какие модели государственного регулирования социальной сферы совместимы с рыночной экономикой
Государственное регулирование экономики
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
1. Экономическая теория и государственное регулирование экономики
6. Социальная рыночная экономика как высшая форма государственного регулирования экономики.
Определение государственного регулирования экономики и его принципы
Результатом появления негативных сторон рыночной экономики является повышения роли государственных органов в ее развитии. Так как основной задачей государства в экономической сфере считают предотвращение и смягчение негативных последствий.
Полагаясь на все вышесказанное, можно выделить основные функции государства в сфере экономического регулирования:
Существует два основных направления государственного влияния на экономику страны:
Учитывая условия рыночного хозяйствования, государственноерегулирование экономики представлено как система определенных мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер, который осуществляется компетентными государственными органами и общественными организациями. Целью таких учреждений является стабилизация и приспособление экономической системы к изменяющимся условиям.
В зависимости от объектов государственного регулирования выделяют три взаимосвязанных части:
В зависимости от иерархии государственного регулирования на уровне регионов выделяют федеральное и региональное направления.
Также, существуют определенные принципы государственного регулирования, на основе которых осуществляется его общая стратегия:
Вышеперечисленные методы взаимосвязаны и имеют общие инструменты регулирования со стороны государства:
Все методы регулирования экономики со стороны государства являются абсолютно пригодными и эффективными. Главная задача состоит в том, чтобы определить причастность каждого из методов к той или иной ситуации. Основной причиной хозяйственных потерь является чрезмерное использование либо прямых, либо косвенных методов.
Причины государственного вмешательства вразвитие экономики
Экономисты считают, что основными причинами регулирования экономики со стороны государства являются:
неопределенность территориального пространства экономики, так как оно несколько замедляет успешность ее развития. Основной составляющей экономических взаимосвязей между предпринимателями, домохозяйствами и любыми экономическими субъектами является потребление. А оно, соответственно, связано с определенной социальной средой, которая имеет четкие территориальные границы. Эти границы обеспечиваются государственными властями. Главными условиями для успешного развития экономики и функционирования экономических рынков является: надежная исполнительная и законодательная власть; единое экономическое, информационное и правовое пространство. Еще одной главной составляющей этого принципа считают функционирование государства в сфере народного хозяйства и ее международных отношений;
формирование и поддержка моральной, психологической, этической среды, которые, в свою очередь, являются носителями главных целей в развитии нации и удовлетворении потребностей населения. Их государственное определение осуществляется под влиянием менталитета общества и его духовные характеристики. Эти составляющие должны быть организованны так, чтоб обеспечивалось их уважение со стороны частного бизнеса. В противном случае, может создаться негативная ситуация, которая приведет к социальным протестам большинства населения страны;
сбалансированные экономические интересы в стране. Государство не допускает свое подчинение каким-либо узким экономическим и политическим интересам отдельной социальной группе или группе населения. Как показывает практика, при возникновении таких ситуаций возникает, так называемая, «взрывоопасная» обстановка. Учитывая ее особенности (когда в «элите» начинается война кланов) государство лишено какой-либо деятельности в сфере экономического регулирования;
динамичное развитие инфраструктуры государства должно приносить пользу как частному бизнесу, так и различным домохозяйствам;
должна сохранятся как стабильность, так и динамичность развития институциональной сферы государства, таких как нормативная база, институты права, информационные системы, консалтинг, высокообразованный аппарат управления и контроля и др.
Результатом проявления причин государственного вмешательства в экономику является возникновение его главных целей и задач (текущие и стратегические).
Основные цели государственного регулирования могут зависеть от большинства обстоятельств, в частности от уровня развития экономики, ее основной структуры, ее роли в международных связях, от политической и социальной ситуации в государстве. Большим количеством целей для экономики характеризуются страны с переходной экономикой.
7. Особенности государственного регулирования в различных странах с социально ориентированной рыночной экономикой.
Особенности государственного регулирования рыночной экономики в зарубежных странах
Особенности государственного регулирования США:
Однако американский подход к государственному регулированию отнюдь не является полностью сложившимся. В последние годы регулирование становилось более жестким в одних областях и более мягким в других. Одной из вечных тем новейшей экономической истории Америки был и остается вопрос о том, когда и насколько государство должно вмешиваться в предпринимательскую деятельность. Мировая экономика.
Особенности государственного регулирования Японии:
Особенность экономической модели состоит в единстве государственного аппарата и крупного капитала в решении общих проблем. До сих пор отмечается высокая координация действий промышленных, торговых, банковских компаний и правительства.
В условиях государственного регулирования и широкой поддержки развивалось сельское хозяйство, основу которого составляют мелкие фермы. Наемный труд и арендные отношения не получили здесь широкого распространения. Только 7% хозяйств имеют более 2 га земли, а 70% всех хозяйств получают свои доходы вне отрасли, в основном в промышленности и сфере услуг. Владельцы мелких земельных участков работают у себя в хозяйстве лишь в праздничные и выходные дни. Государство является монопольным покупателем многих видов сельскохозяйственной продукции по ценам выше мировых. Эта поддержка создает искусственный климат для данной отрасли. Важное место в системе регулирования занимают процентные ставки и валютный контроль с разделением внутреннего и мирового рынков. Комитет по политике Банка Японии (высший орган принятия решений банком) устанавливал депозитные и ссудные ставки в пределах минимума. Депозитный процент по каждому виду, краткосрочный процент и привязанная к нему вся система процентных ставок следовали за движением официальной учетной ставки.
Экономическая модель Японии за последние десятилетия претерпела постепенные изменения от «полугосударственной» до более открытой и опирающейся на рыночные принципы. Так, многие промышленные компании перешли на принцип прямого финансирования (выпуск ценных бумаг, особенно акций и других инструментов). Однако все это время государственные органы, в частности, министерства финансов внешней торговли и промышленности, выполняли функции административного регулирования хозяйствующих субъектов и протекционистской и патерналистской их защиты, уделяя первостепенное внимание стабильности хозяйственной среды.
2.2 Анализ основных макроэкономических показателей зарубежных стран
Рассмотрим макроэкономические показатели США с 2011 по 2013 гг., такие как валовый внутренний продукт по паритету покупательской способности, безработица, государственный долг и инфляция (таблица №2.1).
государственный регулирование экономика
Макроэкономические показатели США за 2011-2013 гг. Мировая экономика. Вся статистика: Страны мира: Экономика США
Показатели | Единица измерения | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
ВВП по ППС | млрд. долларов США | 15040.0 | 15660.0 | 16720.0 |
Безработица | % | 9.0 | 8.1 | 7.3 |
Государственный долг | % к ВВП | 67.8 | 70.0 | 71.8 |
Инфляция | % | 3.1 | 2.1 | 1.5 |
Мы видим, что валовый внутренний продукт США с 2011 года по 2013 год увеличился на 11,2%. Это означает что рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного потребления), произведённых во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления возросла на 1680 млрд. долл. США.
Безработица за рассматриваемый период уменьшалась в среднем за год на 0,85%. Данный факт говорит о том, что общая численность экономически активного населения США растёт в последнее время.
Инфляция с 2011 года по 2013 год уменьшилась на 1,6%, отсюда следует, что темпы роста общего уровня цен на товары и услуги понижаются. Данную инфляцию можно назвать ползучей (умеренной) инфляцией (рост цен менее 10% в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определённых условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры.
Общая закономерность происходящих отраслевых сдвигов заключается в заметном снижении в экономике удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства. Среди отраслей материальной сферы промышленность остается важнейшей, она по-прежнему обеспечивает высокий уровень технического развития других сфер хозяйства. Именно в ней сегодня в первую очередь аккумулируются новейшие достижения научно-технический прогресс. США располагают одним из самых высокоэффективных хозяйств в мире. Отличительной чертой их экономики является ориентация на научно-технический прогресс и передовую технику. Она лидирует в области внедрения результатов научно-технический прогресс в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новейшие разработки. Все это зачастую приводит к зависимости других стран от США в области науки и техники. В экономике Соединенных штатов Америки на долю государства приходится 28% ВВП. Остальные 72% занимает частный сектор.
По данным Международного валютного фонда (МВФ), за 2013 год доля индекса промышленного производства и услуг в структуре ВВП США составила 19,2% ($ 3,23 триллиона) и 79,6% ($ 13,37 триллиона) соответственно.
Теперь для полноты исследования рассмотрим такие же макроэкономические показатели Японии (таблица №2.2).
Внутренний валовый продукт по паритету покупательной способности в Японии за 2011 по 2013 гг. повысился на 340 млрд. долларов США, отсюда следует, что рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного потребления), произведённых во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления возросла на 7,7%.
С 2011 по 2013 гг. уровень безработицы уменьшился на 0,5%, это означает, что каждый год общий уровень занятости населения Японии повысился.
Теперь рассмотрим макроэкономические показатели России за период 2011-2013 гг. (таблица №2.3).
С 2011 по 2013 гг. валовый внутренний продукт России по паритету покупательной способности увеличился на 180 млрд. долларов США. Это значит, что рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного потребления), произведённых во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления возросла на 7,5%.
Безработица за 2011 год уменьшилась на 1,1%. Этот факт говорит о том, что общая численность экономически активного населения Российской Федерации растёт в последнее время. Следует отметить, что в 2013 году безработица в России повысилась на 0,3%. Это, возможно, связано с тем фактом, что возрастает количество неофициально оформленных работников. Данная ситуация выгодна первостепенно работодателям (отсутствуют пенсионные и страховые отчисления), а также некоторым слоям рабочего класса.
На данный момент аналитики не видят существенных угроз финансовой устойчивости в связи с ростом государственных корпоративных долгов. Однако через 10 лет динамика роста ВВП и обязательств по займам может сделать ситуацию угрожающей.
Модель российской экономики характеризуется тем, что на современно этапе развития происходит снижение возможностей и значимости, ставших традиционными для экономик зарубежных стран Запада инструментов макроэкономического регулирования и, соответственно, отмечается повышение роли и значения институциональных преобразований, а также мер административного регулирования на отраслевом уровне.
Тест: Ответы на тесты по системе государственного управления
Тема: Ответы на тесты по системе государственного управления
Тип: Тест | Размер: 67.49K | Скачано: 434 | Добавлен 07.12.10 в 18:15 | Рейтинг: +29 | Еще Тесты
Тема №1. Предмет и задачи дисциплины, научные основы государственного устройства и управления
1. (П) Дайте определение сущности государства:
а) общность людей с единым языком, культурой и территорией проживания;
б) общность людей, интегрируемая системой правового и властного принуждения;
в) форма политической организации общества на определенной территории.
2. (С) Назовите конституирующие признаки государства:
а) однородный национальный и языковый состав населения;
б) наличие определенной территории под единой юрисдикцией;
в) особая структура органов и учреждений, осуществляющих властные функции;
г) наличие территориальных границ.
3. (П) Установите соответствие между школами государственного управления и их представителями:
Представители школ
Марксистская – М
Рыночная – государственный дирижизм – РГД
Ответ: 1-М, 2-РГД, 3-РНГ, 4-СРХ.
4. (С) Перечислите институты гражданского общества:
а) учебные заведения;
б) средства массовой информации;
в) органы муниципального самоуправления;
г) партии и общественные организации;
д) некоммерческие организации.
5. (П) Основное назначение государства:
а) охрана общественного правопорядка и окружающей среды;
б) взаимоотношения органов власти с гражданами;
в) защита партийных и властных интересов;
г) обеспечение рациональной организации жизнедеятельности и развития общества.
6. (П) Что характерно (свойственно) для государственного управления рыночной экономикой?
а) регулярный анализ эффективности хозяйственной деятельности корпораций;
б) назначение своих представителей в советы директоров всех акционерных обществ;
в) принятие обязательных программ для всех крупных корпораций;
г) сочетание административных и экономических методов управления;
д) нормативно-правовое оформление всех важных управленческих решений.
7. (С) Формы государственного устройства:
8. (П) Суть закона Паркинсона:
а) увеличение использования государственных ресурсов увеличивает аппарат управления;
б) формирование конкурентной рыночной среды минимизирует роль государственного управления;
в) управленческая структура в своем развитии сосредотачивается на самой себе
и увеличивается вне связи с объектом управления.
9. (П) «Институт» как элемент механизма государственного управления:
а) научное учреждение, разрабатывающее и определяющее эффективные механизмы управления;
б) раздел гражданского права;
в) единство органов (учреждений) и специального права в данной сфере управления;
г) орган управления.
10. (П) Формы государственного управления экономикой:
11. (П) Основные научные школы о роли государства в рыночной экономике:
12. (П)Какую форму правления имеет Российская Федерация.
а) президентская республика;
б) парламентская республика;
13. (С) Демократия это:
а) наличие многопартийности;
в) наличие конституции и выборности органов власти;
г) наличие разделения властей.
14. (П) Чем характеризуется унитарное государство?
а) наличием автономных территориальных единиц;
б) административно-территориальным делением;
в) разделением власти по субъектам федерации.
г) существованием двух видов государственной собственности.
15. (П) Что не характерно для федеративного государства?
а) однопалатный парламент;
б) двухпалатный парламент;
в) двухканальная налоговая система.
16. (П) Что характеризует кейнсианство?
а) развитие экономики обеспечивается управляемым повышением платежеспособного спроса в стране;
б) государству не следует уменьшать безработицу, поскольку это ведет
к понижению эффективности хозяйственной деятельности ;
в) равновесие экономики достигается рыночными механизмами без особого вмешательства государства.
17. (П) На чем основана легитимная власть?
а) на силе и организованности государственного аппарата;
б) на выборности высших органов власти;
в) на успешном экономическом развитии страны;
г) на установлении и соблюдении правовых механизмов управления.
а) власть монарха регламентирована Конституцией;
б) власть монарха ограничена парламентом;
в) власть монарха ограничена и контролируется судебной системой.
19. (П) Назовите формы государственного устройства по форме правления:
20. (С) Для какой модели хозяйствования характерна большая доля государственного сектора в экономике страны?
21. (С) Установите соответствие по принципу отнесения к государственным или негосударственным структурам:
Государство – Г
Институты гражданского общества – ИГО
2. Средства массовой информации
3. Партии, общественные организации
4. Некоммерческие организации
5. Высшее непосредственное выражение власти народа
6. Общественная палата РФ
Ответ: Г-1, ИГО-2,34,6, РСВ-5.
22. (С) Кто осуществляет финансовый контроль за деятельностью
государственных органов согласно Конституции РФ?
а) Федеральная налоговая служба;
б) Министерство экономического развития РФ;
в) Федеральная служба по финансовому мониторингу;
г) Министерство финансов;
д) Счетная палата РФ.
23. (П) Укажите базовый (высший) уровень государственной власти и управления
Тема 2. Структура органов государственной власти и управления.
1. (П) Правовой основой формирования федеративных отношений служит:
а) Федеративный договор между РФ и субъектами РФ;
в) Указы Президента РФ;
г) Постановления Правительства РФ.
2. (П) Что является особенностью Российского федерализма?
а) общность экономического и этнического пространства;
б) сочетание историко-традиционных, территориальных и национальных начал;
в) целостность территории РФ.
3. (П) Кто является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека?
а) Конституционный суд РФ;
в) Федеральное Собрание РФ.
4. (П) Положения 1-й главы Конституции РФ «Основы конституционного строя»
могут быть изменены:
а) Федеральным законом;
б) Федеральным конституционным законом
в) Конституционным собранием;
г) Всенародным референдумом.
5. (С) Кто не может вносить предложения о поправках положений Конституции РФ?:
а) Правительство РФ;
б) законодательные органы субъектов РФ»
в) администрации субъектов РФ;
г) депутаты ГосДумы РФ.
6. (С) Федеративное устройство РФ основано на:
а) единстве системы государственной власти;
б) равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;
в) единстве духовной культуры и языка;
г) исторически сформированной общности людей.
7. (С) В Российской Федерации Конституция РФ не гарантирует
а) социальное обеспечение и социальную защиту;
б) свободу мысли и слова;
г)право наследования имущества.
8. (С) В результате административной реформы министерства РФ наделены
полномочиями:
а) правового регулирования и выработки государственной политики
в установленной сфере;
б) правового регулирования, надзора и контроля;
в) руководства деятельностью подведомственных федеральных агентств
и федеральных служб;
г) оказания государственных услуг, реализации исполнительских функций.
9. (С) В чьем ведении находится федеральная служба по оборонному заказу?
б) Правительства РФ;
г) Правительственной комиссии по оборонно-промышленной политике.
10(С). Границы между субъектами РФ могут быть изменены:
а) на основании федерального закона;
б) по указу президента РФ;
в) по вердикту Конституционного суда;
г) по взаимному согласию субъектов РФ на основе референдумов.
11. (С) Прокуроры субъектов РФ назначаются:
б) Генеральным прокурором РФ по согласованию;
в) Главой администрации Субъекта РФ.
12. (С) Кем назначается на должность Генеральный прокурор РФ?:
а) Правительством РФ;
б) Федеральным собранием РФ;
г) Советом федерации по представлению президента РФ.
13. (С) Республики в составе РФ вправе устанавливать свои государственные языки
б) с согласия Федерального собрания РФ;
в) с согласия президента РФ;
г ) на основе принятия федерального закона.
14. (С) Судьи Конституционного суда назначаются на должность:
а) Советом федерации по представлению президента РФ.
б) Государственной Думой Федерального собрания РФ;
г) Правительством РФ;
15. (П) К полномочиям федерального агентства относятся:
а) правовое регулирование в сфере ответственности;
б) осуществление надзора и контроля;
в) правоприменительные, исполнительные функции.
16. (С) Регулирование внешнеэкономических отношений РФ. относится к ведению
а) субъектов федерации;
б) Российской Федерации;
в) совместному ведению РФ и субъектов РФ.
17. (С) Ограничения на перемещение товаров и услуг по территории страны могутвводиться:
а) на основе решений администрации субъектов РФ.
б) на основе указов президента РФ;
в) на основе федерального закона;
г) на основе постановления Правительства РФ.
18. (С) Президент РФ может вводить «чрезвычайное положение»:
а) самостоятельно на основе указа президента РФ;
б) только с согласия Совета Федерации;
в) только с согласия Государственной Думы
г) самостоятельно, но с уведомлением Федерального собрания РФ.
19. (С) Выборы в Государственную Думу РФ назначаются в соответствии с законом
а) постановлением Федерального собрания РФ;
б) решением Совета федерации Федерального собрания РФ;
в) постановлением правительства РФ;
г) указом президента РФ.
20. (С) В чьем ведении находится Федеральная антимонопольная служба?:
б) правительства РФ;
в) минэкономразвития РФ:
21. (П) Суды финансируются:
а) из местного бюджета;
б) из федерального бюджета;
в) из регионального бюджета.
22. (П) Основное назначение Совета безопасности РФ:
а) осуществляет подготовку решений Президента по вопросам обеспечения
жизненно важных интересов личности, общества, государства;
б) осуществляет подготовку решений Президента в области военного строительства;
в) осуществляет подготовку решений по обеспечению безопасности граждан.
23. (П) Аппарат Совета безопасности РФ является подразделением:
а) Министерства обороны;
б) Администрации Президента РФ;
в) Органа государственной безопасности.
а) назначение выборов Президента РФ;
б) принятие федеральных законов ;
в) определение статуса и защита государственных границ РФ;
г) принятие постановлений по вопросам международной политики.
25. (С) Какие вопросы не относятся к ведению Президента РФ?:
а) утверждение изменения границ;
б) назначение выборов Государственной Думы;
в) обеспечение кредитной и денежной политики;
г) полномочия Главнокомандующего Вооруженными силами РФ.
д) решение вопросов гражданства РФ.
26. (С) Кто назначает на должность членов Совета Безопасности РФ?:
а) Совет федерации Федерального собрания РФ;
б) Правительство РФ;
в) Президент РФ;
г) Государственная дума.
27. (С) Что не относится к ведению Совета Федерации Федерального собрания РФ
а) утверждение указа президента РФ о введении военного положения;
б) назначение выборов президента РФ;
в) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
г) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палатыРФ.
28. (С) Кому не принадлежит право законодательной инициативы?:
а) депутатам Государственной Думы;
б) членам Совета Федерации;
в) главам администраций субъектов РФ;
г) Арбитражному суду РФ.
29. (ПС) Федеральный конституционный закон считается принятым, если «за» проголосовали:
а) большинство депутатов Госдумы и членов Совета Федерации;
б) большинство в две трети от общего числа депутатов Госдумы и членов
в) большинство в три четверти членов Совета Федерации и в две трети депутатов Госдумы.
Тема 3. Территориальное управление
1. (С) Под регионом понимается часть территории РФ, характеризующаяся:
а) общностью природных, социально-экономических, национально-культурных
б) единой системой органов государственного управления;
в) наличием административно-территориальных границ.
2. (С) В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся следующие вопросы
а) формирование федеральных органов власти;
б) управление федеральной собственностью;
в) обеспечение соответствия законов, иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам;
г) вопросы владения, пользования землей, недрами и другими природными ресурсами.
3. (С) Система органов власти субъектов РФ устанавливается на основе
а) правовых актов субъекта федерации;
б) федеральных законов;
4. (С) Предметы ведения и полномочия федеральных и региональных органов власти устанавливаются:
а) федеративным договором;
б) указами Президента РФ;
в) Постановлениями Правительства РФ;
5. (С) Какие правовые нормы (принципы) законодательства субъектов РФ
не соответствуют федеративному устройству РФ?:
а) разделение властей;
б) самостоятельное исполнение вмененных полномочий;
в) констатация договорного порядка нахождения в составе РФ;
г) провозглашение суверенитета республики в составе РФ.
6. (П) Что не входит в полномочия региональных властей?:
а) самостоятельное исполнение полномочий;
б) самостоятельное избрание и/ или назначение высшего должностного лица;
в) самостоятельное утверждение бюджета, его доходов и расходов.
7. (С) Кто может досрочно прекратить полномочия законодательного органа субъ екта РФ?:
а) Глава администрации (президент республики в составе РФ);
б) Конституционный суд РФ;
в) Верховный суд РФ;
8. (П) Кто устанавливает административно-территориальное устройство в пределах субъекта РФ?:
б) Федеральное собрание (парламент) РФ;
в) Законодательное собрание субъекта РФ.
9. (С) Главы администраций субъектов РФ занимают пост в результате:
а) выборов населением;
б) избрания законодательным собранием субъекта РФ;
в) назначением президента РФ, или его представителем в федеральном округе;
г) избрания законодательным собранием субъекта РФ по представлению президента РФ;
10. (С) В совместном ведении РФ и субъектов РФ не находятся следующие вопросы:
а) управление имуществом субъектов РФ;
б) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
в) меры по обеспечению законности прав и свобод граждан;
г) владение, пользование и распоряжение землей, недрами и другими
11. (С) В ведении РФ находятся вопросы общегосударственного значения:
а) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их со блюдением; федеративное устройство;
б) формирование и реализация региональных программ внешнеэкономической деятельности;
в) установление правовых основ рынка, финансовое и таможенное регулирование
г) управление всей государственной собственностью.
12. (П) Правовой статус субъекта РФ может быть изменен:
а) по решению Федерального собрания РФ;
б) указом президента РФ;
в) решением парламента субъекта РФ
г) по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФ.
13. (С) Установите соответствие между предметами ведения, полномочиями и
органами государственной власти:
Предметы ведения и полномочия
Федеральные органы власти – ФОВ
1. Регулирование денежного обращения
2. Формирование и реализация региональных программ развития
3. Разграничение государственной собственности
4. Учреждение органов власти в регионах
5. Обеспечение соответствия Конституции РФ, Законов и Конституций субъектов РФ
Ответ: ФОВ-1, СВ-3,5, РС-2,4.
14. (С) Единая система исполнительной власти РФ включает:
а) взаимодействие органов власти РФ, субъектов РФ и муниципальных органов;
б) взаимодействие органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ в пределах всех их полномочий;
в) взаимодействие органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ в пределах
полномочий ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ.
15. (С) Структура органов местного самоуправления определяется:
а) федеральными органами власти;
б) органами власти субъекта РФ;
в) самостоятельно местным населением.
(С) Местное самоуправление основывается на принципах:
а) организационного и имущественного обособления;
б) ограниченности, предельности компетенций и функций;
в) подконтрольности исполнительным органам государственной власти;
17. (П) В пределах своих полномочий органы местного самоуправления
принимают управленческие решения:
а) исключительно самостоятельно;
б) по согласованию и под контролем органов субъекта РФ;
в) по согласованию и во взаимодействии с федеральными органами.
18. (П) Государство не вправе:
а) осуществлять финансово-материальное обеспечение муниципальных органов;
б) устанавливать правовые основы системы муниципального самоуправления;
в) назначать должностных лиц муниципальных органов;
г) принимать акты о перераспределении имущества муниципальной собственности.
19. (П) Статус закрытых административно-территориальных образований
(ЗАТО) получили, прежде всего:
а) зоны экологических бедствий;
б) города федерального значения;
в) города, являющиеся центрами оборонной науки и промышленности.
20. (П) Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ направлены
а) на эффективное формирование единого социально-экономического пространства;
б) на сохранение социального и культурного пространства;
в) на формирование общей системы управления в регионе.
21. (П) Особая экономическая зона (ОЭЗ) это:
а) муниципальное образование с особым статусом;
б) утвержденный правовым актом государства участок территории с особым
режимом регулирования хозяйственной деятельности;
в) центр региональный рыночной торговли.
22. (П) Решение о создании ОЭЗ по итогам конкурса принимается:
а) органами администрации субъекта РФ;
б) Правительством РФ;
23. (П) Соглашение о месте и условиях создания ОЭЗ заключается между:
а) представителями федеральной власти и субъекта РФ;
б) представителями муниципального органа и субъекта РФ;
в) представителями всех трех уровней власти.
24. (П) В Федеральном законе о ОЭЗ России не предусмотрен тип ОЭЗ:
Тема №4. Формирование и реализация государственной экономической политики
1. (П) Государственная политика- это:
а) искусство управления государством, ведения государственных дел;
б) реализация народного волеизъявления;
в) выражение воли экономически господствующего класса.
2. (П) Проведение эффективной экономической политики основано
на базовом принципе
а) приоритета привлекательной политической идеологии (идеи);
б) удовлетворения экономических интересов ведущих политических сил страны;
в) учета объективности и первичной роли экономического базиса.
3. (П) Законы в Российской Федерации обнародует
а) Правительство РФ
в) Федеральное Собрание
4. (П) Внутренняя экономическая политика в РФ – прерогатива:
а) Федерального собрания РФ;
б) Правительства РФ;
г) Государственного совета при президенте РФ.
5. (С) Какие критерии следует применять, оценивая исторические политические действия государственной власти или органов?:
б) справедливость и гуманность властных решений;
в) учет реалий и возможностей конкретно-исторической ситуации;
г) оценка с позиций современной ситуации (теперь виднее!).
6. (П) Главные цели государственной экономической политики
а) обязательное удовлетворение интересов партий, победивших на выборах;
б) обеспечение стабильного развития общества и свободного развития всех граждан;
в) первоочередное решение задач перспективного развития страны.
г) неотложное выполнение одобренных народом программ (целей).
7. (П) Порядок принятия федеральных законов:
а) Правительство РФ, Президент РФ, Государственная Дума;
б) Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ;
в) Совет Федерации, Государственная Дума, Президент РФ.
8. (П) В какой правовой форме обнародуется государственная политика в РФ?:
а) Конституционного закона;
б) Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ;
в) Указа президента РФ;
г) Постановления правительства РФ.
9. (С) Для преодоления “вето” Совета Федерации Государственной Думе
необходимо набрать при повторном голосовании:
а) больше половины голосов от общего числа депутатов;
б) не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов;
в) 100% голосов от общего числа депутатов.
10. (С) В скольких чтениях Государственная Дума рассматривает проект закона о Федеральном бюджете РФ?:
в) в четырех чтениях.
11. (С) На кого возложена функция контроля соответствия ведомственных
нормативных актов Конституции РФ, иным федеральным актам
а) Конституционный суд РФ;
б) Правительство РФ;
в) Министерство юстиции РФ.
12. (С) В каких СМИ официально публикуются федеральные законы,
после чего вступают в силу?:
а) Российская газета;
в) Экономика и жизнь;
13. (П) Экономическая политика имеет основания быть успешной, если
а) выражает политическую идеологию и программы победивших на выборах партий;
б) всецело отражает общенациональные интересы;
в) определена с учетом реального состояния и возможностей развития экономики.
14. (С) Контроль и проверку исполнения органами власти РФ и субъектов РФфедеральных законов и указов Президента РФ осуществляет:
а) Счетная Палата РФ;
б) Министерство юстиции РФ;
в) Главное контрольное управление Президента РФ.
15. (П) Доставку всей служебной корреспонденции высшим должностным лицам
в регионы РФ осуществляет:
а) Федеральная почта;
б) фельдъегерская служба;
16. (П) Исходным и организующим фактором принятия решения в сфере
государственной политики является:
а) сбор необходимой информации;
б) определение целей;
в) выявление проблемы.
17. (П) Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу
а) после подписания Президентом РФ;
б) после опубликования в СМИ;
в) с передачей фельдъегерской службой исполнительным органам государственной власти.
18. (П)В каких случаях Президент РФ издает указы, а не распоряжения:
а) по вопросам нормативного характера;
б) по вопросам оперативной деятельности;
19. (П) Порядок рассмотрения и принятия федерального бюджета:
а) Государственная Дума, Центральный банк, Президент РФ;
б) Правительство РФ, Федеральное собрание РФ, Президент РФ;
в) Совет Федерации, Правительство РФ, Государственная Дума.
20. (П) Проекты законов из Правительства РФ направляются:
а) в Совет Федерации;
б) в Государственную Думу;
в) в Министерства РФ.
21. (П) Какое причинно-следственное соотношение экономической политики
и государственного управления существенно и верно?:
а) экономическая политика – необходимая форма реализации государственного
б) государственное управление – необходимая форма и следствие принимаемой
в) экономическая политика – необходимый способ реализации социально-экономической
идеологии (совокупности целей).
22. (С) Государственную регистрацию нормативно-правовых актов министерстви ведомств России осуществляет:
а) Минэкономразвития РФ;
в) Правовое управление президента РФ;
г) правовой департамент правительства РФ.
23. (ПС) Сроки вступления в силу правовых актов (при отсутствии оговорок:
Сроки вступления в силу
Акты президента в РФ — А
Со дня официального опубликования
По истечении семи дней после дня официального опубликования
По истечении десяти дней после дня официального опубликования
24. (С) Порядок принятия решений по выработке государственной
политики осуществляется в следующей последовательности:
25. (П) В чьи функции входит разработка денежно-кредитной политики:
а) Центральный банк и Правительство РФ;
б) Федеральное собрание;
в) Правительство РФ.
26. (П) Эффективность экономической политики может возрасти при
а) дальнейшей децентрализации системы государственного управления
б) повышении роли рыночных механизмов;
в) укреплении вертикали власти и управления, приоритета сильного государства.
27. (П) Экономическая политика включает следующие ключевые направления
б) совершенствование бухгалтерского учета;
28. (П) Экономическая безопасность России прежде всего гарантируется:
а) наличием значительных золото-валютных резервов;
б) высокими темпами экономического роста;
в) развитием высокотехнологичного производства.
29. (С) Пороговое значение критерия безопасности в России превышает
а) внешний государственный долг;
б) доля машиностроения в промышленном производстве;
в) обеспечение продовольствием;
г) уровень инфляции.
Тема 5. Прогнозирование и планирование в системе государственного управления экономикой
1. (П) Государственное планирование экономики является
а) одним из условий государственного управления;
б) ключевая форма осуществления государственного управления;
в) самостоятельный вспомогательный процесс управления экономикой.
2. (П) Современная экономика эффективно может регулироваться
а) преимущественно рыночными механизмами;
б) преимущественно плановыми механизмами;
в) практическим сочетанием обоих методов.
3. (П) Какая форма планирования должна превалировать в рыночной экономике?:
а) директивная, но на уровне макроэкономики;
б) индикативная, но на уровне предприятий;
в) директивно-индикативная в зависимости от сфер и решаемых задач.
4. (П) В условиях создания крупных компаний, концентрации производства
и капитала необходимость государственного планирования
в) зависимость отсутствует.
5. (П) В современных условиях глобализации экономических процессов
основные пропорции экономики эффективно могут формироваться
а) на основе мировых рыночных механизмов;
б) на основе внутренних рыночных механизмов;
в) на основе сочетания мировых и внутренних рыночных механизмов;
г) на основе плановых установок (программ) государства.
6. (П) Под планомерностью и планомерным развитием следует понимать
а) сознательно определяемую и поддерживаемую экономическую пропорциональность;
в соответствии с принятыми целями и задачами;
б) рыночным путем устанавливаемую, но сознательно затем корректируемую
в) изучение и использование усредненных данных планов средних и крупных
7. (П) Директивная форма государственного планирования имеет место
а) на предприятиях государственного сектора;
б) в холдинговых корпорациях;
в) в «государственных корпорациях».
8. (П) Формирование и исполнение федерального бюджета есть форма
а) директивного планирования;
б) форма координируемого взаимодействия субъектов бюджетного процесса;
в) форма индикативного планирования.
9. (П)Необходимость и практика стратегического планирования в российской
экономике были официально признаны:
а) в 90-е годы в ходе реформирования экономики;
б) в начале 2000-х годов;
в) в последние два года.
10. (П) Формирование государственного материального и мобилизационного
резервов относится к форме планирования
11. (П) Прогнозирование поискового типа является обязательным условием:
а) стратегического планирования;
б) среднесрочного планирования;
в) текущего планирования;
г) программно-целевого планирования.
12. (П) Сохранение былой гегемонии либерализма в России чревато
а) успехами рыночного экономического роста и социального развития;
б) закреплением сырьевой ориентации экономики
в) утратой экономической самостоятельности и государственной безопасности.
13. (П) Бюджетные средства выделяются в 2008 году по всем 47 ФЦП:
а) в соответствии с бюджетной росписью;
б) с явным недофинансированием;
в) выделяются не полностью по причине фактического неосвоения.
14. (С) Ход выполнения ФЦП анализируется, оценивается и принимаются
соответствующие решения:
а) правительством РФ;
б) минрегионразвития РФ;
в) минэкономразвития РФ;
г) специальной комиссией при правительстве РФ.
15. (П) Финансирование ФЦП, как правило, осуществляется за счет:
а) только бюджетных средств РФ и регионов;
б) специальных целевых фондов;
в) средств предприятий и организаций;
г) бюджетных источников и средств задействованных предприятий.
16. (С ) Решения правительственной комиссии по оценке деятельности
исполнительных органов власти обязательны:
а) для федеральных и региональных органов исполнительной власти;
б) для федеральных органов исполнительной власти;
в) имеют рекомендательное значение для всех органов.
17. (П) Динамичнее развивается экономика, макроструктура которой формируется
а) рыночным механизмом, приспосабливаясь к конъюнктуре спроса;
б) планово и целесообразно с концентрацией ресурсов на решающих направлениях;
в) вначале на рыночной основе, а затем корректируется планомерно.
18. (П) Сущность прогнозирования состоит в следующем определении
а) гипотетический образ будущего состояния объекта;
б) средство выявления последствий принимаемых решений;
в) предварительная оценка возможных вариантов решений.
19. (П) Прогнозы бывают:
20. (П) Прогнозирование по своей роли есть:
а) необходимое условие, предэтап планирования;
б) исходный этап процесса планирования;
в) аналитический предплановый процесс.
21. (П) Методами прогнозирования являются:
22. (П) Объектами планирования могут быть:
а) все управляемые процессы;
б) все прогнозируемые процессы;
в) все моделируемые процессы.
23. (П) Комплексное макроэкономическое планирование впервые применили:
24. (П) ФЦП есть форма комплексного планирования развития:
а) национальной экономики в целом;
б) народнохозяйственных комплексов и отраслей;
в) отдельных регионов.
25. (П) К формам планирования относятся:
а) государственные закупки в материальный резерв;
б) национальные социальные и экономические проекты;
в) программы приватизации:
г) свод плановой информации от всех крупных предприятий.
26. (П) Для условий России целесообразно планирование:
а) централизованное с использованием преимущественно директивных инструментов;
в) централизованное с использованием преимущественно индикативных инструментов.
27. (П) Приоритетные направления в реализации инвестиционных проектов
за счет федерального бюджета изначально определяются:
а) Министерством экономического развития РФ;
б) Министерством финансов РФ;
в) Министерством экономического развития РФ и Министерством финансов РФ.
28. (П) В России допускается привлечение иностранного капитала
для разработки недр:
а) да, допускается без ограничений;
б) нет, не допускается;
в) допускается по решению специальной правительственной комиссии.
Тема № 6. Государственное управление в сфере материального производства, народнохозяйственных комплексов и отраслей
1. (П)Что относится к сфере собственно материального производства?:
а) грузовые перевозки;
б) связь для населения;
г) розничная торговля.
2. (П) Основные подразделения общественного воспроизводства включают:
а) производство средств производства;
б) сельское хозяйство;
в) производство услуг;
г) производство предметов потребления.
3. (П) В рыночной экономике хозяйственная деятельность может быть:
а) только в предпринимательской форме;
в) преимущественно в предпринимательской форме.
4. (П) Понятия «предпринимательская деятельность» и «хозяйственная
деятельность»:
б) существенно различны;
в) различны не существенно.
5. (П) Предприятия государственного сектора могут функционировать:
а) только в предпринимательской форме;
б) всегда независимо от доходности;
в) в смешанном режиме.
6. (С) Организационно-правовая форма предприятия определяется по главному
критерию:
а) форме собственности;
б) субъектной структуре присвоения средств и продуктов производства;
в) структуре управления;
г) форме организации производственной деятельности.
7. (П) Главная цель российской приватизации состояла:
а) в воссоединении всех граждан с собственностью;
б) осуществить первоначальное накопление капитала для предпринимательской
в) воссоздать обособленные хозяйственные структуры и конкурентную среду
как необходимые условия для перехода в рыночную экономику.
8. (П) Государственное предпринимательство наиболее адекватно осуществляется:
а) в казенных предприятиях;
б) в государственных унитарных предприятиях;
в) государственных корпорациях;
г) государственных холдинговых компаниях.
9. (П) Ключевая цель развития массового малого бизнеса:
а) превратить граждан в хозяев производства и своей судьбы;
б) сгладить социальную дифференциацию, создавая средний класс;
в) создать условия для повышения эффективности всего общественного
10. (П) Венчурные компании и фонды создаются для:
а) более эффективного инвестирования средств в материальное производство;
б) инвестирования и реализации рисковых научно-технических проектов;
в) получения максимальной нормы прибыли.
11. (П) Главная цель процедуры банкротства предприятий:
а) обеспечить своевременное финансовое санирование;
б) обеспечить замену плохого руководства на более эффективное;
в) сменить стратегического собственника и соответственно менеджмент;
г) способствовать формированию эффективной структуры производства и управления.
12. (С) «Государственная корпорация» является государственной
хозяйственной структурой:
а) по форме собственности;
б) по форме и способу управления;
в) по организации и целям хозяйствования.
13. (П) Естественные государственные монополии в РФ. создаются:
а) по причине потенциальной низкой доходности или убыточности;
б) из-за особенностей технологии;
в) невозможности участия в обычной ценовой рыночной конкуренции.
14. (П) В какой форме организации предприятия наблюдается классическое
отделение функции капитала (собственности) от функции управления?:
б) в холдинговой акционерной компании;
в) обществе с ограниченной ответственностью;
15. (С) Почему в противовес дроблению предприятий при их приватизации
теперь формируются крупные холдинговые компании?:
а) для улучшения подконтрольности и управляемости со стороны государства;
б) диктуется условиями международной конкуренции;
в) по причине повышения организационно-хозяйственной и управленческой
16. (П) В каком направлении мировой рыночный механизм
структурно ориентирует российскую экономику?:
в) горнодобывающего производства.
17. (П) Какие факторы могут сегодня формировать эффективную структуру
экономики?:
а) создание множества транснациональных компаний;
б) глобализация в мировой экономике;
в) государственная целенаправленная экономическая политика.
18. (П) Каково влияние на экономику высокой доли НИОКР в оборонно-
промышленном комплексе страны?:
а) в целом положительное;
б) в целом отрицательное, отвлекает много бюджетных средств;
в) положительное, но только в перспективе.
19. (С) Основная причина отставания национальной экономики в инновациях:
а) недостаточное государственное стимулирование и финансирование;
б) недостаточная прибыльность инвестиций в инновации при наличии иных сфер;
в) постприватизационное состояние предприятий и их структура непредрасположены и невосприимчивы к высокотехнологичным продуктам.
20. (П) Особо приоритетными инновационными направлениями в РФ признаются
а) авиастроение и судостроение;
21. (П) Корпорации типа ОАО «Газпром», ОАО «РЖД» являются:
а) чисто хозяйственными структурами;
б) государственно-предпринимательскими структурами;
в) хозяйственными и управляющими посредниками государства в подотраслях.
22. (П) Холдинговая компания – это:
а) комплекс объединившихся по договору предприятий;
б) комплекс предприятий, управляемый на основе «системы участий»;
в) комплекс предприятий, сформированный одним собственником.
23. (С) После завершения реформирования РАО «ЕЭС России» наибольшая доля
собственности у государства останется:
а) в акционерных обществах (ОГК), включающих в себя гидроэлектростанции;
б) в акционерных обществах (ОГК), включающих в себя тепловые электростанции;
в) в ОАО, образованном на основе высоковольтных магистральных электросетей.
24. (П) Главное в государственном курсе развития лесного комплекса следующее:
а) существенное повышение таможенных пошлин на вывоз леса кругляка;
б) стимулирование лесопереработки в России;
в) снижение таможенных пошлин на вывоз лесопродукции и максимизация
25. (С) Основой развития Оборонно-промышленного комплекса (ОПК) является:
а) наращивание экспортного потенциала ОПК;
б) существенное увеличение государственного оборонного заказа;
в) создание сети специализированных холдинговых компаний.
26. (С) Основные причины упадка авиастроения в России?:
а) резкое падение в 90-е годы государственной поддержки и финансирования;
б) недостаточное производство авиадвигателей;
в) структурные последствия приватизации – раздробление авиакомпаний, разрушение технологического единства КБ, ОКБ, испытательной базы и авиазаводов.
г) отсутствие платежеспособного спроса на самолеты.
27. (П) Кто непосредственно ответственен за формирование оборонного заказа
на предстоящий год?:
а) Правительство РФ;
в) Военно-промышленная комиссия;
г) Совет безопасности.
28. (П) Кем формируется Совет директоров ОАО «Газпром»?:
а) Правительством РФ;
б) акционерами ОАО «Газпром»;
в) Президентом России.
г) органом, управляющим ТЭК.
29. (П) Перечислите основные направления государственной политики в АПК:
а) обеспечение продовольственной безопасности страны;
б) повышение экспорта продукции АПК;
в) ограничение импорта и защита национальных производителей.
30. (П) К какой собственности относится имущество железнодорожного транспорта?:
31. (С)Финансовая поддержка производителей сельскохозяйственной продукции
со стороны государства выражается в форме:
а) таможенного регулирования
б) авансовой оплаты поставок продукции
в) льготного кредитования;
г) применения лизинговых схем закупок техники, племенного скота и др.
Тема N 7. Государственное управление социальной сферой.
1. (П) Теории трансформации капитализма возникли в 20 веке
по причине:
а) усиления идеологической борьбы с СССР;
б) роста социальных конфликтов и политических потрясений;
в) отсутствия надлежащего государственного регулирования социальной сферы.
2. (П) Возможности рыночного хозяйства в отношении социальной сферы:
а) потенциально может обеспечить достойную жизнь всех членов общества:
б) не знает социальной справедливости и неизбежно дифференцирует население
на бедных и богатых;
в) социальная стабильность и благосостояние всех невозможны без системного
государственного регулирования социальной сферы.
3. (П) Главные причины социальных революций в истории:
а) рвение отдельных политиков и партий к власти;
б) идеологическое одурманивание народа «светлым будущим»;
в) чрезмерная и не ограничиваемая властью эксплуатация наемного труда.
4. (С) Какие модели государственного регулирования социальной сферы
совместимы с рыночной экономикой:
а) патерналистская;
в) шведский социализм.
г) государства «всеобщего благоденствия».
а) государственное перераспределение доходов;
б) повышение производительности труда и доходов;
в) личная ответственность каждого за свое материальное благополучие;
г) развитие малого бизнеса.
6. (П)Для улучшения материального положения населения в первую очередь
необходимо:
а) повышать эффективность производства на основе инноваций;
б) изменить пропорции распределения национального дохода в пользу социальной сферы;
в) ввести прогрессивный подоходный налог и регулировать цены на потребительские то вары.
7. (П) Конституционная норма «РФ – социальное государство» означает:
а) обеспечение обязательных стандартов благосостояния человека;
б) государственное регулирование социальной сферы в интересах всех членов общества;
в) обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого человека.
8. (С) В национальных проектах числятся:
б) физическая культура и спорт;
в) сельское хозяйство;
9. (П) Реализация социальной политики – компетенция органов:
а) федеральных органов исполнительной власти;
б) совместное ведение РФ и субъектов РФ;
в) совместное ведение РФ, субъектов РФ и муниципальных органов.
10. (П) Какой механизм регулирования социальной сферы предпочтительнее?:
а) жесткое государственное регулирование с установлением обязательных социальных стандартов;
б) социальное партнерство работодателей, трудящихся и государства;
в) государственное регулирование во взаимодействии с гражданским обществом.
а) решение социальных проблем на основе массового развития малого бизнеса,
формирования среднего класса;
б) решение социальных проблем на основе перераспределения государством
в) соединение рыночного предпринимательства с государственным «дорегулированием» с учетом принятых социальных стандартов жизни.
12. (С) Инструментами социальной политики являются:
а) социальные гарантии;
б) социальные стандарты;
в) социальные потребности;
г) налоги и таможенные пошлины.
13. (С) Бюджетные расходы на социальные нужды являются:
а) защищенными, то есть не подлежат секвестру;
б) не являются защищенными;
в) подлежат специальному рассмотрению в случае недостаточности бюджетных средств.
14. (П) Минимальный потребительский бюджет:
а) служит основой расчетов для поддержки малообеспеченных слоев населения;
б) используется для расчета пенсий и иных форм социального страхования;
в) служит основой для демографической политики.
15. (С) Бедность по европейским стандартам есть проживание на доходы ниже прожиточного минимума, который составляет:
а) 25% от средней заработной платы в стране;
б) не менее 40% от средней заработной платы в стране;
в) не менее 60% от средней заработной платы в стране.
16. (С) Государственные гарантии по оплате труда распространяются на:
а) минимальный размер тарифной сетки и окладов в бюджетной сфере;
б) минимальный размер оплаты труда;
в) повышение зарплаты при повышении производительности труда;
г) индексацию зарплаты в связи с ростом инфляции.
17. (С) Коэффициент (т.н. децильный) пропасти в доходах 10 % богатых и 10% самых бедных считается в международной практике критическим при величине:
18. (С) Минимальная зарплата в РФ с начала 2009 года достигнет величины:
а) ниже прожиточного минимума;
б) уровня прожиточного минимума;
в) выше прожиточного минимума.
19. (С)Формы оказания федеральной помощи регионам на социальные расходы это:
а) целевые трансферты;
г) индексация оплаты труда в дотационных регионах.
20. (П) Какие меры государственного регулирования социальной сферы правомерны в рыночной экономике?:
а) установление минимальной заработной платы на уровне достойного существования;
б) гарантированное обеспечение минимальных стандартов жизнеобеспечения человека;
в) контроль и ограничение цен на потребительские товары.
21. (П) Какая шкалаподоходного налога наиболее благоприятствует социально ориентирванной политике государства?:
а) плоская, когда ставка налога едина для всех получателей дохода;
22. (С) Соотнесите страны с системами и предельной нормой подоходного налога: