какие муки в аду за какие грехи
Какие наказания ждут грешников в аду
Когда вы совершаете какие-либо поступки, то должны задумываться о том, как бы не соскользнуть в один из семи смертных грехов. Этими грехами являются гордыня, гнев, жадность, обжорство, похоть, зависть и леность. Историки церкви говорят, что концепция семи смертных грехов принадлежит Папе Григорию I.
Он ещё в 400 году переработал списки «злых мыслей», взяв их из древних шумерской, греческой, египетской культурах и вывел из них семь самых вопиющих моральных проступков. Это он сделал для того, чтобы помочь христианам вырваться из адской загробной жизни. Христиане считают, что в аду предусмотрены особые наказания для тех, кто совершит один или несколько из семи смертных грехов. В истории не сохранилось, как появились эти «традиционные» наказания, но большинство из них, похоже, не имеют тесной связи с самим грехом. Далее мы проведём краткий обзор грехов, считающихся смертными, и наказания за них.
Гордыня
Неконтролируемая агрессия, ярость, ненависть считается грехом гнева. За него в аду бывает наказание расчленение живьём. Для тех, кто проявил жестокость в жизни, должны будут пройти через реку кипящей крови. Также грешников сбрасывают со скал на торчащие ножи или отрезают от них ножами куски плоти. Грешник всё это чувствует, хотя технически находится в мёртвом состоянии.
Жадность
Когда человек одержим жаждой наживы, стремится к материальной собственности, то он одержим грехом жадности. Но сейчас это очень щекотливая тема, так как современное общество построено на капитализме, который требует некоторой жадности. Наказанием за этот грех является то, что человека варят в кипятке в больших котлах. Даже технически мёртвый субъект чувствует всю боль от этого наказания. А за ростовщичество, что тоже является грехом, грешник будет подвешен вниз головой и его будут поедать черви.
Чревоугодие
Чрезмерное увлечение едой, доходящее до расточительства, является обжорством или чревоугодием, ещё одним смертным грехом. Впервые критиковать чревоугодие стал Святой Фома Аквитанский. Он поднял этот грех на другой уровень, разбив его на разные формы проявления. Если вы, например, любите дорогую еду, то вы – чревоугодник. Если вы с нетерпением ждёте еды, то и в этом случае вы являетесь обжорой. Поэтому вас в аду ждёт наказание – вы будете там заниматься своим любимым делом – обжорством. Но меню будет сильно отличаться от вашего. Вместо любимых блюд, вы будете есть крыс, пауков и жаб.
Похоть
В христианстве похотью считается неконтролируемое желание денег и власти. В XIX веке кардинал Генри Эдвард Мэннинг говорил о похоти, что она делает из человека раба дьявола. Таких грешников жарят на огне и сере.
Зависть
Завистью можно назвать обиженную алчность по отношению к внешности или собственности другого человека. Этот грех толкнул Каина на убийство своего брата, так как захотел милости, оказанной Богом Авелю. В Притчах говорится, что «от зависти кости гниют». Но это не является намёком на наказание завистников. В аду, за жизнь полную зависти, грешников погружают в ледяную воду. А сплетников в преисподней будут подвешивать за зубы, а затем раскладывать на раскалённых скамьях.
Леность. Ересь. Самоубийство
Лень – это привычное нежелание напрягаться. Этот грех отличается от других тем, что ему не требуется изобилие, как при других грехах. Для ленивых людей в аду приготовлена яма, наполненная змеями.
Ересь
Семь смертных грехов описаны для того, чтобы люди помнили о ловушках, расставленных дьяволом. За это надо сказать спасибо Папе Григорию I. Но кроме смертных имеются и другие грехи, за которые люди несут наказание в аду. Одним из них является грех ереси.
