какие методы применяются при слушании музыки
Основные методы развития музыкального восприятия на уроках слушания музыки в ДМШ и ДШИ
Разделы: Музыка
Развитие способности воспринимать музыкальные явления формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Поэтому, чем разнообразнее и активнее деятельность детей на уроке, тем больше условий для эмоционально-осознанного восприятия ими музыкального материала.
Самым благоприятным предметом для развития навыков музыкального восприятия в ДМШ и ДШИ является урок слушания музыки. А введение его в учебный план (с 1 по 3 класс) является необходимым и своевременным. В сущности, он должен стать неким подготавливающим этапом для изучения курса «Музыкальной литературы».
Главной целью предмета «Слушание музыки» является развитие музыкального восприятия, воспитание музыкальной культуры; приобщение детей к шедеврам мировой классики с самого начала обучения музыке.
Из цели музыкального обучения вытекают три основные задачи музыкального обучения на уроках «Слушание музыки»:
1. Формирование эмоционального отношения к музыке на основе восприятия. У детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на классическую музыку, музыкальное чувство, тонкость эмоционального проникновения в образы звучащего материала; воспитывать желание слушать и исполнять музыку, способствовать развитию интереса к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью.
2. Формирование осознанного отношения к музыке. Учащемуся важно приобрести опыт осознанного восприятия произведений; уметь применять музыкальные знания; не только чувствовать, но и понимать музыку, характер музыкальных образов, логику их развития, приблизиться к осознанию идейной основы сочинения, жизненности его содержания.
3. Формирование деятельно-практического отношения к музыке не только в процессе ее восприятия, но и в процессе исполнения даже небольших фрагментов классических произведений.
Эффективность развития музыкального восприятия на уроках слушания музыки в значительной степени определяется применением преподавателем разнообразных методов обучения.
Остановимся на основных методах, использующихся в современном музыкальном образовании и способствующих развитию музыкального восприятия на уроках слушания музыки.
Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия) занимают ведущее место среди методов обучения. На уроках слушания музыки также особое место отводится живому слову преподавателя. В. В. Медушевский отмечал, что слово в музыкальной беседе должно быть откровением, вызывающим яркое эмоциональное отношение воспитуемых. Слово, если оно найдено удачно, во многом активизирует восприятие ребенка, способствует адекватному пониманию музыки, усиливает ценностно-ориентировочную деятельность учащихся.
Условно выделяют следующие этапы в организации процесса восприятия музыкального произведения:
— вступительное слово учителя;
— беседа о прослушанном произведении;
Перед тем как познакомить детей с новым музыкальным произведением, можно коротко рассказать им о композиторе, о каких-то интересных эпизодах его биографии, об обстоятельствах, связанных с созданием данного произведения (тем более если они содержат в себе нечто примечательное, способное вызвать внимание и интерес). Полезно дать детям «творческое» задание (например, определить характер музыки, пояснить, о чем она рассказывает, что изображает, сравнить две пьесы, найти разницу между ними и т.д.). Если учащиеся в ходе обсуждения прослушанной музыки вступают в диалог, у преподавателя есть основания рассматривать это как свой успех, как достижение в работе. Любые диалоги, диспуты по поводу того или иного художественного явления должны поощряться, поддерживаться; именно диспуты, если они достаточно содержательны, способствуют формированию собственного мнения, учат опираться на личную позицию, вырабатывать свое отношение к музыкальному (и не только музыкальному) материалу.
Для большей полноты и адекватности восприятия важна роль теоретического компонента в обучении, который постепенно расширяется и пополняется.
Анализируя с детьми особенности музыкального произведения, уместно задать им ряд вопросов и заданий. Например, какие ассоциации возникли у детей в процессе слушания; какими средствами музыкальной выразительности был создан образ? и т.д.
Различные задания перед прослушиванием музыки значительно активизируют внимание и интерес учащихся младших классов.
В организации восприятия музыки детьми выделяют ряд методических приемов, способствующих активизации процесса слушания. К таковым относятся:
— ритмопластика. Так, с целью осознания жанровых особенностей музыки учащимся предлагаются задания промаршировать или движением корпуса и кистей пластически выразить сущность вальса;
— сравнение или контрастное сопоставление музыки;
— графическое изображение мелодии;
— составление музыкальных коллекций, подбор музыкальных произведений учащимися класса на какую-то доступную, увлекательную для них тему;
— использование содружества различных видов искусств.
Д.Б. Кабалевским был предложен ряд методов, активизирующих развитие осознанности восприятия музыки детьми.
Метод забегания вперед и возвращения к пройденному позволяет устанавливать преемственные связи между темами программы, формируя целостное представление о музыке у учащихся. При этом предусматривается установление связей на трех уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями. Преимущества этого метода заключаются в том, что освоение новой темы на уже знакомом материале становится более легким; пройденный материал поднимается на более высокий уровень новой темы, на уровень большей сложности и большей содержательности; устанавливаются связи между различными музыкальными явлениями.
При ознакомлении учащихся младшего возраста с более сложными образцами «взрослой» музыки, Ю.Б. Алиев рекомендует использовать прием «парного восприятия» [1]. Он состоит в том, что к каждому более трудно воспринимаемому классическому произведению подбирается аналогичная по настроению несложная детская пьеса, содержание которой тщательно разбирается с детьми, и когда они «войдут» в настроение пьесы, им предлагается послушать уже «серьезное» произведение. Этот прием облегчает восприятие более сложного материала.
В музыкально-педагогической практике широко применяется и наглядно-изобразительный метод. Так, многие преподаватели с успехом используют в качестве своего рода аналогов к музыкальным произведениям репродукции картин известных живописцев, главным образом тех полотен, которые совпадают по своему эмоциональному тонусу и художественной образности с содержанием музыки. Такие иллюстрации, если они подобраны удачно, разумеется, оказывают влияние на процесс музыкального восприятия, оживляя и усиливая его. Схожие функции выполняют и рисунки детей о музыке и под музыку. Подобный метод работы содержит в себе «азы», зачатки так называемых межпредметных связей, весьма актуальных и действенных именно в «педагогике искусства».
Метод создания художественного контекста, направленный на развитие музыкальной культуры учащихся через «выходы» за пределы музыки в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы, создание богатой художественно-педагогической среды предлагает Л.В.Горюнова. Данный метод дает возможность представить музыку в богатстве ее разнообразных связей, понять сходство и отличие от других искусств, других сфер общественного сознания.
Урок слушания музыки дает необозримый простор для применения различных приемов и способов преподавания, методических «подходов» к учащимся. Для формирования полноценного активного музыкального восприятия детей в основе работы преподавателя должны лежать методы и приемы как словесного показа, пояснения материала, так и непосредственного участия детей в музыкальной деятельности. Все зависит от профессионализма, творческой фантазии и изобретательности преподавателя-музыканта. Если ему удастся вызвать интерес учащихся и поддерживать его в течение нужного времени, необходимые предпосылки для успеха будут созданы. Интерес к занятиям поднимает эмоциональный тонус обучающихся; в свою очередь эмоции удваивают, утраивают силу и яркость восприятий.
Характеристика методов и приёмов,используемых при работе на уроках музыки
Характеристика методов и приемов, используемых при работе на уроках музыки
Для характеристики методов музыкального воспитания подходят одновременно две классификации, объединив их: наглядный, словесный и практический методы в сочетании с проблемными. Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов — наглядный, словесный и практический — должен применяться с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности). В младшем школьном возрасте доля проблемных заданий, которые ребята выполняют самостоятельно, возрастает. Однако, дети должны накапливать на посильном для них материале опыт самостоятельных и творческих действий.
Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.
Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в грамзаписи. Известно, что «живое» исполнение более действенно, грамзапись не в состоянии полностью его заменить. Но в качестве приема применение аудиозаписи может быть эффективно, особенно когда она дается в сравнении с «живым» звучанием произведения.. Например, сопоставление «живого» звучания и аудиозаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Задание усложняется, если дети сравнивают произведения, в меньшей степени контрастные, близкие по настроению, жанровому признаку и т. д. Дети старшего возраста способны различать варианты исполнения педагогом одного и того же произведения.
Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может быть отнесен к приемам. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки и т.д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т.д. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. Приемы зрительной наглядности не всегда носят проблемный характер. Более эффективно их применение в проблемной ситуации (в сочетании с другими методами и приемами). Перед детьми ставится задача выбрать из двух (трех) картин одну, соответствующую по настроению музыкальному произведению, или сравнить с картиной два (три) музыкальных произведения и выбрать наиболее близкое ей по образному содержанию, выразительным средствам, подобрать и выложить на панно цветные карточки (темные или светлые), соответствующие по настроению музыке, и т.д.
Словесный метод в педагогике имеет универсальный характер. В музыкальном воспитании он также незаменим. Педагог организует внимание детей, передает им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняет музыкальные произведения, которые они слушают, учит самостоятельно применять освоенные исполнительские и творческие умения и навыки. C помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение—таковы разновидности этого метода и в музыкальном воспитании. Развитие образной речи детей на уроках музыки предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Стихотворение может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно близко по настроению характеру музыки, или может звучать несколько стихотворений в сравнении уже знакомых и новых. Этот прием уместен после неоднократного прослушивания произведения, когда дети прочувствовали характер музыки. Словесный метод не всегда носит характер проблемности (разъяснение, пояснение, рассказ), но может быть в той или иной степени проблемным, если побуждать детей к сравнениям, выражениям предпочтений, самостоятельным высказываниям (о характере музыки, жанровой принадлежности музыкального произведения, связи характера музыки со средствами музыкальной выразительности, с помощью которых он создан, и т. д.).
Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой). В каждом виде исполнительства дошкольники осваивают определенные навыки и умения, которые позволяют им успешно проявлять себя в самостоятельной и творческой деятельности. Применяя приемы, специфические для каждого вида исполнительства, педагог помогает детям приобретать опыт музыкальной деятельности, осваивать различные виды исполнительства. При обучении пению с помощью практического метода (в сочетании со словесным и наглядным) мы показываем детям приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования. Выразительный показ музыкально-ритмических движений имеет важное значение для освоения их детьми. Практический метод приобретает характер проблемности, если показать не один вариант выполнения действий, а два или несколько. В такой проблемной ситуации дети должны, например, выбрать из нескольких движений одно, наиболее соответствующее характеру музыки, или принять все возможные варианты.
Но нужно стараться применять не только научно обоснованных формы и методы работы, соответствующих возрасту детей и учитывающих их психофизиологические особенности, но и конкретные принципы развития высоко нравственной личности.
Принцип позитивизма . Предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах и одновременное использование в работе с младшими школьниками трех подходов: запрещающих, разрешающих (например, цветы рвать нельзя, но можно их нюхать, любоваться ими; жуков собирать нельзя, но можно наблюдать за ними) и рекомендательных (поливать растения на клумбе, вешать кормушки на деревьях и т.п.).
Принцип проблемности . Предполагает создание проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций является элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение.
Принцип системности . Заключается в одновременном получении знаний о происходящих в природе процессах и формировании таких нравственных качеств, как сострадание, доброта, милосердие.
Принцип последовательности . Связан с принципами системности и проблемности. Занятия должны проводиться в определенной логической последовательности. Этот принцип отражается также в системе последовательного развертывания знаний — от простого к более сложному.
Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений
Консультация для воспитателей «Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений«
-слушания произведений;
-слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев.
-слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх.
Основной из форм музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают слушание музыкальных произведений доступных для восприятия детей.
Организация процесса восприятия музыкального произведения включает несколько этапов (Безбородова Л. А., Гогоберидзе А. Г. и др.):
• краткое и образное вступительное слово педагога, способствующее заинтересованности, активации внимания детей, их настрою на восприятие;
• первоначальное прослушивание музыкального произведения;
• беседа о прослушанном произведении, разбор полученных впечатлений, привлечение внимания детей к основным средствам выразительности;
• повторное слушание, уточнение отдельных средств выразительности, закрепление представлений о прослушанном произведении, готовность рассуждать о нем, оценивать, желание послушать его еще;
Слушание музыкиосуществляется в различных формах: в ходе участия детей во всех видах детской музыкальной деятельности, на праздниках, на музыкальных занятиях, в повседневной жизни.
Как самостоятельный раздел программы включает три основных элемента:
• ознакомление с различными художественными произведениями, их запоминание формирование любви к музыке, накопление впечатлений;
• привитие навыков культуры слушания;
• формирование начальных основ музыкального вкуса путем накопления слуховых впечатлений и доступных сведений о музыке.
Активному восприятию музыки способствуют методы и приемы, складывающиеся из выразительного исполнения произведения, умелого использования слова и наглядных средств, при пояснении его характера.
Беседы о прослушанной музыке с детьми старшего дошкольного возраста носят развернутый характер. В беседах привлекаем внимание дошкольников к развитию художественного образа, поясняем назначение отдельных выразительных средств. Во время рассказа педагог исполняет отдельные вариации и музыкальные фразы. Таким образом, дети воспринимают пьесу динамично, в развертывании повествования музыкальным языком.
Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Она используется, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Для этого используем в нашей работе картины, репродукции, иллюстрации в книгах, эстампы.
Ветлугина Н. А., Радынова О. П. и другие ученые утверждают, что для развития восприятия важную роль играет музыкально- сенсорное воспитание ребенка. В дошкольном детстве это развитие наиболее успешно происходит в процессе усвоения дидактических игр, в которых разбираются звуковые сочетания, свойства музыкального звука. В результате динамические, высотные, ритмические, тембровые свойства звуков складываются в средства музыкальной выразительности. В обучении детей большое место занимают игровые приемы, которые обеспечивают связь познавательной деятельности с игровой. Учитывая ограниченные возможности умственной сферы и волевых усилий ребенка, нужно строить обучение так, чтобы оно вызывало у детей положительные эмоции и воспринималось как игра.
Когда дошкольники сравнительно хорошо ознакомятся с произведением, им даем задание сочинить коллективный рассказ, который отражал бы основные изменения в музыке. Обращаем внимание на то, чтобы на заданные вопросы отвечали не одни и те же ребята, обязательно помогаем высказываться и малоактивным детям. Музыкальный педагог только направляет рассказ, отбирает фрагменты, наиболее соответствующие музыкальному образу, наглядно объясняет свой выбор. Эти задания очень полезны, так как побуждают детей внимательно вслушиваться в звучание произведения, точнее анализировать все изменения, учиться говорить о музыке.
В старших группах знакомим детей с различными произведениями известных русских композиторов М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Р. Шумана, Д,Кабалевского, А. Пахмутовой и др. При проведении музыкально-дидактической игры «Кто больше?» детям показываем портрет П. Чайковского и предлагаем назвать его произведения. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот кто, кто получит большее число фишек.
Для закрепления пройденного материала в разделе слушания музыки в группах старшего возраста используем музыкально-дидактическую игру «Найди нужную иллюстрацию». Обычно дети узнают произведение уже по вступлению. Например, ребенок выбирает иллюстрацию с танцующими детьми после прослушивания «Детской польки» М. Глинки. А вот на картинке яркая красочная кукла в нарядном платье, она улыбается. Ребенок поднимает эту картинку, прослушав «Новую куклу» П. Чайковского.
В дидактическую игру «В лесу» включаем не программные произведения. В кармашки планшета вставляем различные картинки, соответствующие содержанию песни, пьесы. Дети встречаются в этой игре и с Чебурашкой, и с крокодилом Геной, и с Винни-Пухом. Дошкольники не только узнают песни о любимых героях, но и могут передать мелодию каждой из них.
Чтобы не снижать интереса детей к музыке при многократном повторении произведения, выбираем для каждого занятия новое задание, новый методический прием. Знакомя детей с одним произведением в течение длительного времени, на каждом из занятий перед детьми ставятся все более сложные задачи. Это способствует тому, что восприятие детьми музыкального произведения становится более полным, более детальным.
К продуктивной деятельности приступаем тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления.
Предлагаем прослушать музыку и нарисовать то,о чем она рассказывает: «Нарисуй то настроение, которое передает музыка, как она звучит? Какие краски могут передать это настроение?»Очень эффективным приемом является совместное рассматривание и обсуждение рисунков: Созвучен ли рисунок музыке? Какое она передает настроение? Удалось ли его воплотить в красках?
Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее.
Этап закрепления имеет большое значение для развития художественного вкуса, формирования оценочных суждений.
В процессе закрепления целесообразно также предложить детям выбрать для слушания пьесы, которые им больше всего нравятся.
Применение указанных приемов повышает интерес детей к слушанию музыкальных произведений и способствует развитию творчества.
Консультация для воспитателей «Формирование графических способностей у старших дошкольников» Родителей и воспитателей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить.
Консультация для воспитателей «Коллективные строительные игры старших дошкольников» (по программе Н. М. Крыловой «Детский сад — дом радости») Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольника. В программе Н. М. Крыловой.
Правовое воспитание старших дошкольников в игре. Консультация для воспитателей Правовое воспитание старших дошкольников через игру. Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек.
Консультация для воспитателей «Формирование представлений об объектах окружающего мира в процессе познавательного развития» Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих предметах и явлениях. Формирование.
Консультация «Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края» Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.
Консультация для воспитателей «Формирование навыков самообслуживания у старших дошкольников» С целью достижения результативности работы по формированию навыков использовать: 1) принцип интеграции ОО (при определении задач педагогической.
Формирование музыкальной культуры старших дошкольников в процессе восприятия музыки Основой формирования музыкальной культуры дошкольников является восприятие музыки. Выбирая данную тему педагогического исследования, мы.
Консультация для воспитателей «Развитие социальных навыков у старших дошкольников» В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из самых актуальных. Родители и педагоги как никогда.
Консультация для воспитателей «Воспитание доброты и милосердия у младших дошкольников в процессе ознакомления с природой» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение природой положительно влияет на человека, делает его добрее, будит в н лучшие.
Консультация для воспитателей «Личностная готовность старших дошкольников к школе» Цель: расширить представления педагогов о понятие и составляющих компонентах личностной готовности к обучению в школе старших дошкольников.