какие налоги платит ресторан
Какой налоговый режим подойдет кафе и парикмахерским вместо ЕНВД?
В 2021 году отменят единый налог на вмененный доход. У нас в Липецке ИП — парикмахерская с семью сотрудниками на вмененке. А у знакомых — кафе в Саянске. На какую систему налогообложения нам выгоднее перейти?
Все верно: режим ЕНВД перестанет действовать с 1 января 2021 года.
Сниматься с учета в качестве плательщика ЕНВД вам не нужно — налоговики сами это сделают в автоматическом режиме. Но сейчас нужно подумать, чем ЕНВД заменить.
После отмены ЕНВД для вашего бизнеса и ваших знакомых доступно три системы налогообложения: общая, ОСН, и две специальные — упрощенная, УСН, и патентная, ПСН.
Сравнить разные режимы можно в сервисе ФНС. Вы задаете нужные фильтры, а сервис дает базовое представление о доступных налоговых режимах. Правда, там не учитываются особенности регионального законодательства и все обстоятельства вашего бизнеса. Сервис можно использовать просто для ориентира.
По сравнению со специальными режимами на ОСН большая налоговая нагрузка, сложный налоговый учет и много отчетности. Поэтому ОСН обычно применяют, когда другие системы налогообложения не подходят. Например, из-за ограничений по размеру доходов или виду деятельности.
Малые и средние компании и предприниматели чаще всего выбирают специальные режимы налогообложения. Для компаний доступна УСН. Для ИП — самозанятость, УСН или ПСН. На всех системах налогообложения меньше налоговая нагрузка и проще отчетность.
Самозанятость вам не подойдет, потому что на этом режиме нельзя нанимать работников. Оптимальной заменой может стать упрощенная или патентная система налогообложения.
В чем разница между упрощенкой и патентом
Сравним эти два режима по основным параметрам.
Сравнение УСН и ПСН
Основные параметры режима | УСН | ПСН |
---|---|---|
Кто может быть налогоплательщиком | ИП и компании | Только ИП |
Объект налогообложения | Доходы или доходы за вычетом расходов | Потенциально возможный доход |
Налоговые ставки | 6% на УСН «Доходы», 15% на УСН «Доходы минус расходы» |
В регионах могут устанавливать пониженные ставки и налоговые каникулы
Отмена НДС и другие льготы для общепита: читайте обзор поправок в НК РФ
С января будущего года организации и ИП из сферы общественного питания получат сразу две налоговые льготы (введены Федеральным законом от 02.07.21 № 305-ФЗ). Во-первых, не будут платить НДС. Во-вторых, смогут применять пониженную ставку по страховым взносам при численности персонала свыше 250 человек. Но для получения льгот необходимо выполнить несколько условий. Каких именно, расскажем в статье.
Изменение критериев МСП для общепита
Эти критерии приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (далее — Закон № 209-ФЗ). К ним относятся:
Критерии субъектов малого и среднего бизнеса в 2021 году и ранее
Предельное значение за предшествующий календарный год:
Малые предприятия
Средние предприятия
по среднесписочной численности сотрудников
не более 100 чел. (микропредриятия — до 15 чел.)
от 101 до 250 чел. включительно (для легкой промышленности — до 1 000 чел.)
по выручке (без учета НДС)
не более 800 млн руб. (микропредприятия — не более 120 млн руб.)
не более 2 млрд руб.
С января 2022 года вступят в силу изменения в Закон № 209-ФЗ для сферы общественного питания. Лимит по среднесписочной численности для средних предприятий данной отрасли будет составлять от 101 человека до 1 500 человек включительно.
Кто относится к сфере общепита? Юрлица и ИП, которые в качестве основного вида деятельности указали код из класса 56 раздела I Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2). Этот код должен значиться в ЕГРЮЛ или ЕГРИП по состоянию на 1-е число месяца, в котором были внесены изменения в единый реестр субъектов МСП (новый п. 2.2 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).
Отмена НДС
С начала 2022 года к операциям, не подлежащим обложению НДС, будут относиться услуги общепита в следующих заведениях: ресторанах, кафе, барах, предприятиях быстрого обслуживания. А также буфетах, кафетериях, столовых, закусочных, отделах кулинарии и иных аналогичных объектах. Плюс к этому от налога освобождено выездное обслуживание клиентов (см. « Рестораны и кафе освободят от НДС »).
Льгота по налогу полагается тем, у кого в предшествующем году были одновременно выполнены два условия:
Начиная с 2024 года, добавится еще одно условие. В предшествующем году среднемесячная величина выплат сотрудникам (по данным РСВ) не должна быть ниже региональной среднемесячной зарплаты по отрасли.
Как определить среднемесячную величину зарплаты? Сначала взять все выплаты по трудовым договорам за тот или иной месяц и разделить на количество работников, которым начислялись эти суммы. Найденные цифры сложить и разделить на число месяцев предшествующего года. Если нет данных за весь предшествующий год, нужно рассматривать данные за 9 месяцев (новый подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ; ст. 10 комментируемого закона № 305-ФЗ).
ВНИМАНИЕ
Для цели освобождения от НДС не имеет значения, является ли деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (класс 56 раздела 1 ОКВЭД2) основным видом бизнеса. Численность персонала тоже не играет роли.
Отдельные правила установлены для юрлиц и предпринимателей, созданных (зарегистрированных) в середине года. Алгоритм действий зависит от того, на какой год пришелся первый налоговый период. Если на 2022 или 2023 год, освобождение от НДС можно применять сразу, без учета каких-либо ограничений. Если на 2024 год или более поздний период, то отказаться от НДС разрешено с квартала, следующего за кварталом, в котором создана компания (зарегистрировано ИП). При этом необходимо, чтобы среднемесячная величина выплат сотрудникам (по данным РСВ) была не менее среднемесячной зарплаты по отрасли в субъекте РФ (новый подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ).
ВАЖНО
Независимо от соблюдения перечисленных выше условий не могут претендовать на освобождение от НДС отделы кулинарии в предприятиях розничной торговли. Кроме того, льготу не получат организации и ИП, которые занимаются заготовительной или иной аналогичной деятельностью.
Пониженные ставки по взносам
В апреле 2020 года для всех субъектов МСП были введены особые правила расчета страховых взносов. К части зарплаты работника, не превышающей МРОТ, следовало применять обычные значения ставок. В отношении остальной части, превышающей МРОТ — пониженные значения: по пенсионным взносам 10%, по медицинским — 5%, по взносам «на больничные» — 0%. Этот алгоритм действует и для расчета взносов в 2021 году (см. « Малый бизнес может платить взносы по сниженной ставке и в 2021 году »).
С января 2022 года для средних предприятий из сферы общепита вводится новшество. Оно рассчитано на тех, у кого среднесписочная численность персонала за предшествующий календарный год составила от 251 человека до 1 500 человек. Такие компании и ИП вправе применять указанные выше пониженные тарифы по взносам.
Но есть условие: должны выполняться требования, установленные для освобождения от НДС. Таким образом, представители сферы общепита, которые в 2022 году не будут платить налог на добавленную стоимость, одновременно получат право на пониженные ставки по взносам.
В случае несоблюдения требований по освобождению от НДС организация (или ИП) теряет право на применение пониженных тарифов. В подобной ситуации взносы будут доначислены с начала того расчетного периода, в котором допущено несоответствие указанным требованиям (новый п. 13.1 ст. 427 НК РФ).
Памятка начинающему бизнесмену: какую систему налогообложения и форму собственности выбрать для кафе или ресторана. Налоговый учет в общепите.
Планируете открыть заведение общественного питания? Форма собственности (ИП или ООО) и система налогообложения для ресторана, бара, кафе или пиццерии влияет на то, с какими ограничениями вы столкнетесь, начав деятельность, какой учет придется вести и сколько будете платить в казну. Прочтите эту статью, чтобы не ошибиться в выборе!
Выбираем форму собственности: ИП или ООО
Если планируете открыть небольшое заведение, лучше регистрировать ИП — в этом случае не придется вести бухгалтерский учет, что упрощает жизнь и снижает расходы. Учтите, что индивидуальный предприниматель может продавать только слабоалкогольные напитки: пиво, сидр и т.д., поэтому для бара придется регистрировать юрлицо. Компромиссный вариант — оформить заведение, как ИП, а для продажи крепкого алкоголя открыть ООО с единственным учредителем.
Плюсы и минусы ИП и ООО мы подробно описали в статье «ИП или ООО: какую форму собственности лучше выбрать для розничной торговли» — прочтите, она актуальна и для вас. По поводу выбора кодов ОКВЭД, тоже есть шпаргалка для новичков.
Нет времени разбираться в нюансах? Доверьтесь нам! Подскажем, какую форму собственности предпочесть, поможем с выбором системы налогообложения для кафе или ресторана, зарегистрируем ваше ИП или ООО.
Налоговый учет для ресторана и кафе(в общепите)
Не знаете, какое налогообложение выбрать для кафе или ресторана?
Это зависит от категории заведения. Например, для кофейни, пиццерии или кафе без продажи подакцизных товаров, лучше всего подходят специальные режимы — упрощенная система (УСН) или патент. Патент можно применять не во всех субъектах РФ, к тому же, он доступен только в случае, если площадь зала обслуживания не превышает 50 м² ( статья 346.43 Налогового кодекса РФ ). Из двух разновидностей УСН — «Доходы минус расходы» и «Доходы» — для малого бизнеса предпочтительнее вторая.
Если же в заведении планируется предоставлять полный комплекс услуг, лучше выбрать общий режим налогообложения.
Сомневаетесь в выборе? Воспользуйтесь налоговым калькулятором от ФНС!
Выбор режима налогообложения для ИП
При выборе ЕНВД или патента нужно вести только налоговый учет: заполнять «Книгу доходов и расходов предпринимателя», в которой фиксируются суммы доходов. Расходы в рамках этих режимов налоговую не интересуют.
Доходы учитывают кассовым методом: все, что приходит на расчетный счет, считается доходом, за исключением некоторых случаев — например, при возвратах от подотчетного лица или от поставщика, когда заказчик оплачивает какую-то сумму, а потом поставщик возвращает деньги, потому что не смог выполнить поставку.
В итоге налоговый учет для ресторана или кафе сводится только к ведению учета доходов, что сделать достаточно просто. Для этого не нужно специализированное программное обеспечение, достаточно подсчитать суммы по банковским выпискам и по кассе.
Выбор режима налогообложения для ООО
Что же касается ООО, то здесь вместе с налоговым требуется вести и полноценный бухгалтерский учет. Основная сложность — формирование регистров бухгалтерского учета, или, как их еще называют, «проводок». Их нужно делать на каждую хозяйственную операцию:
На любой факт хозяйственной деятельности нужно формировать регистры и отражать в соответствующих отчетах. Также, сдаются бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, в котором отражаются основные показатели бизнеса на 31 декабря:
Может возникнуть дебиторская задолженность. Допустим, ресторатор получил что-то от поставщика, но еще не заплатил ему — задолженность перед поставщиком в этом случае отражается в пассиве баланса, а полученные товары — в активе. Или учредители внесли какую-то сумму изначально на приобретение оборудования — в данном случае деньги отражаются в активе баланса на статье «Денежные средства» и одновременно делается запись в пассив баланса на статью «Нераспределенная прибыль». К сожалению предпринимателей, подобная отчетность ценности для них не имеет, но вести ее обязательно.
Дальше мы расскажем, какая система налогообложения лучше для ресторана, как можно сэкономить на услугах бухгалтера и организовать учет.
Налогообложение кафе и ресторанов
Большинство рестораторов выбирает УСН «Доходы минус расходы» или основную систему налогообложения. Часто бывает, что бизнес такой крупный, что выбора толком и нет, потому что пороговое значение по выручке за год составляет 150 млн рублей и, если заведение приносит больше, упрощенную систему выбрать уже не получится, приходится становиться на основной.
УСН «Доходы минус расходы»
Этот режим выбирают, чтобы снизить налоговую нагрузку. Когда доля дохода, а именно чистой прибыли от общей выручки, до 30%, это действительно выгодно. Зачем платить 6% от выручки, если вы можете заплатить 15% от чистой прибыли и сэкономить?
Но есть и обратная сторона такой формы налогообложения: дополнительная нагрузка с ведением учета. Расчеты ведутся как кассовым методом, так и начислением. То есть вам придется считать не только доходы.
Чтобы принять себестоимость купленных товаров в расходы в налоговом учете при УСН «Доходы минус расходы», нужно выполнить три условия:
Обязательно соблюдение всех трех условий, чтобы внести себестоимость купленных товаров в расходы.
Например, кафе купило бутилированное пиво у поставщика → продало его гостю в заведении → получило деньги.
Если следовать логике, вот они — расход и доход, так как заведением ничего не производилось, а осуществлялась лишь перепродажа товара.
Но покупка пива будет расходом только при условии, что за поставку кафе уже расплатилось с поставщиком. Зачастую, у поставщиков есть условия с отсрочкой платежа на месяц или даже три — в таком случае расчета с поставщиком, а значит, и расхода, не было.
В таком случае у заведения есть только доход, В момент оплаты поставщику нужно сделать запись в книге расходов и доходов, что оплата за это конкретно этот товар прошла. Постоянно держать это в голове довольно, сложно, поэтому такой вид учета требует дополнительного оборудования, как минимум системы учета.
Также стоит учитывать и факт получения товара по накладной. Потому что для ресторатора может возникнуть еще одна неприятная ситуация. Например, вы проводите оплату поставщикам, но товары еще не получили, а продаете гостям товар из старых запасов. В этом случае оплату и получение товара нельзя считать расходом до тех пор, пока он не будет продан. Это касается не только товаров, но и ингредиентов для полуфабрикатов: только в момент отгрузки (продажи) гостю готовой продукции вы сможете записать это как расход.
Выбирая УСН «Доходы минус расходы», важно нанять квалифицированного бухгалтера, работающего с ПО, позволяющим отслеживать все изменения по номенклатурам, выявлять их себестоимости и проверять соблюдение условий.
В Фингуру есть специалисты с опытом ведения налогового учета в общепите, которые избавят вас от необходимости постоянно держать в голове кучу данных.
Основная система налогообложения
Что касается основной системы налогообложения, то здесь используется чистый метод начисления. Не нужно следить за движениями денежных средств — только отчитываться о движении товаров.
Например, вы получили товары по накладной, оприходовали их на склад и продали гостю. В этот момент происходит одновременно отражение выручки, себестоимости, и списание в расходы. Неважно, заплатили ли вы поставщику, товар всегда уходит в затраты по себестоимости.
На основной системе нужно оплачивать еще и НДС. Он заложен в цену товаров, и в заведении будет считаться только как разница между входящей и исходящей величиной этого процента (с 2019 года — 20%). То есть это процент налога от закупочной цены и этот же процент от цены при продаже.
С нами разбираться в нюансах налогообложения предприятий общественного питания не придется. Развивайте бизнес, а с бухгалтерским учетом и своевременной сдачей отчетов поможет Фингуру!
Какую систему налогообложения выбрать для ресторана?
Подпишись на наш канал в Телеграме , чтобы быть в курсе последних новостей ресторанного бизнеса!
Каждый предприниматель при открытии собственного ресторана или кафе оказывается перед выбором системы налогообложения: какому варианту отдать предпочтение, как упростить ведение бухгалтерии, как снизить налоговую нагрузку на бизнес и т.д.
Для предприятий общественного питания есть три вида систем налогообложения (СН), которые имеют свои особенности и нюансы. Рассмотрим каждую из них.
Пример: ресторан заработал 1 млн руб., при этом были расходы – заработная плата сотрудникам, аренда, закупка продуктов, покупка оборудования. Итого по итогу из 1 000 000 руб. осталось 200 000 руб.. В таком случае операционная рентабельности составит 20%.
1 000 000 руб. минус расходы = 200 000 руб.
200 000 руб. – 20% = 30 000 руб.
При существенных расходах выгоднее применять схему «доходы минус расходы». Но при этом важно учитывать процент операционной рентабельности: если расходов слишком много, такой вид УСН может стать невыгодным. Кроме того, необходимо учитывать, что придется подтверждать все понесенные расходы – сохранять первичную документацию, подписывать все акты оказанных услуг с контрагентами. Чтобы в случае необходимости предоставить необходимые документы по запросу ФНС.
Для применения УСН необходимо подать уведомление в налоговую по месту ведения деятельности до 31 декабря текущего года либо в течение 1 месяца со дня регистрации ООО/ИП.
Таким образом, ПС подходит для небольших локальных кафе с маленькой площадью или сети кофеен, расположенных в разных районах. Для ресторанов с внушительной площадью и доходом больше подойдет УСН. Однако для того, чтобы выбрать наиболее подходящую СН, необходимо произвести детальные расчеты с бухгалтером.
Платит ли ИП на УСН налог на имущество
Предприниматели на упрощенке должны платить налог на имущество, но только по определенной недвижимости
Виктор Подгорский
Предприниматель на УСН — упрощенной системе налогообложения — должен платить налог на имущество только по определенной недвижимости. Какая недвижимость ИП облагается налогом, какой порядок уплаты, какие есть льготы и как рассчитать налог — рассказываем в статье.
Уплата налога на имущество зависит от вида недвижимости
У предпринимателя может быть в собственности три вида недвижимости:
Налоговая проверяет при выездной проверке, как именно предприниматель использует имущество, потому что от этого зависят правила налогообложения.
Личная недвижимость. По объектам, не вошедшим в специальный список, которые ИП использует в личных целях, он платит налог на имущество как обычный человек.
Остальная недвижимость. Правила налогообложения такие:
Перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости, каждый регион составляет самостоятельно и обновляет раз в год. Предпринимателю нужно проверить свою недвижимость по списку на сайте администрации своего региона. Если объект входит в этот список, он облагается налогом на имущество, независимо от целей использования.
Особенность в том, что налоговая изначально не знает, какая у ИП недвижимость: входит в список или нет, используется для бизнеса или в личных целях. Поэтому по умолчанию налог начисляется на все имущество в собственности ИП, если он не заявит льготу.
Как получить освобождение от уплаты налога на имущество
Налог на имущество платят все предприниматели, независимо от системы налогообложения, но только ИП на УСН могут получить от него освобождение. Льгота действует, если одновременно выполняются условия:
Например, у ИП на УСН есть склад в Барнауле, он хранит там товары для своего бизнеса. Склад не входит в специальный список объектов недвижимости, который размещен на официальном сайте Правительства Алтайского края, поэтому по нему можно получить льготу.
Чтобы не платить налог на имущество, предприниматель должен подать в налоговую заявление об освобождении от его уплаты. Дополнительно налоговая может запросить документы, подтверждающие использование недвижимости для предпринимательской деятельности.
Заявление об освобождении от уплаты налога. Его подают по специальной форме в МФЦ или налоговую, где ИП зарегистрирован.
Подать такое заявление ИП на УСН может любым удобным способом:
Даже если налоговая получит заявление на льготу уже после того, как пришлет уведомление, она все равно обязана его принять и пересчитать налог за текущий период. Новое уведомление пришлет в этом же году.
Документы, подтверждающие использование имущества в предпринимательской деятельности. Цель таких документов — подтвердить, что помещение использовалось в коммерческих целях. Это могут быть договоры с покупателями и поставщиками, платежные документы, свидетельствующие о получении дохода от предпринимательской деятельности на соответствующем объекте, переписка с контрагентами, в которой объект упоминается в качестве офиса, производственного цеха, адреса для поставки товаров.
Можно обратиться в налоговую по месту регистрации и уточнить, какие подтверждающие документы подойдут.
Налоговая рассмотрит заявление об освобождении от уплаты налога в течение 30 дней и пришлет ответ — тем способом, который ИП указал в заявлении.
Как уплачивают налог на имущество предприниматели
Индивидуальные предприниматели — это физлица. Налоговый период по налогу на имущество физлиц — календарный год.
Ставку и льготы каждый муниципалитет или город федерального значения устанавливает самостоятельно, но она не может быть больше 2%. Например, в Белеве в Тульской области ставка 1,5%.
Налоговая самостоятельно рассчитывает налог на имущество по данным Росреестра и присылает уведомление до 1 октября.
Если у ИП есть личный кабинет на сайте налоговой, уведомление пришлют в него. Если ИП поставит в кабинете отметку, что ему нужен бумажный вариант уведомления, — его пришлют заказным письмом. Если у ИП нет личного кабинета — уведомление также придет по почте.
ИП просто оплачивает уведомление, дополнительные расчеты не нужны. Никаких отчетов в налоговую подавать не нужно.
Уплатить налог нужно до 1 декабря года, следующего за истекшим: например, налог на имущество за 2021 год нужно уплатить до 1 декабря 2022 года.
Штрафы и ответственность
Если ИП не уплатит налог, налоговая начислит пени за каждый день просрочки. Если неправомерно заявит льготу, то дополнительно будет штраф — 20% от недоимки. А если ИП сделал это умышленно — 40%.
Рассмотрим на примере. ИП Петров забыл уплатить налог на имущество — 35 000 ₽ — до 1 декабря 2021 года, вспомнил об этом только 6 декабря. Получается, он опоздал на пять дней.
Теперь за пять дней просрочки, начиная с 1 декабря, начислены пени: 35 000 ₽ × 5 × 7,5% / 300 = 43,75 ₽
Получается, предприниматель вместе с налогом 35 000 ₽ должен еще заплатить пени — 43,75 ₽. Сумма небольшая, но, если просрочка будет больше, то и пени насчитают больше.
Онлайн-бухгалтерия от Тинькофф
Сервис для ИП, которые самостоятельно ведут бухгалтерию:
Сейчас читают
Как настроить бизнес-аккаунт в Инстаграме
Бизнес-аккаунт помогает продвигать бизнес в Инстаграме. Объясняем, кому это нужно и как его создать
Как создать сайт для бизнеса самостоятельно
Создать сайт для компании самому без знаний программирования — это реально. Рассказываем, с помощью каких инструментов это сделать проще всего и что нужно учесть
Откуда бизнесу взять деньги
Привлечение инвестиций — обычная деловая практика для бизнеса. Но остается вопрос, где найти деньги. В этой статье рассказываем о десятке вариантов
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания