какие наглядные материалы применять в обучении детей с нарушенным зрением

Требования к наглядности при проведении занятий с детьми с нарушением зрения.

какие наглядные материалы применять в обучении детей с нарушенным зрением. Смотреть фото какие наглядные материалы применять в обучении детей с нарушенным зрением. Смотреть картинку какие наглядные материалы применять в обучении детей с нарушенным зрением. Картинка про какие наглядные материалы применять в обучении детей с нарушенным зрением. Фото какие наглядные материалы применять в обучении детей с нарушенным зрением

В изодеятельности образцы для показа должны быть в 2-2,5 раза больше детских работ, мелкие детали показываются дополнительно в крупном размере. Для рисования можно применять как общую, так и индивидуальную натуру, а также дополнительную для 3-4 наиболее плохо видящих детей.

Условиями для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта являются:

· выбор адекватного фона;

· постоянное использование указки для показа;

· нахождение ребенка при показе объекта у доски со стороны открытого глаза (закрыт правый глаз — слева, закрыт левый глаз — справа);

· нахождение педагога у доски справа, обязательно лицом к детям;

· подача некоторых объектов на рассматриваемой картине с четким контуром (обводятся черным цветом по контуру).
Индивидуальное предъявление зрительного материала осуществляется с расстояния не более чем 30-35 см от глаза ребенка с амблиопией и косоглазием. Материал для фронтальной демонстрации предъявляется не далее 1 м от глаза с дополнительным индивидуальным показом, картинки на определенном фоне под углом 45градусов относительно линии взора.

Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем), розовом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем). Предметы берутся крупные, яркие по цвету, точные по форме и деталям. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
На занятиях по математике размер предметов — до 15см, размер используемой натуры— 20-25 см, раздаточный материал — 2-5 см.
Весь демонстрационный материал должен соответствовать естественным размерам, т. е. машина должна быть меньше дома, помидор меньше капусты и т. д.

Требования к пособиям

При подборе стимульного материала необходимо учитывать следующие положения:

соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов;

соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст (80-95%);

четкое выделение ближнего, среднего и дальнего планов.

Отрицательный контраст предпочтительнее, дети лучше различают черные объекты на белом фоне, лучше воспринимают заполненные фигуры, чем контурные.

Величина предъявляемых объектов определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей с учетом рекомендаций врача-офтальмолога и тифлопедагога.

Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей. Можно одновременно демонстрировать две одинаковые картинки, чтобы все дети хорошо их видели.

При демонстрации наглядного материала необходимо учитывать уместность его предъявления и применения в данный момент. Работая с детьми с амблиопией и косоглазием, надо чаще использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме.

В цветовой гамме желательны желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Необходимо помнить, что для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов.

При подборе и предъявлении дидактического материала рекомендуется учитывать зрительные возможности детей с амблиопией и косоглазием и типы зрительных нагрузок, разработанные Л.А.Григорян.

Если острота зрения от 0.4 и выше, можно предъявлять разнообразные по цвету объекты размеров 2 см и меньше. Очки для близи требуются: при сходящемся косоглазии с дальнозоркой рефракцией; расходящемся косоглазии, с миопической рефракцией; высокой степени миопии. При миопии средней и слабой степени очки не требуются (при отсутствии астигматизма).

Детям с амблиопией и косоглазием старшего дошкольного возраста с визусом до 0.3 ( с не центральной, но устойчивой фиксацией; с центральной и неустойчивой фиксацией; с нецентральной и неустойчивой фиксацией) предъявляются объекты размером более 2 см оранжевого, красного и зеленого цвета. Детям с центрально фиксацией трудно реализовать взор на определенном объекте, это должно учитываться при демонстрации дидактического материала.

Старшим дошкольникам с остротой зрения от 0.4 и выше с центральной устойчивой фиксацией с монокулярным, монокулярно-альтернирующим и одновременным характером зрения, со сходящим косоглазием можно предъявлять разнообразные объекты различных цветов и размеров. Трудности связаны с восприятием объемных материалов, а также изображений переднего, заднего планов. Отличительной особенностью этих детей являются трудности конвергенции, направления взора верх и вдаль.

Старшим дошкольникам с остротой зрения от 0.4 и выше с центральной устойчивой фиксацией с монокулярным, монокулярно-альтернирующим и одновременным характером зрения, но с расходящимся косоглазием можно предъявлять разнообразные объекты различных цветов и размеров. Для четкого восприятия стимульного материала, предъявляемого вблизи, необходимы очки для близи, т.к. расходящееся косоглазие часто связано с миопической рефракцией. На занятиях этой группе детей рекомендуются упражнения на усиление аккомодации.

Источник

Использование современных средств наглядности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения

какие наглядные материалы применять в обучении детей с нарушенным зрением. Смотреть фото какие наглядные материалы применять в обучении детей с нарушенным зрением. Смотреть картинку какие наглядные материалы применять в обучении детей с нарушенным зрением. Картинка про какие наглядные материалы применять в обучении детей с нарушенным зрением. Фото какие наглядные материалы применять в обучении детей с нарушенным зрением Наталья Карпова
Использование современных средств наглядности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения

Использование современных средств наглядности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения.

«Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

Обучение и воспитание в учреждениях длядетей с нарушением зрения имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения.

Важно развивать целостное и полное восприятиеу детей с нарушениями зрения. При их обучении необходимо применять упражнения на формирование способов зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, являющихся основой элементарных математических представлений. Задания и упражнения на активизацию зрительных функций и развитие зрительного восприятия служат не только формированию перцептивных действий, но и способствуют формированию мышления ребенка.

Коррекционная направленность процесса обучения слабовидящих детей во многом зависит от успешной реализации принципа наглядности.

На сегодняшний момент есть чёткое разграничение понятия принципа наглядности и наглядных методов обучения.

Наглядный метод характеризуется как способ реализации этого исходного положения, заключающийся в построении системы обучения и воспитания с использованием средств наглядности.

Средства наглядности используются при изложении обучающего материала тифлопедагогом, в ходе самостоятельной деятельности воспитанников по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и педагога, и воспитанников.

Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности в непосредственно-образовательной деятельности может дать и отрицательный эффект.

В связи с этим, необходимо соблюдать ряд правил при использовании средств наглядности:

Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту, психофизическим особенностям воспитанников.

Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент НОД.

Необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций.

Детально продумывать руководство по восприятию воспитанникомпособия (попутные пояснения, выделение главного, комментирование и т. п.).

Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.

Привлекать самих воспитанников к нахождению и анализу желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Необходимо рационально сочетать различные формы и методы сообщения обучающего материала с учетом содержания и специфики наглядных пособий.

В обучении слабовидящих детей необходимо иметь в виду ряд специальных факторов, учитывающих состояние органов зрения дошкольников, уровень развития их чувствительности. При реализации наглядных методов обучения и формировании адекватных представлений об объектах и процессах у воспитанников с нарушениями зрениянеобходимо учитывать следующие факторы:

Состав и структуру нарушенных функций детей.

Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов.

Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы.

Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств обучаемых объектов, их изменений и превращений.

Частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности учеников при изучении основ наук.

Тифлопедагог может использовать различные средства наглядности: реальные объекты (предметы, явления, процессы, их изображения (фотографии, рисунки, диапозитивы, видеофильмы, с помощью которых можно сделать понятными для детей события, явления, процессы, не доступные их непосредственному наблюдению; модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность тифлопедагогу творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям обучающего материала.

Формы использования тифлопедагогом речи для создания наглядных образов у воспитанников с нарушениями зрения различны. Это могут быть словесные объяснения без привлечения средств наглядности. К ним прибегают в тех случаях, когда объекты изучения абстрактны или для них невозможно создать какие- либо средства наглядности. Здесь важное значение имеет опора на жизненный опыт и знания детей, а также последующая работа над содержанием изложенного материала. Словесные объяснения могут сопровождаться показом наглядных пособий с использованием технических средств обучения (ТСО).

Речь тифлопедагогадолжна выполнять следующие функции:

побуждающую и направляющую наблюдение воспитанников;

уточняющую направление наблюдений;

организующую анализ результатов наблюдения;

объясняющую устройство, назначение и функцию наглядных пособий.

В настоящее время мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Однако необходимое программное обеспечение часто либо отсутствует в ДОУ, либо по тем или иным причинам не удовлетворяет педагога. В этих случаях незаменимым помощником может оказаться PowerPoint. Это приложение позволяет педагогу самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к непосредственно-образовательной деятельности со слабовидящими детьми. При этом от тифлопедагога не требуется глубокой компьютерной подготовки, т. к. основные возможности приложения легко освоить всего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на НОД зависят, конечно, от цели и задач, которые ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей с дефектами зренияимеет следующие достоинства:

полисенсорное восприятие материала;

демонстрация различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, что облегчает ее усвоение;

возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка-дошкольника;

Таким образом применение современных технических средств в ДОУ компенсирующего вида является важнейшим условиемв обучении и воспитании детей с нарушениями зрения.

1. Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии. // Собрание сочинений в 6-ти томах под ред. Т. А. Власовой. — Т. 5. — М. : Педагогика, 1983.

2. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе обучения [Дидакт. материал для мат. заданий слабовидящим детям подготовительной группы дет. сада]. —Калуга: Адель, 1998.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М, 1946.

5. Тупоногов Б. К. Основы коррекционной педагогики. — М. : ИПТК “Логос” ВОС, 2004.

Изобразительная деятельность и развитие эстетического восприятия у детей в условиях ДОУ компенсирующего вида ЛИТЕРАТУРА 1. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова,.

Конспект индивидуального занятия для детей с нарушениями зрения «Автоматизация звука [р]» Цели: 1. Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях. 2. Развивать зрительные функции: развивать фиксацию взора, локализацию, прослеживающую.

Конспект занятия по развитию речи в группе компенсирующего вида «Где гуляло солнышко» Конспект (конструкт) занятия по развитию речи в группе компенсирующего вида. Тема: «Где гуляло солнышко» Задачи: 1. Образовательные:.

какие наглядные материалы применять в обучении детей с нарушенным зрением. Смотреть фото какие наглядные материалы применять в обучении детей с нарушенным зрением. Смотреть картинку какие наглядные материалы применять в обучении детей с нарушенным зрением. Картинка про какие наглядные материалы применять в обучении детей с нарушенным зрением. Фото какие наглядные материалы применять в обучении детей с нарушенным зрениемКонспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения Тема: «Волшебные конверты». Форма проведения: подгрупповая. Цель: Развитие зрительного восприятия. Задачи: 1. Формировать умение локализовать.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующего вида «Дом и его части» Тема: «Дом и его части» 1. Коррекционно-образовательные задачи: уточнить знания детей о разных домах и их частях; закрепить знание домашнего.

Новогодний сценарий для старшей группы дет. сада Компенсирующего вида. «Сюрпризы деда мороза» Сюрприз от Деда Мороза (Сценарий новогоднего праздника для детей старшей группы) (В зал входят трое детей с бубенцами в руках) 1й ребёнок:.

Сценарий к 8 Марта Маму поздравляют малыши. Средний возраст — 8 детский сад компенсирующего вида Маму поздравляют малыши. Средний возраст – 8 детский сад компенсирующего вида Дети входят в зал под музыку в г. з., с колокольчиками в руках.

Сценарий к 23 февраля в детском саду компенсирующего вида «Юные защитники» Спортивное мероприятие рассчитано для детей старшей и подготовительной группы. Цели: 1. Расширять представления детей о государственном.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *