стена песнь льда и пламени
Стена из книг и сериала Игра Престолов
В этой статье вы узнаете:
Стена из Игры престолов, это древняя постройка которая находится на континенте Вестерос.
Эта постройка была придумана писателем Дж. Мартином для книг “Песнь Льда и Огня”. Прообразом Стены стал вал Адриана, в Великобиритании, построенный в 122-128 годах, высотой 5 метров и длинной 117 километров.
История создания
Стена наверное самая старая постройка на континенте. Ее построил Брандон Строитель (основатель дома Старков), 8 тысяч лет назад, после окончания Долгой Ночи, после того как люди и Дети Леса, победили Иных, загнав их далеко на север.
Стена была выложена из огромных ледяных блоков, которые вырезали из замерзших озер и везли до пункта назначения. По легендам, выкладывать блоки людям помогали великаны. К тому же легенды гласят, что она пропитана магией Детей Леса, что позволило ей сохранить свою целостность тысячи лет.
Сооружения
Огромный ледяной вал, 200 метров в высоту и 100 километров в длину, вот что представляла из себя легендарная Стена. Она находилась на севере Вестероса, пересекая его с востока на запад, от Тюленьего залива до Теснины (от моря к морю).
С востока Стена была ровной, а вот на западе ее путь пролегал через горы и был извилист.
На самой Стене были установлены катапульты и краны. Верх сооружения был шире Королевского Тракта, так что по нему могло запросто пройти большое войско.
У Стены были построены замки. После того как Ночной Дозор потерял свою важность и количество людей в нем сильно упало, многие замки пришли в опустение. Черный замок, Восточный дозор и Сумеречная башня, вот что осталось от былого величия Стены.
У каждого замка сквозь Стену был прорублен туннель.
От Черного замка, находящегося у подножия Стены, наверх вели огромные деревянные лестницы. В других замках все обстояло иначе, путь на Стену пролегал по вырубленным во льду ступеням.
Так же на Стене был свой лифт, находившийся в вырубленном желобе.
Ночной Дозор периодически вырубал лес внешней стороны Стены. Это делалось для того, что бы на большом расстоянии можно было заметить врага. Дозорные вырубали лес на против замков, но вот в других частях Станы, лес вплотную к ней подступил.
Так же в Стене были ходы и подземные пещеры. Через один из таких ходов Бран Старк попал на северную сторону.
Ночной дозор
Стена была бы просто Стеной, если бы не древний орден, который был создан 8 тысяч лет назад во времена Долгой Ночи – Ночной Дозор. Дозорные обязуются нести службу на Стене по жизненно, охраняя весь Вестерос от угрозы с севера.
В давние времена служба в Дозоре была почетной, дозорные представляли собой армию, но со временем их значение утратило силу. Сейчас Дозор представляет собой колонию, куда ссылают всех кого не лень.
Легенды
Ходили легенды что некогда Короли за Стеной по имени Гендел и Горн, нашли пещеру, которая пересекала всю Стену. Они провели через нее войска, но были разбиты дозорными. Генделу с небольшим войском удалось скрыться в пещере, где они заблудились. Среди одичалых ходили слухи, что люди Гендела до сих пор живут в пещерах и поедают тех, кто туда приходит.
Еще одна легенда рассказывает о одичалом Арсоне Ледовом Топоре, который взялся рубить в Стене ход. Ему удалось прорубить Стену на половину, когда дозорные обнаружили проход. Вместо того, что бы убивать одичалого, они замуровали его внутри. Скорбный Эдд утверждал, что до сих пор слышит как Арсон колотит лед.
Рог зимы
Самая интересная легенда рассказывает о существовании Рога Зимы, с помощью которого можно разрушить магию Детей Леса и обрушить несокрушимую Стену.
Разрушение
В сериале Игра Престолов в финале 7-го сезона, Стена была разрушена Королем Ночи. Верхом на драконе Визерионе, Король Ночи обрушил нерушимое сооружение проведя войска мертвых через нее.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Стена в «Игре престолов»: как она была построена и что означает ее разрушение (Telegraph, Великобритания)
В сериале самым большим элементом опасности (постепенно нарастающей на протяжении последних семи сезонов) всегда были Белые Ходоки. И теперь они подбираются к Вестеросу.
Мы знаем, что эти таинственные существа-разрушители наводнили известный мир тысячи лет назад во времена, известные под названием Долгая ночь, ввергнув человечество в кошмарное царство ужаса.
После этого их долго не было видно, а в это время между Семью Королевствами и диким Севером была построена огромная ледяная стена, чтобы защитить южан от дальнейших нападений.
В начале самого первого сезона стена уже существовала так долго, что многие люди забыли ее первоначальное назначение, считая, что ее основная функция (как и задача разведчиков Ночного дозора) состоит в том, чтобы защищать Семь Королевств от мародерствующих одичалых или «вольного народа».
Конечно же, пока она так уж особо ни от чего не защищает. В финале предпоследнего сезона «Игры престолов» воскресший Визерион пробил стену, расплавив ее ледяным пламенем и, казалось, полностью ее разрушил.
Но что конкретно нам известно об этом самом впечатляющем архитектурном сооружении Вестероса? И что означает его уничтожение?
По размерам стена была огромна: около 200 метров в высоту и почти 500 километров в длину. На ней было построено нескольких разных замков Ночного Дозора (хотя большинство из них в течение многих лет были необитаемы — за исключением Черного Замка, Восточного Дозора-у-Моря и Сумеречной башни).
Стена была построена практически полностью изо льда (возможно, ее основание выстроено из камня), и в теплую погоду она иногда подтаивает. Однако благодаря холодному северному климату и собственному, присущему ей холоду она никогда полностью не тает. Столь долгое существование такого огромного ледяного сооружения может показаться не совсем правдоподобным, но Мартин говорит, что в создании стены почти наверняка использовалась магия, то есть мы можем легко обойти любые придирки в отношении ее неправдоподобности (как-никак, она существует наряду с драконами, белыми ходоками и огненными богами).
Обстоятельства, связанные с ее строительством, также довольно туманны, но в книгах большинство ученых согласны с тем, что она была построена около восьми тысяч лет назад полулегендарным Старком по имени Брандон Строитель.
Строить стену, предположительно, помогали Дети Леса и великаны, причем первые, возможно, также поспособствовали тому, что стена приобрела магические свойства, хотя подробности строительства окутаны тайной. Некоторые поклонники сериала даже предположили, что в строительстве стены могли участвовать сами Ходоки, поскольку стена играет роль не столько обычного заграждения, сколько символического временного прекращения войны.
Как бы то ни было, для нынешних жителей Вестероса стена существовала всегда, и сравнительно до недавнего времени почти никто из тех, кто за ней жил, не помнил, для чего.
«Мертвые не могут преодолеть стену»
Одна из самых важных особенностей стены, о которой не следует забывать, заключается в том, что, по словам Бенджена Старка в сериале (и различных других персонажей в книгах), она является не просто физическим препятствием. Белые Ходоки и армия мертвых — не те существа, которых может остановить скользкая отвесная преграда, какой бы высокой она ни была.
Контекст
«Игра престолов»: новые истории о Красной свадьбе (EW)
Entertainment weekly: И тогда Джон Сноу заплакал
Сериал «Игра престолов» получил семь премий «Эмми»
В том, что касается недавнего штурма стены, некоторые поклонники сериала предположили, что скоро станет ясно, насколько важным был жуткий эпизод в шестом сезоне, в котором Ночной Король коснулся Брана Старка и поставил на нем собственное клеймо (а впоследствии смог нарушить защиту вокруг пещеры Детей Леса). В этом эпизоде перед тем, как Ночной Король бросился штурмовать стену, Бран сказал своему предшественнику Трехглазому ворону: «Он не сможет войти».
«Теперь сможет, — ответил Ворон. — Его метка на тебе».
Некоторые утверждают, что в этом диалоге прозвучал намек на то, что решение Брана пройти через стену позволит Белым Ходокам последовать его примеру, фактически сделав магическую защиту бесполезной.
Что означают Дракон-разрушитель и разрушенная стена?
После того, как Визериона убили, разлучили с «матерью» и воскресили для служения Королю Ночи (явно не обладающему такими инстинктами, как мать), бедняге, наверное, стало немного грустно.
Шутка.
Однако важно понять, какие именно события спровоцировал дракон-вихт (если это то, чем на самом деле стал этот недавно воскресший монстр).
Если Белые Ходоки захватят Вестерос (а они, скорее всего, это сделают), мы однозначно подойдем к тому поворотному моменту, который предвидели и которого ждали многие поклонники на протяжении всего сериала.
Осталось всего шесть эпизодов, и армия Ночного Короля наверняка нападет на Семь Королевств, что приведет к безвременной смерти некоторых из наших любимых персонажей.
Можно ли вам посетить место, где стоит стена?
В принципе, да. Ледяная стена высотой почти 200 метров, которая в популярном сериале в жанре фэнтези защищает Семь Королевств от одичалых, Белых Ходоков и великанов, на самом деле является заброшенным цементным заводом в графстве Антрим, Северная Ирландия, из которого открывается вид на Ирландское море. Власти муниципалитета, на территории которого велись съемки, обратились к руководству телеканала «Эйч-Би-Оу» с просьбой не демонтировать декорации после окончания съемок.
Карьер Магераморн, который принадлежит компании Lafarge Tarmac, благодаря великолепной компьютерной графике фактически был «превращен» в стену и деревню одичалых в «Суровом доме».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Терра инкогнита: особенности картографии Вестероса и Эссоса в «Песни Льда и Пламени»
Продолжаем разбирать различные художественные аспекты мира Мартина, и на этот раз поговорим о картографии. В создании своего мира писатель полагается на мифологию и историю в различных пропорциях. Разобранные ранее драконы — это преимущественно фантастический элемент, геральдика основана на ранней эмблематике земного Средневековья, а вот в картографии фантастического и исторического намешано поровну.
Люди начали рисовать схемы окрестных земель еще до появления письменности — до нас не дошли чертежи на песке, зато имеются наскальные рисунки, которые некоторые археологи считают первыми картами местности. В античные времена карты служили как для общего описания мира, так и для навигации; античная карта из «Космографии» Птолемея (и ее более поздние дополнения вроде Книги Рожера) до изобретения магнитного компаса и секстанта являлась в европейской цивилизации основным источником сведений о географии. Несмотря на сходства этих рисунков с современными картами, в европейском Средневековье для ориентировки предпочитали текстовые указания, а географические чертежи мира — Mappa mundi — выступали лишь как иллюстрации христианской картины мироздания и часто не имели ничего общего с тем, что мы понимаем под картами сейчас.
Эталоном географических схем вымышленных миров по праву считается карта Средиземья. «Хоббит» начался с фразы «В норе под землей жил-был хоббит», нацарапанной во время проверки студенческих работ, но сразу после нее Толкин начертил карту Трора (письмо №163). Для «Властелина колец» он считал карты «абсолютно необходимыми» и отмечал, что «в такой истории нельзя подгонять карты под повествование, нужно сперва начертить карту и согласовать повествование с ней» (письмо №137). Нарисованные им схемы можно посмотреть здесь, и они являются объективной частью мира и его истории, в отличие от исторической карты Птолемея — субъективного представления людей той эпохи о географии мира. Начиная с Толкина, карты стали неотъемлемой частью любой книги в жанре фэнтези, однако лишь немногие писатели были столь же методичны.
Рождение Вестероса
Джордж Мартин задумался о карте, написав примерно 50–100 первых страниц рукописи «Игры престолов». Это случилось еще в 1991 году, и, по словам писателя, на первую карту Вестероса у него ушло всего полчаса. В качестве основы для своего континента Мартин разобрал увеличенные в масштабе Британские острова: юг Вестероса — это перевернутый и отраженный остров Ирландия, Дорн — английский полуостров Корнуолл, территория за Стеной — Шотландия, а Север — отраженный Уэльс с Англией. Очертаниями получившийся материк, по площади равный Южной Америке, напоминает стоящую на коленях женщину, это сравнение даже используется в «Битве королей»: в Доме Бессмертных Дейнерис видит отражение войны Пяти королей — женщину, насилуемую четырьмя карликами (пятый к этому времени уже мертв). Неясно, намеренно ли Мартин складывал Вестерос в виде женской фигуры или обратил внимание на сходство, уже сложив кусочки вместе.
Используя Британские острова в качестве основы, Мартин, однако, не копировал их полностью и вносил изменения соответственно своим повествовательным целям. Такие выводы можно сделать, рассматривая пару страниц, которые Мартин передал библиотеке Кушинга при Техасском университете A&M вместе с рукописью «Игры престолов (via zionius).
Один из ранних черновиков карты Вестероса, хранится в библиотеке Кушинга. Мыс Сторролда здесь объединен со Скагосом в виде обширного полуострова (1), отсутствует Орлиный мыс (2) и пока безымянный мыс, на котором расположен Вдовий Дозор (3). С другой стороны, к западу от Каменного берега имеется островок (4), причем подписанный (и, возможно, используемый в повествовании), а залив Соленое Копье гораздо больше за счет впоследствии удаленного мыса (5). На карте присутствует Галечный остров (6), который в книжных картах появляется с «Битвы королей», и вернувшаяся на карты лишь в «Танце с драконами» группа островов в Дорнийском море (7). Пометки крупнейших городов отсутствуют (Старомест, Ланниспорт, Чаячий город и Белая Гавань), зато на Арборе (8) имеется целых три города (должны заметить, что их названия всплывают лишь в «Пире стервятников», а на официально вышедших картах эти подписи отсутствуют до сих пор).
Очевидно, что это одна из самых ранних карт. Здесь отмечены лишь некоторые горы и топи, нет лесов, некоторых холмов, рек и дорог. Очертаниями континент в деталях тоже отличается от того, что в итоге вошло в печатную версию «Игры престолов», нарисованную картографом Джеймсом Синклером по наброску писателя. В этой версии 1996 года всего около шести десятка подписей.
Если бы я писал историческую прозу и кто-то из моих персонажей сказал, что собирается во Францию, находясь при этом в Ирландии, то для понимания происходящего читатели обошлись бы и без карты. Но у меня герои отправляются из Винтерфелла в Дорн, и откуда же читателю знать, деревенька ли это по соседству или страна на другом конце мира? Карта помогает читателям определиться со смыслом происходящего.
Встреча в 92nd Street Y, 2014 г.
Судя по схемам, составленным писателем лично, его карты позволяют лишь приблизительно судить о взаимном расположении ключевых мест. В этом смысле карты Мартина ближе к античным или даже средневековым картам. В какой-то момент писатель стал говорить об этом прямо: его карты приблизительны и составлены не объективным рассказчиком, а будто бы изнутри мира, подобно историческим картам. Со ссылкой на это, он поначалу даже планировал отказаться от карт дальних земель Эссоса:
Я стремлюсь к тому, чтобы воспроизвести ощущение подлинного Средневековья, а правда в том, что в районе XII века представления о географии дальних земель были смутными. Люди знали, на что похожа их страна, соседняя и, может быть, следующая за ней, но дальше география становилась все более туманной. Мне кажется, что в отсутствие подробной карты сходные ощущения испытывает и читатель, к чему я как раз и стремлюсь.
Интервью для хорватского сайта Mezmera, 2003 г.
По мере продвижения по сюжету писатель дополнял карту новыми сведениями, и хотя в каждом новом романе схемы становились все подробнее, они всегда отставали от текста романов. Подчас на картах отсутствуют даже те поселения, которые являются непосредственным местом действия истории — это особенно актуально для побочных хроник правления Таргариенов и рассказов о Дунке и Эгге, но справедливо и для основного цикла. Например, Джейме посещает замок Блэквудов, положение которого мы можем прикинуть лишь приблизительно, поскольку на картах отмечен замок Бракенов, а их земли граничат с землями Блэквудов. (Замок Блэквудов отмечен на одной из карт к сериалу, однако точность этой пометки под вопросом.)
Разрастание карт по мере написания от «Игры престолов» до «Танца с драконами». Можете также посмотреть карты из «Бури мечей» в первом американском, британском и последнем американском изданиях
Некоторые читатели приписывают картам тот же смысл, что и приложениям со списком персонажей в конце книги: мол, раз приложения привязаны к событиям в романе, того же стоит ожидать и от карт. Однако мне не удалось проследить сакральный принцип обновления карт, и вряд ли такой принцип вообще существует. Это косвенно подтверждается тем, что все тиражи романов серии после выхода «Танца с драконами» содержат наиболее полные варианты карты, а не постепенно разрастающиеся. То же справедливо и для британских изданий романов, где еще в «Буре мечей» карта содержала гораздо больше пометок, чем в американской версии. (Мартин никогда не комментировал разницу — скорее всего, британский картограф просто получил более актуальную версию рабочих материалов писателя.)
Говоря о своем творческом методе, Мартин причисляет себя к писателям-садовникам, создающим произведение по мере написания (в противоположность заранее планирующим историю писателям-архитекторам). Такой метод предполагает, что карту подгоняют под повествование, а не наоборот, как это делал Толкин.
Толкин был методичен и четко выверял все расстояния. По его тексту можно точно определить, где персонажи находились в любой день. На все это во «Властелине колец» у него ушло 15 лет, а на «Сильмариллион» не хватило и целой жизни. Мне не хотелось бы увязнуть в подобных деталях, ведь и без того последнюю книгу я писал пять лет — к большому неудовольствию своих читателей.
Интервью 2005 года для BookHelpWeb к выходу «Пира стервятников»
Фокус не удался. Приступив к «Танцу с драконами», Мартин признал, что теперь похож на жонглера, запустившего в воздух слишком много шаров. Отсутствие определенности с географией в какой-то степени дает больше свободы, позволяя играться с хронологией, но чревато ошибками. Одна из самых ярких ошибок такого рода приключилась с Вендским городком и замком Дарри, которых в книжных картах нет до сих пор. В «Игре престолов» Григор Клиган разоряет земли речных лордов на западной границе Речных земель возле Красного Зубца; Дарри сообщает о разорении Вендского городка так, как если бы речь шла о его землях, при этом чуть раньше король останавливается в замке лорда Дарри возле Трезубца на восточной границе Речных земель. На картах ролевой игры Green Ronin по мотивам книг город расположен к востоку от Зеленого Зубца, а на карте сериала — ближе к Трезубцу, что маловероятно, поскольку предполагает, что отряд Горы телепортировался нацеливался именно на этот город (мало ли в Речных землях деревень поближе?).
Масштаб и проекция
Карта, объединяющая дальний север Вестероса и дальний восток Эссоса на сферической поверхности. Если Вестерос — это стоящая на коленях женщина, то Эссос здесь выглядит как ее развевающиеся на ветру длинные волосы.
Одна из самых заметных особенностей карт Мартин — отсутствие линейки масштаба. Мартин особо указывал на это всем картографам, с которыми работал.
Я отказался от линейки масштаба, чтобы избежать навязчивых писем от читателей с перечислением ошибок в расчете хронологии. Я старался быть максимально неопределенным в таких вещах, но подобные письма продолжают приходить. Возможно, мне стоило отнестись к этому куда серьезнее.
Интервью 2005 года для BookHelpWeb к выходу «Пира стервятников»
Из отсутствия масштаба естественно вытекает еще одна трудность картографии Вестероса: проекция. Картограф Джонатан Робертс, работавший над «Землями Льда и Пламени», вспоминает, что поначалу добавил на карту не только шкалу масштаба, но еще и линии долготы и широты, по которым легко восстановить математическую проекцию карты. Мартин попросил линии убрать: «Они заставят людей полагать, что карта точнее, чем есть на самом деле». Так что, похоже, в отличие от древних греков, мейстеры Цитадели не имеют ни малейшего понятия о картографических проекциях и их искажениях и рисуют карты плоской поверхности.
Самые внимательные читатели еще во времена «Игры престолов» использовали протяженность Стены вместо линейки масштаба, и позже Мартин подтвердил правомочность таких оценок (или он просто махнул рукой, устав отбиваться от наседающих фанатов?). Этот способ оценки расстояний предполагает, что карты в книгах представлены в одном масштабе и с минимальными искажениями. Действительно, если рассматривать небольшие по площади региональные карты, то искажениями проекции можно пренебречь, но чем больше поверхности планеты отражено на карте, тем менее состоятельны упрощения. Нет никаких оснований полагать, будто мир Мартина плоский или его планета в разы больше Земли, поэтому карта поверхности континентов размером с Южную Америку и Евразию не может выглядеть идентично картам отдельных регионов этих материков — должны проявиться искажения формы, размеров или углов объектов. На этом как раз и основаны некоторые теории, трактующие пророчества Куэйты для Дейнерис Таргариен в том смысле, что путь в Вестерос лежит через Край Теней («Чтобы попасть на север, ты должна отправиться на юг, чтобы попасть на запад, должна отправиться на восток, чтобы достичь света, надо пройти через тень»).
Помимо карт севера и юга Вестероса, в книгах имеются две региональные карты континента — юго-западные территории в «Пире стервятников» (чуть больше подписей по сравнению с полной версией юга в этой книге) и карта дальнего севера в «Буре мечей». Первая карта не представляет никакого интереса, зато на второй Мартин вводит представление о границе известного мейстерам мира — Земли Вечной зимы с пометкой, что территория не исследована («unmapped»). Читатели вслед за героями книг не знают, что́ там находится: о землях к северу от Теннии не знают, возможно, и сами одичалые. Карту повторили в «Танце с драконами», а для серии постеров «Земли Льда и Пламени» Мартин внес небольшие правки, отметив, что Тенния зеленая, а лес должен покрывать мыс Сторролда полностью — так что руины Сурового Дома стоят не на голом, а на лесистом берегу Студеного моря. Карта известных территорий в «Мире Льда и Пламени» немного расширяет представления о дальнем севере: оказывается, там еще есть система озер и несколько рек. Береговая линия могла быть известна Цитадели на основе данных экспедиции Дубового Кулака, но откуда тому знать о замерзших озерах?
Здесь пример исправлений. Первая иллюстрация из сериала «Игра престолов» создана на основе карт из первых книг. В результате Западный дозор у Моста расположен на северной стороне Теснины, а не на южной. Художник для сериала еще сильнее исказил картину: теперь кажется, будто мост Черепов соединяет Западный дозор, расположенный на территории одичалых, и Сумеречную башню, стоящую к югу от Стены. На карте Робертса это исправлено.
Вскоре после выхода «Танца с драконами» издатели Джорджа Мартина предложили ему выпустить карты из книг в виде красочных постеров. Если говорить лишь о карте Вестероса, то значимых дополнений по сравнению с картами из «Танца с драконами» в ней нет, за исключением самой западной точки известного мира — острова Одинокий Светоч примерно в 450 милях к западу от Железных островов; на картах он выглядит несколько больше, чем описывается в книгах. Спустя пару лет Мартин напишет историю правления Джейхейриса Миротворца, и самой западной точкой станут три острова в нескольких неделях плавания от Староместа. Есть еще карта дальних земель в сериале «Игра престолов» с парой открытых Арьей Старк архипелагов в Закатном море, но едва ли эту карту согласовали с Мартином, чтобы она стала книжным каноном. Здесь и остров Одинокий Светоч расположен гораздо севернее, чем на картах в «Землях Льда и Пламени»:
Карта Вестероса и Закатного моря: в книгах мейстерам неизвестно, что́ лежит западнее Одинокого Светоча. Кажется очевидным, что Арья, подобно Элиссе Фарман, исследует новые земли…
При подготовке «Земель Льда и Пламени» Мартин дополнительно присылал текстовые описания: четкие указания на особенности береговой линии (неприступные скалы, пустынный берег или пляж), отсылки к прототипам и «некоторые другие красочные детали». Например, большое значение для карт имеет цвет: по насыщенности зеленого можно судить о плодородности земель (так, «житницей» Севера, очевидно, являются Курганы) или о распространении призрак-травы в Краю Теней и на Ультосе — всего на карте пять видов земель. К сожалению, наличие ошибок на картах не позволяет быть уверенным в достоверности абсолютно всех деталей. Карты в разных масштабах неодинаковы: меняются очертания береговой линии, размеры островов и полуостровов, а рисунки городов не всегда соответствуют описаниям этих мест в книгах. Так, замок Ланнистеров должен бы стоять на утесе, напоминающем Гибралтарскую скалу, если верить Мартину, а в Солнечном Копье нет и намека на Ковчег Песков или Тенистый город (при этом Винтерфелл опоясан двумя рядами стен, как и в книгах, а миниатюра Королевской Гавани выглядит в духе полного плана города).