К еретикам, конечно же можно отнести и атеистов, и Папу Анастасия II, который хотел преодолеть разрыв с Восточной церковью, отделившейся после раскола. Он готов был принять крещения, совершаемы е Восточной церковью, как законные. Для таких грешников в аду приготовлены пылающие гробницы.
Самоубийство
Лесть
Интересно, что наказание льстецов гораздо сильнее, чем еретиков, которые горят в собственных гробницах. Льстецы в наказание погружаются в море экскрементов, которые являются олицетворением того дерьма, которое они наговорили при жизни. Такое же примерно наказание ждёт льстецов в индуизме. Оно отличается только тем, что у индусов река наполнена кровью и мочой.
Таким образом, образ ада и страх перед ним дошёл до нас с античных времён. Он стал базой религиозной морали. Из Библии следует, что терзать грешников в аду будут вечно, они обречены на муки вечные. В Откровениях Иоанна Богослова сказано: «Кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное».
Что Церковь говорит об аде?
Когда возникли образы ада со сковородками и райских кущ? Являются ли такие представления догматом для христиан? Кратко объясняем в Слайдах.
Ад — что это?
Ад — это единственное место, где человек находится вне благодатного присутствия Божия. В Евангелиях говорится об аде, как о месте, где будет плач и скрежет зубов (Мф 25:46). Еще в аду грешники будут мучиться от адского пламени: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф 10:28). Церковь учит, что адский огонь или адский холод — это образы, а не реальные физические явления.
Существует представление, что ад — это место со сковородками и котлами. Так ли это?
Что мучает людей в аду?
В первую очередь, разрыв с Богом — это само по себе страшное мучение. Ещё — постоянное нахождение рядом с сатаной, бесами, другими грешниками, говоря современным языком, «атмосфера ненависти».
У старца Паисия Афонского есть хороший образ адских мук. Люди сидят за роскошным столом, на котором полно вкусной еды и напитков. Перед каждым человеком лежит очень-очень длинная ложка, поэтому люди не могут есть сами.
В аду никто из окружающих не помогает человеку, и он мучается от голода, а в раю праведники за таким же столом кормят друг друга.
Ад — это полное отсутствие любви, заботы, поддержки, дружбы, вечное одиночество и боль, которые усиливаются от осознания того, что человек сам лишил себя рая и его блаженств.
Сатана мучается в аду или ему там хорошо?
Сатане в аду тоже плохо. Это место постоянно напоминает ему о том, что он проиграл Богу. Здесь он вечно завидует Богу и его ангелам, вспоминая свою неудачную попытку встать на место Бога. Он стремится к бесконечному противлению Богу, т. е. к самоуничтожению и уничтожению всего живого. Это бесконечный процесс, мучительный и бессмысленный, потому что сатана и бесы — это бесплотные духи, неуничтожимые сущности.
Ад не принадлежит бесам и сатане, они не хозяева этого «места», там все равно есть Бог, и они испытывают от этого страшные муки, и это будет продолжаться вечно. Представление о том, что сатана — главный мучитель в аду, возникло в Средние века, чтобы подчеркнуть важную мысль, что дьявол и бесы — страшные противники, и победить их можно только с помощью Христа.
Кто создал ад?
Сатана сам создал себе ад после своего падения. Ад появился после того, как сатана поднял восстание. Он был первым и самым могущественным ангелом, но решил стать Богом. Часть ангелов поддержали своего предводителя.
После окончания бунта и поражения от архангела Михаила — «полководца», который возглавил борьбу с бесами, падшие ангелы вместе с сатаной попали в ад.
Вот как об этом говорит в Ветхом Завете пророк Исаия: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червъ, и черви — покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис 14:9-15).
Кто точно попадет в ад?
Точный список обитателей ада заканчивается на сатане и бесах.
Во всех остальных случаях можно лишь предполагать с большей или меньшей долей вероятности.
Обычно в ад еще помещают Иуду-предателя, известных библейских злодеев, таких как царь Ирод.
Живой человек не может знать на сто процентов о том, где находятся умершие. Даже самый страшный злодей может раскаяться в последний миг своей жизни, о чем до Страшного суда будет знать только Бог.
В аду все мучаются одинаково?
Есть представление о том, что чем больше человек сделал зла при жизни, тем больше он мучается после смерти. Иногда оно основывается на словах Евангелия: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк 12:47-48). В Средние века использовали образ огненного озера, где одни грешники были не видны совсем, другие — стояли в пламени по шею, третьи — по пояс и так далее.
Впрочем, до конца ответить на вопросы, связанные с посмертной участью человека, невозможно.
Можно ли выбраться из ада?
Самостоятельно — нет, но молитвы живых людей и заступничество Церкви может помочь умершему избавиться от мук после Страшного суда. Поучению Церкви, после смерти человека ожидает два суда. Первый — частный, который по преданию происходит до сорокового дня после кончины. Но наши близкие и после смерти сохраняют связь с нами и с Церковью. Поэтому так важны разные формы церковного поминовения усопших, молитвы живых, раздача милостыни с просьбой помолиться о душе покойного. Это та связь, которая позволяет человеку измениться даже после смерти и надеяться на оправдание во время Страшного суда, который произойдет во время Второго пришествия Христа, когда определяется уже окончательная судьба людей.
Наказания Ада, описанные в Коране и хадисах
Вера в существование Рая и Ада – это неотъемлемая составляющая имана.
Каждому мусульманину следует верить в то, что в мире ином у него есть два пути – Джаннат или Джаханнам. В Раю человека будут ожидать наслаждения и блаженство, а в Аду – наказания и мучения.
Наказания Ада в исламе
1. Самое лёгкое наказание
Грешников ожидает множество различных видов наказания, которые станут настоящей пыткой для них. Показательным в этой связи выглядит мучение, которое считается самым лёгким в Джаханнаме. В одном из хадисов говорится: «Легчайшим адским наказанием станет то, когда ноги грешника положат на угли, и от их жара у него начнёт кипеть мозг» (Бухари). Отсюда, следует задуматься о том, а какие наказания ещё будут ожидать жителей Ада, если это мучение считается самым лёгким.
Известно даже имя того, кто займёт легчайшую степень Джаханнама. Им станет дядя Пророка Мухаммада (с.г.в.) и отец одного из ближайших сахабов – Абу Талиб. Дело в том, что Посланник Аллаха (с.г.в.) с ранних лет воспитывался в доме своего дяди. Кроме того, Абу Талиб был рядом с Мухаммадом (с.г.в.) в самое тяжёлое время – первые годы пророчества. Несмотря на то, что дядя Пророка (с.г.в.) оставался многобожником, он не отвернулся от своего племянника и всячески покровительствовал ему. Но тем не менее, он до конца своих дней оставался язычником, хотя племянник и уговаривал его произнести шахаду. Именно по причине отказа уверовать в Единого Господа Абу Талиб окажется в Аду, но за свои заслуги перед Пророком (с.г.в.) он удостоится самой лёгкой его степени.
2. Наказание огнём
Вторым наказанием для обитателей Ада станет жаркий огонь, который поглотит грешников. Мучения таких людей будут весьма тяжкими, так как пламя Джаханнама жарче, чем земной огонь в 70 раз (Бухари). Но при этом они будут гореть в нём и не будут умирать, а лишь станут подвергаться мучениям до тех пор, пока не искупят свои грехи.
Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «В Джаханнаме будут такие, кого пламя поглотит до лодыжек, пояса или шеи» (Муслим).
При этом первыми в Адское пламя будут брошены лицемеры, которые в земной жизни совершали намаз, выплачивали закят, читали Священный Коран, но делали это не ради довольства Аллаха, а ради похвалы со стороны людей, ради показушной набожности. Именно лицемеры окажутся на самой худшей ступени Джаханнама и их ожидают тягчайшие мучения.
Кроме того, в Адском пламени окажутся ещё три категории людей: «высокомерные, мушрики (те, кто поклонялся кому-либо, кроме Аллаха) и создающие изображения» (Бухари).
3. Цепи и оковы
Часть обитателей Геенны будут закованы в цепи и кандалы. В Священном Коране об этом говорится:
«Мы приготовили для неверующих цепи, оковы и пламя» (76:4)
4. Закалывание самого себя
5. Питьё чужого пота
Те люди, которые в земной жизни злоупотребляли спиртными напитками, согласно хадису, приводимому Муслимом, в Аду будут пить пот и выделения других жителей Геенны.
6. Кипяток
Шестым наказанием в Джаханнаме станет душ под кипящей водой. В хадисе говорится, что обитатели Ада будут мучиться от поливаемого на них кипятка, который будет разъедать внутренние органы, а затем через ноги будет выходить наружу, и этот круг будет бесконечно повторяться (Тирмизи).
7. Плач кровью
Также грешники в Геенне будут рыдать от своего униженного положения, о чём сказано в хадисе: «Жители Джаханнама станут рыдать так, что по их слезам смогут плавать корабли, и плакать они будут своей кровью» (Хаким, Альбани).
8. Пища грешников
В Геенне люди будут питаться особой пищей, которая будет вызывать у них исключительно отвращение. Одним из таких блюд станет дерево Заккум. Об этом растении в Священном Коране сказано:
«Заккум станет пищей грешника. Подобно осадку масла (или расплавленной меди), оно будет кипеть в животах…» (44:43-45)
Также грешников будут кормить адскими колючками, которые не придадут чувства сытости, а лишь доставят мучения.
Напитком же для них станет гнойная жидкость, о чём сказано в суре «Ибрахим»:
«Поить его будут гнойной водой. Он будет пить её глотками, но едва сможет проглотить…» (14:16-17)
Ещё одним напитком станет кипяток, который будет настолько горячим, что у грешников будут разрываться внутренние органы.
9. Сдирание кожи
Тяжким мучением для грешников станет бесконечное сдирание кожи с их тела. Дело в том, что когда вся кожа будет содрана, на её месте появится новая, и так будет продолжаться бесконечно. В Священном Коране Аллах говорит:
«Это Адское пламя, сдирающее кожу с головы…» (70:15-16)
10. Адские змеи
Помимо грешников в Геенне также будут обитать и животные, которые будут доставлять дополнительные мучения душам людей. Пророк Мухаммад (с.г.в.) рассказывал сахабам: «Воистину, в Аду живут большие змеи, боль от укуса которых человек будет чувствовать на протяжении 70 лет» (Ахмад, Табарани).
Какие грехи ведут человека в Ад
1) Неверие (куфр). Самым тяжким грехом в исламе считается неверие – отсутствие веры в Аллаха. О его тяжести говорит хотя бы тот факт, что это единственный грех, который Всевышний не прощает Своим созданиям. Кроме того, люди, оказавшиеся в Геенне по причине неверия, будут оставаться в Аду вечно, в то время как другие смогут искупить свою вину. Подтверждением этому служит аят:
«Грешники вечно будут мучаться в Геенне» (43:74)
2) Лицемерие (нифак). В данном случае речь идёт о тех людях, которые выполняют религиозную практику и, казалось бы, должны оказаться в Раю. Но мунафики (лицемеры) совершают намаз и дают милостыню не ради довольства Аллаха, а ради положительного общественного мнения. То есть такие люди стремятся к похвале со стороны окружающих. В Священном Писании о пребывании мунафиков в Геенне говорится:
«Лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня» (4:145)
Аналогично дело обстоит и с убийцами. Совершение намеренного убийства также ведёт человека в Геенну.
5) Ростовщичество (риба). Многие люди в наши дни вынуждены прибегать к кредитам, так как они не имеют достаточно средств для покупки тех или иных вещей. Однако мало кто задумывается о пагубности этого греха, который приводит, прежде всего, к инфляции. В одном из хадисов сказано: «Тот, кто живёт на средства, добытые ростовщичеством, а также тот, кто берёт деньги у ростовщиков. будут прокляты в Судный день» (Насаи, Ибн Хиббан).
6) Ложь и сплетни. К попаданию в Ад человека ведут такие, казалось бы, лёгкие пороки, как ложь и сплетни. К сожалению, многие люди прибегают к ним в собственных корыстных целях. В основном ложь применяется для возвышения себя и принижения других, что часто порождает иные греховные деяния.
Однажды один сподвижник Пророка (с.г.в.) по имени Муаз (р.а.) обратился к нему с вопросом: «Разве мы будет отвечать за то, что мы говорим в земной жизни?» На что Божий Посланник (с.г.в.) ответил: «Разве люди окажутся в Геенне, кроме как за их языки?» (Тирмизи, Ибн Маджа).
Но есть и исключение из этого правила – ложь во благо, так как она осуществляется с благим намерением, а значит не считается греховной.
7) Колдовство. Причиной попадания человека в Ад может стать и колдовство, к которому нередко прибегают люди для наведения порчи или приворота. Мусульманам следует остерегаться этого греха, так как Божий Пророк (с.г.в.) сказал: «Кодуны впадают в многобожие» (Насаи).
8) Употребление запретного. В данном случае подразумевается употребление в пищу продуктов, которые запрещены Шариатом. Приём внутрь запретной еды не только наносит вред здоровью организма, но и способно ввести человека в Геенну. В Священном Писании говорится:
«Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас. » (2:172)
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Анна, верим в АЛЛАХА и точка
Анна, верим в Аллаха и его пророка Мухаммад а!
Анна, для тебя настоящий ужас ещё впереди))
Анна, для вас даны явные знамения, неужели вы не уверуете, если вы неверите то чего вы боитесь, если верите то вам бы уже начать спасать свою душу от этого ужаса.
Анна, сама ты такая Аузубиллях Как будто вы знаете кто писал все это Зачем вы пишете всякую ерунду Мы мусульмане верим на все это И не ваше это дело
Таха, нас всех ждёт ужас а вера только красивая сказка.
Анна, Если вам трудно это читать, то прочитайте про рай. Ведь жить и поклоняться нужно так, что бы попасть туда.
Анна, Да простит тебя Аллах, и да придет к тебе иман до того, как твоя душа покинет твое тело. Ассаламуалейкум.
Анна, побойся ВСЕВЫШНЕГО!
Муки адовы
Му́ки а́довы — 1) мучения душ грешников как следствие Божьего воздаяния с одной стороны и их внутреннего состояния с другой стороны, длящиеся с момента завершения Частного Суда до времени всеобщего воскресения и последующего за ним Страшного Суда; 2) вечные мучения нераскаянных грешников и бесов после завершения Страшного Суда как результат определения этого Суда, вынесенного в соответствии с духовно-нравственным расположением каждого осужденного (см. подробнее: Зачем Богу мучить грешников вечным геенским огнем?).
Состояние грешников после смерти до Страшного Суда
Согласно церковному учению, в ад входят души тех грешников, которые, по определению Частного Суда, лишаются (как минимум временного) упокоения в Царстве Славы, тех, например, «кто умирает, прогневав Бога и отчаявшись» (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 68), также, к слову, тех христиан, кто при жизни совершал смертные грехи, покаялся до смерти, но не принес никаких плодов покаяния (Послание восточных патриархов, член 18). В аду они воспринимают воздаяние за грехи.
В чем же состоят мучения душ грешников в этот период?
Ряд православных богословов связывают формы мучения грешников в аду с определенной библейской символикой: с символикой горения в огне – муки совести, с символикой червя – проявления не уврачеванных греховных страстей, с символикой тьмы – чувство богооставленности.
А, например, свт. Марк Ефесский упоминая испытываемые грешниками страх, угрызение совести, неизвестность будущего, лишение созерцания Бога, в своих «Ответах на вопросы латинян» выражает мнение, что грешники «еще не терпят мучения в гееннском огне, но как бы пред очами его имеют; по причине же видения и ожидания впасть в него, несомненно, горько страдают». Относительно вопроса о том подвергаются ли пленники ада всем мучениям одновременно, он говорит, что «поскольку эти мучения различны и равняются соответственно человеческим грехам, то для некоторых соответствуют все таковыя мучения, для иных же – некоторые из них; и для одних более тяжкия, а для других – более легкия».
Основываясь на святоотеческом учении и видениях загробной участи из церковного предания, можно отметить следующее.
«Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» ( Рим.2:9 ), – говорит апостол Павел. Прп. Паисий Святогорец раскрывает этот духовный закон так: «Мы уже в этой жизни или будем в некоторой степени вкушать райскую сладость и отсюда отправимся в рай, или же будем отчасти переносить адские мучения и — избави нас от этого, Боже — попадем в ад. Добро — это есть рай, а зло — это адское мучение. Творя добро, человек радуется, греша — мучается. Чем больше добрых дел совершает человек, тем большую радость он чувствует, чем больше творит зла, тем сильнее томится душой». Осознание того, что жизнь была прожита и загублена пороками, непрестанные укоры совести за все совершенные грехи, тягостнейшее осознание невозможности что-либо немедленно изменить, – все это будет непрестанно терзать несчастных. Кроме того, невозможность удовлетворить своим греховным пожеланиям и страстям, приобретенным при жизни, и которые никуда не исчезнут, будут жечь этих бедных существ подобно пламени.
Души грешников пребывают «в состоянии мрака, скорби и страдания» (Простр. христ. катехизис). В аду присутствуют мрак, теснота, долетающие отовсюду звуки воплей, души лишены возможности видеть друг друга, однако видят духов злобы в их адском безобразии.
Состояние грешников после всеобщего воскресения и Страшного Суда
В отличие от описания состояния души, разлученной с телом, Священное Писание гораздо подробнее сообщает об участи грешников после Последнего Суда. Основное отличие от посмертной участи будет состоять в том, что люди получат совершенное воздаяние, где каждый получит соответственно тому, «что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ). Приговор Судии на этот раз будет окончательным и неизменным, потому что придет «время жатвы» (см.: Мф.13:30 ). Многие грешники, и, конечно, умершие в покаянии (однако не принесшие достойных плодов покаяния) и вере, будут оправданы и освобождены еще до всеобщего воскресения и суда (см.: Послание восточных патриархов, член 18). Многие «будут наказаны нескончаемыми мучениями, одни более, другие менее» (Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 63) «в озере, горящем огнем и серой» ( Откр.21:8 ).
Слово Божие изображает различные формы мучения грешников после Страшного Суда:
1) Удаление грешников от Бога и их проклятие. «Идите от меня проклятии» ( Мф. 25:41 ), «не знаю вас.. отойдите от Меня все делатели неправды» ( Лк.13:27 ), – эти слова будут сказаны Праведным Судией нераскаявшимся грешникам. И это удаление от Бога и проклятие будет для несчастных само по себе величайшим наказанием. Как говорит свт. Иоанн Златоуст, «нестерпима геенна и мучение в ней, впрочем, если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастием лишиться оной блаженной славы, возненавиденным быть от Христа и слышать от него: не видя вас, и обвинение, что мы, видя его алчущего, не напитали! Ибо лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лицо Господа, от нас отвращающееся, и ясное око его, не могущее взирать на нас».
2) Грешники будут лишены благ Царствия Небесного, которых удостоятся праведники. Господь Иисус Христос засвидетельствовал, что, тогда «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» ( Мф.8:11-12 ). «Многие безрассудные желают только избавиться геенны, но я считаю гораздо мучительнейшим; наказанием не быть в оной славе; и тому, кто лишился ее, думаю, плакать должно не столько о геенских мучениях, сколько о лишении небесных благ; ибо это одно есть жесточайшее из всех наказание», – предостерегает свт. Иоанн Златоуст.
3) Грешники будут отправлены в место скорби и безнадежности, туда, где они будут обитать вместе со злыми демонами. Это место называется «бездной», которого боятся даже демоны ( Лк.8:31 ), «адом» ( Лк.16:23 ), или «страной мрака» ( Иов.10:22 ), «геенной огненной» ( Мф.5:22 ), «пещию огненною» ( Мф.13:50 ) «озером огненным» ( Откр. 19:20 ). И в таком месте грешники, целую вечность, не будут видеть вокруг себя никого, кроме духов злобы, погубивших их ( Мф.25:41 ). «Кто на земле грешил, – говорит прп. Ефрем Сирин, – и оскорблял Бога, и скрывал дела свои, тот будет ввержен во тьму кромешную, где нет ни луча света; кто таил в сердце своем лукавство, и в уме своем зависть, того скроет страшная глубина, полная огня и жупела; кто предавался гневу и не допускал в сердце свое любви, далее до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокое мучение ангелам».
4) Внутренние мучения грешников. То, что касается мучений души без тела, отчасти справедливо и по отношению к участи людей с воскресшими телами.
Что является источником страданий грешников в аду?
Как было сказано выше, мучения грешников можно разделить на внутренние и внешние, душевные и физические. На основании Священного Писания и учения святых отцов можно выделить два источника мучений обитателей ада – действие правосудия Божия и их внутреннее субъективное состояние. При этом, строго говоря, оба источника являются различными формами одного и того же Божественного воздаяния. Как поясняет свт. Иннокентий Херсонский, Бог совершает Свои суды путем естественных (заложенных в самой природе вещей) и положительных наград и наказаний. То и другое устроено Богом, Который сделал так, «что добродетель сопровождается благом, а зло – злом… Мы противополагаем их (положительные наказания и награды — прим. ред.) естественным, между тем как они не противоположны им, ибо они должны быть в распорядке мира, хотя нам они неприметны, потому что глубоко в нем сокрыты. Например, будущее небо ново и земля нова – блага положительные, произойдут из сей натуры, следовательно, основание их положено в сотворении мира; равным образом и для наказаний основание лежит в природе; тот вечный огнь и теперь должен быть в природе, хотя мы его и не видим. Таким образом положительного – произвольного нет ничего, а все естественно. Положительное существует только для нас, не могущих обнять всего устройства мирового здания».
Будут ли сковородки в аду?
Несмотря на наличие в Священном Писании и Предании, и в частности в иконографии, символических изображений мучений нечестивцев в аду под образом телесных истязаний, мнение о том, что в аду человек будет жариться бесами на сковородках и вертелах, истязаться цепями и змеями, диавольскими колотушками, пилами, огненными колесами, обязано не столько ортодоксальным источникам, сколько воображению и народному фольклору (см.: Рай и ад: два места или два состояния?).
Состояние грешников в аду, как до Страшного Суда, так и после, конечно же, нельзя характеризовать иначе чем как мучительное. Только муки эти, представленные в Священном Предании в символах, не следует сводить к грубо физическому истязанию грешников демонами, которым, будто бы, определена вечная роль находиться в аду на привилегированном положении мучителей-палачей.
Что касается диавола и его ангелов, все они будут брошены в озеро огненное, где и будут мучиться и гореть ( Откр.20:10–15 ). Какова будет степень их вечных мучений, знает Господь. Вероятно, что эти мучения будут превосходить те мучения, которые станут следствием праведного воздаяния грешникам (людям), каковые, понятно, грешили не без подстрекательства лукавых демонических сил.
Разве не жестоко считать, что любящий Бог подвергнет мучениям Свое непокорное творение?
Почему-то некоторым людям свойственно думать, что Бог обязан соответствовать их представлениям о Нем и поступать так, как они считают правильным. Однако Бог является Всемогущим Абсолютом, Который в принципе не обязан считаться с человеческим мнением о Нем. Претензии вроде того, что «Бог благой, а значит должен соответствовать лично моему понятию о добре и справедливости, а иначе я отказываюсь в Него верить или играть по Его правилам», выглядят довольно нелепо. «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал?» ( Рим. 9:20 ).
Это недоумение было бы справедливо, если бы сами люди выдумали ад. Поскольку Сам Бог открыл в Своем Слове реальность Его существования, то Он Сам не считает его противоречащим Своей благости. Напомним, что учил о существовании ада Тот, Кто пришел в этот мир, чтобы пострадать и умереть за последнего грешника. Для разъяснения этого недоумения необходимо иметь в виду следующее.
Бог есть не только Любовь, но и Абсолютная Правда, воздающая по заслугам за добро и зло ( Пс.24:8 ). Отрицание Божественного Правосудия влечет за собой неверие в благость Божию, поскольку превращается в попустительство и уравнивание добра и зла. В самом деле, если нет Суда и воздаяния, то и нет разницы между Гитлером и Янушом Корчаком. В таком случае наш нравственный выбор бы обесценился и справедливость, об отсутствии которой в нашем мире говорят даже неверующие, никогда бы не восторжествовала.
Атеистические аналогии с безжалостным садистом здесь неуместны, поскольку Бог не желает никому из своих созданий участи в геенне. Гнев и проклятие грешников со стороны Бога, о которых мы читаем в Библии, не следует воспринимать буквально и отождествлять с человеческими эмоциями. «Гнев Божий не есть волнение Духа Божия, но Суд, которым налагается наказание за грех», – объясняет блж. Августин (О Граде Божием, книга XV, гл. 25). Поэтому, определяя грешников в ад, Господь делает это не по злобе и мстительности в человеческом понимании, а совершая праведный суд над теми, кто не пожелал отделить себя от греха покаянием. По словам свт. Иоанна Златоуста, «для чего же Бог предупреждает об ужасах, которые намерен совершить? Для того, чтобы не пришлось Ему совершать то, о чем предупреждает.. И угрожает Бог геенной не для того, чтобы ввергнуть в геенну, но чтобы освободить от геенны, а если бы он хотел наказать, то не угрожал бы, побуждая тем быть осторожнее, чтобы нам избежать того, чем угрожается» (Слово 25, о будущем суде). (см.: Для чего Бог создал людей, имеющих мучиться в аду?).
прп. Иустин (Попович):
«Добровольно сочетавшиеся с грехами и пропитанные ими во время жизни на земле грешные души, не могут от них механически освободиться путем выхода из тела или вступления в загробный мир, а тем более в силу праведного приговора частного Божия суда, на котором ни одна грешная душа насильно не освобождается от любезных её грехов, которые во время жизни во плоти она претворила как бы в некий состав своего существа. Поэтому состояние грешных душ за гробом — сродни их бывшему состоянию на земле, с тем только различием, что они, лишенные тела, содержат в себе всю ужасную реальность своих грехов, переживают ее как нечто свое собственное, не могут никуда из нее выйти и не имеют вне себя никакого предмета, на который бы могли ее перенести. После частного суда грешные души немедленно отходят в место скорби и мучения, причем сила восприятия и осознания этой скорби и этого мучения соразмерна степени их греховности. Кроме того, это мучение неполно, так как полное наступит лишь после Страшного Суда. Эта печальная истина открыта Богом, а не выдумана человеком. О действительности существования мест мучения и самих мучений говорит Сама Истина — Господь Иисус Христос».