какие муки в аду за какие грехи

Какие наказания ждут грешников в аду

какие муки в аду за какие грехи. Смотреть фото какие муки в аду за какие грехи. Смотреть картинку какие муки в аду за какие грехи. Картинка про какие муки в аду за какие грехи. Фото какие муки в аду за какие грехи

Когда вы совершаете какие-либо поступки, то должны задумываться о том, как бы не соскользнуть в один из семи смертных грехов. Этими грехами являются гордыня, гнев, жадность, обжорство, похоть, зависть и леность. Историки церкви говорят, что концепция семи смертных грехов принадлежит Папе Григорию I.

Он ещё в 400 году переработал списки «злых мыслей», взяв их из древних шумерской, греческой, египетской культурах и вывел из них семь самых вопиющих моральных проступков. Это он сделал для того, чтобы помочь христианам вырваться из адской загробной жизни. Христиане считают, что в аду предусмотрены особые наказания для тех, кто совершит один или несколько из семи смертных грехов. В истории не сохранилось, как появились эти «традиционные» наказания, но большинство из них, похоже, не имеют тесной связи с самим грехом. Далее мы проведём краткий обзор грехов, считающихся смертными, и наказания за них.

Гордыня

Неконтролируемая агрессия, ярость, ненависть считается грехом гнева. За него в аду бывает наказание расчленение живьём. Для тех, кто проявил жестокость в жизни, должны будут пройти через реку кипящей крови. Также грешников сбрасывают со скал на торчащие ножи или отрезают от них ножами куски плоти. Грешник всё это чувствует, хотя технически находится в мёртвом состоянии.

Жадность

Когда человек одержим жаждой наживы, стремится к материальной собственности, то он одержим грехом жадности. Но сейчас это очень щекотливая тема, так как современное общество построено на капитализме, который требует некоторой жадности. Наказанием за этот грех является то, что человека варят в кипятке в больших котлах. Даже технически мёртвый субъект чувствует всю боль от этого наказания. А за ростовщичество, что тоже является грехом, грешник будет подвешен вниз головой и его будут поедать черви.

Чревоугодие

Чрезмерное увлечение едой, доходящее до расточительства, является обжорством или чревоугодием, ещё одним смертным грехом. Впервые критиковать чревоугодие стал Святой Фома Аквитанский. Он поднял этот грех на другой уровень, разбив его на разные формы проявления. Если вы, например, любите дорогую еду, то вы – чревоугодник. Если вы с нетерпением ждёте еды, то и в этом случае вы являетесь обжорой. Поэтому вас в аду ждёт наказание – вы будете там заниматься своим любимым делом – обжорством. Но меню будет сильно отличаться от вашего. Вместо любимых блюд, вы будете есть крыс, пауков и жаб.

Похоть

В христианстве похотью считается неконтролируемое желание денег и власти. В XIX веке кардинал Генри Эдвард Мэннинг говорил о похоти, что она делает из человека раба дьявола. Таких грешников жарят на огне и сере.

Зависть

Завистью можно назвать обиженную алчность по отношению к внешности или собственности другого человека. Этот грех толкнул Каина на убийство своего брата, так как захотел милости, оказанной Богом Авелю. В Притчах говорится, что «от зависти кости гниют». Но это не является намёком на наказание завистников. В аду, за жизнь полную зависти, грешников погружают в ледяную воду. А сплетников в преисподней будут подвешивать за зубы, а затем раскладывать на раскалённых скамьях.

какие муки в аду за какие грехи. Смотреть фото какие муки в аду за какие грехи. Смотреть картинку какие муки в аду за какие грехи. Картинка про какие муки в аду за какие грехи. Фото какие муки в аду за какие грехи

Леность. Ересь. Самоубийство

Лень – это привычное нежелание напрягаться. Этот грех отличается от других тем, что ему не требуется изобилие, как при других грехах. Для ленивых людей в аду приготовлена яма, наполненная змеями.

Ересь

Семь смертных грехов описаны для того, чтобы люди помнили о ловушках, расставленных дьяволом. За это надо сказать спасибо Папе Григорию I. Но кроме смертных имеются и другие грехи, за которые люди несут наказание в аду. Одним из них является грех ереси.

К еретикам, конечно же можно отнести и атеистов, и Папу Анастасия II, который хотел преодолеть разрыв с Восточной церковью, отделившейся после раскола. Он готов был принять крещения, совершаемы е Восточной церковью, как законные. Для таких грешников в аду приготовлены пылающие гробницы.

Самоубийство

Лесть

Интересно, что наказание льстецов гораздо сильнее, чем еретиков, которые горят в собственных гробницах. Льстецы в наказание погружаются в море экскрементов, которые являются олицетворением того дерьма, которое они наговорили при жизни. Такое же примерно наказание ждёт льстецов в индуизме. Оно отличается только тем, что у индусов река наполнена кровью и мочой.

Таким образом, образ ада и страх перед ним дошёл до нас с античных времён. Он стал базой религиозной морали. Из Библии следует, что терзать грешников в аду будут вечно, они обречены на муки вечные. В Откровениях Иоанна Богослова сказано: «Кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное».

Источник

Что Церковь говорит об аде?

Когда возникли образы ада со сковородками и райских кущ? Являются ли такие представления догматом для христиан? Кратко объясняем в Слайдах.

Ад — что это?

Ад — это единственное место, где человек находится вне благодатного присутствия Божия. В Евангелиях говорится об аде, как о месте, где будет плач и скрежет зубов (Мф 25:46). Еще в аду грешники будут мучиться от адского пламени: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф 10:28). Церковь учит, что адский огонь или адский холод — это образы, а не реальные физические явления.

Существует представление, что ад — это место со сковородками и котлами. Так ли это?

Что мучает людей в аду?

В первую очередь, разрыв с Богом — это само по себе страшное мучение. Ещё — постоянное нахождение рядом с сатаной, бесами, другими грешниками, говоря современным языком, «атмосфера ненависти».
У старца Паисия Афонского есть хороший образ адских мук. Люди сидят за роскошным столом, на котором полно вкусной еды и напитков. Перед каждым человеком лежит очень-очень длинная ложка, поэтому люди не могут есть сами.
В аду никто из окружающих не помогает человеку, и он мучается от голода, а в раю праведники за таким же столом кормят друг друга.
Ад — это полное отсутствие любви, заботы, поддержки, дружбы, вечное одиночество и боль, которые усиливаются от осознания того, что человек сам лишил себя рая и его блаженств.

Сатана мучается в аду или ему там хорошо?

Сатане в аду тоже плохо. Это место постоянно напоминает ему о том, что он проиграл Богу. Здесь он вечно завидует Богу и его ангелам, вспоминая свою неудачную попытку встать на место Бога. Он стремится к бесконечному противлению Богу, т. е. к самоуничтожению и уничтожению всего живого. Это бесконечный процесс, мучительный и бессмысленный, потому что сатана и бесы — это бесплотные духи, неуничтожимые сущности.
Ад не принадлежит бесам и сатане, они не хозяева этого «места», там все равно есть Бог, и они испытывают от этого страшные муки, и это будет продолжаться вечно. Представление о том, что сатана — главный мучитель в аду, возникло в Средние века, чтобы подчеркнуть важную мысль, что дьявол и бесы — страшные противники, и победить их можно только с помощью Христа.

Кто создал ад?

Сатана сам создал себе ад после своего падения. Ад появился после того, как сатана поднял восстание. Он был первым и самым могущественным ангелом, но решил стать Богом. Часть ангелов поддержали своего предводителя.
После окончания бунта и поражения от архангела Михаила — «полководца», который возглавил борьбу с бесами, падшие ангелы вместе с сатаной попали в ад.
Вот как об этом говорит в Ветхом Завете пророк Исаия: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червъ, и черви — покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис 14:9-15).

Кто точно попадет в ад?

Точный список обитателей ада заканчивается на сатане и бесах.
Во всех остальных случаях можно лишь предполагать с большей или меньшей долей вероятности.
Обычно в ад еще помещают Иуду-предателя, известных библейских злодеев, таких как царь Ирод.
Живой человек не может знать на сто процентов о том, где находятся умершие. Даже самый страшный злодей может раскаяться в последний миг своей жизни, о чем до Страшного суда будет знать только Бог.

В аду все мучаются одинаково?

Есть представление о том, что чем больше человек сделал зла при жизни, тем больше он мучается после смерти. Иногда оно основывается на словах Евангелия: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк 12:47-48). В Средние века использовали образ огненного озера, где одни грешники были не видны совсем, другие — стояли в пламени по шею, третьи — по пояс и так далее.
Впрочем, до конца ответить на вопросы, связанные с посмертной участью человека, невозможно.

Можно ли выбраться из ада?

Самостоятельно — нет, но молитвы живых людей и заступничество Церкви может помочь умершему избавиться от мук после Страшного суда. Поучению Церкви, после смерти человека ожидает два суда. Первый — частный, который по преданию происходит до сорокового дня после кончины. Но наши близкие и после смерти сохраняют связь с нами и с Церковью. Поэтому так важны разные формы церковного поминовения усопших, молитвы живых, раздача милостыни с просьбой помолиться о душе покойного. Это та связь, которая позволяет человеку измениться даже после смерти и надеяться на оправдание во время Страшного суда, который произойдет во время Второго пришествия Христа, когда определяется уже окончательная судьба людей.

Источник

Наказания Ада, описанные в Коране и хадисах

Вера в существование Рая и Ада – это неотъемлемая составляющая имана.

Каждому мусульманину следует верить в то, что в мире ином у него есть два пути – Джаннат или Джаханнам. В Раю человека будут ожидать наслаждения и блаженство, а в Аду – наказания и мучения.

Наказания Ада в исламе

1. Самое лёгкое наказание

Грешников ожидает множество различных видов наказания, которые станут настоящей пыткой для них. Показательным в этой связи выглядит мучение, которое считается самым лёгким в Джаханнаме. В одном из хадисов говорится: «Легчайшим адским наказанием станет то, когда ноги грешника положат на угли, и от их жара у него начнёт кипеть мозг» (Бухари). Отсюда, следует задуматься о том, а какие наказания ещё будут ожидать жителей Ада, если это мучение считается самым лёгким.

Известно даже имя того, кто займёт легчайшую степень Джаханнама. Им станет дядя Пророка Мухаммада (с.г.в.) и отец одного из ближайших сахабов – Абу Талиб. Дело в том, что Посланник Аллаха (с.г.в.) с ранних лет воспитывался в доме своего дяди. Кроме того, Абу Талиб был рядом с Мухаммадом (с.г.в.) в самое тяжёлое время – первые годы пророчества. Несмотря на то, что дядя Пророка (с.г.в.) оставался многобожником, он не отвернулся от своего племянника и всячески покровительствовал ему. Но тем не менее, он до конца своих дней оставался язычником, хотя племянник и уговаривал его произнести шахаду. Именно по причине отказа уверовать в Единого Господа Абу Талиб окажется в Аду, но за свои заслуги перед Пророком (с.г.в.) он удостоится самой лёгкой его степени.

2. Наказание огнём

Вторым наказанием для обитателей Ада станет жаркий огонь, который поглотит грешников. Мучения таких людей будут весьма тяжкими, так как пламя Джаханнама жарче, чем земной огонь в 70 раз (Бухари). Но при этом они будут гореть в нём и не будут умирать, а лишь станут подвергаться мучениям до тех пор, пока не искупят свои грехи.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «В Джаханнаме будут такие, кого пламя поглотит до лодыжек, пояса или шеи» (Муслим).

При этом первыми в Адское пламя будут брошены лицемеры, которые в земной жизни совершали намаз, выплачивали закят, читали Священный Коран, но делали это не ради довольства Аллаха, а ради похвалы со стороны людей, ради показушной набожности. Именно лицемеры окажутся на самой худшей ступени Джаханнама и их ожидают тягчайшие мучения.

Кроме того, в Адском пламени окажутся ещё три категории людей: «высокомерные, мушрики (те, кто поклонялся кому-либо, кроме Аллаха) и создающие изображения» (Бухари).

3. Цепи и оковы

Часть обитателей Геенны будут закованы в цепи и кандалы. В Священном Коране об этом говорится:

«Мы приготовили для неверующих цепи, оковы и пламя» (76:4)

4. Закалывание самого себя

5. Питьё чужого пота

Те люди, которые в земной жизни злоупотребляли спиртными напитками, согласно хадису, приводимому Муслимом, в Аду будут пить пот и выделения других жителей Геенны.

6. Кипяток

Шестым наказанием в Джаханнаме станет душ под кипящей водой. В хадисе говорится, что обитатели Ада будут мучиться от поливаемого на них кипятка, который будет разъедать внутренние органы, а затем через ноги будет выходить наружу, и этот круг будет бесконечно повторяться (Тирмизи).

7. Плач кровью

Также грешники в Геенне будут рыдать от своего униженного положения, о чём сказано в хадисе: «Жители Джаханнама станут рыдать так, что по их слезам смогут плавать корабли, и плакать они будут своей кровью» (Хаким, Альбани).

8. Пища грешников

В Геенне люди будут питаться особой пищей, которая будет вызывать у них исключительно отвращение. Одним из таких блюд станет дерево Заккум. Об этом растении в Священном Коране сказано:

«Заккум станет пищей грешника. Подобно осадку масла (или расплавленной меди), оно будет кипеть в животах…» (44:43-45)

Также грешников будут кормить адскими колючками, которые не придадут чувства сытости, а лишь доставят мучения.

Напитком же для них станет гнойная жидкость, о чём сказано в суре «Ибрахим»:

«Поить его будут гнойной водой. Он будет пить её глотками, но едва сможет проглотить…» (14:16-17)

Ещё одним напитком станет кипяток, который будет настолько горячим, что у грешников будут разрываться внутренние органы.

9. Сдирание кожи

Тяжким мучением для грешников станет бесконечное сдирание кожи с их тела. Дело в том, что когда вся кожа будет содрана, на её месте появится новая, и так будет продолжаться бесконечно. В Священном Коране Аллах говорит:

«Это Адское пламя, сдирающее кожу с головы…» (70:15-16)

10. Адские змеи

Помимо грешников в Геенне также будут обитать и животные, которые будут доставлять дополнительные мучения душам людей. Пророк Мухаммад (с.г.в.) рассказывал сахабам: «Воистину, в Аду живут большие змеи, боль от укуса которых человек будет чувствовать на протяжении 70 лет» (Ахмад, Табарани).

Какие грехи ведут человека в Ад

1) Неверие (куфр). Самым тяжким грехом в исламе считается неверие – отсутствие веры в Аллаха. О его тяжести говорит хотя бы тот факт, что это единственный грех, который Всевышний не прощает Своим созданиям. Кроме того, люди, оказавшиеся в Геенне по причине неверия, будут оставаться в Аду вечно, в то время как другие смогут искупить свою вину. Подтверждением этому служит аят:

«Грешники вечно будут мучаться в Геенне» (43:74)

2) Лицемерие (нифак). В данном случае речь идёт о тех людях, которые выполняют религиозную практику и, казалось бы, должны оказаться в Раю. Но мунафики (лицемеры) совершают намаз и дают милостыню не ради довольства Аллаха, а ради положительного общественного мнения. То есть такие люди стремятся к похвале со стороны окружающих. В Священном Писании о пребывании мунафиков в Геенне говорится:

«Лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня» (4:145)

Аналогично дело обстоит и с убийцами. Совершение намеренного убийства также ведёт человека в Геенну.

5) Ростовщичество (риба). Многие люди в наши дни вынуждены прибегать к кредитам, так как они не имеют достаточно средств для покупки тех или иных вещей. Однако мало кто задумывается о пагубности этого греха, который приводит, прежде всего, к инфляции. В одном из хадисов сказано: «Тот, кто живёт на средства, добытые ростовщичеством, а также тот, кто берёт деньги у ростовщиков. будут прокляты в Судный день» (Насаи, Ибн Хиббан).

6) Ложь и сплетни. К попаданию в Ад человека ведут такие, казалось бы, лёгкие пороки, как ложь и сплетни. К сожалению, многие люди прибегают к ним в собственных корыстных целях. В основном ложь применяется для возвышения себя и принижения других, что часто порождает иные греховные деяния.

Однажды один сподвижник Пророка (с.г.в.) по имени Муаз (р.а.) обратился к нему с вопросом: «Разве мы будет отвечать за то, что мы говорим в земной жизни?» На что Божий Посланник (с.г.в.) ответил: «Разве люди окажутся в Геенне, кроме как за их языки?» (Тирмизи, Ибн Маджа).

Но есть и исключение из этого правила – ложь во благо, так как она осуществляется с благим намерением, а значит не считается греховной.

7) Колдовство. Причиной попадания человека в Ад может стать и колдовство, к которому нередко прибегают люди для наведения порчи или приворота. Мусульманам следует остерегаться этого греха, так как Божий Пророк (с.г.в.) сказал: «Кодуны впадают в многобожие» (Насаи).

8) Употребление запретного. В данном случае подразумевается употребление в пищу продуктов, которые запрещены Шариатом. Приём внутрь запретной еды не только наносит вред здоровью организма, но и способно ввести человека в Геенну. В Священном Писании говорится:

«Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас. » (2:172)

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Анна, верим в АЛЛАХА и точка

Анна, верим в Аллаха и его пророка Мухаммад а!

Анна, для тебя настоящий ужас ещё впереди))

Анна, для вас даны явные знамения, неужели вы не уверуете, если вы неверите то чего вы боитесь, если верите то вам бы уже начать спасать свою душу от этого ужаса.

Анна, сама ты такая Аузубиллях Как будто вы знаете кто писал все это Зачем вы пишете всякую ерунду Мы мусульмане верим на все это И не ваше это дело

Таха, нас всех ждёт ужас а вера только красивая сказка.

Анна, Если вам трудно это читать, то прочитайте про рай. Ведь жить и поклоняться нужно так, что бы попасть туда.

Анна, Да простит тебя Аллах, и да придет к тебе иман до того, как твоя душа покинет твое тело. Ассаламуалейкум.

Анна, побойся ВСЕВЫШНЕГО!

Источник

Муки адовы

Му́ки а́довы — 1) муче­ния душ греш­ни­ков как след­ствие Божьего воз­да­я­ния с одной сто­роны и их внут­рен­него состо­я­ния с другой сто­роны, для­щи­еся с момента завер­ше­ния Част­ного Суда до вре­мени все­об­щего вос­кре­се­ния и после­ду­ю­щего за ним Страш­ного Суда; 2) вечные муче­ния нерас­ка­ян­ных греш­ни­ков и бесов после завер­ше­ния Страш­ного Суда как резуль­тат опре­де­ле­ния этого Суда, выне­сен­ного в соот­вет­ствии с духовно-нрав­ствен­ным рас­по­ло­же­нием каж­дого осуж­ден­ного (см. подроб­нее: Зачем Богу мучить греш­ни­ков вечным геен­ским огнем?).

