какие могут быть запросы к психологу
Иван Котва — профессиональный психолог
Перечень проблем и вопросов, с которыми идут к психологу
Трудности в общении с людьми.
Выполнять сложные дела на работе. Смена профиля работы и поиск новой
Проблемы отделения от родителей. Взросление
Последствия пережитой травмы: неожиданные вспышки гнева, навязчивые воспоминания, сверхконтроль, сверхактивность, пугливость
Поиск идентичности. Сделать жизнь более осмысленной. Поиск себя
Беспомощность, страх перед жизнью, тревога за будущее, катастрофизация и пессимизация будущего
Страхи:
Страх остаться одной и беспомощной. Страх быть неизлечимо больной
Страх смерти родителей
Страх дезинтеграции. Страх сойти с ума. Страх быть захваченной аффектом
Страх не реализовать свой потенциал
Страх отделиться от родителей
Страх сверхестественного, темноты. Страх нападения и поглощения потусторонним созданием
Страх начать новое (перейти в новую сферу работы)
Агорафобия. Боязнь открытых или закрытых пространств, страх выходить из дома
Страх потери дохода, увольнения
Страх близости, быть зависимой от партнёра-тирана
Страх, что в отношениях будут контролировать и принуждать
Социофобия, страх перед общением, страх определённых социальных ситуаций
Страх отношений, страх секса
Иван Котва, психолог — консультант Записаться
Блог / 9 главных запросов, с которыми обращаются к психотерапевту
Автор: Елизавета Мусатова, 12 октября (68 448 просмотров)
Мы начинаем новую рубрику, в рамках которой наш психотерапевт Елизавета Мусатова будет рассказывать о том, как устроена ее профессия. Для начала она составила список из 9 самых частых запросов, с которыми приходят к психотерапевту – и рассказала, как он может помочь в этих случаях.
1. «Не знаю, кто я и чего хочу»
Частая ловушка, в которую попадает человек в начале терапии, – уверенность, что стоит открыть что-то новое о себе, жизнь изменится. Но знание не обязательно равно переменам, а инсайты (то есть, прозрения, которые случаются в рамках терапии) – только повод для дальнейших решений и действий.
Психолог постарается прояснить, что именно вы надеетесь изменить, узнав себя. Нередко за таким запросом стоит отсутствие радости, чувство бессмысленности или проживания не своей жизни, разочарование в работе или отношениях: словом, неудовлетворенность. Возникает она там, где есть подавленная или вытесненная потребность, от которой человеку пришлось отказаться из-за социального давления (включая, но не ограничиваясь аргументами «так не принято», «это неприлично» и «на жизнь этим не заработаешь») или неблагоприятных условий. В терапии можно осознать эту потребность и найти способ реализовать. Да, в начале работы психолог может также распросить вас о самочувствии, частых эмоциональных переживаниях и поведении, чтобы понять, точно ли дело в потребности или речь об одном из симптомов депрессивного состояния.
2. «Помогите изменить партнера/ребенка/босса/маму»
Всем нам хочется, чтобы отношения были территорией поддержки, доверия и радости. Когда поступки близкого человека вызывают неприятные чувства, мы склонны обрушивать на него всю ответственность: раз из-за тебя мне плохо, ты должен вести себя по-другому! Такой подход вместо компромисса чаще приводит к еще большим претензиям и отчуждению. Никто, включая психолога, не в силах изменить другого человека. Но специалист поможет вам распознать, о каких потребностях говорит ваша злость, раздражение и обида, научиться экологично обсуждать свои чувства с близкими и вместе находить компромиссы.
3. «Сделайте, чтобы я этого не чувствовал»
Настоящие мужчины ничего не боятся. Хорошие девочки не злятся. Думай позитивно, верь в себя, всегда прощай, не испытывай грусти, слабости, уныния, раздражения, сомнений. и загони себя в невроз. Мы живем в мире, где одни чувства поощряются, а другие считаются неприемлемыми. Послания «как правильно» впитываются через среду и окружение: родителей, школу, рекламу, сериалы. Когда есть внешнее давление и посыл «не чувствуй этого», развивается ощущение собственной неправильности. К сожалению, чаще всего табуируются естественные человеческие реакции, которые нельзя выключить раз и навсегда. Психолог поможет, во-первых, отделить чужие стандарты от своих потребностей, а во-вторых, признавать и проживать чувства без вины за них.
4. «У меня депрессия»
Важно различать естественные спады настроения и депрессивные симптомы. При депрессивном состоянии проявляются симптомы сразу из нескольких категорий (эмоциональные, телесные, поведенческие, когнитивные), которые со временем становятся более интенсивными. На сессии психолог расспросит вас о симптоматике и ее длительности, и, в случае необходимости, посоветует обратиться к другим специалистам для подтверждения диагноза. Подтвердить наличие, выявить причины и тип депрессии можно только с помощью комплексной диагностики, в которой обязательно участвует психиатр, а также врачи разных направлений: эндокринолог, невролог, гастроэнтеролог. Лечение депрессии также будет комплексным и включает психотерапию как один из способов помощи.
5. «Я ленивый и безответственный»
Прокрастинация, самосаботаж, проблемы с тайм-менеджментом, невозможность довести дело до конца или выполнить обещание — люди, которые сталкиваются с этим, нередко интернализируют проблему: считают, что дело только в них. Это не дел много, а я ленивый. Не ситуация стрессовая, а я разгильдяй. С помощью психолога вы можете исследовать причины проблемы. Возможно, дело не в характере, а в перегрузке, неинтересной работе, нереалистичных ожиданиях от себя или банальном недостатке сна и качественного отдыха. Прокрастинация и срыв сроков — это симптом. Стоит поискать, с чем он связан, и решить корневую проблему.
6. «Я постоянно тревожусь»
Приступы тяжелой тревоги и панические атаки — феномен, который до сих пор плохо изучен. Беспричинный страх накатывает на ровном месте, парализует волю, мышление, а иногда и тело. Впрочем, называть его беспричинным не совсем верно: причина есть всегда, но может быть упрятанной глубоко в бессознательное.
В частности, страх может быть связан с травмой, воспоминания о которой вытеснились, с событиями детства еще до формирования устойчивой памяти и даже с опытом предыдущих поколений, переживания о котором получены «по наследству» от родителей, бабушек, прадедов — так называемая травма поколений. Со временем развивается страх страха: человек боится очередного приступа, а значит, тревога разрастается и становится постоянным спутником.
Если вы решили обратиться за помощью, уточните, работает ли психолог с таким запросом. В зависимости от терапевтического подхода, специалист может обучить вас техникам и упражнениям для снятия приступов и снижения тревожности, пересмотреть отношение к паническим атакам и их влиянию на жизнь или исследовать бессознательные причины вашего состояния.
7. «Хочу, чтобы все стало, как раньше»
Иногда плохие вещи происходят даже с хорошими людьми. Никто из нас не застрахован от потери работы, измены партнера, болезни, травмы, смерти близкого. Травматичный опыт разделяет жизнь на «до» и «после». Человек словно раскалывается, часть его остается в случившемся, а другая часть продолжает жить. К сожалению, прошлого не изменить и болезненный опыт не стереть. Задача терапии — помочь человеку отгоревать и допрожить его, забрать себя из прошлого и найти силы не просто жить дальше, а видеть радость, смысл и возможность хорошего будущего.
8. «Я был у врача, но он сказал, что мне к психологу»
Так бывает: человек страдает от телесных симптомов, посещает одного врача за другим, но все анализы в норме. Бывает и так, что болезнь диагностирована, но не поддается лечению, и врач советует психотерапию. Работа психики и тела взаимосвязаны. Эмоциональные переживания могут отражаться на физическом состоянии и провоцировать развитие заболеваний. Существует даже так называемая чикагская семерка : болезни, которые чаще всего связывают с внутренними конфликтами, страхами и подавлением переживаний. Среди них — язвенный колит, ревматоидный артит, гипертония, бронхиальная астма. Терапия поможет осознать, что же сообщает психика через болезнь, и отреагировать на ее послание.
9. «Хочу знать, как жить правильно — научите меня?»
Нет. Не потому, что психологу жалко для вас тайного знания. Просто нет одного правильного способа жить, думать, действовать, строить отношения. Чем психолог может помочь, так это примирить вас с тем, что жизнь не всегда можно предугадывать и контролировать. Будут ситуации, где вариантов, как поступить, много. Будут и такие, в которых нет хорошего решения и выбирать придется меньшее из зол. Жизнь бывает хаотичной и непредсказуемой, срывает планы, требует импровизации. Звучит неутешительно? Тогда хорошая новость: отказавшись от поиска правильных решений и идеальных стратегий, вы освободите огромное количество энергии и жизненных сил. А в процессе еще и укрепите внутренние опоры и веру в свою способность справиться, что бы ни происходило.
Пример психологической консультации
Пример консультации психолога — как это может быть у вас
Волноваться перед встречей с консультантом нормально. Вам предстоит не только познакомиться с новым человеком, но и поделиться с ним личным, сокровенным и наболевшим. Это стресс. Однако не стоит переживать — консультант понимает ваше состояние и обладает знаниями и навыками, чтобы поддержать вас и повести беседу в нужное русло. А мы сегодня расскажем, как обычно проходит первая встреча.
Пример консультаций психолога: диалог с клиентом
Первая сессия проходит в 3 этапа:
Каждая из них имеет свои цели и задачи, алгоритм развития событий. Разберем подробнее пример консультации психолога
Начало консультации
Вы заходите в кабинет эксперта или связываетесь с ним онлайн. Затем он здоровается с вами, представляется и спрашивает, как ему обращаться к вам. В будущем специалист будет использовать именно ту форму обращения, которую вы назовете. Затем эксперт предложит вам рассказать о том, что беспокоит. Пример диалога (история выдумана, любые совпадения имен или запросов из реальной практики случайны):
— Здравствуйте! Меня зовут Алексей. Как мне к вам обращаться?
— Здравствуйте! Меня зовут Марина.
— Приятно познакомиться, Марина. Наша встреча продлится 60 минут, за это время я постараюсь понять вашу проблему, и мы вместе наметим план ее решения. Расскажите, пожалуйста, что привело вас ко мне.
— Даже не знаю, с чего начать.
— Понимаю, вам тяжело говорить об этом. Поделитесь тем, что беспокоит прямо сейчас. О чем вы хотите поговорить? Все что вы расскажете, останется в этом кабинете.
— Я плохо сплю. Что-то тревожит меня, но я и сама не знаю, что.
— Это неприятно. Давайте попробуем понять, в чем дело.
Некоторые эксперты начинают разговор издалека:
Это помогает снять напряжение и ослабить тревогу клиента. После этого специалист все равно спрашивает: «Что привело вас ко мне?», «Что вас беспокоит?». Затем консультант собирает дополнительную информацию, чтобы точнее понять ситуацию. Для этого он использует такие формулировки:
В конце первой части сессии специалист спрашивает: «Какого результата от нашей встречи вы ждете?». Это помогает точно сформулировать запрос и определить направления терапии. Скорее всего, эксперт спросит, обращались ли вы к психологу раньше (с этим же или другим запросом). Это поможет ему еще лучше понять ваши ожидания относительно терапии. Согласно исследованию, опубликованному в журнале «Мировая психиатрия», люди, которые уже несколько раз пытались разобраться в своей ситуации у других экспертов, меньше настроены на терапию с новым специалистом и выдвигают пессимистичные ожидания относительно нее. Если до этого вы не нашли своего эксперта, это не означает, что вам нельзя помочь, — верьте в себя и терапию. В Alter вы можете получить психологическую помощь, подобрав психолога с помощью анкеты. Ответьте на несколько вопросов, и алгоритм подберет психологов, которые лучше всего справятся с вашим запросом. Прежде чем перейти к основной части общения, специалист повторит ваши жалобы, связанные с ними мысли и чувства. Если вы со всем согласны, то консультант переходит к основной части встречи. После того как вы вместе со специалистом определитесь с планом терапии и методами, эксперт предложит заключить терапевтический контракт (информированное согласие).
Основная часть
Если вас беспокоят несколько вещей — специалист предложит выбрать то, над чем вы будете работать в первую очередь. Он может спросить, почему вы выбрали именно эту тему. И уточнит еще кое-что:
Продолжение истории Марины про плохой сон и тревожность:
— Марина, когда начались проблемы со сном?
— Примерно месяц назад.
— Месяц назад у вас происходили какие-то серьезные изменения?
— Мы с мужем готовимся к рождению малыша. Точнее, мы уже давно к этому готовы, прошли обследования, сейчас перешли в «активное наступление». Я не считаю, что это серьезные перемены, ведь я еще даже не беременна. Но кроме этого ничего не менялось.
— Я понял вас. В таком случае, скажите, пожалуйста, за этот месяц тревога часто посещала вас?
— Это случается не каждую ночь. Иногда я очень крепко сплю и без труда засыпаю, высыпаюсь. В другие ночи у меня не получается заснуть — что-то тревожит.
— С чем это связано, на ваш взгляд? Что отличает дни, в которые вы плохо спите, от других?
— Вы упомянули, что вместе с супругом готовились к беременности. У вас или вашего партнера есть какие-то ограничения или трудности в этой сфере?
— Нет. Просто мы оба считаем, что зачатие должно быть осознанным. Мы здоровы. Это было обычное медицинское обследование. Еще мы оба перешли на ЗОЖ: правильное питание, спорт. Ничего особенного.
— Какие эмоции вы испытываете, думая о беременности?
— Радость и небольшой страх.
— Я понимаю вас. Рождение ребенка — это стресс. Перемены всегда пугают. Как вы считаете, ваш страх состоит только из этого или есть что-то еще?
— Иногда мне кажется, что я не справлюсь. Это такая ответственность. Но я тут же успокаиваю себя, напоминаю о том, что я читаю книги о материнстве, что рядом со мной крепкое плечо и так далее. Не думаю, что плохой сон как-то связан с этим.
Продолжение диалога ниже — в завершающей части встречи. Специалист спрашивает только о том, что важно для решения запроса. Он распутывает вашу ситуацию, как клубок ниток, и позволяет увидеть главное. Доверьтесь эксперту. Рассказывайте все честно. Помните, что консультант действует в ваших интересах и руководствуется принципом «не навреди». По возможности будьте активны. Психотерапия — это двусторонний процесс. Согласно исследованию от Американской психологической ассоциации, успех терапии зависит от характера отношений клиента и эксперта. Стремитесь к сотрудничеству, партнерству, созданию терапевтического альянса.
Подведение итогов
Консультант повторяет главные мысли: «Сегодня мы с вами выяснили …». Затем он запрашивает обратную связь: «Что вы вынесли для себя из сегодняшней встречи?», «Как вы себя чувствуете?», «Насколько наша встреча оправдала ваши ожидания?». И предлагает продолжить на следующей сессии. Перед тем как попрощаться с вами, консультант даст рекомендацию или инструмент для самопомощи. Например, порекомендует вести дневник эмоций и расскажет, как правильно его заполнять. Или познакомит с упражнением, снижающим тревожность и помогающим расслабиться. Консультант подберет практический материал индивидуально, конкретно под ваш случай.
Вариант завершения сессии Марины:
— Понял вас. Что ж, время нашей встречи подходит к концу. Давайте подведем итоги. Нам с вами необходимо понять, почему вы плохо спите, в какие моменты переживания становятся особенно сильными, что ослабляет и усиливает тревогу. Вы согласны с этим, Марина?
— Для этого я предлагаю вам вести дневник наблюдений. Тезисно расписывайте каждый день, отмечайте важное и интересное, описывайте свои эмоции, особенно состояние перед отбоем. Обязательно отмечайте дни с проблемным сном — у них точно есть что-то общее. На следующей встрече мы с вами вместе проанализируем эти записи. У вас остались ко мне вопросы?
— Тогда скажите, пожалуйста, как вы себя чувствуете? Что-то изменилось в ваших мыслях или эмоциях по сравнению с тем состоянием, которое было до сессии? Насколько встреча соответствовала вашим ожиданиям, какие ощущения от нее остались?
— Я чувствую себя лучше. Появилась надежда и даже уверенность, что получится избавиться от тревоги. И хотя еще непонятно, чем конкретно она вызвана, но появились ориентиры. Я осознаю, в каком направлении двигаться. Когда я шла на консультацию, то надеялась, что мне помогут, выслушают. Так что, ожидания совпали с реальностью.
— Я понял вас. Что ж, спасибо за откровенность! Увидимся на следующей встречи.
Стенограмма психологической консультации
В психологическом консультировании стенограмма — это запись в тетради / набор на клавиатуре главных слов, реакций и действий участников на каждом из этапов сессии (аудио- или видеозапись сеанса разрешена только в том случае, если клиент дал письменное согласие на это). Что-то специалист записывает прямо в процессе беседы, а что-то — после. Чаще эксперты фиксируют главные мысли в виде таблицы, например, так:
Этап беседы
Цель и действия консультанта
Реакции клиента(эмоции, слова)
Комментарий / гипотеза
Количество записей в каждом блоке не ограничено. Например, в основной части этой таблицы их явно будет больше, если продолжить развитие темы и сделать полное описание сессии. По объему записей, количеству и названиям столбцов единого шаблона тоже нет. Формат может быть другим: не таблица, а просто запись диалога с пометками о важных деталях (как протокол). Эксперт делает пометки для себя, чтобы не забыть и не упустить ничего важного, сделать терапию максимально эффективной. Как и другие материалы терапии, эти записи хранятся в строгой конфиденциальности.
Анализ психологической консультации: пример
Сразу после встречи эксперт анализирует консультацию. По сути, это самоанализ с целью профессионального развития и повышения эффективности терапии. Исследователи считают, что осознанный подход к консультированию сильно влияет на эффективность терапии. Они отмечают, что эксперты, достигшие высокого уровня эффективности, отводили на профессиональную рефлексию в 2,5 больше часов, чем их коллеги, достигшие среднего уровня. Осознанная практика — главный фактор эффективности консультанта. Элементы анализа:
С последним эксперт познакомит вас, остальная информация остается в его блокноте. Пример анализа психологической консультации, дополняющий стенограмму, которую мы уже разобрали (любые совпадения имен и запросов случайны, история выдуманная):
Как и запись главных мыслей, весь анализ бывает подробным или кратким. Форма изложения тоже свободная. Теперь вы представляете, как проходит встреча с консультантом. Как правило, первая сессия уходит на знакомство, выявление запроса, разработку плана терапии, обсуждение правил сотрудничества и выбор методов терапии. То, что мы описали — примерный вариант. Каждая сессия уникальна, а алгоритм встречи отличается в зависимости от запроса и подхода в психотерапии. Но этические принципы, на которые опирается консультант, неизменны. Он не будет оценивать вас, критиковать или навязывать свое мнение. Он постарается увидеть ситуацию вашими глазами, понять вас. Идите на сессию с мыслью, что эксперт безусловно примет и поддержит вас — это уменьшит волнение. это был
Формулирование запроса
Многие ошибочно полагают, что консультация психотерапевта заключается в том, что клиент приходит, говорит отведенное время о своих проблемах, а психолог внимательно слушает, записывает и вербализирует только «Здравствуйте» и «Наше время истекло, всего доброго!». Это поверхностное восприятие сути того, что происходит в кабинете у профессионала.
Психолог – это не фон и жилетка для обильных слез, а активный участник процесса, имеющего ряд обязательных этапов, свои закономерности и определенные цели. Если пришел клиент, моя задача как психолога помочь, но!
Один из важнейших и первоочередных ступеней в этой помощи является определение истинного запроса на психотерапию.
Казалось бы, ну человек же принес какую-то проблему, рассказал о ней, что еще нужно? Правильно! Но для профессиональной помощи этого недостаточно. О чем речь?
Бывают редкие исключения среди клиентов, которые приходят в позиции: «Меня не устраивает жизнь и я готов менять ЭТО и ЭТО, только не знаю КАК». Такой человек понимает, что сложившиеся обстоятельства, проблемы и трудности – если и не на 100% его выбор, то он на 1000% отвечает за свое отношение и поведение, соответственно, и за собственные изменения.
В моей практике таких личностей я встречала достаточно мало. Большинство же оценивают проблемы как то, что «свалилось на голову», «случилось само собой», «боженька послал» и т.д. То есть, человек расценивает происходящее как независящее от него и, следовательно, то, на что повлиять он не может, но может психотерапевт! За этим он и обратился к вам.
Сами понимаете, такая позиция ошибочна и не имеет отношения к действительности. Но клиент об этом не знает (или боится узнать).
Задача профессионала – тонко, грамотно и мягко донести клиенту мысль, что именно он творец жизни, активный участник, определяющий результат.
Как это сделать? В своей работе я использую следующий 3-ступенчатый метод.
Когда клиент озвучивает то, что не устраивает, обычно это звучит так: «Дети не слушаются», «Бесит, когда муж разговаривает со свекровью», «Достали соседи со своим вечным ремонтом, дети спать не могут» и прочее.
Подобные высказывания относятся к жалобам на кого-то или что-то внешнее, что волнует или задевает клиента, отчего тот испытывает дискомфорт. Но у меня на приеме нет ни свекрови, ни соседей, никого, кроме клиента. Поэтому жалобы понятны, но начало терапевтической работы нужно начинать с трансформации позиции с «меня не устраивает, что ОНИ…» на «меня не устраивает, что Я…».
Для этого психолог обобщает рассказ клиента и представляет жалобу как неизменный, постоянный факт в прошлом, настоящем и, главное, в будущем времени. Так, жалоба превращается из независящей от клиента во вполне адекватную проблему, главным действующим лицом в которой является именно он. Например, женщина жалуется на мужа, который ее оскорбляет.
Жалоба – муж хам, не любит, унижает и т.д.
Муж был таким с самого начала, ведет себя так сейчас и останется таким навсегда. Вас это устраивает? Вследствие обобщения клиент в 99,9% случаях отвечает негативно, что дает основание вывести его на следующую ступень формирования запроса.
Напоминаем клиентке, что работаем именно с ней, а не с мужем, и спрашиваем: «Что не устраивает в этой ситуации? Чего бы хотелось именно Вам?». Ответы и формируют проблему, которая трансформируется в «Меня не устраивает, что Я…» и «Я хочу достичь…».
Клиент с помощью таких вопросов сам приходит к обозначению проблемы.
Такая методика позволяет незаметно для человека и очень тонко спустить его с небес на землю и показать возможность влияния на проблему и обозначить его ответственность.
Обозначение совместными усилиями проблемы – это фундамент для начала определения конкретных целей и задач в дальнейшей работе. Если клиента не устраивают его собственные эмоциональные реакции и поведение и он теперь понимает, чего хочет достичь, я предлагаю сформулировать и записать эту цель.
Она должна основываться на таких принципах:
1. Цель должна быть позитивно сформулирована – «Чего хочу?», а не «Чего не хочу?».
2. Достижение цели на 100% зависит от клиента. Так он оценит границы собственной компетенции и свою ответственность. Помните, что клиент сам оценивает свои способности, психолог принимает их как факт. Если на результат влияют другие люди, трансформируем цель до тех пор, пока ее достижение полностью не окажется в руках клиента.
3. Критерии достижения цели практичны. Спрашиваем клиента: «По каким признакам Вы заметите, что цель достигнута? Вы увидите, услышите, почувствуете ЧТО?».
4. Экологичность цели. Желаемое клиентом не должно травмировать ни его, ни окружающих. Это касается как физических, так и психологических травм.
5. Определение плана действий: «Какой Ваш первый шаг? Что Вам мешает начать достигать этого прямо сейчас?». Если клиент понимает, что завтра он не сможет приступить к реализации цели, то важно отложить ее в сторону и помочь справиться с помехами. Это могут быть страхи, тревоги, ограничивающие убеждения и т.д.
Отмечу, что в процессе терапии часто случается смена, дополнение или обесценивание первоначального запроса. Так, клиентка, пришедшая с жалобами на мужа, после нескольких месяцев психотерапии вполне может обнаружить другие проблемы, о которых ранее не подозревала. Или осознать ущербность существующих отношений и захотеть набраться сил, чтобы развестись.
Психотерапевт учитывает возможность таких перемен и поощряет их наличие. Они свидетельствуют о росте личности, повышении психологической зрелости, осознанности и ощущении внутренней силы зажить жизнью мечты и реализовать в ней любые желания.
Иногда приходят с жалобами, но в процессе консультирования выясняется, что человек никак не представляет себя без проблем и наличия обстоятельств, которые доставляют дискомфорт. Как ни парадоксально, но, к примеру, постоянно болеющие люди часто относятся к этой категории. Очевидно, проблемы со здоровьем отравляют им жизнь, забирают драгоценное время, могут раздражать близких и приносят боль. Кто в здравом уме откажется избавиться от этого? Ответ – никто, но!
Пример из практики
Ко мне на консультацию однажды попала женщина 55 лет. Вся ее жизнь заключалась в лечении – сначала годами болела ее дочь, потом мать, а после клиентка обнаружила у себя половину из описанного в медицинской энциклопедии, диагностикой и лечением чего она и занимается не просто свободное время, а постоянно.
Эта консультация была похожа на лекцию в Медицинском университете гуру, удостоенного нобелевской премии. Клиентка не была медиком, но стала им в процессе жизни. Я нисколько не умаляла ее знаний и опыта, более того, очень сочувствовала. К сожалению, в ее жалобах на мир и неблагодарных «излеченных» не было и намека на потребность поискать в жизни иные сферы, кроме медицины. Врачевание себя и других, поиск болезней и героическое преодоление трудностей были ее смыслом жизни, вне которого не существовало ничего.
На вопрос: «Можете ли Вы описать картинку будущего, где Вы и другие здоровы? Какая эта новая жизнь?», женщина ответила раздражительностью и уходом в недостатки медицинской реформы. Несколько попыток натолкнуть ее на вероятность жизни без болезней (если не всех, то сосредоточиться на реально существующих и принять их) не привели к результату.
К чему эта история?
Мой посыл – вы не всесильны.
Если клиент приходит с жалобами и не может помыслить свою жизнь без их наличия, не включается в процесс производства целей, уперто стоит на позиции «Как мне на НИХ повлиять?», то будь вы лучшим специалистом на земле – терапия не сложится. Ведь навязывать свое видение вы не в праве, а человек к работе над собой не готов. Или не хочет. Или не может. Последнее часто и является основной причиной прекращения работы.
Сами подумайте, что у этой женщины останется, если болезней не будет или она сможет с ними счастливо жить? Сознание моментально вытесняет эту травмирующую перспективу и женщина продолжает застревать в недугах. Как ни удивительно, но это ее зона комфорта.
Когда это не ваш клиент
Плюс понятие «клиент не может» касается еще одного аспекта – психические расстройства личности. По телефону практически невозможно определить наличие расстройства. Это возможно по характеру разговора только в случае обострения заболевания. Часто психологам «везет» на ремиссию, и в кабинете появляется клиент психиатра. Ситуация неоднозначная, но реальная и требующая решения. Я убеждена, что решение может быть единственным – это не ваш клиент и точка.
Психолог занимается здоровой психикой и помощью людям, отвечающим за свою жизнь всегда, а не только в моменты отхода болезни.
Оговорюсь, что прибегнуть к помощи психотерапевта может и сам психиатр в формате работы в тандеме. Но такие вещи оговариваются до встречи с клиентом, поэтому это не тема разговора.
Есть перечень симптомов, которые должны насторожить психолога и привести к просьбе проконсультироваться у психиатра. Из этого списка никак не следует психическое заболевание, но проявления сигнализируют о проблеме, находящейся за рамками компетенции психолога:
* Низкая социальная адаптация.
* Появление негативной симптоматики (например, сон 2-3 часа в сутки).
* Необоснованная повышенная тревога, навязчивости.
* Повышенное всепоглощающее чувство вины, что может привести к суицидальным попыткам.
* Проживание несуществующего (голоса в голове, бредовые идеи и т.д.).
* Скрытое бесчувствие (человек должен что-то чувствовать, но не чувствует).
* Внимание и адекватное восприятие информации нарушены и это видно.
В своей практике иногда я консультируюсь со специалистом, если вижу что-то из вышеперечисленного или явную картину психиатрии. Работаю с [имя удалено], доцентом и врачом-психиатром высшей категории, направляя клиентов к нему.
Профессиональный психолог обязан владеть базой психиатрической пропедевтики.
Не для работы, а для того, чтобы сразу выяснить, насколько проблема клиента лежит в плоскости психологии. Отмечу, что психически нездоровый человек вряд ли придет на консультацию сам, но такое возможно, например, при шизофрении. Поэтому задачей первичной консультации так же является определить «здравость» клиента, если замечаете странности из списка выше – направляйте к психиатру.
Определяем психологическую цель
После того, как клиент «дошел» до определения цели, проверил возможность ее реализации и готов действовать, «включаетесь» вы и предлагаете оптимальный вариант достижения цели клиента. Я говорю о вашем психотерапевтическом инструментарии.
Так, запрос можно решить методами арттерапии, в когнитивно-поведенческом подходе или любом другом, но том, в котором вы специалист и знаете как помочь.
Выбор инструмента зависит от психологических целей, которые могут заключаться в:
* Поиске причин – «Почему у меня ЭТО?».
* Постановке целей – «Я хочу достичь ЭТО».
* Технологии помощи – «Я хочу достичь ЭТО и нуждаюсь в помощи психолога, который поможет пройти путь трансформации».
Так, некоторые желают изменить эмоциональное состояние без определения причин происходящего и психолог в работе использует именно ту технологию, которая позволяет решить запрос такого формата. Помним, сам запрос и формат может меняться через время.
Так формируется качественный запрос клиента на психотерапию, общее понимание происходящего и согласование достижимых целей. Уже одна формулировка запроса станет прорывом в сознании клиента и направит мышление в русло активности и ответственности. А нам это и нужно!
Автор: Оксана Королович. Опубликовано на личном сайте.
Психология | Psychology
8K постов 43.6K подписчик
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
С компьютерами та же фигня. Приходят, мычат что-то невнятное. Не работает. Сломалося. И гадай.
1. Цель должна быть позитивно сформулирована – «Чего хочу?», а не «Чего не хочу?».
+Я хочу чтобы мне нравились пенсии в нашей стране+
2. Достижение цели на 100% зависит от клиента. Так он оценит границы собственной компетенции и свою ответственность. Помните, что клиент сам оценивает свои способности, психолог принимает их как факт. Если на результат влияют другие люди, трансформируем цель до тех пор, пока ее достижение полностью не окажется в руках клиента.
+Я на 100% сам смогу радоваться пенсиям в РФ.
Это полностью зависит только от меня.+
3. Критерии достижения цели практичны. Спрашиваем клиента: «По каким признакам Вы заметите, что цель достигнута? Вы увидите, услышите, почувствуете ЧТО?».
+я замечу что цель достигнута, когда я замечу что пенсии в РФ стартуют от 100 000 рублей. Я это увижу и услышу+
4. Экологичность цели. Желаемое клиентом не должно травмировать ни его, ни окружающих. Это касается как физических, так и психологических травм.
+ я уверен что никто не пострадает от того что пенсионеры не будут нищими+
5. Определение плана действий: «Какой Ваш первый шаг? Что Вам мешает начать достигать этого прямо сейчас?». Если клиент понимает, что завтра он не сможет приступить к реализации цели, то важно отложить ее в сторону и помочь справиться с помехами. Это могут быть страхи, тревоги, ограничивающие убеждения и т.д.
+ я не знаю что мне мешает. Зачем у нас в стране пенсии такие низкие.. Я не знаю+
Я могу поспорить о том,что человек творец жизни и активный участник.Есть много примеров,когда человек не может на что-то повлиять.Например,попасть в аварию не по своей вине,в случае чего стать инвалидом и т.д.
Задача профессионала – тонко, грамотно и мягко донести клиенту мысль
Поход к психологу: что я об этом думала, и что оказалось на самом деле. Личный опыт
«Это выкачивание денег», – говорил папа. «Сама справишься», – убеждал разум. Я отгоняла от себя мысль пойти к психологу 500 раз, на 501-й сдалась и пошла. Выяснилось, почти все, что я раньше думала об этом мероприятии, было заблуждением.
Если бы я не была автором этой статьи, а случайно наткнулась на нее в ленте новостей – скажем, год назад – я бы вряд ли её открыла. Почему? Слово «психолог», написанное или произнесенное вслух, вызывало во мне чувство неловкости за говорящего. К психологам ходят те, кто надеется, что их проблемы поможет решить другой человек. Психолог = слабость. Слабость это нехорошо. Помощь специалиста нужна при пожаре, наводнении, тайфуне. В остальных случаях настоящая проблема начинается тогда, когда ты убеждаешь себя, что в одиночку с ней не справишься. Именно в тот момент стоит задуматься «Что со мной не так?»
Как я сейчас понимаю, это было заблуждением. Но, знаете, мне за него не стыдно. Для нашей культуры поход к психологу – явление новое и не до конца понятное. Да, в последнее время мне чаще встречаются посты на Facebook о том, что обращаться за помощью нормально и полезно. Но в чем состоит польза? Что делает психолог? Что происходит в его кабинете? Мне туда уже пора, или еще нет? 🙂
Без шуток – причины пойти к психологу у меня были. Больше или меньше, чем у среднестатистического человека, в данном случае не важно. Главное, что мысль записаться на прием возникала, но мой внутренний скептик говорил «Ты же это не всерьез, правда»?
Слышала, думала, казалось
Представление о том, чем занимаются психологи, я получила при помощи метода индукции. То есть по американским фильмам:))) Сценам, когда муж и жена поочередно друг на друга жалуются, а психолог в это время понимающе смотрит то на одного, то на другого. Несколько комично, да.
Я знаю несколько человек, которые ходят к психологу и говорят, что им помогает. Не сомневаюсь, что они в этом уверены. Но как человек, наблюдающий их со стороны, заметила следующее. Они тоже временами взрываются, жалуются, замыкаются, ведут себя неуверенно. Как все люди. Естественно, это не показатель того, что психотерапия не работает. Но, кхм, вроде и не свидетельство обратного.
Хотя кое-какие изменения в поведении тех, кто обратился к психологу, были. Такие люди начинали нестандартно реагировать на стандартные вещи. Ну то есть как «нестандартно»? Скажем, необычно для них самих. Раньше я за ними такого не замечала. Например, одна девушка – назовем ее Оксаной – всегда делала презентации по первому требованию. А тут как здрасьте: «Я занимаюсь этим по четвергам с 12:00 до 17:00. Оставьте заявку». Другая девушка — допустим, Света — вдруг стала часто переспрашивать: «Что ты хочешь сказать?» Меня это настораживало. После кабинета психолога я тоже стану немножко чудаковатой?
Кроме перечисленных выше, у меня была еще пачка соображений, почему мне не стоит обращаться к психологу.
* Он послушает, какие у меня проблемы, за 4000 рублей в час. Поток мыслей я могу выложить подруге, а деньги потратить на что-нибудь нужное.
* Допустим, психолог все же даст конкретные советы, но хочу ли я этого? Если он окажется неправ, то вся ответственность – на нем?
* Он будет спрашивать «И что вы об этом думаете?» Тишина и фейспалм.
* Если я однажды зайду в кабинет психолога, я буду ходить туда всю жизнь. Список того, что меня тревожит, не умещается на двух листах A4. Обсуждение растянется навечно.
* Если я решила проблему не самостоятельно, а с чьей-то помощью, – считай, я ее не решила. Моя мама была преподавателем математики и физики. Когда у меня не получалась задачка, я приходила к ней за помощью. Вместо того, чтобы дать подсказку, она просила перечитать параграф. А также предыдущий и пред-предыдущий. И так до тех пор, пока я сама не решу ту задачку. Я усвоила, что преодолевать трудность нужно своими силами. Если подсмотришь в «решебник», математике не научишься. Психолог – как решебник, думала я. Подскажет, как сложить в голове «А» плюс «Б», но в чем толк, если я не дойду до этого своей головой?
* Не во всех ситуациях можно помочь. Некоторые вещи нужно просто пережить. Разве нам даются испытания, с которыми мы не можем справиться.
Одна причина, чтобы набрать номер
«Я так больше не могу».
Роль сильной девочки, в которой я застряла, мне вредит. До определенного момента я об этом не задумывалась. Из-за того, что я функционирую в режиме «готова к бою», мелкие неприятности вызывают у меня нездоровую и ненормальную реакцию. Эти чрезвычайные эмоции могут привести к последствиям, которых я не хочу. А главное, я не продвигаюсь вперед в решении проблем, тянущихся годами. Они меня тормозят.
За время новогодних каникул мне несколько раз приснилось, как я говорю с психологом. От мысли, что кто-то может снять с меня – не весь груз, но хотя бы его часть – было легче. В одну из таких ночей я встала с кровати, открыла блокнот и записала в столбик – все, чего я боюсь, на что не могу повлиять, в чем запуталась. На следующий день я позвонила специалисту, которого знакомая рекомендовала мне год назад. Оказывается, это был хороший совет.
В кабинете психолога: реальность
На первой встрече я почти беспрерывно говорила часа два. Психолог делал пометки и изредка уточнял детали. Когда произошло событие X: до или после события Y? Несколько раз он задал вопросы, от которых у меня возникало смешанное чувство. В духе: «Вы считаете, отсутствие воздуха на Земле – недостаточно веская причина, чтобы отправиться на Луну?»
Я испытывала полнейший ступор, разглядывала плинтус под потолком и молчала. Даже ребенку известно, чтобы отправиться на Луну, надо иметь ракету и скафандр. Я пять лет терзалась, где их взять. А про воздух – нет, вообще не думала. С другой стороны, вопрос был сформулирован таким образом, что казалось, мне здесь и сейчас вручили билет в космос. Я что, могу полететь без ракеты? :))
К концу первой встречи я все еще не представляла, как мы будем разбирать проблемы, но следующей ждала с нетерпением. Теперь, спустя два месяца, я поняла следующее.
* Психолог слушает иначе, чем друзья и близкие. Внимательнее. С полной концентрацией на твоих словах. Он может вдруг процитировать: «Две недели назад вы произнесли фразу ». После беседы с ним кажется, что тебя выслушали, может быть, впервые за всю жизнь.
* Психолог слушает не для того, чтобы дать совет, поддержать или вдохновить. У него другие задачи. Уловить, где твоя логика дает сбой. Где твои настоящие – а не мнимые – болевые точки. В какой момент ты начинаешь мыслить стереотипно, и это заводит тебя в тупик. «Космонавт должен тренироваться 10 часов в день», – утверждаю я. «Космонавты бывают разными», – говорит он, – Одни тренируются 10 часов, другие 5, а третьи вообще делегируют тренировки:) Реши, каким космонавтом хочешь быть ты. Если ни одним из этих трех, то придумай сама – каким?» Цель психолога, как мне кажется, это…
* Помочь тебе оценить верное положение дел. Бывает, из-за страха, чувства вины, манипуляции близкого человека и еще кучи причин – ты не можешь сделать это самостоятельно. (И даже не подозреваешь об этом.) В результате ситуация, которая в самом деле не безвыходная, кажется тупиковой. Так вот психолог – это человек, который ремонтирует настройки твоего внутреннего компаса. Чтобы он опять стал показывать – где юг, где север, запад и восток.
* Психолог задает хирургически точные вопросы. Вот кто бы вел рубрику «Неудобные вопросы», как бог! Психолог умудряется спрашивать то, о чем ты себя еще не. Или спрашивал – но тут же ответил себе шаблонной фразой, и не докапывался глубже. Нет, психолог будет задавать вопрос за вопросом и так легко не отстанет. Это невероятно крутой метод. Потому что вопрос одновременно наводит тебя на новую мысль – и оставляет пространство ответить на него по разному. Так, как применимо лично для тебя.
* Психолог не дает совет, пока ты прямо об этом не попросишь. Но даже тогда он озвучивает несколько вариантов, как можно поступить. Простейший пример: я совсем не умела отвечать на критику в свой адрес так, чтобы это не звучало как оправдание. Даже не могла нафантазировать, какие для этого использовать слова. Когда специалист предложил варианты а) б) в) г)…, я уловила логику и, кажется, понемногу справляюсь сама.
* Если машина не едет или едет плохо, нужно найти одну – всего одну! – неисправную деталь. Я думала, каждый мой трабл нужно разбирать в отдельности. И см. выше: это затянется на годы. Я сильно удивилась, когда, например, мы разобрались с чувством вины – и из списка можно было вычеркивать треть пунктов! Находишь одно слабое место – решаешь сразу десять проблем. За два месяца я разобралась с большинством вопросов, которые меня тревожили.
* Да, дорого. Но мне еще ни разу не было жаль потраченных на это денег. Что важнее: купить сумку – или найти выход из лабиринта, по которому ты бродишь N лет?
* Я стала спокойнее, свободнее и не напрягаю дорогих мне людей разговорами об одном и том же. Раньше было привычкой: после трудного разговора с отцом – позвонить подруге, «сбросить» эмоции. Моего парня начинало трясти от того, что я каждый вечер жалуюсь на то же самое, что вчера. Я и сама чувствовала, что так не должно быть, и стыдилась. Теперь я понимаю, – в разговоре с близкими я не находила выход из ситуации. Поэтому они (разговоры) были бесконечными. Один час беседы с психологом в неделю разгружает уши моего парня и помогает мне работать над проблемами, вместо того, чтобы банально их озвучивать.
* Я могла бы справиться со всем без психолога. Но «справиться» – еще не значит «быть в порядке». Сломанный палец срастется, даже если ты не обратишься в травмпункт. Вопрос, сможешь ли ты после этого брать кружку так, чтобы не расплескать чай? Да. Или нет.
Я не знаю, когда, кому, зачем имеет смысл обращаться к психологу. И хочу избежать любых нравоучений на эту тему. Кроме одного: поменьше судите о работе психологов по американским фильмам 🙂