какие моря соединяет волго донской канал
ВО́ЛГО-ДОНСКО́Й КАНА́Л
Том 5. Москва, 2006, стр. 625-626
Скопировать библиографическую ссылку:
ВО́ЛГО-ДОНСКО́Й КАНА́Л (Волго-Донской канал имени В. И. Ленина), судоходная магистраль, соединяющая реки Волга и Дон (а через них – Каспийский и Азово-Черноморский бассейны) в месте их наибольшего сближения; важное звено единой глубоководной транспортной системы в Европ. части РФ. Длина 101 км, в т. ч. 56 км – искусств. водные пути. Протекает по впадине, разделяющей Приволжскую возвышенность и возвышенность Ергени. Поднимается от Сарептского затона Волги (близ г. Волгоград), проходит по долине р. Сарпа, Варваровскому и Береславскому водохранилищам на р. Червлёная и Карповскому водохранилищу на р. Карповка, выходит в Цимлянское водохранилище на р. Дон (близ г. Калач-на-Дону). Имеет 13 однокамерных шлюзов (9 на волжском склоне и 4 на донском) размерами 145×18 м и глубиной на пороге шлюза 4 м. Они поднимают суда со стороны Волги на 88 м (от отметки минус 14 м в Сарептском затоне до 74 м над уровнем моря на водоразделе) и опускают на 40 м (до отметки 34 м в Цимлянском водохранилище). Канал питается донской водой, которая подаётся тремя насосными станциями на раздельный бьеф. Ширина канала по поверхности воды 70 м. Габариты канала допускают проход судов грузоподъёмностью до 5 тыс. т. Проектная грузопропускная способность канала 10,5 млн. т за навигацию.
Волго-Донской судоходный канал
Волго-Донской канал — судоходный канал, расположенный на территории Волгоградской области (Россия), соединяющий реку Волгу с рекой Дон. Канал был построен в 1948 — 1952 годах. Он является важным звеном Единой глубоководной системы Европейской части России, связывая Азовское и Черное море с Каспийским, а через Волго-Балтийский канал и Беломорско-Балтийский — с Балтийским и Белым морем.
Длина Волго-Донского канала — 101 км, из них 45 км приходится на водохранилища. Гарантированная глубина канала — 4 метра, ширина — от 80 метров. Всего на канале построено около 100 гидротехнических сооружений, в том числе: 13 однокамерных шлюзов, три насосные станции, 22 участка судоходного канала, два ремонтных заграждения, три плотины, 17 дамб, 11 лотков.
Уровень Дона на 44 метра выше уровня Волги, поэтому канал питается донской водой, которая подается в водораздельные водохранилища канала — Карповское, Береславское и Варваровское, а оттуда поступает в канал.
Канал берет свое начало в городе Волгограде, где расположен шлюз №1 и шлюз №2, а с рекой Дон соединяется на западе Волгоградской области, в районе поселка Пятиморск, где расположен шлюз №13. Также в состав канала входят два шлюза, расположенные на реке Дон: шлюз №14 и шлюз №15 в городе Волгодонск Ростовской области.
В составе шлюзов канала можно выделить Волжскую лестницу, по которой суда поднимаются от Волги к водоразделу с Доном на высоту в 88 метров (шлюзы №1 — №9), а в составе нее — Чапурниковскую лестницу шлюзов (9 км), которая включает в себя шесть шлюзов (№4 — №9) в которых суда поднимаются на 50 метров.
Архитектурное оформление объектов канала
Тематика оформления судоходных шлюзов и гидротехнических сооружений канала посвящена победе в Великой Отечественной войне, а также прославлению советского народа и СССР. Авторы архитектурной обработки сооружений канала: Поляков Л. М. — руководитель; Бирюков С. М., Борис Г. Г., Демидов С. В., Ковалев А. Я., Мусатов В. В., Паньков М. В., Рочегов А. Г., Топунов Ф. Г., Якубов Р. А.; скульптор Мотовилов Г. И.; инженеры: Жук С. Я., Марсов В. А., Осколков А. Г., Шахов Н. В., Савиных Е. А.
Судоходство и навигация на Волго-Донском канале
Грузоперевозки и круизы по Волго-Донскому каналу
80% трафика судов приходится на грузовые перевозки. Местных пассажирских перевозок водным транспортом нет. По каналу проходят маршруты круизных судов в Ростов-на-Дону из Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Волгограда и Перми.
История строительства Волго-Донского канала
Волго-Донской судоходный канал соединяет Волгу и Дон в той точке, где они максимально приближены друг к другу. Это удобное положение не раз приковывало внимание правителей, строить здесь канал замышлял и турецкий султан Селим Второй в 1569 году, и царь Петр I в 1697-м. До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном, но против строительства выступали владельцы железных дорог, не желавшие терять грузопоток.
В 1920 году по плану ГОЭЛРО вопрос о строительстве был снова поднят, но итогом стало начало строительства Манычской шлюзованной системы — через реку Дон, реку Маныч, озеро Маныч-Гудило и ряд рек построить искусственный канал до Каспийского моря, трасса которого проходила бы южнее ныне существующего канала.
Во второй половине 1930-х и начале 1940-х западный участок Манычской системы был сдан в эксплуатацию, но реализовать его до конца помешала Великая Отечественная война. После её окончания было принято решение о строительстве канала по существующему месторасположению.
Работы по сооружению канала начались в 1948 году. 31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. 27 июля 1952 года каналу было присвоено имя Владимира Ленина, хотя изначально предлагалось дать каналу имя Сталина, но на это он не дал одобрения.
Описание и фотографии шлюзов Волго-Донского канала:
Шлюз №1 (Волгоград)
Шлюз №2 (Волгоград)
Шлюз №3 (Волгоград)
Шлюз №4 (поселок Имени XIX партсъезда)
Шлюз №5 (поселок Южный, Волгоград)
Шлюз №6
Шлюз №7 (поселок Соляной, Волгоград)
Шлюз №8 (поселок Соляной, Волгоград)
Шлюз №9
Шлюз №10 (поселок Пархоменко)
Шлюз №11 (поселок Комсомольский)
Шлюз №12 (поселок Октябрьский)
Шлюз №13 (поселок Пятиморск)
Шлюз №14 (река Дон, Волгодонск)
Шлюз №15 (река Дон, Волгодонск)
Водохранилища, расположенные на Волго-Донском канале:
Мосты, расположенные на Волго-Донском канале (от шлюза №1 к шлюзу №13):
Насосная станция №31 (поселок Пятиморск)
Насосная станция №32 (поселок Комсомольский)
Насосная станция №33 (поселок Пархоменко)
Паромная автомобильная переправа №311 (посёлок отделения №2 совхоза «Волго-Дон»)
Паромная автомобильная переправа №312 (поселок Береславка)
Паромная автомобильная переправа №313 (поселок Чапурники)
Населенные пункты и города, расположенные на Волго-Донском канале:
— город Волгоград
— поселок Береславка
— поселок Имени XIX партсъезда
— поселок Комсомольский
— поселок Октябрьский
— поселок Пархоменко
— поселок Пятиморск
— село Червлёное
— сельское поселение Чапурники
Волго-Донской канал на карте:
От Волги до Чёрного моря. Часть 1. Волго-Донской судоходный канал и Цимлянское водохранилище (64 фото)
Волго-Донской судоходный канал – одно из самых важных межбассейновых соединений водных путей России и постсоветского пространства. Канал связывает Волгу с Доном, и, соответственно, изолированное Каспийское море (с каспийскими портами России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана) с Азовским и Черным морями Мирового океана.
История этого водного соединения уходит корнями в древность – первую попытку соединить Волгу и Дон во время своего похода на Астрахань предпринял ещё турецкий султан Селим в середине XVI века, вторая попытка была предпринята при Петре I, в дальнейшем вплоть до начала XX века рассматривались ещё множество вариантов соединения двух рек, но все они были обречены на неудачу – без сложнейших и масштабнейших гидротехнических работ создание судоходного канала через разделяющие реки Ергенинские высоты было невозможно. В итоге Волго-Донской канал был построен уже в советское время – после войны, в 1948-1952 годах. На колоссальной стройке работало порядка 700 тысяч вольнонаёмных рабочих со всей страны, 100 тысяч пленных немцев и еще около 100 тысяч заключенных. Канал построили за четыре года – 31 мая 1952 года воды Волги и Дона соединились.
Наш путь начинаем из города-героя Волгограда.
Вход в Волго-Донской судоходный канал расположен у южной оконечности Волгограда, в Красноармейском районе. От речного вокзала Волгограда до канала около часа хода. «Речную развилку» трудно проглядеть: на правом берегу у входа в ВДСК высится огромный памятник Ленину – это самый большой памятник Ильичу в мире, занесённый в книгу рекордов Гиннеса ещё и как самый большой памятник реально жившему человеку. Интересно, что раньше вместо него стоял столь же большой памятник Сталину.
Неподалёку от входа в Волго-Донской канал находится огромный нефтерейд, где стоят десятки танкеров самых разных мастей.
Разделительный буй волжского и донского судового хода
Другой теплоход идёт по Волге, а мы уже повернули ко входу в Волго-Донской канал.
Памятник Ленину у входа в Волго-Донской канал.
Между шлюзами N1 и N2 трассу канала пересекают автодорожный и железнодорожный мосты.
Шлюзы ВДСК оборудованы интересным устройством для защиты ворот от навала судов: поперек камеры у ворот натягивается мощный металлический канат, который потом поднимается специальной стрелой (поднятая стрела с канатом хорошо видна на этом фото).
Промежуточный бьеф между шлюзами N2 и N3.
Соединительный участок канала между шлюзами N3 и N4.
Поднимаемся вверх по Чапурниковской лестнице шлюзов. Встречный танкер «Ленкорань» на следующей ступени находится намного выше нас.
Между шлюзами N4 и N5.
Шлюз N5. Архитектурное оформление башен.
Встречный танкер у стенки подходного канала шлюза в ожидании своей очереди.
Насосная станция, которая подаёт воду из Дона вверх по склону в Береславское водохранилище.
С помощью мощных насосных станций, вода из Дона по этим огромным трубам подаётся на водораздельный участок канала, откуда самотёком распределяется на Волжский и Донской склоны.
Соединительный канал между шлюзами N11 и N12.
uritsk
Страница путешественника
Волго-Донской судоходный канал – одно из самых важных межбассейновых соединений водных путей России и постсоветского пространства. Канал связывает Волгу с Доном, и, соответственно, изолированное Каспийское море (с каспийскими портами России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана) с Азовским и Черным морями Мирового океана.
История этого водного соединения уходит корнями в древность – первую попытку соединить Волгу и Дон во время своего похода на Астрахань предпринял ещё турецкий султан Селим в середине XVI века, вторая попытка была предпринята при Петре I, в дальнейшем вплоть до начала XX века рассматривались ещё множество вариантов соединения двух рек, но все они были обречены на неудачу – без сложнейших и масштабнейших гидротехнических работ создание судоходного канала через разделяющие реки Ергенинские высоты было невозможно. В итоге Волго-Донской канал был построен уже в советское время – после войны, в 1948-1952 годах. На колоссальной стройке работало порядка 700 тысяч вольнонаёмных рабочих со всей страны, 100 тысяч пленных немцев и еще около 100 тысяч заключенных. Канал построили за четыре года – 31 мая 1952 года воды Волги и Дона соединились.
1. Наш путь начинаем из города-героя Волгограда.
2. Вход в Волго-Донской судоходный канал расположен у южной оконечности Волгограда, в Красноармейском районе. От речного вокзала Волгограда до канала около часа хода. «Речную развилку» трудно проглядеть: на правом берегу у входа в ВДСК высится огромный памятник Ленину – это самый большой памятник Ильичу в мире, занесённый в книгу рекордов Гиннеса ещё и как самый большой памятник реально жившему человеку. Интересно, что раньше вместо него стоял столь же большой памятник Сталину.
3. Неподалёку от входа в Волго-Донской канал находится огромный нефтерейд, где стоят десятки танкеров самых разных мастей.
4. Разделительный буй волжского и донского судового хода
5. Другой теплоход идёт по Волге, а мы уже повернули ко входу в Волго-Донской канал.
6. Памятник Ленину у входа в Волго-Донской канал.
11. Между шлюзами N1 и N2 трассу канала пересекают автодорожный и железнодорожный мосты.
12. Шлюзы ВДСК оборудованы интересным устройством для защиты ворот от навала судов: поперек камеры у ворот натягивается мощный металлический канат, который потом поднимается специальной стрелой (поднятая стрела с канатом хорошо видна на этом фото).
13. Промежуточный бьеф между шлюзами N2 и N3.
16. Соединительный участок канала между шлюзами N3 и N4.
18. Поднимаемся вверх по Чапурниковской лестнице шлюзов. Встречный танкер «Ленкорань» на следующей ступени находится намного выше нас.
19. Между шлюзами N4 и N5.
20. Шлюз N5. Архитектурное оформление башен.
21. Встречный танкер у стенки подходного канала шлюза в ожидании своей очереди.
22. Покидаем шлюз N6.
24. Насосная станция, которая подаёт воду из Дона вверх по склону в Береславское водохранилище.
25. С помощью мощных насосных станций, вода из Дона по этим огромным трубам подаётся на водораздельный участок канала, откуда самотёком распределяется на Волжский и Донской склоны.
27. Соединительный канал между шлюзами N11 и N12.
28. Автодорожный мост через Волго-Донской канал.
32. За шлюзом N12 трассу канала пересекает железнодорожный мост.
33. Навигационные знаки.
35. Очередной встречный танкер смешанного плавания типа «река-море».
36. Судоходная трасса среди степей.
37. Карповское водохранилище – последнее на канале. На живописном, поросшем тополями, правом берегу расположена пристань Ильёвка – небольшой посёлок, где делают зелёную стоянку туристские теплоходы. Недалеко отсюда расположен райцентр Калач-на-Дону (до которого около 15 км).
38. Гидроузел Карповского водохранилища.
39. Далее теплоход заходит в красочно оформленный 13 шлюз, последний на Волго-Донском канале.
42. Сразу за шлюзом на правом берегу установлен памятник героям Великой Отечественной войны.
43. До Дона остаётся несколько километров канала.
44. Монумент у выхода из ВДСК в Дон.
45. Далеко вправо уходит русло великой русской реки, воспетой Шолоховым. Вдали виден Калач-на-Дону, а далее за крутым мысом Дон теряется из виду. Если направиться туда, можно добраться до станицы Вешенской, Серафимовича, Лисок, Воронежа, а если постараться, то и до истока Дона – ключа в парке Новомосковска.
46. А мы поворачиваем налево, вниз по Дону, несущему свои зелёные воды прямиком в Азовское море. Собственно из ВДСК теплоход попадает не в Дон, а в Цимлянское водохранилище, образованное плотиной Цимлянской ГЭС, которое через час пути приобретает вид настоящего моря. Очень красив крутой правый берег, а потом и он почти исчезает из виду: кругом лишь палящее солнце и вода.
51. Грузовой состав на мосту.
52. Старый мост 1950 года.
54. Продолжаем путь по Цимлянскому водохранилищу.
57. Подходим к Цимлянскому гидроузлу.
59. Судно преодолевает два шлюза Цимлянского гидроузла: первый из них своей аркой напоминает шлюзы N1 и 13 ВДСК, а на башнях второго установлены фигуры донских казаков. Пройдя два этих шлюза, судно попадает в коренное русло Дона.