какие мышцы формируют голосовой аппарат
Какие мышцы формируют голосовой аппарат
Для того, чтобы правильно представлять сложный механизм речевой деятельности в норме, дифференцированно подходить к анализу речевых нарушений и грамотно определять пути и направления коррекционной работы, необходимо знание анатомо-физиологических механизмов речи.
Речь – одна из сложных высших психических функций человека, которая обеспечивается деятельностью головного мозга.
Исследованиями П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и др. установлено, что основой всякой высшей психической функции являются сложные функциональные системы, в формировании которых принимают участие различные участки мозга, объединенные механизмом рефлекса.
Речевой аппарат состоит из центрального и периферического отделов.
Рис. 1. Строение речевого аппарата
1 – головной мозг; 2- носовая полость; 3 – твердое небо; 4 – ротовая полость; 5 – губы; 6 – резцы; 7 – кончик языка; 8 – спинка языка; 9 – корень языка; 10 – надгортанник; 11 – глотка; 12 – гортань; 13 – трахея; 14 – правый бронх; 15 – правое легкое; 16 – диафрагма; 17 – пищевод; 18 – позвоночник; 19 – спинной мозг; 20 – мягкое небо.
К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг – его кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов.
Главенствующее значение в образовании речи имеет лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины являются речедвигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Брока). Височные извилины, будучи речеслуховой областью (центр Вернике), отвечают за восприятие чужой речи. Теменная доля коры мозга обеспечивает понимание речи, а затылочная, являясь зрительной областью, имеет значение для усвоения письменной речи.
Подкорковые ядра отвечают за ритм, темп и выразительность речи.
Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи. От центра к периферии идут центробежные пути, а от периферии к центру – центростремительные нервные пути.
В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие следующие черепно-мозговые нервы:
Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.
Дыхательный отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, голосовой – для образования голоса, артикуляционный – образует характерные звуки нашей речи в результате деятельности органов артикуляционного аппарата.
Дыхательный отдел включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). Длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза.
У ребенка речевое дыхание вырабатывается постепенно, в процессе речевого развития. Вначале ребенок пользуется в речи навыками жизненного дыхания. Такое дыхание остается в случаях рано возникающей речевой патологии.
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Вверху гортань граничит с глоткой, а внизу – с трахеей.
Голосовые складки своей массой почти полностью закрывают просвет гортани, оставляя узкую голосовую щель. При обычном дыхании голосовая щель расширяется (вдох), принимая вид равнобедренного треугольника, и сужается (выдох).
В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых складок гортани, на которые воздействует воздух, поступающий под определенным давлением из бронхов и лёгких. Колебания передаются в окружающую среду, и мы воспринимаем их как звуки голоса.
Основными органами артикуляционного отдела являются: язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы, альвеолы, язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть – это подвижные органы артикуляции; зубы, альвеолы и твердое нёбо – неподвижные, которые не изменяют своего положения, но также участвуют в образовании звуков.
Рис. 2. Профиль органов артикуляции
1 — губы, 2 – резцы; 3 – альвеолы; 4 – твердое небо;
5 – мягкое небо; 6 – голосовые складки, 7 – корень языка; 8 – спинка языка; 9 – кончик языка.
Язык – самый активный и подвижный орган артикуляции, система мышц языка даёт возможность менять его форму, положение и степень напряжения. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Передняя часть языка подвижна и в ней различают кончик, передний края, боковые края и спинку. Задняя часть языка фиксирована и называется корнем языка.
От середины нижней поверхности языка ко дну ротовой полости спускается складка слизистой оболочки (так называется уздечка), которая ограничивает крайние движения языка. У некоторых детей эта уздечка укороченная от рождения. В грудном возрасте это затрудняет сосание, а позднее мешает правильно произносить звуки. В раннем возрасте уздечку подрезают. В более позднем возрасте необходима помощь логопеда и специальные упражнения для языка, помогающие растянуть уздечку.
Важная роль в образовании звуков речи помимо языка принадлежит также и другим органам артикуляции: твердому и мягкому нёбу. Совершая различные движения и принимая самые разнообразные положения, они видоизменяют форму ротовой полости, образуют в ней смычки, щели и т.п. Мягкое нёбо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает проход в нос, опускаясь, открывает его.
Движения активных органов артикуляции называют речевой моторикой, т.е. возможностью совершать движения и удерживать орган в заданном положении.
Образовавшийся в гортани голос усиливается и приобретает индивидуальный тембр благодаря резонансу в так называемой надставной трубе (глотка, ротовая и носовая полость). Надставная труба может менять форму и объем, что имеет большое значение для образования звуков речи. Именно эти изменения и создают явление резонанса.
При правильном произношении носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и и и их мягких вариантов. При произнесении других звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.
При образовании звуков речи надставная труба кроме функции резонатора выполняет функцию шумового вибратора (функция звукового вибратора принадлежит голосовым складкам). Шумовым вибратором являются щели между губами, между зубами и губами, зубами и языком, языком и твердым нёбом, языком и альвеолами. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные, а одновременное колебание голосовых складок и шумового вибратора – звонкие согласные.
Важными факторами для развития речи ребенка являются его полноценный слух и зрение.
Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.
Слух человека в процессе своего развития приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи. Совсем маленький ребенок воспринимает слова еще нечетко, поэтому часто смешивает одну фонему с другой, произносит слова неправильно. Необходимо постоянно поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой, которую впоследствии будет трудно преодолеть.
Существенное значение в развитии речи детей имеет также зрение. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями губ и языка говорящих, повторяет их, стараясь подражать артикуляционным движениям.
В процессе развития ребенка между анализаторами, принимающих участие в речевой деятельности, возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторными связями.
Какие мышцы формируют голосовой аппарат
Пространство выше ложных голосовых связок носит название преддверия гортани (vestibulum laryngis). Между ложными и истинными голосовыми связками по правой и левой стороне находятся углубления, называемые морганиевыми желудочками. Пространство ниже истинных голосовых связок носит название подсвязочной полости (cavum infraglotticum).
Величина и форма преддверья гортани, подсвязочной полости, а также морганиевых желудочков постоянно изменяются. Во время произношения и пения низких звуков они расширяются, и наоборот, во время образования высоких тонов уменьшаются в своих размерах. Вышесказанное подтверждается томографическими снимками гортани во время произношения низкой гласной у, а также высокой и.
Пространство под истинными голосовыми связками представляет собой резонаторную камеру, расширяющуюся книзу по направлению к трахеи. Это пространство имеет важное значение в формировании тембра голоса.
Движение гортани вверх и вниз, а также сближение и перемещение вбок голосовых связок, их натяжение и колебание происходит благодаря функции мышц гортани. Анатомические данные об этих мышцах читатель может найти в учебниках нормальной анатомии и отоларингологии.
В течение долгого времени не было известно, какое значение имеют некоторые наружные мышцы для фонации. Особенно много внимания исследователи посвящают выяснению роли грудинно-ключично-сосковой мышцы. Наружные мышцы гортани выполняют следующие функции: а) стабилизируют гортань в определенном положении; б) подтягивают гортань вверх; в) опускают гортань; г) выдвигают гортань вперед и д) перемещают её назад. Влияние этих мышц на голосообразование до сих пор полностью еще не выяснено.
Благодаря роботам Schilling получены исчерпывающие данные, касающиеся двух мышц гортани, а именно: перстнещитовидной и грудиннощитовидной.
Правая и левая перстне-щитовидные мышцы (mm. cricothyreoidei) натягивают истинные голосовые связки. Благодаря сокращению этих мышц щитовидный хрящ приближается к перстневидному хрящу, что сопровождается увеличением силы голоса.
При повреждении перстне-щитовидной мышцы тон голоса понижается и образование высоких звуков становится затруднительным. Голос в таких случаях — низкий, звучит как бы на одном уровне, утрачивается его мелодичность даже при обычной разговорной речи. Сила голоса также ослабляется, а в особенно тяжелых случаях бывает настолько слабой, что крик становится невозможным.
Полное нарушение функции перстне-щитовидных мышц наблюдается очень редко, частичное же нарушение функции этих мышц встречается сравнительно часто у людей, профессия которых связана с напряжением голоса; так, например, у певцов, актёров, лекторов, ораторов и т.д. У лиц с такими профессиями работа в несоответствующем им голосовом регистре часто приводит к чрезмерной нагрузке наружных мышц гортани. Такие люди являются частыми пациентами ларингологов и фониатров. Наружные мышцы гортани функционально связаны с внутренними мышцами гортани, и нарушение функции первых отрицательно сказывается на работе всего голосового аппарата. Чрезвычайно интересным фактом является то, что при ларингоскопии в таких случаях не удастся установить никаких отклонений от нормы, а патологические изменения становятся явными лишь во время образования низких и высоких звуков. В разделе о томографии гортани мы еще вернемся к этой теме.
Функция перстне-щитовидных мышц имеет особо важное значение у певцов. Эти мышцы могут быть перенапряжены в случаях ошибочного и ненужного стремления к расширению регистра голоса вверх, например, у ложных теноров, а на самом деле — баритонов, которых принуждают к исполнению произведений в высокой тесситуре. Антагонистами указанных выше мышц являются грудинно-щитовидные мышцы.
Правая и левая грудинно-щитовидные мышцы (mm. sternothyreoidei) при своём сокращении отпускают гортань, благодаря их сокращению уменьшается натяжение истинных голосовых связок и голос понижается. Эти мышцы удерживают гортань в определенном положении и препятствуют большим смещениям её.
Schilling на основании своих наблюдений пришел к заключению о том, что перстнещитовидные и грудинно-щитовидные мышцы регулируют деятельность внутренних мышц гортани и играют ведущую роль при звукообразовании. При повреждении этих мышц звукообразование становится невозможным, несмотря на то, что на слизистой оболочке гортани не удается обнаружить никаких патологических изменений. Так, при травме наружных мышц гортани у человека, работа которого связана с использованием голоса, может возникнуть вопрос об изменении его профессии.
В последнее время появилось значительное количество работ различных ученых (Farabeuf, Pirquet, Pressmann, Terracol), посвященных изучению функции одной из внутренних мышц гортани: а именно: наружной щиточерпаловидной мышцы (m. thyreo-arytenoideus externus).
Как указывает Terracol, наружная щиточерпаловидная мышца простирается вдоль всей длины гортани в передне-заднем направлении.
Мышца эта очень широкая, состоит из многочисленных переплетающихся между собой и покрывающих друг друга длинных волокон, в состав её входят также и циркулярные волокна. Farabeuf (цитируют по Terracol) считает, что в этой мышце можно выделить три пучка круговых мышечных волокон, являющихся отдельными самостоятельными мышцами, сжимающими гортань и расположенными на различной высоте по её длине:
1) на уровне ложных голосовых связок (sphincter ventricularis)
2) на уровне преддверия (sphincter vestibularis) и 3) на уровне истинных голосовых связок (sphincter glotticus). Вследствие наличия этих трёх сжимателей, механизм возникновения функциональных расстройств голоса, в основе которых лежат гипер-, гипо- и дискинетические феномены, часто является очень сложным. Парадоксальные результаты ларингоскопии и стробоскопии иногда усложняют диагностику заболевания.
Мышцы гортани функционируют комплексно, а не каждая в отдельности. Они выполняют следующую работу: 1) разъединяют истинные голосовые связки во время вдоха и выдоха; 2) сближают истинные голосовые связки и обеспечивают их смыкание во время фонации; 3) обусловливают стабилизацию гортани; 4) укрепляют голосовые связки; 5) натягивают истинные голосовые связки; 6) укрепляют их свободный край. Биологически важная функция — перемещение вбок истинных голосовых связок во время вдоха и выдоха (расширение голосовой щели) осуществляется благодаря сокращению одной только задней перстне-черпаловидной мышцы, которая является антагонистом остальных мышц гортани, сближающих истинные голосовые связки во время фонации.
Как сберечь голос учителю: 10 советов врача-фониатра
Различного вида осиплости, охриплости, дисфонии и частичная или полная потеря голоса у учителей проявляются очень часто в связи с повышенными нагрузками на голосовой аппарат. И это легко объяснимо. Во-первых, сказывается продолжительность говорения: учителям ежедневно приходится говорить по много часов практически без остановки, а многие из представителей этой профессии и на переменах не дают отдохнуть голосовому аппарату, продолжая общаться с коллегами. Во-вторых, громкость речи: очень многие педагоги, стараясь донести знания до своих подопечных, свято следуют правилу «Чем громче, тем лучше», тем самым усугубляя нагрузку на и без того напряженный голосовой аппарат. Поэтому представителям «голосовых» профессий особенно важно знать, как уберечь свой голосовой аппарат и что делать, если с голосом все-таки что-то случилось.
В нашей статье врач-оториноларинголог, фониатр Клиники «СМИТРА» Демидов Егор Евгеньевич даст 10 ценных советов о том, как педагогу сохранить главный инструмент – голос.
Совет №1. Не пренебрегайте ранней диагностикой. Исследование состояния речевого аппарата у представителей педагогических профессий является обязательным. Особенно, если вы заметили у себя любые патологические проявления, связанные с голосом. Снижение силы голоса, сужение диапазона, уменьшение полетности певческого голоса, осиплость голоса, уменьшение звучности голоса, затруднение при разговоре, усталость голоса могут быть начальными проявлениями заболеваний речевого аппарата и требуют вмешательства доктора.
Совет №2. Позволяйте голосу отдыхать. Используйте любую, самую маленькую возможность, чтобы дать голосу отдохнуть. Другими словами, просто помолчать. Многие педагоги забывают об этом и продолжают вести разговоры с коллегами и учениками даже на переменах, да еще и с той же интенсивностью. Как результат, вечером появляется охриплость, усталость голоса, различные неприятные и болевые ощущения в области горла.
Совет №3. «Молчание – золото». Хорошей привычкой станет 2-3 часовое молчание после окончания трудового дня. При необходимости в этот период пользуйтесь речью минимально: фразы должны быть короткими, лаконичными, сама речь – очень тихой. Не допускайте в этот период продолжительных и, тем более, громких разговоров.
Совет №4. Не переохлаждайтесь! Голосовой аппарат специалиста голосо-речевой профессии очень чувствителен к резким перепадам температур. Поэтому в холодное время года не выходите на улицу сразу после голосовых нагрузок, подождите 15-20 минут, «разогретому» нагрузкой голосовому аппарату необходимо время, чтобы остыть. Также вы можете охладить голосовые складки, выпив перед выходом на улицу несколько глотков воды комнатной температуры.
Совет №5. Лечитесь вовремя. Важное значение в здоровье голосового аппарата имеет здоровье верхних дыхательных путей. Заболевания носа и околоносовых пазух, ангины, тонзиллит могут вызывать и поддерживать воспалительные изменения в гортани. Поэтому при наличии любых заболеваний верхних дыхательных путей обязательно обратитесь к доктору-оториноларингологу для диагностики и лечения. При возникновении острых простудных заболеваний вы должны быть немедленно освобождены от работы. Обратитесь к врачу при первых появлениях простуды и соблюдайте строгий голосовой режим. Возвращайтесь к работе только после ликвидации воспаления и полного восстановления речевых функций, так как, например, недолеченый острый ларингит может перейти в хроническую форму и надолго вывести учителя из строя, лишив голоса.
Совет №6. Старайтесь меньше нервничать. Деятельность педагогического работника часто очень эмоциональна, связана с нервным перенапряжением и стрессами. Поэтому одной из причин осиплости или даже полной утраты голоса у учителя являются расстройства нервной системы. Постарайтесь организовать свою личную и профессиональную жизнь так, чтобы нервная система не подвергалась сильным неожиданным нагрузкам, психическим травмам, перенапряжению. Если чувствуете, что не способны самостоятельно справиться с накопившимся стрессом и эмоциональной усталостью, обратитесь к профессионалу – врачу-неврологу или психотерапевту.
Совет №7. Избегайте раздражителей. Рабочий орган учителя – голосовой аппарат – очень чувствителен ко всякого рода раздражителям. Не увлекайтесь острой пищей, слишком горячими или холодными напитками, откажитесь от алкоголя. Употребление этих продуктов отрицательно влияет на слизистую оболочку рта, глотки и нижележащих отделов. Не менее вредным для специалистов голосо-речевых профессий является и курение, которое раздражает не только верхние, но и нижние дыхательные пути, вызывая сильное слюноотделение.
Совет №8. Для женщин. Стоит помнить, что во время менструации голосовой аппарата наиболее уязвим и требует особой заботы. Голосовые складки у женщины в этот период несколько набухают, голос быстро устает. Перенапрягать голосовой аппарат в эти дни категорически противопоказано.
Совет №9. Для опытных работников. Чувствительность голосового аппарата и его подверженность отрицательным воздействиям возрастает прямо пропорционально возрасту. Работоспособность речевого аппарата с возрастом снижается, а его чувствительность к простуде, перенапряжению, наоборот, возрастает. Учитывая это, работники «голосовых» профессий пожилого возраста должны более строго выполнять правила гигиены.
Совет №10. Если резко пропал голос… Что делать, если вы вдруг резко, прямо во время занятия или урока потеряли голос? Есть ли «волшебные» народные способы, позволяющие быстро вернуть его? И можно ли ими пользоваться? Ответ однозначный – нет. В случае резкой потери голоса, первое, что необходимо сделать – обратиться к врачу- фониатру и не заниматься самолечением! Лучшее, что вы можете сделать до приема врача – пить больше теплой жидкости (чай, компоты, морсы), не шептать и свести голосовую нагрузку к минимуму.
Придерживайтесь наших простых советов и будьте уверены: ваш голос будет вам благодарен! Ваш главный рабочий инструмент прослужит верой и правдой много лет, звуча уверенно, воодушевлённо, выразительно, позитивно.
Здоровья вам!