Состо­я­ние греш­ни­ков после смерти до Страш­ного Суда

Согласно цер­ков­ному учению, в ад входят души тех греш­ни­ков, кото­рые, по опре­де­ле­нию Част­ного Суда, лиша­ются (как мини­мум вре­мен­ного) упо­ко­е­ния в Цар­стве Славы, тех, напри­мер, «кто уми­рает, про­гне­вав Бога и отча­яв­шись» (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние. Ч. 1, вопрос 68), также, к слову, тех хри­стиан, кто при жизни совер­шал смерт­ные грехи, пока­ялся до смерти, но не принес ника­ких плодов пока­я­ния (Посла­ние восточ­ных пат­ри­ар­хов, член 18). В аду они вос­при­ни­мают воз­да­я­ние за грехи.

В чем же состоят муче­ния душ греш­ни­ков в этот период?

Ряд пра­во­слав­ных бого­сло­вов свя­зы­вают формы муче­ния греш­ни­ков в аду с опре­де­лен­ной биб­лей­ской сим­во­ли­кой: с сим­во­ли­кой горе­ния в огне – муки сове­сти, с сим­во­ли­кой червя – про­яв­ле­ния не увра­че­ван­ных гре­хов­ных стра­стей, с сим­во­ли­кой тьмы – чув­ство бого­остав­лен­но­сти.

А, напри­мер, свт. Марк Ефес­ский упо­ми­ная испы­ты­ва­е­мые греш­ни­ками страх, угры­зе­ние сове­сти, неиз­вест­ность буду­щего, лише­ние созер­ца­ния Бога, в своих «Отве­тах на вопросы лати­нян» выра­жает мнение, что греш­ники «еще не терпят муче­ния в геенн­ском огне, но как бы пред очами его имеют; по при­чине же виде­ния и ожи­да­ния впасть в него, несо­мненно, горько стра­дают». Отно­си­тельно вопроса о том под­вер­га­ются ли плен­ники ада всем муче­ниям одно­вре­менно, он гово­рит, что «поскольку эти муче­ния раз­личны и рав­ня­ются соот­вет­ственно чело­ве­че­ским грехам, то для неко­то­рых соот­вет­ствуют все тако­выя муче­ния, для иных же – неко­то­рые из них; и для одних более тяжкия, а для других – более легкия».

Осно­вы­ва­ясь на свя­то­оте­че­ском учении и виде­ниях загроб­ной участи из цер­ков­ного пре­да­ния, можно отме­тить сле­ду­ю­щее.

«Скорбь и тес­нота всякой душе чело­века, дела­ю­щего злое» ( Рим.2:9 ), – гово­рит апо­стол Павел. Прп. Паисий Свя­то­го­рец рас­кры­вает этот духов­ный закон так: «Мы уже в этой жизни или будем в неко­то­рой сте­пени вку­шать рай­скую сла­дость и отсюда отпра­вимся в рай, или же будем отча­сти пере­но­сить адские муче­ния и — избави нас от этого, Боже — попа­дем в ад. Добро — это есть рай, а зло — это адское муче­ние. Творя добро, чело­век раду­ется, греша — муча­ется. Чем больше добрых дел совер­шает чело­век, тем боль­шую радость он чув­ствует, чем больше творит зла, тем силь­нее томится душой». Осо­зна­ние того, что жизнь была про­жита и загуб­лена поро­ками, непре­стан­ные укоры сове­сти за все совер­шен­ные грехи, тягост­ней­шее осо­зна­ние невоз­мож­но­сти что-либо немед­ленно изме­нить, – все это будет непре­станно тер­зать несчаст­ных. Кроме того, невоз­мож­ность удо­вле­тво­рить своим гре­хов­ным поже­ла­ниям и стра­стям, при­об­ре­тен­ным при жизни, и кото­рые никуда не исчез­нут, будут жечь этих бедных существ подобно пла­мени.

Души греш­ни­ков пре­бы­вают «в состо­я­нии мрака, скорби и стра­да­ния» (Простр. христ. кате­хи­зис). В аду при­сут­ствуют мрак, тес­нота, доле­та­ю­щие ото­всюду звуки воплей, души лишены воз­мож­но­сти видеть друг друга, однако видят духов злобы в их адском без­об­ра­зии.

Состо­я­ние греш­ни­ков после все­об­щего вос­кре­се­ния и Страш­ного Суда

В отли­чие от опи­са­ния состо­я­ния души, раз­лу­чен­ной с телом, Свя­щен­ное Писа­ние гораздо подроб­нее сооб­щает об участи греш­ни­ков после Послед­него Суда. Основ­ное отли­чие от посмерт­ной участи будет состо­ять в том, что люди полу­чат совер­шен­ное воз­да­я­ние, где каждый полу­чит соот­вет­ственно тому, «что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ). При­го­вор Судии на этот раз будет окон­ча­тель­ным и неиз­мен­ным, потому что придет «время жатвы» (см.: Мф.13:30 ). Многие греш­ники, и, конечно, умер­шие в пока­я­нии (однако не при­нес­шие достой­ных плодов пока­я­ния) и вере, будут оправ­даны и осво­бож­дены еще до все­об­щего вос­кре­се­ния и суда (см.: Посла­ние восточ­ных пат­ри­ар­хов, член 18). Многие «будут нака­заны нескон­ча­е­мыми муче­ни­ями, одни более, другие менее» (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние, Ч. 1, вопрос 63) «в озере, горя­щем огнем и серой» ( Откр.21:8 ).

Слово Божие изоб­ра­жает раз­лич­ные формы муче­ния греш­ни­ков после Страш­ного Суда:

1) Уда­ле­ние греш­ни­ков от Бога и их про­кля­тие. «Идите от меня про­кля­тии» ( Мф. 25:41 ), «не знаю вас.. отой­дите от Меня все дела­тели неправды» ( Лк.13:27 ), – эти слова будут ска­заны Пра­вед­ным Судией нерас­ка­яв­шимся греш­ни­кам. И это уда­ле­ние от Бога и про­кля­тие будет для несчаст­ных само по себе вели­чай­шим нака­за­нием. Как гово­рит свт. Иоанн Зла­то­уст, «нестер­пима геенна и муче­ние в ней, впро­чем, если пред­ста­вить и тысячи геенн, то все это ничего не будет зна­чить в срав­не­нии с несча­стием лишиться оной бла­жен­ной славы, воз­не­на­ви­ден­ным быть от Христа и слы­шать от него: не видя вас, и обви­не­ние, что мы, видя его алчу­щего, не напи­тали! Ибо лучше под­верг­нуться бес­чис­лен­ным ударам молнии, нежели видеть крот­кое лицо Гос­пода, от нас отвра­ща­ю­ще­еся, и ясное око его, не могу­щее взи­рать на нас».

2) Греш­ники будут лишены благ Цар­ствия Небес­ного, кото­рых удо­сто­ятся пра­вед­ники. Гос­подь Иисус Хри­стос засви­де­тель­ство­вал, что, тогда «многие придут с востока и запада и воз­ля­гут с Авра­амом, Иса­а­ком и Иако­вом в Цар­стве Небес­ном; а сыны цар­ства извер­жены будут во тьму внеш­нюю» ( Мф.8:11-12 ). «Многие без­рас­суд­ные желают только изба­виться геенны, но я считаю гораздо мучи­тель­ней­шим; нака­за­нием не быть в оной славе; и тому, кто лишился ее, думаю, пла­кать должно не столько о геен­ских муче­ниях, сколько о лише­нии небес­ных благ; ибо это одно есть жесто­чай­шее из всех нака­за­ние», – предо­сте­ре­гает свт. Иоанн Зла­то­уст.

3) Греш­ники будут отправ­лены в место скорби и без­на­деж­но­сти, туда, где они будут оби­тать вместе со злыми демо­нами. Это место назы­ва­ется «без­дной», кото­рого боятся даже демоны ( Лк.8:31 ), «адом» ( Лк.16:23 ), или «стра­ной мрака» ( Иов.10:22 ), «геен­ной огнен­ной» ( Мф.5:22 ), «пещию огнен­ною» ( Мф.13:50 ) «озером огнен­ным» ( Откр. 19:20 ). И в таком месте греш­ники, целую веч­ность, не будут видеть вокруг себя никого, кроме духов злобы, погу­бив­ших их ( Мф.25:41 ). «Кто на земле грешил, – гово­рит прп. Ефрем Сирин, – и оскорб­лял Бога, и скры­вал дела свои, тот будет ввер­жен во тьму кро­меш­ную, где нет ни луча света; кто таил в сердце своем лукав­ство, и в уме своем зависть, того скроет страш­ная глу­бина, полная огня и жупела; кто пре­да­вался гневу и не допус­кал в сердце свое любви, далее до нена­ви­сти к ближ­нему, тот предан будет на жесто­кое муче­ние анге­лам».

4) Внут­рен­ние муче­ния греш­ни­ков. То, что каса­ется муче­ний души без тела, отча­сти спра­вед­ливо и по отно­ше­нию к участи людей с вос­крес­шими телами.

Что явля­ется источ­ни­ком стра­да­ний греш­ни­ков в аду?

Как было ска­зано выше, муче­ния греш­ни­ков можно раз­де­лить на внут­рен­ние и внеш­ние, душев­ные и физи­че­ские. На осно­ва­нии Свя­щен­ного Писа­ния и учения святых отцов можно выде­лить два источ­ника муче­ний оби­та­те­лей ада – дей­ствие пра­во­су­дия Божия и их внут­рен­нее субъ­ек­тив­ное состо­я­ние. При этом, строго говоря, оба источ­ника явля­ются раз­лич­ными фор­мами одного и того же Боже­ствен­ного воз­да­я­ния. Как пояс­няет свт. Инно­кен­тий Хер­сон­ский, Бог совер­шает Свои суды путем есте­ствен­ных (зало­жен­ных в самой при­роде вещей) и поло­жи­тель­ных наград и нака­за­ний. То и другое устро­ено Богом, Кото­рый сделал так, «что доб­ро­де­тель сопро­вож­да­ется благом, а зло – злом… Мы про­ти­во­по­ла­гаем их (поло­жи­тель­ные нака­за­ния и награды — прим. ред.) есте­ствен­ным, между тем как они не про­ти­во­по­ложны им, ибо они должны быть в рас­по­рядке мира, хотя нам они непри­метны, потому что глу­боко в нем сокрыты. Напри­мер, буду­щее небо ново и земля нова – блага поло­жи­тель­ные, про­изой­дут из сей натуры, сле­до­ва­тельно, осно­ва­ние их поло­жено в сотво­ре­нии мира; равным обра­зом и для нака­за­ний осно­ва­ние лежит в при­роде; тот вечный огнь и теперь должен быть в при­роде, хотя мы его и не видим. Таким обра­зом поло­жи­тель­ного – про­из­воль­ного нет ничего, а все есте­ственно. Поло­жи­тель­ное суще­ствует только для нас, не могу­щих обнять всего устрой­ства миро­вого здания».

Будут ли ско­во­родки в аду?

Несмотря на нали­чие в Свя­щен­ном Писа­нии и Пре­да­нии, и в част­но­сти в ико­но­гра­фии, сим­во­ли­че­ских изоб­ра­же­ний муче­ний нече­стив­цев в аду под обра­зом телес­ных истя­за­ний, мнение о том, что в аду чело­век будет жариться бесами на ско­во­род­ках и вер­те­лах, истя­заться цепями и змеями, диа­воль­скими коло­туш­ками, пилами, огнен­ными коле­сами, обя­зано не столько орто­док­саль­ным источ­ни­кам, сколько вооб­ра­же­нию и народ­ному фольк­лору (см.: Рай и ад: два места или два состо­я­ния?).

Состо­я­ние греш­ни­ков в аду, как до Страш­ного Суда, так и после, конечно же, нельзя харак­те­ри­зо­вать иначе чем как мучи­тель­ное. Только муки эти, пред­став­лен­ные в Свя­щен­ном Пре­да­нии в сим­во­лах, не сле­дует сво­дить к грубо физи­че­скому истя­за­нию греш­ни­ков демо­нами, кото­рым, будто бы, опре­де­лена вечная роль нахо­диться в аду на при­ви­ле­ги­ро­ван­ном поло­же­нии мучи­те­лей-пала­чей.

Что каса­ется диа­вола и его анге­лов, все они будут бро­шены в озеро огнен­ное, где и будут мучиться и гореть ( Откр.20:10–15 ). Какова будет сте­пень их вечных муче­ний, знает Гос­подь. Веро­ятно, что эти муче­ния будут пре­вос­хо­дить те муче­ния, кото­рые станут след­ствием пра­вед­ного воз­да­я­ния греш­ни­кам (людям), како­вые, понятно, гре­шили не без под­стре­ка­тель­ства лука­вых демо­ни­че­ских сил.

Разве не жестоко счи­тать, что любя­щий Бог под­верг­нет муче­ниям Свое непо­кор­ное тво­ре­ние?

Почему-то неко­то­рым людям свой­ственно думать, что Бог обязан соот­вет­ство­вать их пред­став­ле­ниям о Нем и посту­пать так, как они счи­тают пра­виль­ным. Однако Бог явля­ется Все­мо­гу­щим Абсо­лю­том, Кото­рый в прин­ципе не обязан счи­таться с чело­ве­че­ским мне­нием о Нем. Пре­тен­зии вроде того, что «Бог благой, а значит должен соот­вет­ство­вать лично моему поня­тию о добре и спра­вед­ли­во­сти, а иначе я отка­зы­ва­юсь в Него верить или играть по Его пра­ви­лам», выгля­дят довольно нелепо. «А ты кто, чело­век, что спо­ришь с Богом? Изде­лие скажет ли сде­лав­шему его: зачем ты меня так сделал?» ( Рим. 9:20 ).

Это недо­уме­ние было бы спра­вед­ливо, если бы сами люди выду­мали ад. Поскольку Сам Бог открыл в Своем Слове реаль­ность Его суще­ство­ва­ния, то Он Сам не счи­тает его про­ти­во­ре­ча­щим Своей бла­го­сти. Напом­ним, что учил о суще­ство­ва­нии ада Тот, Кто пришел в этот мир, чтобы постра­дать и уме­реть за послед­него греш­ника. Для разъ­яс­не­ния этого недо­уме­ния необ­хо­димо иметь в виду сле­ду­ю­щее.

Бог есть не только Любовь, но и Абсо­лют­ная Правда, воз­да­ю­щая по заслу­гам за добро и зло ( Пс.24:8 ). Отри­ца­ние Боже­ствен­ного Пра­во­су­дия влечет за собой неве­рие в бла­гость Божию, поскольку пре­вра­ща­ется в попу­сти­тель­ство и урав­ни­ва­ние добра и зла. В самом деле, если нет Суда и воз­да­я­ния, то и нет раз­ницы между Гит­ле­ром и Янушом Кор­ча­ком. В таком случае наш нрав­ствен­ный выбор бы обес­це­нился и спра­вед­ли­вость, об отсут­ствии кото­рой в нашем мире гово­рят даже неве­ру­ю­щие, нико­гда бы не вос­тор­же­ство­вала.

Ате­и­сти­че­ские ана­ло­гии с без­жа­лост­ным сади­стом здесь неуместны, поскольку Бог не желает никому из своих созда­ний участи в геенне. Гнев и про­кля­тие греш­ни­ков со сто­роны Бога, о кото­рых мы читаем в Библии, не сле­дует вос­при­ни­мать бук­вально и отож­деств­лять с чело­ве­че­скими эмо­ци­ями. «Гнев Божий не есть вол­не­ние Духа Божия, но Суд, кото­рым нала­га­ется нака­за­ние за грех», – объ­яс­няет блж. Авгу­стин (О Граде Божием, книга XV, гл. 25). Поэтому, опре­де­ляя греш­ни­ков в ад, Гос­подь делает это не по злобе и мсти­тель­но­сти в чело­ве­че­ском пони­ма­нии, а совер­шая пра­вед­ный суд над теми, кто не поже­лал отде­лить себя от греха пока­я­нием. По словам свт. Иоанна Зла­то­уста, «для чего же Бог пре­ду­пре­ждает об ужасах, кото­рые наме­рен совер­шить? Для того, чтобы не при­шлось Ему совер­шать то, о чем пре­ду­пре­ждает.. И угро­жает Бог геен­ной не для того, чтобы вверг­нуть в геенну, но чтобы осво­бо­дить от геенны, а если бы он хотел нака­зать, то не угро­жал бы, побуж­дая тем быть осто­рож­нее, чтобы нам избе­жать того, чем угро­жа­ется» (Слово 25, о буду­щем суде). (см.: Для чего Бог создал людей, име­ю­щих мучиться в аду?).

прп. Иустин (Попо­вич):
«Доб­ро­вольно соче­тав­ши­еся с гре­хами и про­пи­тан­ные ими во время жизни на земле греш­ные души, не могут от них меха­ни­че­ски осво­бо­диться путем выхода из тела или вступ­ле­ния в загроб­ный мир, а тем более в силу пра­вед­ного при­го­вора част­ного Божия суда, на кото­ром ни одна греш­ная душа насильно не осво­бож­да­ется от любез­ных её грехов, кото­рые во время жизни во плоти она пре­тво­рила как бы в некий состав своего суще­ства. Поэтому состо­я­ние греш­ных душ за гробом — сродни их быв­шему состо­я­нию на земле, с тем только раз­ли­чием, что они, лишен­ные тела, содер­жат в себе всю ужас­ную реаль­ность своих грехов, пере­жи­вают ее как нечто свое соб­ствен­ное, не могут никуда из нее выйти и не имеют вне себя ника­кого пред­мета, на кото­рый бы могли ее пере­не­сти. После част­ного суда греш­ные души немед­ленно отхо­дят в место скорби и муче­ния, причем сила вос­при­я­тия и осо­зна­ния этой скорби и этого муче­ния сораз­мерна сте­пени их гре­хов­но­сти. Кроме того, это муче­ние неполно, так как полное насту­пит лишь после Страш­ного Суда. Эта печаль­ная истина открыта Богом, а не выду­мана чело­ве­ком. О дей­стви­тель­но­сти суще­ство­ва­ния мест муче­ния и самих муче­ний гово­рит Сама Истина — Гос­подь Иисус Хри­стос».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *