какие муки в аду православие

Что Церковь говорит об аде?

Когда возникли образы ада со сковородками и райских кущ? Являются ли такие представления догматом для христиан? Кратко объясняем в Слайдах.

Ад — что это?

Ад — это единственное место, где человек находится вне благодатного присутствия Божия. В Евангелиях говорится об аде, как о месте, где будет плач и скрежет зубов (Мф 25:46). Еще в аду грешники будут мучиться от адского пламени: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф 10:28). Церковь учит, что адский огонь или адский холод — это образы, а не реальные физические явления.

Существует представление, что ад — это место со сковородками и котлами. Так ли это?

Что мучает людей в аду?

В первую очередь, разрыв с Богом — это само по себе страшное мучение. Ещё — постоянное нахождение рядом с сатаной, бесами, другими грешниками, говоря современным языком, «атмосфера ненависти».
У старца Паисия Афонского есть хороший образ адских мук. Люди сидят за роскошным столом, на котором полно вкусной еды и напитков. Перед каждым человеком лежит очень-очень длинная ложка, поэтому люди не могут есть сами.
В аду никто из окружающих не помогает человеку, и он мучается от голода, а в раю праведники за таким же столом кормят друг друга.
Ад — это полное отсутствие любви, заботы, поддержки, дружбы, вечное одиночество и боль, которые усиливаются от осознания того, что человек сам лишил себя рая и его блаженств.

Сатана мучается в аду или ему там хорошо?

Сатане в аду тоже плохо. Это место постоянно напоминает ему о том, что он проиграл Богу. Здесь он вечно завидует Богу и его ангелам, вспоминая свою неудачную попытку встать на место Бога. Он стремится к бесконечному противлению Богу, т. е. к самоуничтожению и уничтожению всего живого. Это бесконечный процесс, мучительный и бессмысленный, потому что сатана и бесы — это бесплотные духи, неуничтожимые сущности.
Ад не принадлежит бесам и сатане, они не хозяева этого «места», там все равно есть Бог, и они испытывают от этого страшные муки, и это будет продолжаться вечно. Представление о том, что сатана — главный мучитель в аду, возникло в Средние века, чтобы подчеркнуть важную мысль, что дьявол и бесы — страшные противники, и победить их можно только с помощью Христа.

Кто создал ад?

Сатана сам создал себе ад после своего падения. Ад появился после того, как сатана поднял восстание. Он был первым и самым могущественным ангелом, но решил стать Богом. Часть ангелов поддержали своего предводителя.
После окончания бунта и поражения от архангела Михаила — «полководца», который возглавил борьбу с бесами, падшие ангелы вместе с сатаной попали в ад.
Вот как об этом говорит в Ветхом Завете пророк Исаия: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червъ, и черви — покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис 14:9-15).

Кто точно попадет в ад?

Точный список обитателей ада заканчивается на сатане и бесах.
Во всех остальных случаях можно лишь предполагать с большей или меньшей долей вероятности.
Обычно в ад еще помещают Иуду-предателя, известных библейских злодеев, таких как царь Ирод.
Живой человек не может знать на сто процентов о том, где находятся умершие. Даже самый страшный злодей может раскаяться в последний миг своей жизни, о чем до Страшного суда будет знать только Бог.

В аду все мучаются одинаково?

Есть представление о том, что чем больше человек сделал зла при жизни, тем больше он мучается после смерти. Иногда оно основывается на словах Евангелия: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк 12:47-48). В Средние века использовали образ огненного озера, где одни грешники были не видны совсем, другие — стояли в пламени по шею, третьи — по пояс и так далее.
Впрочем, до конца ответить на вопросы, связанные с посмертной участью человека, невозможно.

Можно ли выбраться из ада?

Самостоятельно — нет, но молитвы живых людей и заступничество Церкви может помочь умершему избавиться от мук после Страшного суда. Поучению Церкви, после смерти человека ожидает два суда. Первый — частный, который по преданию происходит до сорокового дня после кончины. Но наши близкие и после смерти сохраняют связь с нами и с Церковью. Поэтому так важны разные формы церковного поминовения усопших, молитвы живых, раздача милостыни с просьбой помолиться о душе покойного. Это та связь, которая позволяет человеку измениться даже после смерти и надеяться на оправдание во время Страшного суда, который произойдет во время Второго пришествия Христа, когда определяется уже окончательная судьба людей.

Источник

О вечности адских мук

какие муки в аду православие. Смотреть фото какие муки в аду православие. Смотреть картинку какие муки в аду православие. Картинка про какие муки в аду православие. Фото какие муки в аду православие

Вопрос, который волновал святых и не только их, это вопрос о конечности или бесконечности загробных мук. Священное Писание говорит об их вечности, и мы не можем ставить под сомнение слова Господа.

В то же время мы знаем, что каждый человек имеет свой опыт общения с Богом: или опыт противления Богу, или следования Ему. От этого зависит, каково будет состояние каждого человека в момент Страшного Суда и далее.

Если не касаться людей, которые доживут до момента завершения земной истории и Страшного Суда, а говорить о тех, кто умер или умрёт до Второго Пришествия Господа, то можно выделить два этапа посмертной участи человека. Первый этап наступает непосредственно после смерти и будет продолжаться до Страшного Суда. Второй этап – то, что будет после Страшного Суда. Мы называем этот Суд Страшным, а в греческой традиции он назван Последним, потому что это будет последняя попытка Господа вытащить человека из состояния богопротивления. Тогда человеку будет дана последняя возможность окончательно определиться, на чьей он стороне – Бога или дьявола.

Если человек после своей смерти пребывал в богообщении, он в нём останется и после Страшного Суда. Невозможно представить, что он был с Богом, а потом вдруг за что-то будет ввергнут в ад. А вот обратная ситуация возможна, когда кто-то после смерти попадает в ад, но в силу молитв Церкви, действий других людей, которые о нём беспокоятся и заботятся, его ситуация может быть улучшена. Преподобный Марк Эфесский говорил как о достоверном предании о том, что святитель Григорий Двоеслов молился за императора Траяна – абсолютного язычника и гонителя христиан, и ангел возвестил ему, что его молитва Господом была услышана. В житии мученицы Феклы есть повествование о том, как она высвободила из ада одну женщину.

Святые отцы говорят как о вечности посмертных мучений, так и о возможности их сокращения или прекращения для конкретных людей. Мы знаем, что Бог есть Любовь, Абсолютная Благость, что Он любит каждое сотворённое существо, никому не желает гибели, не желает смерти грешника. Но в то же время нельзя отрицать, что сам грешник может не захотеть быть с Богом, может отказаться от этого дара. Говорит же преподобный Иоанн Дамаскин о том, что Господь и дьяволу желает всяческих благ, но тот сам не желает от Него их принять.

Мнение о том, что вечные муки однозначно закончатся для всех, в том числе и для дьявола, высказал христианский мыслитель Ориген. Но это мнение было осуждено Церковью. Потому что для того, чтобы быть с Богом, быть в общении с Ним, недостаточно одного действия Божия – нужны встречные действия со стороны другого разумного существа: человека, ангела или беса.

Может ли дьявол захотеть вернуться к Богу? Теоретически – может, практически – нет. Дело в том, что и в человеческую, и в ангельскую природу Бог заложил свободную волю, но ангелы и люди определялись со своей свободой в совершенно разных условиях. Волеизъявление ангелов – служить Богу или пойти за сатаной, определилось единожды и навсегда в момент их разделения.

Ангелы совершили свой акт волеизъявления совершенно свободно. Ставшие на сторону люцифера отпали от Бога окончательно. Они прекрасно понимали, против Кого восстают. Принимая предложение сатаны, падшие ангелы чётко осознавали свои действия и то, что их ждёт вне Бога. Именно потому, что их выбор был совершенно свободным, у них нет покаяния. И ныне их устраивает то состояние, которое они выбрали. Ангелы, которые остались с Богом, укрепились в добре. Те, что пошли за сатаной, укоренились во зле. Ни один из демонов не покаялся, ни один из Божиих Ангелов не согрешил. Поэтому мы говорим, что теоретически можно допустить, что дьявол может захотеть вернуться к Богу, ведь свободу воли Господь у него не отнимал, но практически сатана и все его слуги – бесы никогда не захотят блага от Господа. В таком случае говорить, что Бог спасёт и дьявола, вопреки его собственному желанию, не соответствует христианскому учению.

Человек определялся со своей свободой в совершенно иных условиях, нежели ангелы. Он был обманут дьяволом и потому совершил грехопадение. Дьявол предложил людям не бытие вне Бога (то, что выбрали бесы), а то самое, для чего Бог их создал, – достижение обожения («И сказал змей жене: нет, не умрете, но в день, в который вы вкусите их (плоды дерева познания добра и зла), вы будете как боги» Быт. 3, 4–5). Дьявол предложил первым людям достичь цели более лёгким путём, и человек на это повёлся. Он не стремился к тому состоянию богопротивления, в котором оказался. Он не шёл против Истины, а искал и ждал того, к чему он и был предназначен, рассчитывал получить обожение, но был обманут.

Точно так же мы не можем говорить о вхождении всех людей в жизнь вечную в Царстве Небесном по той причине, что не можем предсказать действие свободной воли каждого человека. Вдруг найдутся люди, которые не захотят быть с Богом? Мы должны стремиться к тому, чтобы в вечности оказаться с Богом, а не с дьяволом и его сторонниками, что есть самое страшное мучение, даже если бы оно носило временный характер, а тем более, если продлится в вечности.

Источник

Муки адовы

Му́ки а́довы — 1) муче­ния душ греш­ни­ков как след­ствие Божьего воз­да­я­ния с одной сто­роны и их внут­рен­него состо­я­ния с другой сто­роны, для­щи­еся с момента завер­ше­ния Част­ного Суда до вре­мени все­об­щего вос­кре­се­ния и после­ду­ю­щего за ним Страш­ного Суда; 2) вечные муче­ния нерас­ка­ян­ных греш­ни­ков и бесов после завер­ше­ния Страш­ного Суда как резуль­тат опре­де­ле­ния этого Суда, выне­сен­ного в соот­вет­ствии с духовно-нрав­ствен­ным рас­по­ло­же­нием каж­дого осуж­ден­ного (см. подроб­нее: Зачем Богу мучить греш­ни­ков вечным геен­ским огнем?).

Состо­я­ние греш­ни­ков после смерти до Страш­ного Суда

Согласно цер­ков­ному учению, в ад входят души тех греш­ни­ков, кото­рые, по опре­де­ле­нию Част­ного Суда, лиша­ются (как мини­мум вре­мен­ного) упо­ко­е­ния в Цар­стве Славы, тех, напри­мер, «кто уми­рает, про­гне­вав Бога и отча­яв­шись» (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние. Ч. 1, вопрос 68), также, к слову, тех хри­стиан, кто при жизни совер­шал смерт­ные грехи, пока­ялся до смерти, но не принес ника­ких плодов пока­я­ния (Посла­ние восточ­ных пат­ри­ар­хов, член 18). В аду они вос­при­ни­мают воз­да­я­ние за грехи.

В чем же состоят муче­ния душ греш­ни­ков в этот период?

Ряд пра­во­слав­ных бого­сло­вов свя­зы­вают формы муче­ния греш­ни­ков в аду с опре­де­лен­ной биб­лей­ской сим­во­ли­кой: с сим­во­ли­кой горе­ния в огне – муки сове­сти, с сим­во­ли­кой червя – про­яв­ле­ния не увра­че­ван­ных гре­хов­ных стра­стей, с сим­во­ли­кой тьмы – чув­ство бого­остав­лен­но­сти.

А, напри­мер, свт. Марк Ефес­ский упо­ми­ная испы­ты­ва­е­мые греш­ни­ками страх, угры­зе­ние сове­сти, неиз­вест­ность буду­щего, лише­ние созер­ца­ния Бога, в своих «Отве­тах на вопросы лати­нян» выра­жает мнение, что греш­ники «еще не терпят муче­ния в геенн­ском огне, но как бы пред очами его имеют; по при­чине же виде­ния и ожи­да­ния впасть в него, несо­мненно, горько стра­дают». Отно­си­тельно вопроса о том под­вер­га­ются ли плен­ники ада всем муче­ниям одно­вре­менно, он гово­рит, что «поскольку эти муче­ния раз­личны и рав­ня­ются соот­вет­ственно чело­ве­че­ским грехам, то для неко­то­рых соот­вет­ствуют все тако­выя муче­ния, для иных же – неко­то­рые из них; и для одних более тяжкия, а для других – более легкия».

Осно­вы­ва­ясь на свя­то­оте­че­ском учении и виде­ниях загроб­ной участи из цер­ков­ного пре­да­ния, можно отме­тить сле­ду­ю­щее.

«Скорбь и тес­нота всякой душе чело­века, дела­ю­щего злое» ( Рим.2:9 ), – гово­рит апо­стол Павел. Прп. Паисий Свя­то­го­рец рас­кры­вает этот духов­ный закон так: «Мы уже в этой жизни или будем в неко­то­рой сте­пени вку­шать рай­скую сла­дость и отсюда отпра­вимся в рай, или же будем отча­сти пере­но­сить адские муче­ния и — избави нас от этого, Боже — попа­дем в ад. Добро — это есть рай, а зло — это адское муче­ние. Творя добро, чело­век раду­ется, греша — муча­ется. Чем больше добрых дел совер­шает чело­век, тем боль­шую радость он чув­ствует, чем больше творит зла, тем силь­нее томится душой». Осо­зна­ние того, что жизнь была про­жита и загуб­лена поро­ками, непре­стан­ные укоры сове­сти за все совер­шен­ные грехи, тягост­ней­шее осо­зна­ние невоз­мож­но­сти что-либо немед­ленно изме­нить, – все это будет непре­станно тер­зать несчаст­ных. Кроме того, невоз­мож­ность удо­вле­тво­рить своим гре­хов­ным поже­ла­ниям и стра­стям, при­об­ре­тен­ным при жизни, и кото­рые никуда не исчез­нут, будут жечь этих бедных существ подобно пла­мени.

Души греш­ни­ков пре­бы­вают «в состо­я­нии мрака, скорби и стра­да­ния» (Простр. христ. кате­хи­зис). В аду при­сут­ствуют мрак, тес­нота, доле­та­ю­щие ото­всюду звуки воплей, души лишены воз­мож­но­сти видеть друг друга, однако видят духов злобы в их адском без­об­ра­зии.

Состо­я­ние греш­ни­ков после все­об­щего вос­кре­се­ния и Страш­ного Суда

В отли­чие от опи­са­ния состо­я­ния души, раз­лу­чен­ной с телом, Свя­щен­ное Писа­ние гораздо подроб­нее сооб­щает об участи греш­ни­ков после Послед­него Суда. Основ­ное отли­чие от посмерт­ной участи будет состо­ять в том, что люди полу­чат совер­шен­ное воз­да­я­ние, где каждый полу­чит соот­вет­ственно тому, «что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ). При­го­вор Судии на этот раз будет окон­ча­тель­ным и неиз­мен­ным, потому что придет «время жатвы» (см.: Мф.13:30 ). Многие греш­ники, и, конечно, умер­шие в пока­я­нии (однако не при­нес­шие достой­ных плодов пока­я­ния) и вере, будут оправ­даны и осво­бож­дены еще до все­об­щего вос­кре­се­ния и суда (см.: Посла­ние восточ­ных пат­ри­ар­хов, член 18). Многие «будут нака­заны нескон­ча­е­мыми муче­ни­ями, одни более, другие менее» (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние, Ч. 1, вопрос 63) «в озере, горя­щем огнем и серой» ( Откр.21:8 ).

Слово Божие изоб­ра­жает раз­лич­ные формы муче­ния греш­ни­ков после Страш­ного Суда:

1) Уда­ле­ние греш­ни­ков от Бога и их про­кля­тие. «Идите от меня про­кля­тии» ( Мф. 25:41 ), «не знаю вас.. отой­дите от Меня все дела­тели неправды» ( Лк.13:27 ), – эти слова будут ска­заны Пра­вед­ным Судией нерас­ка­яв­шимся греш­ни­кам. И это уда­ле­ние от Бога и про­кля­тие будет для несчаст­ных само по себе вели­чай­шим нака­за­нием. Как гово­рит свт. Иоанн Зла­то­уст, «нестер­пима геенна и муче­ние в ней, впро­чем, если пред­ста­вить и тысячи геенн, то все это ничего не будет зна­чить в срав­не­нии с несча­стием лишиться оной бла­жен­ной славы, воз­не­на­ви­ден­ным быть от Христа и слы­шать от него: не видя вас, и обви­не­ние, что мы, видя его алчу­щего, не напи­тали! Ибо лучше под­верг­нуться бес­чис­лен­ным ударам молнии, нежели видеть крот­кое лицо Гос­пода, от нас отвра­ща­ю­ще­еся, и ясное око его, не могу­щее взи­рать на нас».

2) Греш­ники будут лишены благ Цар­ствия Небес­ного, кото­рых удо­сто­ятся пра­вед­ники. Гос­подь Иисус Хри­стос засви­де­тель­ство­вал, что, тогда «многие придут с востока и запада и воз­ля­гут с Авра­амом, Иса­а­ком и Иако­вом в Цар­стве Небес­ном; а сыны цар­ства извер­жены будут во тьму внеш­нюю» ( Мф.8:11-12 ). «Многие без­рас­суд­ные желают только изба­виться геенны, но я считаю гораздо мучи­тель­ней­шим; нака­за­нием не быть в оной славе; и тому, кто лишился ее, думаю, пла­кать должно не столько о геен­ских муче­ниях, сколько о лише­нии небес­ных благ; ибо это одно есть жесто­чай­шее из всех нака­за­ние», – предо­сте­ре­гает свт. Иоанн Зла­то­уст.

3) Греш­ники будут отправ­лены в место скорби и без­на­деж­но­сти, туда, где они будут оби­тать вместе со злыми демо­нами. Это место назы­ва­ется «без­дной», кото­рого боятся даже демоны ( Лк.8:31 ), «адом» ( Лк.16:23 ), или «стра­ной мрака» ( Иов.10:22 ), «геен­ной огнен­ной» ( Мф.5:22 ), «пещию огнен­ною» ( Мф.13:50 ) «озером огнен­ным» ( Откр. 19:20 ). И в таком месте греш­ники, целую веч­ность, не будут видеть вокруг себя никого, кроме духов злобы, погу­бив­ших их ( Мф.25:41 ). «Кто на земле грешил, – гово­рит прп. Ефрем Сирин, – и оскорб­лял Бога, и скры­вал дела свои, тот будет ввер­жен во тьму кро­меш­ную, где нет ни луча света; кто таил в сердце своем лукав­ство, и в уме своем зависть, того скроет страш­ная глу­бина, полная огня и жупела; кто пре­да­вался гневу и не допус­кал в сердце свое любви, далее до нена­ви­сти к ближ­нему, тот предан будет на жесто­кое муче­ние анге­лам».

4) Внут­рен­ние муче­ния греш­ни­ков. То, что каса­ется муче­ний души без тела, отча­сти спра­вед­ливо и по отно­ше­нию к участи людей с вос­крес­шими телами.

Что явля­ется источ­ни­ком стра­да­ний греш­ни­ков в аду?

Как было ска­зано выше, муче­ния греш­ни­ков можно раз­де­лить на внут­рен­ние и внеш­ние, душев­ные и физи­че­ские. На осно­ва­нии Свя­щен­ного Писа­ния и учения святых отцов можно выде­лить два источ­ника муче­ний оби­та­те­лей ада – дей­ствие пра­во­су­дия Божия и их внут­рен­нее субъ­ек­тив­ное состо­я­ние. При этом, строго говоря, оба источ­ника явля­ются раз­лич­ными фор­мами одного и того же Боже­ствен­ного воз­да­я­ния. Как пояс­няет свт. Инно­кен­тий Хер­сон­ский, Бог совер­шает Свои суды путем есте­ствен­ных (зало­жен­ных в самой при­роде вещей) и поло­жи­тель­ных наград и нака­за­ний. То и другое устро­ено Богом, Кото­рый сделал так, «что доб­ро­де­тель сопро­вож­да­ется благом, а зло – злом… Мы про­ти­во­по­ла­гаем их (поло­жи­тель­ные нака­за­ния и награды — прим. ред.) есте­ствен­ным, между тем как они не про­ти­во­по­ложны им, ибо они должны быть в рас­по­рядке мира, хотя нам они непри­метны, потому что глу­боко в нем сокрыты. Напри­мер, буду­щее небо ново и земля нова – блага поло­жи­тель­ные, про­изой­дут из сей натуры, сле­до­ва­тельно, осно­ва­ние их поло­жено в сотво­ре­нии мира; равным обра­зом и для нака­за­ний осно­ва­ние лежит в при­роде; тот вечный огнь и теперь должен быть в при­роде, хотя мы его и не видим. Таким обра­зом поло­жи­тель­ного – про­из­воль­ного нет ничего, а все есте­ственно. Поло­жи­тель­ное суще­ствует только для нас, не могу­щих обнять всего устрой­ства миро­вого здания».

Будут ли ско­во­родки в аду?

Несмотря на нали­чие в Свя­щен­ном Писа­нии и Пре­да­нии, и в част­но­сти в ико­но­гра­фии, сим­во­ли­че­ских изоб­ра­же­ний муче­ний нече­стив­цев в аду под обра­зом телес­ных истя­за­ний, мнение о том, что в аду чело­век будет жариться бесами на ско­во­род­ках и вер­те­лах, истя­заться цепями и змеями, диа­воль­скими коло­туш­ками, пилами, огнен­ными коле­сами, обя­зано не столько орто­док­саль­ным источ­ни­кам, сколько вооб­ра­же­нию и народ­ному фольк­лору (см.: Рай и ад: два места или два состо­я­ния?).

Состо­я­ние греш­ни­ков в аду, как до Страш­ного Суда, так и после, конечно же, нельзя харак­те­ри­зо­вать иначе чем как мучи­тель­ное. Только муки эти, пред­став­лен­ные в Свя­щен­ном Пре­да­нии в сим­во­лах, не сле­дует сво­дить к грубо физи­че­скому истя­за­нию греш­ни­ков демо­нами, кото­рым, будто бы, опре­де­лена вечная роль нахо­диться в аду на при­ви­ле­ги­ро­ван­ном поло­же­нии мучи­те­лей-пала­чей.

Что каса­ется диа­вола и его анге­лов, все они будут бро­шены в озеро огнен­ное, где и будут мучиться и гореть ( Откр.20:10–15 ). Какова будет сте­пень их вечных муче­ний, знает Гос­подь. Веро­ятно, что эти муче­ния будут пре­вос­хо­дить те муче­ния, кото­рые станут след­ствием пра­вед­ного воз­да­я­ния греш­ни­кам (людям), како­вые, понятно, гре­шили не без под­стре­ка­тель­ства лука­вых демо­ни­че­ских сил.

Разве не жестоко счи­тать, что любя­щий Бог под­верг­нет муче­ниям Свое непо­кор­ное тво­ре­ние?

Почему-то неко­то­рым людям свой­ственно думать, что Бог обязан соот­вет­ство­вать их пред­став­ле­ниям о Нем и посту­пать так, как они счи­тают пра­виль­ным. Однако Бог явля­ется Все­мо­гу­щим Абсо­лю­том, Кото­рый в прин­ципе не обязан счи­таться с чело­ве­че­ским мне­нием о Нем. Пре­тен­зии вроде того, что «Бог благой, а значит должен соот­вет­ство­вать лично моему поня­тию о добре и спра­вед­ли­во­сти, а иначе я отка­зы­ва­юсь в Него верить или играть по Его пра­ви­лам», выгля­дят довольно нелепо. «А ты кто, чело­век, что спо­ришь с Богом? Изде­лие скажет ли сде­лав­шему его: зачем ты меня так сделал?» ( Рим. 9:20 ).

Это недо­уме­ние было бы спра­вед­ливо, если бы сами люди выду­мали ад. Поскольку Сам Бог открыл в Своем Слове реаль­ность Его суще­ство­ва­ния, то Он Сам не счи­тает его про­ти­во­ре­ча­щим Своей бла­го­сти. Напом­ним, что учил о суще­ство­ва­нии ада Тот, Кто пришел в этот мир, чтобы постра­дать и уме­реть за послед­него греш­ника. Для разъ­яс­не­ния этого недо­уме­ния необ­хо­димо иметь в виду сле­ду­ю­щее.

Бог есть не только Любовь, но и Абсо­лют­ная Правда, воз­да­ю­щая по заслу­гам за добро и зло ( Пс.24:8 ). Отри­ца­ние Боже­ствен­ного Пра­во­су­дия влечет за собой неве­рие в бла­гость Божию, поскольку пре­вра­ща­ется в попу­сти­тель­ство и урав­ни­ва­ние добра и зла. В самом деле, если нет Суда и воз­да­я­ния, то и нет раз­ницы между Гит­ле­ром и Янушом Кор­ча­ком. В таком случае наш нрав­ствен­ный выбор бы обес­це­нился и спра­вед­ли­вость, об отсут­ствии кото­рой в нашем мире гово­рят даже неве­ру­ю­щие, нико­гда бы не вос­тор­же­ство­вала.

Ате­и­сти­че­ские ана­ло­гии с без­жа­лост­ным сади­стом здесь неуместны, поскольку Бог не желает никому из своих созда­ний участи в геенне. Гнев и про­кля­тие греш­ни­ков со сто­роны Бога, о кото­рых мы читаем в Библии, не сле­дует вос­при­ни­мать бук­вально и отож­деств­лять с чело­ве­че­скими эмо­ци­ями. «Гнев Божий не есть вол­не­ние Духа Божия, но Суд, кото­рым нала­га­ется нака­за­ние за грех», – объ­яс­няет блж. Авгу­стин (О Граде Божием, книга XV, гл. 25). Поэтому, опре­де­ляя греш­ни­ков в ад, Гос­подь делает это не по злобе и мсти­тель­но­сти в чело­ве­че­ском пони­ма­нии, а совер­шая пра­вед­ный суд над теми, кто не поже­лал отде­лить себя от греха пока­я­нием. По словам свт. Иоанна Зла­то­уста, «для чего же Бог пре­ду­пре­ждает об ужасах, кото­рые наме­рен совер­шить? Для того, чтобы не при­шлось Ему совер­шать то, о чем пре­ду­пре­ждает.. И угро­жает Бог геен­ной не для того, чтобы вверг­нуть в геенну, но чтобы осво­бо­дить от геенны, а если бы он хотел нака­зать, то не угро­жал бы, побуж­дая тем быть осто­рож­нее, чтобы нам избе­жать того, чем угро­жа­ется» (Слово 25, о буду­щем суде). (см.: Для чего Бог создал людей, име­ю­щих мучиться в аду?).

прп. Иустин (Попо­вич):
«Доб­ро­вольно соче­тав­ши­еся с гре­хами и про­пи­тан­ные ими во время жизни на земле греш­ные души, не могут от них меха­ни­че­ски осво­бо­диться путем выхода из тела или вступ­ле­ния в загроб­ный мир, а тем более в силу пра­вед­ного при­го­вора част­ного Божия суда, на кото­ром ни одна греш­ная душа насильно не осво­бож­да­ется от любез­ных её грехов, кото­рые во время жизни во плоти она пре­тво­рила как бы в некий состав своего суще­ства. Поэтому состо­я­ние греш­ных душ за гробом — сродни их быв­шему состо­я­нию на земле, с тем только раз­ли­чием, что они, лишен­ные тела, содер­жат в себе всю ужас­ную реаль­ность своих грехов, пере­жи­вают ее как нечто свое соб­ствен­ное, не могут никуда из нее выйти и не имеют вне себя ника­кого пред­мета, на кото­рый бы могли ее пере­не­сти. После част­ного суда греш­ные души немед­ленно отхо­дят в место скорби и муче­ния, причем сила вос­при­я­тия и осо­зна­ния этой скорби и этого муче­ния сораз­мерна сте­пени их гре­хов­но­сти. Кроме того, это муче­ние неполно, так как полное насту­пит лишь после Страш­ного Суда. Эта печаль­ная истина открыта Богом, а не выду­мана чело­ве­ком. О дей­стви­тель­но­сти суще­ство­ва­ния мест муче­ния и самих муче­ний гово­рит Сама Истина — Гос­подь Иисус Хри­стос».

Источник

Вечны ли адские муки? Часть 2

Семь лет назад сайт «Православие.Ру» опубликовал мою статью «Святые отцы и “оптимистическое богословие”». Поступившие после этого отзывы читателей, а также более серьезное знакомство со святоотеческим наследием и с затронутой в статье проблемой позволили мне существенным образом переработать и расширить ее: появилась новая глава, другие дополнены святоотеческими свидетельствами; рассмотрены некоторые аргументы противников церковного учения о вечности загробного воздаяния, исправлены отдельные неточности. Кроме того, учтено, что некоторые авторы, упомянутые в первоначальной версии статьи, в течение последних лет существенно скорректировали свои взгляды по данному вопросу.

Нравственная аргументация: «Бог любви не может карать»

Богословам-«оптимистам», возможно, действительно не верится, что кто-то искренне может не любить Бога, своего Создателя и Отца Небесного. Им, как и мусульманам, кажется, что в основе греха лежит лишь незнание благости Бога. Стоит только человеку узнать – и греха не будет, говорят мусульмане. Стоит только ему узнать, пусть даже после смерти и всеобщего Воскресения, – и он покается и припадет со слезами к стопам Господним, и Господь, конечно же, помилует его и примет, говорят богословы-«оптимисты», «и вопли позднего раскаяния грешников присоединятся к общей симфонии торжества добра» [9] Хотелось бы, чтоб было так! Более того, хотелось бы, чтобы грешники (и в первую очередь, мы сами) еще в этой жизни принесли истинное покаяние. Еще более хотелось бы, чтобы никто и не грешил, и не отступался от Бога.

Но это, к сожалению, не так. Потому что в основе греха лежит не незнание, а личная воля разумного существа. Ведь и диавол, и Адам знали – много лучше нас – благость Божию, но отпали. Их выбор склонился к жизни без Бога.

Юридическая аргументация: «Несправедливо вечно наказывать за временный грех»

В «оптимистической» позиции сказывается извращенное понимание вечности, по которому выходит, что вечность – это продолжение нашего настоящего бытия, единственно лишь при отсутствии смерти. Но Православие мыслит совсем по-другому: вечность – это инобытие. Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, «вечная жизнь и вечное мучение обозначают нескончаемость будущего века. Ибо время по воскресении уже не будет исчисляться днями и ночами, или, лучше, тогда будет один невечерний день, так как Солнце правды ясно будет светить праведным, а для грешных настанет глубокая нескончаемая ночь. Поэтому каким образом будет исчисляться тысячелетнее время оригеновского восстановления?» (Точное изложение православной веры. 2. 1).

Аргументация от неверно понятого учения о сошествии Христа во ад

Сравнительно недавно появилась еще одна вариация «оптимистического богословия». Ее сторонники, в отличие от «оптимистов»-экуменистов, признают, что вне Православной Церкви спастись нельзя и что спасение только во Христе и неразрывно связано с признанием Его как Бога и человека. Однако сплести эту истину с оригенистской ложью они ухитряются следующим образом.

Во-первых, они учат, что будто бы Господь Иисус Христос, после смерти на кресте сойдя во ад, вывел из него души абсолютно всех умерших до того людей. Во-вторых, говорят они, сошествие во ад представляло не единовременный акт, а является продолжающимся действом, так что Христос как бы постоянно пребывает в аду, чтобы души всех умирающих людей встречать там и проповедовать им, и эти души уже, будучи по смерти убеждены непосредственно Христом, принимают Православие и выводятся из ада.

Изложенное «в чистом виде» это лжеучение выглядит настолько нелепо, что кажется излишним его опровергать, однако поскольку его приходится слышать от людей, обладающих некоторой известностью и даже авторитетом в православной среде, и, кроме того, встречаются люди, введенные им в заблуждение, не лишне будет сказать несколько слов в опровержение.

Прежде всего нужно заметить, что мысль о том, будто бы Христос, сойдя во ад, освободил души абсолютно всех находящихся там, не свойственна Церкви. Если мы обратимся к творениям святых отцов, то увидим совсем иное учение.

Преподобный Иоанн Дамаскин также писал, что Господь в аду проповедовал всем, но для одних эта проповедь была во спасение, а для других – в обличение: «Обоженная душа сходит в ад, чтобы, подобно тому как для находившихся в земле воссияло Солнце правды, таким же образом и для находившихся под землей, пребывающих во тьме и тени смертной воссиял свет; чтобы, подобно тому как находившимся на земле Господь проповедал мир, пленным освобождение и слепым прозрение и для уверовавших сделался причиной вечного спасения, а для неуверовавших – обличением неверия, таким же образом проповедал и находившимся в аду» (Точное изложение православной веры. 3, 29).

Ту же истину содержат и употребляемые ныне Церковью катехизисы, так, святитель Филарет Московский пишет: «Господь Иисус Христос нисходил во ад для того, чтобы и там проповедовать победу над смертью и освободить души, которые с верой ожидали Его Пришествия» (Пространный православный катехизис Православной Восточной Церкви. 213). И святитель Николай Сербский также говорит: «К невидимой Церкви принадлежат… все христиане, которые скончались в истинной вере во Христа за последние 20 столетий, а также ветхозаветные праведники, которых Господь спас во время Своего сошествия во ад» (Катехизис Восточной Православной Церкви).

Наконец, это же написано и в богослужебных книгах Православной Церкви. Так, на Пасхальной заутрени в Синаксаре по 6-й песни говорится: «Господь ныне из адовых сокровищ человеческое естество исхитив, на небеса возведе и к древнему достоянию приведе нетления. Обаче сошед во ад, не всех воскреси, но елицы веровати Ему изволиша. Души же от века святых, нуждею держимыя, от ада свободи».

Возможно, что некоторые из этих отцов под словом «все» подразумевали всех святых, а не всех людей вообще, но как бы то ни было, из приведенных выше цитат ясно, что это мнение не составляет согласия отцов и не выражает учения Церкви, которое выражали перечисленные святые: Кирилл Иерусалимский, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Иоанн Кассиан, Иероним Стридонский, Августин Иппонийский, Кирилл Александрийский, Григорий Двоеслов, Иоанн Дамаскин, Феофилакт Болгарский, Григорий Палама, Димитрий Ростовский, Филарет Московский, Николай Сербский – а также бывшие по этому поводу Церковные Соборы и богослужение Православной Церкви.

Но если утверждение, что Господь вывел из ада всех, хотя и не является учением Церкви, все же встречается у некоторых древнецерковных авторов (Климент Александрийский, Ориген и др.), то утверждение, что Господь будто бы продолжает находиться в аду, проповедуя там все новым душам умирающих и убеждая их поверить в Него, представляет собой совершенно новое учение, никогда прежде не известное Церкви и чуждое ее вере. Что уже само по себе подводит его под слова апостола: «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1: 9).

Церковь учит, что Господь Иисус Христос сходил во ад обожествленной душою тогда, когда она пребывала отделенной смертью от Его тела. Затем душа его соединилась с телом и произошло Воскресение, а после и чудесное Вознесение на небеса, и ныне Христос по человечеству пребывает одесную Отца. Собственно, об этом говорит каждый христианин, в символе веры исповедуя Господа Иисуса Христа «воскресшего в третий день по Писаниям, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца».

Указанное выше новое учение противоречит словам апостолов, говоривших, что Господь, «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3: 18–19); «сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4: 8–10).

Ясно сказано: «проповедал», а не «проповедует» и «нисходил в преисподние места», после чего «восшел», а не «постоянно нисходит» или «нисшел и пребывает в преисподней». О том, где Христос пребывает, апостол Петр говорит вполне определенно: «Восшед на небо, пребывает одесную Бога» (1 Пет. 3: 22).

Кроме того, лжеучение лишает смысла саму человеческую жизнь на земле. По православному учению, эта жизнь дана человеку как время для выбора – с Богом ли он или против Бога, и сделанный выбор, выразившийся в словах и делах человека, определяет его посмертную участь.

И в богослужебных текстах Православной Церкви выражена та же мысль: «Несть во аде покаяния, несть тамо прочее ослабы: тамо червь неусыпаемый, тамо земля темна, и помрачена вся» (Чин погребения священников).

Наконец, указанное лжеучение лишает смысла и существование земной Церкви, потому как при таком подходе она становится совершенно ненужной: если принять, что Христос после смерти все равно каждого лично встречает в аду и дает возможность войти в рай, то какая разница – быть в Церкви или вне ее, проводить жизнь подвижническую или погрязать во грехах, если конец у всех один?

Некоторые особенности «оптимистического» богословствования

Но сама постановка вопроса о всеобщности спасения некорректна. Это, прежде всего, глубоко личный вопрос. Никакой коллективизм здесь неуместен. Нельзя сказать: если спасутся лишь процентов пять, то это противоречит Божественной любви, а вот если две трети, то это еще куда ни шло. Конечно, если подходить к вопросам эсхатологии, исходя из статистических критериев, то тогда, действительно, идеальным следует признать лишь стопроцентное спасение. «Но мнение это весьма ошибочно, – говорит преподобный Амвросий Оптинский, – потому что нигде в Святом Писании не приписывается особенного духовного права множеству и численности. Господь ясно показал, что признак истинной Соборной Церкви не заключается во множестве и численности, когда говорит в Евангелии: “Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство” (Лк. 12: 32). Есть и пример в Святом Писании не в пользу множества. По смерти Соломона при сыне его разделилось царство Израильское, и Святое Писание десять колен представляет отпадшими, а два колена, пребывшие верными долгу своему, не отпадшими» (Ответ благосклонным к Латинской Церкви). Можно вспомнить и слова святителя Григория Паламы о том, что, даже если бы среди людей нашелся лишь один праведник, ставший таковым по своей воле, это бы оправдало в глазах Бога и создание мира, и отпадение всех прочих разумных существ.

Конечно, людей, сознательно предавшихся диаволу и принципиально отвергающих любовь Божию, к счастью, не так много. Однако существует другая, гораздо большая по численности категория, которую составляем мы, «простые» грешные люди, хотя и желающие оказаться в раю и считающие, что жизнью своей угождали Богу, но окажущиеся после Суда в числе отверженных. Все притчи Нового Завета эсхатологичны, и все они говорят об этом. Не только те, кто отцом выбрал себе сатану, но и те, кто всю жизнь говорил: «Господи, Господи!» – могут пойти в муку вечную. Не только те, кто отказался придти на Пир Царствия, но и те, кто пришел на него в неподобающей одежде, могут оказаться во тьме кромешной, где будет плач и скрежет зубов.

Что же делать, когда мы понимаем, что поражены грехом настолько, что сами подпадаем под этот приговор Евангельской истины? Мы можем лишь молить Господа о прощении нас и наших ближних, оставляя нашу общую участь на волю Божиего милосердия, но не требовать всеобщего помилования, подводя под это логическую базу. Мы все подсудимые, каждый из нас достоин оказаться осужденным, и любое осуждение и наказание заведомо будет милосерднее того, что мы заслужили.

Что же нам делать? Молиться? Да. Уповать? Да. Конечно, мы не можем доподлинно знать ни своей участи, ни участи нашего ближнего. Но мы можем и должны повторять то свидетельство, которое оставил нам Господь в Своем Евангелии, придерживаясь того понимания его, какое мы находим у святых отцов.

Святитель Епифаний Кипрский: «Ориген подвергся обаянию греха и изрек слова смертоносные… Эта ересь ужасна и хуже всех древних ересей, с которыми она мудрствует сходно. [Помимо прочего], он ложно учил, что диавол будет восстановлен в своем начальстве. Осчастливлен же Иоанн Креститель и прочие святые тем, что они буду общниками диавола в Царствии Небесном!» (Панарион. 64. 3, 72).

Блаженный Иероним Стридонский: «Ориген – еретик… Он впал в заблуждение в учении о воскресении тел; заблуждался в учении о состоянии душ и о покаянии диавола… Я был бы сообщником его заблуждения, если бы не сказал, что он заблуждался, и не анафематствовал всего этого постоянно» (Письмо к Вигилянцию).

Святитель Иоанн Златоуст: «Из ада никого ни выпускают, и заключенные там вечно горят в огне и претерпевают такое мучение, которого и описать невозможно. Если никакое слово не может выразить и тех лютых страданий, какие терпят люди, сжигаемые здесь, то тем более неизобразимы страдания мучимых там. Здесь, по крайней мере, все страдание оканчивается в несколько минут, а там палимый грешник вечно горит, но не сгорает» (Беседы на Матфея Евангелиста. 43. 4).

Преподобный Иоанн Лествичник: «Все, а в особенности падшие, должны беречься, чтобы не допустить в сердце свое недуг безбожного Оригена; ибо скверное его учение, внушая о Божием человеколюбии, весьма приятно людям сластолюбивым» (Лествица. 5, 41).

Святой Иоанн Мосх описывает видение по молитвам святого Кириака, когда в адском пламени среди прочих еретиков был виден и Ориген (Луг духовный. 26).

Преподобный Иоанн Дамаскин: «Оригенисты… пустословят, будто Христос с диаволом будут находиться под одной властью» (О ста ересях вкратце. 64).

Преподобный Никита Стифат: «Верую в воскресение мертвых и исповедую бесконечное царство праведников во век веков и то, что наказание грешников и самих демонов будет длиться вечно и никогда не прекратится и что грешники и демоны не вернутся снова в первозданное состояние, как заблуждается в помрачении Ориген» (Исповедание веры. 13).

И это только те отцы (да и то еще не все), которые определенно высказывались об осуждении лжеучения о конечности адских мук. А число святых отцов, просто учивших о вечных муках, столь велико, что и вовсе не поддается учету. Удивительно видеть упорство так называемых «оптимистов», которые при столь многих и ясных соборных постановлениях Церкви, при таком обилии святоотеческих свидетельств и даже прямых слов Писания продолжают упорствовать, утверждая, будто бы лжеучение о конечности адских мук «никогда не отвергалось Церковью» и «ни в чем не противоречит православной вере». С каким сердцем такие люди читают каждый вечер молитвенное правило, произнося: «Господи, избави мя вечных мук» (молитва святителя Иоанна Златоуста) и «Суда Твоего, Господи, боюся и муки бесконечныя» (молитва преподобного Иоанна Дамаскина)?

[1] Евдокимов П.Н. Женщина и спасение мира. Минск, 1999. С. 121.

[2] Более того, «Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» прямо предает анафеме тех, кто учит, что Бог является виновником вечного наказания нераскаявшихся грешников. – Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. Троице-Сергиева лавра, 1995. С. 151.

[3] Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы. М., 1998. С. 442.

[4] Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. М., 1892. T. 3. С. 123.

[5] Ириней Лионский, святой. Против ересей. М., 1996. С. 505.

[6] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. М., 1993. С. 76.

[7] Деликостопулос Афанасий. Вера православная. Афины, 1993. С. 176.

[8] Сергий Булгаков, протоиерей. Невеста Агнца. С. 505.

[9] Епифанович С.Л. По поводу книги М.Ф. Оксиюка «Эсхатология святого Григория Нисского» // Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 207.

[10] Льюис Клайв С. Расторжение брака. М., 1990. С. 24.

[11] Григорий Палама, святитель. Беседы. М., 1993. Ч. 2. С. 156–157.

[12] Александр Мень, протоиерей. Сын Человеческий. Брюссель, 1983. С. 128.

[13] Иоанн Златоуст, святитель. Поучения. Троице-Сергиева лавра, 1993. Т. 2. С. 520.

[14] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. С. 420.

[15] Юстиниан Великий, святой. Грамота к Святому Собору об Оригене и его единомышленниках // Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996. Т. 3. С. 538.

[16] Григорий Двоеслов, святитель. Творения. М., 1999. С. 688.

[17] Αργυρίου Α. Іωσήφ τοΰ Βρυεννίου μετά τινος Ισμαηλίτου Διάλεζιζ // Επετερις. 35. 1967. Σ. 173.

[18] Григорий Синаит, преподобный. Творения. М., 1999. С. 19.

[19] Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. М., 1892. T. 2. С. 49.

[20] Иероним, блаженный. Толкование на Послание к Ефесянам, кн. 2 // Иероним, блаженный. Творения. Ч. 17. Киев, 1903. С. 303.

[21] Цит. по: Святое Евангелие с толкованием святых отцов. М., 2000. С. 61.

[22] Слово в Великую субботу // PG T. 43. Coll. 440D. Впрочем, западный исследователь A. Vaillant считал, что это произведение не принадлежит святителю и написано много позднее его жизни. К сожалению, у нас не было возможность ознакомиться с его работой и составить мнение о том, насколько убедительны предложенные им доводы.

[23] Иоанн Златоуст, святитель. Избранные творения. М., 1993. Кн. 1. С. 399.

[24] Послание 164, II, 5 // PL 33, 710–711.

[26] Святого Григория Двоеслова письмо 179-е, Григорию пресвитеру и Феодору диакону Константинопольскому о том, кого Господь извел с собою из ада, когда сходил в оный // Христианское чтение. СПб., 1841. Ч. 2. С. 93–97.

[27] Bruns H.D. Canones Apostolorum et Conciliorum Veterum Selecti. Berlin, 1839. T. 1. P. 221.

[28] MacCulloch J.A. The Harrowing of Hell. Edinburgh, 1930. P. 259–260.

[29] Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. М., б.г. С. 212.

[30] Григорий Палама, святитель. Гомилии. Монреаль, 1965. С. 161.

[31] Творения иже во святых отца нашего святителя Димитрия Ростовского. СПб. С. 306.

[32] Подобное мнение встречается также в творениях преподобного Максима Исповедника (Вопросоответы к Фалассию, 7), однако он пишет его не как свое собственное, но сопровождает словами «некоторые говорят» и приводит просто как один из известных ему вариантов толкования.

[33] Цит. по: Святое Евангелие с толкованием святых Отцов. С. 613.

[34] Варсонофий Великий и Иоанн, преподобные. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М., 2001. С. 513.

[35] Иоанн Златоуст, святитель. Избранные творения. Кн. 1. С. 398.

[36] См.: Оливье Клеман. Истоки.

[37] PL 15. Col. 1224 (20, 58).

[38] Василий Великий, святитель. Творения. М., 1993. Т. 2. С. 321.

[39] Григорий Двоеслов, святитель. Указ. соч. С. 689.

[40] Варсонофий Великий и Иоанн, преподобные. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. С. 510–513.

[41] Писания святых отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию Православного Богослужения. СПб., 1857. Т. 3. С. 131.

[42] См.: Феофан Затворник, святитель. Созерцание и размышление. М., 2000.

[43] См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о смерти // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание сочинений. Т. 3.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *