какие методы признаны самыми эффективными при реализации фгос ответ
Методы и приемы обучения по ФГОС
Методы и приемы обучения по ФГОС
Сытко Светлана Николаевна,
учитель английского языка,
г. Братск, Иркутская область
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока
Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.
ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС?
Многие путают термины «методы» и «приемы», употребляя их как синонимы. Между тем, метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика. Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.
В методике приводится следующая классификация методов обучения:
Пассивные : когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
Выбор метода зависит от многих условий:
уровня подготовленности учащихся;
времени, отведенного на изучение материала;
теоретической и практической подготовленности учителя.
Теперь предлагаю вам ознакомиться с некоторыми приемами работы на уроках, которые можно использовать вне методов.
Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом учащиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и т.д.
Диаграмма Венна — прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. После прочтения текста учащиеся заполняют следующую таблицу (таблицу удобнее заполнять, чем окружности):
Бортовой журнал — еще один своеобразный вид таблицы, который наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие другие приемы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий урока.
Заполняется следующая таблица:
Зигзаг — довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Очень удачный прием, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации.
Кубик Блума — достаточно новый и интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа: почему…?, по какой причине…?, когда…?, для чего было нужно…? и т.д.
В начале урока заполняется первая колонка. Вторая — по мере прочтения текста (отмечаются все места, требующие уточнения, пояснения, практических примеров). Третья колонка заполняется уже после проработки информации.
В конце урока нужно вернуться к таблице и оценить проделанную работу.
«Жокеи и лошади » — прием используется, когда нужно запомнить много понятий, названий, терминов и т.д. Учитель заранее подготавливает карточки по количеству учащихся в классе. На половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек — его пояснение, толкование. После прочтения текста раздаются карточки, и учащиеся превращаются в условных «лошадей» и «жокеев». Цель: найти себе пару.
Совет: чтобы предотвратить массовое хождение, можно попросить условных «лошадей» оставаться на месте, по классу ходят только «жокеи», или наоборот.
Фишбоун — еще один прием, который помогает учащимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания. Строится скелет рыбы, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние «кости» — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод.
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Прием «Логическая цепочка» известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Прием «Логическая цепочка» можно использовать на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель.
Это лишь некоторые из приемов, которые можно использують на уроках. Важно одно — если вы решились внедрять подобные приемы и методы, не стоит делать это урывками, от случая к случаю.
Методы и приемы работают, только если использовать их регулярно.
Современные педагогические технологии: материалы IV Всероссийской заочно научно-практической конференции. 15 февраля 2015 г./Гл. ред. А.В. Степанова. – Чебоксары: ИП Артемьева Е.М., Центр образования и воспитания. – 270 с.
Методы и приемы обучения по ФГОС
Методы и приемы обучения по ФГОС
г. Братск, Иркутская область
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока
Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.
ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС?
Многие путают термины «методы» и «приемы», употребляя их как синонимы. Между тем, метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика. Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.
В методике приводится следующая классификация методов обучения:
Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
Выбор метода зависит от многих условий:
уровня подготовленности учащихся;
времени, отведенного на изучение материала;
теоретической и практической подготовленности учителя.
Но каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.
Теперь предлагаю вам ознакомиться с некоторыми приемами работы на уроках, которые можно использовать вне методов.
Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом учащиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и т.д.
Диаграмма Венна — прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. После прочтения текста учащиеся заполняют следующую таблицу (таблицу удобнее заполнять, чем окружности):
Бортовой журнал — еще один своеобразный вид таблицы, который наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие другие приемы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий урока.
Заполняется следующая таблица:
Зигзаг — довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Очень удачный прием, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации.
ИДЕАЛ. Название приема представляет собой аббревиатуру, которая объединяет название действий в ходе этого приема. И — интересно, в чем проблема?, Д — давайте найдем все возможные решения, Е — есть ли среди предложенных решений лучшие и т.д. Этот прием учит формулировать главную проблему, намечать пути ее решения, анализировать и делать выбор.
Кубик Блума — достаточно новый и интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа: почему…?, по какой причине…?, когда…?, для чего было нужно…? и т.д.
Генераторы и критики. После получения новой информации класс делится на две группы «генераторов» и «критиков». Выбирается проблема, не требующая долгих обсуждений. Задача генераторов — предложить как можно больше вариантов решений, задача критиков — оценить предложения и выбрать самые лучшие и адекватные.
Таблица ЗХУ. Работа с таблицей начинается еще на стадии вызова. Заполняются следующие графы:
В начале урока заполняется первая колонка. Вторая — по мере прочтения текста (отмечаются все места, требующие уточнения, пояснения, практических примеров). Третья колонка заполняется уже после проработки информации.
В конце урока нужно вернуться к таблице и оценить проделанную работу.
«Жокеи и лошади» — прием используется, когда нужно запомнить много понятий, названий, терминов и т.д. Учитель заранее подготавливает карточки по количеству учащихся в классе. На половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек — его пояснение, толкование. После прочтения текста раздаются карточки, и учащиеся превращаются в условных «лошадей» и «жокеев». Цель: найти себе пару.
Совет: чтобы предотвратить массовое хождение, можно попросить условных «лошадей» оставаться на месте, по классу ходят только «жокеи», или наоборот.
Взаимообучение. Психологи отмечают, что выучить новое легче всего, когда объясняешь это другим (то есть, играешь роль учителя). На этом принципе построен и прием взаимообучения. Учащиеся получают одинаковый текст, разбитый на абзацы. Они изучают его самостоятельно, отмечая трудные места и подготавливая вопросы по каждому абзацу. Затем начинается работа в группах (или в парах). Учащиеся по очереди объясняют остальным членам группы свою часть текста. Остальные могут задавать вопросы, требовать уточнений и пояснений. Потом учащиеся меняются ролями.
Фишбоун — еще один прием, который помогает учащимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания. Строится скелет рыбы, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние «кости» — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод.
Таблица аргументов. После знакомства с новым материалом учитель предлагает несколько аргументов, тезисов по теме. Учащиеся заполняют следующую таблицу:
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Прием «Логическая цепочка» известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Прием «Логическая цепочка» можно использовать на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель.
Это лишь некоторые из приемов, которые можно использують на уроках. Важно одно — если вы решились внедрять подобные приемы и методы, не стоит делать это урывками, от случая к случаю.
Методы и приемы работают, только если использовать их регулярно.
Современные педагогические технологии: материалы IV Всероссийской заочно научно-практической конференции. 15 февраля 2015 г./Гл. ред. А.В. Степанова. – Чебоксары: ИП Артемьева Е.М., Центр образования и воспитания. – 270 с.
Методы обучения по ФГОС
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие метода обучения по ФГОС
Во главу угла, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС), ставит полноценное и всестороннее развитие личности ребенка. Основной единицей обучающего процесса, по-прежнему остается урок, однако значительно изменились требования к организации его проведения.
В настоящее время современные требования, которые предъявляются к образовательной деятельности, предусматривают не только активную деятельность обучающихся во время занятий, но и направленность на развитие самоанализа, самооценки и самоконтроля. Задача педагога заключается не только в том, чтобы донести до учащегося знания и вызвать интерес к своему предмету, но научить его ставить перед собой цели, уметь разрабатывать план действий по достижению целей, осуществлять самоанализ по проделанной работе. То есть ребенок должен уметь самостоятельно ставить учебную задачу и решать ее.
Таким образом, ФГОС изменил направление обучения, теперь приоритетная роль отводится деятельности учащихся.
Для достижения новой образовательной цели ФГОС предусматривает использовать актуальные и современные методы обучения и построения учебных занятий.
Метод – это способ совместной деятельности педагога и учащегося.
Довольно часто термины «метод» и «прием» путают, либо употребляют их в качестве синонимов. Необходимо отметить, что метод и прием – это совершенно разные понятия по своему смыслу и пониманию. Прием – это составная часть (элемент) метода, имеющее разовое действие и представляющее собой одним из шагов реализации метода.
Эффективность организованной образовательной деятельности во многом зависит от правильности подобранных педагогом методов.
Условия выбора метода обучения зависят от:
Готовые работы на аналогичную тему
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. Методы и приемы работают, только если использовать их регулярно.
