какие навыки должны развиваться у учащихся при внедрении образования для устойчивого развития

Цель 4 устойчивого развития: «Качественное образование»

Цель 4: «Качественное образование» (Goal 4: Quality Education) — одна из 17 целей в области устойчивого развития, установленных ООН на период до 2030 года. Полное название: «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» (Ensure inclusive and equitable quality education and promote lifelong learning opportunities for all).

Задачи, к решению которых призывает ООН для достижения цели:

К 2030 году обеспечить, чтобы все девочки и мальчики получали бесплатное, равноправное и качественное начальное и среднее образование.

К 2030 году обеспечить, чтобы все девочки и мальчики имели доступ к качественным системам развития, ухода и дошкольного обучения детей младшего возраста, с тем чтобы они были готовы к получению начального образования.

К 2030 году обеспечить для всех женщин и мужчин равный доступ к недорогому и качественному профессионально-техническому и высшему образованию, в том числе университетскому.

К 2030 году существенно увеличить число молодых и взрослых людей, обладающих востребованными навыками, в том числе профессионально-техническими, для трудоустройства, получения достойной работы и занятий предпринимательской деятельностью.

К 2030 году ликвидировать гендерное неравенство в сфере образования и обеспечить равный доступ к образованию и профессионально-технической подготовке всех уровней для уязвимых групп населения, в том числе людей с инвалидностью, представителей коренных народов и детей, находящихся в уязвимом положении.

К 2030 году обеспечить, чтобы все молодые люди и значительная доля взрослого населения, как мужчин, так и женщин, умели читать, писать и считать.

К 2030 году обеспечить, чтобы все учащиеся приобретали знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию, в том числе посредством обучения по вопросам устойчивого развития и устойчивого образа жизни, прав человека, гендерного равенства, пропаганды культуры мира и ненасилия, гражданства мира, осознания ценности культурного разнообразия и вклада культуры в устойчивое развитие.

Факты об образовании

Качественное образование является основой для улучшения жизненных условий жизни и обеспечения устойчивого развития. При этом во всем мире около 265 млн детей и молодых людей не охвачены школьным образованием, что равнозначно четверти населения Европы.

К основным причинам, препятствующим обеспечению образования, относят отсутствие квалифицированных преподавателей и доступа к адекватным учебным заведениям. Для исправления ситуации необходимы инвестиции в предоставление стипендий для сельских школьников, повышение квалификации преподавателей, строительство современных учебных заведений, улучшение водоснабжения и электрификации школ.

В число не охваченных школьным образованием входят 61 млн детей младшего школьного возраста (6–11 лет), порядка 60 млн детей возраста начальных классов средней школы (12–14 лет) и 142 млн молодежи возраста старших классов (15–17 лет).

Наиболее серьезно отстают в охвате образованием страны Африки к югу от Сахары: в этом регионе школу не посещают более одной пятой детей от шести до 11 лет, треть детей от 12 до 14 лет и почти 60% молодежи от 15 до 17 лет.

Более половины всех детей, не посещающих школу, проживают в районах, пострадавших в результате вооруженных конфликтов: 35% или 22 млн детей от шести до 11 лет, 25% или 15 млн детей от 12 до 14 лет и 18% или 26 млн молодежи от 15 до 17 лет.

Молодые люди от 15 до 17 лет в четыре раза чаще не получают школьного образования, чем дети от шести до 11 лет. У этой проблемы две основные причины. Во-первых, старшие классы обязательны далеко не во всех странах, в отличие от начального и нижнего среднего образования. Во-вторых, в старшем школьном возрасте молодые люди уже вынуждены выбирать работу вместо образования, особенно в развивающихся регионах.

В развивающихся странах доля детей, посещающих начальные классы, достигает 91%, и ООН признает, что в целом в мире прилагаются условия для получения начального образования и мальчиками, и девочками в равной мере. Однако лишь немногие страны добиваются этого на всех уровнях образования, и у девочек до сих пор больше шансов, чем у мальчиков, не попасть в школу: на 10 млн мальчиков младшего школьного возраста, не охваченных школьным образованием, приходится 15 млн девочек. Больше половины этих девочек (9 млн) живут в странах Африки южнее Сахары.

Фактором, серьезно усиливающим гендерное неравенство в охвате образованием, является бедность. В наиболее бедных странах Северной Африки и Западной Азии на 100 мальчиков от 11 до 14 лет, получающих образование, приходится 85 девочек. А среди молодежи от 15 до 17 лет этот разрыв еще значительнее: на 100 юношей приходится только 77 девушек.

Источник

Статья Образование для устойчивого развития

какие навыки должны развиваться у учащихся при внедрении образования для устойчивого развития. Смотреть фото какие навыки должны развиваться у учащихся при внедрении образования для устойчивого развития. Смотреть картинку какие навыки должны развиваться у учащихся при внедрении образования для устойчивого развития. Картинка про какие навыки должны развиваться у учащихся при внедрении образования для устойчивого развития. Фото какие навыки должны развиваться у учащихся при внедрении образования для устойчивого развития

Человеческое общество всегда стремилось и стремится к лучшей жизни. Именно устойчивое развитие призвано удовлетворять человеческие потребности, стремления,

предоставлять возможность реализовывать свои надежды на более благополучную жизнь. Без этого устойчивое и долговременное развитие попросту невозможно. Я считаю, что образование является не только предпосылкой достижения устойчивого развития, но и приоритетным его средством, т.е. можно сказать, что переход к устойчивому развитию начинается со становления образования в интересах устойчивого развития.

Стратегия развития образования должна опираться на достижения образования в различных странах, на научный потенциал и активное участие гражданского общества, но вместе с тем необходимо решать новые задачи с целью эффективного осуществления образования, создавать адекватную материально-техническую и институциональную поддержку. Если методические нововведения будут способствовать освоению знаний и специальных навыков, повышать компетентность, расширять возможности вести здоровый и плодотворный образ жизни в гармонии с природой, проявлять заботу о социальных ценностях, равноправии полов и культурном многообразии, то общество будет развиваться устойчиво.

Образование устойчивого развития базируется на обеспечении доступности учебных средств и учебно-методических пособий.

Думаю, что одним из основных пунктов устойчивого развития образования является переориентация основного внимания с обеспечения знаний на проработку проблем и отыскание возможных решений. Необходимо изменить методы преподавания и структуру учебных программ, как традиционных предметов и дисциплин, так и междисциплинарный синтез научно-образовательного знания, открывая возможности для более многостороннего и системного подхода. Педагогам надо отказаться от роли исключительно передаточного звена, а учащимся – от роли исключительно получателей, педагогу и учащемуся следует действовать совместно. Следующим немаловажным пунктом считаю первоначальную подготовку и переподготовку педагогов, создание для них возможности для обмена опытом среди преподавателей, включившихся в инновационный процесс. Усиление инновационного акцента несомненно даст соответствующий результат в области устойчивого развития.

Для того, чтобы образование устойчивого развития стало эффективным, необходимо проблемы УР интегрировать во все учебные дисциплины, программы и курсы, а также организовать конкретные курсы и программы, посвященные проблемам УР, и для этого применять широкий диапазон методов обучения, в основном развивающих созидательно-творческое начало в сознании учащихся.

Необходимо внести изменения и в систему образования. Демократическое общество может чувствовать себя безопасным и развиваться устойчиво, если система образования соответствует, по крайней мере, двум требованиям:

1. Образовательное пространство должно быть таким, чтобы даже самый слабый ученик был обучен и воспитан настолько, чтобы его действия (и в молодости, и во взрослой жизни) не представляли угрозы ни для общества, ни для него самого. В результате нашей деятельности не должно остаться ни одного потерянного ученика. Но дело в том, что сегодня это требование выступает не просто как нравственный императив, но и как необходимое условие безопасного развития общества. Например, сейчас биологи больше всего боятся, что какой-нибудь заболевший обычным гриппом человек пренебрежет правилами гигиены и подхватит еще и птичий грипп – в результате вирус H5N1 мутирует и приведет к страшной пандемии. То есть, для такой глобальной катастрофы достаточно одного «слабого звена» – и уже никто не оправдается тем, что этого ученика когда-то забыли и недоучили.

2. Качество подготовки лучших учеников должно быть таким, чтобы они смогли стать первоклассными профессионалами, способными справляться с самыми сложными проблемами и задачами современной жизни.

Если система образования не обеспечивает выполнения этих двух условий, то говорить об устойчивом развитии общества не придется.

При этом лучшие ученики, ставшие специалистами-лидерами, должны обладать такими качествами:

1. Быть «ультрапрофессионалами» в какой-то одной области, но при этом быть достаточно грамотными в областях, как-либо связанных с их деятельностью, причем на современном научном уровне, т.е. иметь достаточную эрудицию для принятия эффективных решений.

2. Уметь принимать грамотные решения в нестандартных ситуациях, опять-таки требующих гибкости мышления и достаточно глубоких знаний в самых разных областях.

3. Обладать гражданской зрелостью, ответственностью, способностью проявить социальную инициативу и умением работать в команде при реализации общественно значимых проектов.

Эти качества должны присутствовать в комплексе, но сегодня ни одна из существующих образовательных программ не обеспечивает этого триединства: как правило, интеллектуально одаренные юноши проявляют себя в учебе, олимпиадах и научных конференциях, но не интересуются решением общественно важных проблем, и наоборот: социально активные дети не могут похвастаться фундаментальными знаниями. И сегодняшние программы не способствуют исправлению ситуации.

Для осуществления этих идей необходимо решить следующие задачи:

1. Создание методического обеспечения, позволяющего интегрировать тематику устойчивого развития (с учетом быстрого накопления новых научных данных в этой области) в существующие учебные дисциплины (математику, географию, экономику, естествознание и др.), прежде всего старшей школы.

2. Разработка системы элективных курсов по тематике устойчивого развития на предпрофильном уровне и в профильных классах. (Кроме того, уже сегодня может быть заявлен самостоятельный профиль «устойчивое развитие», по крайней мере, в трех вариантах: с физико-математической, естественнонаучной или социально-экономической специализацией – если не на базе отдельных школ, то в сетевом варианте профильного образования).

3. Создание системы подготовки и переподготовки педагогов и методистов.

4. Подготовка и выпуск соответствующей учебно-методической литературы.

5. Систематизация и поддержка имеющихся программ дополнительного образования детей и образовательных проектов общественных организаций в области устойчивого развития, а также создание новых программ в нужных, но «неосвоенных» имеющейся практикой областях.

6. Создание системы стимулирующих олимпиад, конференций, проектных конкурсов и т.п

Думаю, что при решении этих задач образование приведет к переменам и устойчивому развитию.

Источник

Проект «Образование для устойчивого развития»

какие навыки должны развиваться у учащихся при внедрении образования для устойчивого развития. Смотреть фото какие навыки должны развиваться у учащихся при внедрении образования для устойчивого развития. Смотреть картинку какие навыки должны развиваться у учащихся при внедрении образования для устойчивого развития. Картинка про какие навыки должны развиваться у учащихся при внедрении образования для устойчивого развития. Фото какие навыки должны развиваться у учащихся при внедрении образования для устойчивого развития

Проект «Образование для устойчивого развития»

какие навыки должны развиваться у учащихся при внедрении образования для устойчивого развития. Смотреть фото какие навыки должны развиваться у учащихся при внедрении образования для устойчивого развития. Смотреть картинку какие навыки должны развиваться у учащихся при внедрении образования для устойчивого развития. Картинка про какие навыки должны развиваться у учащихся при внедрении образования для устойчивого развития. Фото какие навыки должны развиваться у учащихся при внедрении образования для устойчивого развития

Содержимое разработки

Выступление на конференции по защите курсовых проектов

КГУ «ОСШ№16 города Темиртау»

Казакова Ирина Зигфридовна

Проект « образование для устойчивого развития» направлен на реализацию международной программы «Образование для устойчивого развития»,т.е. речь идет о разработке механизмов реализации основной идеалогии или положений данной программы.

Чтобы разработать эти механизмы в первую очередь необходимо создать модель образовательной системы школы, которая бы отразила основные идеи международной программы, а затем определить пути ее реализации в практике школы. Другими словами говоря, рамочные идеи международной программы необходимо адаптировать к условиям нашей школы.

Адаптация «модели образования для устойчивого развития» к условиям общеобразовательной школы № 16 г.Темиртау

Разработать школьную модель «образования для устойчивого развития».

Определить пути реализации данной модели в практике школы.

Апробировать и внедрить модель «образования для устойчивого развития».

Образовательная среда школы будет обеспечивать формирование социально – активной личности за счет широкого круга предметов и курсов по выбору.

Повысится качество обученности учащихся.

Будут реализованы новые технологии управления школьным сообществом.

Все социальные группы, входящие в школьное сообщество, получат равные возможности для участия в принятии решений в ходе деятельного сотрудничества.

4. Будет создана система психологической диагностики интересов, склонностей и интеллектуальных возможностей учащихся;

5. Будет осуществляться мониторинг эффективности данной модели образования с целью своевременной ее корректировки.

Критерии эффективности реализации проекта

1.Высокий уровень сформированности социально-значимых компетенций у выпускников школы.

2. Участие школьников в мероприятиях и проектах, направленных на улучшение внутренней и внешней среды.

3.Уважительное отношение членов школьного сообщества друг к другу, забота о состоянии школьной среды.

Эффективное использование ресурсов, минимизация отходов.

Активное участие местного сообщества (жителей окрестных домов) в жизни школы.

6. Потенциал для финансовых сбережений.

7. Повышение статуса школы.

Модель «образования для устойчивого развития»

Основная цель образования для устойчивого развития состоит в содействии становлению всесторонне образованной, социально активной личности, понимающей новые явления и процессы общественной жизни, владеющей системой взглядов, идейно- нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, обеспечивающих готовность к социально-ответственной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире.

Создание новой модели «образования для устойчивого развития» позволяет решить проблемы образования в средней школе, т.к. в ней есть свои характерные черты:

— она делает акцент на взаимосвязях и рассматривает науку как процесс, как путешествие;

— особое внимание обращается на установление связи между наукой и повседневной жизнью учащихся;

— учащиеся должны уметь соотносить естественные науки с социальными проблемами, с математикой и гуманитарными науками, с искусством;

Содержание образования для устойчивого развития

В рамках любого учебного предмета и в организации воспитательной работы, возможно опираться на основные положения образования для устойчивого развития, например:

2. Гражданственность, права и ответственность человека.

3. Потребности и права будущих поколений.

5. Качество жизни, равноправие и социальная справедливость.

Если мы помогаем учащимся сформировать ценности, развить знания и умения, которые необходимы им, чтобы быть активными и информированными гражданами, вносящими свой вклад в лучшее будущее, в лучший мир, они должны иметь возможность применить эти качества на практике уже сейчас, в процессе обучения. Это означает создание такой образовательной среды, где существует возможность:

ориентироваться в море информации, критически ее осмысливать;

выражать и отстаивать свою точку зрения;

делать обоснованный выбор между альтернативами;

работать совместно, учиться взаимодействовать и договариваться, общаться и уважать демократические решения;

слушать и слышать других;

прогнозировать последствия своих действий;

ответственно участвовать в жизни школы и общества.

В значительной степени требованиям образования для устойчивого развития отвечают интерактивные методы. Эти методы позволяют детям:

активно участвовать во всем, что происходит на занятии;

объяснять другим то, что поняли сами;

не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим;

осознавать результаты занятия для группы и для себя.

До недавнего времени образование было ориентировано не на приобретение знаний, умений и навыков, а на сумму знаний, которую не все молодые люди и не всегда могли использовать на практике, в решении социальных, экономических или экологических проблем

Источник

Образование для устойчивого развития

какие навыки должны развиваться у учащихся при внедрении образования для устойчивого развития. Смотреть фото какие навыки должны развиваться у учащихся при внедрении образования для устойчивого развития. Смотреть картинку какие навыки должны развиваться у учащихся при внедрении образования для устойчивого развития. Картинка про какие навыки должны развиваться у учащихся при внедрении образования для устойчивого развития. Фото какие навыки должны развиваться у учащихся при внедрении образования для устойчивого развития

Устойчивое развитие – это такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей настоящего времени, но при этом не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Эта стратегия деятельности человечества и отдельных народов была принята в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию. Переход к новой стратегии был вызван тем, что растущая мощь человечества достигла границы, за которой возможности самовосстановления окружающей среды будут потеряны, а ее ресурсный потенциал быстро истощится. Иначе говоря, стратегия устойчивого развития – это ответ на появившуюся угрозу того, что при сохранении прежней стратегии деятельности довольно быстро наступит экологический кризис, ставящий под угрозу само существование цивилизации. Как было замечено в этой связи, уже сегодня мы активно проедаем «экологический капитал» будущих поколений, ничего не делая для его сохранения и приумножении.
Жизненно важно и другое. Следуя прежней стратегии развития цивилизации, мы будем продолжать калечить жизнь не только нашим потомкам, но и самим себе (достаточно вспомнить невыносимо жаркие губительные летние дни в Европе в 2003 г., Чернобыльскую трагедию, многочисленные аварии танкеров с мощными разливами нефти, убивающими все живое, и т.п., и т.п.).
Не означают ли сегодняшние экологические проблемы, что от развития вообще следует отказаться, остановить его? Нет, это было бы плохим решением. Во-первых, это важно даже для развитых стран. Прежде всего, для обеспечения перехода к устойчивому развитию. Кроме того, развитие необходимо для создания новых средств удовлетворения меняющихся потребностей, а также для обеспечения возможности преодоления новых угроз, с которыми человечество способно столкнуться в будущем (скажем, для обороны от болида-убийцы). Во вторых (по порядку, но не по важности), развитие необходимо для обеспечения достойного благосостояния всем людям и народам. Важно помнить, что в настоящее время огромная часть человечества живет в нищете, так что фактической причиной мирового экологического кризиса выступает потребление ресурсов населением лишь развитых стран (стран «золотого миллиарда» граждан). Это неправильно и не справедливо, тем более, что большая часть бедных стран бедна из-за колониального прошлого.
Таким образом, стратегия устойчивого развития – это не стратегия резкого ограничения экономического роста и консервации природной среды. Это стратегия деятельности человечества, призванная обеспечить и гарантировать его существование и развитие в долгосрочной перспективе, за счет выстраивания нового щадящего взаимодействия с окружающей средой. Причем это стратегия создания новых возможностей защиты природы на основе специально ориентированного, управляемого экономического роста. Это стратегия, реализация которой предполагает широкое международное сотрудничество и активное участие общественности, всех основных групп населения.

В предельно лаконичном виде я выделил бы следующие самые характерные признаки концепции устойчивого развития:
1. Особенность современной ситуации – мир стал тесно взаимосвязанным, и у всех народов теперь общая судьба, что означает важность развития разнообразных партнерских отношений во имя достижения общих целей.
2. Цель перехода к устойчивому развитию – обеспечение более безопасного и процветающего будущего.
3. Способ решения этой задачи – согласование и увязывание прежде разделенных видов деятельности по решению проблем окружающей среды и по стимулированию экономического развития. Для этого отныне любая экономическая деятельность должна учитывать не только обычно получаемый эффект в виде прибыли, но и полную нагрузку, создаваемую при этом на природу (в виде использования ресурсов или производства вредных выбросов). Всякий вред, наносимый природе, должен адекватно оплачиваться. И очень важно, чтобы любой начинающийся проект, потенциально угрожающий природе, прошел специальную тщательную экологическую экспертизу до начала реализации.
4. Поскольку вклад в деградацию среды вносился разными странами в разной мере, необходим дифференцированный подход к участию разных стран в переходе на устойчивое развитие. Одним из труднейших барьеров, затрудняющих общий переход к устойчивому развитию, является бедность, характерная для многих стран. Понимая это, развитые страны принимают на себя обязательство помогать (финансами, технологиями, знаниями и финансами) развивающимся странам в борьбе с нищетой и бедностью и в деятельности по переходу на устойчивое развитие. Важный путь – международное сотрудничество, позволяющее в интересах достижения общей цели закрывать вредные и неэффективные производства в каких-то регионах с одновременным развитием аналогичных чистых производств в других регионах.

5. Основную нагрузку на окружающую среду создают расширяющееся производство, существующая структура потребления, рост населения мира. Необходимо обеспечить изменение структуры потребления, реализовывать активную демографическую политику, активно использовать экономическую регуляцию деятельности с помощью специальных экологических налогов и сборов, залогов и возвратов. Все это может быть реализовано в полной мере и эффективно лишь при широком участии основных групп населения.

От какой модели развития отказывается человечество, переходя к модели устойчивого развития?

Переход к стратегии устойчивого развития означает существенное изменение прежних ориентиров человечества, которые в течение уже нескольких столетий считаются естественными и очевидными. В полной мере прежний строй мышления приобрел отчетливые черты в период перехода цивилизации от Возрождения к Новому времени. Его характерной особенностью стало признание следующих принципов:
1. Человек – высшая ценность (кредо гуманизма), поэтому все вокруг должно служить его целям и потребностям. Природа – это лишь объект приложения могучих преобразующих сил человека. Со временем этот принцип трансформировался в принцип «завоевания», «покорения» природы человеком.
2. Природа – это бездонная кладовая. Закреплению этого принципа в общественном сознании существенно способствовали Великие географические открытия. Один из важных антиэкологичных результатов – широкое распространение неоправданно и чрезвычайно ресурсозатратных форм производства.
3. Истинно могучим, способным преодолевать все препятствия, человека делают научные знания и развитые на их основе техника и технология, что подчеркнуто в Новое время лаконичной формулой «знание – сила».
4. Главный экономический механизм – это свободный рынок, гарантирующий экономический рост, рост производительности труда, возрастание объема и разнообразия предлагаемых товаров и услуг. Только сейчас, в связи с обострением экологической ситуации, стало понятно, что свободный, не регулируемый рынок – это еще и резкое ускорение потребления ресурсов, огромный рост нагрузки на природу, особенно после перехода к индустриальному, машинному типу производства.
Благодаря следованию этим принципам, цивилизации удалось добиться многих ярких успехов и достижений, но в XX веке стало понятно, что дальнейшее следование этой стратегии может вести только в тупик, связанный с деградаций привычной среды обитания человека, с полным расходованием природных ресурсов.
Теперь эта стратегия может вести лишь к фактическому концу истории в буквальном смысле слова. Раньше у народов присутствовала принципиальная возможность переключиться на новые неосвоеннные и еще не испорченные деятельностью человека области планеты. Но теперь такие экстенсивные резервы оказались исчерпаны. И это означает необходимость срочной замены традиционного курса на существенно иной.

Рождение и эволюция концепции и практики устойчивого развития

Россия и стратегия устойчивого развития

Россия как ответственный международный партнер не осталась в стороне от общего движения мирового сообщества к устойчивому развитию. Это заинтересованное отношение проявилось в том, что 1996 г. была принята «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», а в 2002 г. подготовлена и одобрена правительством «Экологическая доктрина Российской Федерации». В этих документах подчеркивается, что переход на стратегию устойчивого развития чрезвычайно актуален и для нас, поскольку, скажем, из-за устарелости технологий, у нас негативный экологический эффект при производстве единицы некоторой продукции существенно выше, чем в передовых странах. Отсюда и то печальное обстоятельство, что 16 процентов территории России, на которой проживает больше половины населения, не отвечает экологическим требованиям.
Готовность России активно реализовывать стратегию устойчивого развития отчетливо проявилась и в факте ратификации Киотского протокола, без чего он вообще не мог бы считаться обязывающим международным документом.
И все же отслеживание реальных действий наших властей свидетельствует о том, что, видимо, для перехода на устойчивое развитие избран поэтапный путь, начинающийся с общего поднятия стандартов жизни граждан, за которым и последует полная реализация сформулированной международным сообществом программы. Правда, очень важно, чтобы при решении задач первого этапа не были потеряны важные возможности движения к устойчивому развитию, которых потом может и не остаться.
Думается, что в наших условиях было бы очень важно развить широкий общественный контроль за реализацией государственными и административными структурами принципов устойчивого развития. А для этого, в свою очередь, было бы очень желательно иметь разветвленную и широко доступную систему распространения экологической информации, например, вроде той, что активно создается в последние годы Центром экологической культуры РГЮБ на базе существующей сети библиотек.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *