стены с граффити в нижнем новгороде
Стрит-арт в Нижнем Новгороде: история, обереги и партизано-сопротивленческий колорит
К стрит-арту можно относиться по-разному. Мне, например, не очень нравятся раскрашенные вагоны поездов или граффити на поверхностях чьей-то собственности. Но стрит-арт сейчас это не только каракули твоего соседа на трансформаторной будке. Это что-то, что вызывает эмоции, резонирует с окружающей реальностью и помогает взглянуть иначе на пространство вокруг.
Я предлагаю прогуляться по улицам Нижнего Новгорода, чтобы понять, насколько город и стрит-арт совместимы и что рисунки на стенах не всегда вандализм, а чаще всего продолжение логического целого. Почему я выбрала Нижний Новгород? Во-первых, потому что это город, где я родилась. Во-вторых, потому что у местного стрит-арта есть свой особенный партизано-сопротивленческий колорит и при этом какая-то исключительная глубина и взрослость.
Для начала пройдёмся вдоль правого берега Оки, по Черниговской улице. В конце XIX века здесь появился архитектурно-строительный комплекс, состоявший из доходных домов, гостиниц и крупных промышленных предприятий, большая часть которых хоть и искажена пристройками и переделками, но сохранила свой облик.
К сожалению, Нижний Новгород — это кладбище красивых зданий, а главный архитектор города пошёл в профессию не по любви, поэтому сейчас улицу иначе как мрачной, заброшенной или непривлекательной обычно не называют. Хотя даже в этом есть своя эстетика.
Точка 1. Мукомольный завод
Один из ярких примеров «заброшки» на Черниговской улице — к омплекс мукомольной мельницы торгового дома «Емельян Башкиров с сыновьями».
Историческая справка
В 2007 году Нижегородский мукомольный завод перестал работать и был заброшен. Комплекс мельницы — объект культурного наследия регионального значения. В состав комплекса входил ряд исторических объектов, часть которых, например лабазы, то включались, то исключались из этого списка и в какой-то переломный момент всё равно были снесены предприимчивыми владельцами земли.
На освобождённой территории планируется построить многоквартирный жилой дом. И это всё, что нужно знать об отношении к объектам культурного наследия в Нижнем Новгороде.
Удивительно, но место и впрямь приобрело отдельную и в то же время единую атмосферу пространства, став точкой притяжения ценителей уличного искусства и не только. Работа не разрушала, а, наоборот, привносила что-то новое. Наверное, если воспринимать реставрацию здания как вторую жизнь, ну или хотя бы как умелую пластику, то стрит-арт можно воспринимать как способ реинкарнации.
Андрей Бергер: « Я хотел срифмовать поверхность заброшенных элеваторов этого завода и реку, возле которой он находится, чтобы река словно включила его в свой контекст».
К сожалению, на момент окончания написания статьи элеваторы также были снесены и наблюдать работу Бергера вживую невозможно. Повезло, что есть YouTube и фотографии.
В целом это не единственная работа в непосредственной близости к мукомольному заводу. Рядом, на заборах, огораживающих территорию завода, можно найти ещё не до конца потерянные рисунки нижегородской художницы Елены Лисицы.
Елена оставляет всегда очень двоякое впечатление. С одной стороны, мне безумно нравится то, что она делает. С другой же, это не совсем про меня сейчас, но определённо про меня в детстве. Представляю себя дома. Ночь, в детской белая дверь, на которую транслируются диафильмы. Сказка о потерянном времени, что-то про братьев Солнце и Месяц. Проектор греется, пахнет плёнкой. Сестра читает быстрее меня. Вот работы Лисицы для меня как диафильмы, которые спроецированы на здания.
В поисках нижегородского стрит-арта — 2020
Поделиться
Стрит-арт Нижнего Новгорода — одна из моих любимых тем, правда, давно я про нее не писала. А между тем, летом 2020 года прошел уже в четвертый раз фестиваль уличного искусства «Место», благодаря которому в городе появилось много новых работ уличных художников. В этом году большинство из них сосредоточено в нижней части города, куда мы и направились для поисков.
Эту городскую экспедицию мы решили совместить с тест-драйвом городского кроссовера Kia Sportage от моих друзей — платинового дилера Kia «Компании Центр». Я очень люблю совмещать тест-драйвы на новых машинах с поездками по Нижегородской области в поисках новых интересных мест. В этот раз мне захотелось устроить путешествие по Нижнему Новгороду на тестовом авто. И Sportage замечательно подошел для городских маневров по загруженным дворам и неудобным закоулкам.
Итак, стартовая точка — автосалон Kia на Комсомольском шоссе. Здесь, как обычно, встретили с радушием, угостили ароматным кофе и вручили ключи от новенького тестового автомобиля.
Для начала мы отправились на одну из любимейших улиц городских художников — Черниговскую. На опоре метромоста стрит-райтеры регулярно что-то рисуют. Работы сменяются одна другой, у нижегородцев появляются фавориты. Недавно здесь возник большой красивый портрет знаменитого нижегородского конструктора судов на подводных крыльях и экранопланов Ростислава Алексеева. Автор работы — Алексей Lexus.
У художника несколько подобных работ в Нижнем Новгороде, одним из первых появился гигантский портрет Максима Горького на улице Пискунова на стене библиотеки. В начале октября на улице Обухова на фасаде одного из домов «поселился» знаменитый артист, нижегородец Евгений Евстигнеев.
Ростислава Алексеева, по словам автора, он изобразил рядом с рекой, потому что для изобретателя река – знаковое место, так как он создавал экранопланы и другие речные суда, а также был яхтсменом и принимал участие в соревнованиях.
Еще одна интересная работа на улице Черниговской — «Старожил» от Антона Табатчикова. Художник обыграл старый разрушенный дом, а точнее то, что от него осталось. Зубами стали кирпичи, глазами — бывшие оконные проемы — очень круто!
А теперь мы отправляемся в Канавинский район, где в этом году и появилось большинство работ с фестиваля «Место».
Здесь в переулке Портовом поселилась «Торговка» Кирилла Ведерникова. Этот объект расположен на доме, который стоит на территории знаменитой Нижегородской ярмарки 19 века. И темой работы стала именно жизнь ярмарки той эпохи. Автор создал собирательный образ восточной женщины, торгующей на ярмарке, в окружении элементов европейской и восточной архитектуры того времени. Волны и лодка внизу рисунка — это ассоциация художника с разливами нижегородских рек, которые затапливали территорию Нижегородской ярмарки, превращая ее в настоящую Венецию.
На улице Мануфактурной, 18 появилась яркая работа сибирской художницы Марины Ягоды, которая называется «Сон в летнюю ночь». Женский портрет окружен цветами и растениями, а растущее рядом с работой дерево гармонично дополняет арт. Летом можно представить, что крона — это густая шевелюра девушки с рисунка.
Это, пожалуй, одна из самых неординарных работ в Нижнем Новгороде. Так и называется — «Радуга», как детская игрушка. Авторы проекта — команда Impulses (Глеб Ковалько и Таня Хлебникова) в рамках фестиваля «Место» создали масштабную инсталляцию «пружинку-слинки», которая в нашей стране получила название «радуга». Эту игрушку создал в 1943 году Ричард Джеймс, но в России она стала популярной в девяностые. Одна из главных особенностей радуги — она умеет «шагать» по ступеням лестницы. Масштабная пружинка команды «Impulses» теперь «шагает» по крыше теплопункта на Мещерском бульваре.
Следующая фестивальная работа расположена на фасадах домов №30 и 32 по улице Карла Маркса. Это диптих «Прятки» авторов Александра Dyoma и Василия Lst.
Работа появилась на двух соседних фасадах, расположенных рядом с детской площадкой и школой. «Прятки» показывают нам детей, которые прячутся и ищут друг друга. Милый сюжет в спальном районе.
Следующая работа расположена рядом, во дворе дома №30 на Карла Маркса и называется «Олень», автор: Дамир Бозик.
Автор любит рисовать оленей, а в Нижнем Новгороде олень еще и является одним из главных символов города. Работа очень сказочная, от нее веет волшебством. На другой стороне будки изображена русская баня, которая для автора означает очищение на всех уровнях. Правда, мне баня больше напоминает какой-то сказочный домик.
«Я на своем опыте знаю, как жителям больших городов не хватает природы со свежим воздухом и тысячей звёзд над головами», — говорит Дамир Бозик.
Мы покинули Мещеру и отправились на Гордеевку, где во дворах спального микрорайона сосредоточено несколько интересных объектов стрит-арта, как новых, так и долгожителей. К примеру, « Земля обетонванная» автора Ильи Мозги на Генерала Зимина, 24а. Нет, это не опечатка, это некая игра. Рисунок появился в 2018 году во время фестиваля «Место».
Этот арт основывается на библейском суждении о Палестине, как о «Земле обетованной», которая являлась местом, где каждому человеку будет легко и приятно жить. Для современного городского жителя «землей обетованной» становится мегаполис, а жизнь в «бетонных джунглях» — целью и мечтой, к которой стоит стремиться. Замкнутые бетонные пространства становятся для человека зоной комфорта, убежищем и местом смерти. Словно «кожа» живого существа, холодные бетонные стены обтягивают «тело» мегаполиса. С приходом индустриализации, в ходе роста промышленного производства, дома становятся выше, заборов становится больше. Город выстраивает свои правила нахождения в нем, уменьшая пути обхода и меняя угол зрения человека. Вот такое подробное описание работы дается в группе фестиваля «Место» в ВК.
Работа слева называется «Истребитель», автор Иван Ягода. Расположена на той же будке, что и предыдущий арт.
«С древних времён человечеством правит страх и грубая сила. Хоть мы и накопили серьёзную базу знаний из тысяч книг, произведений искусства, гениальных открытий, доступных каждому прямо в телефоне. Казалось бы, должна прийти такая осознанность, чтобы не возвращаться в каменный век и начать уже жить в другом мире. Но мы как будто застряли в дверях лифта – войны по-прежнему идут, а люди просто усовершенствовали свои орудия для истребления и пропаганда продолжает сталкивать нас лбами. Вообще это лишь самых верхний из смыслов заложенных в картине», — говорит автор.
Работа на будке справа называется «Буффонада», автор Роман Мураткин. Рисунок появился здесь в 2019 году и основан на опере 1887 года, поставленной по произведению «Чародейка» Ипполита Шпажинского, автор музыки в опере — Петр Чайковский. Действие произведения разворачивается в Нижнем Новгороде в 15 веке.
Еще одна очень яркая работа фестиваля 2020 года — «Святки» Ильи Wince. Здесь изображен нижегородский наличник, окруженный людьми. Здесь прослеживается тема быта, деревни и некоторой сказочности. Святки у славян всегда считались опасным периодом, в которой активируется нечистая сила. Работа расположена на улице Гордеевской, 34а
На этом репортаж по стрит-арту сегодня завершаю. В этой статье приведена лишь малая часть того, что появилось в Нижнем Новгороде в этом году и в годы предыдущие. По тегу «стрит-арт» в блоке справа от статьи вы можете найти другие статьи на эту тему. Спасибо уличным художникам за то, что они украшают наш город и делают его интереснее! Заходите в группу фестиваля «Место» в ВК, находите карту с работами и адресами и отправляйтесь на исследовательскую прогулку по городу. Вы побываете в тех местах, где прежде ваша нога не ступала, я в этом уверена. А еще лучше отправляйтесь в мини-путешествие по стрит-арту на машине — так вы охватите гораздо больше работ. Мне, по традиции, не хотелось расставаться с Kia Sportage, ведь к хорошей машине привыкаешь не то, что быстро, а моментально.
Обычно на тест-драйвы я выезжаю в область, но в этот раз решила поэкспериментировать с городом. Поскольку большая часть работ в этой статье расположена во дворах спальных районов, пришлось немного поплутать и несколько раз заблудиться в Гордеевке, которую я совершенно не знаю. Sportage порадовал маневренностью — без труда удавалось проехать через заставленные машинами дворы и даже разворачиваться на крошечном клочке придомовой дороги. А еще мягкой подвеской, которая сгладила поездку по разбитым улочкам.
Из приятных особенностей машины — черный потолок, стильно и необычно, и красная строчка кожаных сидений выглядит симпатично. Да и сам салон довольно просторный — ребенок на заднем сидении не доставал ногами до переднего пассажирского кресла, что сразу избавляет от необходимости чистить запачканную спинку. Еще из удобств — обогрев сидений, беспроводное зарядное устройство, бесключевой доступ (можно завести двигатель одной лишь кнопкой), задний USB-порт для пассажиров, система помощи при старте на подъеме не дает машине откатиться назад, интеллектуальный круиз контроль…
Урбанистическое чудо в Нижнем Новгороде
Главное урбанистическое направление этого лета – Нижний Новгород. В этом году ему исполняется 800 лет, и в честь этого знаменательного события город решили привести в порядок. Нижний я очень люблю, в моём личном топе городов он всегда в десятке. Тут удивительные закаты, виды, архитектура. Но, как это часто бывает с провинцией, денег не хватает не то чтобы развивать город, но даже содержать его в нормальном состоянии. В 2018 году город принимал чемпионат мира по футболу – тогда удалось построить стадион и станцию метро, а заодно сделать кучу глупостей. Например, на Стрелке снесли все промышленные элементы, хотя там можно было сделать отличный парк, а новая набережная «поплыла» при первых же дождях.
Теперь у Нижнего вторая попытка – 800-летие. И тут масштаб, конечно, поражает. Даже в Москве в лучшие собянинские годы не было такой урбанины. Давайте посмотрим, как идут работы:
1. Вид на кремль со стороны Стрелки. На набережной монтируют сцену. В кремле появилось несколько новых объектов. Точнее, старых. Например, там восстановили колокольню Спасо-Преображенского собора.
2. Но мне интереснее было, конечно, другое. Кремль, главные улицы, плиточка, фонтанчики, новые фонари – тут всё понятно. Кого этим удивишь? Интересно, что Нижний сделал со своей старой застройкой. Деревянные дома – головная боль для российских городов. С одной стороны, это наша история и культура. Ну вот нет у нас другой архитектуры! Не Италия мы, из камня строили только богатые здания, а средовая застройка была деревянной. Но от этого она не становится менее ценной. Наши наличники, заборы, крылечки и резной палисад – это часть культуры. Но сегодня эти здания никому не нужны. Жить в них невозможно, и люди совершенно предсказуемо выбирают бетонный мешок в новостройке. Бизнес не спешит инвестировать в подобные здания, так как ремонт и содержание слишком дорого обходятся и вряд ли отобьются. Так и гниют деревянные домики, а чаще всего «случайно» сгорают, освобождая места для новостроек.
И вот каждый раз, когда я приезжаю в какой-нибудь город, мэр разводит обычно руками и говорит: «А что я могу сделать? Денег нет, дома эти никому не нужны, люди хотят их снести!»
И вот тут Нижний Новгород может стать уникальным для России примером того, как сохранить деревянную застройку. Что они сделали? Для начала – защитили дома с помощью искусства. Дальше расскажу подробнее. Потом создали некоммерческую организацию, которая получает гранты из областного бюджета. Жителей деревянных домов переселяют в новые квартиры. Дома приводят в порядок, ремонтируют, а дальше уже ищут инвестора. Ну и главное – восстанавливают среду. Ведь ценность представляет не отдельный дом, а именно среда. И в таких вот отремонтированных кварталах появляется новая жизнь. Тут могут быть гостиницы, рестораны, мастерские. Да и жильё может быть, уже другого уровня.
3. Проект пока только начинается. Интересно, как этот район будет выглядеть лет через пять. Очень хочется, чтобы вместо асфальта вернули брусчатку, ну и убрали заборы.
Искусство улиц с нижегородским колоритом: путешествуем по знаковым местам стрит-арта
Фото: Александр Воложанин
Нижний Новгород — город контрастов, как бы банально это не звучало. Отголоски купечества вступают в симбиоз с индустриальным прошлым, даже ландшафт намекает на то, что городу было суждено стать центром Приволжья, не только крупнейшим торговым центром, но и культурным, вдохновляющим мастеров и художников на создание шедевров.
В последние годы в Нижнем Новгороде начала активно развиваться городская среда и уличная культура. Нижегородские стрит-арт художники и граффитисты внесли огромный вклад в это развитие, преобразили дома и улицы города, сделали общественные пространства интересными и приветливыми для жителей и туристов.
Накануне 800-летнего юбилея редакция сайта «Нижегородская правда» составляет неформальный путеводитель «Нижний в кармане», который поможет туристам легко сориентироваться на месте, а жителям города открыть что-то новое о своих любимых местах отдыха.
Сегодня очередная глава нашего путеводителя посвящена стрит-арту, и мы совершим виртуальную прогулку по знаковым местам нижегородского уличного искусства.
Прошлое
Уличная культура в Нижнем Новгороде зародилась в середине 90-х годов прошлого столетия. Именно в тот период в городе возникли первые граффити-команды.
С начала 2000-х нижегородский стрит-арт начал оформляться в отдельную субкультуру: проводились фестивали, появлялись пространства, об уличном искусстве узнали и услышали жители города.
Одна из первых в Нижнем Новгороде выставка современного искусства «Crosspoint» прошла в 2010 году в Нижегородском государственном выставочном комплексе
Подробнее о становлении и развитии стрит-арта в Нижнем Новгороде читайте в книге Алисы Савицкой и Артема Филатова «Краткая история нижегородского уличного искусства».
За последние 10 лет нижегородский стрит-арт из локальной субкультуры превратился в самостоятельное, полноценное направление в искусстве. Работы нижегородских уличных художников стали узнаваемы за пределами родного города, появились экскурсии по местам стрит-арта.
Особое место в нижегородском стрит-арте занимает фестиваль «Место», организатором которого является нижегородский художник Никита Nomerz. Во многом благодаря фестивалю уличного искусства в столицу Приволжья стали съезжаться художники со всей России и из других стран, а Нижний Новгород негласно прозвали столицей российского стрит-арта.
Настоящее
Фото: Никита Nomerz
«Большой брат», Никита Nomerz, 2010 г. Куйбышевская водокачка, расположенная недалеко от Молитовского моста на берегу Оки
Эта работа Никиты Nomerz заслуживает отдельного внимания. Если в Pinterest вы наберете «стрит-арт Нижний Новгород », первым делом сервис выдаст картинку с удивленной водонапорной башней на берегу Оки. Художник еще в 2010 году изобразил на Куйбышевской водокачке лицо с оконными проемами вместо глаз и широко раскрытым ртом. «Большой брат», такое название получил арт-объект, вошел в 100 лучших мировых стрит-арт работ.
Фото: Кирилл Мартынов
Этот мурал создали художники Андрей Бергер и Покрас Лампас летом 2019 года
В результате творческой коллаборации Андрея Бергера и Покраса Лампаса появился масштабный мурал, сочетающий абстракцию Бергера и знаменитую каллиграфию Покраса Лампаса.
Фото: Кирилл Мартынов
В рамках фестиваля Intervals-2019 Андрей Бергер создал мурал, который превратился в видеоинсталляцию
Фото: Александр Воложанин
Многострадальный дом на улице Варварской, фасад которого «переосмысли» несколько художников
Художник выкрасил фасад здания в черный цвет и на контрасте оставил жизнеутверждающее послание жителям Нижнего Новгорода : «Здесь больше нет огня, но каждую секунду теплей от тебя».
Однако работа художника подверглась вандализму или переосмыслению. Неизвестный художник закрасил некоторые слова, в результате на фасаде осталась надпись: «Здесь боль каждую секунду от тебя».
Позднее Никита Nomerz вернул арту его первоначальный вид.
Фото: Александр Воложанин
Крокодил «живет» под Канавинским мостом
Большинство работ нижегородского стрит-арта можно найти на интерактивной карте
Фото: Кирилл Мартынов
Фото: Кирилл Мартынов
Фото: Кирилл Мартынов
Масштабная работа художника из Дзержинска Ильи Спиченкова появилась в этом году на Окском съезде. К 800-летию Нижнего Новгорода он создал граффити общей площадью 800 квадратных метров.
В этот раз в Нижнем Новгороде Илья Спиченков посвятил масштабное полотно работе спасателей, врачей, кинологов и санавиации.
МЕСТО
МЕСТО запись закреплена
Граффити 800 / Фото процесса
Райтеры: Ren Graun, Igor gs, Jam, Atyuk, Oseck, Stelz, Прыт, Sabr, Main, Слой, Omerta, Хаст, Smagy, Burs, Gaga, Rebel, Abrock, Selok, Trick, Shozy, Mezzo, Soft, Chip, Dzhe
Адрес: Волжская наб. (у стадиона «Нижний Новгород»)
Фото: Henriette Baumhauer, Анастасия Макарычева
Фестиваль уличного искусства «Место» | 2021 | Нижний Новгород
МЕСТО запись закреплена
В 2021 году на фестивале «Место» была создана коллективная монументальная работа на Волжской набережной. Она стала самым масштабным граффити-продакшеном Нижнего Новгорода. Общая площадь стены составила 800 квадратных метров, что символично связывает продакшен с юбилеем Нижнего Новгорода, к образам которого есть множество отсылок в работах участников. Виды ночного города переплетены с шрифтовыми композициями — традиционными элементами граффити, которое является неотъемлемой частью уличного искусства.
Авторы: Ren Graun (Пенза), Igor gs (Красноярск), Jam (Москва), Atyuk (Нижний Новгород), Oseck (Нижний Новгород), Stelz (Нижний Новгород), Прыт (Нижний Новгород), Sabr (Псков), Main (Нижний Новгород), Слой (Нижний Новгород), Omerta (Санкт-Петербург), Хаст (Нижний Новгород), Smagy (Москва), Burs (Санкт-Петербург), Gaga (Санкт-Петербург), Rebel (Санкт-Петербург), Abrock (Москва), Selok (Москва), Trick (Нижний Новгород), Shozy (Москва), Mezzo (Кемерово), Soft (Нижний Новгород), Chip (Москва), Dzhe (Нижний Новгород)
Адрес: Волжская наб. (у стадиона «Нижний Новгород»)
Фестиваль уличного искусства «Место» | 2021 | Нижний Новгород
МЕСТО запись закреплена
Музей стрит-арта
Недавно прошел фестиваль МЕСТО, который развивает уличное в Нижнем Новгороде. Посмотрите, как аккуратно и красиво участники дополняют и раскрывают знакомый город.
Уличный оберег от пожара, Покрас Лампас
Архитектура Нижнего — основа локального колорита. Работа посвящена деревянному фонду, который часто становится объектом пожаров. На прожженных панелях дома написан текст-оберег: «Огонь, выйди вон». Проект дополнился аудио-визуальной инсталляцией с реконструкцией пережитого пожара.
Показать полностью. Геля, Наталья Денисова
Работа на фасаде роддома №1 выглядит так, будто была там всегда. Символизм тут оказался очень уместен. Гранат в руках — о новой прорастающей душе, темно-красная одежда — о смирении перед испытаниями материнства, лилии — о чистоте и новой любви. Без названия, Александр Dyoma
Новая работа продолжает серию, в которой художник исследует и визуализирует эмоциональные состояния. Самоизоляция, Иван Серый
Миниатюра серии «Маленькие миры» посвящена одиночеству людям, стремящимся к крайнему уединению.Филворд, Владимир Абих
Монументальный текстовой ребус зашифровывал термины из сферы стрит-арта. По мнению Абиха, русская культура – текстоцентрична, то есть текст важнее изображения. Так 45 белых букв и указание с правилами игры появились на стене дома.Битва, Валентин Бобров
В основе работы лежит картина художника и отца горьковского андеграунда Валерия Алёшина. Вплоть до развала СССР работы Алешина выставлялись подпольно, часто на квартирных выставках в Сормово — в этом районе и был реализован проект.Колесо Сансары, Антон Табатчиков
Основной целью автора была игра с пространством, формой и характером объекта. Так техническая цистерна с помощью 3D-иллюзии превратилась в «Беличье колесо» с офисным работником.Домики в домике, Оля INEY
Работа объединяет здания Нижнего и элементы архитектуры, которые встречаются в России повсеместно — такие несочетаемые объекты, как бетонный забор с деревянным наличником. В результате “микса” родилось новое пространство, где работает закон гештальта: целое больше, чем сумма его частей.