какие могут быть проблемы в произведениях

Проблематика произведения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблематика произведения – это идейное осмысление автором социальных характеров, изображенных в его произведении.

Понятие проблематики произведения

Термин «проблема» в литературоведении имеет значение, сходное с тем, в котором он применяется в различных научных областях – проблемой называется практический или теоретический вопрос, требующий исследования, разрешения.

В литературоведческих работах встречается следующее определение проблематики.

Проблематика – это осмысление писателем социальных характеров, заключающееся в том, что писатель выделяет и усиливает те свойства, которые он считает особенно существенными, исходя из своего идейного миросозерцания.

Другими словами, под проблематикой литературного произведения понимается область понимания, осмысления писателем отраженной реальности. Это сфера, где проявляется авторская концепция человека и мира, запечатлеваются переживания и размышления писателя, где тема исследуется под определенным углом зрения. Читателю на уровне проблематики предлагается диалог, обсуждается та или иная система ценностей, поднимаются вопросы, приводятся художественные аргументы за либо против какой-либо жизненной мироориентации.

Можно сказать, что проблематика является центральной частью художественного созерцания, так как именно в ней, как правило, заключается то, ради чего читатель обращается к произведению, а именно неповторимый авторский мир. проблематика произведения требует от читателя повышенной активности. Если читатель воспринимает тему как данность, то относительно проблематики у него могут и должны возникать свои собственные соображения, размышления, переживания, согласие или несогласие, которые направляются размышлениями и переживаниями автора, но не являются целиком тождественными им. Согласно идее М.М. Бахтина о специфическом познании художественного содержания как диалоге между писателем и читателем, эта идея в наибольшей степени относится к проблематике произведений.

Готовые работы на аналогичную тему

Проблематика, в отличие от тематики, является субъективной стороной художественного содержания, в связи с чем в ней максимально проявляется самобытный авторский взгляд на мир, авторская индивидуальность, нравственное отношение к предмету. Часто произведения нескольких авторов написаны на одну и ту же тему ввиду ограниченности тем, однако нет двух писателей, чьи произведения полностью совпали бы по проблематике.

Своеобразие проблематики является визитной карточкой автора. Например, практически нет поэта, который бы не коснулся темы поэзии. Однако проблемы, связанные с этой темой, у разных поэтов различаются. Так, А. С. Пушкин рассматривал поэзию как «служенье муз», Лермонтов подчеркивал гордое одиночество поэта. Некрасов поднимал вопрос об общественной полезности поэтической деятельности, о гражданственности поэтического творчества. Блок считал поэзию выразительницей и истолковательницей мистических тайн бытия. Для Маяковского поэзия была своего рода «производством», он первым из поэтов ставил вопрос «о месте поэта в рабочем строю». Таким образом, при единстве темы у каждого из авторов проблематика субъективна и индивидуальна.

Типы проблематики

Литературоведы достаточно давно стали разрабатывать вопросы художественной проблематики. Но системной научной разработке данная проблема подверглась только в 20 веке. Одной из первых попыток дифференцировать типы художественной проблематики была попытка М. М. Бахтина, выделившего романную и нероманную концепцию действительности. В типологии Бахтина они прежде всего различались по тому, как автор подходит к пониманию человека и его изображению. В книге «Проблемы исторического развития литературы» Г. Н. Поспелов выделил четыре типа проблематики:

Однако эта типология имели существенные недостатки, такие как неточность терминологии, неправомерное и произвольное связывание типов проблематики и литературных жанров, излишняя социализация, но при анализе произведении она может служить исходной точкой.

Современный исследователь А. Б. Есин уточнил и дополнил классификацию Поспелова. В результате были выделены следующие типы проблематики:

Выделенные типы проблематики не исчерпывают всего многообразия вопросов, которые ставятся авторами произведений перед читателями. Это отлично понимают и сами литературоведы. В классическом учебнике «Введение в литературоведение» под редакцией Г. Н. Поспелова предлагается уже другой перечень и указывается, что проблематика может отражать разные сферы общественной жизни. Проблематика может быть:

Это зависит от того, на каких противоречиях и на каких сторонах характеров акцентирует внимание автор.

Следует заметить, что проблематика многих произведений зачастую выступает в типологически чистом виде. Это означает, что другие типы проблематики в содержании таких произведений не играют существенной роли. Однако встречаются и такие произведения, где сочетается два, реже больше проблемных типа. Например, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сочетается социокультурная и идейно-нравственная проблематика. Сочетание идейно-нравственной и национальной проблематики характерно для поэмы «Медный всадник» А. С. Пушкина. В романах «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова сочетаются три или четыре типа проблематики.

Наличие в содержании произведения разных типов проблематики является одним из моментов художественного своеобразия данного произведения. В общем художественном строении данные аспекты занимают подчиненное положение.

Источник

Тема, идея, проблематика художественного произведения

Тема — это основа произведения, его содержание; изображенные события и явления, которые исследует и оценивает автор.

какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть фото какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть картинку какие могут быть проблемы в произведениях. Картинка про какие могут быть проблемы в произведениях. Фото какие могут быть проблемы в произведениях

Тема может появляться в художественных произведениях многих писателей, она не является единой для определенного направления или рода литературы.

Тема произведения неразрывно связана с его идеей. М. Горький Писал, что «тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно, и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления».

Тема
ГлавнаяЧастнаяВечная
Тема, определяющая единство художественного произведения, т.е та, без которой повествование потеряло бы связующую часть.
(Тема семьи в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети», изображение столкновения двух разных эпох).
Тема, не являющаяся основой произведения. Она может показывать разные стороны главной темы.
(Показ семейных отношений представителей двух разных эпох. Базаров и его родители, Аркадий и его семья в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Темы, общие для всей мировой литературы.
Тема отцов и детей, любви, смерти, войны.
И главная, и побочная темы в совокупности составляют тематику художественного произведения.

Идеямысль, определяющая содержание произведения. Она неотделима от образной системы и от формы.

какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть фото какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть картинку какие могут быть проблемы в произведениях. Картинка про какие могут быть проблемы в произведениях. Фото какие могут быть проблемы в произведениях

Идея может заключать мысль о необходимости переустройства общества (А. С. Грибоедов «Горе от ума»), о притягательности и одновременно бренности человеческой власти («Царь Эдип» Софокл).

Проблематика

Проблематика — это круг поставленных автором проблем в произведении. Проблема — это вопрос, требующий разрешения.

Источник

Список литературы по проблемам

1. Проблема исторической памяти
• А.С.Пушкин. Два чувства дивно близки нам.
• Ч.Айтматов. И дольше века длится день. Легенда о манкуртах.
• В.Быков. Сотников. Волчья стая.
• Р.Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту. И грянул гром.
• Б.Екимов. Ночь исцеления.
• М.Гелприн. Свеча горела.
• Б.Васильев. Летят мои кони.
• В.Солоухин. Чёрные доски.
• В.Железников. Чучело.

3. Проблема совести
• М.Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть»
• В.Быков «Сотников»
• А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
• Л.Н. Толстой «Война и мир». Николай Ростов и проигрыш Долохову.

4. Проблема нравственного выбора
• А.П.Чехов. Крыжовник
• Ч.Айтматов. И дольше века длится день. Легенда о манкуртах.
• Т.Кудрявцева.Детский дом. Лёка.
• М. Горький. Старуха Изергиль.
• М.Гелприн. Свеча горела.
• А.Приставкин. Ночевала тучка золотая.
• В.Быков. Сотников. Волчья стая.
• Б.Васильев. Летят мои кони. О докторе Янсене.
• В.Железников. Чучело.
• Р.Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту.
• В.Астафьев. Цикл «Затеси». Записка.
• М.Шолохов. Судьба человека.

7. Проблема очищающей силы искусства
• М. Гелприн. Свеча горела.
• Р.Брэдбери. Улыбка. 451 градус по Фаренгейту.
• А.И.Куприн. Анафема. Гранатовый браслет.
• В.Астафьев. Цикл «Затеси». Гимн жизни.
• К.Г.Паустовский. Старый доктор.
• М. Булгаков. Мастер и Маргарита. Фрагмент.
• Л.Н.Толстой. Война и мир. Проигрыш Николая Ростова. Пляска Наташи Ростовой в охотничьем домике дядюшки.

8. Проблема жертвенности материнской любви
• В.Астафьев. Белогрудка
• Ч.Айтматов. И дольше века длится день. Легенда о манкуртах.
• А.Алексин. Раздел имущества. Безумная Евдокия.
• Б.Екимов. Ночь исцеления.
• К.Г.Паустовский. Телеграмма.
• Л.Н.Толстой. Война и мир. Проигрыш Николая Ростова. Всепоглощающая любовь старой графини к детям.
• П.Санаев. Похороните меня за плинтусом.
• А. Платонов. Третий сын.
• Л.Улицкая. Дочь Бухары.
• В.Шукшин. Материнское сердце.
• Д.И.Фонвизин. Недоросль.
• В.Вересаев. Всю жизнь отдала.
• И.С.Тургенев. Отцы и дети. Отношение родителей Базарова к нему.

9. Проблема бездуховности, вещизма
• Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна»
• Р. Брэдбери «Вельд»
• В.П. Астафьев «Людочка»
• Е. Габова «Не пускайте рыжую на озеро»
• А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

11. Проблема роли детства в жизни человека
• И.Гончаров. Обломов. Фрагмент.
• Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание. Сон Раскольникова.
• Д.И. Фонвизин. Недоросль.
• П.Санаев. Похороните меня за плинтусом.
• Л.Н.Толстой. Война и мир. Петя Ростов и пленный барабанщик.
• В.Распутин. Уроки французского.

12. Роль наставника, учителя

• В.Распутин. Уроки французского.
• Д.И. Фонвизин. Недоросль.
• М.Гелприн. Свеча горела.
• А.Алексин. Безумная Евдокия.
• Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
• Ч. Айтматов. Первый учитель».

13. Проблема необходимости дружбы между людьми, роль дружбы
• Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. Письмо № 2. (О дружбе)
• Л.Н.Толстой. Война и мир.
• Лицейская дружба А.С. Пушкина.
• И.А. Гончаров. «Обломов». Обломов и Штольц.

14. Проблема взаимоотношения детей и родителей, отношения детей к родителям, невнимательного отношения к близким, разобщённости отцов и детей
• Л.Н.Толстой. Война и мир. Проигрыш Николая Ростова.
• И.С.Тургенев. Отцы и дети. Базаров и родители.
• А.Алексин. Раздел имущества.
• А.Алексин. Безумная Евдокия.
• Б.Екимов. Говори, мама, говори.
• Б.Екимов. Ночь исцеления.
• И.Курамшина. Сыновний долг.
• К.Паустовский. Телеграмма.

15. Проблема восприятия критики, воздействия критики на творческих людей
• И.С.Тургенев. Отцы и дети. Спор Е. Базарова с П. Кирсановым
• М.Булгаков. Мастер и Маргарита. Рассказ Мастера.
• В.Железников. Чучело.
• Л.Н.Толстой. Война и мир. Взаимоотношения Старого князя Болконского и его дочери.

16. Проблема экологии языка (чистоты языка)
• Д.С.Лихачёв о сквернословии.
• Д.С.Лихачёв.Письма о добром и прекрасном. О чистоте языка.
• И.С.Тургенев. Русский язык.
• М.Зощенко. Обезьяний язык.
• М.Кронгауз. Русский язык на грани нервного срыва. Фрагмент.

17. Проблема истинного и ложного патриотизма
• Л.Н.Толстой. Война и мир. Батарея капитана Тушина.
• В.Быков. Сотников.
• В.Некрасов. Вася Конаков.
• М.Шолохов. Судьба человека.
• Б.Васильев. Летят мои кони.
• А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

18. Проблема истинной и ложной чести
• Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. Письмо 10. Честь истинная и ложная
• А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». «Евгений Онегин»
• В.Железников. «Чучело»
• Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»
• Л.Н.Толстой «Война и мир». Капитан Тушин. Разговор князя Андрея и Пьера на пароме
• В.Некрасов. «Вася Конаков»
• В.Распутин. «Живи и помни». «Уроки французского»
• Н.В.Гоголь. «Ревизор». «Тарас Бульба»
• В.Быков. «Сотников»
• М.Шолохов. «Судьба человека»
• К.Г.Паустовский. «Телеграмма»
• Р.Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту»

19. Проблема оценки таланта современниками
• М.Булгаков. Мастер и Маргарита.
• Судьба самого М. Булгакова.
• Непризнание таланта В.Высоцкого при жизни.
• Невостребованность технических изобретений Кулибина в 18 веке.

20. Проблема взяточничества и казнокрадства. Можно ли жить за счёт других? Взаимоотношение цели и средства. Всегда ли цель оправдывает средства?
• В.Солоухин. Каравай заварного хлеба.
• Н.В.Гоголь. Мёртвые души. О Чичикове. Ревизор.
• М.Булгаков. Мастер и Маргарита. Москва. 30 годы.
• Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. Письмо №1.

21. Проблема нехватки времени, умения его распределять
• А.И.Гончаров. Обломов. Фрагмент.
• Л.Н.Толстой. Война и мир. Упорядоченность жизни старого князя Болконского.
• А.Солженицын. Один день Ивана Денисовича.
• Р.Брэдбери. И грянул гром.

22. Проблема необходимости веры, идеи
• А.И.Куприн. Анафема.
• Б.Васильев. Летят мои кони.
• М.Булгаков. Мастер и Маргарита. Ершалаимские главы.
• В.Некрасов. Вася Конаков.
• П.Санаев. Нулевой километр.
• Л.Н.Толстой. Чем люди живы.
• М.Гелприн. Свеча горела
• Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание. Разговор о Евангелии.
• Р.Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту. Финальная часть.
• Л.Н.Толстой. Война и мир. Пьер и масон Баздеев.
• А.Солженицын. Один день Ивана Денисовича.

25. Проблема познания окружающего мира как движущей силы саморазвития человека
• И.Гончаров. Обломов. Стремление Штольца к познанию
• Н.А.Некрасов. Школьник.
• В.Шукшин. Микроскоп. Забуксовал.
• Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. Письмо № 26. Учись учиться
• И.Бродский. Полторы комнаты.

26. Проблема взаимоотношения человека и государства (чиновников)
• В.Шаламов. Детские картинки.
• В.Шаламов. Ночью.
• В.Шаламов. Одиночный замер.
• Л.Улицкая. Казус Кукоцкого. Дочь Бухары.
• М.Булгаков. Мастер и Маргарита. Роль критики.
• Е.Мурашова. Класс коррекции.
• А.Солженицын. Один день из жизни Ивана Денисовича»
• Лоис Лоури. Дающий.
• Н.В.Гоголь. Шинель.

27. Проблема комплекса неполноценности, страха перед реальностью
• В.Пьецух.» Наш человек в футляре».
• А.П. Чехов. Человек в футляре.

28. Проблема влияния денег на человека
• А.С. Пушкин «Пиковая дама». «Скупой рыцарь»
• И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско».
• Н.В. Гоголь «Мертвые души».
• А.П. Чехов «Ионыч».

29. Проблема воздействия музыки на человека
• Л.Н. Толстой «Война и мир». Наташа и братья после охоты у дядюшки. Митька и игра на балалайке.
• И.А. Гончаров «Обломов»
• А.П. Чехов «Ионыч»
• А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

30. Проблема заинтересованного чтения
• А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
• Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Соня Мармеладова и чтение ею Библии.
• Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке». Главный герой читает книгу.
• Н.Островского «Как закалялась сталь», затем статью о протезах.

Источник

Проблемы художественной литературы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Под проблемой в художественном произведении понимают вопрос, который необходимо решить. В каждом художественном произведении присутствует проблематика. Под ней понимают мнение писателя относительно тех событий, явлений, характеров которые он описывает в своем произведении. Проблематика — это то, как писатель понимает и осмысливает окружающую действительность, свои мысли он передает другим людям посредством художественного произведения.

Самобытность проблемы

Проблема произведения складывается из нескольких элементов:

Для того чтобы определить проблематику произведения, читателю следует вдумчиво вчитываться в текст произведения. Проблематика заставляет читателя задуматься над серьезными вопросами.

Проблемы, которые поднимаются в художественных произведениях, чаще всего носят субъективный характере, это личное мнение автора относительно определенных вопросов. Бывает так, что два произведения написаны на одну и ту же тему, но проблемы совершенно разные, взгляды авторов отличаются.

Можно сказать, что без проблемы нет художественного произведения. Проблема — это неотъемлемая его часть. В серьезных произведениях классической литературы чаще всего затрагивается не одна, а множество проблем. Пути решения этих проблем далеко не всегда прописаны в произведении, таким образом писатель хочет, чтобы читатель сам порассуждал над серьезными вопросами, сделал определенные выводы.

Типология проблем художественной литературы

Советский литературовед Г. Н. Поспелов перечислял четыре вида проблем:

Готовые работы на аналогичную тему

Данная типология помогает при литературном анализе художественного произведения.

