какие мотивы характерны для спортсмена на стадии специализации
Мотивация спортивной деятельности. Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом
Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Известно, что спорт имеет много общего с понятием игра. Мотивы к игре заключены в ней самой. Человека влекут не какие-то внешние для игры обстоятельства, как, например, к трудовой деятельности, когда часто выполняемая человеком работа лишь опосредованно служит удовлетворению его жизненных потребностей, доставляя ему средства, которые он может использовать на те или иные свои нужды, а непосредственно чувство удовлетворения, связанное с участием в игре. Так и к спорту человек испытывает потребности, определяющиеся удовлетворением, вызываемым самой спортивной деятельностью и успехами, достигаемыми в ней.
Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру.
I. Непосредственные мотивы спортивной деятельности
1) потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;
2) потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью;
3) стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;
4) стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы;
5) потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе.
II. Опосредованные мотивы спортивной деятельности
1) стремление стать сильным, здоровым;
2) стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни;
4) потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.
Мотивы спортивной деятельности отличаются динамичностью проявлений. Действительно, в процессе длительных занятий спортом у одного и того же спортсмена наблюдается закономерная смена мотивов. А. Ц. Пуни на основании научно-практических исследований мотивов спортивной деятельности установил следующую динамику развития мотивов, побуждающих к занятиям спортом *.
Начальная стадия занятия спортом.В этот период предпринимаются первые попытки включиться в спортивную деятельность. Побуждающие мотивы: а) характеризуются диффузностью интересов к физическим упражнениям (подростки начинают обычно заниматься не одним, а несколькими видами спорта); б) имеют непосредственный характер (занятия спортом нравятся, главная движущая сила — любовь к физической культуре); в) связаны с условиями среды, благоприятствующими занятиям данным видом спорта (популярность вида по месту жительства, интерес окружающих людей); г) часто включают в себя элементы долга (обязанность посещать уроки физической культуры, секции).
Стадия спортивного мастерства.Здесь основные мотивы выражаются в стремлении: а) поддержать свое спортивное мастерство на высоком уровне и добиться еще больших успехов; б) служить своими спортивными достижениями Родине; в) содействовать развитию данного вида спорта, потребности передать свой опыт молодым спортсменам. Мотивы спортивной деятельности характеризуются ярко выраженной социальной направленностью и педагогическими стремлениями.
3.2. Особенности мотивации на различных этапах достижения спортивного мастерства
На протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности спортсмена меняется, и для каждого этапа спортивной карьеры характерны свои доминирующие мотивы.
Е. П. Ильин отмечает, что на начальном этапе причинами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, т. е. спорта) могут быть:
• стремление к самосовершенствованию;
• стремление к самовыражению и самоутверждению;
• удовлетворение духовных и материальных потребностей.
Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями [17].
И. Г. Келишев выделяет мотив внутригрупповой симпатии как начальный мотив занятий спортом. Опросив около 900 спортсменов с большим стажем и высоким уровнем мастерства, он выявил, что на начальном этапе спортивной карьеры этот мотив занимал у них важное место. Сущность его выражается в желании детей и подростков заниматься каким-либо видом спорта ради того, чтобы постоянно находиться в среде своих товарищей и сверстников. Их удерживает в спортивной секции не столько стремление к высоким результатам и даже не интерес к данному виду спорта, сколько симпатии друг к другу и общая для них потребность в общении [17].
Американский психолог Б. Дж. Кретти среди мотивов, побуждающих заниматься спортом, выделяет:
• стремление к стрессу и его преодолению; он отмечает, что бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха – это один из сильнейших мотивов спортивной деятельности;
• стремление к совершенству;
• повышение социального статуса;
• потребность быть членом спортивной команды, группы, частью коллектива;
• получение материальных поощрений [21].
А. Ц. Пуни на основании специальных исследований установил следующую динамику развития мотивов спортивной деятельности.
1. Начальная стадия занятия спортом. В этот период имеют место первые попытки включиться в спортивную деятельность. Мотивы, побуждающие к этому, характеризуются:
• диффузностью интересов к физическим упражнениям (подростки начинают заниматься обычно не одним, а несколькими видами спорта, причём часто совсем не теми, в которых они в дальнейшем могут показать своё спортивное мастерство),
• непосредственностью («занимаюсь, потому что люблю физкультуру»),
• связаны с условием среды, благоприятствующими занятиям данным видом спорта («живу в Феодосии, как же я мог не плавать?»; «с малых лет ходил на лыжах, т. к. жил на окраине города»),
• нередко включают в себя элементы долженствования («надо было посещать уроки физической культуры»).
Общими для мотивов начальной стадии являются такие особенности, как недостаточная осознанность потребностей, лежащих в их основе, нестойкость их, неопределённость и взаимозаменяемость различных способов удовлетворения.
2. Стадия специализации в избранном виде спорта. На этой стадии мотивами спортивной деятельности являются:
• пробуждение и развитие специального интереса к определённому виду спорта;
• проявление способностей к этому виду спорта и стремление к их развитию;
• эмоционально насыщенное переживание спортивного успеха и стремление к его закреплению;
• расширение специальных знаний, совершенствование спортивной техники, приобретение более высокой степени тренированности.
Эти новые по своему качеству мотивы характеризуются рядом особенностей. Они связываются со спортивной специализацией (спортсмен становится гимнастом, боксёром, лыжником, пловцом и т. п.) и с приобретением спортивной квалификации 3-го, 2-го, 1-го разрядов. Вместе с тем они становятся более опосредованными, переносятся с самой спортивной деятельности на её результат, выражаются в стремлении к определённому спортивному успеху, рекорду.
3. Стадия спортивного мастерства. При достижении спортсменом этой стадии, прежние мотивы как бы отступают на второй план, ведущими становятся:
• достижение успеха (определяющий мотив);
Доминирующим, определяющим поведение спортсмена становится мотив достижения успеха. Спортсмен испытывает потребность в предельных физических усилиях, в переживании состояния максимальной психической напряженности, в чувстве преодоления соперника, самого себя, а главное – потребность добиться высоких спортивных результатов. В современном спорте высокие спортивные достижения невозможны без высокой социальной мотивации [42].
Деятельность в спорте высших достижений связана с высоким психологическим напряжением, порождаемым несоответствием требований спортивной деятельности возможностям спортсмена и направленным на устранение этого несоответствия [42]. По сравнению с другими видами деятельности в спорте высокое психическое напряжение принципиально неустранимо, без него невозможно превышение прежних рекордов. Поэтому у спортсменов на стадии высшего спортивного мастерства формируются не только мотивы достижения успеха, но и мотивы избегания неудачи. Любая ситуация, которая актуализирует у спортсмена мотив достижения успеха, одновременно порождает и опасения неудачи. Какой мотив возникает – зависит от субъективных оценок вероятности достижения цели, которые складываются под влиянием соревновательного и жизненного опыта. Таким образом, формируется устойчиво доминирующий тип мотивации деятельности [32].
Ю. Ю. Палайма выделил две группы спортсменов, различающихся по доминирующему мотиву. В первой группе, условно названной «коллективистами», доминирующими являются общественные, моральные мотивы. Во второй группе – «индивидуалистов» – ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыражения личности. Первые лучше выступают в командах, а вторые – в личных соревнованиях.
Общественный мотив характеризуется осознанностью общественной значимости спортивной деятельности; спортсмены с доминированием этого мотива ставят перед собой высокие перспективные цели, они увлечены занятиями спортом. Мотив самоутверждения характеризуется чрезмерной ориентацией спортсменов на оценку своих спортивных результатов [17]. При психологическом обеспечении спортивной деятельности важно учитывать и тот и другой мотивы. Успешное воспитание спортсмена и достижение им высоких спортивных результатов возможно только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов. Анализ практики показывает, что пренебрежение одним из них, игнорирование того или иного мотива одинаково приводит к негативным результатам.
Если мотивы определяют выбор пути, направление движения, то цели – насколько далеко человек намерен пройти по данному пути. В психологии цель определяется как образ предполагаемого результата деятельности, того, к чему человек хочет прийти к концу деятельности или конкретного ее этапа. Поэтому цели – это своеобразные вехи, которые человек мысленно выстраивает на своем пути, на протяжении спортивной карьеры. Трудность достижения этих целей тесно связана с уровнем притязаний личности, т. е. ее склонностью вообще выбирать легкие или трудные цели.
Многие исследователи спортивной мотивации: Б. Д. Кретти, Ю. Ю. Палайма, А. Пилоян, А. Ц. Пуни и др. – отмечают разную степень осознанности трех ее слагаемых. Потребности и мотивы могут быть неосознанными, полуосознанными или осознанными. Цели же всегда осознаваемы и являются итогом мысленной работы, в процессе которой человек пытается в идеальной форме разрешить противоречие между требованиями спортивной деятельности, ее конкретными условиями, с одной стороны, и собственными возможностями, способностями адаптироваться к этим условиям и требованиям – с другой. Поэтому цель выступает в качестве регулятора активности, влияя на выбор конкретных средств достижения желаемого результата.
Следовательно, блок мотивации выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции:
• является пусковым механизмом деятельности;
• поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;
• регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов [21].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Особенности мотивации спортивной деятельности на различных этапах достижения спортивного мастерства
Особенности мотивации спортивной деятельности на различных этапах достижения спортивного мастерства
Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, имеющими различное значение на каждом этапе достижения спортивного мастерства.
Виды антиципации
Сущность идеомоторной подготовки, факторы её обеспечивающие. Психологическая подготовка на уроках ФК и спорта. Психологическая саморегуляция, как средство собственного управления организмом. Психолого-педагогические факторы формирования образных форм мышления в управлении двигательными действиями. Способы и методы идеомоторной подготовки.
Тренирующая функция представлений о двигательных действиях на практике называется идеомоторной тренировкой. Она характеризуется тем, что спортсмен: оживляет систему механизмов произвольных движений, вследствие чего возникают микрореакции нервно-мышечной, вегетативной и других функциональных систем организма. Эти реакции идентичны реальным, которые возникают при практическом выполнении движений. В результате осуществления идеомоторной тренировки (многократного мысленного повторения) происходит закрепление структуры механизмов тренируемого произвольного действия.
Установлено, что при представлении движения в организме спортсмена происходят физиологические изменения (т.е. незаметные глазу микросокращения мышц, вызываемые образами движений и действий). Причем сокращаются лишь те мышцы, которые непосредственно участвуют в выполнении движения. Поэтому чем точнее мы представляем движение, тем легче его правильное выполнение. Способность двигательных представлений легла в основу использования идеомоторной тренировки при овладении отдельными двигательными навыками и заданными действиями в целом. Данный метод требует способности к сосредоточению, мобилизации воображения, концентрации внимания на протяжении всей тренировки.
Перед началом идеомоторной тренировки важно знать правила ее использования:
— идеомоторная тренировка должна предшествовать реальной тренировке;
— наибольший эффект наблюдается при чередовании идеомоторной и реальной тренировки не только в период овладения упражнениями, но и в период выполнения их на результат, особенно в условиях соревнований;
— возможна замена специальной разминки (например, в спортивной гимнастике) идеомоторной тренировкой;
Характеристика предстартовых психических состояний. Пути преодоления неблагоприятных предстартовых состояний. Формы предстартовых состояний спортсменов. Диагностика состояний спортсменов перед стартом. Регуляция и саморегуляция предстартовых состояний. Психологические основы аутогенной тренировки. Ее роль и место в психологической подготовке спортсмена.
Психические состояния накануне соревнований принято называть предстартовыми. Важной характеристикой предстартовых состояний является уровень эмоционального возбуждения, который может способствовать повышению (снижению) результативности.
Выделяют следующие виды предсоревновательных психических состояний: боевая готовность, предстартовая лихорадка, предстартовая апатия и состояние самоуверенности.
Характеристика предстартовой лихорадки и предстартовой апатии спортсмена
Признаки предстартовых состояний (Ю.Я.Киселев,1989):
Предстартовая лихорадка | Признаки | Предстартовая апатия |
Значительное преобладание возбуждения над торможением (большая интенсивность возбуждения). Учащенный пульс, учащенное и поверхностное дыхание, увеличение тонуса мышц, потливость, усиление диуреза. | Баланс нервных процессов возбуждения и торможения и связанные с ними вегетативные сдвиги в организме. | Преобладание торможения над возбуждением, возник- новение охранительного торможения. Вегетативные сдвиги незначительные (снижение ЧСС, АД, малая подвижность). |
Колебание и снижение интенсивности внимания, ухудшение памяти, направленность мышления на возможный конечный результат (итог соревнования). Эмоциональная неустойчивость. | Особенности протекания психических процессов | Снижение отчетливости ощущений и восприятий, интенсивности внимания, мыслительной активности. Пониженная эмоциональная возбудимость, плохое настроение |
Суетливость, резкость и прерывистость движений, неестественность и частая смена статических поз. Более громкая и частая речь, жестикуляция при речи, напряженная мимика. Раздражительность, склонность к аффективным вспышкам. | Особенности движения, речи, поведения | Замедленные движения, длительное сохранение даже неудобных статических поз. Более тихая и менее выразительная, чем обычно, речь. Пониженная реактивность, зевота, сонливость. |
Сомнение в своих силах и в будущем успехе. Нетерпеливое желание как можно скорее начать действовать. | Типичное отношение к предстоящему соревнованию | Неуверенность и даже потеря веры в свои и успех, безразличие к окружающему и к предстоящей предсоревновательной борьбе, нежелание участвовать в соревновании. |
Структура спорта
Необходимость отбора обусловлена тем, что:
1) период активной спортивной жизни человека невелик (в среднем 5-10 лет);
2) индивидуальные особенности психики (психические функции, психомоторика, особенности личности) не всем позволяют достигнуть высоких спортивных результатов в приемлемые сроки. Например, из 10 000 детей, начавших заниматься плаванием, только 3 достигают результатов мастера спорта международного класса (МСМК).
Как утверждает В. М. Мельников *, основными методологическими принципами психологического отбора в спорте являются следующие:
1. Принцип системности. Он требует совместной разработки процедуры отбора, изучения психических особенностей спортсменов высокого класса, прогнозирования результатов тренировок и спортивных достижений.
2. Принцип научной обоснованности. Правила отбора, сформулированные для конкретного вида спорта или для определенных соревновательных ситуаций, не могут быть использованы без специальной научной проверки и глубокого теоретического обоснования. Только научная обоснованность методов и критериев отбора позволяет избежать серьезных ошибок.
3. Принцип комплексности. Отбор в спорте — проблема многоплановая: социальная, педагогическая, медицинская, экономическая, психологическая. Решение о судьбе спортсмена может быть вынесено только на основе всего комплекса информации.
4. Принцип пролонгированного динамического отбора. Отбор в спорте должен представлять собой непрерывный процесс изучения и диагностики важных для спортивной деятельности психических свойств и качеств личности. Такое изучение проводится регулярно на протяжении всей спортивной жизни на разных этапах спортивного совершенствования.
5. Принцип педагогической ценности. Результаты психодиагностического обследования спортсменов должны использоваться не только для отбора наиболее одаренных спортсменов, но и для того, чтобы управлять тренировочным процессом, улучшать условия для проведения соревнований: целенаправленное построение процессов воспитания и тренировки, рационализация программ подготовки, регламентация нагрузок, совершенствования учебно-тренировочных средств.
6. Принцип адаптивности критериев отбора. Критерии для принятия решения о пригодности спортсмена должны быть гибкими, меняющимися. Потребность повысить их или понизить периодически возникает в связи с изменением требований к спортсменам из-за возрастания или снижения спортивной конкуренции в стране и на международной арене.
7. Принцип гуманизма. Отбор должен защищать спортсмена от непосильных для его психики нагрузок и разочарований, связанных с неправильным выбором вида спорта или спортивной специализации.
8. Принцип актуальности. Разработка системы психологического отбора необходима и целесообразна, потому что соревновательные достижения спортсменов существенно зависят не только от их способностей, но и от индивидуальных качеств психики.
9. Принцип практической полезности. Мероприятия по психологическому отбору должны быть рентабельными по материальным затратам на оборудование и подготовку кадров, обоснованными по частоте и продолжительности обследований и оперативными (своевременная выдача психодиагностического заключения).
Особенности мотивации спортивной деятельности на различных этапах достижения спортивного мастерства
Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, имеющими различное значение на каждом этапе достижения спортивного мастерства.
Способы мотивации в спорте на разных этапах спортивной карьеры
Разнообразные мотивационные составляющие деятельности юного спортсмена начинают свое формирование на начальных стадиях его спортивной карьеры: первоначальной (момент прихода в спортивную секцию) и на стадии специализации. Считается, что на первоначальной стадии выбор конкретного вида спорта может обуславливаться внешними, совершенно случайными, факторами, такими как посещение секции за компанию с приятелями, модой на данное спортивное направление, имеющейся неподалеку от школы спортивной базой, влиянием родителей. Значимую роль для развития будущей спортивной мотивации вполне может сыграть в подходящее время просмотренный фильм, главный герой которого представляет образ сильнейшего борца, пловца либо прыгуна. О серьезных мотивах занятий спортом на данном этапе говорить не приходится.
Виды спортивной мотивации: тренировочная и спортивная
В спортивной мотивации можно выделить два базисных типа: тренировочную и спортивную. На первоначальном этапе занятий всегда главную роль играет тренировочная мотивация. Как дети, так и подростки, в основном, стараются улучшить свои физические возможности. Когда повышается качество их собственной спортивной деятельности, также растет и доля спортивной мотивации. И уже на этапе высшего спортивного мастерства главную роль начинает играть спортивная мотивация. На этом моменте стоит остановиться более подробно.
На стадии специализации, которая характерна для спортивной школы, у подростка начинает появляться сильный и стойкий интерес к тому виду спорта, которым он начал заниматься. Целью его занятий становится не просто получение удовольствия от самого процесса, но и достижение все более и более значимых результатов.
В возрасте семи-десяти лет мотивы к физической активности еще не способны превратиться в осознанные и стойкие интересы к конкретному виду спорта, но привычки, которые регламентируют регулярность занятий физическими упражнениями, уже способны стать довольно устойчивыми.
В возрасте одиннадцати-четырнадцати лет мотивы регулярных занятий спортом зачастую обусловлены становлением характера спортсмена, его утверждением в социуме. Здесь отмечается преобладание обоих базисных мотивов занятий определенным видом спорта. Это желание усовершенствовать свои собственные психофизические возможности и достигнуть больших спортивных результатов. Можно озвучить такие потребности, которые определяют особенности мотивации подростка на данном этапе:
Возраст юношества (пятнадцать-семнадцать лет) – самый сложный в плане самоопределения, в том числе и по отношению к собственной спортивной деятельности. В данный период наиболее часто происходит некая переоценка ценностей, и парень или девушка могут бросить занятия в спортивной секции либо спортивной школе. Основными причинами прекращения занятий могут стать появившиеся новые увлечения, смена представления о выбранном виде спорта как о своей будущей профессии, большая нагрузка на школьных занятиях, сильное влияние родителей, появившееся осознание ограниченности своих возможностей в конкретном виде спорта, не установившиеся взаимоотношения с тренером и так далее.
В последнем случае одной из основных задач психолога является помощь в преодолении очевидной психологической травмы.
Уход из спорта перспективного человека – это безусловная потеря только для спорта, но не для социума. По данной причине парню или девушке необходимо разъяснить, что значительный уровень здоровья, разносторонняя подготовленность в физическом плане столь же престижны в социуме, как и успех в спорте высших достижений.
В непосредственной зависимости от содержательных особенностей преобладающих мотивов занятия спортивной деятельностью мотивацию можно разделить на два условных вида: на спортивно-деловой и на лично-престижный.
Для подростков с преобладающими спортивно-деловыми мотивами характерно стремление к достижению определенного спортивного результата, а также активная жизненная позиция в системе взаимоотношений данной спортивной группы. В результате этого у них заметна гораздо более сильная психическая готовность на абсолютно всех этапах соревновательной деятельности.
У молодых спортсменов с преобладающими лично-престижными мотивами заметно стремление к своему собственному самоутверждению с помощью спорта, стремление получить от окружающих людей позитивные оценки даже в ущерб задачам своей спортивной деятельности. Для них характерна сильная боязнь поражения, неустойчивость эмоциональной сферы во время спортивных соревнований.
В работе с молодыми спортсменами с явным страхом поражений тренер может повысить ориентацию на определенные личностные достижения, тщательный разбор промахов, как важной составляющей тренировочного процесса, продемонстрировать значимость роли, которую конкретный игрок исполняет в команде.
В семнадцать-восемнадцать лет у спортсменов начинает отмечаться наибольшая заинтересованность в улучшении собственного спортивного мастерства. Поэтапно уровень такой заинтересованности начинает уменьшаться, учитывая, что до пятидесяти процентов спортсменов в данном возрасте рассматривает собственные успехи в спортивной деятельности в качестве еще одной возможности выстроить карьеру в прочих видах деятельности.
На этапе высшего спортивного мастерства мотивация начинает характеризоваться стабильностью. Среди базисных мотивов можно выделить стремление к самоутверждению и собственному совершенствованию, а также интерес к определенному виду спорта, соревновательный мотив.
Иногда к этому присоединяются и общественные мотивы, среди которых долг, патриотизм, коллективизм.
По мере того, как из-за возрастных перемен начинают постепенно уменьшаться и спортивные результаты, у юного спортсмена могут проявляться признаки профессионального выгорания. Такой синдром профессионального выгорания появляется на фоне постоянного стресса, которые характерен для спортивной деятельности, и соответствует описанной Г. Селье стадии эмоционально-энергетических, а также личностных ресурсов.
Симптомы профессионального выгорания
В спортивной психологии мотивации выделена классификация традиционных симптомов профессионального выгорания, среди которых:
На этапе завершения спортивной карьеры мотивация, как и на начальных этапах деятельности, крайне неустойчива: с одной стороны, появляется вполне понятное желание завершить активные занятия спортом, а с другой – нет желания избавляться от источника денежных средств, изменять устоявшийся образ жизни. Мотивами в таком случае выступают психологическая усталость и проблемы со здоровьем, стремление уйти победителем, растущая конкуренция между спортсменами, семейные обстоятельства.
Профессиональное выгорание тренера
Стоит уточнить, что профессиональное выгорание – это явление, которое свойственно не только спортсменам, но и их тренерам. Тренер регулярно испытывает стресс, который обусловлен следующими факторами: