какие министерства упразднили в 2020
Реформа Мишустина: Уже понятно, чем обернется для россиян ликвидация министерств и ведомств
И что конкретно изменится от усиления одних чиновников и ослабление других
Административная реформа, о запуске которой председатель правительства Михаил Мишустин объявил лишь в понедельник, уже реально стартовала. Президент Владимир Путин упразднил сразу два федеральных ведомства — Роспечать и Россвязь, функции которых теперь полностью переданы вышестоящему Минфицры.
Собственно говоря, неожиданностью это не стало, поскольку о ликвидации ведомств с начала ноября говорили и в аппарате правительства, и в Госдуме.
Таким образом, одним росчерком пера министр цифрового развития Максут Шадаев получил значительное политическое усиление, учитывая, что Роспечать занималась, в частности, прямой государственной поддержкой масс-медиа. Подобный ресурс крайне значимый в преддверии предстоящего электорального цикла, который фактически уже начался с подготовки к выборам в Госдуму.
А вот с бюрократической точки зрения упразднение двух ведомств мало что значит. Скажем, Россвязь была одним из самых компактных федеральных ведомств, в котором работали лишь 140 чиновников. И можно предположить, что за формулировкой о «передаче функций» скрывается попросту перевод большинства из госслужащих на работу в Минцифры.
Уж точно не останется без работы и такой долгожитель федеральной политики, как Михаил Сеславинский, с момента учреждения и на протяжении 16 лет бессменно возглавлявший Роспечать. Вероятнее всего, он вернется на прежнюю должность, которую занимал до 2004 года, — заместителя министра.
При этом третье ведомство, которое было подчинено Минцифры — Роскомнадзор — в рамках реформы трогать не будут. В любом случае, ликвидация еще двух федеральных агентств, созданных в ходе предыдущей административной реформы, затеянной тогдашним замглавы президентской администрации Дмитрием Козаком, ставит ребром вопрос: а можно ли вообще в России оптимизировать госуправление.
Напомню, что в ходе реформы Козака вся система исполнительной власти была расчленена на три уровня: министерства, службы и агентства. Федеральных служб было создано 37, а федеральных агентств — 35. К настоящему времени служб осталось 30, а агентств — 19.
Ликвидация вновь созданных ведомств началась практически сразу после старта реформы Козака: например, уже в 2008 году были упразднены Росздрав, Росмедтехнологии, Росстрой, Росэнерго, Росспорт, Роскультура и Роспром, в 2009 году — РосОЭЗ, а в 2010 году — Рособразование и Роснаука. Их функции были возвращены профильным министерствам, у которых их изъяли в 2004 году.
Правда, в том числе за счёт вакантных мест. А вот будут ли ликвидированы другие ненужные «придатки» предыдущей админреформы с возвращением их функционала полноценным министерствам — об этом в правительстве пока молчат. Сказать, видимо, нечего…
Руководитель Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков смотрит на перспективы новой административной реформы со скепсисом:
— Сокращение числа чиновников в регионах вполне может вызвать управленческий коллапс, так как сокращать в первую очередь будут низовые звенья и сотрудников уровня отделов и небольших управлений, — говорит Гращенков «Свободной прессе». — Тем более, учитывая, что зарплатный фонд останется прежним, сомнительно, чтобы эта мера вызвало какую-то экономию. Скорее всего, речь идёт о повышении зарплаты в верхних эшелонах власти, а на нижнем уровне это приведёт к сокращениям штатного расписания и к дополнительным нагрузкам оставшихся госслужащих.
«СП»: — Сокращение каких должностей, полагаете, сильнее всего ударит по КПД госаппарата?
— Речь может идти о разного рода инспекторах, сотрудниках административных территориальных органов, тех, кто непосредственно ведёт прием населения или работает, что называется, в поле. Сокращение именно этих людей неминуемо повысит время ожидания предоставления государственных услуг, а кое-где приведёт к тому, что управленческая система попросту ляжет.
«СП»: — Неужели никакого позитива в готовящейся админреформе вы не видите?
— Мишустин говорит о том, что оптимизация аппарата будет сопряжена с цифровой модернизацией, однако готова ли сейчас технологии заменить людей? И особенно в регионах. Не думаю, что уровень цифровизации во многих субъектах уже находится на том уровне, чтобы техника способна заменить людей.
Особенно это касается нашего документооборота, который без специфических правил работает плохо. Довольно часто у нас документы куда-то не доходят из-за безалаберности, а ещё чаще — из-за отсутствия санкции начальника, который приделывает ноги той или иной бумажке. В этом смысле наши чиновники — абсолютно уникальные сотрудники, убрав которых, начальство получит полный коллапс.
Указ 71. Не новый, но таинственный
Случайно набрела на информацию об Указе президента за номером 71. От 5 февраля этого года.
Титульная страница там, вверху, в иллюстрациях.
Смысл его в упразднении чего-то там и передаче чего-там кому-то там.
Сразу обращаем внимание на то, что подписи гаранта под указом нету. Есть печать и фамилия. А подписи нету. А если нету подписи, то нету и ответственности. Мало ли, кто там что напечатал. Неподписанный указ не имеет юридической силы, а значит кое-кто как всегда не причем. Между прочим, информация о том, что первое лицо государства имеет обыкновение не подписывать собственные же указы постоянно появляется в Инете.
Обратившись к Конституции, нашла следующие моменты подписи президентом документов.
Статья 86
Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты;
Но это внешняя политика.
А что внутри?
Статья 84 и самое интересное в ней.
Президент Российской Федерации:
г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
д) подписывает и обнародует федеральные законы;
Так вот кто вносит эти бесконечные репрессивные законы в Думу! А то наши патристики вечно талдычат, что эти законопроекты идут из госдепа. Нетушки! Это гарант старается. Аки кое-кто на галерах.
Ну ладно, пусть указы идут так, на доверии, без подписи и печати.
Итак, начнем. Мои извинения за капслок.
Казуистика начинается сразу, с первого абзаца.
Положение о регулировании НЕКОТОРЫХ вопросов и ОТДЕЛЬНЫХ государственных функций.
Кот в мешке.
Но поскольку это только название Положения пока не будем придираться, что это за некоторые вопросы и отдельные положения. Но интрига уже определилась.
К примеру.
То есть, только дано поручение Правительству все разработать, а эти фантомные упразднённые ФО уже есть?! А почему они не перечислены?
А это вообще шедевр.
5. Федеральный орган, которому передаются государственные функции и полномочия упраздняемого федерального органа, определяется указом об упразднении федерального органа.
А теперь перейдем к обязанностям Правительства согласно указу:
17. Типовой перечень мероприятий по передаче федеральному органу, которому передаются государственные функции и полномочия упраздняемого федерального органа, имущества упраздняемого федерального органа утверждается Правительством Российской Федерации.
19. Порядок назначения и функционирования ликвидационной комиссии определяется Правительством Российской Федерации.
20. В состав ликвидационной комиссии входят государственные гражданские служащие и работники упраздняемого федерального органа, а также государственные гражданские служащие и работники федерального органа, которому передаются государственные функции и полномочия упраздняемого федерального органа. В состав ликвидационной комиссии по решению Правительства Российской Федерации могут входить представители других федеральных государственных органов и иные лица.
( эти иные лица просто восхитительны, интересно, кто это?)
И кто это у нас оплатит всю эту прелесть?
3. Финансовое обеспечение ликвидационных процедур осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете упраздняемому федеральному органу и федеральному органу, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансового обеспечения государственной службы.
И прянички.
23. Решение о премировании (материальном стимулировании) председателя ликвидационной комиссии принимается Правительством Российской Федерации.
24. Решения о премировании (материальном стимулировании) членов ликвидационной комиссии принимаются председателем ликвидационной комиссии.
И наконец, нечто странное и неожиданное.
Этим указом установлен порядок упразднения федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ.) Их функции передадут другим ведомствам.
Тайна этой оптимизации чиновников будет раскрыта в ноябре этого года!
***
Внутри Большой печати США, выполненной из ценных пород дерева, подаренной советскими школьниками в 1945 году в Артеке послу США в СССР Авереллу Гарриману и висевшей в его рабочем кабинете в Москве, было встроено изобретённое Л. С. Терменом пассивное подслушивающее устройство эндовибратор, позволившее в течение семи лет советской разведке получать важные сведения из «первых уст» 🙂
Эксперт объяснил, зачем упразднили Роспечать и Россвязь
Курс на оптимизацию
Впервые о возможном упразднении Роспечати и Россвязи стало известно 16 ноября. Об этом рассказал глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.
«Обсуждается вопрос оптимизации структуры Минцифры. Я думаю, что это дело ближайшего будущего. Помимо самого министерства, есть два агентства и одна служба. К службе (Роскомнадзору) вопросов нет и быть не может. А вот что касается Роспечати и Россвязи – их будущее в правительстве обсуждается. Я не за или против их сокращения, просто констатирую факт, что это рассматривается», – сообщил тогда он.
Роспечать по указу президента была образована в 2004 году. Ведомство занималось выдачей господдержки печатным и электронным СМИ, книгоиздателям и телеканалам. Особое внимание Роспечать уделяла социально значимым и детским проектам в медиа. Агентство стояло у истоков наград «Премии Рунета», «ТЭФИ-Регион», а также многочисленных книжных премий. Кроме того, выступало в течение последних 10 лет в роли госзаказчика при реализации проекта по переходу на цифровое вещание.
Россвязь, которая также была создана в 2004 году, занималась оказанием государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи. В частности, курировала вопросы в области использования, а также развития сетей связи, спутниковых систем связи, систем радиовещания и телевещания.
Эффективность не снизится?
Здание федерального агентства связи
В пресс-службе Минцифры РФ заявили, что процесс упразднения агентств должен пройти «бесшовно». Кроме того, работавшие там сотрудники смогут продолжить трудиться под руководством заместителей министра цифрового развития или директоров департаментов министерства.
В Минцифры РФ добавили, что агентства выполняли ряд «таких важных задач, как построение единого информационного пространства, преодоление информационного неравенства, повышение доступности современных услуг связи, поддержка русскоязычной аудитории вне России, обеспечение всей страны универсальными услугами связи».
В свою очередь, руководитель экспертного центра электронного государства Павел Хилов в беседе с Москвой 24 также отметил, что работа по направлениями, которые курировали ведомства, не пострадает.
Задачи ведомств в дальнейшем продолжит выполнять министерство цифрового развития в соответствии с общей государственной политикой, говорит эксперт. «За счет передачи полномочий эта деятельность будет продолжаться, она никуда не денется», – подчеркнул Хилов.
Правительство ликвидирует два федеральных агентства
О решении ликвидировать Федеральное агентство связи (Россвязь) и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) РБК рассказали источник в правительстве и собеседник, близкий к одному из профильных ведомств. По данным одного из них, полномочия упраздняемых ведомств будут переданы в Минцифры.
Как сообщил представитель Минцифры, вливание Россвязи и Роспечати в Минцифры должно позволить «более эффективно и рационально использовать имеющиеся ресурсы без ущерба количеству и качеству реализуемых задач». Он заверил, что все полномочия и функционал «плавно и поэтапно перейдут в министерство». Задача Минцифры — сделать так, чтобы процесс упразднения агентств, который займет какое-то время, прошел «бесшовно» и не вызвал проблем в реализации текущих задач.
В пресс-службе правительства отказались от комментариев.
О том, что в правительстве обсуждается вариант ликвидации Роспечати и Россвязи, накануне рассказывал председатель комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн.
Изменение структуры — часть озвученной премьер-министром Михаилом Мишустиным задачи по оптимизации системы государственного управления. В рамках реформы с 1 января в министерствах и их территориальных подразделениях планируется сократить соответственно 5 и 10% должностей чиновников, в основном за счет вакансий. Она начнется 1 января и продлится три месяца. «Откладывать реформу больше нельзя, важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент. Поэтому предлагаю начать оптимизацию системы управления с 1 января и не растягивать, а провести ее за три месяца, до 1 апреля», — заявил глава правительства.
По словам Хинштейна, попытка создать три уровня исполнительной власти (министерства, службы, агентства) не удалась: «Кабмин может еще пересмотреть подходы к существованию ряда структур при исполнительных органах. Насколько мне известно, обсуждается вопрос оптимизации структуры Минцифры. Помимо самого министерства есть два агентства и одна служба. К службе (Роскомнадзору) вопросов нет и быть не может. А вот что касается Роспечати и Россвязи, их будущее в правительстве обсуждается», — сказал он.
Чем занимаются ликвидируемые агентства
Основная функция Роспечати заключалась в выдаче господдержки печатным и электронным СМИ, а также книгоиздателям и телеканалам. Агентство ежегодно отбирало СМИ и их проекты, которые, по мнению ведомства, нуждались в финансовой помощи со стороны государства.
Суммарно в 2021 году на поддержку СМИ планируется выделить почти 102,8 млрд руб. из федерального бюджета; 97,4 млрд руб. из них должна распределять между СМИ Роспечать. Кроме того, агентство выдавало СМИ и книжным издательствам справки для таможенных и налоговых органов, необходимые для получения льгот.
Кроме того, Россвязь устанавливает тарифы на услуги по присоединению и пропуску трафика для операторов, занимающих существенное положение (к ним относятся те, кто имеет возможность пропускать через свою сеть не менее 25% трафика в определенном регионе или владеет не менее 25% номерной емкости в нем, например, в Москве это «Московская городская телефонная сеть», в большинстве других регионов — «дочки» «Ростелекома»). В ведении агентства находятся универсальные услуги связи (установка таксофонов, организация точек доступа в интернет по технологии Wi-Fi; ведомство заключило десятилетний контракт на оказание этих услуг с «Ростелекомом»). Оно же формирует резерв универсального обслуживания — специальный фонд, куда все операторы должны отчислять 1,2% выручки от оказания услуг связи за квартал, и возмещает операторам универсального обслуживания убытки от оказания подобных услуг.
Как к ликвидации отнеслись участники рынка
Президент издательского холдинга «Эксмо-АСТ» Олег Новиков напомнил, что Роспечать оказывала комплексную поддержку книжной отрасли и медиа — выделяла бюджеты для социальных проектов, занимается организацией масштабных книжных форумов, таких как книжный фестиваль «Красная площадь», ММКЯ, non/fiction. «В нынешней ситуации все идет к тому, что весь объем решаемых задач (только по книжной индустрии) будет отнесен к деятельности одного департамента без курирующего заместителя министра в Минцифры. При этом решение не обсуждалось с крупнейшими общественными организациями, издателями, книготорговыми предприятиями. В ситуации, когда книжный рынок требует особого внимания (по прогнозам объемы рынка по итогам года могут сократиться на 20%), это решение пугает и вызывает непонимание», — рассказал Новиков.
Путин упразднил Роспечать и Россвязь
Минцифры становится правопреемником ликвидированных ведомств, «в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений».
Эти решения приняты ради совершенствования «решения приоритетных задач в области цифровой экономики, сокращения административных барьеров, оптимизации полномочий федеральных органов исполнительной власти и численности федеральных государственных гражданских служащих».
Еще один пункт указа устанавливает, что в ведении Минцифры находится Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
В этом же указе есть поручения правительству обеспечить проведение ликвидационных процедур, определить новую численность сотрудников Минцифры, обеспечить непрерывность исполнения функций упраздняемых агентств в процессе их передачи Минцифры.
Чиновникам также поручено привести другие документы и акты в соответствие с настоящим указом и изменить описание структуры федеральных органов власти, в том числе на интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
17 ноября о том, что в правительстве обсуждают возможность сократить Роспечать и Россвязь «Известиям» рассказал депутат Госдумы Александр Хинштейн. 20 ноября о том, что решение уже принято сообщили источники РБК.
В России с 1 января 2021 года стартует оптимизация системы госуправления, которая продлится три месяца. Запланировано сокращение штата в министерствах и региональных подразделениях на 5-10%, в том числе за счет вакантных должностей. По словам председателя правительства РФ Михаила Мишустина, в ходе реформы все финансовые ресурсы для поощрения госслужащих будут сохранены.