какие методы помогут педагогу проводить изучение семьи ученика выберите два ответа
Родительское собрание «Методы изучения семьи»
Методы изучения семьи ученика
Учитель наблюдает за родителями во время посещения семьи, на классном собрании, в коллективных делах. Наблюдение за детьми может дать учителю дополнительный материал для характеристики семьи. Например, учитель заметил, что ученик сторонится детских коллективных дел, не ходит с ребятами на мероприятия, отказывается от общественных поручений. Такое поведение ученика насторожит учителя и заставит его познакомиться с семьей.
Коллективная беседа на классном собрании при решении педагогических задач помогает учителю выяснить мнение родителей по отдельным вопросам воспитания.
Интервью. Применяется учителем тогда, когда нужно провести изучение мнения нескольких родителей по одному или нескольким вопросам одновременно. Например, при подготовке конференции родителей по режиму дня учителю надо знать, сколько в среднем потребуется времени для приучения младших школьников к самостоятельному контролю за распределением времени на основные виды деятельности. С этой целью учитель берет интервью у родителей из различных семей, которые требуют от своих детей четкого выполнения режима дня.
Анкетирование как метод исследования позволяет учителю одновременно получить массовую информацию. Например, нужно знать, какие трудовые поручения имеют дети, чем занимаются в свободное время, какие книги читают и т. д. Анализируя анкеты, обобщая их, учитель может сделать вывод о том, как решается вопрос воспитания детей в семьях, сравнить полученные данные предыдущих лет, увидеть тенденцию развития.
Но анкетирование может не дать обстоятельных результатов, так как не всегда в анкете родители дают истинный ответ. Иногда эти ответы требуют уточнения, тогда учитель одновременно дает анкету для заполнения родителям, их детям (или проводит устный опрос) и сам отвечает на поставленные вопросы, используя свои наблюдения за поведением ребенка.
Так, например, учителю интересно будет узнать, как семья занимается вопросами нравственного воспитания детей. Одновременно дается анкета для заполнения родителям (это можно сделать на классном собрании), затем детям (можно устно опросить родителей и детей по этим вопросам).
1. Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка?
2. За что хвалите, за что наказываете?
3. Как поощряете? Как наказываете?
4. Какие качества характера ребенка вам не нравятся?
1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?
2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
3. Как тебя поощряют, за что, как тебя наказывают и за что?
4. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
5. Что ты любишь делать, твое любимое занятие?
Получив ответы на эти вопросы от родителей и их детей, имея характеристику каждого ребенка, учитель может сделать определенные выводы о воспитании детей в семье. Нередко приходится встречаться с таким положением, когда родители не знают своих детей, переоценивают их способности, что приводит к ошибкам в воспитании.
Сочинения как метод изучения учитель применяет в тех случаях, когда желает получить подробные, неоднозначные ответы на отдельные вопросы. Например, на одном из классных собраний можно поговорить с родителями о том, как надо намечать перспективу в воспитании ребенка, подумать о его завтрашнем дне. Для этого можно попросить родителей написать сочинение на тему: «Каким бы я хотела (хотел) видеть своего сына (дочь) к окончанию школы?» или «Хороший сын (дочь), по-моему, это. », «Как мы отдыхаем в выходные дни?», «Как провели лето?», «Наша любимая книга в семье?», «Как мы провели свободное время с детьми?» и др.
Метод обобщения независимых характеристик используется учителем тогда, когда необходимо получить наиболее полные знания о семье, уровне ее духовного развития. Для этого учитель беседует с родителями, с соседями по квартире, с представителями общественных организаций, где родители работают, с членами родительского комитета класса. Обобщенные сведения помогут учителю более обстоятельно оценить уровень духовного развития семьи и ее влияние на воспитание школьников. Но этим методом надо пользоваться очень осторожно, тактично.
Итак, разнообразная работа учителя с семьей ученика требует от него определенных навыков и умений:
использовать полученные в педагогическом учебном заведении знания в практической работе с родителями;
хорошо видеть перспективу развития каждого ребенка и помочь семье наметить пути ее осуществления;
установить добрые взаимоотношения с семьей ученика, уметь поддерживать деловые контакты с родителями с учетом их возраста и индивидуальных различий;
с учетом конкретных условий жизни каждой семьи помочь родителям выбрать правильные пути и средства для достижения поставленной цели;
спланировать работу с родителями учащихся, составить план на основе уровня воспитанности учеников своего класса;
видеть в родителях своих помощников, уметь мобилизовать их на помощь учителю в школе;
поддерживать авторитет родителей в семье, оказывать ей помощь в духовном общении и укреплении ее нравственных основ, в эффективном влиянии родителей на детей.
Успех в работе учителя с семьей ученика будет тогда, когда отношения с родителями будут строиться на высоком уважении интересов семьи, родительского авторитета, на всемерном содействии семье в ее духовном обогащении и тем самым в ее культурном и моральном влиянии на детей.
Некоторые проблемы разработки методики исследования семейного воспитания. – Советская педагогика. 1976, № 11.
Статья «Методы изучения семьи»
Методы изучения семьи
Поскольку взаимодействие семьи и школьного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка, необходимо детальное изучение семьи.
В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности учёных в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует.
Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.
Среди методов изучения семьи достаточно распространёнными стали социологические методы:
— интервьюирование и анкетирование.
Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов. Продуктивность интервью возрастает, если оно проводится в неформальной обстановке, контакты педагога и испытуемых окрашены личными симпатиями.
Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, интересующих педагога. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала.
В работе по изучению семьи необходимо использовать контактное проведение анкетирования, т.е. сам педагог организует анкетирование и собирает опросные листы.
Изучение опыта семейного воспитания реализуется с помощью различных методов, среди которых наиболее распространёнными являются методы беседы и наблюдения.
Беседа отличается от интервью большей свободой и в организации, и в содержании, более неформальной атмосферой и отношениями между собеседниками. Но это не значит, что беседа не должна быть организована заранее. В соответствии с намеченной целью педагог продумывает план беседы, вычленяет ключевые вопросы. В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. Это гибкий, целенаправленный, оперативно корректируемый метод. Беседа нужна для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов. Для успешного проведения беседы надо обладать способностью располагать к себе, вызвать доверие умением направлять разговор в нужное русло.
В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы. Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств членов семьи, особенно ребёнка, уметь акцентировать положительные свойства, создать определённую «педагогическую надежду» у родителей.
Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется целенаправленностью. Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из школы (легче в начальной школе). Наблюдательному педагогу бросаются в глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах семейного воспитания, об отношении к школьному учреждению. Показателен интерес родителей к детским работам, советам и рекомендациям, помещенным на информационном стенде.
-занятия с родителями и детьми.
В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть те семейные стороны воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.
Следует помнить, что в неформальной обстановке и взрослые, и дети раскрываются разными своими гранями, поэтому рекомендуется вовлекать родителей, других членов семьи:
— в подготовку и проведение праздников, развлечений;
— в организацию экскурсий.
Обычно в таких ситуациях все взрослые чувствуют себя ответственными за детей (а не только за своего ребёнка), их деятельность, безопасность, стараются активно проявить себя, поэтому педагог видит многие воспитательные приёмы своих помощников, что даёт основание судить о стиле, методах домашнего воспитания.
Анализ результатов наблюдения, подкреплённый данными, полученными с помощью других методов, прольёт свет на причину многих «плюсов» и «минусов» в развитии ребёнка, даст возможность определить линии взаимодействия с семьёй, усилить свою образовательную работу в классе по этому направлению. Изучение семьи должно вестись последовательно, системно, поэтому необходимо наметить направления работы, своеобразный план. В качестве примерного плана предлагаем вам план, составленный с учётом рекомендаций учёных (В.В.Котырло и С.А. Ладывир):
1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребёнка.
2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи:
— дружелюбный тон общения друг к другу;
— изменчивый, противоречивый характер отношений;
— своеобразная автономность каждого члена в семье.
3. Цель домашнего воспитания ребёнка.
4. Степень осознания родителями особой роли школьного периода в формировании личности ребёнка.
5. Приоритеты семьи в воспитании ребёнка: здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, образование ребёнка.
6. Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей:
— наличие определённых знаний и готовность к их пополнению, углублению;
— ограниченность знаний и податливость к педагогическому просвещению;
— низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.
7. Особенности воспитательных воздействий:
— участие всех взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности;
— непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию;
— отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития ребёнка.
8. Организация современных форм деятельности в семье:
— общность во всех семейных делах, вовлечение ребёнка в семейные дела, заботы;
— дифференциация обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребёнка к семейным делам;
— разобщённость взрослых в семейных делах, изоляция ребёнка от семейных дел и забот.
9. Отношение семьи к школьному учреждению:
— высоко оценивают образовательные возможности школы и готовы сотрудничать;
— настороженно и недоверчиво относятся к школе, не видят необходимости сотрудничества;
— перекладывают все воспитательные функции на школу, к сотрудничеству не готовы;
— безразлично относятся к школе, к воспитанию собственного ребёнка.
Каждый педагог должен помнить: по результатам единичного наблюдения делать выводы о специфике домашнего воспитания нельзя: необходимо наблюдать изучаемое явление многократно, в сходных и разных условиях.
Таким образом, педагог изучает семью, опыт семейного воспитания, преследуя, прежде всего, интересы ребёнка. На основе полученных материалов можно решать задачи взаимодополнения семейного и школьного воспитания, повышения результативности и того и другого.
ТМОДРУК Лекция МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ УЧЕНИКА
Лекция МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ УЧЕНИКА для студентов групп 3 ппН, 4 опН
Просмотр содержимого документа
«ТМОДРУК Лекция МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ УЧЕНИКА»
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ УЧЕНИКА
Учитель наблюдает за родителями во время посещения семьи, на классном собрании, в коллективных делах. Наблюдение за детьми может дать учителю дополнительный материал для характеристики семьи. Например, учитель заметил, что ученик сторонится детских коллективных дел, не ходит с ребятами на мероприятия, отказывается от общественных поручений. Такое поведение ученика насторожит классного руководителя и заставит его познакомиться с семьей.
Можно использовать метод включенного наблюдения, когда факты, добытые учителем, дополняются сведениями, полученными активом родителей или классного руководителями других классов.
Но одно наблюдение не всегда обеспечивает изучение того или иного вопроса с достаточной глубиной. Нередко наблюдение сопровождается выяснением некоторых вопросов, то есть применяется метод беседы. Этот метод поможет учителю уточнить отдельные положения, выяснить обстоятельства, разъясняющие или обосновывающие поведение или поступок ребенка. Беседа помогает проникнуть вглубь явления, обнажить основу поступка, выяснить его мотивы.
Коллективная беседа на классном собрании при решении педагогических задач помогает учителю выяснить мнение родителей по отдельным вопросам воспитания.
Интервью. Применяется учителем тогда, когда нужно провести изучение мнения нескольких родителей по одному или нескольким вопросам одновременно. Например, при подготовке конференции родителей по режиму дня учителю надо знать, сколько в среднем потребуется времени для приучения младших школьников к самостоятельному контролю за распределением времени на основные виды деятельности. С этой целью учитель берет интервью у родителей из различных семей, которые требуют от своих детей четкого выполнения режима дня.
Анкетирование как метод исследования позволяет учителю одновременно получить массовую информацию. Например, нужно знать, какие трудовые поручения имеют дети, чем занимаются в свободное время, какие книги читают и т. д. Анализируя анкеты, обобщая их, учитель может сделать вывод о том, как решается вопрос воспитания детей в семьях, сравнить полученные данные предыдущих лет, увидеть тенденцию развития.
Но анкетирование может не дать обстоятельных результатов, так как не всегда в анкете родители дают истинный ответ. Иногда эти ответы требуют уточнения, тогда учитель одновременно дает анкету для заполнения родителям, их детям (или проводит устный опрос) и сам отвечает на поставленные вопросы, используя свои наблюдения за поведением ребенка.
Так, например, учителю интересно будет узнать, как семья занимается вопросами нравственного воспитания детей. Одновременно дается анкета для заполнения родителям (это можно сделать на классном собрании), затем детям (можно устно опросить родителей и детей по этим вопросам).
1. Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка?
2. За что хвалите, за что наказываете?
3. Как поощряете? Как наказываете?
4. Какие качества характера ребенка вам не нравятся?
1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?
2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
3. Как тебя поощряют, за что, как тебя наказывают и за что?
4. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
5. Что ты любишь делать, твое любимое занятие?
В Анкете по изучению условий жизни и воспитания детей в семье могут быть такие вопросы:
1. Состав семьи (фамилия, имя, отчество каждого члена семьи, год рождения, образование, специальность, где и кем работают, где учатся).
2. Бюджет семьи. Средний денежный доход на одного человека.
3. Жилищные условия (жилая площадь в кв. м, наличие удобств).
4. Есть ли у ребенка рабочее место (комната, уголок, стол)?
5. Есть ли в семье библиотека, телевизор, дача, машина, компьютер?
В Анкете следует лишь подчеркнуть ответ на поставленный вопрос:
1. Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего (личный пример, требование, убеждение, наказание, поощрение)?
2. Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку (да, нет, иногда)?
3. Какие виды поощрений вы используете в воспитании (похвала, одобрение хорошего поступка всем семейным коллективом, покупка ребенку новой книги, игрушки)?
4. Наказываете ли вы ребенка физически (да, нет, иногда)?
5. Положительно ли влияет на ребенка избранная вами мера воздействия (да, нет, не всегда)?
6. Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами (да, нет, не всегда)?
7. Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка (да, нет, не всегда)?
8. Уважаете ли вы ребенка как личность (да, нет)?
Анкета поможет выявить воспитательные возможности родителей.
1. Фамилия, имя, отчество родителей.
2. Образование: высшее, среднее, начальное. (Подчеркнуть.)
5. Что мешает вам заниматься воспитанием сына, дочери (нет времени, не хватает образования, педагогических знаний; считаете, что должна воспитывать школа)? (Подчеркнуть.)
6. Где вы чаще всего бываете со своим ребенком (в музее, театре, на природе, никуда не ходите)? (Подчеркнуть.)
7. Знакомы ли вы с товарищами своего ребенка по школе, по дому, с руководителями кружка?
8. Какие качества характера своего ребенка вы считаете положительными, какие отрицательными?
9. Какие методы воспитания, на ваш взгляд, наиболее эффективны (воспитание на основе доверия, требовательности, уважения, строгой дисциплины)? (Нужное подчеркнуть.)
10. О чем чаще всего вы разговариваете с детьми?
11. Достаточно ли хорошо, по вашему мнению, вы знаете своего ребенка?
12. Как и с кем проводит он свое свободное время?
13. Какую профессию вы рекомендуете выбрать вашему ребенку? Как ему (ей) помогаете готовиться к выбранной профессии?
Получив ответы на эти вопросы от родителей и их детей, имея характеристику каждого ребенка, учитель может сделать определенные выводы о воспитании детей в семье. Нередко приходится встречаться с таким положением, когда родители не знают своих детей, переоценивают их способности, что приводит к ошибкам в воспитании.
Преимуществами анкетирования является возможность проведения группового опроса, получение в короткий промежуток времени информации, касающейся большинства семей учащихся класса. Анализ результатов анкетирования позволяет выявлять выраженность тех или иных положительных или отрицательных тенденций в области детско-родительских отношений, характеристик поведения детей и т.д. Однако в случае отсутствия доверительных отношений между классным руководителем, с одной стороны, и родителями и детьми, с другой, результаты анкетирования могут быть необъективными.
В отличие от анкет тесты направлены не на констатацию приоритетов, а на измерение степени выраженности различных качеств. Тесты представляют собой стандартизированные методики, т.е. требуют строгих правил проведения и подсчета результатов.
В диагностике внутрисемейных отношений часто ценные сведения могут дать проективные методики. Они могут иметь рисуночную или вербальную форму. Ребенку или родителям даются задания выполнить какой-то рисунок, закончить предложение, написать сочинение и т.д. В зависимости от того как выполняется задания создаются заключения о наличии в семье тех или иных проблем.
Сочинения как метод изучения учитель применяет в тех случаях, когда желает получить подробные, неоднозначные ответы на отдельные вопросы. Например, на одном из классных собраний можно поговорить с родителями о том, как надо намечать перспективу в воспитании ребенка, подумать о его завтрашнем дне. Для этого можно попросить родителей написать сочинение на тему: «Каким бы я хотела (хотел) видеть своего сына (дочь) к окончанию школы?» или «Хороший сын (дочь), по-моему, это. », «Как мы отдыхаем в выходные дни?», «Как провели лето?», «Наша любимая книга в семье?», «Как мы провели свободное время с детьми?» и др.
Метод обобщения независимых характеристик используется учителем тогда, когда необходимо получить наиболее полные знания о семье, уровне ее духовного развития. Для этого учитель беседует с родителями, с соседями по квартире, с представителями общественных организаций, где родители работают, с членами родительского комитета класса. Обобщенные сведения помогут учителю более обстоятельно оценить уровень духовного развития семьи и ее влияние на воспитание школьников. Но этим методом надо пользоваться очень осторожно, тактично.
Для выявления тенденции в развитии отдельных качеств личности ребенка можно договориться с родителями о ведении дневника наблюдений за ребенком. Этот дневник родители ведут на протяжении продолжительного времени, при встрече с учителем обсуждают результаты наблюдений, намечают новые перспективы и конкретные задачи на ближайшее время.
Получить нужную информацию о состоянии семейных отношений можно и в других формах взаимодействия с семьей: интерактивных играх, тренингах, во время изучения материалов детского творчества и т.д.
Следует также отметить, что изучение семьи может принести классному руководителю ценные сведения лишь в том случае, если оно является не разовым и фрагментарным, а организованным и систематичным.
Анкета для родителей на тему:
Увлечения моего ребёнка
Насколько вы готовы быть родителем школьника?
Эмоциональное общение с ребёнком в семье
Педагогические потребности родителей в нашем классе
Самостоятельность ребёнка в семье
Как хорошо я знаю своего ребёнка?
Информационная культура родителей в семейном воспитании
Традиции и праздники в семье
Общение ребёнка с членами семьи
Здоровье ребёнка и формирование здорового образа жизни в семье
Что думает семья о школьной жизни первоклассника?
Роль отца в воспитании детей
Роль матери в воспитании детей
Роль бабушек и дедушек в воспитании детей
Способы поощрения и наказания в семье
Развитие способностей и задатков в семье
Будущее моего ребёнка
Готовность родителей принимать участие в школьной жизни
Творчество в семейном воспитании
Уровень педагогической культуры родителей
Характер внутрисемейных отношений
Причины сложностей в семейных отношениях
Причины отклонений в воспитании детей
Находите ли вы общий язык со своим ребёнком?
Профессиональная ориентация в семье
Опишите диагностические методики:
«Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров)
Родительское сочинение (автор — В.В. Столин, адаптация — А.И. Тащевой)
Проективная методика «Рисунок семьи»
Проективная беседа с детьми «Что бы ты сделал?» (Модифицированный вариант методики Хоментаускаса Г.Т. «Рисунок семьи»)
Игровая методика «Семья» (автор Т.И. Пухова, модификация И.В. Худяковой)
Методика «День рождения» (автор М. Панфилова)
Рисуночная методика для родителей «Как я представляю своего ребенка в школе» (Е.П. Аранаутова)
Тест «Характер взаимодействие супругов в конфликтных ситуациях»
Экспресс-диагностика родителей о семье (МЭДОР) Р.В. Овчаровой
Методика идентификации детей с родителями (опросник А.И. Зарова )
Методика «Стратегии семейного воспитания»
Опросник «Мера заботы»
Графическая беседа «Мой круг общения»
Методика «Родителей оценивают дети» (РОД)
Методика Е. Шеффера и Р. Белла для диагностики семейных отношений
Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье».
Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР). (автор Марковская И.М.)
Модификация методики «Архитектор-родитель»
Опросник «Семейные роли»(Черников А.В.)
Методика «Значимые события жизненного пути семьи»(автор Е.Ю. Коржова, модификация Т.А. Заеко)
Опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT)
Тест «Круги взаимоотношений»
Методика «Семейная социограмма» (Э.Э. Георгиевич)