какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа

Методы внутришкольного контроля

какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть картинку какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Картинка про какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть картинку какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Картинка про какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть картинку какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Картинка про какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть картинку какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Картинка про какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа

какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть картинку какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Картинка про какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа

какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть картинку какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Картинка про какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа

Методы внутришкольного контроля.

В процессе внутришкольного контроля используются следующие методы:

1. Изучение школьной документацииэто количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного процесса, который содержит информацию за несколько лет (журналы, личные дела, нормативные документы, ученические работы, приказы).

2. Наблюдениевыявление опыта работы учителей и активности, учащихся на уроке (посещение уроков).

3. Беседа –проводится, чтобы узнать мнение учителей на объект деятельности, выявление теоретических знаний учителя его инновационный взгляд.

4. Устный и письменный контроль детидолжны уметь и говорить и письменно изъяснять свои мысли.

5. Анкетированиесбор массовой информации и выявление личностных характеристик ребенка, и отношение к предмету, т. е мотив у учебной деятельности.

6. Изучение передового педагогического опытадополнительная информация об особенностях работы школы, определённых учителей, способах проявления педагогического творчества и внедрение инноваций в педагогический процесс школы.

7. Хранометрировниеизучение режима работы школы, рациональное распределение времени учителем на уроке и во внеурочное время.

8. Наличие диагностических методик и их обработка (можно выяснить устраивает ли учителей их заработная плата, материальное оснащение школы, т. е объективная информация о деятельности образовательного учреждения).

Т.о методы взаимно дополняют друг друга и эффективно используются в процессе внутришкольного контроля.

Планирование внутришкольного контроля

Планирование внутришкольного контроля.

Эффективностью педагогического контроля является комплексное планирование. О сроках и формах контроля учителям сообщается предварительно. В учительской в виде графика размещается план внутришкольного контроля с указанием:

Необходимо наметить важные темы выносимые на внутришкольный контроль по всем предметам. Дополнительно сообщается метод контроля.

Такой план внутришкольного контроля дисциплинирует и учителей и руководителей школы.

Внутришкольный контроль предупреждает стихийность, проводится в системе с использованием различных методов.

Методическая работа в школе.

План.

Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры учителя: понятие, значение и задачи.

Источник

Виды, формы и методы внутришкольного контроля

какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть картинку какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Картинка про какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть картинку какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Картинка про какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть картинку какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Картинка про какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть картинку какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Картинка про какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа

какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть картинку какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Картинка про какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа

какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть картинку какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Картинка про какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа

Проблема классификации видов, форм и методов внутришколь­ного контроля в настоящее время остается дискуссионной, что является подтверждением актуальности данной проблемы в тео­рии и практике и продолжающимся поиском ее оптимального ре­шения. В книге М.Л.Портнова «Труд руководителя школы» выде­ляются три вида контроля: предварительный, текущий, итоговый. Н.А.Шубин, объединяя в одной классификации формы и методы, дает их следующее сочетание: обзорный предварительный, персо­нальный, тематический, фронтальный и классно-обобщающий.

Среди педагогов — теоретиков и практиков широко известна классификация видов и форм внутришкольного контроля, пред­ложенная Т.И.Шамовой. Эта классификация структурно выдер­жана, логична, удобна в практическом использовании, и, главное, виды и формы контроля в полной мере отвечают природе цело­стного педагогического процесса. В ней выделяются два вида контроля: тематический и фронтальный. Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или стар­шей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, содержа­ние тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, но изучаемые глу­боко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объеди­нения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, боль­шого количества проверяющих при фронтальном контроле этот вид целесообразно, как показывает практика, использовать не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например при проведении ат­тестации, изучаются все направления его работы — учебной, вос­питательной, общественно-педагогической, управленческой. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспек­ты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, орга­низация образовательного процесса, работа с родителями, финан­сово-хозяйственная деятельность и др.

В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются следующие его формы.*

* См.: Внутришкольное управление. — С. 100 — 102.

Персональный контроль осуществляется за работой отдельно­го учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов скла­дывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим и оправдан. В деятельности учителя персо­нальный контроль важен как средство самоуправления педагога, как стимул в его профессиональном становлении.

Классно-обобщающий контроль применим при изучении сово­купности факторов, влияющих на формирование классного кол­лектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предме­том изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуа­лизации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисци­плины и культуры поведения и др.

Предметно-обобщающий контроль используется в тех случа­ях, когда изучается состояние и качество преподавания отдель­ного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекаются представителя как администрации, так и методических объеди­нений школы.

Тематически-обобщающий контроль имеет своей главной целью изучение работы разных учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. На­пример: использование краеведческого материала в процессе обу­чения, или развитие познавательных интересов учащихся, или формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках естественного цикла и др.

какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть картинку какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Картинка про какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа

Комплексно-обобщающий контроль используется при осу­ществлении контроля за организацией изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле. В названии форм контроля повторяется термин «обобщающий». Это лишний раз подчеркивает назначение контроля как функции управле­ния педагогическим процессом, обеспечивающей его досто­верной, объективной, обобщающей информацией. Именно такая информация необходима на этапе педагогического ана­лиза, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.

В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как изучение школьной документации, наблюдение, бе­седы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагно­стические методы, т.е. такие методы, которые позволяют полу­чить необходимую объективную информацию. Методы взаимно друг друга дополняют, и если мы хотим знать реальное положе­ние дел, то должны по возможности использовать различные методы контроля.

При проведении контроля возможно использование метода изучения школьной документации, в которой отражается коли­чественная и качественная характеристика учебно-воспитательно­го процесса. К учебно-педагогической документации школы от­носятся: алфавитная книга записи учащихся, личные дела уча­щихся, классные журналы, журналы факультативных занятий, журналы групп продленного дня, книги учета бланков и выдачи аттестатов об образовании, книга учета выдачи золотых и сереб­ряных медалей, книга протоколов заседаний совета школы и пе­дагогического совета, книга приказов по школе, книга учета пе­дагогических работников, журнал учета пропусков и замещения уроков и др. Даже сам факт перечисления школьной документа­ции говорит о многообразии и богатстве информации, получае­мой в процессе ее использования. Школьная документация со­держит информацию за несколько лет, при необходимости мож­но обратиться в архив, что позволяет вести сравнительный ана­лиз, особенно ценный для прогностической деятельности.

Устный и письменный контроль наиболее часто применяются в школьной практике. Однако при всей их доступности и легко­сти использования ограничиться только ими нельзя. В школьной практике применяются также социологические методы сбора ин­формации. К ним относятся анкетирование, опрос, интервьюиро­вание, беседа, метод экспериментальных оценок и др. Они позво­ляют быстро получить интересующую проверяющего информацию.

Метод хронометрирования используется при изучении режи­ма работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, занятости учащихся и учителей, причин их перегрузки, при определении объема домашних заданий, ско­рости чтения и др.

Таким образом, выбор форм и методов внутришкольного кон­троля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование раз­нообразных форм и методов возможно при условии четкого, обоснованного планирования, включения в его проведение пред­ставителей администрации, учителей, работников органов управ­ления образованием.

1. Назовите основные компоненты управленческой культуры руко­водителя образовательного учреждения.

2. Каковы основные функциональные обязанности руководителей общеобразовательной школы? В каких документах определены обязан­ности должностных лиц?

3. В чем состоит роль и каково содержание педагогического анализа в управлении школой? Что является объектом педагогического анализа?

4. Проанализируйте различные виды планов работы школы. В чем заключается их взаимосвязь?

5. Во время лабораторных занятий в школе познакомьтесь с содер­жанием годового плана работы школы. Проанализируйте содержание основных разделов плана.

6. Каково основное содержание организаторской деятельности руко­водителей школы?

7. Дайте характеристику деятельности педагогического совета шко­лы, совещания при директоре школы, ученического комитета.

8. Как связан контроль и регулирование с другими функциями внутришкольного управления? Какие используются методы внутришкольного управления?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Кобзарь Б.С. Управление школой продленного дня. — Киев, 1988.

Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. — М., 1986.

Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. — М., 1982.

Портнов М.Л. Труд руководителя школы. — М., 1984.

Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. — М.; 1979.

Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М.Поташника. — М., 1992.

Фролов П.Т. Школа молодого директора. — М., 1988.

Глава 24. Взаимодействие социальных институтов в управлении педагогическим процессом

• Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности • Педагогический коллектив школы • Семья как специфическая педагогическая система • Психолого-педагогические ос­новы установления контактов с семьей школьника • Формы и методы ра­боты учителя, классного руководителя с родителями учащихся

Источник

ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Смотреть картинку какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Картинка про какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа. Фото какие методы вшк может использовать школа выберите два ответа

ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ

МБОУ «Урожайнвская школа»

Различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль.

В основу внутришкольного контроля школы закладывают педагогический анализ результатов труда учителя и состояния учебно-воспитательного процесса. В качестве целей внутришкольного контроля выдвигают:

— достижение соответствия функционирования и развития, педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования;

— дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, учитывая, индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образовательные возможности, состояние здоровья.

Из целей вытекают следующие задачи внутришкольного контроля:

— периодическая проверка выполнения требований государственных стандартов по различным предметам;

— формирование у учащихся ответственного отношения к овладению знаниями, умениями, навыками;

— систематический контроль за качеством преподавания учебных дисциплин, соблюдением учителями научно обоснованных требований к содержанию, формам и методам учебно-воспитательной работы;

— поэтапный контроль за процессом усвоения знаний учащимися, уровнем их развития, владением методами самостоятельного приобретения знаний;

— оказание помощи учителям в учебно-воспитательной работе и совершенствовании ими своего педагогического мастерства;

— изучение опыта работы учителей;

— постоянная проверка выполнения всех планов работы школы и принимаемых управленческих решений;

— обеспечение связи урочной и внеурочной деятельности школы;

— диагностика состояния учебно-воспитательного процесса, выявление отклонений от запрограммированного результата в работе коллектива и отдельных его членов, создание обстановки заинтересованности, доверия и совместного творчества;

— выработка наиболее эффективных технологий преподавания предметов;

— повышение ответственности учителей, осуществление внедрения новых методов и приемов работы в практику преподавания учебных предметов.

— совершенствование системы контроля за состоянием и ведением школьной документации.

Функции внутришкольного контроля:

Функция обратной связи. Без объективной и полной информации, которая непрерывно поступает к руководителю и показывает, как происходит выполнение поставленных задач, руководитель не может управлять, принимать обоснованные решения.

Для характеристики внутришкольного контроля важное значение имеет осмысление его видов, форм и методов. Проблема их классификации в настоящее время остается дискуссионной, что служит подтверждением актуальности данной проблемы в теории и практике и продолжающегося поиска ее оптимального решения. Над этой проблемой работают такие ученые, как М.Л. Портнова, Н.А. Шубин, Т.И. Шамова и другие.

по времени, осуществления:

По широте охвата объектов проверки:

Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на начальной или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяющих, этот вид контроля целесообразно, как показывает практика, использовать не более двух-трех раз в учебном году.

С учетом того, что контроль осуществляется за деятельностью отдельного учителя, группы учителей, всего педагогического коллектива выделяются несколько форм контроля : персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, комплексно-обобщающий. Использование разнообразных форм контроля позволяет охватить значительно большее число преподавателей и педагогических коллективов, различные направления работы школы, рационально использовать фактор времени, избежать возможных перегрузок руководителей школы и учителей.

Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим и оправдан. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, стимулирующего фактора в его профессиональном становлении.

Классно-обобщающая форма контроля применима при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеурочной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика учебных достижений учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения и др.

Предметно-обобщающая форма контроля используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекаются как администрация, так и представители методических объединений школы.

Тематически-обобщающая форма контроля имеет своей главной целью изучение работы разных учителей и разных классов, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. Например, развитие познавательных интересов учащихся или формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках естественного цикла и других.

Комплексно-обобщающая форма контроля используется при осуществлении контроля за организацией изучения нескольких учебных предметов, нескольких учителей в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.

В процессе внутришкольного контроля используются следующие методы :

Наблюдение за учебно-воспитательным процессом и одновременное его анализ. Особенности непосредственного наблюдения состоит в том, что контролирующий не вмешивается в ход процесса до его окончания и ставит задачи по его коррекции перед самым педагогом. Методы наблюдения учебных и воспитательных занятий позволяет выявить состояние преподавания учителем учебного материала, правильность выбора типа урока, форм и методов работы на уроке, способов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся и т.д., умение организовать и провести воспитательные мероприятия, а также увидеть их влияние на формирование взглядов и убеждений учащихся.

Устная проверка. Это самый распространенный метод проверки знаний учащихся. В ходе ее является возможность выявить не только знания учеников по тому или иному предмету, темы, но и самостоятельность мышления, логику изложения материала, сформированность связной речи, особенности памяти и т.

Метод письменного проверки дает возможность за один урок или часть урока проверить качество знаний, умений и навыков всех учеников класса. Этот метод более объективен по сравнению с устной проверкой, поскольку дает возможность видеть каждую неточность. Однако, письменная проверка имеет и свои недостатки: отсутствие живого контакта с учеником в процессе проверки, проверяя не могут проследить за развитием связной речи ученика, логикой рассуждения.

Методы внутришкольного контроля взаимно дополняют друг друга, и если администрация хочет знать реальное положение дел, то должна по возможности использовать различные методы контроля.

Наличие органической взаимосвязи контроля с глубоким и всесторонним анализом проверяемых объектов, педагогических явлений, деятельности учителя и учащихся, конечной целью которого является принятие педагогических и управленческих решений, а также прогнозирование дальнейшего развития изучаемого процесса или отдельных сторон этого процесса.

Совершенствуя внутришкольный контроль, необходимо иметь в виду

– нацеленность контроля на качество конечных результатов и рациональных путей их достижения;

– повышение самостоятельности всех звеньев работы школы через их автономизацию (передача полномочий методическим объединениям и т.д.) и повышение ответственности каждого за качество конечных результатов;

– стимулирование перехода автономных структур, а также отдельных учителей на самоконтроль и самооценку в сочетании с отслеживанием конечных результатов руководителями школы;

– создание в каждой школе системы внутришкольного контроля, предусматривающей охват контролем всех компонентов, обеспечивающих стабилизацию, перевод школы в режим развития или ее функционирования в этом режиме;

– разработка и постоянное накопление научно обоснованных программ сбора информации, где бы четко были сформулированы цель проверки, теоретические подходы, параметры оценки, программа наблюдения и методика обработки результатов.

Источник

Структура, содержание, организационные формы и методы внутришкольного контроля

Задачи обновления системы образования, содержание работы общеобразовательной школы обусловлены социально-экономическими преобразованиями, происходящими в стране. Каждое образовательное учреждение должно иметь свое лицо, своего ученика, свои особенные подходы. Вариативность программ, разнообразие учебно-методических комплексов, а так же передача функций контроля образовательным учреждениям в сравнении с единообразием, всеобщим характером программ, учебников, учебных планов школы прошлого позволило по-другому взглянуть на организацию деятельности образовательного учреждения. Самым трудным, самым ответственным звеном в работе школы является внутришкольный контроль.

Функции прогнозирования и планирования реализуются в нерасторжимом единстве и направлены на улучшение деятельности образовательного учреждения, достижение более качественных конечных результатов учебно-воспитательного процесса; но без анализа, без оценки спланировать перспективу развития невозможно.

Говоря о контроле, необходимо различать виды, формы и методы контроля.

В практике школ, исходя из цели проведения, можно выделить два вида контроля: тематический и фронтальный.

Тематический контроль проводится на протяжении всего учебного года с целью углубленного изучения и получения информации о состоянии определенного элемента объекта контроля (уровень знаний, умений и навыков учеников, качества работы учителя, классного руководителя, соответствие содержания работы школьного методического образования заявленной теме, качество работы кружков и факультативов, проведения индивидуальных занятий, соблюдения техники безопасности на уроке и т.д.).

По результатам тематического контроля оформляется справка, проводятся собеседования, совещания.

Фронтальный контроль поводится не чаще двух-трех раз за год с целью одновременной всесторонней поверки объекта контроля в целом (методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеурочная воспитательная работа, научно-исследовательская и экспериментальная деятельность и т.д.) или отдельного подразделения школы (параллель классов, школьное методическое объединение, различные службы). Так, например, если методическое объединение ставится на фронтальный контроль, то проверяются все аспекты его деятельности. Если фронтальный контроль производится по работе отдельного учителя, то предвидится изучение всех сторон его деятельности (как учителя-предметника, воспитателя и т.д.) Такой контроль производится во время аттестации учителя.

Форма контроля это способ организации контроля. По периодичности контроля может быть: входной контроль (в начале учебного года за курс предыдущего); предупредительный контроль (перед проведением итоговых, контрольных работ, перед экзаменами в выпускных классах, проверка готовности к школе к новому учебному году); текущий контроль (после изучения темы, результаты контроля учебного заведения за четверть, полугодия); промежуточный контроль (аттестация в конце года в переводных классах); итоговый контроль (экзамены в выпускных классах, результаты работы школы за год).

По способу организации контроля над объектами, которые проверяются, в учебных заведениях используются шесть разных форм контроля: персональный; классно-обобщающий; предметно-обобщающий; тематически-обобщающий; обзорный; комплексно-обобщающий.

Согласно изложенного содержание форм контроля можно распределить следующим образом:

персональный контроль: контроль над работой одного учителя со всех сторон образовательной деятельности (проводится во время аттестации); контроль над работой одного учителя (классного руководителя) по определенной теме (продуктивность преподавательской деятельности, методический уровень учителя в целом или какой либо стороны его деятельности, например, уровня требований к знаниям учеников) или конкретного ученика (одаренные, «тяжелые» и т.д.)

классно-обобщающий контроль: контроль над деятельностью учителей, классных руководителей, воспитателей, которые работают в одном классе (в одной параллели), уровнем знаний, умений и навыком (срез), работой различных служб в данном классе и т.д.; контроль над учениками целого класса по определенной теме или изучение конкретного вопроса (например, контроль группы учителей по изучению дозирования домашнего задания в одном классе);

предметно-обобщающий контроль: контроль над формированием системы знаний, умений и навыков у учеников по конкретному предмету, изучение вопросов последовательности обучения и др. (например, контролируются учителя, работающие по одному предмету с 5 по 11 классы); контролю подлежат учителя, которые ведут один предмет по конкретной теме (выявление проблем, оказание помощи);

тематически-обобщающий контроль: контроль над работой учителя на каждом этапе обучения (например, по вопросам развития познавательной самостоятельности или формирования личности ученика в целом);

обзорный контроль: контроль над отдельными вопросами образовательной деятельности в целом (состояние школьной документации, состояние трудовой дисциплины, состояние учебно-технической базы, состояние учебных кабинетов, обеспечение учеников учебной литературой);

комплексно-обобщающий контроль: контроль за состояние вопросов в комплексе в параллели классов (уровень знаний и воспитанности параллели, ученика, качество преподавания в параллели, качество работы классных руководителей в параллели и др.)

Все перечисленные формы контроля находят свое практическое применение в методах контроля.

Все виды контроля завершаются разработкой предложений для устранения выявленных недостатков. Они должны быть направлены на улучшение образовательной деятельности и соответствовать реальным возможностям общеобразовательного заведения.

Объектами внутришкольного контроля являются такие виды образовательной деятельности: учебно-воспитательная работа; методическая работа; внеурочная воспитательная работа; экспериментальная и научно-исследовательская работа.

Основными документами, которые непосредственно регламентируют учебно-воспитательную работу в учебном заведении, являются учебные планы и программы, разработанные на основе Государственных образовательных стандартов и требований к выпускникам школ.

Основными элементами контроля учебно-воспитательной работы являются: выполнение всеобуча; состояние преподавания учебных предметов; качество знаний, умений и навыков учеников; выполнение решений педсоветов, совещаний и т.д.; качество ведения школьной документации; выполнение программ; подготовка и проведение государственной итоговой аттестации.

Центром методической работы есть методическое объединение. При составлении плана внутришкольного контроля учитываются следующие элементы методической работы: повышение квалификации администрации и учителей, работа методических объединений, работа с молодыми специалистами, работа с новыми учителями.

Во время контроля деятельности методических объединений проверяются такие показатели: выполнение нормативных документов, выполнение решений и рекомендаций заседаний методических объединений, качество подготовки и проведения методических недель, качество подготовки и проведение предметных недель, подготовка и проведение конференций, семинаров, круглых столов и др., участие детей в олимпиадах, интеллектуальных марафонах и др., проведение заседаний методических объединений.

Внеурочная воспитательная работа с учениками в учебных заведениях является составной частью образовательного процесса и проверяется по таким направлениям: уровень воспитанности учеников; качество работы классного руководителя; участие родителей в воспитательном процессе; качество проведения общешкольных мероприятий; спортивно-массовая работа; качество проведения занятий дополнительного образования; организация патриотического, морального и эстетического воспитания; профилактическая работа с «трудными» детьми.

Направленность тематики экспериментальной и научно-исследовательской работы должна соответствовать профилю учебного заведения и отображать практические потребности общеобразовательного учебного заведения и образовательного процесса в целом.

Критерии оценки качества экспериментальной и научно-исследовательской работы: степень научной обоснованности нововведений; результат нововведений; соответствие нововведений концепции развития школы; уровень научной образованности учителей; научно-исследовательская деятельность учеников

Основными элементами обеспечения образовательной деятельности даны в таблице 1.

МедицинскийСанитарно-гигиенический режим
Здоровье и физическое развитие детей
Поведение лечебно-профилактических мероприятий
Режим и качество питания
Материально-техническийРазвитие кабинетной системы
Обеспеченность техническими средствами обучения
Учебно-методическийЗаказы, получение, учет, сохранность и использование учебно-методической литературы
Работа библиотеки
ИнформационныйНормативно-правовая база
Информационные технологии
Аналитические документы, справки, доклады и др.
ПсихологическийСтепень психологического комфорта учеников
Степень психологического комфорта учителей
Психологическая комфортность коллектива к инновациям
ТБТехника безопасности
Охрана труда

В процессе методической работы заместитель директора организует повышение педагогической квалификации учителей начальной школы, занимается организацией творческого роста педагогов, целенаправленно строит работу с молодыми педагогами, изучает педагогический опыт и мастерство своих коллег, обобщает достижения и наработки своих учителей, создает условия для максимального раскрытия их таланта и профессиональных умений.

Административная функция заместителя директора по начальным классам не является главенствующей в его повседневной деятельности. Ее основной задачей является подкрепление его методической и организаторской функций по созданию стройной учебно-воспитательной системы работы учителей начальных классов. Важным проявлением административной функции является контроль качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Контроль предполагает анализ деятельности педагогов по созданию условий для развития личности школьника как субъекта учебной деятельности, становления классных коллективов, построения системы преемственности в деятельности начальной и старшей школы.

Особое место в практике работы заместителя директора начальных классов занимает анализ и контроль календарно-тематического планирования и выполнения программ педагогами, результативности работы педагогов по выполнению запланированных мероприятий учебного и воспитательного плана, контроль над работой методического объединения учителей начальных классов.

Все вышеперечисленные функции будут успешно реализоваться в работе заместителя директора в том случае, если он будет много и плодотворно работать над собой, повышать свой профессиональный потенциал будет интересен своим коллегам как творческая, самодостаточная личность

Одной из важных функциональных обязанностей заместителя директора школы, курирующего школу 1 ступени, является создание стройной системы внутришкольного контроля.

В планировании работы школы 1 ступени отдельным блоком определяется план мероприятий, предусматривающий систему мер по выявлению соответствия реального состояния учебного процесса учебным планам, программам, инструкциям, приказам.

Каждый заместитель директора школы планирует организацию внутришкольного контроля по своему направлению профессиональной деятельности, в том числе и заместитель директора, курирующий работу школы 1 ступени.

Планирование внутришкольного контроля определяется не спонтанно, а исходит из тех реальных недостатков, которые имеются в организации учебно-воспитательного процесса в школе 1 ступени, или из качественных показателей результатов профессиональной деятельности педагогов, результатов контрольных срезов классов, итоговых достижений учащихся школы 1 ступени.

В функциональные обязанности заместителя директора входит планирование внутришкольного контроля, сбор необходимой информации, обработка информации, а также поддержка достижений педагогов по результатам внутришкольного контроля с целью обобщения опыта и распространения в коллективе и работа по устранению недостатков с целью их предупреждения и ликвидации.

Для того, чтобы внутришкольный контроль в школе 1 ступени был действенным и эффективным, он должен строится на определенных принципах, главные из которых: актуальность, гласность, определение приоритетных участков контроля, научность и результативность.

Для того, чтобы планирование внутришкольного контроля давало реальные результаты, необходимо использовать различные методы, которые позволяют разносторонне изучить вопрос, стоящий на контроле. Программа внутришкольного контроля предполагает использование различных методов, которые помогают изучить вопрос, стоящий на внутришкольном контроле, со всех точек зрения.

Результаты тематического контроля оформляются в виде справки и зачитываются лицам, которые стали субъектом контроля.

Помимо ранее перечисленных видов контроля в школе 1 ступени проводятся некоторые дополнительные виды контроля: проверка школьной документации (проверка ведения личных дел), соблюдение единого орфографического режима техника чтения учеников начальной школы, дневников учеников 4 классов, выполнение планов воспитательной работы учителями школы 1 ступени. Обязательной проверке подлежат выполнение Устава школы и правил внутреннего распорядка общеобразовательного учебного заведения.

Осуществляя внутришкольный контроль, заместитель директора должен продумывать способы проверки изучаемых вопросов. Поверка по линии администрации школы может быть предупредительного плана. О такой проверке заместитель директора заранее предупреждает учителей, так как такая проверка является многосторонней и учитель должен заранее подготовиться.

Помимо предупредительной проверки замдиректора может проводить проверку деятельности учителей, заранее их об этом не предупреждая. Такая проверка на предупреждение халатности и недобросовестности педагогов в выполнении своих профессиональных обязанностей. В этом случае проверяются: наличие рабочих планов учителя, организация урока и его качество, подготовка учеников к урокам. Такая проверка предполагает выборочное посещение уроков.

Поскольку в современной начальной школе работают учителя предметники, замдиректора начальной школы может пригласить для выполнения программы внутришкольного контроля специалистов, которые могут оценить и проанализировать уроки информатики, экономики, хореографии и других предметов. Это позволит замдиректора быть объективным и выполнить программу контроля в полном объеме и качественно.

Для проведения внутришкольного контроля составляется план внутришкольного контроля на весь учебный год. Планирование начинается в апреле-мае и к началу учебного года процесс планирования не только должен быть завершен, но и оформлен письменно и вывешен на видном месте для того, чтобы педагогический коллектив мог с ним ознакомиться.

По результатам внутришкольного контроля заместитель директора готовит справочный материал. Справка зачитывается на совещании при директоре школы с приглашением учителей. Учитель, ознакомившись со справкой и согласившись с ней, подписывает ее.

Контроль станет эффективным только тогда, когда он будет регулярным, систематическим, действенным и гласным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *