какие мусульмане в чечне
Какие мусульмане в чечне
В Северо-Кавказском округе часто проходят всевозможные форумы и конференции, посвященные межкультурному и межконфессиональному взаимодействию. Зачастую, они направлены на сглаживание культурных противоречий, ведущих к эскалации этнических конфликтов в самом непростом округе страны.
Публикации «Кавказ Пост» на тему истории религии жителей Северного Кавказа нацелены показать, какой путь прошли традиционные общества в своем идеологическом восприятии мира, в формировании своих ценностей и установок. Заглянув в прошлое каждого коренного народа на Кавказе, можно увидеть, как много неожиданного и аналогичного происходило в вероисповеданиях людей прежде чем, они пришли к традиционным конфессиям.
В этом материале попробуем рассказать об истории религии чеченцев и их вере в настоящем.
Большое значение придавалось сновидениям. Через сны боги передавали свою волю, предсказывали будущее.
В народной религии вайнахов считалось, что после смерти человек продолжал жить в мире мертвых Эл (чеч.и инг. — «Iэл»). Миром мертвым управлял бог Эштр, сын верховного бога Делы.
Вайнахский ад выглядел также, как и мир живых, однако, с той разницей, что там люди работали ночью, а светилом им служила Луна.
У Эштра просили благоденствия для своих умерших родственников и ежегодно в конце октября отмечали праздник, посвященный мертвым; и устраивали «жатвенный ужин» — марс-пхьор.
Бог-творец Дела создал мироздание за 10 дней. Вселенная была разделена на два мира: мир живых (Малхи) и мир мертвых (Эл).
Когда Бог сотворил небо и землю, земля оказалась в три раза больше неба. И когда при соединении они не сошлись, Дела сжал землю так, что появились земляные горы. Дабы укрепить шаткую землю, он построил каменные горы. Эти горы с землей держатся на рогах быка, а бык привязан к столбу.
С тех самых пор добрые крепкие быки держать на себе эту великую ношу.
После создания неба и земли, Дела создал птиц. Затем он решил создать людей. Из сжатой им в каждой руке почвы образовались мужчина и женщина. Мужчина появился на востоке, а женщина — на западе.
Затем Бог решил, что они должны стать мужем и женой. Однако ему возразил филин и похитил женщину, унеся ее на высокую отвесную скалу. Однажды мужчина отправился на охоту и увидел на вершине скалы свою нареченную. Та сказала мужчине зарезать свою лошадь, вынуть внутренности и спрятаться в трупе животного. Так он и сделал.
Когда прилетел филин, женщина сказала, что хочет отведать конины. Наивный птах принес тушу женщине и улетел. Так женщина и мужчина воссоединились. А филин был наказан Богом, и с тех пор филин не переносил дневного света, и жил лишь ночью.
Ислам
Первые ростки ислама в Чечне начали появляться еще в VII—VIII веках, когда войско Арабского халифата покорило страны Закавказья. Однако же значительная часть вайнахов, кроме ингушей, стали мусульманами к первой половине XV века.
Последние чеченцы из аулов Ахшпатой и Гуни приняли ислам во второй половине XVIII столетия.
Стоит также отметить, что в 1823 году выходец из Бухары (ныне город в Узбекистане) Хасс-Мухаммад принес на Кавказ исламское мистическое учение суфизм и в селении Вини-Ярагми обратил в суфизм Магомеда Ярагского. После чего данное учение стало повсеместно распространяться в Чечне, Ингушетии и Дагестане.
После Октябрьской революции 1917 года, а особенно в 1930-е годы, ислам в СССР был подвергнут серьезным репрессиям со стороны коммунистической власти. Были закрыты практически все мечети и медресе, было запрещено ношение хиджабов и чалмы для женщин, кроме того, власти вели борьбу с «тайными обществами» суфиев.
А в 1944 году ислам в Чечне был фактически уничтожен, в связи с преступной депортацией чеченцев в Среднюю Азию.
Данная политика привела к сосуществованию официально зарегистрированных организаций и нелегальных мусульманских сообществ и лидеров (большинство из них причисляли себя к носителям суфийской традиции — ишанам, шейхам), а также особых религиозных практик (посещение «святых мест» — мазары, авлия и другое).
После падения советского режима религиозный вакуум в Чечне стали появляться ваххабитские проповедники, что в последствии привело к двум чеченским войнам и террористическим атакам в России.
С начала 2000-х годов суфийский ислам начинает свое активное возрождение в Чечне, при поддержке местного правительства и духовенства, которые пытаются вытеснить ваххабизм «традиционным исламом».
Православие
В настоящее время в республике действует несколько православных храмов, в том числе храм Михаила Архангела, храм Рождества Христова в станице Наурской, храм святой Варвары в станице Шелковской, храм святого князя Димитрия Донского в Ханкале, часовня святого Георгия в станице Калиновской, храм святого князя Александра Невского в селе Курчалой.
Религия Чеченской Республики
В Чеченской Республике в настоящий момент зарегистрированы и действуют 74 религиозных организаций, представляющих три конфессии: 72 — ислам, 1 — православие, 1 — евангельские христиане.
На территории республики действуют более 200 незарегистрированных групп различных конфессиональных направлений — как мусульманских, так и православных.
В пользовании и собственности религиозных организаций республики находится более 300 культовых зданий (Русская православная церковь — 6, Евангельские христиане (баптисты) — 1, остальные — ислам) и более 100 молельных домов (ислам).
В данное время только религиозные мусульманские организации имеют зарегистрированные образовательные учреждения: одно высшее духовное образовательное учреждение — Курчалойский институт имени Ахмат-хаджи Кадырова, 19 медресе и около 20 воскресных школ (хьуьжар), учрежденных Курчалойским институтом.
Епархией Ставропольской и Владикавказской планируется открытие православной воскресной школы при церкви города Грозного.
Работа по стабилизации и регулированию религиозной обстановки осуществляется Департаментом по делам религиозных и общественных объединений Администрации Президента и Правительства Чеченской Республики, Министерством по национальной политике, печати и информации во взаимодействии с религиозными конфессиями и общественными объединениями.
Национальный и конфессиональный состав республики не вызывает проблем, связанных с регулированием этноконфессиональных отношений. Это является результатом работы республиканских властей и взаимодействия органов власти с религиозными конфессиями. В настоящее время главной задачей является сохранение стабильности в обществе, согласия как в межконфессиональных, так и внутриконфессиональных взаимоотношениях.
В республике продолжается восстановление и строительство культовых зданий. Так, в 2006 году восстановлен православный храм в городе Грозном. Региональным фондом имени Героя России Ахмат-хаджи Кадырова восстановлено и построено 33 здания религиозного назначения, облагорожены кладбища и места паломничества верующих.
В республику приезжают делегации из других регионов страны с целью принятия участия в мероприятиях православных религиозных организаций: празднования Пасхи, Родительского вторника, посещение христианских кладбищ. Проведение этих мероприятий показывает, что в республике восстанавливаются мир и порядок, добрососедские отношения между представителями различных конфессий и национальностей.
Лидеры религиозных конфессий совместно принимают участие в мероприятиях, проводимых органами власти, что также способствует межконфессиональному миру и согласию в республике.
Проблемы и перспективы взаимодействия органов власти с религиозными организациями обсуждаются на различных уровнях как в республике, так и на межрегиональных мероприятиях (семинарах, конференциях), в работе которых принимают участие и представители органов власти и религиозных организаций республики.
Сегодня не последнюю роль в решении социальных проблем играют религиозные организации республики, деятельность которых связана с образованием и воспитанием подрастающего поколения, занимающихся профилактикой социально опасных явлений (наркомании, алкоголизма), а также работающих в местах лишения свободы.
Религиозные организации сотрудничают и с Центром АнтиСПИД. В рамках этого сотрудничества священники выступают с лекциями по вопросам пропаганды здорового образа жизни, недопустимости аморального поведения.
Десять вопросов про чеченцев
1. Правда ли, что большинство чеченцев — рыжие?
Нет. Большинство жителей Чеченской Республики все-таки брюнеты. Но и рыжих встречается достаточно много (начиная с Рамзана Кадырова), а также русых и даже блондинов.
Почему так получилось — достоверно неизвестно. Кто-то утверждает, что светлые волосы и глаза являются отличительными признаками европеоидной расы, которую также называют кавказской, кто-то вспоминает, что в древнее время вайнахские племена смешались с представителями кроманоидной расы. Этим генетическим коктейлем и объясняют разнообразие типов внешности в Чечне. Но если вы вдруг решите обсуждать эту национальную особенность с чеченцем, лучше не приводите этот аргумент. Ваш оппонент все равно не признает, что в его жилах течет кровь других племен, даже если генетический код взял свое начало несколько тысячелетий назад.
Иллюстрация: Даня Берковский
2. Почему в Чечне женщина не может пожать руку мужчине?
Рядом с каждой женщиной в Чечне можно представить воображаемую табличку «Не трогать!», и нарушение этого табу чревато очень серьезными последствиями. Выбирая жену, парень будет оценивать не столько ее красоту, ум и обаяние, сколько целомудрие — даже одно невинное прикосновение уже может испортить ей репутацию.
Старики любят рассказывать историю о том, как во время танца джигит коснулся рукава девичьего наряда и ему отрубили руку. Но рисковых чеченских парней это не останавливало. Танцуя, джигит мог сделать такое движение, словно обхватывает девушку за талию, — но не касался ее. Таким образом он выражал серьезность своих намерений по отношению к девушке. Он понимал, что если дотронется до партнерши, то ему не сносить головы, тем более что рядом с танцевальным кругом находились ее вооруженные кинжалами родственники, и все же был готов рискнуть ради нее жизнью. Сейчас, кстати, порядки на чеченских танцах стали еще строже: никаких игривых движений — за этим следят представители министерства культуры Чеченской Республики.
Поэтому, если вдруг вы знакомитесь с чеченкой, ограничьтесь фразой «Очень приятно». И никакой протянутой для рукопожатия ладони — иначе неловкой ситуации не избежать.
3. Почему чеченцы носят бороду?
Отметим, что бороду (с усами или без) в Чечне носят преимущественно представители молодого поколения. Старшие, особенно те, чья молодость пришлась на советские годы, ходят гладко выбритыми либо с усами. Нынешняя чеченская молодежь усов без бороды не носит. Это опять-таки связано с религией: усы, по мнению исламских ученых, нужно либо сбривать, либо коротко постригать.
4. Почему чеченцы не носят шорты?
В жизни чеченцев многое можно объяснить религиозными требованиями, но что касается одежды, то тут они относятся к себе даже строже, чем того требует ислам. У мусульман есть понятие «аурат» — это часть тела, которая должна быть скрыта от чужих глаз. У женщин ауратом является все, кроме лица и кистей рук, у мужчин площадь куда меньше — от пупка и до колен. Но хотя мужчины-мусульмане и имеют право носить шорты и футболки без рукавов, чеченцы никогда так не ходят — неприлично. В идеале должны быть закрыты даже ступни. Носить сланцы или шлепанцы на босу ногу, особенно перед старшим поколением, тоже дурной тон. Вот почему даже летом вы скорее увидите мужчин в кедах или кроссовках.
У этого правила есть исключение. Чеченцы готовы простить излишнюю откровенность тем, кто защищает честь нации на спортивном поприще, но только в пределах ринга или татами. Те же боксеры, к примеру, не будут разгуливать по городу даже в шортах ниже колен.
С одеждой женщин немного сложнее. Хотя по религии мусульманки должны надевать хиджаб (это и есть одеяние, покрывающее все тело, кроме лица и рук), носят его в Чечне далеко не все. Многие чеченки ходят в платке, который скрывает лишь часть волос. Это дань традиции: даже женский национальный костюм включает шарф, накинутый на косы. Девушки раньше показывали волосы, и чем длиннее они были, тем более красивыми считались.
Современные чеченки все чаще «покрываются», то есть носят хиджаб, но и оставшаяся светская часть женского населения не может позволить себе чересчур откровенных нарядов — юбки выше колен, блузки с глубоким декольте наденут только очень смелые. Вообще, для того чтобы выйти на улицу, девушке нужно пройти несколько «инстанций»: показаться перед мамой, отцом и братом. Поэтому, когда в Чечне видят одетую «не по менталитету» женщину, говорят, что у нее в доме нет мужчин: они бы не позволили ей показаться перед людьми в таком виде.
5. Как знакомятся в Чечне?
Риск остаться без пары в Чечне очень невысок. Можно познакомиться с однокурсником или с коллегой. Если на работе и в вузе никто не приглянулся, всегда есть шанс встретить кого-то на свадьбах многочисленных родственников. Те, кто не любит семейные сборища, может пойти в Гранд-парк или на центральные проспекты. Тяжело было тем, кто в принципе не любит выходить на улицу, но с появлением социальных сетей и у них резко возросли шансы встретить любовь всей жизни. Тут сложнее как раз быть одиночкой, не ищущим отношений. Местные женщины словно родились с дипломом свахи и человека без пары воспринимают как вызов, поэтому обязательно его с кем-нибудь да сведут. Потому что красивая и хорошая девушка не должна быть одна, а завидный жених — племянник, сосед или просто знакомый — тоже пропадать не может.
Самый простой способ познакомиться — подойти и попросить номер телефона. Но он же самый рисковый: гордые чеченские девушки могут посчитать, что поделиться заветными цифрами все равно что позвонить первой, и отказать. Очень часто выручают друзья. Молодой человек может попросить о помощи друга, а тот, в свою очередь, обратится не к самому объекту внимания, а к ее подруге. И в итоге номер окажется в нужных руках, а его обладательница вроде бы ни при чем: она же, в конце концов, никак не выказала свою симпатию.
Наиболее настырные парни могут даже проследить за девушкой и выяснить, где она живет, а затем расспросить о ней у соседей. И это не будет истолковано как слежка. Наоборот, это знак особого отношения, раз парень готов потратить достаточно времени, чтобы просто узнать ее имя. Кстати, если симпатия к одной из девушек возникла в кафе или в ресторане, таким же хорошим тоном будет оплатить счет за всю компанию, в которой она сидела.
6. Как в Чечне относятся к женщинам?
Если есть женщина, значит, должен быть мужчина, которому она подчиняется, — отец, брат, муж или сын. Эта мысль была прописана еще тогда, когда зарождались духовные скрепы чеченского общества. Девочка слушается отца, в случае его смерти — брата, а после замужества должна слушаться мужа. Он может запретить ей ходить на работу, встречаться с подругами, ездить на такси, и выбор в такой ситуации довольно простой: либо терпеть, либо возвращаться домой. Вину за развод по этой причине родственники жены возложат на нее: вышла замуж — найди подход к супругу, он теперь твой хозяин. К такому тотальному контролю девочек приучают с детства: их редко отпускают учиться в другой город, не разрешают выходить на улицу в темное время.
Отец или брат ни в коем случае не должны знать, что девушка с кем-то встречается. Если кто-то из них увидит ее на свидании, быть скандалу. Причем свое недовольство отец не выскажет дочери: неприлично обсуждать с ней такие вещи, а выплеснет на жену. В итоге мать становится посредником между двумя лагерями и принимает на себя львиную долю отцовского гнева.
Эту строгость можно объяснить тем, что мужчина несет ответственность за женщин своего дома. Ему придется призывать к ответу тех, кто посмеет ее обидеть. Именно поэтому здесь крайне редко оскорбляют женщин: знают, что отвечать за свои слова придется перед ее родственниками-мужчинами.
Мужчина несет и финансовую ответственность: он должен полностью обеспечивать женщину, но в современном чеченском обществе немало семей, где супруга является единственным добытчиком. Однако даже в таком случае женщина обязана подчиняться главе семьи. Это предписывают не только традиции, но и религия. Одним из условий попадания в рай для женщины является довольство ее мужа.
7. Какие машины предпочитают в Чечне?
Чеченцы очень любят роскошь, а еще любят соответствовать местным трендам. Поэтому если штукатурка, то венецианская; если ремонт, то евро- и не хуже, чем у соседа; если машина, то минимум Camry. И пусть большинству она не доступна, мечтать не запретишь!
Эволюция национального автомобильного мышления происходила так: в 2000-е послевоенные была популярна семерка. За ней даже закрепилось название К-350, потому что покупалась она на компенсацию за утраченное в ходе военных действий жилье — 350 тысяч рублей. Позже чеченцы пересели за руль «Приоры», которую покупали, как говорят, на обналиченный материнский капитал.
Годы шли, благосостояние населения росло, и спросом стали пользоваться уже иномарки. Самая востребованная — это Toyota Camry. В глазах местных девушек ее владелец автоматически получает плюс сто к рейтингу — такому не стыдно и номер дать, и перед подружками похвастаться. Некоторые из них даже сохраняют контакты молодых людей в телефонной книге, указав рядом марку принадлежащей ему машины. Например: «Ильяс Камри», «Али Мерседес» и так далее. «Саид Приора» в девичьих контактах уже не встречается — владельцев отечественных автомобилей любят, как правило, не за богатство, а за что-то другое.
Конечно, в Чечне уважают не только Camry, но и машины покруче: и ML, и 222-й, но это иномарки класса люкс, удел миллионеров, а последний седан компании Toyota — это просто статусная машина.
8. Как чеченцы относятся к Рамзану Кадырову?
Как к любому лидеру — по-разному. Но ни один другой глава субъекта не может похвастаться таким количеством собственных портретов, развешенных по всем населенным пунктам. Выражать любовь к руководителю региона в Чечне модно. Здесь носят футболки с Рамзаном, надевают на телефоны чехлы и вешают в машинах вымпелы с его изображением, а надпись «Ахмат» на заднем стекле автомобиля обладает особой силой — ее не снимают даже при запрещенной тонировке.
Иногда чиновники копируют стиль главы Чечни и даже особенности его речи. Рамзан часто употребляет слова «ду хуна», что аналогично дагестанскому «есть же» и не имеет внятного перевода на русский. Это выражение нередко слетает с уст чеченских чиновников.
Нейтрально относящихся к руководству Чечни людей тоже немало. Но они никак не позиционируют себя по отношению к власти, сдержанны в оценках и просто молчат, когда другие произносят слоган «Ахмат — сила».
Чечня –это территория традиционного ислама
Первым делом следует отметить, что чеченский народ отличается высоким уровнем религиозности, особенно проявляющийся в стремлении к истинному исламу, в строгом соблюдении всех предписаний священного Корана.
В любой стране мира, где появлялись и появляются ваххабитские эмиссары, начинается организованный хаос, направленный против общества и государства, цель которого подорвать основы народа, уничтожить его обычаи и традиции, сделать народ управляемым для достижения исключительной власти и получения денег для распространения идеологии терроризма и вовлечения в свои ряды новых обманутых рекрутов ваххабизма, используя религиозный фактор, прикрываясь лживыми лозунгами чистоты ислама.
Все это приводит к войне, что и произошло в Чечне в конце 1990-х годов, когда в кровавом месиве погибло сотни тысяч людей, большинство из которых мирные жители. Ваххабизм не созидает, он разрушает и уничтожает. Чеченская Республика лежала в развалинах. Стоял вопрос быть или не быть народу чеченскому.
В эти тяжелые для Чеченской Республики дни всю тяжесть решения вопроса взял на себя известный в исламском мире религиозный деятель, Первый Президент Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров, который ценой собственной жизни коренным образом переломил ситуацию, повел народ чеченский по пути развития и тем самым спас его от гибели.
И сейчас в республике совсем другая религиозно-политическая ситуация. Деятельность ваххабизма и других радикальных течений пресечена навсегда и безвозвратно. Чеченская Республика – это цветущий край, где восстановлены и построены новые объекты образования, культуры, здравоохранения, спорта и религии.
Разве не благо, что в республике 13 медресе и два высших исламских учебных заведений? Благо!
В регионе построено более 1000 мечетей, это самое большое количество мечетей в пересчете на душу населения почти на всех континентах мира. В центре города Грозный возвышается крупнейшая в Европе мечеть “Сердце Чечни” с устремленными в небо резными минаретами. В городе Шали скоро откроется самая большая мечеть в мире, рассчитанная на двадцать тысяч человек. В республике проходят международные миротворческие форумы куда съезжаются самые авторитетные представители мировой мусульманской уммы.
Как чеченцы ислам принимали?
Эпиграфические источники XVI–XIX вв.
Вопрос об истории распространения ислама в Чечне не становился еще вплоть до настоящего времени предметом обстоятельного исследования, которое бы ответило на ключевые вопросы: о хронологии, главных действующих лицах и других обстоятельствах этого процесса.
Надмогильная плита шейха Берсана
Еще во второй половине ХIХ в. были зафиксированы чеченские предания и легенды о неких Термаоле и Берсане, которые сыграли ключевую роль в исламизации чеченцев. В дальнейшем этого вопроса касались еще несколько исследователей, среди которых можно отметить М. Б. Мужухоева, в работе которого анализируются вайнахские предания и данные, имеющиеся в русских источниках XVII–XIX вв. Разыскания ученых Чечни и известную им фактуру обобщил известный кавказовед Я. З. Ахмадов на страницах своей «Истории Чечни».
Авторы академического труда, посвященного истории и культуре чеченцев, так и не смогли ответить на эти вопросы, ограничившись обобщением ранее уже опубликованной информации. По их мнению, Термаол начал распространять ислам в конце XVI в: «Окончательное же принятие ислама чеченцами… произошло под воздействием другой исторической личности по имени Берса-шейх». Вышеуказанный Я. З. Ахмадов считает, что «восточный» регион, прилегающий к Дагестану, «был исламизирован в XV в.».
Главное чего, думается, не хватает здесь – ссылок на достоверные источники, ибо, делая опору лишь на логику и исторические параллели, трудно быть убедительным в своих заявлениях. Восполнению этого пробела, как мы надеемся, поможет введение в научный оборот новых данных о вышеупомянутых Берсане и Термаоле, а также об их деятельности по распространению ислама в Чечне.
В рамках этой статьи мы охватываем, прежде всего, территорию современных Веденского, Ножаюртовского и южной части Курчалоевского районов Чеченской Республики, которая была известна исторически на Восточном Кавказе как Нохчимохк или Ичкерия. Ичкерия – топоним тюркский (Ичери – «внутренний»), на родном языке чеченцы называют данную территорию Нохчи-мохк (чечен. мохк – «земля, страна»). Схожее название встречается и у аварцев рубежа ХIХ–ХХ вв. – Нохчимухъ (авар. мухъ – «сторона, страна»). В XVIII в. и ранее аварцы в отношении ичкеринцев употребляли термин Жани-буртиял (авар. – «внутренние чеченцы»).
Территория Нохчимохка занята в основном северными отрогами Андийского хребта. Это – благодатные для жизни, в основном предгорные, земли общей площадью примерно 1 500 кв. км, покрытые лиственными лесами. Разделены они на речные долины – вначале, в горах, весьма узкие, но потом все более и более расширяющиеся, из которых самой большой по площади будет та, что образована течением р. Хулхулау. Затем упомянуть следует здесь реку Аксай (Яхси) с ее долиной и реки Ямансу и Ярыксу с их долинами, которые относительно малы.
Особая значимость Нохчимохка в истории северо-восточного Кавказа заключается в том, что говор, который сформировался в указанной предгорной зоне позднее – в ХVIII в., лег в основу того диалекта, который получил преобладание в равнинной Чечне в ХVIII – начале ХIХ вв. В эпоху же полного утверждения власти Российской империи (после 1859 г.), а затем и советского государства со всеми их политическими мероприятиями и акциями (в том числе укрупнение населенных пунктов и депортация в Среднюю Азию от 1944 г.) на фундаменте последнего (фактически на основании вайнахского диалекта Нохчимохка) – сложился современный чеченский литературный язык.
«Шейх Берсан»
Еще во второй половине ХIХ в. были зафиксированы чеченские предания и легенды о некоем Берсане, который сыграл большую роль в исламизации чеченцев Нохчимохка. Как пишет У. Лаудаев, «при окончательном утверждении исламизма между чеченцами в главе народа стоял некто Берса (Берсан) Кирчалинской фамилии; он имел влияние в народе, его называли имамом и шейхом (святым)». В дальнейшем он рассказывает о распространении Берсаном ислама в селах Гуни и Агишпатой.
Согласно преданиям, собранным Ив. Поповым у жителей сел. Гуни и опубликованным в 1872 г., ислам они приняли от «шейха Бэрсана, сына женщины из нашего аула, вышедшей замуж за курчалинца, жившего в ауле Курчали». Они же рассказывали, что Берсан, «будучи ловким молодым человеком, впоследствии отправился в Кази-Кумух (в Дагестане) с целью выучиться грамоте по-арабски; чрез короткое время, оказав большие успехи, он воротился домой и жил, не отличаясь особенно ничем». В дальнейшем предание указывает на факт нападения аварцев на селение, в котором жила семья невесты Берсана: «Аварцы, опустошив часть аула, уже отступали обратно, когда Бэрсан догнал главу партии и выстрелом нанес ему смертельную рану». Раненый, назвав себя «шейхом Гада», обращавшим людей в ислам и учившим их нормам шариата, завещал Берсану: «Обращай народ в мусульманство и прими его, прежде всего, сам». Гада вскоре умер, а Берсан под впечатлением от происшедшего принял ислам и распространил его в первую очередь в родном селении Курчали.
Касательно происхождения Берсана данные, собранные Ив. Поповым, противоречат друг другу. К примеру, в приведенной выше цитате говорилось, что он был чеченцем из сел. Курчали, чему противоречит другой отрывок из сочинения того же Ив. Попова: «Несколько слов о шейхе Бэрсане. Ичкеринцы говорят, что он выходец из Кази-Кумуха (в среднем Дагестане). Будучи пропагандистом учения Магомета, Бэрсан был человеком строгих правил и искренно веровал в слова Корана. Явившись в Ичкерию, он прежде всего поселился в ауле Курчали, откуда, как говорит предание, не мечом, а сильным словом и точными предсказаниями будущих событий проводил мусульманство в окрестные аулы». Далее, при описании селения Нижний Курчали, Ив. Попов уточняет, что «Нижний Курчали – родина шейха Бэрсана; здесь же и могила его, весьма чтимая народом».
Обращаясь к вопросу о хронологических рамках жизни Берсана, мы имеем лишь одно косвенное на то указание. Ив. Попов в 1872 г. пишет об истории селения Эрсенойи, перечисляя предков стариков этого населенного пункта («Албаст и Чополау, живущие и ныне в ауле Эрсеной, как представители своей фамилии: оба уже старики»), ставших его информаторами, указывает, что «в восьмом поколении (Дырши) явился в Эрсеной шейх Бэрсан, внося с собой учение ислама». Если учесть, что, согласно посемейным спискам 1867 г., Албасу Мачиеву было 42 года, а Чопалаву Мачиеву – 71 (анализ состава семей сыновей этого Мачи заставляет нас думать, что Чопалаву в 1867 г. был 61, а не 71 год), их предок Дырши, скорее всего, родился в 1540–1560-х гг. Таким образом, время его активной жизнедеятельности приходится на конец XVI – самое начало XVII в., когда вышеуказанный Берсан распространял ислам в Нохчимохке.
Одному из авторов посчастливилось первым среди кавказоведов узнать о местонахождении могилы этого Берсана, посетить ее и прочитать эпитафию. Находится могила Берсана в Веденском районе ЧР, в сел. Курчали, которое стоит к востоку от Ведено, в верховьях р. Гумс. Надмогильная плита Берсана (см. фото №1) представляет собой прямоугольную каменную стелу с верхней стороной в виде как бы треугольника; с плечами, широкой шеей и как бы отрубленной головой. Сбоку вырезана почерком сулс (?) малограмотная арабская надпись религиозного содержания. В ее верхней строке читается мусульманская формула единобожия, начертанная с ошибками. В центре надмогильной плиты имеется нечто вроде площадки для письма, которая сделана путем выемки фона. Там по-арабски написано насхом: «Это – усыпальница… Берсана». Даты нет, а поэтому, с учетом чеченской действительности, датировка здесь затруднительна, но дагестанские параллели заставляют все же думать, что эпитафия с именем Берсана относится к XVI–XVII вв.
Надмогильная плита Мусы, сына Хизри
ТерманОл
В работе чеченского автора 2-й половины ХIХ в. У. Лаудаева, который собрал с уст современных ему чеченских старожилов многочисленные предания о событиях прошлых лет, говорится об исламизаторе чеченского населения Нохчимохка, носившем имя Термаол. Приведем цитату, касающуюся изучаемого вопроса: «В преданиях народа сохранилось имя первого проповедника исламизма у чеченцев; им был некто Термаол. Он был человек красноречивый и жестокий. Увлекаемые потоком его речей, чеченцы покорились ему. В собрании всего народа он в торжественных словах описывал всемогущество Бога мусульман… Такие речи воспламеняли чеченцев, и те, которые хоть мало были в сомнении, тотчас же делались мусульманами… Окружив себя усерднейшими последователями, Термаол начал смелее производить обращение и убивал противящихся… Он вырыл себе могилу и живой погреб себя. Погребая себя, он сказал: «Прощайте, мусульмане, теперь я уже больше не нужен вам, но приду тогда, когда вы почувствуете во мне нужды». Некоторые фанатики и теперь ожидают его появления. Могила его находится в Ичкерии, на земле Энокалинской фамилии».
Чеченские историки ХХ–ХХI вв., в числе их и Я. З. Ахмадов, работая над историей исламизации своего народа, не смогли, как видно, разобраться с вопросом о Термаоле, а поэтому они просто не упоминают о нем в своих трудах, в то время как касательно Берсана пишут. Одному из авторов (Т. М. Айтберов) удалось выявить уникальный эпиграфический материал на арабском языке, который раскрывает во многом указанный здесь вопрос.
Эникалинская община расположена ниже упомянутого выше селения Курчали – по течению р. Гумс. Вблизи этого чеченского селения Эникали (ныне в составе Курчалоевского района ЧР, в прошлом – в составе Ножаюртовского) расположено сел. Корен-Беной (чечен. – «гнездо ястреба»), которое около 1830 г. было образовано переселенцами из Эникали. В 1981 г. еще существовало (современное положение нам не удалось уточнить) кладбище «Турпал Термоли каш» (чечен. – «мавзолей героя Термоли»), на котором были похоронены потомки вышеобозначенного Термаола. Мы здесь приведем пять эпитафий, которые помогут нам установить приблизительно время деятельности Термаола, а также его генеалогию до конца XIX в.
Сопоставив данные всех эпитафий потомков Терман Ола, мы пришли к выводу, что он являлся реальной исторической личностью, родившейся около 1540 г. Правильными являются, на наш взгляд, генеалогии на эпитафиях Мака, Мусы, Ибрагима. В надписи Ушурмы вместо отца Терма и сына Ола указан лишь один Терма, что можно понять, поскольку их имена слились воедино в Термаол и, видимо, позже в устной традиции отдельных представителей рода так и остались запечатлены. Наиболее полной и достоверной, на наш взгляд, является генеалогия, приведенная в эпитафии Мусы, сына Хизри. Полна неточностей эпитафия Берса, сына Буки. К примеру, имена Умма, Умар и Уммахан, приведенные в этой надписи, скорее всего, являются различными формами одного имени, так же как Бази и Базурка, а также Сарак и Ватрак. Также ошибочно указано, что Каламат являлся сыном Кануки, тогда как во всех остальных надписях эти имена приведены в обратной последовательности.
Генеалогия этого рода начинается с Ола I (ок. 1450 г. р.), и на основе данных надмогильных надписей можно сделать следующую цепочку: Ол I – Андир – Терма – Ол – Инарука – Аурик – Базурка – Гардан – Гарданука – Канука, который родился ок. 1720 г. и имел, по крайней мере, двух сыновей: Дабалика и Каламата. Дабалика имел сына Туганби и внука Ибрагима (ум. 1819–20 г.). Каламат же имел двух сыновей: Хизри (1787 г. р.), сыном которого являлся Муса (1807 г. р.) и Мака (ум. в 1845 г.), от которого тянется цепочка: Алхазур (1836 г. р.) – Маза (1866 г. р.) – Ушурма (ум. 1896–97 г.).
Кабардинский след
В этом роду имело место широкое распространение кабардинских имен, а следовательно, и весьма оригинальной кабардинской культуры. В намного меньшей мере это можно сказать касательно отношения к аварцам (имена Уммахан, Умма). Внимательный анализ антропонимов приводит к мысли о возможном происхождении рода Термаола от кабардинцев.
Здесь нельзя умолчать о том, что именно в указанное время – конец XV – XVI вв. – кабардинцы продвигались с равнин Центрального Кавказа к берегам Каспийского моря, в которых они нуждались как люди, живущие полукочевым скотоводством. Дело в том, что в зимнее время территория Прискаспия не оказывалась подвержена джуту (внезапное оледенение травы) и вызываемой им массовой гибели скота. Они, как известно, пытались закрепляться в северно-западном Прикаспии, но горцы Дагестана во главе (?) со знатными кумухцами нападали на них при содействии иранско-сефевидских войск и в конце концов вытеснили названный ядыгоязычный народ в междуречье Сунжи и Терека, а также в пределы современной равнинной Ингушетии. Из Назранской зоны ушли кабардинцы на запад, как хорошо известно, лишь во второй половине ХVIII в.
В вышеуказанный период, в XVI–XVII вв., на территории Терско-Сулакского междуречья и предгорной части Нохчимохка (Ичкерии) осели кабардинские фамилии, образовавшие целый ряд населенных пунктов. Касательно Нохчимохка можно указать возникновение в это время населенного пункта Гезин-чу, основанного неким Гези – «выходцем из Кабарды». Он попросил покровительства у центороевцев и вошел таким образом в их состав («принял Цонтароевскую фамилию»). Не исключено, что подобным образом в сел. Эникали заселилась кабардинская фамилия, из которой вышел Термаол.
Таким образом, мы видим, что реальное распространение ислама среди чеченцев началось в XVI в. при помощи миссионеров – Терман Ола и Берсана. Благодаря их деятельности в начале XVII в. восточная часть Чечни – Нохчимохк – была исламизирована. Горная часть Чечни, расположенная в бассейне реки Аргун, в середине XVII в. была регионом поликонфессиональным, без преобладания какой-либо религии. К примеру, в Шатое в середине XVII в., по свидетельству горных грузин – тушин, вера была «одна с тушинами, а иные шибутцы (шатойцы – прим. авторов) живут по-бусурмански».
Участие аварских нуцалов
В ХVII веке в юго-западной части Аварии – Цунте – происходило дальнейшее укрепление позиций ислама. Аварские газии, не довольствуясь распространением ислама на собственно аварских землях, начали активно заниматься исламизацией расположенных западнее земель вплоть до Ингушетии. Эта политика активно проводилась в жизнь аварским правителем Дугри-нуцалом, умершим в 1667/68 г. В XIX в. он считался святым «шейхом», и поэтому хунзахцы ходили молиться на его могилу. Почитание этого нуцала, по всей вероятности, могло быть вызвано и тем усердием, которое он прилагал для распространения ислама на Восточном Кавказе. По всей видимости, незадолго до его смерти, а именно в 1667 г., сформированный в Аварии отряд газиев направился на территорию горной Чечни, в бассейн реки Аргун, для насильственного распространения там ислама. В этом войске находился и хунзахский ученый, вышеупомянутый Атанасил Хусайн. После ряда успешных мероприятий по утверждению ислама среди горных чеченцев близ селения Дангу, в ущелье Хачарой (Дангъаб ХIачариб, ныне территория Итумкалинского района ЧР), развернулось ожесточенное сражение. В нем одним из шахидов стал и Атанасил Хусайн, убитый одним из «неверных» чеченцев. Эта информация отражена сыном кадия Шабана ал-Убуди ал-Авари, Малла-Мухаммадом, в 1078/1667–68 г. в книге, которую он переписал во время учебы у ставшего потом шахидом и «убитого в сражении с неверующими Дагнаб-Хачараб» Хусайна, сына Атанаса Хунзахского.
Окончательная исламизация горной Чечни произошла лишь в 1770–80-х гг. – во время деятельности шейха Мансура. Об этом пишет У. Лаудаев: «Некто Мансур, алдинский уроженец Арестенжоевской фамилии, стал во главе народа. Его называли и шейхом, и имамом… Язычествовавшие кабардинцы, галгаи и горные чеченцы принимают ислам и единодушно с чеченцами восстают против русских». Такие же хронологические рамки для окончательной исламизации горных чеченских общин определяются А. П. Берже в 1859 г.: «Один из значительнейших тохумов (фамилий) чеченских принял последний мусульманскую веру около 90 лет тому назад».
Последними среди чеченцев, вероятно, ислам приняли жители Галанчожа, расположенного на границе с Ингушетией. Как пишет автор начала ХХ в., «мюридизм, разлившись широкой волной в горах, захватил в своем течении и описываемую местность, а проповедники его во времена уже Кази-Муллы обратили языческое население в ислам, чем и заставили слиться с общим потоком газавата».
Таким образом, мы можем сделать вывод, что распространение ислама среди чеченцев началось в конце XVI в. и было полностью завершено в 1820-х гг.