Системный семейный тест геринга выявляет структуру семьи основными параметрами которых является
Системный семейный тест Геринга (FAST)
Данный тест разработан в рамках системной семейной терапии и основан на структурной теории семьи. Он представляет собой метод репрезентации респондентами (членами семьи) структуры их семейных отношений, ключевыми параметрами которой выступают сплоченность, иерархия, гибкость этих параметров, а также границы семьи (подробнее см. раздел «Основные понятия семейной психологии»).
Системный семейный тест Геринга используется для диагностики и построения терапевтических гипотез при работе с семьями и их отдельными членами, а также в исследовательских целях. С его помощью могут быть получены количественные и качественные данные об индивидуальном и групповом восприятии (оценке) членами семьи структур, регулирующих их семейные отношения в различных ситуациях.
Данная методика впервые на белорусской выборке была использована в диссертационном исследовании О. В. Агейко, посвященном изучению особенностей восприятия семейной структуры детьми из неполных семей (Агейко О. В., 2004).
Описание методики
Материал методики состоит из доски, разделенной на 81 квадрат (9×9), фигур, обозначающих лица мужского и женского пола, а также цилиндрических блоков высотой 1,5; 3 и 4,5 см. На фигурках условно нанесены точками глаза.
Расстояние между фигурками на доске отражает степень сплоченности семьи и отдельных ее подсистем. Высота фигурок, регулируемая с помощью цилиндрических блоков, показывает семейную иерархию. Направление взгляда фигур является дополнительным качественным параметром, отражающим нюансы взаимоотношений членов семьи (Черников А. В., 2001).
Для дополнительного исследования взаимоотношений в семье в тесте имеются цветные фигурки трех цветов, с помощью которых испытуемый может подчеркнуть разницу в поведении и характере разных членов семьи.
Существует несколько вариантов семейного системного теста (ССТ):
· комбинированный (вначале проводится индивидуально с каждым членом семьи, а затем — со всеми членами семьи вместе).
Выполнение теста доступно всем членам семьи старше 6 лет. Проведение теста с одним испытуемым занимает в среднем 20—30 минут. Основные этапы проведения ССТ:
1.Сбор анамнестических данных.
2. Инструкция по выполнению теста.
3. Наблюдение за поведением испытуемого(ых) при выполнении теста.
4. Запись семейных репрезентаций.
5. Интервью после каждой репрезентации.
Данные, полученные в ходе выполнения теста, записываются экспериментатором в специальные бланки, куда вносятся и необходимые комментарии. Тест включает в себя три репрезентации:
Во время тестирования респондент находится один на один с экспериментатором.
Индивидуальный тест
Типичная репрезентация
Инструкция: «Представьте типичные отношения в Вашей семье. Вначале расставьте фигуры на доске таким образом, чтобы показать, насколько близки члены Вашей семьи между собой. Затем с помощью цилиндрических блоков отрегулируйте высоту фигур и покажите, какова власть и влияние, которыми обычно обладает каждый член Вашей семьи».
Изображенная респондентом конфигурация записывается экспериментатором в тестовый бланк под названием «Типичная репрезентация».
Типичная репрезентация
Фигура | Отец | мать | Реб.1 | Реб.2 | Реб.3 | Родст-ки | Др.фиг |
Возраст | |||||||
Пол | |||||||
Расположение | |||||||
Высота | |||||||
Цвет |
Интервью, после типичной репрезентации
1. Показывает ли это изображение типичную ситуацию? Если да, то какую?
2. Как долго взаимоотношения существуют таким образом (является ли такое положение стабильным)?
3.Как изменились сейчас взаимоотношения по сравнению с тем какими они были раньше (отличия)?
4. Какова причина того, что отношения стали такими, какими Вы их здесь показываете?
5. Каков контакт глаз между фигурами или что означает направление их взгляда?
6. Почему Вы заменили бесцветные фигуры на цветные?
7. Какие персональные характеристики обозначены цветами, которые вы выбрали?
8. До какой степени эти характеристики влияют на семейные взаимоотношения?
Идеальная репрезентация
Инструкция: «Семейные отношения не всегда идеальны. Покажите. Пожалуйста, какими Вы хотели бы видеть отношения в Вашей семье или каким образом Вы бы изменили типичные отношения в Вашей Семье, с тем чтобы они соответствовали бы идеальным. Вначале расставьте фигуры на доске, а затем отрегулируйте их высоту».
Изображенная респондентом конфигурация записывается экспериментатором в тестовый бланк «Идеальная репрезентация».
Идеальная репрезентация
Фигура | Отец | мать | Реб.1 | Реб.2 | Реб.3 | Родст-ки | Др.фиг |
Возраст | |||||||
Пол | |||||||
Расположение | |||||||
Высота | |||||||
Цвет |
Интервью, после идеальной репрезентации
1. Показывает ли эта репрезентация ситуацию, которая имела когда-то место? Если да, то какова была эта ситуация?
2. Как часто такая ситуация случается (частота), как долго она длиться?
3.Когда подобная ситуация произошла впервые и когда она имела место в последний раз?
4. Что должно произойти, чтобы типичные отношения стали соответствовать таким, как Вы их видите в идеале?
5. Насколько важным это является для Вас и для других членов семьи?
6. Каков контакт глаз между фигурами и что означает направление их взгляда?
7. Почему Вы заменили бесцветные фигуры на цветные?
8. Какие персональные характеристики обозначены цветами, которые вы выбрали?
9. Каким образом эти характеристики влияют на отношения в семье?
Конфликтная репрезентация
Инструкция: « В каждой семье бывают конфликты. Подумайте о том, какой конфликт в Вашей семье является наиболее важным (серьезным). Покажите, каковы отношения в Вашей семье во время конфликта. Вначале расставьте фигуры на доске а затем определите их высоту».
Изображения записываются экспериментатором в тестовый бланк «Конфликтная репрезентация».
Конфликтная репрезентация
Фигура | Отец | мать | Реб.1 | Реб.2 | Реб.3 | Родст-ки | Др.фиг |
Возраст | |||||||
Пол | |||||||
Расположение | |||||||
Высота | |||||||
Цвет |
Интервью, после конфликтной репрезентации
1. Кто вовлечен в этот конфликт?
2. По какому поводу этот конфликт?
3. Как часто этот конфликт случается (частота), как долго он длиться?
4.Когда подобная ситуация произошла впервые и когда она случилась в последний раз?
5.Насколько важен этот конфликт для Вас и для других членов семьи?
6. Какие роли играют различные члены семьи в разрешении этого конфликта?
7. Каков контакт глаз между фигурами и что означает направление их взгляда?
8. Почему Вы заменили бесцветные фигуры на цветные?
9. Какие персональные характеристики обозначены цветами, которые Вы выбрали?
10.До какой степени эти характеристики влияют на семейные взаимоотношения?
Групповой тест
При групповом варианте выполнения ССТ всю семью или отдельных ее членов просят сделать расстановку фигур вместе. Инструкции для репрезентаций остаются такими же, как и в индивидуальном варианте, однако акцент делается на том, что члены семьи должны работать все вместе. Отличающиеся мнения об отношениях в семье следует обсудить. Если это представляется возможным, необходимо достичь согласия в определении общей позиции по репрезентации.
Во время работы респондентов над совместной репрезентацией необходимо вести наблюдение за взаимоотношениями членов семьи между собой. Критерии для наблюдения выбираются в соответствии со специальными целями исследования.
Процедура интервью, проводимая после интерактивной репрезентации, выполняется таким же образом, как и для индивидуального теста.
Системный тест Геринга
Системный тест Геринга (FAST) является развитием методики «Семейная доска» и относится к классу техник расстановок с применением замещающих фигур для членов семьи. Впервые эти техники широко использовались в качественных исследованиях семейных сообществ в других культурах. Но тест Геринга уже имеет большую степень стандартизации.
Эмоциональная близость между членами семьи представлена здесь как дистанция между фигурами.
Гибкость семейной структуры также может быть объективно измерена путем оценки, например, изменений в расстановке семьи до, во время и после конфликта. Отношения власти удачно моделируются в тесте разной высотой фигурок. Большое количество исследований, проведенных с семьями, подтвердило, что эти три показателя довольно точно и целостно отражают восприятие клиентами отношений в семье.
Системный семейный тест разработан и валидизирован Герингом.
FAST представляет собой методику, основанную на структурной системной семейной теории и предназначенную для исследований и психотерапевтической практики.
Тестовый материал состоит из доски, разделенной на 81 квадрат (9×9), женских и мужских фигурок, а также цилиндрических блоков высотой 1,5; 3 и 4,5 см. На фигурках условно нанесены точками глаза.
Расстояние между фигурками на доске отражает степень сплоченности семьи и отдельных ее подсистем. Высота фигурок, регулируемая с помощью цилиндрических блоков, показывает семейную иерархию. Направление взгляда фигур является дополнительным качественным параметром, отражающим нюансы взаимоотношений членов семьи.
Системный семейный тест Геринга может проводиться индивидуально с одним или несколькими членами семьи или с семейной группой одновременно (групповой вариант). Большая разница в восприятии членами семьи их семейной структуры является одним из показателей семейной дисфункции.
При обследовании семьи обычно используются три различные репрезентации теста, отражающие типичную структуру семьи, ситуацию в семье в момент конфликта и идеальное распределение близости и иерархии, которое иногда бывает в семье или желательно для нее. Изменение расположения фигурок на доске от одной репрезентации к другой отражает степень гибкости семейной системы.
Анализ и интерпретация системного семейного теста Геринга
Анализ и интерпретация теста ведутся относительно всей семьи в целом и двух ее подсистем отдельно — супружеской и детской. Существуют нормы, полученные в результате исследования американских и западноевропейских семей, относительно степени сплоченности и иерархии. Различают низкий, средний и высокий уровень этих параметров. В соответствии с этим определяется сбалансированность подсистем и семьи в целом. Кроме этого, тест отражает наличие таких структурных нарушений, как переверну-тая иерархия (высота фигурки ребенка равна или выше высоты фигурки одного или обоих родителей) и межпоколенные коалиции (расстояние между фигурками родителей больше, чем между ребенком и одним из родителей).
Для дополнительного исследования взаимоотношений в семье в тесте имеются цветные фигурки трех цветов, с помощью которых испытуемый может подчеркнуть разницу в поведении и характере разных членов семьи.
Процедура проведения системного семейного теста Геринга
Процедура проведения FAST во многом подобна процедуре проведения методики «Семейная доска» и состоит из четырех этапов.
Этап 1. Сбор краткого анамнеза о семье: количество членов семьи, их возраст, социальный статус, страдали ли они психическими расстройствами и другими хроническими заболеваниями, были ли госпитализации и т.д.
Этап 2. Фиксация семейных репрезентаций одного испытуемого или всей семьи, как в групповом варианте. Экспериментатор на специальном бланке отражает расстановку фигур в типичной, конфликтной и идеальной семейных ситуациях.
Этап 3. Фиксация наблюдений за поведением испытуемого во время проведения теста. С чьей фигуры начал? Что вызывало колебания, спонтанные замечания? И т.д.
Этап 4. Интервью после каждой репрезентации.
Системный семейный тест Геринга можно проводить со взрослыми и детьми от 6 лет. Он не занимает много времени (20 — 30 мин на каждого испытуемого) и обеспечивает терапевта большим количеством гипотез о семейной системе. Помимо прочего, он представляет собой удобный повод для групповой дискуссии с семьей о взаимоотношениях между ее членами и желаемых изменениях.
Типовые вопросы интервью после каждой репрезентации расстановки приводит А.В.Черников [Черников А.В., 1999].
Интервью для типичной репрезентации
1. Показывает ли это изображение определенную ситуацию? Если да, то какую?_
2. Как долго взаимоотношения существуют таким образом, как вы их здесь указываете ( стабильность)?_
3. Как изменились сейчас взаимоотношения по сравнению с тем, какими были раньше <различия)?_
4. Какова причина того, что взаимоотношения стали такими, как вы их показываете здесь?_
5. Какой контакт глаз между фигурами, или что означает направление их взгляда?_
6. Почему вы заменили фигуру(ы) на окрашенную(ые)?_
7. Какие персональные характеристики представлены цветами, которые вы выбрали?__
8. До какой степени эти характеристики влияют на семейные взаимоотношения?____
Интервью для идеальной репрезентации
Отражает ли это изображение ситуацию, которая происходила в какой-то момент? Если да, то какова была эта ситуация?_
2. Как часто эта ситуация случается ( частота) и как долго она длится?____
3. Когда эта ситуация произошла впервые и когда она складывалась в последний раз?_
4. Что должно произойти, чтобы сделать типичные взаимоотношения соответствующими тем, какими вы их видите в идеале?__
5. Насколько важным это было бы для вас и других членов семьи?_
6. Какой контакт глаз между фигурами, или что означает направление их взгляда?_
7. Почему вы заменили фигуру(ы) на окрашенную(ые)?_
8. Какие персональные характеристики представлены цветами, которые вы выбрали?_
9. До какой степени персональные характеристики влияют на семейные взаимоотношения?_
Интервью для конфликтной репрезентации
1. Кто вовлечен в конфликт ( тип конфликта)?_
2. Каков повод этого конфликта (ситуации)!_
3. Как часто этот конфликт происходит (частота) и как долго он длится?____
4. Когда впервые произошла конфликтная ситуация и когда в последний раз это случилось?__
5. Насколько важен этот конфликт для вас и других членов вашей семьи?_
6. Какие роли играют различные члены семьи в разрешении этого конфликта?_
7. Каков контакт глаз между фигурами, или что означает направление их взгляда?_
8. Почему вы заменили фигуру(ы) на окрашенную(ые)?_
9. Какие персональные характеристики представлены цветами, которые вы выбрали?_
10. До какой степени персональные характеристики влияют на семейные взаимоотношения?_
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
4.1.5. Системный семейный тест Геринга (FAST)
Данный тест разработан в рамках системной семейной терапии и основан на структурной теории семьи. Он представляет собой метод репрезентации респондентами (членами семьи) структуры их семейных отношений, ключе-
выми параметрами которой выступают сплоченность, иерархия, гибкость этих параметров, а также границы семьи (подробнее см.
Системный семейный тест Геринга используется для диагностики и построения терапевтических гипотез при работе с семьями и их отдельными членами, а также в исследовательских целях. С его помощью могут быть получены количественные и качественные данные об индивидуальном и групповом восприятии (оценке) членами семьи структур, регулирующих их семейные отношения в различных ситуациях.
Данная методика впервые на белорусской выборке была использована в диссертационном исследовании О. В. Агейко, посвященном изучению особенностей восприятия семейной структуры детьми из неполных семей (Агейко О. В., 2004).
Материал методики состоит из доски, разделенной на 81 квадрат (9×9), фигур, обозначающих лица мужского и женского пола, а также цилиндрических блоков высотой 1,5; 3 и 4,5 см. На фигурках условно нанесены точками глаза.
Расстояние между фигурками на доске отражает степень сплоченности семьи и отдельных ее подсистем. Высота фигурок, регулируемая с помощью цилиндрических блоков, показывает семейную иерархию. Направление взгляда фигур является дополнительным качественным параметром, отражающим нюансы взаимоотношений членов семьи (Черников А. В., 2001).
Для дополнительного исследования взаимоотношений в семье в тесте имеются цветные фигурки трех цветов, с помощью которых испытуемый может подчеркнуть разницу в поведении и характере разных членов семьи.
Существует несколько вариантов семейного системного теста (ССТ):
? индивидуальный; О групповой;
? комбинированный (вначале проводится индивидуально с каждым членом семьи, а затем — со всеми членами семьи вместе).
Выполнение теста доступно всем членам семьи старше 6 лет.
1. Сбор анамнестических данных.
2. Инструкция по выполнению теста.
3. Наблюдение за поведением испытуемого(ых) при выполнении теста.
4. Запись семейных репрезентаций.
5. Интервью после каждой репрезентации.
Данные, полученные в ходе выполнения теста, записываются экспериментатором в специальные бланки, куда вносятся и необходимые комментарии. Тест включает в себя три репрезентации:
? репрезентация типичной семейной ситуации;
? репрезентация идеальной семейной ситуации;
П репрезентация конфликтной семейной ситуации.
Во время тестирования респондент находится один на один с экспериментатором.
Инструкция: «Представьте типичные отношения в Вашей семье. Вначале расставьте фигуры на доске таким образом, чтобы показать, насколько близки члены Вашей семьи между собой. Затем с помощью цилиндрических блоков отрегулируйте высоту фигур и покажите, какова власть или влияние, которыми обычно обладает каждый член семьи».
Изображенная респондентом конфигурация записывается экспериментатором в тестовый бланк под названием «Типичная репрезентация».
Бланк «Типичная репрезентация»
Ф.И.О. Фигура Отец Мать Реб. 1 Реб. 2 Реб.З Родств. Др. фиг. Возраст Пол Расположение Высота Цвет Интервью, проводимое после репрезентации типичной семейной ситуации
1. Показывает ли это изображение типичную ситуацию? Если да, то какую?
2. Как долго взаимоотношения существуют таким образом (является ли такое положение вещей стабильным)?
3. Как изменились сейчас взаимоотношения по сравнению с тем, какими они были раньше (отличия)?
4. Какова причина того, что отношения стали такими, какими Вы их здесь показываете?
5. Каков контакт глаз между фигурами или что означает направление их взгляда?
6. Почему Вы заменили фигуру (фигуры) на цветную (цветные)?
8. До какой степени эти характеристики влияют на семейные взаимоотношения?
Инструкция: «Семейные отношения не всегда идеальны. Покажите, какими Вы хотели бы видеть отношения в Вашей семье или каким образом Вы бы изменили типичные отношения в Вашей семье, с тем чтобы они соответствовали бы идеальным. Вначале расставьте фигуры на доске, а затем отрегулируйте их высоту».
Изображенная респондентом конфигурация записывается экспериментатором в тестовый бланк под названием «Идеальная репрезентация».
Бланк «Идеальная репрезентация»
Ф.И.О. Фигура Отец Мать Реб. 1 Реб. 2 Реб. 3 Родств. Др. фиг. Возраст Пол Расположение Высота Цвет Интервью, проводимое после репрезентации идеальной семейной ситуации
1. Показывает ли эта репрезентация ситуацию, которая имела когда-то место? Если да, то какова была эта ситуация?
2. Как часто такая ситуация случается (частота), как долго она длится?
3. Когда подобная ситуация произошла впервые и когда она имела место в последний раз?
4. Что должно произойти, чтобы типичные отношения стали соответствовать такими, как Вы их видите в идеале?
5. Насколько важным это было бы для Вас и других членов семьи?
6. Каков контакт глаз между фигурами и что означает направление их взгляда?
7. Почему Вы заменили фигуру (фигуры) на цветную (цветные)?
8. Какие характеристики передает цвет, который Вы выбрали?
9. Каким образом эти характеристики влияют на отношения в семье? Комментарии:
Инструкция: «В каждой семье есть какие-то конфликты. Подумайте о том, какой конфликт в Вашей семье является наиболее важным (серьезным). Покажите, каковы отношения в Вашей семье во время конфликта. Вначале расставьте фигуры на доске, а затем определите их высоту».
Изображенная респондентом конфигурация записывается экспериментатором в тестовый бланк под названием «Конфликтная репрезентация».
Бланк «Конфликтная репрезентация»
ГЛАВА 4. ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИТУАЦИИ КРИЗИСА
Интервью, проводимое после репрезентации конфликтной семейной ситуации
1. Кто вовлечен в этот конфликт (тип конфликта)?
2. По какому поводу этот конфликт (ситуация)?
3. Как часто этот конфликт происходит (частота) и как долго он длится?
4. Когда подобная ситуация произошла впервые и когда это случилось в последний раз?
5. Насколько важен этот конфликт для Вас и других членов Вашей семьи?
6. Какие роли играют различные члены семьи в разрешении этого конфликта?
7. Каков контакт глаз между фигурами или что означает направление их взгляда?
8. Почему вы заменили фигуру (фигуры) на цветную (цветные)?
9. Какие персональные характеристики представляют цвета (цвет), которые Вы выбрали?
10. До какой степени эти характеристики влияют на семейные взаимоотношения?
При групповом варианте выполнения ССТ всю семью или отдельных ее членов просят сделать расстановку фигур вместе. Инструкции для репрезентаций остаются такими же, как и в индивидуальном варианте, однако акцент делается на том, что члены семьи должны работать все вместе. Отличающиеся мнения об отношениях в семье следует обсудить. Если это представляется возможным, необходимо достичь согласия в определении общей позиции по репрезентации.
Во время работы респондентов над совместной репрезентацией необходимо вести наблюдение за взаимоотношениями членов семьи между собой. Критерии для наблюдения выбираются в соответствии со специальными целями исследования.
Процедура интервью, проводимая после интерактивной репрезентации, выполняется таким же образом, как и для индивидуального теста.
Обработка и интерпретация результатов
После проведения ССТ дается его качественная и количественная оценка.
Сплоченность и иерархия в семейной структуре имеют три уровня: высокий, средний, низкий.
шения между родителями характеризуются более низкой сплоченностью, чем одна из диад «родитель—ребенок».
Определение уровня иерархии в семейной структуре основано на оценке разницы в высоте фигур, обозначающих членов семьи. Оценка иерархии включает не только позицию и власть каждого члена семьи по отдельности и разницу между ними, но также и классификацию качества границ между поколениями.
Совокупность всех измерений сплоченности и иерархии дает возможность получить описание типов семейных структур. На основе измерений сплоченности и иерархии выделяют три типа семейных структур:
П сбалансированный — уровень сплоченности и иерархии средний;
П среднесбалансированный — средний уровень сплоченности сочетается с высоким или низким уровнем иерархии, либо средний уровень иерархии сочетается с высоким или низким уровнем сплоченности;
? несбалансированный — оба измерения отмечаются крайним количеством баллов (высокая или низкая сплоченность и иерархия).
Классификация структур отношения может быть выполнена как на семейном уровне, так и на уровне различных подсистем. Данная типология позволяет получить простые описания семейных структур и разницу в их восприятии отдельными членами семьи, а также разницу между индивидуальными и групповыми репрезентациями.
Структуры семейных отношений определяются и формируются под влиянием индивидуальных ценностей членов семьи и особенностей культуры того общества, в котором данная семья проживает.
Важную помощь при интерпретации семейных конструктов оказывают спонтанные замечания респондентов и обмен информацией между респондентами и экспериментатором. Привлекая внимание к некоторым характеристикам репрезентации или обсуждая различия между репрезентациями, можно получить важные данные для выдвижения системных гипотез. Кроме того, полезно наблюдение за невербальным поведением респондентов. Во время проведения тестирования важно обращать внимание на порядок, в котором расставляются фигуры, и налюбые изменения (замены), сделанные после расстановки. Это может дать информацию о том, кто из членов семьи является центральной фигурой для респондента или насколько четко определены позиции в семье.
При анализе семейных структур важно рассматривать качественные аспекты, особенно по измерениям иерархии. Например, различия во власти имеют иной смысл в отношениях «родитель—ребенок», чем в супружеских отношениях. В то время как различия во властных полномочиях между родителем и детьми дают информацию о стиле воспитания, они также могут отражать неравное распределение привилегий на уровне детей. Целесообразно выявить определенную манеру оказания влияния (например, через симптоматическое поведение). Это может также оказаться полезным при интерпретации изменений в иерархии.