какие молитвы надо читать в пятницу мусульманам
Пятничный намаз. Порядок выполнения
«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).
Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1]. Также необходимо помнить слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом»[3]. Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) [5]. Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[6].
Из чего состоит пятничный намаз (джума)
Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза. Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7].
Четыре ракяата сунны
Первый азан. По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего». Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно[8]. Первая проповедь Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится. Второй азан. По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана. Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман[9]. По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а. Вторая проповедь Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер. Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]»[10]. Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.
Два ракяата фарда
Икамат. Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего»[11]. Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.
Четыре ракяата сунны
Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего». После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы. По завершении четырех ракяатов сунны и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно[12] вместе с имамом выполнить «тасбихат». Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр[13].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 363, пункт 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.
[2] То есть не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.
a href=»#_ftnref3″ name=»_ftn3″>[3] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».
[4] По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится (2) в пути или (2) на новом месте пребывания менее указанных сроков.
[5] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1285.
[6] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.
[7] Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1291, 1326.
[8] Шафииты также совершают четыре ракяата, но разделяя их на две молитвы по два ракяата.
[9] Ученые-шафииты говорят: «Проповедь имеет пять обязательных положений: три из них должны быть соблюдены в обеих проповедях – слова восхваления Всевышнего; прошение у Него благословения для пророка Мухаммада («салават») и наставления, касающиеся богобоязненности («таква»), а объяснение аята из Священного Корана и мольба-ду‘а о благополучии верующих мужчин и женщин в жизни вечной должны быть соблюдены в одной из двух проповедей».
[10] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».
[11] Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.
[12] Это желательно и в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой знаменательный день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются.
[13] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1335.
3 дуа, которые следует произносить в пятницу (АУДИО)
Дуа, которые читают в пятницу. (Источник фото: freepik.com)
Пятница считается особенным днем в исламской традиции. Для верующих этот день поистине является праздником и проявлением безграничной милости Всевышнего. Этот день щедро одаривает нас благами и наградами, проявлением любви Аллаха к нам.
Благословения пятницы заключены в молитвах. В дне пятницы кроется особая драгоценность – принятие любого дуа. Согласно хадису Посланника Аллаха: «В пятницу есть час, в который принимаются все молитвы, ни одна из которых не отвергается Всевышним Аллахом» (Бухари). Только представьте, верующему, если он попадет в этот промежуток времени, будет дано все, о чем он просит. В связи с этим очень важно для мусульман на протяжении всего дня пятницы совершать дуа о благом.
Какие дуа совершать в пятницу, чтобы обрести благословения пятничного дня?
По преданию от Анаса (да будет доволен им Аллах), посланник Аллаха (мир ему) завещал: «Тот, кто в пятницу утром после утреннего намаза, повторит эти слова три раза, то будут прощены его грехи, даже если их будет столько, сколько морской пены:
«Астагафируллах аль-лязи ля илаха илла хуваль-хайюль-каюму ва атубу иляйхи».
«Я прошу прощения у Аллаха, и нет божества, кроме Него. Он обладатель вечной жизни и Ведующий обо всем. Я совершаю покаяние перед ним».
2. Салават (благословение Пророка (мир ему).
В пятницу следует усердствовать в совершении салавата – восхваления Пророка (мир ему). Согласно словам самого Пророка (мир ему), благословения верующих доставляются ему. Наши благословения – это способ проявить нашу любовь и глубочайшее почтение нашему Пророку (мир ему).
«Почаще призывайте на меня благословение в пятницу и в ночь пятницы, ибо тот, кто попросит благословить меня один раз, того Аллах благословит за это десять раз» (Байхаки).
Салават Пророку Мухаммаду (мир ему):
Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин, кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун. Ал-лахумма, барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун!
«О, Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы. Славный! О, Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине. Ты – Достойный похвалы, Славный!»
Первые 10 аятов суры «Кахф»:
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ
Во имя Аллаха Милостивого и Милующего!
1. الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَنزَلَ عَلَى عَبْدِهِ الْكِتَابَ وَلَمْ يَجْعَل لَّهُ عِوَجَا
Ал-Хамду ли-ЛЛахил-лази анзала ’ала-’абдихил-Китаба уа лам йаж-’ал-лаху ’иуажа
Хвала Аллаху, ниспославшему Своему рабу [Мухаммаду] Книгу, в которой нет кривизны [и противоречий].
2. قَيِّمًا لِّيُنذِرَ بَأْسًا شَدِيدًا مِن لَّدُنْهُ وَيُبَشِّرَ الْمُؤْمِنِينَ الَّذِينَ يَعْمَلُونَ الصَّالِحَاتِ أَنَّ لَهُمْ أَجْرًا حَسَنًا
Каййимал-лийунзира Басан-шадидам-милладунху уа йубаш-ширал-Му-мининаллазина йа’-малунас-салихати анна лахум Ажран хасана
[Он сделал Коран] верным, чтобы он предостерег [Кораном] от тяжелого наказания от Него [Аллаха неверующих] и обрадовал верующих, совершающих хорошие поступки, благой вестью о том, что им положена прекрасная награда [Рай].
3. مَاكِثِينَ فِيهِ أَبَدًا
Макисина фихи абада
Они пребудут там [в Раю] вечно.
4. وَيُنذِرَ الَّذِينَ قَالُوا اتَّخَذَ اللَّهُ وَلَدًا
Уа йунзираллазина калуттахаза-ЛЛаху уалада
[Также Аллах дал Посланнику Коран], чтобы он предостерег тех, [неверующих] которые говорят: «У Аллах есть сын».
5. مَّا لَهُم بِهِ مِنْ عِلْمٍ وَلَا لِآبَائِهِمْ كَبُرَتْ كَلِمَةً تَخْرُجُ مِنْ أَفْوَاهِهِمْ إِن يَقُولُونَ إِلَّا كَذِبًا
Ма лахум-бихи мин ’илмиу-уа ла ли-аба-ихим. Кабурат калиматан-тахружу мин аф-уахихим. Ий-йакулуна илла казиба
Ни у них, ни у их предков не было знания об этом. Значительны [и опасны] слова, выходящие из их уст. Они говорят только ложь.
6. فَلَعَلَّكَ بَاخِعٌ نَّفْسَكَ عَلَى آثَارِهِمْ إِن لَّمْ يُؤْمِنُوا بِهَذَا الْحَدِيثِ أَسَفًا
Фала-’аллака бахи-’ун-наф-сака ’ала асарихим илам йу-мину би-хазал-Хадиси асафа
Возможно, ты [о Мухаммад] мучаешь себя и печалишься из-за того, что они не верят в это повествование [Коран].
7. إِنَّا جَعَلْنَا مَا عَلَى الْأَرْضِ زِينَةً لَّهَا لِنَبْلُوَهُمْ أَيُّهُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا
Инна жа’ална ма ’алал-арды зинатал-лаха линаблууахум аййу-хум ахсану ’амала
Поистине, все, что есть на земле [животных, растения, деревья, реки и все остальное], Мы сделали украшением для нее, чтобы испытать людей [и увидеть], чьи же поступки лучше.
8. وَإِنَّا لَجَاعِلُونَ مَا عَلَيْهَا صَعِيدًا جُرُزًا
Уа инна лажа-’илуна ма ’алайха са’идан-журуза
Поистине, все, что есть на земле, Мы превратим в бесплодный песок.
9. أَمْ حَسِبْتَ أَنَّ أَصْحَابَ الْكَهْفِ وَالرَّقِيمِ كَانُوا مِنْ آيَاتِنَا عَجَبًا
Ам хасибта анна Ас-хабал-Кахфи-уар-Ракими кану мин Айатина ’ажаба
Или ты думаешь, что обитатели пещеры и [обладатели] ракыма [свитка, на котором были написаны их имена] были самым удивительным Нашим знамением? [Но это не так].
10. إِذْ أَوَى الْفِتْيَةُ إِلَى الْكَهْفِ فَقَالُوا رَبَّنَا آتِنَا مِن لَّدُنكَ رَحْمَةً وَهَيِّئْ لَنَا مِنْ أَمْرِنَا رَشَدًا
Из ауал-фитйату илал-Кахфи факалу Раббана атина мил-ладунка Рахматау-уа хаййи лана мин амрина рашада
И укрылись юноши [которые боялись за свою веру из-за притеснений их собственного народа] в пещере и взмолились: «Господь наш! Даруй нам от Себя милость и исправь наше положение». (18:1-10).
В другом хадисе сказано о последних десяти аятах, тем не менее оба хадиса применимы.
Еще больше статей, посвященных пятнице:
Пятничный намаз
Посланник Мухаммед (саллалаху алейхи вассалам) придавал особое значение пятнице. Этот день был особо ценен по сравнению с остальными днями недели. Об этом свидетельствуют хадисы Мухаммада (с.а.в.), один из которых гласит:
«Самым благословенным днем, рожденным под этим солнцем, является день пятницы. В пятницу был создан наш праотец Адам (мир ему), в пятницу он был помещен в Рай, в пятницу он был выведен из Рая. И Конец Света наступит также в пятницу».
Как говорил Пророк (с.а.с.), в пятницу Всевышний может простить 600 грешных душ по своему усмотрению, и для того, чтобы попасть в их число, мусульманин должен обязательно прийти в этот день в мечеть в чистой одежде с омовением тела и очищенным от мирских проблем разумом и совершить пятничный намаз (джума намаз).
О чистоте тела перед намазом повествует хадис: «Каждый мусульманин один раз в неделю должен начисто вымыть голову и все тело – это для него повеление Аллаха».
В пятницу каждый мусульманин должен произносить искренние слова покаяния за совершенные грехи, очищая тем самым свою душу.
О возвышенном значении пятницы говорится в хадисе от Ибни Аббаса и Ибни Умара :
«Пятница, – самый благостный и наиболее священный из всех дней. У Аллаха этот день более благостен чем день Фитра (Праздник Рамадан) и чем день Нахра (Праздник Курбан)».
Джума намаз совершается коллективно и только в мечетях во время полуденной молитвы («Зухр»).
Мусульманин, пришедший на молитву в мечеть должен в внимательно и молча выслушать проповедь вааз и следующий за ней Азан (призыв к молитве). После этого совершаются 4 ракаата сунны. Далее приходит время для второго Азана и обязательной проповеди Хутбы. После проповеди под руководством имама совершается 2 ракаата фарда и затем мусульмане отдельно совершают оставшиеся 4 ракаата сунны. По завершении молитвы имамом произносится дуа.
Структура совершения ракаатов «Джума» намаза схожа со структурой совершения молитвы «Зухр».
Джума-намаз
«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура Аль-Джумуа | Собрание: 9 аят).
Это обязательная молитва для мужчин, которые являются свободными и совершеннолетними и не являются путниками. И джума намаз является желательным для людей, которые физически немощные, для детей и женщин. Есть ряд современных ученых богословов, которые считают, что джума намаз женщинам, даже пожилым, нежелательно посещать в пятницу. Мусульманам необязательно посещать пятничную молитву, если наступают неблагоприятные погодные условия, такие, как угрозы схода лавин или сильные морозы, а также сильные ливни.
Порядок совершения пятничного намаза
Джума намаз сегодня читается также как и во время Пророка Мухаммада ﷺ. Относительно порядка и времени совершения джума намаза есть ряд условий и особенностей, но большинство из них перекликаются с условиями и требованиями, предъявляемыми ко всем обязательным намазам. Мусульманину следует совершить ряд действий для того, чтобы подготовиться к джума-намазу, эти действия являются важными суннатами пятничного дня:
Перед тем, как начнется в пятницу молитва, муэдзин произносит второй азан, а затем имам читает хутбу или специальную проповедь для джума намаза, которая включает в себя две части, между которыми имаму следует на какое-то время присесть. После того, как будет сказана проповедь, начинается совершение намаза из двух ракаатов. Если совершается пятничная молитва, то полуденную молитву можно не совершать.
Перед началом джума намаза
Мусульманину, который только пришел в мечеть, следует совершить два ракаата приветственной молитвы «тахийат аль-масджид», он читается как обычная молитва из двух ракаатов, только с намерением совершения приветственного намаза мечети.
Дозволяется также совершать дополнительную молитву до того, как прозвучит азан.
После азана верующему желательно произнести дуа: «Аллахумма, рабба хазихи да‘уати-ттаммати, уа-ссалятиль-ка’има. Ати Мухаммадан аль-уасилята уаль фадылята уаб‘асху макаман махмудани-ллязи уа‘адтах», что переводится на русский язык как «О Аллах, Господин этого совершенного призыва и готовящейся к исполнению молитвы! Дай Мухаммаду самое высокое положение в Райской обители, добродетели и воскреси его на самом хвалебном месте, обещанным Тобою».
Суннат-намазы до джума
Религия Всевышнего Аллаха основывается на том, что мусульмане должны выполнять те формы поклонения, на которые указывали Всевышний Аллах или Посланник Аллаха Пророк Мухаммад ﷺ, а если на такое поклонение указания нет, то выполнение его следует считать запретным. В вопросах быта и различных нюансов мирской жизни мусульманин берет за основу дозволенность, и все его дела мирские дозволены до того момента, пока не поступит указания на запретность чего-либо.
Относительно совершения пятничного намаза передано через многих передатчиков, что Пророк Мухаммад ﷺ по пятницам покидал свой дом, восходил на минбар, и после этого начинал муаззин объявлять азан. Когда же азан завершался, то Посланник Аллаха ﷺ поднимался, чтобы произнести хутбу или специальную проповедь. О том, что до хутбы Пророк Мухаммад ﷺ совершал какую-нибудь сунну, нет нигде никаких указаний.
О том, что именно так происходило во времена Пророка Мухаммада ﷺ, сказано в таких источниках, как «Мисбаху зуджаджа», «Фатхуль-Бари» и «Найлюль-аутар».
Есть мнения большинства ученых относительно того, что никакой Сунны о совершении чего-либо до пятничной молитвы, которая была бы узаконена Пророком Мухаммадом ﷺ, нет. Такого же мнения придерживались имам Малик, имам аш-Шафии, а также большая часть шафиитов, и среди ханбалитов это мнение также распространено. Такого же мнения придерживается большая часть имамов. Также шейхуль-ислам Ибн Таймия со своим учеником Ибн аль-Къайимом придерживались этой же позиции, шейх аль-Альбани поддерживал это мнение и ученые из аль-Ляджнату-ддаима или Постоянного комитета, возглавляемого шейхом Ибн Базом.
Приводятся слова шейхуль-Ислама Ибн Таймии о том, что ученые в своем большинстве единогласны по этому вопросу и считают, что определенного желательного намаза до пятничной молитвы нет. Приводятся также слова Хафиз аль-‘Иракъи, который утверждал, что от Пророка Мухаммада ﷺ не передано ни в каких хадисах, чтобы Посланник ﷺ что-то совершал до начала джума намаза.
Но если же мусульманин сам желает произнести добровольную молитву, то он может делать это сколько угодно раз, пока имам не выйдет для того, чтобы совершить хутбу.
Пятничная проповедь
Имам поднимается на минбар, после чего произносит приветствие мусульманам, затем имам садится на ступени минбара.
Далее муэдзин произносит азан, и после этого мусульмане произносят дуа, читаемое после азана.
После этого имам приступает к проповеди и совершает первую хутбу, в ходе которой произносятся им слова, восхваляющие Творца миров и благословляющие Посланника Аллаха ﷺ, а после этого в своей проповеди имам поднимает одну из актуальных тем, которую рассматривает с точки зрения Священного Корана и Сунны Пророка ﷺ.
После первой проповеди имам присаживается, делая короткий перерыв, после чего встает и делает вторую хутбу.
Как читать джума намаз
Джума намаз состоит из:
двух проповедей имама;
двух ракаатов фарда.
После проповеди (хутбы) весь коллектив джамаата совершает два фард ракаата, имам читает суры в намазе в слух.
Джума намаз совершается также как и утренняя молитва фаджр по действиям, но читаются более короткие суры или аяты.
Намазы после джума молитвы
Возникают также обсуждения относительно произнесения добровольных молитв после того, как будет свершена пятничная джума молитва, и для этого есть основания, узаконенные Пророком Мухаммадом ﷺ: «Если кто-нибудь из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после нее и дополнительную молитву в четыре ракаата», и этот хадис приводится Муслимом. По свидетельству ибн Умара, после пятничной молитвы он вместе с Посланником Аллаха ﷺ совершал молитву в два ракаата – об этом сказано в хадисе, переданном Бухари. Также в хадисе, переданном Муслимом, предлагается другая версия, по которой Пророк Мухаммад ﷺ у себя дома совершал два ракаата молитвы после пятничного намаза.
В мусульманской умме можно встретить мнение, по которому в мечети после джума намаза следует читать четыре ракаата молитвы, а дома можно ограничиться двумя, ссылаясь на вышеупомянутые хадисы. Ибн аль-Къайим сказал, что шейх Ибн Таймия говорил об этом.
В хадисах Пророка Мухаммада ﷺ о совершении дополнительной молитвы после завершения джума-намаза упоминается разное количество ракаатов, поэтому ученые-богословы высказывали различные рекомендации о точном количестве ракаатов этой молитвы. Мусульманин может совершить два, четыре или шесть желательных ракаатов после завершения джума-намаза.
Условия, при которых джума намаз будет считаться действительным
Чтобы жума намаз был засчитан, следует соблюдать такие правила:
Нежелательные действия при совершении пятничной молитвы:
По мнению всех ученых богословов, представителей всех мазхабов, джума намаз – это ваджиб для всех верующих, действие обязательное, и почти во всех школах, кроме ханафитов, пятничную молитву приравнивают к фарду.
Посланник Аллаха ﷺ назвал пятницу «госпожой всех дней».
Особенности джума намаза
Для джума намаза следует соблюдать требования, которые предъявляются к обязательным молитвам:
Также для совершения джума намаза нужно учитывать его особенности:
Равен ли джума намаз полуденному намазу?
Относительно того, может ли заменять джума намазом зухр, мнение ученых богословов, представляющих разные мазхабы, представляет интерес: нет единого мнения по этому вопросу. Считают, что если в населенном пункте всего лишь одна мечеть, в которую на пятничный намаз приходят все мужчины уммы, то нет необходимости читать дневной намаз.
Другое дело, когда в населенном пункте мечеть не одна. В таких ситуациях подавляющее число богословов считает, что джума намазы во всех мечетях являются самодостаточными, так что нет необходимости отдельно совершать зухр молитву.
Исключение составляют шафиитские ученые, считающие, что молитву следует засчитывать как пятничную в мечети, где раньше, чем в остальных мечетях города, будет начат джума-намаз, и в этой мечети совершать отдельно полуденную молитву не нужно, а чтение зухр намаза будет в такой мечети желательным действием или мустахаб. Но остальные мечети должны обязательно совершать полуденный намаз.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)