Классификация методов обучения по ФГОС
Согласно ФГОС выделяют следующие виды методов обучения:
Пассивные методы обучения – форма взаимодействия между педагогом и учащимися, при которой педагог берет на себя ведущую роль и определяет ход урока, в то время как учащимся отведена роль пассивных слушателей, вынужденных выполнять указания педагога.
Данный метод обучения, согласно ФГОС, предусматривает использование следующих форм общения между педагогом и учащимися: опросы, письменные работы, тесты и т.п.
Согласно современным исследованиям, данный метод является одним из наименее эффективных. Использование пассивного метода показывает низкую результативность в усвоении учебного материала. Однако у него есть и ряд преимуществ:
Основная форма учебных занятий, организованных с использованием пассивного метода – это лекции. Чаще всего лекции используются в вузах и сузах, так как там обучаются уже сформировавшиеся личности, которые пришли в учебные заведения для получения знаний по конкретному направлению.
Активные методы обучения – это форма взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся между собой, при этом учащиеся выступают в качестве активной стороны образовательного процесса, а педагог, напротив, в качестве пассивной.
Отличительными особенностями активных методов обучения являются:
Активные методы обучения большинства педагогами и специалистами отождествляются с интерактивными методами обучения. Это связано с тем, что интерактивные методы воспринимаются ими как усовершенствованная форма активных методов.
В соответствии с ФГОС, современные школы в большей степени ориентированы на использование активных методов обучения. Ключевым моментом активных методов является направленность на эффективность образовательного процесса, развитие творческого потенциала и активности детей.
Наиболее распространенные разновидности активных методов обучения:
Таким образом, активные методы обучения могут быть охарактеризованы как особая форма ведения и организации образовательного процесса. Главной целью данных методов является оказание максимально возможного стимулирования учебной и познавательной деятельности учащихся, посредством организационно-управленческих и педагогических средств.
Интерактивные методы обучения – взаимодействие между педагогом и учащимися осуществляется в режиме диалога или беседы.
Разница между активными и интерактивными методами общения заключается в том, что интерактивные призваны обеспечить максимально широкое взаимодействие «педагог – учащиеся» или «учащиеся – учащиеся». Интерактивные методы обучения направлены на стимулирование активности учащихся в образовательном процессе.
Вызвать интерес к обучению можно при помощи улучшения форм и методов обучения, а также и формы организации и управления образовательного процесса.
Формы и методы обучения по ФГОС
Формы и методы обучения по ФГОС
ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС?
Многие путают термины «методы» и «приемы», употребляя их как синонимы. Между тем, метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика. Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.
Форма урока — это формат, в котором построен весь урок. В структуре ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения выбираются свободно.
Типы уроков по ФГОС
Тип «урок усвоения новых знаний».
Тип «урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление)».
Тип «урок актуализации знания и умений (урок-повторение).
Тип «урок обобщения и систематизации».
Тип «урок контрольного учета и оценки ЗУН».
Тип «урок коррекции ЗУН».
Тип «комбинированный урок» — может сочетать в себе несколько типов уроков, соответственно — и форм проведения.
Классификация форм уроков
Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.
Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.
Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.
Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.
Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по ФГОС. Четких правил нет, и все зависит от фантазии учителя и от поставленных целей для конкретного урока.
В методике приводится следующая классификация методов обучения:
Пассивные : когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
Выбор метода зависит от многих условий:
уровня подготовленности учащихся;
времени, отведенного на изучение материала;
теоретической и практической подготовленности учителя.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ как эффективное средство реализации ФГОС.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ как эффективное средство реализации ФГОС.
который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.
Учителям нужно постоянно учиться, ЧТОБЫ БЫТЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ФОНТАНОМ ИДЕЙ, ЗНАНИЙ, СВЕТА, а не тусклой керосиновой лампой, чуть излучающей свет.
(Руссо Жан-Жак) сказал :
Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому»,
а (Цицерон Марк Туллий) заметил :
Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит.
Следует изменить роль ученика Ученик не послушный исполнитель, а– активный участник образовательного процесса.
АМО (активные методы обучения)
Что такое эе такое Активные методы обучения? – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
К активным методам обучения относятся проблемные ситуации, творческие и деловые игры, драматизация, дискуссии, дебаты, метод проектов, методы успеха и т.д. В настоящее время опубликовано много методической литературы, описывающей различные методы активного обучения для различных этапов урока. Суть методов понятна из их названия. На своих уроках можно применять и авторские, и собственные, и адаптированные активные методы обучения:
только 10% того, что он читает,
20% того, что слышит,
50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
(данные были получены немецкими, американскими и российскими исследователями)
для ученика активные методы обучения это :
игровая форма разбора и презентации материала,
возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий,
подключение творчества при подготовке презентации,
значительная доля самостоятельности на уроке,
ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими
отсюда развитие высокой мотивированности, интерес и желание заниматься
Каждому этапу урока – соответствуют свои АМ:
АМ начала образовательного мероприятия
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
АМ презентации учебного материала
АМ организации самостоятельной работы над темой
АМ подведения итогов урока
Остановлюсь подробнее на некоторых методах, которые, как мне кажется, подходят для уроков математики.
(Активные методы первой фазы урока)
Цель первой фазы урока:
— заинтересовать учащихся
— привлечь их внимание к уроку
— сообщить тему и цель урока
Существует три вида АМО для первой фазы:
Приветствия и знакомства
Выяснение ожиданий и опасений
Метод «Лето – осень» Цель: выяснить опасения и ожидания от урока.
Проведение: На листе ватмана (на доске) рисуется дерево, в листики которого учащиеся вписывают, что ждут от занятий, чему хотели научиться и чего опасаются. В конце занятия участники заклеивают свои ожидания и опасения цветными листиками:
сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения –зелеными листиками
несбывшиеся ожидания и подтвержденные опасения – желтыми.
Особенностями начала нетрадиционного урока являются:
— рифмованное начало урока;
— с элементами театрализации;
— с эпиграфа к уроку;
— с высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока;
— с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока;
— с постановки учебной задачи, проблемного вопроса, создания
Активные методы второй фазы урока
-вовлечение всех учащихся в обсуждение темы,
-акцентирование внимание на ключевых понятиях темы,
-оценивание знаний и умений,
Существует три вида АМО для работы над темой:
АМ закрепление изученного материала
АМ презентации нового материала
АМ организации самостоятельной работы над темой .
Метод «Золотой ключик Цель:
-активизация мыслительной деятельности,
Кластер- пучок, созвездие.
Это графическая организация материала, показывающая смысловые
поля того или иного понятия.
Данный прием можно использовать на любом этапе урока
Этапы и правила мозгового штурма:
1. Постановка проблемы. Предварительный этап.
2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма.
Правила для этого этапа: достаточно оперативен и надежен;
это максимум идей за короткий отрезок времени;
это отсутствие какой-либо критики;
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе оценка приветствуется.
-анализ и выбор правильных решений
В курсе математики много различных формул. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать или при решении задач и упражнений, они должны самые распространённые из них, часто встречающиеся на практике знать наизусть. Чтобы формулы лучше запоминались, а так же для контроля за усвоением их используется на уроках дидактические игры.
Активные методы третьей фазы урока. Цель третьей фазы: подведение итогов образовательного мероприятия.
Существует два вида АМО для завершения урока:
АМ подведения итогов урока .
АМ подведения итогов урока позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу: » «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг».
Метод рефлексии “Мозаика из слов ” Организация
Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает бумагу и должна за 5 минут написать список ключевых понятий и терминов, связанных с темой урока.
Упражнение помогает обучающимся вспомнить то, что происходило на уроке, соединить в единое целое свои впечатления о нем и полученную информацию. Также упражнение помогает завершить урок в живой, активной, запоминающейся манере.
Метод самоконтроля, самоанализа, самооценки полученных знаний на уроке. В течение урока ученики поэтапно заполняют индивидуальные карточки контроля знаний. За каждый этап учащийся в течение всего урока самостоятельно выставляет в эту карточку набранное количество баллов, в конце урока суммирует баллы и выставите себе оценку за урок в зависимости от того, сколько баллов набрал.
Методы получения обратной связи. «Незаконченное предложение»
Участникам предлагается закончить следующие предложения:
Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня…
Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было…
Сегодня я понял(а), что…
Применение активных методов обучения не только повышает эффективность урока, но и гармонизирует развитие личности, что возможно лишь в активной деятельности.
Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.
Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.
Не зря древняя китайская мудрость гласит:
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму.