какие навыки и умения необходимы для профессионального развития в условиях цифровизации
Какие цифровые навыки нужны каждому в 2021 году
В очень спорной, но весьма увлекательной книге Александра Эткинда «Природа зла. Сырье и государство» история человечества рассматривается периодами, когда зависимость от одного вида топлива сменяла другую, и это всегда сопровождалось глобальными изменениями в укладе жизни. Сейчас мир зависит от нефти, но в будущем, считает автор, будет зависеть от программистов. Они станут незаменимым ресурсом, без которого не сможет функционировать ни одно производство, государство и общество в целом. Если оставить за скобками авторский взгляд и обратиться к прогнозам по рынку труда, то, например, согласно Roland Berger, к 2030 году в Европе откроется дефицит в 50 млн специалистов. Большая часть вакансий (но не все) будут связаны с ИТ-специальностями. Исследователи уверены в благах, которые несет с собой автоматизация, поскольку она не только отнимает, но и создает рабочие места, избавляя человека от рутины и скучной работы. Ее будут делать программы — осталось только научиться с ними правильно взаимодействовать.
Не только карьерный вопрос ставит на повестку дня цифровые навыки для каждого. Бытовая сфера тоже меняется, и, чтобы чувствовать себя комфортно, человеку приходится осваивать новые гаджеты и инструменты. Не нужно далеко ходить за примерами: во время карантина учителя и родители школьников оказались абсолютно не готовы к использованию такой базовой функции, как конференц-связь.
Эти пять групп навыков нужны сегодня каждому человеку.
Информационная безопасность
Развитие автоматизации открывает новые горизонты для мошенников, при этом новые вирусы порой создаются не только для извлечения прибыли, но и просто ради практики и забавы. Сегодня даже холодильник или навороченный чайник могут «поймать» вирус.
Поэтому навык защиты своих данных в современном мире приобретает все большую актуальность. Каждый пользователь гаджетов должен соблюдать хотя бы элементарные правила безопасности: вовремя обновлять программу-антивирус, не переходить по сомнительным ссылкам и не вводить свои данные на непроверенных сайтах. Смена паролей на устройствах должна войти в привычку, как смена постельного белья, чтобы, например, видео с вашей веб-камеры не оказалось в сети.
Кстати, сегодня в России штраф за утечку персональных данных составляет от 15 до 75 тысяч рублей, но в скором времени максимальная сумма наказания может вырасти до более ощутимых 18 миллионов рублей. Конечно же, если пользователь сам «сольет» свои данные, то никто его не накажет. Другое дело, если утечка произойдет на работе по причине халатности или невнимательности сотрудника.
Многие считают, что если в компании есть отдел кибербезопасности, то можно не забивать себе голову правилами цифровой гигиены: мощный антивирус и бдительный сисадмин вовремя заметят угрозу. Увы, это не совсем верно. Сегодня в мире набирают обороты новые виды кибератак — фишинговая рассылка на электронную почту рядовых сотрудников, которая имитирует деловые письма. Они не содержат подозрительных файлов, поэтому система защиты не распознает их как потенциально опасные. Вступив в переписку, человек попадается на крючок: дальше идут в ход психологические манипуляции и игра на эмоциях (в том числе желании угодить начальству). Пользуясь этим приемом, хакер вынудил сотрудника Nikkei America перевести ему 29 млн долларов.
Фото: Tyler Hendy/Unsplash
Интернет вещей
Интернет — это уже не просто сеть компьютеров, это сеть всевозможных устройств, от мобильного телефона и умных часов до машины, светофора, робота, транспортного дрона и автоматизированного промышленного станка. Интернет становится «сетью всего». Компания Transforma Insights опубликовала данные о продажах оборудования для интернета вещей: в прошлом году покупатели потратили порядка 465 млрд долларов на такие устройства, а суммарное их количество в мире выросло до 7,6 млрд штук.
Тренд набирает все большую популярность и, несомненно, требует от человека особого навыка владения всеми высокотехнологическими устройствами. Иначе однажды можно остаться голодным, не договорившись с собственным роботом-холодильником, или попасть в щекотливую ситуацию из-за умного унитаза. Осваивая умные гаджеты, напротив, можно поднять качество быта на новый уровень. Например, если нет возможности выходить с собакой на улицу в шесть утра, можно выгуливать ее при помощи дрона.
Работа с данными
Если вы еще не слышали словосочетания Data Driven, пора с ним познакомиться. Предельно упрощая — это подход к работе и бизнесу, полностью основанный на данных. Например, в крупнейшей нефтехимической компании «СИБУР» созданы полные цифровые двойники всех объектов и процессов производства. На практике это означает, что работу каждой единицы техники можно отследить на экране, совсем как в «Матрице». Это позволяет оперативно получать информацию, необходимую для принятия важных управленческих решений.
Рано или поздно все компании перейдут на работу с данными. Поэтому каждый сотрудник должен уметь собирать, обрабатывать и считывать информацию из отчетов, графиков и таблиц. Конечно, большинству не нужно изучать сложные инструменты, классического Excel будет вполне достаточно. Изучите все его функции вдоль и поперек — и будете чувствовать себя увереннее в будущем.
Цифровой этикет
Навыки удаленного общения довольно просты, но их применение существенно облегчает процесс для всех участников. Основной принцип цифрового этикета — избегать дискомфорта для собеседника. Каждый из нас наверняка хотя бы раз в жизни получал сообщение от незнакомого человека: «Привет! Насчет того, что мы обсуждали на прошлой неделе…» Но если в обычной жизни можно потратить время на выяснение личности собеседника (многие предпочитают использовать выдуманные имена), то с переходом на дистанционную работу незнание базовых правил общения может подорвать авторитет среди коллег и начальства.
Чего точно не нужно делать:
Эти правила пригодятся не только на работе, но и в повседневном общении.
Самообучаемость и адаптивность
Прогнозы говорят, что в недалеком будущем цифровые навыки потребуются от любого специалиста, чья профессия «выживет» в условиях конкуренции с роботами. Кстати, существует даже специальный сайт, где каждый может проверить риск исчезновения своей специальности. Механика ответа на базовый вопрос Will robots take my job? основывается на прогнозах аналитиков на ближайшие 20 лет. Например, согласно этому ресурсу, функции бухгалтера и аудитора будут полностью автоматизированы с 98-процентной вероятностью, а таксиста и водителя — с 89-процентной.
Можно не принимать во внимание такие далекие горизонты, а посмотреть на уже свершившееся. В прошлом году эксперты Burning Glass провели масштабное исследование, проанализировали миллиард вакансий по миру и выявили огромный сдвиг в устоявшемся наборе навыков в 250 разнообразных профессиях. Каждая восьмая из них предполагает принципиально новые компетенции, большая часть которых — цифровые.
Цифровые навыки — отнюдь не статичное понятие. Они устаревают с той же скоростью, с какой нашу жизнь перекраивают технологии. Поэтому обновлять их придется с завидной регулярностью. Это потребует еще одной важной группы умений — самостоятельного поиска информации, ее усвоения и быстрой адаптации к новым условиям. Как и любой навык, умение учиться можно развить, например, на специальном курсе Сoursera.
Непрерывная учеба должна стать стилем жизни в 2021 году и во всех последующих. Это позволит не упустить карьерные возможности и уверенней чувствовать себя в меняющемся мире.
Стань человеком: какие навыки сотрудников нужны в эпоху цифровизации
Цифровизация заставляет компании задуматься, какие трудовые ресурсы им потребуются в будущем. Эксперты Mercer и Oliver Wyman рассказывают, как меняется понятие работы и зачем компаниям создавать расширенную экосистему рабочей силы
От разделения труда — к набору навыков
Определение места в организационной структуре — одна из характеристик рабочей силы со времен Адама Смита, который на примере гипотетической булавочной фабрики продемонстрировал преимущества распределения труда с точки зрения производительности и экономических показателей. Внедрение цифровых технологий заставит отступить от традиционной модели, в которой сотрудники применяют свои навыки в рамках обозначенной функции — места в организационной структуре, и перейти на более динамичную модель, где сотрудники применяют свои навыки и реализуют разные роли на разных проектах.
Меняется и то, что принято называть работой. На место традиционного определения работы как конкретной роли приходит новое понимание рабочей специальности как набора требований в отношении разнообразных навыков. Например, у бухгалтера есть конкретный набор обязанностей и результатов деятельности, в какой бы отрасли или компании он ни работал. В то время как должность специалиста по анализу данных в действительности означает набор навыков и знаний, которыми обладает сотрудник, а не набор обязанностей и результатов деятельности, связанных с этой функцией в компании. Работа специалиста по анализу данных в маркетинговом отделе розничной компании сильно отличается от работы специалиста по анализу данных в казначействе финансовой организации.
Технические навыки — поле конкуренции, а коммуникационные — конкурентное преимущество
По мере того как технологии приобретают модульный характер, упрощаются в использовании и выполняют транзакционные задачи, конкурентным преимуществом на рынке труда становятся «человеческие компетенции».
• Динамичность: компаниям необходимо привлекать тех, у кого есть не только специализированные технические навыки, но и любознательность, способность адаптироваться, коммерческое чутье для выявления возможностей внедрения инноваций и коммуникативные навыки для убеждения.
• Клиентоориентированность: по мере автоматизации все большего числа рутинных процессов требования потребителей в отношении более сложных задач растут. Первоклассное обслуживание подразумевает развитие возможностей для решения проблем, а также проявление личной ответственности и эмпатии сотрудников компании.
• Коммуникационные и поведенческие навыки: переход от традиционных обособленных и иерархически строгих структур с четко определенными ролями к более демократичным и гибким форматам работы превращает компетенции, которые прежде ассоциировались с высокой производительностью, в стандартные или даже минимально необходимые. В рамках менее формальных структур сотрудники должны уметь выстраивать отношения, мотивировать других и успешно развиваться в разнородной среде коллег разных поколений.
Цифровую трансформацию бизнеса должна сопровождать «гуманизация». Компетенции, которые раньше считались «приятным дополнением», становятся критически необходимыми, а навыки межличностного общения, гибкие модели поведения и мышления оцениваются выше, чем технические знания. По мере своего развития технологии будут все более ориентированными на человека.
Не штат, а экосистема
Вместо управления только штатными сотрудниками передовые компании будут создавать расширенные экосистемы трудовых ресурсов, в которые войдут многочисленные группы перспективных специалистов из разных поколений. Благодаря этому компании получат доступ к актуальным компетенциям, идеям и опыту на рынке талантов, а также смогут контролировать свои расходы. В будущем стратегия управления кадрами и талантами должна охватывать четыре группы специалистов: постоянные сотрудники, партнерства, внештатные специалисты и коллективные трудовые ресурсы (краудсорсинг).
Эта тенденция обусловлена рядом дополняющих друг друга факторов:
нехватка квалифицированных специалистов;
увеличение расходов на поиск и привлечение персонала;
популяризация плоских организационных структур;
изменение ожиданий разных поколений;
рост применения технологических платформ, распределяющих задачи между сотрудниками.
Использование дополнительных групп специалистов дает компаниям значительные конкурентные преимущества:
способность быстро наращивать новые компетенции;
гибкость на динамично развивающемся рынке;
экономическую эффективность;
соответствие бизнес-циклов и затрат на рабочую силу.
Компании должны научиться комплексному управлению разными группами специалистов в рамках единой стратегии, сохраняя при этом дифференцированный подход для каждой группы с точки зрения коммуникации, привлечения и взаимодействия.
Бизнес делают люди
Для прогнозирования численности персонала необходимо:
1) понимать, какие есть возможности для автоматизации;
2) учитывать стратегические возможности создания стоимости за счет реорганизации процессов.
Благодаря цифровым технологиям многие компании могут выполнять задачи, привлекая меньше сотрудников, пересмотреть свои услуги и ценностное предложение для клиентов. Однако сначала организации необходимо сформировать стратегию цифрового развития и определить компетенции, которые позволят внедрить цифровые системы, — трансформировать устаревшие системы и создать новые цифровые возможности. Затем она должна обеспечить достаточный ресурс для обслуживания клиентов на новом уровне — и только после этого сократить штат, если необходимо.
Подход Mercer и Oliver Wyman к трансформации трудовых ресурсов
Чтобы разработать комплексный подход к управлению персоналом, руководители бизнеса и HR-специалисты должны проанализировать влияние цифровой революции на персонал, ответив на следующие четыре вопроса.
1. Какие изменения окажут влияние на персонал компании?
• Определение ключевых тенденций, влияющих на трудовые ресурсы.
• Оценка влияния по всей цепочке ценности.
• Согласование позиции руководства относительно концепции.
2. Как будет выглядеть штат компании в будущем?
• Моделирование размера и формата персонала при различных сценариях.
• Оценка возможного дефицита персонала в будущем.
• Оценка и выбор способов устранения дефицита.
3. Какие стратегии необходимо применить для такой трансформации?
• Определение стратегий трансформации работы с персоналом.
• Внедрение технологических платформ для автоматизации работы и получения доступа к внешним кадровым резервам.
4. Как запустить трансформацию?
• Определение структуры управления трансформацией.
Компетенции в эпоху цифровизации
«В эпоху цифровой трансформации бизнеса вам необходимо больше компетенций. Цифровизация – это не только про технологии, но и про бизнес-модели, интернализацию»
(Томас Касас, University of St. Gallen, профессор по международному бизнесу, Швейцария)
Сегодня практически каждый владелец бизнеса знает о неминуемой цифровой трансформации. Многие уже почувствовали последствия недостаточного внедрения современных цифровых инструментов в виде сбоя продаж или падения прибыли. Ужесточилась и конкуренция, так как на горизонте появились молодые «цифровые игроки», которые воспользовались трансформацией и быстро заняли лидирующие позиции на рынке.
Что такое цифровизация и какие компетенции в первую очередь необходимы специалистам, чтобы шагать в ногу со временем в эпоху тотальной «оцифровки»?
Что такое цифровая трансформация?
Цифровая трансформация – это внедрение в деятельность компании новейших цифровых технологий, направленных на ускорение роста компании, для повышения ее эффективности и ценности на рынке в целом. Изменения касаются как механизмов работы, так и профессиональных компетенций, которые необходимы для работы с новым цифровым инструментарием.
По результатам исследования KPMG проведенного в начале 2019 года, комплекс программ для цифровой трансформации сегодня имеют около 63% компаний-респондентов, ведущих деятельность в ключевых экономических сферах РФ. В основном это телекоммуникационные сферы, нефтепромышленные отрасли, металлургия, транспортные компании, ИТ, банки и финансовые институты, а также ритейл (розничная торговля).
Цифровая трансформация бизнеса предполагает внедрение инновационных технологий, и многие российские компании уже опробовали новые инструменты, такие как:
Компании внедряют пробные проекты и наращивают цифровые компетенции. Около 36% опрошенных организаций готовы вложить более 100 млн. рублей на реализацию проектов по внедрению цифровых технологий. Однако процесс продвигается медленно: отсутствуют среднесрочные и долгосрочные планы, с разработкой которых цифровая трансформация будет прогрессировать и работать на повышение эффективности организаций. В основном предприятия внедряют краткосрочные пилотные проекты, в рамках которых применяется та или иная технология.
Новой цифровой компании – новые специалисты?
«Трансформация компании сводится к трансформации компетенции людей. CDO* – это не профессия, это роль. Роль человека, который совмещает в себе множество компетенций и навыков».
(Е. Каганер, профессор IESE Business School, Испания)
*CDO (Chief Digital Officer)
Для успешного развития компании в плане цифровой трансформации необходимы специалисты, обладающие новыми компетенциями. Цифровой мир, несмотря на свою «техничность», требует от работника именно гибких навыков – soft skills, о которых сегодня много говорят. Это и коммуникационные навыки, и эмоциональный интеллект, и креативность – компетенции, которые позволяют предлагать инновационные идеи, открывают новый взгляд на привычные вещи. Но главное, специалист должен стремиться к постоянному самостоятельному обучению и самомотивации.
Согласно исследованию KPMG, в список основных препятствий, встающих на пути у компаний, готовых к цифровизации, входят отсутствие необходимых компетенций и недостаточный уровень ИТ-грамотности специалистов. В компаниях еще на сложилась модель, согласно которой с началом трансформации выделился бы специалист, ответственный за реализацию таких программ. По состоянию на 2019 год только 8% российских компаний открыли новую должность – CDO (Chief Digital Officer), цифровой директор. В основном это металлургические и телекоммуникационные организации, ИТ-компании и финансовые институты.
Чтобы развить компетенции в эпоху цифровизации, компании необходимо создать специальный центр компетенций по цифровым технологиям. Такие подразделы существуют сегодня только у 34% опрошенных российских компаний и представляют собой:
По всем цифровым направлениям в большинстве компаний отмечается «кадровый голод». Программы трансформации наращиваются внутренними ресурсами, компании привлекают специалистов с готовыми профильными навыками и не спешат «выращивать» цифровые компетенции в собственных кадрах.
Изменяются и требования к специалистам: ключевой компетенцией сегодня выступает аналитика больших данных, умение работать с большим объемом информации с целью оптимизации процессов и повышения качества прогнозирования спроса на рынке. Наиболее высоким спросом сегодня пользуются специалисты, которые владеют soft skills (гибкими навыками), а также digital dexterity (умением пользоваться цифровыми технологиями с целью улучшения эффективности бизнеса).
Сотрудники компании, вступившей на путь цифровой трансформации, должны обладать не только цифровой грамотностью. Востребованными будут специалисты, которые в совершенстве владеют цифровыми технологиями, умеют приспосабливаться к цифровой среде, имеют навыки практического пользования современными цифровыми методиками.
Наиболее востребованные компетенции в эпоху цифровизации:
Чтобы удержаться на рынке труда, специалист должен проявлять гибкость и адаптивность, быть готовым менять направление деятельности, постоянно нарабатывать новые навыки и компетенции, причем стараться делать это быстрее, чем раньше. Набор компетенций уже давно перестал быть статичным и фиксированным, он изменяется параллельно изменениям в экономике, обретая вид «динамических портфелей». Компании должны создавать не просто штат сотрудников, а создавать организационный skills stock, представляющий собой набор специалистов, обладающих целостным «портфелем компетенций», необходимых для выполнения той или иной рабочей задачи.
В статье использованы материалы исследований KPMG.
8 цифровых навыков, на которые нужно сделать ставку в 2020 году
Сейчас на российском рынке наблюдаются две крайности. По данным BCG, почти 34 миллиона россиян либо слишком хороши для своей должности, либо недостаточно квалифицированы, особенно — для работы в условиях повсеместной цифровизации. Треть из них жили бы более счастливой и полноценной жизнью, сменив работу. Но для успешного построения и карьеры, и бизнеса в следующие пять лет надо делать ставку на digital-навыки. И речь идёт не только про IT-сферу — это касается всех отраслей.
Эксперты TalentTech проанализировали ключевые исследования о навыках будущего и составили список компетенций, без которых невозможно достичь успеха во время digital-трансформации.
Информационная безопасность
Социальная сеть Facebook заплатит рекордный штраф в 5 миллиардов долларов за утечку персональных данных 87 миллионов пользователей. Предыдущий рекорд принадлежит корпорации Google, которую оштрафовали на 22,5 миллиона. В России штраф за утечку персональных данных сейчас составляет от 15 до 75 тысяч рублей, но в скором времени максимальная сумма наказания может вырасти до более ощутимых 18 миллионов рублей. Так что лучше заранее подготовиться.
Конечно, случаются и внешние атаки, но главной угрозой информационной безопасности до сих пор остаются ваши сотрудники. Около 78% «сливов» происходят из-за злого умысла или неосторожности персонала, который зачастую не знает базовых правил обращения с корпоративными данными. Если менеджер Даша владеет основами кибербезопасности, она ни при каких обстоятельствах не вставит в компьютер непонятную флешку, не откроет письмо с заголовком «вы выиграли миллион» и не скачает «самый лучший антивирус» на подозрительном сайте, из-за которого выйдет из строя офисная сеть. Всё это важно, чтобы сохранить репутацию надёжной компании и обеспечить бесперебойную работу всех систем, которые влияют на производительность бизнеса.
Цифровизация процессов
Цифровое взаимодействие
И мессенджеры, и таск-трекеры полезны для организации работы и отслеживания её эффективности. Особенно у распределённых команд, которых с развитием гибких форм занятости становится всё больше и больше. Главное условие здесь — чтобы все умели и хотели пользоваться новыми инструментами. Только тогда все процессы ускорятся, а важные дела больше не будут подвисать из-за проблем в коммуникациях.
Например, в IT-холдинге TalentTech сотрудников приобщают к корпоративной культуре с помощью мессенджера Slack. Эйчары просят всех полностью заполнить профиль в системе, представляют новичков в общем канале #general и создают развлекательные каналы, которые помогают найти общие интересы. Казалось бы, мелочь, но на сплочённость команды это действительно влияет. Повспоминайте сами: во многих офисах коллеги не знают не то что удалённых сотрудников, но и штатных — из соседнего кабинета.
Что касается таск-трекеров, то они дают общее представление о том, кто участвует в конкретном проекте и за что отвечает. Маркетологи краудфандинговой площадки Kickstarter, например, используют Trello, чтобы устанавливать себе точные и прозрачные цели и дедлайны и наблюдать за прогрессом. А сети магазинов «Рив Гош» с помощью Jira удалось выявить процессы-паразиты и отказаться от них. Например, количество задач по фотофиксации выкладки товаров уменьшилось сразу на 80%, а часть задач перенесли из торговых точек в подразделения офиса. К тому же, управляющие теперь тратят меньше времени на поиск информации, потому что все вводные хранятся в одной системе.
Работа с данными
В цифровую эпоху бизнес, который не придерживается data-driven подхода и принимает решения без оглядки на реальные данные, попросту вымрет. Поэтому всем сотрудникам так важно уметь собирать, обрабатывать и считывать данные из всевозможных отчётов, графиков и таблиц. Конечно, линейному персоналу хватит и базового понимания статистики — например, умения отличить среднее от медианы и способности не потеряться в листах в Excel. Руководителям же лучше прокачаться хотя бы до среднего уровня. Им нужно принимать решения на основе данных, а сделать это сложно, если ты не в состоянии отфильтровать таблицу нужным тебе образом и в принципе не понимаешь, насколько значимы изменения в показателях бизнеса.
Data-driven подход к бизнесу применяет, например, крупнейшая нефтехимическая компания «СИБУР». На производстве ежедневно генерируется огромное количество данных, поэтому в каждом подразделении внедрены панели с ключевыми показателями эффективности, в том числе — в денежном выражении. Оператор сразу видит, насколько продуктивно он работает и сколько денег теряет, если за чем-то не уследил.
Управление проектами
Всё больше современных компаний так или иначе переходят на проектную деятельность. Запуск нового направления бизнеса — проект, проверка гипотезы в существующем продукте — тоже. И всеми этими проектами нужно управлять. Например, на базовом уровне нужно знать основные принципы поведения в проектной команде: чётко ставить цели, оценивать риски, назначать ответственных и описывать результаты работы. На среднем — уметь организовать работу по конкретной методологии, будь то Agile, Scrum, Kanban или классический PM. Менеджерам высшего звена неплохо бы разбираться во всех этих методах, чтобы выбрать оптимальный для конкретной команды. Или нескольких команд, которые ещё нужно скоординировать между собой.
Agile-подход, например, помог билетному сервису Ticketland. В какой-то момент руководство поняло, что из-за сложной архитектуры продукта, сосредоточения важных данных у незаменимых сотрудников и низкой скорости разработки бизнес начал отставать от конкурентов и терять клиентов. Тогда в компании отказались от жесткой иерархии в командах, ввели должность Product Owner, который представляет интересы пользователей, а также упростили разработку. Вместо длительного добавления никому ненужных функций начали выпускать простые, но при этом быстрые в разработке продукты, с которыми тут же могут взаимодействовать пользователи. Так компания получила возможность вкладываться только в то, что действительно влияет на бизнес-результат, а не просто в то, что хочется. Примечательно, что руководство Ticketland связывает попадание компании в список Forbes в том числе с внедрением Agile.
С чего начать обучение?
Цифровая грамотность — это не только понимание того, какие технологии сейчас встречаются, но и умение работать с данными и пользоваться современными digital-инструментами. Без этого построить цифровую компанию не получится.
Нельзя делать упор на что-то одно: один базовый навык не заменяет другой — нужно развивать их все. Но не забывайте про индивидуальный подход к сотрудникам. Одни уже и так знают, что нельзя оставлять пароли на стикерах у монитора, а другие запросто понимают даже самые сложные графики. Чтобы вы не тратили деньги и время на неэффективное обучение, команда TalentTech разработала комплексное решение для автоматического формирования индивидуальных планов развития сотрудников. Инструмент уже доступен для пилотирования и идеально подходит для прокачки digital-навыков.