А. Б. Есин дополняет классификация проблематики Н. Г. Поспелова, в результате у него получается следующие типы:

Многие произведения несут в своем содержание какой-то один тип проблем, например, в произведении М. Ю. Лермонтова «Бородино» проблематика национальная. Но часто можно встретить произведения в которых присутствует несколько типов проблем, например, «Война и мир» Л. Толстого. Следует отметить что типы проблем не всегда равноправны в произведении, некоторые являются более доминантными.

Проблемы, затрагиваемые в русской художественной литературе

Ниже перечислены основные острые проблемы затрагиваемые русскими писателя в своих произведениях:

Остановится более подробно на каждой из них.

Проблема исторической памяти.

Проблема исторической памяти поднимается в таком произведении как «По праву памяти» А. Т. Твардовского. Главные концепты, которые Твардовский хотел передать в своем произведении – это память и забвение – он призывает не забывать о том, что было и чтить память прошлого. Твардовский хочет сказать, что современные люди стали жить только настоящим, забывая о своем прошлом.

Тема исторической памяти так же поднимается в произведении «Реквием» А. А. Ахматовой. В этой поэме отражены реальные трагические переживания поэтессы, сын, которой был незаконно репрессирован и казнен.

Проблема ложной цели в жизни.

Проблема поиска жизненного пути.

Эта пролома раскрывается Гончарова «Обломов». Илья Обломов вероятно желал достичь высот в жизни, но сил на подвиги у него не нашлось. У Обломова были сомнения какой же путь ему выбрать деятельный или пассивный. В конце он все-таки выбрал пассивную жизнь, стагнацию, в результате чего рано скончался.

Другое произведение затрагивающее эту тему – «На дне» Горького. В этом произведении писатель показывает нам образы людей, у которых закончились силы бороться ради своей же собственной жизни и своего благополучия. В этом произведении у героев тоже стоит вопрос выбора жизненного пути. Но они выбирают остаться там, где сейчас оказались.

Проблема любви к ближнему.

Это проблема достаточно хорошо освящается в рассказе Шолохова «Судьба человека». Солдат, который во время войны потерял всех своих близких, несмотря на тяжелые испытания, которые ему пришлось пройти все равно сохраняет в сердце любовь. Он берет на воспитание мальчика-сироту, который так же, как и он остался один. Эта тема является весьма животрепещущей в нашем обществе. Всегда надо оставаться человеком, независимо от того в каких условиях ты оказался, именно это поможет тебе самому выжить.

Проблема равнодушия.

Эта проблема красной линией проходит в произведении Чехова «Ионыч». После неразделённой любви главный герой произведения Старцев становится весьма равнодушен к миру, все что им управляет это лишь его хладнокровный разум. Равнодушие он проявляет не только к окружающим, но и к самому себе, он никак не развивается, а лишь убивает все свое свободное время игрой в карты.

Проблема дружбы и долга.

Проблема товарищества и долга присутствует практически во всех произведениях, посвященных великой отечественной войне. Проблема дружбы и долга хорошо раскрыта в произведении Васильева «А зори здесь тихие». Именно честь и долг – главные характеристики настоящего солдата на войне. Без взаимовыручки невозможно справиться с врагом.

Проблема будущего России.

Судьба России всегда волновала писателей. Об этой проблеме рассуждает и Гоголь в своем произведении «Мертвые души», и Чернышевский в романе «Что делать», и Грибоедов в своей комедии «Горе от ума». Именно от судьбы государства в дальнейшем зависит и судьба русской литературы.

Проблема патриотического духа.

Благодаря искусному перу русских писателей мы с вами можем стать свидетелями событий военного времени. Множество произведений русской литературы посвящены проблеме войны и патриотизма, например, произведения Л. Н. Толстого «Война и мир», М. Ю. Лермонтова «Бородино», В. Катаев «Сын полка» и множество других. Защита Родины, любовь к Родине всегда были актуальными вопросами, которые в разное время раскрывались разными писателями в русской литератур. Благодаря эти произведениям, мы может узнать, как ведут себя люди, попавшие в столь суровые условия военной жизни.

Источник

Тема, идея, проблематика художественного произведения

Тема — это основа произведения, его содержание; изображенные события и явления, которые исследует и оценивает автор.
Тема может появляться в художественных произведениях многих писателей, она не является единой для определенного направления или рода литературы.

Тема произведения неразрывно связана с его идеей. М. Горький Писал, что «тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно, и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления».

Тема
ГлавнаяЧастнаяВечная
Тема, определяющая единство художественного произведения, т.е та, без которой повествование потеряло бы связующую часть. (Тема семьи в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети», изображение столкновения двух разных эпох).Тема, не являющаяся основой произведения. Она может показывать разные стороны главной темы. (Показ семейных отношений представителей двух разных эпох. Базаров и его родители, Аркадий и его семья в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети»)Темы, общие для всей мировой литературы. Тема отцов и детей, любви, смерти, войны.
И главная, и побочная темы в совокупности составляют тематику художественного произведения.

какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть фото какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть картинку какие могут быть проблемы в произведениях. Картинка про какие могут быть проблемы в произведениях. Фото какие могут быть проблемы в произведениях какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть фото какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть картинку какие могут быть проблемы в произведениях. Картинка про какие могут быть проблемы в произведениях. Фото какие могут быть проблемы в произведениях какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть фото какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть картинку какие могут быть проблемы в произведениях. Картинка про какие могут быть проблемы в произведениях. Фото какие могут быть проблемы в произведениях какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть фото какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть картинку какие могут быть проблемы в произведениях. Картинка про какие могут быть проблемы в произведениях. Фото какие могут быть проблемы в произведениях какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть фото какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть картинку какие могут быть проблемы в произведениях. Картинка про какие могут быть проблемы в произведениях. Фото какие могут быть проблемы в произведениях какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть фото какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть картинку какие могут быть проблемы в произведениях. Картинка про какие могут быть проблемы в произведениях. Фото какие могут быть проблемы в произведениях какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть фото какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть картинку какие могут быть проблемы в произведениях. Картинка про какие могут быть проблемы в произведениях. Фото какие могут быть проблемы в произведениях какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть фото какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть картинку какие могут быть проблемы в произведениях. Картинка про какие могут быть проблемы в произведениях. Фото какие могут быть проблемы в произведениях какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть фото какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть картинку какие могут быть проблемы в произведениях. Картинка про какие могут быть проблемы в произведениях. Фото какие могут быть проблемы в произведениях какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть фото какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть картинку какие могут быть проблемы в произведениях. Картинка про какие могут быть проблемы в произведениях. Фото какие могут быть проблемы в произведениях какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть фото какие могут быть проблемы в произведениях. Смотреть картинку какие могут быть проблемы в произведениях. Картинка про какие могут быть проблемы в произведениях. Фото какие могут быть проблемы в произведениях

«Преступление и наказание»

Проблематика романа – философская, нравоописательная, социокультурная. Где находится граница между добром и злом? Существуют ли они? Такие вопросы поставил автор перед читателями. Однако в действиях главного героя, каким бы жестоким ни был его поступок, сложно выявить эти границы.

Еще один важный вопрос в романе «Преступление и наказание» — вопрос о приоритетах. Для Раскольникова в начале произведения на первом месте деньги. Он полагает, что только они приблизят его к цели, что, в свою очередь, станет благом для всей той серой массы, о которой он думает с пренебрежением. Как известно, идеи студента оказываются несостоятельными.

В художественном содержании романа присутствует социально-культурный аспект. Достоевский изобразил Петербург. Но не тот шикарный город, построенный словно напоказ. События происходят в бедных районах, там, где человеку очень сложно сохранить нравственность и веру в Бога.

Идеямысль, определяющая содержание произведения. Она неотделима от образной системы и от формы.

Идея может заключать мысль о необходимости переустройства общества (А. С. Грибоедов «Горе от ума»), о притягательности и одновременно бренности человеческой власти («Царь Эдип» Софокл).

Проблема крепостного права

Буквально с первого эпизода комедии видно, как помещица злоупотребляет положением и властью, срывая зло на крепостных. Под ее горячую руку попал Тришка, неудачно сшив кафтан. Расправа ждала горе портного. Никакие оправдания на Простакову не действовали. Прекрасно понимая, что он не профессионал своего дела и можно было бы простить парня за неудачно снятые мерки, но помещица была непреклонна. Не мешкая, барыня отдала приказ наказать виновника.

Помещичьим произволом пропитано все произведение от начала до конца. Драматический конфликт разворачивается между прогрессивно настроенными дворянами в лице Стародума и Правдина с крепостниками во главе которых Скотинин и Простаковы.

Виновником происходящих событий Фонвизин считает не воспитание, а рабство, растлевающее и развращающее помещиков. От нынешних дворян, по его мнению, не осталось ничего человеческого. Для них чужды такие понятия, как честь, достоинство, порядочность, человечность.

Именно крепостное право превратило помещиков в тиранов и монстров. В финале комедии добро и справедливость восторжествуют. Помещиков лишат права владеть крепостными, а именье будет находиться под опекой государства. Конфликт разрешен.

Проблематика

Проблематика — это круг поставленных автором проблем в произведении. Проблема — это вопрос, требующий разрешения.

Виды проблематики:

Тематика и проблематика художественного произведения

Содержание

Тема — это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни — это отдельная тема; совокупность тем — тематика произведения.

В учебной, справочной и даже научной литературе термин «тема» толкуется по-разному. «Одни понимают под темой жизненный материал, взятый для изображения. Другие — основную общественную проблему, поставленную в произведении», — пишет Г.Л. Абрамович, склоняясь ко второму толкованию, но не исключая и первого. В понятии темы в этом случае объединяются два совершенно разных значения. Более четко эти значения разграничены в Литературном энциклопедическом словаре**, что исключает, по крайней мере, смешение понятий. Иногда тема отождествляется даже с идеей произведения, причем начало подобной терминологической неоднозначности положил, очевидно, М. Горький: «Тема — это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно».

Нам необходимо четко разграничить и сами термины «тема», «проблема», «идея», и — главное — стоящие за ними структурные уровни художественного содержания, избегая дублирования терминов. Такое разграничение было в свое время проведено Г.Н. Поспеловым и в настоящее время разделяется многими литературоведами. В соответствии с этой традицией под темой мы будем понимать объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации (взаимоотношения характеров, а также взаимодействия человека с обществом в целом, с природой, бытом и т.п.), которые как бы переходят из реальной действительности в художественное произведение и образуютобъективную сторону его содержания. Тематика в таком понимании выступает как связующее звено между первичной реальностью и реальностью художественной, она как бы принадлежит сразу обоим мирам: реальному и художественному. При этом следует, разумеется, учитывать то обстоятельство, что действительные характеры и взаимоотношения характеров не копируются писателем «один к одному», а уже на этом этапе творчески преломляются: писатель выбирает из действительности наиболее, с его точки зрения, характерное, усиливает эту характерность и одновременно воплощает ее в единичном художественном образе. Так создаетсялитературный персонаж — вымышленная писателем личность со своим характером, то есть совокупностью индивидуальных устойчивых черт личности — социальных и психологических.

Центральная проблема произведения часто оказывается его организующим началом, пронизывающим все элементы художественной целостности. Во многих случаях произведения словесного искусства становятся многопроблемными, и эти проблемы далеко не всегда разрешаются в пределах произведения. А.П. Чехов справедливо писал, отдавая приоритет проблематике даже перед идеей: «Вы смешиваете два разных явления: решение вопроса и правильную постановку вопроса. Только второе обязательно для художника. В «Евгении Онегине» или «Анне Карениной» не решен ни один вопрос, но они вас вполне удовлетворяют, потому что все вопросы поставлены в них правильно» (Письмо А.С. Суворину от 27 октября 1888 г.)*. Проблематика произведения дает читателю возможность размышлять и переживать, а это, в сущности, главное, ради чего мы обращаемся к художественной литературе.

Типы проблематики

Вопросы типологии художественной проблематики стали разрабатываться литературоведами довольно давно. Разграничение некоторых типов проблематики и их подробное описание мы можем найти в работах Гегеля, Шиллера, Белинского, Чернышевского и других эстетиков и литературоведов XVIII-XIX вв. Однако системной научной разработке эта проблема подверглась только в XX в. Одной из первых плодотворных попыток разграничить типы художественной проблематики была попытка М.М. Бахтина, который выделил романную и нероманную концепции действительности. В типологии М.М. Бахтина они различались прежде всего по тому, как подходит автор к пониманию и изображению человека*. Однако и та и другая группа оказывались внутренне неоднородными, что делало необходимым дальнейшую разработку типологии художественного содержания в направлении большей дифференциации типов. Дальше всех здесь пошел, вероятно, Г.Н. Поспелов, который выделил уже четыре типа проблематики : «мифологическую», «национально-историческую», «нравоописательную» (иначе — «этологическую») и романную (в терминологии Г.Н. Поспелова — «романическую»)**. Эта типология, правда, не свободна от существенных недостатков (неточности терминологии, излишняя социологизация, произвольное и неправомерное связывание типов проблематики с литературными жанрами), однако на нее уже вполне можно опереться, чтобы идти дальше.

Мифологическая проблематика

Мифологическая проблематика — это «фантастико-генетическое осмысление» «тех или иных явлений природы или культуры»*; объяснение, которое дает автор произведения возникновению тех или иных явлений. Так, например, автор «Метаморфоз» Овидий дает, опираясь на фольклорную легенду, объяснение, откуда и каким образом появился на земле цветок нарцисс — в него, оказывается, был превращен юноша по имени Нарцисс, не любивший никого, кроме самого себя.

Мифологическая проблематика была очень развита на ранних стадиях литературы, а также в долитературном творчестве — фольклоре. Конечно, многие современные писатели просто используют мифологические модели для воплощения совсем иной (чаще всего философской) проблематики (например, рассказ Л. Андреева «Иуда Искариот», роман Булгакова «Мастер и Маргарита», пьесы Ж. Ануя), но и собственно мифотворчество актуально для литературы XX в. Прежде всего оно проявляется в таких важных для современного художественного мышления течениях, как научно-фантастическая литература и в особенности литература «фэнтези». Как пример научно-фантастического мифотворчества можно привести романы А. Кларка «Космическая одиссея 2001» и К. Саймака «Заповедник гоблинов». В первом из них дается фантастическое объяснение возникновению разумной жизни на Земле: зародиться ей помогли высокоразвитые космические пришельцы; во втором фантастически осмысляются поверья о гоблинах, троллях, феях и т.п.: оказывается, «нечистая сила» — это наиболее древние обитатели Земли, населявшие ее еще миллиарды лет назад и теперь постепенно вымирающие. Примером мифологической проблематики в литературе «фэнтези» с успехом может служить трилогия Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец».

Национальная проблематика

Социокультурная проблематика

Романная проблематика

Философская проблематика

Из сказанного легко можно сделать вывод и о втором принципиальном отличии романной и философской проблематики : последнюю почти не интересует динамика, акцент делается на статике. Для идейно-нравственной проблематики важен процесс формирования и изменения идейно-нравственных основ человеческой личности, характера; философская проблематика занята установлением, «констатированием» существующих устойчивых закономерностей.

Идея — что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл — решение всех проблем — главной и дополнительных — или указание на возможный путь решения.)

Пафос — эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий).

Так, стихотворения М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова под общим названием — «Родина» — посвящены одной и той же теме, но в них представлены разные проблемы: лирический герой Лермонтова размышляет над вопросом, что для него вмещает понятие «родина»,какую родину он любит; некрасовский же герой отвечает на вопрос, за что он ненавидит свою малую родину. Справедливо и обратное утверждение: произведения, в которых поставлена одна и та же проблема, могут иметь разнотематическую направленность. Например, проблема нравственного выбора (как сделать правильный выбор? что предпочесть: личное благополучие или благо других людей? чем может обернуться малодушие, сделка с совестью? и т.п.) может быть представлена на разном жизненном материале: в произведениях, посвящённых военным событиям или частной жизни представителей разных эпох и сословий и т.д. («Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Живи и помни» В.Г. Распутина, «Сотников» В. Быкова и др.).

В русской классической литературе XIX—XX вв. наиболее актуальными были проблемы: человек и нравственный закон, человек и среда, человек и общество, личность и судьба, личность и честь, герой времени, духовно-нравственные искания, смысложизненный поиск и др.Идея (от греческого слова «idea» — то, что видно) — главная мысль литературного произведения, авторская тенденция в раскрытии темы, ответ на поставленные в тексте вопросы — иначе говоря, то, ради чего произведение написано.М.Е. Салтыков-Щедрин назвал идею душой произведения. Идея всегда субъективна (т.к. несёт отпечаток личности автора, его эстетических и этических взглядов, симпатий и антипатий) и образна (т.е.выражается не рациональным путём, а через образы, пронизывает всё произведение). Идея не представлена в художественном тексте эксплицитно, то есть явно; чтобы её увидеть, понять, необходимо детально и глубоко проанализировать текст.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *