какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Ударные музыкальные инструменты

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Содержание

Классификация ударных инструментов

Многообразие разновидностей и форм ударных музыкальных инструментов сформировало несколько вариантов их классификации. Один и тот же инструмент может принадлежать к нескольким группам.

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Особую группу ударных инструментов составляют струнные ударные инструменты, в которых звучащим телом являются струны. К таким инструментам относится фортепиано, а также народные инструменты рода цимбал.

Перкуссия

Ряд ударных инструментов, не входящих в состав классической ударной установки. К ним относятся табла, дарбука, тамбурин, бубен, маракас, ковбелл, колокольчики, шейкеры, конго, бонго, треугольник, трещотка, деревянная коробочка, кастаньеты, рейнстик, деревянные ложки и десятки других этнических ударных инструментов. Употребляются, в разном наборе, во всех видах музыкальных оркестров и ансамблей.

Существуют также и группы (Малайзия, Африка, Индия, Южная Америка, Северные народности), состоящие из исполнителей, играющих только на ударных инструментах. Такие группы, как правило, исполняют ритуальную музыку и сопровождают обрядовые праздники. Распространены в основном в племенах. Также выступают на большой сцене, как ритмическое сопровождение экзотических вокально-танцевальных групп.

Среди музыки композиторов академической направленности есть произведения, написанные только для ударных инструментов. Обычно это довольно крупный и пёстрый по инструментарию состав. Нередко используются кроме традиционных инструментов и ударной установки различные этнические ударные инструменты. В России (СССР) стимулом для написания музыки для ансамбля ударных инструментов стало создание такого ансамбля Марком Пекарским, который успешно выступает и поныне.

Также, вероятно, используется и в переносном смысле (человек-перкуссия), что означает приблизительно то же что и иерихонская труба или человек, привлекающий много внимания.

См. также

Примечания

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Полезное

Смотреть что такое «Ударные музыкальные инструменты» в других словарях:

УДАРНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — группа инструментов, объединяемых по способу звукоизвлечения удару. Источником звука служат твердый корпус, мембрана, струна. Различаются инструменты с определенной (литавры, колокольчики, ксилофоны) и неопределенной (барабаны, бубны, кастаньеты) … Большой Энциклопедический словарь

ударные музыкальные инструменты — группа инструментов, объединяемых по способу звукоизвлечения удару. Источником звука служат твёрдый корпус, мембрана, струна. Различаются инструменты с определённой (литавры, колокольчики, ксилофон) и неопределённой (барабаны, бубны, кастаньеты) … Энциклопедический словарь

Ударные музыкальные инструменты — см. Музыкальные инструменты … Большая советская энциклопедия

Ударные музыкальные инструменты — те, из которых извлекают звук ударом. К ним относятся и клавишные инструменты, но преимущественно принято называть ударными применяемые в оркестре. Они делятся на инструменты с натянутыми кожами, металлические и деревянные. Некоторые из них имеют … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ударные музыкальные инструменты — ▲ музыкальный инструмент ↑ ударять мембранные: барабан. тамбурин. тамтам. литавра инстр. котлообразной формы с одной мембраной. бубен. флексатон. карийон. самозвучащие: кастаньеты. ксилофон. вибрафон. металлофон. челеста. тарелки. древн: тимпан.… … Идеографический словарь русского языка

Струнные ударные музыкальные инструменты — музыкальные инструменты, источником звука которых являются натянутые струны, а звукоизвлечение производится ударами по струне тангетом, молоточком или палочками. К С. у. м. и. относятся фортепьяно, цимбалы и др. См. Струнные музыкальные… … Большая советская энциклопедия

Музыкальные инструменты — Струнные Щипковые • Смычковые Духовые Деревянные • Медные Язычковые … Википедия

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков (см. Звук музыкальный). Древнейшие функции музыкальных инструментов магическая, сигнальная и др. Существовали уже в эпоху палеолита и неолита. В современной музыкальной практике… … Большой Энциклопедический словарь

музыкальные инструменты — инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков (см. Звук музыкальный). Древнейшие функции музыкальных инструментов магическая, сигнальная и др. Существовали уже в эпоху палеолита и неолита. В современной музыкальной практике… … Энциклопедический словарь

Музыкальные инструменты — инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм. Каждый М. и. обладает особым тембром (окраской) звучания, а также своими… … Большая советская энциклопедия

Источник

Ударные инструменты

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Ударные классические инструменты: барабаны, бубен, гонг, кастаньеты, колокола, колокольчики, ксилофон, литавры, тарелки, треугольник, челеста.

Барабаны — название ряда ударных музыкальных инструментов с неопределенной высотой звука. Подробнее читаем здесь.

Бубен — ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звука. Проникнув в давние времена из Азии в Европу с труппами бродячих музыкантов, бубен получил широкое распространение в Италии и Испании, где стал народным инструментом. Подробнее читаем здесь.

Гонг — ударный инструмент с определенной высотой звука (обычно настраивается на какой-либо звук в пределах малой октавы). Родиной гонга является остров Ява, где и поныне встречаются гонговые оркестры. Подробнее читаем здесь.

Кастаньеты — ударный инструмент с неопределенной высотой звука. Он представляет собой 2 полые деревянные чашечки наподобие скорлупок, соединенных шнурком и насаженных на рукоятку. При встряхивании чашечки ударяются друг о друга, издавая сухой, щелкающий звук. Кастаньеты такого устройства называются оркестровыми. Подробнее читаем здесь.

Колокола — ударный инструмент с определенной высотой звука, применяющийся для имитации колокольного звона. Представляет собой набор металлических трубок или пластин, свободно подвешенных на перекладине. Подробнее читаем здесь.

Колокольчики — ударный инструмент с определенной высотой звука, представляющий собой ряд свободно укрепленных металлических пластин. Звук извлекается либо ударом палочек (простые колокольчики), либо с помощью клавишного механизма, подобного миниатюрному пианино (клавишные колокольчики). Подробнее читаем здесь.

Ксилофон — ударный инструмент с определенной высотой звука. Он представляет собой набор деревянных брусков различной величины (по-гречески xylon — дерево, древесина и phone — звук). Бруски располагаются в форме трапеции на соломенных валиках или специальных мягких подстилках с резиновыми прокладками. Подробнее читаем здесь.

Литавры — группа ударных инструментов с определенной высотой звука. Каждая литавра представляет собой установленное на специальную подставку медное полушарие с натянутой поверх него кожей. Звук извлекается ударом небольшой колотушки с шарообразным войлочным наконечником. Подробнее читаем здесь.

Тарелки — ударный инструмент с неопределенной высотой звука. Состоит из 2-х металлических дисков, к центру которых прикреплены небольшие кожаные ремешки для продевания пальцев рук. Подробнее читаем здесь.

Треугольник — ударный инструмент с неопределенной высотой звука. Представляет собой прут из серебряной стали, изогнутый в виде равностороннего треугольника. Подробнее читаем здесь.

Челеста — ударно-клавишный инструмент, внешне напоминающий маленькое пианино. Изобретен в Париже в конце XIX века. Инструмент снабжен механикой фортепианного типа: при нажатии клавишей молоточки, покрытые фильцем, ударяют по металлическим пластинкам. Подробнее читаем здесь.

О других музыкальных классических инструментах читаем ниже.

Если Вам понравилось, то смело делимся с друзьями.

Источник

Ударные музыкальные инструменты

Ударные музыкальные инструменты появились раньше всех других музыкальных инструментов. В глубокой древности ударные инструменты использовали народы Африканского континента и Ближнего Востока для сопровождения религиозных и воинственных танцев и плясок.

В наши дни ударные инструменты являются весьма распространенными, так как ни один ансамбль не обходится без них.

К ударным принадлежат инструменты, у которых звук извлекается посредством удара. По музыкальным качествам, т. е. возможности получения звуков определенной высоты, все ударные инструменты подразделяются на два вида: с определенной высотой звука (литавры, ксилофон) и с неопределенной высотой звука (барабаны, тарелки и др.).

В зависимости от вида звучащего тела (вибратора) ударные инструменты подразделяются на перепончатые (литавры, барабаны, бубен и др.), пластинчатые (ксилофоны, виброфоны, колокольчики и др.), самозвучащие (тарелки, треугольники, кастаньеты и др.).

Громкость звучания ударного инструмента определяется размерами звучащего тела и амплитудой его колебаний, т. е. силой удара. В некоторых инструментах усиление звучания достигается добавлением резонаторов. Тембр звучания ударных инструментов зависит от многих факторов, главными из которых являются форма звучащего тела, материал, из которого инструмент изготовлен, и способ удара.

Перепончатые ударные инструменты

В перепончатых ударных инструментах звучащим телом является натянутая перепонка или мембрана. К ним относят-ся литавры, барабаны, бубен и др.

Мембрана крепится на корпусе с помощью обруча и натяжных винтов. Этими винтами, расположенными по окружности, натягивают или отпускают мембрану. Таким образом осуществляется настройка литавры: если мембрану натягивать, то строй будет выше, и, наоборот, если мембрану отпускать, то строй будет ниже. Чтобы не мешать свободнойт вибрации мембраны в центре котла, снизу имеется отверстие для перемещения воздуха.

Корпус литавр изготавливают из меди, латуни или алюминия, устанавливают их на подставке — треножнике.

В оркестре литавры используют в наборе из двух, трех, четырех и более котлов различной величины. Диаметр современных литавр от 550 до 700 мм.

Различают литавры винтовые, механические и педальные. Наиболее распространены педальные, так как одним нажатием на педаль можно, не прерывая игры, перестроить инструмент на нужную тональность.

Звуковой объем литавр равен примерно квинте. Большая литавра настраивается ниже всех других. Диапазон звучания инструмента — от фа большой октавы до до малой октавы. Средняя литавра имеет диапазон звучания от си большой октавы до фа малой октавы. Малая литавра — от ре малой октавы до ля малой октавы.

Барабаны — инструменты с неопределенной высотой звучания. Различают барабаны малый и большой оркестровые, малый и большой эстрадные, том-тенор, том-бас, бонги.

Барабан большой оркестровый представляет собой корпус цилиндрической формы, обтянутый с двух сторон кожей или пластиком. Большой барабан имеет мощный, низкий и глухой звук, который извлекается деревянной колотушкой с шарообразным наконечником из войлока или фильца. В настоящее время для мембран барабанов стали применять вместо дорогостоящей пергаментной кожи полимерную пленку, имеющую более высокие показатели прочности и лучшие музыкально-акустические свойства.

Мембраны у барабанов закрепляются двумя ободами и натяжными винтами, расположенными по окружности корпуса инструмента. Корпус барабана изготавливается из листовой стали или клееной фанеры, облицовывается художественным целлулоидом. Размеры 680×365 мм.

Барабан большой эстрадный имеет форму и конструкцию, аналогичную оркестровому барабану. Размеры его 580×350 мм.

Барабан малый оркестровый имеет вид невысокого цилиндра, обтянутого с двух сторон кожей или пластиком. Мембраны (перепонки) крепятся к корпусу с помощью двух ободов и стяжных винтов.

Для придания барабану специфического звука над нижней мембраной натягиваются специальные струны или спирали (подструнник), которые приводятся в действие с помощью сбрасывающего механизма.

Применение синтетических мембран в барабанах позволило значительно улучшить их музыкально-акустические возможности, надежность эксплуатации, длительность службы и товарный вид. Размеры малого оркестрового барабана 340×170 мм.

Малые оркестровые барабаны включены в состав военных духовых оркестров, они применяются и в симфонических оркестрах.

Барабан малый эстрадный имеет то же устройство, что и оркестровый. Размеры его 356×118 мм.

Барабан том-том-тенор и барабан том-том-бас не отличаются по устройству и применяются в эстрадных ударных установках. Барабан том-тенор крепится при помощи кронштейна к большому барабану, барабан том-том-бас устанавливают на полу на специальной подставке.

Бонги представляют собой барабаны небольших размеров с натянутой с одной стороны кожей или пластиком. Они входят в состав эстрадной ударной установки. Между собой бонги соединяются переходниками.

Бубен — представляет собой обруч (обечайку), у которого с одной стороны натянута кожа или пластик. В корпусе обруча сделаны специальные прорези, в которых укреплены латунные пластинки, имеющие вид маленьких оркестровых тарелочек. Иногда еще внутри обруча на натянутые бечевки или спирали нанизываются маленькие бубенчики, колечки. Все это от малейшего прикосновения к инструменту позвякивает, создавая своеобразное звучание. Удары по мембране производят концами пальцев или основанием ладони правой руки.

Бубны используют для ритмического сопровождения пляски, песни. На Востоке, где искусство игры на бубне достигло виртуозного мастерства, распространена сольная игра на этом инструменте. Азербайджанский бубен называется деф, дяф или гавал, армянский — даф или хавал, грузинский — дайра, узбекский и таджикский — дойра.

Пластинчатые ударные инструменты

К пластинчатым ударным инструментам с определенной высотой звучания относятся ксилофон, металлофон, марим-бафон (маримба), виброфон, колокольчики, колокола.

Ксилофон — представляет собой набор деревянных брусочков разных размеров, соответствующих различным по высоте звукам. Брусочки изготавливают из палисандра, клена, ореха, ели. Они располагаются параллельно в четыре ряда в порядке хроматической гаммы. Крепятся брусочки на прочных шнурках и разделяются пружинками. Шнур проходит сквозь отверстия в брусочках. Для игры ксилофон раскладывают на маленьком столике на долевых резиновых прокладках, располагающихся вдоль шнуров инструмента.

Играют на ксилофоне двумя деревянными палочками с утолщением на конце. Ксилофон используют как для сольной игры, так и в оркестре.

Диапазон ксилофона — от си малой октавы до до четвертой октавы.

Металлофоны сходны с ксилофонами, только звуковые пластины изготовлены из металла (латуни или бронзы).

Маримбафоны (маримба) — ударный музыкальный инструмент, звучащими элементами которого являются деревянные пластины, а для усиления звучания на нем установлены трубчатые металлические резонаторы.

Маримба обладает мягким, сочным тембром, имеет диапазон звучания четыре октавы: от ноты до малой октавы до ноты до четвертой октавы.

Игровые пластины изготавливаются из древесины палисандра, что обеспечивает высокие музыкально-акустические свойства инструмента. Пластины расположены на раме в два ряда. Первый ряд содержит пластины основных тонов, второй ряд — пластины полутонов. Установленные на раме в два ряда резонаторы (металлические трубки с заглушками) настроены на частоту звука соответствующих пластин.

Основные узлы маримбы закрепляются на опорной тележке с колесиками, каркас которой сделан из алюминия, что обеспечивает минимальную массу и достаточную прочность.

Маримба может использоваться как музыкантами-профессионалами, так и для учебных целей.

Вибрафон представляет собой набор хроматически настроенных алюминиевых пластин, расположенных в два ряда аналогично фортепианной клавиатуре. Пластины устанавливаются на высокой станине (столе) и крепятся на шнурках. Под каждой пластиной в центре находятся цилиндрические резонаторы соответствующей величины. Через все резонаторы в верхней части проходят оси, на которых крепятся вентиляторные крыльчатки — веерочки. С боку станины вмонтирован портативный бесшумный электродвигатель, который равномерно вращает крыльчатки на протяжении всей игры на инструменте. Таким образом достигается вибрация. Инструмент имеет демпферное устройство, соединенное с педалью под станиной, для приглушения звука ногой. Играют на вибрафоне двумя, тремя, четырьмя иногда и более длинными палочками с резиновыми шариками на концах.

Диапазон вибрафона — от фа малой октавы до фа третьей октавы или от до первой октавы до ля третьей октавы.

Вибрафон используют в симфоническом оркестре, но чаще в эстрадном оркестре или как сольный инструмент.

Колокола — набор ударных инструментов, которые применяются в оперном и симфоническом оркестрах для имитации колокольного звона. Колокол состоит из набора цилиндрических труб от 12 до 18 штук, настроенных хроматически. Трубы обычно латунные никелированные или стальные хромированные диаметром 25—38 мм. Их подвешивают в раме-стойке высотой около 2 м. Звук извлекают ударом деревянного молота по трубам. Колокола снабжены педально-демпферным устройством для глушения звука. Диапазон колоколов 1—11/2 октавы, обычно от фа большой октавы.

Колокольчики — ударный музыкальный инструмент, который состоит из 23—25 хроматически настроенных металлических пластинок, размещенных в плоском ящике в два ряда ступенями. Верхний ряд соответствует черным, а нижний ряд — белым клавишам фортепиано.

Диапазон звучания колокольчиков равен двум октавам: от ноты до первой октавы до ноты до третьей октавы и зависит от числа пластинок.

Самозвучащие ударные инструменты

К самозвучащим ударным инструментам относятся: тарелки, треугольники, там-тамы, кастаньеты, маракасы, погремушки и др.

Тарелки представляют собой металлические диски, изготовленные из латуни или нейзильбера. Дискам тарелок придана несколько сферическая форма, к центру прикреплены кожаные ремешки.

При ударе тарелок друг о друга издается продолжительный звенящий звук. Иногда применяют одну тарелку и извлекают звук ударом палочки или металлической щетки. Выпускаются тарелки оркестровые, тарелки «чарльстон», тарелки «гонг». Звучат тарелки резко, звеняще.

Треугольник оркестровый представляет собой стальной прут, которому придана незамкнутая треугольная форма. При игре треугольник свободно подвешивают и ударяют по нему металлической палочкой, выполняя различные ритмические рисунки.

Звук треугольника яркий, звенящий. Применяется треугольник в различных оркестрах и ансамблях. Выпускаются треугольники оркестровые с двумя стальными палочками.

Там-там или гонг — бронзовый диск с загнутыми краями, по центру которого ударяют колотушкой с войлочным наконечником, звук гонга глубокий, густой и мрачный, достигает полной силы не сразу после удара, а постепенно.

Кастаньеты — в Испании являются народным инструментом. Кастаньеты имеют форму раковин, обращенных одна 1С другой вогнутой (сферической) стороной и связанных шнуром. Изготавливают их из дерева твердых пород и пластмассы. Выпускают кастаньеты двойные и одинарные.

Маракасы — шары из древесины или пластмассы, наполненные небольшим количеством мелких кусочков металла (дробью), снаружи маракасы красочно оформлены. Для удобства удержания во время игры они снабжены ручкой.

Встряхивая маракасы, воспроизводят различные ритмические рисунки.

Маракасы находят применение в оркестрах, но чаще в эстрадных ансамблях.

Погремушки представляют собой наборы маленьких тарелочек, укрепленных на деревянной пластине.

Ударная установка эстрадного ансамбля

Прямо перед исполнителем на полу устанавливается большой барабан, он имеет упорные ножки для устойчивости. Сверху на барабане при помощи кронштейнов могут быть закреплены барабаны том-том тенор и том-том альт, дополнительно на большом барабане предусмотрена подставка для оркестровой тарелки. Кронштейны, закрепляющие том-том тенор и том-том альт на большом барабане, регулируют их высоту.

Неотъемлемой частью большого барабана является механическая педаль, при помощи которой исполнитель извлекает из барабана звук.

В состав ударной установки обязательно входит малый эстрадный барабан, который крепится на специальной подставке тремя прихватами: двумя откидными и одним выдвижным. Подставка устанавливается на полу; она представляет собой стойку, снабженную стопорным устройством для фиксации в заданном положении и регулировки наклона малого барабана.

Малый барабан имеет сбрасывающее устройство, а также глушитель, которые используются для регулировки тембра звука.

В комплект ударной установки могут входить одновременно несколько разных по размерам том-том барабанов, том-том альтов и том-том теноров. Том-том бас устанавливается с правой стороны от исполнителя и имеет ножки, с помощью которых можно регулировать высоту инструмента.

Барабаны бонги, входящие в ударную установку, размещаются на отдельной подставке.

В состав ударной установки входят также оркестровые тарелки с подставкой, механическая подставка для тарелок «чарльстон», стул.

Сопутствующими инструментами ударной установки являются маракасы, кастаньеты, треугольники, а также другие шумовые инструменты.

Запасные части и принадлежности к ударным инструментам

К запасным частям и принадлежностям ударных инструментов относятся: подставки для малого барабана, подставки для оркестровых тарелок, механическая педальная подставка для оркестровых тарелок «чарльстон», механическая колотушка для большого барабана, палочки литавровые, палочки к малому барабану, палочки барабанные эстрадные, щеточки оркестровые, колотушки для большого барабана, кожа для большого барабана, ремни, футляры.

В ударных музыкальных инструментах звук извлекается ударом какого-либо приспособления или отдельных частей инструмента друг о друга.

Ударные инструменты подразделяют на перепоночные, пластинчатые, самозвучащие.

К перепоночным относят инструменты, у которых источником звука является натянутая перепонка (литавры, барабаны), звук извлекается ударом о перепонку каким-либо приспособлением (например, колотушкой). В пластинчатых инструментах (ксилофоны и др.) в качестве звучащего тела используют деревянные или металлические пластинки, бруски.

В самозвучащих инструментах (тарелки, кастаньеты и др.) источником звука является сам инструмент или его корпус.

Ударные музыкальные инструменты — это инструменты, звучащие тела которых возбуждаются ударами или встряхиванием.

По источнику звука ударные инструменты подразделяют на:

• пластинчатые — в них источником звука являются деревянные и металлические пластинки, бруски или трубки, по которым музыкант ударяет палочками (ксилофон, металлофон, колокольчики);

• перепончатые — в них звучит натянутая перепонка — мембрана (литавры, барабан, бубен и др). Литавры представляют собой набор из нескольких металлических котлов разной величины, покрытых сверху перепонкой из кожи. Натяжение перепонки может изменяться специальным устройством, при этом изменяется высота извлекаемых колотушкой звуков;

• самозвучащие — в этих инструментах источником звука является сам корпус (тарелки, треугольники, кастаньеты, маракасы).

Источник

Ударные инструменты

Цикл статей о музыкальных инструментах см. в № 9, 16, 24/2008

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударнымиЕсли смотреть из зрительного зала на сцену, где разместился современный большой симфонический оркестр, то в дальнем левом углу мы увидим интересную картину: большое количество разнообразных ударных инструментов и музыканта (или нескольких музыкантов), играющего на них, производящего при этом разнообразнейшие действия, напоминающие порой некое шаманство. Одни из этих инструментов издают звуки с фиксируемой высотой, у других высота звучания не может быть определена точно. К первой группе относятся литавры, ксилофон, виброфон, оркестровые колокола, колокольчики. Ко второй — различные барабаны, так называемые тарелки, тамтам. Роль группы ударных в звучании оркестра весьма велика. Только о некоторых из этих инструментов мы сможем рассказать в этом очерке.

Литавры

Литавра или литавры (итал. — timpani, нем. — Pauken, фр. — timbales) — ударный инструмент, состоящий из металлического полушария (котла) и металлического обруча с кожей, которая, с помощью винтов, растягивается в большей или меньшей степени. Чем более кожа натянута, тем звук выше, и наоборот. По коже ударяют палочками с наконечником из дерева, буйволовой кожи, пробки, губки или войлока. Литавры, покрытые полотном или сукном, дают глухой звук (timpani coperti).

Литавры — инструмент очень древнего происхождения. В Европе они стали распространяться в Средние века. Сохранилось упоминание об использовании их в качестве звукового оформления процессии, которую прислал венгерский король во Францию в XV веке, желая взять в жены дочь французского короля. Это были «барабаны, похожие на огромные котлы, которые везли на лошадях».

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Барабанщик запорожцев. Конец XVIII в.

Главным отличием литавр от других разновидностей ударных уже тогда являлось то, что они могли издавать звуки определенной частоты. «Котел» литавры изготавливался из меди, к нему с помощью винтов крепилась тщательно отделанная кожа, причем среди мастеров почему-то было принято использовать обычно ослиную кожу.

В оркестр литавры были введены при Жане Батисте Люлли (во второй половине XVII столетия). С тех пор они составляют необходимую принадлежность каждого симфонического оркестра; применяются и в военных оркестрах, преимущественно кавалерийских.

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Конструкция литавры
1. Котел; 2. Гайка; 3. Обруч; 4. Натяжной винт;
5. Кожа (перепонка или мембрана); 6. Подставка

В оркестре применяются, как правило, две литавры — большая и малая. Каждая литавра, настроенная в известном тоне, может издавать при ударе только один звук. Звуки литавры обозначаются нотами в басовом ключе. Вследствие различных степеней натяжения кожи на большой литавре она может издавать звуки хроматической гаммы от фа в большой октаве до до в малой, а на малой литавре — от си-бемоль в большой октаве до фа включительно в малой октаве. В больших оркестрах используются три литавры: две малые и одна большая, реже — одна малая и две большие. У Мейербера в опере «Роберт-Дьявол», во втором действии, применены четыре литавры: две большие в две малые. Большим количеством литавр пользовался в своих сочинениях Берлиоз.

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Литавра с педальным механизмом

По двум литаврам ударяют большей частью попеременно, гораздо реже — одновременно. Перестраивание литавр в настоящее время облегчено вследствие замены винтов механизмом, перестраивающим литавру моментально. Скорость переменных ударов на литавре может быть весьма большая (tremolo). Оттенки, от самых сильных до самых слабых, вполне доступны. Чем звук ниже, тем он полновеснее и продолжительнее, чем выше, тем короче и легче.

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Труба с занавесью. Из «Книги турниров» короля Рене. XV в.

Поскольку в музыкальном отношении — так сложилось исторически и художественно — литавры сопряжены с медными духовыми инструментами (на протяжении столетий литавры и трубы составляли единую замкнутую группу, в которой литавры служили басом для труб; в музыке примеров этого сочетания огромное число; в паре их можно найти на картинах и гравюрах старых европейских мастеров), в оркестровой партитуре их партии размещаются непосредственно под группой медных духовых инструментов.

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Литавры с занавесями австрийского кирасирского полка.
Ок. 1750 г. Императорский и королевский музей армии в Вене

Едва ли найдется кульминация в классической симфонии, где композитор обошелся бы без литавр. Своим грозным нарастающим тремоло литавры могут перекрыть звучание целого оркестра. Музыкальные кульминации с литаврами создают впечатление разбушевавшихся сил стихии. Гайдн изобразил с помощью литавр громовые раскаты в оратории «Времена года». В Шестой симфонии («Пасторальной») Бетховена литавры вступают лишь в четвертой части, и часть эта — «Гроза, буря». Звук литавры, начинающийся на pianissimo, усиливается до fortissimo, предваряя слова «Содрогнись, земля» в бетховенской оратории «Христос на Масличной горе».

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Солонка в виде полковых литавр, с ложечками

Любопытно, что даже малейшее проявление самостоятельности литавр в оркестровой ткани произведения привлекает к себе внимание слушателя. Более того, некоторые произведения получили свои названия по таким моментам яркого звучания литавр. Одна из симфоний Гайдна — №94 — называется «Симфония с ударом литавр» (другое ее название — «Сюрприз», но оно тоже порождено этим самым ударом литавр). Другая симфония — №103 — «Симфония с тремоло литавр». Еще у Гайдна есть «Messa in Tempore Belli» («Месса с литаврами времен войны»: первая из шести месс, созданная в 1796 году. Она была написана, когда Наполеон, продвигаясь к австрийской границе, вторгся на север Италии. Литавры, барабаны и трубы должны были вызывать ассоциации с войной). Шостакович в Девятой симфонии заставляет литавры имитировать орудийную канонаду.

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Музыкант группы ударных инструментов

Но литавры могут звучать и очень тихо, и в таком случае это также необычайно захватывает слушателя. Хор заключенных в конце первого действия оперы Бетховена «Фиделио» сопровождается звуками литавр. Перед самым окончанием действия литавры умолкают. Но последний такт остается за ними, играющими тремоло в самой тишайшей звучности. Это подлинный мотив судьбы. Бетховен любил применять такие мотивы в многообразных, но всегда легко распознаваемых и впечатляющих формах.

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Большие серебряные литавры, переданные Войску
верных казаков по повелению императрицы Екатерины II в 1788 г.

На литаврах, как, вероятно, на каждом инструменте, есть некоторые необычные способы игры. Например, прием игры на так называемых «закрытых литаврах»: это своего рода сурдина. Сурдина на литаврах представляет собою кусок мягкой, не очень тяжелой ткани — чаще всего фланели. В зависимости от необходимости ее набрасывают на кожу литавры ближе к обручу или ближе к середине. В первом случае звук литавры заглушается меньше, во втором — больше. По самой ткани никогда не играют. Искусственное заглушение звучания литавры производит порой чарующее впечатление. Этот прием особенно широко использовал А. Бородин в Половецких плясках в опере «Князь Игорь».

Барабан

Барабан — очень древний ударный инструмент. Известно о существовании барабанов в древнем Шумере. При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется третьим тысячелетием до нашей эры. С древнейших времен барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. В современную Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Прототип малого (военного) барабана был заимствован у арабов в Испании и Палестине.

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Музыковеды обычно выделяют четыре класса барабанов: 1) рамочные барабаны, 2) в форме кубка, 3) цилиндрические и 4) котлообразные (или литавры). Но внутри этих основных классов имеется великое множество разновидностей, получивших распространение на разных континентах, в разных странах и в разное время. Мы будем говорить о барабанах, использующихся в классическом симфоническом оркестре.

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Барабан армейский с рельефным орнаментом:
св. Георгий Победоносец и двуглавый орел

Барабан (итал. tamburo, cassa; фран. tambour, caisse; англ. drum; нем. Trommel) — общеизвестный ударный инструмент, состоящий из деревянного или металлического цилиндра, оба отверстия которого затянуты телячьей кожей, закрепленной посредством двух деревянных обручей. Оба обруча соединены между собой шнуром, натянутым в виде зигзага. Натягивая сильнее шнур при помощи петель, можно сделать тон барабана более светлым.

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Ю. Пятков, С. Коровяковский. Ротный барабанщик
лейб-гвардии Семеновского полка. 1812 г.

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Колотушечка, палочка, щетка

По одной стороне барабана ударяют палочками (для игры на большом барабане употребляют палочки, обтянутые кожей); на другой стороне туго натянута жильная струна. Вибрация одной стороны передается другой, причем от постоянного трения последней о жильную струну звук делается трескучим; без струны звук получается короткий и глухой. Барабан не имеет строя и потому, как и у остальных ударных инструментов (кроме литавры), партия его нотируется только ритмически. Барабанная дробь обозначается, так же как и у литавры, в виде трели.

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Табор (провансальский барабан) – средневековый инструмент, на котором играли во время танцев. Часто бывало, что музыкант в одной руке держал барабанную палочку, а в другой – свирель

Из употребительных в симфоническом оркестре первым должен быть назван большой барабан (еще его называют турецким барабаном). Он двухсторонний, реже односторонний. На нем играют массивной колотушкой с мягким наконечником; звук его сильный, глухой и низкий. Кроме колотушки, иногда используют палочки, метелочки и др. Главное назначение большого барабана — одиночные удары (от pianissimo до подобного громовым разрядам fortissimo). Европейскими композиторами большой барабан сначала применялся в военном оркестре; с начала XVIII века — в оперном. Предшественник большого — турецкий барабан, применявшийся в «янычарской музыке». Большой барабан зачастую используется для ее имитации, например в опере Моцарта «Похищение из сераля». Кстати, Моцарт для финала своей фортепианной сонаты ля мажор написал «Рондо в турецком стиле» (другое его распространенное название — «Турецкий марш»). Нарочито резкие аккорды в левой руке исполняются в нем особым образом — арпеджированно. Это сделано специально, чтобы средствами фортепиано имитировать звучание такого турецкого барабана.

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Дарабука – египетский барабан-бокал

Малый барабан — с двумя кожаными мембранами, натянутыми на низкий цилиндр. Вдоль нижней мембраны натянуты струны (4–10 в концертном и до 18 — в джазовом барабане), которые придают звуку сухой, рокочущий, раскатисто-дребезжащий оттенок. При отключении струн специальным рычажком этот характерный треск исчезает. Основной прием игры — дробь, быстрое тремоло. Играют на нем двумя деревянными палочками с утолщениями на концах.

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Мастер Дистин сконструировал большой барабан
для симфонического оркестра

В оперный и симфонический оркестры малый барабан введен в XIX веке; часто используется в военных сценах. Его дробь очень хорошо подчеркивает ритм музыки, иногда оживляет ее, а иногда и вносит тревогу. Шостакович ввел в первую часть своей Седьмой симфонии целых три малых барабана: они однообразно и зловеще звучат в эпизоде фашистского нашествия, а в Одиннадцатой симфонии дробь малого барабана изображает картину расстрела 9 января 1905 года.

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Каленго – барабан из Нигерии. По перепонке ударяют пальцами или изогнутой палочкой. Нажимая на бечевки, можно менять силу натяжения перепонок и, следовательно, высоту звука

При всей важности разных ударных инструментов в симфонической музыке едва ли найдется другой, помимо малого барабана, инструмент, который мог бы похвастаться большим, а главное, гениальным сольным произведением в своем репертуаре. Малый барабан имеет такой шедевр — это «Болеро» М. Равеля. Здесь он непрерывно звучит на протяжении всего произведения, четко отбивая ритм испанского танца. Обычно при исполнении этого произведения ударник занимает место на авансцене рядом с дирижером. Именно как солист.

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Цудзуми – двусторонний японский барабан
с узкой средней частью корпуса

Звучание барабана столь характерное, что породило ряд пословиц. Их можно найти в словаре В.Даля: Зайца на барабан не выманишь. Иному гром — не гром, а страшен барабан. Отдать под барабан (то есть в солдаты). За богатым черти в барабаны бьют.

Колокола (оркестровые)

С древних времен колокольный звон созывал людей на культовые церемонии и на праздники, а также возвещал о несчастьях. С развитием оперы, с появлением в ней исторических и патриотических сюжетов композиторы стали вводить колокола в оперный театр. Особенно богато представлены звучания колоколов в русской опере: торжественный звон в «Иване Сусанине», «Сказке о царе Салтане», «Псковитянке» и «Борисе Годунове» (в сцене коронации), тревожный набат в «Князе Игоре», погребальный перезвон в «Борисе Годунове». Во всех этих операх звучали настоящие церковные колокола, которые в крупных оперных театрах помещаются за сценой. Однако далеко не каждый оперный театр мог позволить себе иметь собственную звонницу, поэтому композиторы лишь изредка вводили в оркестр небольшие колокола — как это сделал Чайковский в увертюре «1812 год».

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Большие церковные колокола заслуживают, конечно, отдельного рассказа. Но в данном случае речь пойдет о так называемых оркестровых колоколах, то есть об инструменте, который имитирует звучание настоящих колоколов. Они конструируются в виде набора стальных труб, сделанных из латуни (никелированных) или стали (хромированных), подвешенных к раме (ее высота около двух метров). Обычно в таком наборе от 12 до 18 труб-цилиндров, настроенных по хроматической гамме. Таким образом, колокола относятся к разряду ударных инструментов с фиксированной высотой звука.

Звук извлекается путем удара по трубе молотка в виде колотушки с бочкообразной головкой, обтянутой кожей. Эти трубы висят свободно, не соприкасаясь друг с другом, поскольку при ударе по ним молотка они должны иметь возможность вибрировать; как и настоящие колокола, они звучат, только пока трубы вибрируют от удара. Но по этой же причине у инструмента имеется так называемое демпферное устройство, с помощью которого звучание труб может быть остановлено.

Дело в том, что применение настоящих колоколов в музыкальных произведениях может быть осложнено слишком долгим их звучанием, если не иметь возможности его искусственным способом остановить: большие колокола в силу своей большой массы долго сохраняют инерцию колебаний. Эта продолжительность звучания (то есть долго длящийся, пусть и очень богатый обертонами, но один тон) может входить в противоречие с более быстро меняющейся гармонией данного музыкального эпизода и тем самым создавать нежелательные диссонансы.

Естественно, что в уже названных оркестровых произведениях при отсутствии настоящих колоколов используется набор оркестровых колоколов. Они звучат также в опере Дж.Пуччини «Тоска», в опере Р.Вагнера «Парсифаль», в «Поэме экстаза» А.Скрябина, в вокально-симфонической поэме С.Рахманинова «Колокола», в оратории С.Прокофьева «Александр Невский». С.Прокофьев заменил трубы длинными металлическими брусками.

Колокольчики

Колокольчики (итал. — campanell, фр. — jeu de timbres, нем. — Glockenspiel), иногда их на немецкий манер называют глокеншпилями — ударный музыкальный инструмент с определенной высотой звучания. Инструмент обладает светлозвенящим тембром в piano, блестящим и ярким — в forte. Колокольчики существуют в двух разновидностях: простые и клавишные.

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Простые колокольчики представляют собой набор настроенных по хроматической гамме металлических пластинок, размещенных в два ряда на деревянной раме трапециевидной формы. Расположение пластинок на них аналогично расположению белых и черных клавиш фортепиано. Применяемый диапазон колокольчиков — от до третьей октавы до до пятой. Играют на обычных колокольчиках двумя маленькими металлическими молоточками или деревянными палочками.

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Ручные колокольчики, издающие звуки разной высоты,
известны с XII в.

В клавишных колокольчиках пластинки заключены в корпус, наподобие маленького пианино, где имеется несложный механизм молоточков, передающий удары от клавиш к пластинкам (этот механизм схож с механизмом челесты). Однако эта цепь механизмов не очень хорошо отражается на их звуке: он не так ярок и звонок, как на обычных колокольчиках. Тем не менее, уступая молоточковым колокольчикам в красоте звука, клавишные превосходят их в техническом отношении. Благодаря фортепианной клавиатуре на них возможны довольно быстрые пассажи и многозвучные аккорды.

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Бо-чжун – китайский колокольчик, считался символом плодородия.
Звук из него извлекали специальной палочкой.
Колокольчик подвешивали на цепочке.
Украшения в виде острых выступов

С XIX века колокольчики часто применяются в симфоническом оркестре. Ноты для колокольчиков пишутся на две октавы ниже их действительного звучания; в партитуре их партия пишется под партией колоколов, над партией ксилофона.

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Царь Давид, играющий на колоколах с помощью молоточков.
Миниатюра из Библии ХIII в.

Тембр колокольчиков — серебристый, нежный и звонкий. Они звучат в «Волшебной флейте» В.А.Моцарта при выходах Папагено, в арии с колокольчиками в опере «Лакме» Л.Делиба, в «Снегурочке» Н.Римского-Корсакова, когда Мизгирь, преследующий Снегурочку, видит огоньки светлячков, в «Золотом петушке» при выходе Звездочета. Чайковский применил колокольчики в «Итальянском каприччио». И хотя колокольчики, кажется, не вяжутся с нашим стремительным и мускулистым веком, их использовали и С. Прокофьев в своем Первом концерте для фортепиано с оркестром, и П.Хиндемит в Концерте для кларнета с оркестром.

Тарелки

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударнымиОбычно считается, что тарелки пришли в европейскую музыку из Турции. Это мнение основано на ряде исторических свидетельств, подтверждающих необычайную популярность этого ударного инструмента в военном обиходе Турции.

Однако, справедливости ради, приоритет в использовании этого очень эффектного ударного инструмента нужно отдать Древнему миру. В частности, тарелки были известны ассиро-вавилонянам. Есть предположение, что они применялись уже в Древнем Египте. Греки времен Эллады верили, что звук, издаваемый тарелками, лишал злых духов их чудодейственных чар. В Древнем Риме в тарелки били на празднествах, посвященных Персефоне. Эти празднества отличались мрачностью и суровостью. Можно было бы рассказать и об использовании тарелок на Востоке.

Может показаться неожиданным, но и в Европе тарелки были известны задолго до того, как они заняли важное место в симфонической музыке: о тарелках было известно еще до XV века, но затем они были преданы забвению. Это продолжалось вплоть до XVII века, когда возникли войны с османами. Именно с этого времени тарелки стали прочно ассоциироваться с музыкой янычар, то есть стали символом «турецкой музыки». В этой связи необходимо назвать имя Михала Клеофаса Огиньского, автора знаменитого полонеза «Прощание» (широко известного как «Полонез Огиньского»).

Дело в том, что некоторое время он жил в Константинополе и написал оперу «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире», открывающуюся увертюрой («Азиатская увертюра»), требующей необычного оркестра — в его состав входят тарелки под их турецким названием, написанным по-французски: zyle (зиль). Чтобы не быть превратно понятым, композитор дал точное описание этого инструмента и способа игры на нем: «зиль является турецким инструментом в виде плоской тарелки из звонкой латуни, которой ударяют в такт одной о другую».

Уже сам способ игры на тарелках впечатляет и приковывает к себе внимание: играть на них необходимо стоя, поскольку тарелки хорошо и ярко звучат, когда после удара они оказываются широко разнесенными в разные стороны (на вытянутых руках ударника). В таком случае яркий звук тарелок разливается над всем оркестром и в кульминациях производит необычайно возбуждающее впечатление. В симфонической музыке это встречается очень часто и, по удачному определению крупнейшего знатока инструментовки Д. Рогаль-Левицкого, «производит очень нарядное впечатление».

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными

Этот способ употребления тарелок главный. Однако, как и у других инструментов, имеются и другие особенности звукоизвлечения на тарелках, в частности игра палочками. Но в таком случае сами тарелки исполняют обязанности «звукообразователя». Иногда свободно висящую тарелку можно возбудить ударом мягкой палочки от литавр. Получается чарующий эффект, особенно в piano. В соединении с другими ударными инструментами, например барабаном, бубном и треугольником, звучание тарелки, производимое подобным образом, становится почти незаметным. Совершенно изумительно использовал этот прием К. Дебюсси в своих симфонических эскизах «Море». Здесь тарелка, оставленная без сопровождения (редкий случай соло этого инструмента), производит впечатление повисшего в воздухе облачка золотистой пыли…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Смотреть картинку какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Картинка про какие музыкальные инструменты можно назвать ударными. Фото какие музыкальные инструменты можно назвать ударными Ударные музыкальные инструменты
Инструменты с определённой высотой звучания
Мембранофоны