какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться

Модель плана внеурочной деятельности

какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Смотреть фото какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Смотреть картинку какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Картинка про какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Фото какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ Е какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Смотреть фото какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Смотреть картинку какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Картинка про какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Фото какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПГТ. ВОЙВОЖ

плана внеурочной деятельности с преобладанием работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве МБОУ «СОШ» пгт. Войвож

в условиях реализации

Федерального государственного стандарта начального общего образования

Описание модели плана внеурочной деятельности

Модель плана внеурочной деятельности

План работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы

Содержание внеурочной деятельности

Организация деятельности ученических сообществ начальных классов

Мониторинг результативности и эффективности внеурочной деятельности

1 .Пояснительная записка

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением и через внеурочную деятельность

Внеурочная деятельность неотъемлемая часть образовательного процесса, которая направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы, объединяющая все виды деятельности обучающихся (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Цель плана внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;

формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

расширение рамок общения с социумом

определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и реализовать разработанную модель в школе;

эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Настоящая модель плана внеурочной деятельности разработана на основании следующих нормативных документов:

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;

Закон Республики Коми «Об образовании» от 16.10.2006 г. № 92-РЗ.

Закон Республики Коми от 28.05.1992 г. «О государственных языках Республики Коми» (статья 19).

Модель плана внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ» пгт. Войвож обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности, которая осуществляется по направлениям развития личности (духовно-нравственное; общеинтеллектуальное, социальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьное научное общество, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

План внеурочной деятельности определяет состав, структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.

Руководствуясь материалами П.В. Степанова, Д.В. Григорьева «Методический конструктор внеурочной деятельности школьников» школа работает по трём уровням результатов внеурочной деятельности школьников:

Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний первичного понимания социальной реальности и жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищённой, дружественной просоциальной среде.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Чтобы все уровни были гармонично представлены в модели плана внеурочной деятельности необходимо соблюдение следующих принципов.

Принцип разнообразия содержания внеурочной деятельности

Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности

Принцип креативности, где во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

Принцип социального заказа, где учитывается запрос учащихся и родителей

Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования

Принцип кадровой политики

2.Описание модели плана внеурочной деятельности

Школа формирует такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения запросов участников образовательного процесса, в том числе личных потребностей обучающихся. В зависимости от своих интересов и потребностей каждый обучающийся формирует свой индивидуальный образовательный внеурочный вектор.

Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в МБОУ «СОШ» пгт. Войвож и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Годовой и недельный план организации внеурочной деятельности в I IV классах, реализующих образовательную программу в соответствии с ФГОС НОО

Для реализации внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ» пгт. Войвож учителями ведутся внеурочные курсы в соответствии с целями и задачами, изложенными в образовательной программе школы.

Перечень курсов, реализуемых в рамках внеурочной деятельности

В МБОУ «СОШ» пгт. Войвож на 2016/2017 учебный год

Источник

Статья «Модели планирования внеурочной деятельности»

какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Смотреть фото какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Смотреть картинку какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Картинка про какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Фото какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться

Модели планирования внеурочной деятельности

Цель внеурочной деятельности

Способствовать достижению результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования.

Анализ мирового и исторического опыта показывает, что наибольшего воспитательного успеха удается добиться там, где школа имеет определенный традиционный уклон, определяющий весь строй и характер жизни и деятельности детей. Например, школа иностранных языков, школа физико-математической направленности, школы разного технологического наполнения, гуманитарная школа и т.д. То есть в центре организации внеурочной деятельности должна находиться педагогическая концепция развития.

Главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится развитие личности обучающегося. Как мы видели, внеурочная деятельность дополняет и обогащает развитие учащихся на уроках, поэтому планирование внеурочной деятельности всегда связано с особенностями урочного обучения школьников, спецификой контингента учащихся и родителей, уровнем обучения, реализуемыми учебно-методическими комплексами (УМК). То есть концепция и план внеурочной деятельности разрабатывается во взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования.

При этом реализация программ внеурочной деятельности направлена на поэтапное достижение трех уровней результатов:

· приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);

· ценностного отношения к социальной реальности в целом;

· получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Внеурочная деятельность создается по предварительному плану. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

Существуют следующие модели планирования внеурочной деятельности.

Линейная – когда все часы внеурочной деятельности распределяются равномерно в течение учебного года.

Модульная – в определенные периоды времени, скажем, четверть или месяц, концентрируются определенные виды и программы. Затем им на смену реализуются другие и так далее в течение года.

Смешанная – сочетание линейного и модульного планирования.

Внеурочная деятельность может быть организована на основе комплекса рабочих программ. Помимо планирования и разработки рабочих программ, проектирование внеурочной деятельности включает разработку рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению и системы мониторинга ее результативности.

Риски. Внеурочная деятельность по ФГОС реализуется в школе начиная с 2011 г. Как и любое новое дело, при ее организации существуют проблемы и так называемые риски. Риски – это вероятность возможной нежелательной потери чего-либо при плохом стечении обстоятельств, характеристика ситуации, имеющей неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий. Педагогические риски – это потенциальные упущения в развитии и воспитании детей, возможный вред развитию их личности.

Риски внеурочной деятельности:

· транслирование педагогом методов, форм и технологий организации урочной деятельности на внеурочную;

· эклектичность содержания внеурочной деятельности, слабая взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности;

· замещение внеурочной деятельности кружковой работой;

· замещение внеурочной деятельности занятиями школьников по самоподготовке (как в группах продленного дня);

· подмена внеурочной деятельности школьников воспитательными мероприятиями;

· пребывание детей постоянно в одних помещениях (школе), не обеспеченных комплексом необходимых помещений и особых служб – гардеробной со сменной одеждой, умывальными и душевыми, комнатами отдыха и уединения и т.п.;

· формальная организация внеурочной деятельности, привлечение к ней случайных людей, не имеющих особенных знаний, умений, ценностей, или педагогов, чья профессиональная специализация не соответствует концепции планируемых развивающих занятий.

На практике разработаны и используются несколько многомерных моделей организации внеурочной деятельности:

· дополнительного образования на основе институциональной системы;

· дополнительного образования на основе муниципальной системы;

· модель «школы полного дня»;

· разнопрофильная школа углубленного образования;

· родительско-педагогического круглогодичного объединения;

· индивидуально-творческого и проектного обучения;

· школа, дополненная клубными объединениями по интересам, и др.

Рассмотрим основные три модели, наиболее значимые для системы образования.

Первая модель – модель дополнительного образования – опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения по интересам, учебные предметы по выбору.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. При этом доминирующим звеном является основная образовательная программа школы, под которую должны «подстраиваться» программы школьного дополнительного образования или программы учреждений дополнительного образования, с которыми сотрудничает школа.

Если в школе реализуется данная модель, необходимо предусмотреть обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Другими словами, возможно, потребуется перемещать детей из школы в учреждения дополнительного образования, им придется «вливаться» в другие детские коллективы, возможно изменение требований к методам обучения и воспитания.

Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Вторая модель – модель школы полного дня. В этой модели внеурочная деятельность реализуется преимущественно воспитателями групп продленного дня.

Особенностями данной модели являются:

· создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня. В такой школе должна быть создана специальная образовательная среда школы с выделением пространств для отдыха, игры, творчества, самоподготовки и др.;

· содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

· создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающей рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

· создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

· построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

· опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Учебно-воспитательный процесс школы полного дня предусматривает два взаимосвязанных блока:

· основной: взаимодействие урочных занятий и самоподготовок, консультаций по предметам и факультативов;

· внеурочный: экскурсии, предметные олимпиады, предметные кружки, научные общества, лектории, развивающие курсы, творческие кружки, студии и клубы.

Блоки должны быть тесно связаны между собой. Сочетание представленных компонентов учебно-воспитательного процесса обеспечивает развитие интеллектуальной, творческой активности каждого ребенка. Следовательно, основная задача управления школой полного дня – обеспечение целесообразной взаимосвязи основных блоков учебно-воспитательного процесса такой школы.

На основе распределения учебного и внеурочного времени составляется недельное расписание дня каждой класс-группы, причем расписания 1-й и 2-й половины дня соотносятся между собой и составляют единое расписание школы полного дня.

Третья модель – оптимизационная. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и др.).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

· взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

· организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

· организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

· организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, в создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьюторов образовательного учреждения.

Существуют основные направления внеурочной деятельности:

Духовно-нравственное направление направлено на:

· Формирование гражданской идентичности;

· Приобщение к культурным ценностям социокультурной группы;

· Базовым национальным ценностям российского общества;

Социальное направление предполагает:

· усвоение основных понятий о оциальных нормах отношений, в том числе об общечеловеческих ценностях,

· сформированность основных элементов гражданско-патриотического сознания;

· усвоение основных обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем;

· усвоение основных понятий культуры социальных отношений, включая экономические и правовые.

Общеинтеллектуальное направление содержит в себе:

· усвоение основных понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задач и к другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности;

· усвоение основных элементов общенаучных методов познания.

Общекультурное направление отвечает за:

· усвоение основных общеэстетических понятий (культурологических, культурно-национальных и др. основных понятий, связанных с художественно-образным способом познания);

· усвоение основных экологических понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствия;

· усвоение основных понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием).

Спортивно-оздоровительное направление стремится к:

· Укреплению здоровья средствами физической культуры;

· Гармоничному физическому развитию;

· Обогащению двигательного опыта и развитию двигательных качеств;

· Приобщению к спортивным традициям.

В условиях подобного многообразия моделей планирования и организации внеурочной деятельности перед педагогом и перед всей школой в целом встает актуальная проблема разработки и написания рабочих программ, которые бы учитывали все особенности выбранных моделей. В этих сложных условиях наш универсальный конструктор рабочей программы внеурочной деятельности приобретает особую актуальность и практическую значимость.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Презентация особенности организации и планирования внеурочной деятельности

какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Смотреть фото какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Смотреть картинку какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Картинка про какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Фото какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться

какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Смотреть фото какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Смотреть картинку какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Картинка про какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Фото какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться

Описание презентации по отдельным слайдам:

Особенности организации и планирования внеурочной деятельности Денисенко А.А учитель истории и обществознания МБОУ башкирский лицей им.М.Бурангулова с.Раевский Альшеевского района

Внеурочная деятельность понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации

Виды внеурочной деятельности игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество; трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность

Направления внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность

Модели организации внеурочной деятельности Письмо Минобрнауки № 03-296 от 12.03.2011 Базовая (как общая модель, включает все представленные варианты организации) Дополнительного образования (использование ресурсов УДО) «Школы полного дня» (организуется воспитателями ГПД) Оптимизационная (классный руководитель – координатор всех внутренних ресурсов школы) Инновационно-образовательная (в рамках деятельности экспериментальной площадки, в режиме апробации разных моделей).

ДЮСШ Модель дополнительного образования детей Школа

Модель «Школа полного дня» Школа Воспитатель группы продленного дня

Оптимизационная модель Школа Все педагоги школы

Инновационно-образовательная модель Учреждения ВПО Научные организации Учреждения ДПО Научные организации

«Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в котором единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей»

Спасибо за внимание!

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Смотреть фото какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Смотреть картинку какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Картинка про какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться. Фото какие модели примерного плана внеурочной деятельности могут реализовываться

Учитель истории и обществознания,

МБОУ башкирский лицей имени Мухаметши Бурангулова с.Раевский Альшеевский район

Особенности организации и планирования внеурочной деятельности учащихся.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.

Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования [7,20].

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1. игровая деятельность;

2. познавательная деятельность;

3. проблемно-ценностное общение;

4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5. художественное творчество;

6. социальное творчество;

7. трудовая (производственная) деятельность;

8. спортивно-оздоровительная деятельность;

9. туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность [2,7].

Формы внеурочной деятельности должны способствовать формированию:

— целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;

— эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— установки на безопасный, здоровый образ жизни;

— способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

— умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

— способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

— логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

— значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

— уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

— навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

— умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с п.1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03 (Постановление от 03 апреля 2003 г. № 27) «в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.».

Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения с учетом требований Базисного учебного плана. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).

При отсутствии условий для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, на договорной основе).

Часть внеурочных занятий изначально предполагает выбор интересного для обучающегося вида деятельности. Он может быть определен с учетом пожеланий родителей конкретного класса (например, экскурсия, туристический поход). Обучающиеся получают возможность попробовать себя в различных видах деятельности, осознать свои интересы, проявить способности. Так как детям предлагается выбор, то планировать эту часть внеурочной деятельности можно или как сквозной курс на учебный год (при желании закладывая перспективу продолжения курса в дальнейшем – первый, второй, третий год обучения), или как курс, рассчитанный на четверть – тогда занятия адресованы ученикам конкретного класса, после завершения преподаватель дублирует курс в остальных классах.

Таким образом, внеурочная деятельность предполагает для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, который разрабатывает классный руководитель и в письменном виде выдает обучающемуся и (или) его родителям (законным представителям).

Модель организации внеурочной деятельности позволяет целостно представить возможности образовательного учреждения, определить необходимость привлечения специалистов системы дополнительного образования, культуры и спорта. Она помогает распределить часы внеурочной деятельности, определить, какие программы внеурочной деятельности необходимо разработать в образовательном учреждении.

При разработке модели организации внеурочной деятельности необходимо следовать следующим принципам:

Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым ресурсом учреждения, особенностями программы развития.

Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандарте.

Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения. Например, если школа работает по проблеме экологического образования и воспитания, то данное направление должно найти отражение в занятиях внеурочной деятельностью.

Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Часть внеурочных занятий может быть реализована на территории учреждений дополнительного образования, библиотеки. Руководителем кружка может являться специалист системы дополнительного образования, или учреждений культуры и спорта.

Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности. В программе внеурочной деятельности образовательного учреждения должны быть представлены кружки, студии, клубы, мастерские, секции, общества и др.

Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул, выходных дней. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в программе кружка, студии.

Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, (УМК) используемого в образовательном процессе.

В настоящее время в общеобразовательной школе существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности.

1. Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом, связи с общешкольной жизнью тоже ситуативны и обрывочны. Вся внеклассная работа и внеурочная деятельность школы полностью зависят от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития организации деятельности детей во второй половины дня не корректируется. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант организации внеурочной деятельности в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

2. Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур воспитательной системы, хотя единая система в полной мере еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Сходные по профилю клубы, кружки, студии могут быть объединены в клубные центры, работающие по единой программе. Однако центры эти существуют в школе изолированно; связи с общешкольной работой также фрагментарны. Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией.

3. Третья модель организации внеурочной деятельности может быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество должно осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности

4. Четвертая модель организации внеурочной деятельности в современной школе предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Это учебно-воспитательный комплекс, школа-клуб, школа коммунарского типа.

Стандарт второго поколения определяет стратегию социального проектирования и конструирования системы образования на основе системно-деятельностного подхода, при котором результатом обучения является личностное развитие человека, отвечающее потребностям современного общества [1, 18]. Достижение данного результата возможно при организации вышеназванных направлений и видов внеурочной деятельности с применением деятельностных способов, направленных на достижение результатов не только первого и второго уровней (социальные знания, ценностные отношения к социальной реальности), но и третьего уровня (опыт самостоятельного общественного действия). Разнообразие, нестандартность, инновационность деятельностных способов организации внеурочной деятельности и учебного сотрудничества должны рассматриваться в качестве условий личностного, социального и познавательного развития каждого учащегося.

«Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в котором единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей» [2, 5].

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 18 — 22.

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 233 c.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-152 с.

5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. / Под ред.В.А. Горского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 111 с.

6. Смирнов Д.В., Горский В.А., Тимофеев А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 112 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 31 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *