять не менее 1/3 всей ее ширины стопы. При уплощении стопы эта часть больше 1/3 ширины стопы. При полном плоскостопии она распространяется на всю ширину стопы.

Степень развития мускулатуры оценивается как хорошая, удовлетворительная и слабая. Определяется равномерность ее развития и рельефность, т.е. выраженность рельефа мышц.

При осмотре кожи обращают внимание на влажность, окраску, наличие сыпей, повреждений, омозолелостей, опрелостей.

Жироотложение оценивается по степени упитанности. Различают нормальную, пониженную и повышенную упитанность. Измерение жировой складки производится на спине исследуемого под углом лопатки и на животе, на уровне пупка справа и слева.

Состояние опорно-двигательного аппарата определяется с помощью опроса, в ходе которого выясняется наличие ограничений движений в суставах или, наоборот, повышенной подвижности, привычных вывихов.

На основании результатов наружного осмотра определяют тип телосложения: нормостенический, астенический или гиперстенический.

Антропометрия – это метод изучения человека, позволяющий измерить параметры тела человека, дать количественную характеристику их изменчивости.

Антропометрические измерениявключают – определение роста (длины тела), веса (массы тела), диаметров, окружностей, силы мышц, жизненной емкости легких.

Рост стоя и сидя измеряют ростомером. При измерении роста стоя исследуемый должен стать спиной к вертикальной стойке в положении «смирно», касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Планшетку опускают до соприкосновения с верхушкой головы.

Длина ног определяется по разнице величин роста стоя и сидя.

Вес измеряется посредством использования медицинских весов с точностью до 50 г.

Измерение окружностей производится толстотным циркулем. В процессе измерений определяется ширина плеч, передне-заднего и поперечного диаметров грудной клетки и ширины таза.

Окружность грудной клетки исследуется в трех фазах: при вдохе, выдохе и спокойном состоянии. Сантиметровую ленту накладывают сзади под углами лопаток, а спереди – по нижнему краю околососковых кружков у мужчин и детей и над грудными железами по месту крепления 4-го ребра к грудине у женщин.

Окружность плеча измеряется в напряженном и спокойном состоянии мышц. Лента накладывается в месте наибольшего утолщения бицепса.

Окружности бедра и голени измеряются в положении стоя, ноги на ширине плеч. Тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги. Ленту накладывают горизонтальной под ягодичной складкой и вокруг наибольшего объема голени.

При определении окружности шеи ленту накладывают горизонтально под щитовидным хрящом (кадыком).

Определение жизненной емкости легких производится с помощью спирометра. Обследуемый выполняет 2-3 глубоких вдоха и выдоха, затем глубокий вдох и выдыхает воздух в трубку спирометра. Измерение проводится трижды и учитывается лучший результат.

Сила мышц определяется при помощи динамометров.

Для измерения силы кисти используется ручной динамометр, который сжимают с максимальным усилием, вытянув в сторону. Измерения проводятся 3 раза и записывают лучший результат.

Сила мышц разгибателей спины измеряется становым динамометром. При измерении обследуемый становится на площадку прибора, ручку станового динамометра устанавливают на уровне коленей. Ограничиваются однократным исследованием.

Оценка уровня физического развития производят методами стандартов, корреляции, профилей и индексов.

Метод стандартов основан на сравнении полученных данных со средними стандартными величинами, которые установлены путем изучения большого числа обследованных того же пола, возраста, роста.

Метод корреляции основан на оценке взаимосвязи отдельных антропометрических показателей.

Метод профилей позволяет представить полученные данные в графическом изображении на специальных сетках.

Метод индексов основан на соотношении отдельных антропометрических признаков, выраженных в математических формулах. Для ориентировочной оценки отдельных показателей физического развития используют весо-ростовой, жизненный, силовые, разностные индексы.

Источник

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Физическое развитие человека сложно и многообразно. Оно включает такой обширный комплекс различных признаков, что исчерпывающая их характеристика едва ли возможна. Поэтому из всего разнообразия признаков физического развития приходится выбирать некоторый минимум важнейших признаков, по возможности поддающихся количественному объективному учету. Для их изучения используют три основных метода:

1) антропоскопия (описание тела в целом и отдельных его частей);

2) антропометрия (измерение размеров тела и отдельных его частей);

3) антропофизиометрия (определение физиологического состояния, функциональных возможностей организма).

Антропоскопия основывается на визуальном осмотре человека. Оценивают тип телосложения, состояние кожных покровов, степень развития мускулатуры, отложений жира, состояние опорно-двигательного аппарата, развитость вторичных половых признаков и др. Состояние опорно-двигательного аппарата визуально оценивают по ширине плеч, осанке, массивности. Степень полового созревания обычно определяют по шкале J.M. Tanner, позволяющей оценить степень развития вторичных половых признаков: оволосение лобка и подмышечных впадин, развитие молочных желез и состояние менструальной функции у девочек.

Антропометрию проводят с помощью специальных инструментов: антропометра, ростомера, сантиметровой ленты, различных циркулей и др. Антропометрия включает в себя соматометрию (измерение размеров тела и его частей), остеометрию (измерение размеров скелета и его частей) и краниометрию (измерение размеров черепа). Различают основные и дополнительные антропометрические показатели. К основным показателям относят рост, массу, площадь поверхности, объем тела, длину окружности грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе). К дополнительным антропометрическим показателям относят рост сидя, длину окружности шеи, живота, талии, бедра и голени, размер плеча, сагиттальный и фронтальный размеры грудной клетки, длину рук, массу подкожного жира и др.

Антропофизиометрию проводят с использованием специальных приборов (динамометры, угломеры, велоэргометры, спирографы и др.) и специальных методов (проведение функциональных проб и т.п.). Оценивают по целому ряду показателей, характеризующих силу кисти, становую силу, жизненную емкость легких, физическую работоспособность человека и др. К антропофизиометрии относится фетометрия — измерение размеров плода, которое проводится с помощью ультразвуковых исследований (УЗИ). К фетометрическим показателям, определяемым с помощью УЗИ, обычно относят бипариентальный, лобно-затылочный размеры головы, длину бедра (длину бедренной кости), плеча, диаметр грудной клетки и живота, окружность живота и головы, размеры сердца и мозжечка.

При измерении параметров физического развития для получения точных результатов необходимо соблюдать ряд стандартных условий. Измерения следует проводить в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, использовании унифицированной методики и техники измерения.

В практическом здравоохранении обычно ограничиваются лишь антропоскопией и определением отдельных антропометрических показателей: массы, длины тела, окружности грудной клетки и головы. Это связано с рядом причин. Во-первых, эти исследования проще всего провести, что немаловажно в условиях ограниченного времени, выделяемого для осмотра, во-вторых, не исчерпывая всех характеристик физического развития, эти признаки отражают ряд его существенных сторон и в сочетании с другими данными о состоянии здоровья имеют важное практическое значение для интегральной оценки состояния здоровья индивидуума и группы людей.

Оценка физического развития в любом возрасте производится путем сравнения антропометрических данных со средними региональными величинами (стандартами) для соответствующего возраста и пола. Данные антропометрических измерений обрабатываются с использованием различных методов вариационной статистики. Приведем некоторые из них.

Метод сигмальных отклонений.Это весьма простой метод примерной оценки отдельных антропометрических показателей, в основе которого лежат антропометрические стандарты. Антропометрические стандарты — средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании репрезентативной выборки населения, однородной по возрастно-половому и социальному составу. При использовании данного метода для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (М) и среднее квадратическое отклонение (а), которое определяет границы однородной группы (нормы). Для оценки определяется отличие показателей обследуемого от аналогичных стандартных. При этом оценка проводится следующим образом:

Основанием для включения ребенка в группу наблюдения участкового педиатра являются зоны 2-го и 6-го интервалов и, соответственно, отнесение ребенка ко II группе здоровья, зоны 1-го и 7-го интервалов свидетельствуют о необходимости углубленной диагностики для уточнения заболеваний. Наличие 3 внутренних процентильных зон, входящих в границы средних или нормальных показателей (зоны 3-5-го интервалов), позволяет контролировать более ранние и тонкие сдвиги в развитии и питании ребенка при динамических изменениях.

Для каждого ребенка может быть определена гармоничность физического развития. Определение гармоничности проводится на основании тех же результатов процентильных оценок. К группе с гармоничным развитием относятся дети при разности номеров интервалов между двумя показателями, не превышающей 1, если разность составляет 2, то развитие считается дисгармоничным, если разность равняется 3 и более, развитие считается резко дисгармоничным.

Антропометрическая оценка методом процентилей почти всегда совпадает с оценкой состояния здоровья у детей, подростков и молодежи. Данный метод имеет преимущества перед другими: он объективен, корректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за динамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей в зависимости от возраста. Однако процентильный метод разработан лишь для детей и подростков в возрасте до 18 лет, в связи с чем для оценки физического развития взрослых должны применяться другие методы.

Для анализа антропометрических данных можно использовать оценочные коэффициенты, или индексы физического развития, рассчитанные путем сопоставления различных антропометрических признаков с помощью априорных математических формул. Метод индексов позволяет давать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Индексы построены на связи антропометрических признаков (массы с ростом, жизненной емкостью легких, силой и т.п.). Разные индексы включают разное число признаков и разделяются на простые, включающие два признака, и сложные, включающие более двух признаков. К наиболее часто применяемым индексам относятся ростовой индекс Брока-Бругша, массо-ростовой индекс (Кетле), жизненный индекс, силовой индекси т.д.

Для примера приведем методику расчета оптимальной (идеальной) массы методом, который был предложен более 100 лет назад французским антропологом П. Броком и который до сих пор не утратил своего значения.

При использовании метода Поля Брока идеальная масса рассчитывается по формуле:

Однако формула Брока не учитывает того, что у женщин значительно больший слой подкожного жира, чем у мужчин, в связи с чем в настоящее время эта формула преобразована следующим образом:

Кроме того, формула Брока не учитывает, что возраст человека вносит свои коррективы в расчеты. По мнению многих диетологов, расчеты массы по формуле Брока могут привести к тому, что некоторые люди высокого роста будут считать свою массу нормальной, хотя на самом деле она избыточная, и, наоборот, некоторые низкорослые, чья масса нормальная, будут считать ее избыточной.

Есть много и других более точных методов оценки оптимальной массы, однако важное практическое значение имеет не столько сама оценка идеальной массы, сколько степень ее отклонения от нормы, так как одна и та же масса тела у хрупкого и плотного человека при одинаковом росте характеризует их физическое развитие по-разному. Для этого, воспользовавшись одним из способов расчета, узнают, какой должна быть идеальная масса тела в зависимости от возраста, пола, роста или других антропометрических показателей, после чего для выяснения наличия недостатка или избытка массы тела достаточно провести следующий расчет по формуле:

какие методы оценки физического развития вы знаете. Смотреть фото какие методы оценки физического развития вы знаете. Смотреть картинку какие методы оценки физического развития вы знаете. Картинка про какие методы оценки физического развития вы знаете. Фото какие методы оценки физического развития вы знаете

какие методы оценки физического развития вы знаете. Смотреть фото какие методы оценки физического развития вы знаете. Смотреть картинку какие методы оценки физического развития вы знаете. Картинка про какие методы оценки физического развития вы знаете. Фото какие методы оценки физического развития вы знаете

Важное значение для практического здравоохранения имеет оценка функционального состояния человека. Функциональное состояние — комплекс характеристик, определяющих уровень жизнедеятельности, а также системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается адекватность функций организма выполняемой работе. Обычно оценку функционального состояния проводят с помощью антропофизиометрических методов.

Дата добавления: 2016-04-14 ; просмотров: 25994 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Методы оценки физического развития

Антропометрия. Определение уровня и особенностей физического развития осуществляется с помощью антропометрии. Антропометрические измерения проводят с использованием специальных стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя; вес тела; окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени; жизненная емкость легких (ЖЕЛ); становая сила; сила мышц кисти; диаметры – плечевой, грудной клетки; жироотложение.

Антропометрические стандарты – это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (по возрасту, полу, профессии и т. д.). При оценке по стандартам, сначала определяется отличие показателей обследуемого человека от аналогичных стандартных.

Метод корреляции. Метод основан на том факте, что физическое развитие разных частей тела взаимосвязано между собой. Разрабатываются специальные номограммы, позволяющие производить оценку физического развития одной части тела по данным развития другой.

Метод индексов. Метод позволяет делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Индекс – величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков. Индексы рассчитаны на основе взаимосвязи антропометрических признаков (роста с весом, с силой, с ЖЕЛ и т. п.). Наиболее распространенные индексы:

· Ростовой индекс Брока–Бругша. Для получения должной величины веса у людей с ростом до 165 см вычитается цифра 100; с ростом 165-175 см – цифра 105; с ростом свыше 175 см – цифра 110. Полученная разность, выраженная в килограммах и считается должным весом.

· Весо-ростовой индекс (по Кетле) определяется делением веса (в граммах) на данные роста (в сантиметрах). Средние показателями у мужчин 350-400 г., у женщин 325-375 г.

· Жизненный индекс определяется путем деления показателя ЖЕЛ (мл) на вес тела (кг).Средняя величина составляет для мужчин – 60 мл/кг, для женщин – 50 мл/кг. Для спортсменов и спортсменок – на 10 мл/кг больше.

· Силовой индекс получают делением показателя силы на вес тела и выражают в процентах. Средние величины силы кисти у мужчин – 70-75%, у женщин – 50-60%; у спортсменов – 75-80%, у спортсменок – 60-70%.

Коэффициент пропорциональности (КП). Он определяется делением разницы величин роста стоя и роста сидя на величину роста сидя. Выражается в процентах. В норме КП = 87-92%. Спортсмены с низким КП имеют определенное преимущество в видах спорта, требующих хорошую устойчивость тела в пространстве (горнолыжный спорт, борьба и др.). Спортсмены с высоким КП (более 92%) имеют преимущество в прыжках и беге. У женщин КП несколько ниже, чем у мужчин.

Функциональное состояние. Функциональные пробы

Функциональное состояние – комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, реакцию организма на физическую нагрузку.

Пульс – важнейший показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы, отражающий частоту сердечных сокращений (ЧСС).

Пульс покоя измеряется в положении сидя при прощупывании височной, сонной, лучевой артерий или по сердечному толчку по 15-ти или 20-ти секундным отрезкам два раза подряд. Затем число ударов расчитывается в минуту. ЧСС в покое у мужчин 55-70 уд/мин, у женщин 60-75 уд/мин. При большей частоте пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте – редким (брадикардия).

Артериальное давление (АД).

Различают максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) давление. Измеряется миллиметрах ртутного столба. Нормальные величины АД для студентов: 100-129 – систолическое; 60-79 – диастолическое. Состояние с повышеными величинами АД называется гипертоническим, а с пониженными – гипотоническим.

Функциональные пробы используются для полной характеристики состояния организма занимающегося и его тренированности.

Проба: 20 приседаний за 30 секунд.

Студент сидит 3 минуты; подсчитывается ЧСС; затем выполняется 20 приседаний за 30 секунд; сразу после этого подсчитывается ЧСС. Определяется увеличение ЧСС в процентах. Восстановление пульса после нагрузки определяется измерением ЧСС через три минуты после окончания приседаний.

Гарвардский степ-тест.

Проведение теста заключается в восхождении и спуске со ступеньки стандартной величины (50см-для мужчин, 43см-для женщин) в определенном темпе (30 восхождений в минуту) в течение определенного времени (5 минут). Результаты тестирования выражаются в условных единицах в виде индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ) по формуле:

T – время выполнения восхождений;

F1, F2, F3 – ЧСС за 30 секунд соответственно в начале 2, 3, 4 минут

Оценка функциональной подготовленности приведена в таблице:

Ортостатическая проба.

Обследуемый лежит на спине и у него измеряют ЧСС. После этого он встает и у него вновь измеряется ЧСС. В норме должно быть учащение пульса на 10-12 уд/мин. Учащение пульса больше чем на 20 уд/мин указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) является важным показателем функции дыхания. Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела и физической подготовленности. Определение должной величины ЖЕЛ производится по формуле Людвига:

должная ЖЕЛ мужчин = 40 х рост (см) + 30 х вес (кг) – 4400

Для того, чтобы дать оценку фактической ЖЕЛ, ее сравнивают с величиной должной ЖЕЛ:

ЖЕЛ = фактическая ЖЕЛ/должная ЖЕЛ х 100%

У хорошо подготовленных людей ЖЕЛ составляет 4000 – 6000 мл.

Проба Штанге.

Сделать 2 3 глубоких вдоха, а затем на вдохе задержать дыхание. Хорошим показателем для студентов является задержка не менее 60 секунд.

Педагогический контроль

Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физической подготовленности, а также о степени освоения теоретических и методических знаний занимающихся физической культурой.

Задачи педагогического контроля:

· Оценка средств и методов тренировки.

· Выполнение тренировочного плана.

· Разработка контрольных нормативов подготовленности.

· Выявление динамики спортивных результатов.

Содержание педагогического контроля:

· Контроль за посещаемостью занятий.

· Контроль физических нагрузок.

· Контроль за состоянием занимающихся.

· Контроль за техникой упражнений.

· Контроль динамики спортивных результатов.

· Контроль за поведением занимающихся.

Виды контроля:

· Этапный, оценивающий подготовленность на конкретном этапе.

· Текущий, выявляющий повседневные изменения подготовленности.

· Оперативный, оценивающий состояние занимающегося в текущий момент.

Методы педагогического контроля:

· Прогнозирование физической и спортивной работоспособности.

· Тестирование физической подготовленности.

Тесты физической подготовленности.

При проведении педагогического контроля важно знать, как занятия физическими упражнениями влияют на уровень физической подготовленности, для чего проводят тестирование. В качестве критериев результативности учебных занятий могут выступать показатели обязательных тестов физической подготовленности.

Самоконтроль

Самоконтроль – самостоятельное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием организма, физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль является дополнением к врачебному и педагогическому контролю, но их не заменяет. Самоконтроль может носить врачебный и педагогический характер, а может включать в себя то и другое. Данные самоконтроля оказывают помощь преподавателю в регулировании физической нагрузки, а врачу показывают изменения в состоянии здоровья.

Субъективные показатели самоконтроля:

· Отношение к занятиям и др.

Объективные показатели самоконтроля:

· Жизненная емкость легких.

· Функциональная и физиологические пробы.

Дневник самоконтроля.

Ведение дневника – наиболее удобная форма самоконтроля. При занятиях физической культурой по учебной программе, а также при самостоятельных занятиях можно ограничиться такими показателями, как самочувствии, сон, аппетит, болевые ощущения, пульс, вес, тренировочные нагрузки, спортивные результаты, нарушения спортивного режима.

9.5. Контрольные вопросы

1. Кто чаще проходит повторное врачебное обследование: студенты, отнесенные к основной или специальной медицинской группе?

9. Назовите нормальные величины ЧСС и артериального давления для студентов.

11. Назовите три обязательных теста физической подготовленности студента.

12. Назовите субъективные и объективные показатели самоконтроля.

Литература

2. Организация и контроль в реабилитации здоровья студентов: Учебное пособие / Волков В.Ю., Волкова Л.М., Давиденко Д.Н., Половников П.В., Сизова М.В. – СПб.: СПбГТУ, 1996. – С.47-75.

3. Физическая культура студента: Учебник под ред. В.И.Ильинича. М.: Гардарика, 2003. – С.352-379.

Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

Основные понятия

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Формы труда – условно подразделяются на умственный и физический по физиологическим и психологическим признакам преимущественного проявления в процессе трудовой деятельности.

Условия труда – воздействие на работника внешней среды производственного и климатического характера, продолжительность и особенность режима рабочего времени.

Характер труда – определяется степенью и особенностями нагрузки в течение трудового процесса; разнообразием трудовых действий, умений и навыков, применяемых работником в процессе труда.

Прикладные знания – это знания, которые приобретаются в процессе занятий физической культурой и могут быть использованы в трудовой и профессиональной деятельности.

Прикладные умения и навыки – это те умения и навыки, которые формируются в процессе ППФП.

Прикладные физические качества – это качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость), имеющие наибольшее значение для эффективной деятельности в конкретной профессии.

Прикладные психические качества – качества личности, способствующие эффективной профессиональной деятельности, в разнообразных трудовых условиях.

Прикладные специальные качества – способности человека противостоять специфическим воздействиям внешней среды (колебание внешней температуры, укачивание, перепады атмосферного давления, разреженный воздух).

Прикладные виды спорта – те виды, которые формируют и развивают профессионально-прикладные знания, умения, навыки, психические и физические качества.

10.2. Историческая справка об использовании физических

упражнений для подготовки к труду

Ранняя стадия развития человеческого общества.

На ранней стадии развития общества использовалось копирование трудовых действий, приемов в ритуальных играх и состязаниях. Осознав позитивное влияние таких действий на результаты трудовой деятельности, люди начинают использовать их в качестве упражнений. Происходит совершенствование таких упражнений и способов их применения.

Рабовладельческий и феодальный строй.

Позднее средневековье.

Разрабатываются системы воспитания молодежи с элементами ППФП. Это системы Ф. Рабле, Д. Локка, И. Песталоцци.

19век – начало 20века.

20век.

В нашей стране разработаны основы ППФП, проведено большое количество научных исследований и опубликована учебно-методическая литература.

10.3. Необходимость специальной психофизической подготовки

К труду

Личная и социально-экономическая необходимость подготовки человека к труду в современных условиях обуславливают следующие причины:

· Влияние современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека.

· Изменение места и функциональной роли человека в производственном процессе.

· Обеспечение высокого уровня интенсивности и индивидуальной производительности труда.

· Обеспечение психофизической надежности специалистов в избранном виде профессионального труда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *