какие музеи вам интересны в чем вы видите пользу посещения музеев вами и вашими сверстниками
Зачем ходить в музеи
В период расцвета компьютерных технологий, развития интернета, обилия гаджетов, культурные учреждения стали пользоваться лишь чуть меньшей популярностью, чем несколько десятилетий назад. На сегодняшний день с известными полотнами художников, другими интересными экспозициями можно знакомиться, не выходя из дома, онлайн. При этом не нужно стоять в очередях, пытаться разминуться с толпой школьников либо туристов, заказавших экскурсию, платить за просмотр экспозиций также не нужно.
Однако, несмотря на возможности всемирной паутины, обилие в сети интересной информации, люди продолжают ходить в музеи, галереи, посещают художественные выставки. Почему? Зачем нужно ходить в музеи, если новые знания можно получить онлайн? Знания, информацию – можно, эмоции и впечатления – вряд ли. В музеях царит особая атмосфера, «живое» изучение экспонатов позволяет воспринимать увиденное на уровне не только разума, но и чувств.
В чем польза посещения музеев
Помните, как в детстве родители водили вас на выставки и в музеи, в школе организовывались экскурсии? Подобные места не кажутся интересными молодому поколению, однако их польза для культурного и эстетического развития неоспорима. В чем же преимущества походов в культурные заведения?
По данным исследований, 90% информации человек воспринимает визуально, она перерабатывается в 60 тыс. раз быстрее, нежели текст.
В Государственном историческом музее в Москве можно ознакомиться с многочисленными экспонатами, повествующими об истории России, о быте людей в разные эпохи, с произведениями искусства, создаваемыми отечественными и зарубежными мастерами.
Виды музеев
Современные музеи подразделяются на группы в зависимости от сферы науки либо искусства, от круга интересов отдельных групп людей. Для культурно-познавательного досуга выбирают музеи:
Тематические музеи, художественные галереи и выставки – прекрасный вариант для времяпрепровождения с семьей, компанией друзей-единомышленников. Четко понимая, зачем ходить в музеи, взрослые с удовольствием посещают их сами и с малых лет приобщают к прекрасному детей.
Почему так важно посещать музеи
Люди современности довольно часто забывают о культурном развитии. Они практикуют привычный досуг и не пытаются искать альтернативу. К примеру, посещение музеев многие считают скучным. Однако это не так. Виртуальная экскурсия изменит восприятие от такого плана заведений, просто нажмите сюда https://rzd-museum.ru/expositions. Музей железных дорог России спешит ознакомить со своими уникальными экспозициями, тайнами и секретами.
Раньше общество больше ценило походы в музеи. На самом деле они очень интересны и полезны. Большую роль играет форма подачи. С этим фактом не поспоришь. Любые экспонаты могут вызвать восторг, если таковые правильно преподнести.
Посещать музеи необходимо ввиду того, чтобы слыть в обществе грамотным и знающим человеком. Многие не хотят утратить славу интересного собеседника. Человек, который много знает, наверняка оставит после себя приятные впечатления. Не стоит забывать о том, что музеи являются кладезем знаний и интересной информации. Если не знать прошлого, то сложно построить успешное будущее.
Культурное просвещение – важная причина, по которой стоит посещать специальные учреждения. Музеи показывают историю развития того или иного направления. Если человек увлекается таковым, то начать стоит именно с базы. Когда речь идёт о представителях творческих профессий, в музей можно ходить для поиска вдохновения, чтобы сравнить свои работы с произведениями более именитых авторов прошлых лет. Музеи помогают понять, что такое хорошо и красиво. Кроме того, они открывают доступ к уникальным нюансам и деталям, о которых не всегда можно прочитать в других источниках, либо рассмотреть их на картинке.
Музеи дарят интеллектуальную и духовную просвещённость. Здесь действительно можно увлекательно провести время. Многие заведения делают ставку на прогресс. Часто экспонаты необычные или интерактивные. Сегодня многие музеи можно посетить, не покидая пределов собственного жилища. В этом случае получится сэкономить время, средства и при этом получить массу ярких эмоций. Не стоит отказываться от такой возможности.
Что делают музеи, чтобы мы в них ходили
Совсем недавно считалось, что детям в музее не место: якобы ребенок обязательно будет кричать, бегать и трогать руками экспонаты, а потом устанет, начнет капризничать и испортит взрослым всё удовольствие. Часто именно так и бывает. Но теперь интересные детям программы и доступная для них среда — это главный музейный тренд: так они растят свою новую аудиторию. Ведь если человек с младенчества привык ходить в музеи и связывает с ними приятные воспоминания, он и во взрослом возрасте о них не забудет.
Очаровывать посетителей можно буквально с рождения: в каждом уважающем себя музее есть комната, где можно спокойно покормить младенца, а многие неповоротливые старинные институции обновляют правила, чтобы мамы с колясками тоже могли спокойно ходить по залам, и устраивают для них специальные экскурсии. Для детей постарше открывают специальные залы с интерактивными экспонатами, где всё (или хотя бы что-то) можно пощупать и подергать. Первый музей, полностью предназначенный для детей, появился в 1899 году в Бруклине — и сегодня там жизнь кипит: сейчас, например, в музее проводят «медленный фестиваль», посвященный ленивцам и другим медленным животным.
Даже «скучные» музеи классического и современного искусства, которые не строились для детей, уже неплохо умеют с ними общаться: сегодня при каждом крупном музее есть как минимум один кружок для детей, а экскурсии ведут педагоги, которые не дают дошкольникам заскучать. Они не просто читают лекции, а вовлекают детей в разговор — с интересными вопросами, играми, рисованием и даже танцами.
Для тех, кто просто пришел с родителями, тоже есть развлечения — для этого стоит перед визитом заглянуть в музейный магазин и на сайт. Там, скорее всего, найдутся рабочие тетради с продуманными короткими маршрутами по экспозиции, музейные дневники, раскраски по мотивам коллекции или листы с заданиями вроде «найди на этой шпалере всех спрятавшихся животных» или «дорисуй человечка Малевича». Только посмотрите, какую красивую интерактивную карту для детей нарисовали в музее Метрополитен в Нью-Йорке (еще на сайте можно познакомиться с экспонатами — в «машине времени»).
Фото: Markus Spiske/Unsplash
Подростки
Подростки — самая трудная аудитория и для их собственных родителей, и для культурных учреждений. Если ребенка можно увлечь почти любой темой, то к язвительным, застенчивым и во всем сомневающимся тинейджерам нужен другой подход. Лучше всего это понимают сами подростки, поэтому музеи обращаются к ним за помощью: например, в лондонской Национальной галерее ежегодно собирают комитет старшеклассников, которые изучают работу музея и создают собственные программы.
В проектах для подростков часто говорят на сложные темы, связанные с идентичностью, этикой, проблемами современного мира и историческими травмами: музейные экспонаты и произведения искусства могут стать отправной точкой для обсуждения сложных вопросов о мире. Например, в проекте Третьяковки «Суть вещей» две группы подростков с разным бэкграундом изучали и интерпретировали натюрморты XX века из музейной коллекции.
Лучший способ покорить подростка — оставить его в покое и дать ему возможность заниматься тем, чем нравится. Зацикливаться на музейной коллекции совсем не обязательно: по вечерам и в выходные во многих музеях проходят лекции, концерты, перформансы и вечеринки, на которые приятно прийти даже тем, кого травмировали многочасовым шатанием по музейным залам в детстве. А еще подростки — главные любители соцсетей, и музеи под это подстраиваются: теперь вам зачастую не только разрешат фотографировать в каждом зале, но и предложат сделать селфи с экспонатом и выложить под специальным тегом #museumselfie (и даже проведут специальный инстаграм-тур!).
Фото: Redcharlie/Unsplash
Пожилые люди
Хотя сейчас музеи — не самое популярное развлечение среди пенсионеров, они хорошо относятся к культурным вылазкам (особенно в компании друзей или семьи), и музеи все больше интересуются именно аудиторией старшего возраста. Ведь пожилых людей в мире становится всё больше, они здоровее и энергичнее, чем их родители в том же возрасте. Они бурно дискутируют об искусстве, придумывают выставки и ведут экскурсии, причем не только для сверстников, но и для внуков. В практике западных музеев уже немало трогательных проектов для всей семьи: например, Национальный музей Ливерпуля устраивает мероприятия When I was little («Когда я был маленьким»), на которых бабушки и дедушки вместе с внуками 3–7 лет изучают музейные коллекции. Пенсионеры часто становятся музейными волонтерами и медиаторами, которые помогают другим людям открывать искусство. А в Швейцарии есть технический музей компании «Заурер», который вообще полностью управляется волонтерами старшего возраста!
Хотя современные бабушки и дедушки не менее активны, чем молодые люди, музеи поняли, что все-таки полезно учитывать их физические ограничения — и для начала поставить побольше диванов и складных стульчиков. На этой идее основывается принцип универсального дизайна, который сейчас активно применяют и в музеях: если делать вещи, подходящие для пожилых, детей и людей с инвалидностью, то будет удобно и всем остальным.
Фото: Christian Regnan/Unsplash
В этом году в Москве запустился первый «Музейный СтарТрек» — это творческая лаборатория для горожан старшего возраста, которая завершится в марте 2020-го. Организаторы выбрали для первого сезона четыре музея разной тематики: занятия пройдут в Третьяковской галерее, музее-заповеднике «Царицыно», Музее космонавтики и Государственном музее обороны Москвы. Во всех этих музеях пожилые москвичи смогут не только познакомиться с коллекциями, но и разработать собственные проекты — стать кураторами, медиаторами и экскурсоводами.
«Это эксперимент: мы пока не знаем, какие именно проекты получатся у участников программы, — объясняет начальник службы развития малых музеев Третьяковской галереи Татьяна Гафар. — Это могут быть выставки, авторские экскурсии, семейные маршруты для походов в музей с детьми и внуками. Главное — что люди старшего возраста примут активное участие в культурной жизни Москвы и смогут не просто узнать что-то новое о музее, а получить осязаемый результат, которым будут гордиться».
Присоединиться к группам можно до конца ноября, а узнать больше о проекте — здесь.
Почему так важно посещать музеи
Люди современности довольно часто забывают о культурном развитии. Они практикуют привычный досуг и не пытаются искать альтернативу. К примеру, посещение музеев многие считают скучным. Однако это не так. Виртуальная экскурсия изменит восприятие от такого плана заведений, просто нажмите сюда https://rzd-museum.ru/expositions. Музей железных дорог России спешит ознакомить со своими уникальными экспозициями, тайнами и секретами.
Раньше общество больше ценило походы в музеи. На самом деле они очень интересны и полезны. Большую роль играет форма подачи. С этим фактом не поспоришь. Любые экспонаты могут вызвать восторг, если таковые правильно преподнести.
Посещать музеи необходимо ввиду того, чтобы слыть в обществе грамотным и знающим человеком. Многие не хотят утратить славу интересного собеседника. Человек, который много знает, наверняка оставит после себя приятные впечатления. Не стоит забывать о том, что музеи являются кладезем знаний и интересной информации. Если не знать прошлого, то сложно построить успешное будущее.
Культурное просвещение – важная причина, по которой стоит посещать специальные учреждения. Музеи показывают историю развития того или иного направления. Если человек увлекается таковым, то начать стоит именно с базы. Когда речь идёт о представителях творческих профессий, в музей можно ходить для поиска вдохновения, чтобы сравнить свои работы с произведениями более именитых авторов прошлых лет. Музеи помогают понять, что такое хорошо и красиво. Кроме того, они открывают доступ к уникальным нюансам и деталям, о которых не всегда можно прочитать в других источниках, либо рассмотреть их на картинке.
Музеи дарят интеллектуальную и духовную просвещённость. Здесь действительно можно увлекательно провести время. Многие заведения делают ставку на прогресс. Часто экспонаты необычные или интерактивные. Сегодня многие музеи можно посетить, не покидая пределов собственного жилища. В этом случае получится сэкономить время, средства и при этом получить массу ярких эмоций. Не стоит отказываться от такой возможности.
А зачем вы ходите в музей? 5 вариантов, как не превратить поход в пытку
Всем знакома картина: родители в музейном зале, рядом зевает ребёнок. Ему скучно. Его тянут, суют в уши аудиогид, а ещё пара фотографий — мы культурно проводим время. Если вы хотите, чтобы время в музее было не просто «культурным», наш блогер Дарья Дмитриева, автор проекта «Будь в культуре», рассказывает, как сделать поход в музей осознанным и приятным для всех.
Ходить в музей можно осознанно, гораздо более осознанно, чем нас приучили в детстве. В этих привычках стоит разобраться, чем я и займусь в цикле статей. Первая статья обзорная, но сразу хочу обнадёжить: здесь будет не только критика. Гораздо важнее понять, как сделать так, чтобы музей стал и интересным, и полезным (впрочем, одно без другого невозможно).
Давайте подумаем, как люди ходят в музеи? С умным видом праздно шатаются по залам, потребляя культуру примерно как еду с фуд-корта, разве что менее разборчиво? Этот стиль передаётся растерянным и неприкаянным детям, сопровождающим средне заинтересованных взрослых. Это в лучшем случае. В худшем всё затеяно ради селфи.
Но на вопросы «Всё же зачем?» чаще всего слышится ответ «Привить культуру, а то сплошные смартфоны». По поводу того, что же стоит за словами «Привить культуру в музее», пишу отдельно. Но в итоге поход в музей — это забег по залам с периодическими остановками «почитать на стене», сфотографироваться и окриками в сторону детей «посмотри сюда/не ходи туда/здесь трогай/здесь не трогай/здесь тише/здесь получай удовольствие/разве тебе не интересно?».
Попробую разобрать несколько стратегий, используемых часто и не очень. Стратегий, которых можно сознательно придерживаться при походе в музей. Определиться лучше заранее — за пару-тройку дней до посещения.
Про выставки — отдельно, здесь именно про музеи, музеи «обычные», не детские, не интерактивные, просто музеи, в основном искусства, культуры, краеведческие или специализированные.
1. Стратегия «шедевральная»
Это самый частый способ ходить в музей. Так устроены многочисленные экскурсии. Всё посмотреть невозможно, но система шедевров — это универсальный способ организовать любой поход. Практически в любом музее есть самые важные, главные экспонаты, которые достойны осмотра. В бесплатной брошюре Эрмитажа вы можете увидеть напечатанные маленькие репродукции, чтобы точно не ошибиться. Такая же система во многих европейских музеях. В том числе поэтому к шедеврам часто невозможно толком подойти, классический пример — толпы возле Джоконды в Лувре.
Плюсы: это отточенная стратегия, максимальная экономия времени на подготовку — за вас уже всё решили, можно смело идти по маршруту, с аудиогидом или экскурсоводом. Или даже без них.
Минусы: вы практически лишены собственного мнения, выбора и т. д. Фактически вы просто потребитель, знания в итоге крайне ограниченны. Причём потребитель того, с чем вы в целом и так уже знакомы. Дети обычно довольно быстро устают в таких походах и теряют интерес, к тому же их восприятие может совсем не совпадать с рекомендациями ведущих искусствоведов.
2. Стратегия маленьких открытий
Не терпит спешки и суеты. Во время посещения музея вам необходимо превратиться в коллекционера впечатлений и находок. Стратегия идеальна для похода с детьми от 3 до 10 лет, можно и старше. Вы рассматриваете экспонаты, у которых немного людей. Обязательно фотографируйте, обычно их нет на открытках и в путеводителях. В фокусе вашего внимания — странные персонажи картин, необычные формы сосудов, непривычные вещи или детали, предметы непонятного назначения. С такого рода коллекциями очень интересно разбираться потом, вспоминать и обсуждать после.
10 типов родителей, которых вы обязательно встретите в музее
Плюсы: вы и ребёнок активно вовлечены, даже азарт появляется. У вас масса идей и интересных фотографий после посещения. Вы сможете создать множество интересных постов в своих соцсетях, гораздо более интересных, чем «я на фоне „Крика“ Мунка». Ребёнок развивает внимательность и хочет вернуться в музей.
Минусы: вы идёте мимо шедевров. Если вы в этом музее в первый и, возможно, последний раз, то действительно теряете в знаниях и впечатлениях. Закопаться в мелких вопросах, деталях и нюансах хорошо, но так нельзя делать постоянно: перспектива тоже важна.
Когда хорошо использовать: при походах в знакомые музеи, когда нет желания сильно готовиться и заранее читать, вникать в какую-либо тему, но хочется пойти в музей и качественно провести там время с ребёнком.
3. Стратегия погружения
Работает только при хорошей подготовке до посещения. Обычно детей водят со школой после изучения очередной темы. Не всегда такие походы хороши, но здесь важна личность гида и подача материала, как в музее, так и до того. Самостоятельно ходить с этой стратегией очень интересно. Лучше всего отправляться в такие походы всей семьёй, заранее узнав об экспонатах, о медийных возможностях музея, прочитав книги или посмотрев фильмы, дающие богатый контекст. Но самое важное — составить список вопросов, на которые вы сможете ответить только в музее. Как правильно подготовиться к подобному походу — тема отдельная.
Плюсы: такие походы формируют именно знания — проявляют связи, дают объёмные представления.
Минусы: при недостаточной подготовленности или перекосе интереса (родитель гораздо более заинтересован, чем ребёнок) такой поход может сильно разочаровать.
Когда подходит: в музеях, до которых легко добраться и несложно прийти повторно, лучше в своём городе или в часто посещаемом месте.
4. Стратегия сквозной прошивки
Это поход в музей ради формирования метакультурного видения и понимания кросс-культурных связей. Эта стратегия требует большой эрудиции со стороны взрослого, а от музея — определённого масштаба коллекции. Лучше всего ради такого похода найти гида. Но найти гида — это половина дела, ещё важнее — сформулировать ему запрос. Как правильно это сделать — снова отдельная тема, но, если вкратце, для формирования серьёзного базового знания запрос должен касаться проблематики. Нельзя просто запросить — «всё про Возрождение». Запрос может звучать так: «наш поход должен раскрыть тему того, как менялось представление о детях (женщинах, праздниках, деньгах, смерти, болезни и т. д.) от Античности до современности на конкретных артефактах». Если дети маленькие, то проблематизация может быть намного проще, но она должна быть. При этом поход может быть организован как игра-квест, как исследование-детектив и т. д., это вовсе не обязательно классическая экскурсия (и даже лучше не она).
Как подружить достопримечательности и детей: 7 идей мамы, которая не ходит в музеи
Плюсы: это наиболее серьёзная (не по форме, а по результату) работа с возможностями музеев — дать широкое видение культуры, ради чего они и были созданы ещё в XVIII веке в эпоху Просвещения.
Минусы: сложная подготовка и организация, подбор гида и формулирование запроса.
Когда подходит: хорошо в каникулы и отпуска, когда нет другой учёбы, а у родителей чуть больше времени. В отпуске или в поездке, если вы долго находитесь на одном месте.
5. Стратегия отдыха
Музей может быть просто средой, в которой ваш глаз отдыхает, а мозг расслабляется. Это сильно отличается от привычки уставать в музее, но вполне возможно, если вы любите музеи. Вы можете фланировать по музею и смотреть на приятные и интересные лично вам вещи, сидеть в любимом зале, а то и вообразить, что выбранный вами зал Эрмитажа — ваш зал, наполненный фрейлинами, и про себя досадовать, что дворцовый этикет не позволяет вам выпить свой кофе непосредственно здесь.
Тут главное — расслабиться и не давить на себя и детей, не пытаться их «построить», а попытаться настроиться на одну волну. Проводить время хорошо можно и на выставках современного искусства, и в классических залах. В тех музеях и галереях, где это принято, можно посидеть на полу, детям это часто нравится. Главное в этом случае — не ставить познавательных и информационных целей.
Вместо заключения — немного личного опыта. Я использую все 5 стратегий, всё чаще последнюю, хотя иногда хочется пройтись только по шедеврам, чтобы заново увидеть их после перерыва. Иногда хочется с ребёнком пошалить в музее и поискать какие-то странные вещи, а иногда делаю большое погружение в темы и связи между ними. Для меня важно, чтобы каждый поход имел смысл, а не становился фланированием ради усталых ног.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.