какие морфемы относятся к формообразующим

Глава 4. Морфемика

§1. Морфема

Морфема – это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).

Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.

Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.

какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть фото какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть картинку какие морфемы относятся к формообразующим. Картинка про какие морфемы относятся к формообразующим. Фото какие морфемы относятся к формообразующим

§2. Виды словообразовательных морфем

К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.

Корень – основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.

Слова без корня в русском языке невозможны.

Слово не может состоять только из приставки.

Слово не может состоять только из суффикса.

§3. Виды формообразующих морфем

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание – это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:

гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример: стол – нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал – нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).

В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.


Обсуждаем проблему толкования.

Формообразующие суффиксы или окончания?

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Источник

Виды формообразующих морфем

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание – это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:

Слушаю, слушаешь, слушает, слушаем, слушаете, слушают

гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача, дачи, даче, дачу, дачей, о даче

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример: стол – нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал – нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).

В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

Следует четко различать родственные слова и различные формы одного и того же слова.У родственных слов общий корень, поэтому они и называются однокоренными. Они могут обозначать разные предметы и явления (летчик, вылет, перелет, слет, летун), признаки (летный, летательный, перелетный, залетный), действия (прилететь, влететь, вылететь, перелететь). Все эти производные слова образовались от одного корня (-лет-) при помощи словообразовательных аффиксов. Служебные морфемы, при помощи которых от непроизводных или производных основ образуются новые слова, называются словообразующими. К ним относятся приставки (отъезд, пришкольный, перебежать), суффиксы (ледник, ледяной, морской), соединительные гласные в сложных словах (мусоропровод, мореплаватель).

Словообразовательным аффиксам присуще лексическое значение, хотя оно выступает в наиболее общем виде. Например, суффикс -ист- в слове тракторист выступает в значении суффикса действующего лица. Вместе с тем суффиксу -ист присуще и некоторое грамматическое значение, так как он указывает на часть речи, к которой относится данное слово, а также на родовую принадлежность (существительное мужского рода).

Итак, по своей функции аффиксы делятся на словобразовательные (деривационные) и формообразующие (или словоизменительные, реляционные).

В русском языке с его богатством грамматических категорий (падеж, число, род, время, вид, наклонение и др.) формообразующие морфемы широко используются для выражения грамматического значения слов.

какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть фото какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть картинку какие морфемы относятся к формообразующим. Картинка про какие морфемы относятся к формообразующим. Фото какие морфемы относятся к формообразующим

Иногда формы слова могут быть выражены и при помощи некоторых формообразующих суффиксов. Например, суффикс –овей- в слове сыновей (сыновья) обозначает мн. число, следовательно, он является формообразующим. Суффикс -ин- в некоторых словах выражает только единичность (славянин, армянин, татарин, мещанин, хозяин). Вот почему во мн. числе в этих словах суффикс -ин- исчезает (славяне, армяне, татары, мещане, хозяева). Это свидетельствует о том, что суффикс -ин- в подобных случаях является формообразующим (и не входит в состав основы).

Словообразовательные аффиксы

Словообразовательные некорневые морфемы или словообразовательные аффиксы (приставки, словообразовательные суффиксы, постфиксы) служат для образования новых (однокоренных) слов.

От корня их отличает, во-первых, то, что они не несут основного лексического значения, а лишь дополнительное (за-брать, вы-брать, у-брать). Во-вторых, если с помощью одного корня могут образовываться только однокоренные слова путем прибавления к нему различных словообразовательных аффиксов (дом – дом-ик – на-дом-ник), то с помощью одного словообразовательного аффикса, напротив, образуются слова от разных корней (дом-ик, лом-ик, холм-ик). Такие слова могут иметь как общее, дополнительное к основному, лексическое значение, присущее словообразовательному аффиксу (при-плыть, при-бежать, при-ехать), так и разное, так как аффиксы, так же как корни, бывают многозначными (при-брежный и при-сесть).

От формообразовательных аффиксов словообразовательные отличает их роль – образование новых слов, а не форм слова.

Словообразовательные морфемы различаются по их месту в слове, главным образом по отношению к корню и другим морфемам:

Все словообразовательные аффиксы вместе с корнем входят в основу слова. Для ее выделения необходимо убрать из слова все формообразовательные аффиксы (флексии) (стол-у). Основа слова может быть прерывистой, если в нее входят два и более корней (диван-ом-кровать-ю) или если в ней присутствует постфикс (умыва-л-а-сь).

12. словообразовательная парадигма

Словообразовательная парадигма — это класс однокоренных дериватов, находящихся в словообразовательном гнезде на одной и той же ступени производности и связанных между собой отношениями совместной производности, т. е. мотивированных одним и тем же производящим. Так, в словообразовательном гнезде с вершиной здоровый представлены следующие парадигмы:

здоровенький, здоровенный, нездоровый, здороветь, оздоровить, здоровье — дериваты I ступени производности, образованные от одного и того же производящего (в данном случае — непосредственно от вершины гнезда);

оздоровлять, оздоровление — дериваты II ступени производности (образованы от глагола оздоровить);

выздоровление, выздоравливать — дериваты III ступени производности (образованы от глагола выздороветь).

Между однокореннымн словами существуют не только отношения последовательной производности, но и отношения совместной производности (кодеривации). Иными словами, такие отношения можно назвать радиальными — от одного производящего образуются пучки производных:

Совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства называют словообразовательной парадигмой (СП). Применение этого термина аналогично применению термина «морфологическая парадигма». Его введение способствует установлению изоморфизма между словообразованием и морфологией. Подобно тому, как словоформы склонения и спряжения образуют морфологические парадигмы, совокупность производных от одного и того же слова образует его словообразовательную парадигму. Понятие СП — молодое в теории синхронного словообразования. Возникновение его связано с поисками изоморфизма между строением разных систем языка, стремлением выявить парадигматические отношения между единицами словообразования. Подобно морфологическим парадигмам СП имеют постоянный член (производящая база) и переменные члены (деривационные аффиксы). В отличие от морфологических парадигм, которые объединяют словоформы одного слова, СП объединяют разные слова, в том числе слова разных частей речи, и не включают слово, служащее производящим для членов парадигмы.

В русском языке СП бывают разветвленными и могут насчитывать более 10 членов. СП распадаются на блоки, включающие производные одной части речи: субстантивный, глагольный, адъективный, наречный. В парадигме слов разных частей речи имеются черты сходства и различия. Наибольшее сходство наблюдается в парадигме слов, относящихся к одной части речи и к одной лексико-семантической группе.

Приведем для примера словообразовательные парадигмы двух групп слов, каждая из которых с лексико-грамматической точки зрения представляет собой единство. Для простоты сравнения рассмотрим лишь суффиксальные производные (табл. 12—13).

Таким образом, в СП разных прилагательных со значением цвета представлен одинаковый набор деривационных значений, которые имеют не совпадающие средства выражения. Аналогичный вывод можно сделать по отношению к СП названий животных. В этих парадигмах особенно ярко обнаруживаются связи между словообразованием и лексикой. Так, некоторые из значений, свойственные данной группе слов, у отдельных слов могут быть не выражены, потому что они имеют в языке другое лексическое средство выражения. Например, в парадигме слов собака, корова, баран нет названий детеныша и самки — мешает супплетивное словообразование (в языке имеются слова других корней — щенок, ягненок, теленок, овца и противопоставленные по полу наименования: сукакобель, коровабык). От слова корова нет названия мяса «Коровина», хотя мясо коровы широко употребляется в пищу, так как имеется существительное другого корня — говядина.

Чтобы абстрагироваться от «капризов» лексики и узуса, от многообразия средств выражения одного и того же словообразовательного значения, введем понятие «типовая словообразовательная парадигма»’. Типовую парадигму получаем, отвлекаясь от конкретных способов выражения тел или иных деривационных значений.

Рассмотрение типовых СП показывает, что это структуры с закрытым числом членов. От слов каждой лексико-семантической группы могут быть образованы производные лишь определенных деривационных значений. Для наглядности представим типовые парадигмы тех же лексико-семантических групп (табл. 14—15).

Системный характер СП проявляется не только в том, что они представляют собой структуры с закрытым числом членов, но и в том, что между отдельными членами имеются отношения взаимозависимости. Так, например, если в парадигме есть уменьшительные производные, в ней должны быть и увеличительные; если в ней есть название лица мужского пола, то можно ожидать и название лица женского пола; если есть название самки, должно быть и название детеныша. Члены СП образуют оппозиции разного рода, например противопоставленность по степени признака (градуальная оппозиция): уменьшнтельность/увеличителыюсть (столик/столищее, головка/головища); слабая/сильная степень проявления признака (черноватый/чернущий, холодноватый!холоднющий); чрезмерность реализации действия/недоведение действия до нужного предела (недосолить/пересолить, недоварить/переварить). Иные виды противопоставлений могут рассматриваться как оппозиции эквиполентные (каждый член оппозиции содержит специфический признак, отличающийся от признака, свойственного другому члену как противоположный, антонимичный): глаголы со значением начала/конца действия (загреметь/отгреметь, зацвести/отцвести), направления действия внутрь/наружу (войти/выйти, влететь/вылетть), и т. п. О словообразовательных оппозициях писал Р. С. Манучарян (1974).)

В структуре типовых СП следует различать максимальный набор семантических мест, допускаемых системой языка в качестве производных от слов данной лексико-семантической группы, и регулярно реализуемый набор производных. Совокупность производных, связанных с производящим регулярной связью, предложено называть микроструктурами.

Члены парадигмы являются по отношению друг к другу кодериватами.

Ограничения другого рода идут от лексики. Как мы видели, отсутствие производных со значением детеныша и самки от слов корова, собака, баран объясняется тем, что это семантическое место занято словами других корней (супплетивные образования). Таким образом, лексика и морфология, как ближайшие соседи словообразования, обнаруживают свое влияние в фактах реализации/нереализации тех или иных единиц.

На реализацию словообразовательных потенций оказывают влияние также фонетика и синтаксис. Фонетические особенности слова, например характер находящихся в исходе основы звуков, а также место ударения определяют сочетаемость основ и аффиксов. Воздействие синтаксиса можно видеть в том, что процессу универбации подвергаются не все типы словосочетаний, а лишь некоторые; на характер фразеологических наращений в семантике слова влияет его синтаксическая сочетаемость.

Производное и производящее слова Все новообразованные речевые элементы в русском языке имеют производную основу. Словообразовательная цепочка сложных слов выстраивается на основе самой простой – производящей (мотивирующей) единицы. Она является базовой. Все вновь образованные слова являются производными (мотивированными). Это правило сохраняется во всех случаях образования новых речевых единиц. Мотивированное слово имеет более сложную структуру в отношении к производящему. Это находит отражение в семантическом, морфологическом и стилистическом аспектах. Рассмотрим словообразовательные цепочки – примеры производных и производящих элементов: Стакан

Источник

Морфемы в русском языке.

Морфема (греч. morph – форма) – это наименьшая значимая неделимая часть слова.

Морфемы в русском языке классифицируются по роли в слове, по степени участия в словообразовании и по роли в функционировании слова. Раздел лингвистики, изучающий части и состав слова, называется морфемика.

По роли в слове морфемы бывают:

Служебные или аффиксальные морфемы – это части слова, которые служат для оформления слова в качестве грамматической единицы (части речи). К служебным морфемам относятся:

Корневые морфемы – это корни слова, которые являются лексической основой каждого слова. В большинстве случаев являются обязательными частями слова.

По степени участия в словообразовании морфемы делятся на:

Продуктивные морфемы – это морфемы, которые могут быть использованы для образования новых слов:

При-плыть, сид-ят, зри-тель, скуп-ые.

Непродуктивные морфемы – это морфемы, которые не производят новые слова (существуют в единственном числе):

Па-водок, жи-знь, паст-ух, су-глинок.

По роли в словообразовании и функционировании слова морфемы бывают:

Формообразующие морфемы (окончание и формообразующий суффикс) используются для образования разных форм одного и того же слова, не меняя его значения:

Сильн-ый – сильн-ная – сильн-ое – сильн-ые

Чит-аю – чит-ать – чит-авший.

Словообразующие морфемы (приставка и словообразующий суффикс) – это части слова, участвующие в создании новых частей речи:

Свеж-ий – свеж-есть – о-свеж-ать – свеж-о.

Состав слова.

Состав слова – это набор морфем, входящих в него. В состав слова могут входить следующие морфемы:

Основа словаэто набор морфем слова без окончания.

Источник

Что такое морфема?

Содержание:

Морфема (от греч. morphe – форма) – это наименьшая неделимая единица языка, значимая часть слова, каждая из которых несет в себе смысловую нагрузку.

Раздел языкознания, изучающий морфемы, их виды, морфемное строение слова называется морфемикой.

Тесно связаны с морфемикой разделы «Словообразование» и «Орфография».

Словообразование изучает способы образования слов, в том числе с помощью морфем (морфологический способ).

Орфография – раздел языкознания, изучающий правила правописания слов. Орфографические правила объясняют условия выбора правильных написаний в морфемах слова.

Виды морфем (классификация)

Классификацию морфем можно представить в следующей схеме.

какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть фото какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть картинку какие морфемы относятся к формообразующим. Картинка про какие морфемы относятся к формообразующим. Фото какие морфемы относятся к формообразующим

Формообразующие и словообразующие морфемы

Слова, образованные морфологическим способом, т.е. с помощью морфем, приобретают новое лексическое значение. Следовательно, морфемы, которые участвуют в образовании нового слова, называются словообразующими.

какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть фото какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть картинку какие морфемы относятся к формообразующим. Картинка про какие морфемы относятся к формообразующим. Фото какие морфемы относятся к формообразующим

К словообразующим морфемам относятся

Окончание (флексия), некоторые суффиксы меняют форму слова, но не его лексическое значение. Такие морфемы называются формообразующими.

Окончание меняет форму падежа, числа, лица, рода. У неизменяемых слов окончания нет. Кроме того, окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях.

какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть фото какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть картинку какие морфемы относятся к формообразующим. Картинка про какие морфемы относятся к формообразующим. Фото какие морфемы относятся к формообразующим

Обязательные и необязательные морфемы

По положению и роли в слове морфемы делятся на обязательные и необязательные.

К обязательным морфемам относится корень.

Корень – значимая часть слова, которая несет в себе основное лексическое значение, повторяется в целом ряду слов, составляя ряд родственных слов.
какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть фото какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть картинку какие морфемы относятся к формообразующим. Картинка про какие морфемы относятся к формообразующим. Фото какие морфемы относятся к формообразующим

Существуют корни-омонимы, которые одинаково пишутся, но имеют разное лексическое значение.

какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть фото какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть картинку какие морфемы относятся к формообразующим. Картинка про какие морфемы относятся к формообразующим. Фото какие морфемы относятся к формообразующим

Аффиксы (от лат affixum, т.е. «прикрепленный») являются необязательными морфемами. К ним относятся приставка, суффикс, постфикс, окончанию

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть фото какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть картинку какие морфемы относятся к формообразующим. Картинка про какие морфемы относятся к формообразующим. Фото какие морфемы относятся к формообразующим

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть фото какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть картинку какие морфемы относятся к формообразующим. Картинка про какие морфемы относятся к формообразующим. Фото какие морфемы относятся к формообразующим

Постфикс – значимая часть слова, которая стоит после окончания и служит для образования новых слов.

какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть фото какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть картинку какие морфемы относятся к формообразующим. Картинка про какие морфемы относятся к формообразующим. Фото какие морфемы относятся к формообразующим

Окончание – изменяемая часть слова, которая стоит в конце слова и служит для образования новых форм слова.

какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть фото какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть картинку какие морфемы относятся к формообразующим. Картинка про какие морфемы относятся к формообразующим. Фото какие морфемы относятся к формообразующим

Основа – часть слова без окончания.

какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть фото какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть картинку какие морфемы относятся к формообразующим. Картинка про какие морфемы относятся к формообразующим. Фото какие морфемы относятся к формообразующим

Морфемный разбор слова

Морфемный анализ (разбор) слова – это разбор слова по составу.

Порядок морфемного разбора

Для чего нужно определить часть?

При определении части, определяем, есть ли в слове окончание. В неизменяемых частях речи окончания не существует.

В словах-омоформах (совпадающих по написанию в одной из грамматических форм) состав может быть абсолютно разный.

какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть фото какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть картинку какие морфемы относятся к формообразующим. Картинка про какие морфемы относятся к формообразующим. Фото какие морфемы относятся к формообразующим

Прием для правильного выделения приставки и суффикса

Подберите слова с другими корнями, но с этими же приставками и суффиксами.

какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть фото какие морфемы относятся к формообразующим. Смотреть картинку какие морфемы относятся к формообразующим. Картинка про какие морфемы относятся к формообразующим. Фото какие морфемы относятся к формообразующим

Морфемный разбор слова очень важен для формирования орфографических навыков. Умение вычленить все части слова поможет подобрать однокоренные слова, определить способ словообразования, составить словообразовательную цепочку.

При морфемном анализе необходимо определить часть речи слова, что заставляет вспомнить основные грамматические признаки каждой части речи.

При детальном разборе формируется грамотность, потому что проводится анализ орфограмм, которые находятся в отдельно взятой морфеме.

Орфограммы в корне:

Орфограммы в приставке:

Орфограммы в суффиксах:

Орфограммы в окончаниях:

Источник

Морфемика

Морфемика — раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

В морфемике решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.

Основная единица морфемики — морфема.

Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).

Корень

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если), междометия (ага, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, атташе) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие — для образования форм слова.

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).

Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).

Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.
Окончания и формообразующие суффиксы различаются характером выражаемого ими грамматического значения

Окончание

Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, — неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс — суффикс, служащий для образования форм слова.
В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм. Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.

У большинства глаголов — два разных вида основы: одна — основа настоящего / простого будущего, и другая — основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj и чита, рисуj и рисова, бег и бежа, говор и говори.

Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид-ут, ид-ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш-л-а).

Есть глаголы, у которых все три основы различны: тереть, тер-л-а, тр-ут; мокну-ть, мок-л-а, мокн-ут.

Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес-ти, нес-л-а, нес-ут; вез-ти, вез-л-а, вез-ут.

Разные глагольные формы образуются от разных основ.

От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.

От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.

Основа

Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова.

Основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.

У неизменяемых слов всё слово составляет основу, например: если, пальто, вчера. У изменяемых слов в основу не включаются окончания и / или формообразующие суффиксы, например: окн-о, лежа-ть, смел-ее, прочита-л-а, сдела-нн-ый.

Морфемный разбор (разбор слова по составу)

Морфемный разбор проводится по следующему плану:
1. Определить, какой частью речи является слово; указать его основу и окончание.
2. Установить лексической значение слова и определить, как оно образовано ( от какого слова и с помощью каких морфем); указать приставки, суффиксы и корень слова.

Образец морфемного разбора

Основа — плотнича-.

Образец письменного оформления:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *