загадка зачем советские солдаты использовали три ручки в канистре ответ
Для чего у 20-литровой автоканистры три ручки, и почему эту разработку скрывали военные
Вещи, окружающие нас, порой настолько обыденны, что за этой обыденностью мы не замечаем их гениальности. Возьмем, к примеру, стальную автомобильную канистру с тремя ручками, которая продается на любой АЗС. Многие автолюбители даже не подозревают о том, что за ее появлением стоит целый труд одного гения. Причем канистра эта может рассказать им весьма интересные и занятные факты.
Как известно, двигатель прогресса — это война. Именно военные придумали тефлон, материал целлюкоттон, который использовался в военной медицине, а затем и в женских прокладках. А еще микроволновые печи, лазер, компьютеры, навигацию и многое другое. Вот и наша с вами канистра была придумана для нужд Вермахта.
Как водится, все гениальное — просто. Его идея была в том, чтобы сделать переноску канистры максимально удобной. Для этого Грюнвогель решил оснастить прямоугольную канистру тремя ручками. Та, что посредине, предназначалась для транспортировки тары одним человеком. Две ручки по краям позволяли переносить наполненные тяжелые канистры вдвоем с напарником.
А когда ёмкости опорожнялись, один человек, объединив их по две и ухватившись за крайние ручки, мог легко перетаскивать с места на место аж по четыре канистры разом. При этом тара плотно прилегала боками друг к другу и была удобна для перемещения. Говорят, из-за такой эргономики за немецкими канистрами охотились союзные войска, воевавшие против Германии.
Сегодня, когда на рынке представлено множество не менее удобных и разнообразных резервуаров для хранения и перевозки топлива, канистра Грюнвогеля по-прежнему является любимой для автомобилистов всего мира.
Загадка зачем советские солдаты использовали три ручки в канистре ответ
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Крест и три ручки. Почему у металлической канистры такой странный рисунок?
Весной 1940 года Англия вслед за Германией приняла на вооружение знаменитую 20-литровую канистру, которая настолько полюбилась военным и гражданским автомобилистам, что они не собираются от нее отказываться и по истечении восьмидесяти лет эксплуатации.
Классическая канистра до сих пор служит для заправки транспортных средств, и до тех пор, пока существует двигатель внутреннего сгорания, вряд ли найдется ей замена. С вступлением во Вторую мировую войну американцев англичане стали изготавливать канистры для союзников, и вскоре эта емкость вместе с поставками по ленд-лизу приехала и в Красную армию.
Рождение Wehrmachtskanister
Привычная нам емкость для топлива была изобретена немецкими инженерами по заказу военного министерства (вермахта). В 1937 году инженер Винценц Грюнвогель из фирмы «Мюллер» из города Швельма представил образцы топливных резервуаров приемочной комиссии в Берлине. Емкость для хранения и перевозки бензина и воды произвела фурор и тут же была принята на вооружение. Она оказалась проста в изготовлении, удобна в эксплуатации и надежна, так как имела только один шов и штампованные детали. Она мгновенно вытеснила старые банки, которые уже не отвечали запросам нового времени.
Дело в том, что до наступления эпохи 20-литровой канистры топливо перевозилось в баррелях, то есть 200-литровых бочках, а затем переливалось по 45-литровым банкам. Во время такой операции происходило много утечек. Кроме того, на жаре топливо расширялось и сочилось сквозь наливную пробку. А при падении емкости сварные швы трескались и бензин, обладающий высокой проникающей способностью, уходил через стыки металлических панелей в землю.
Новая канистра на фоне 45-литровых банок выглядела предпочтительно. У нее был только один шов, который при ударах не трескался, а мялся, не пропуская жидкость. Топливная тара изготавливалась из двух половин методом холодной штамповки из мягкого металлического листа. Наливная горловина получила шейку с сифоном, помогающим быстро выливать содержимое в бак и так же быстро наливать в канистру бензин или воду. Воздух входил и выходил через специальную трубку.
Три рукоятки
Канистра вмещала 20 литров топлива, которые весили 20 кг. Именно такой вес оказывался оптимальным для переноски в одной руке на небольшие расстояния. А три рукоятки были необходимы для удобства обслуживающего персонала.
Один солдат мог взять по канистре в руки и держать за средние рукоятки. 40 кг были вполне по силам здоровому мужчине. Если люди выбивались из сил, то два человека несли одну емкость, удерживая ее за крайние рукоятки. А пустые канистры, составленные вместе, можно было ухватить за примкнутые скобы одной ладонью.
Во время боев в Африке в условиях растянутых коммуникаций вдруг выяснилось, что новая канистра позволяет заправлять технику заметно быстрее, чем при эксплуатации старых емкостей. Потери топлива сократились, из-за чего темп наступления ускорялся. Обыкновенная жестянка приобрела стратегическое значение. Канистры немецкого образца изготавливались в Египте и в Англии, а также в США.
В СССР новые канистры поставлялись по ленд-лизу сотнями тысяч штук и шли в Красную армию. Много емкостей попадало с трофейных складов вермахта. Ну а собственное производство удалось наладить только после войны, когда в СССР было вывезено штамповочное оборудование из Германии.
Крест на боках
Почему же канистра имела такой необычный дизайн? Форма Wehrmachtskanister рассчитывалась антропологами и оказалась очень удобна с точки зрения эргономики. 453 мм высоты позволяли нести канистру руками без риска задеть поверхность земли и повредить голень, как это часто бывало со старыми 45-литровыми банками. 340 мм длины составляли половину шага взрослого человека, благодаря чему солдат мог свободно перемещаться в тесных пространствах кузова грузовика или железнодорожного вагона, не сбивая привычного темпа ходьбы и не задевая канистрой за другие предметы.
Верхняя плоская площадка использовалась для укладки канистр штабелями. Горб с рукоятками позволял создать воздушный мешок, необходимый для принятия топлива во время температурного расширения. Он не давал протекать бензину наружу. А механизм запирания позволял надежно прижать крышку к горловине.
На боках канистры наносилась странная выштамповка в виде прямоугольника с расходящимися «щупальцами» в виде креста. Делалось это для придания жесткости стенкам, чтобы они не раздувались во время заполнения бензином и не схлопывались при опорожнении. Выштамповки придавали жесткость всей конструкции и помогали канистре меньше мяться при падении с небольшой высоты. Этот рисунок также рассчитывался инженерами и оказался настолько удачным, что не меняется уже на протяжении 80 лет.
Зачем топливной канистре три ручки?
Казалось бы, одной ручки должно вполне хватить. Ладно, давайте остановимся на двух. Но три… Это уже слишком. Так почему все-таки три?
Чтобы разобраться, почему канистры продаются с тремя ручками, необходимо углубится в историю. На самом деле, много людей в современном мире пыталось улучшить бак для топлива, изобретенный еще в гитлеровской Германии в 1936 году. Но все попытки оказались тщетны, а новые изобретения были намного хуже.
“Канистра Вермахта” была создана немецким инженером Винценцем Грюнфогелем. Работа изобретателя была настолько проста и гениальна, что его творением пользуются до сих пор. И данная конструкция топливной канистры является актуальной не просто так.
Канистра нужна была военнослужащим, чтобы с ее помощью заправлять технику, и это надо было делать быстро. Когда канистру переносил 1 человек, он нес ее за центральную ручку. Также можно было нести и 2 емкости, по 1 в каждой руке.
Если канистру переносило двое, то каждый брал ее за крайнюю ручку. Солдаты могли нести 3 канистры: одна посередине (использовались для переноски крайние ручки), и еще 2 канистры нес каждый военный за центральную ручку. При необходимости переноски пустой тары один солдат мог взять 4 канистры: каждой рукой можно брать 2 штуки за крайние ручки.
Также благодаря “тройной” ручке канистру легко было передавать по цепочке. Такая конструкция упрощает процесс переливания топлива. И наконец, на обновленной топливной канистре очень удобно сидеть.
Еще несколько интересных характеристик, которые помогут по достоинству оценить данное изобретение:
Во времена II мировой войны солдаты советской армии считали настоящим трофеем именно “канистры Вермахта”.
Советские, и не только, солдаты не случайно использовали канистры с тремя ручками
Почему советские и не только солдаты использовали канистры с тремя ручками можно достаточно просто объяснить. Для этого следует углубиться в историю. Создал топливный бак с такой конструкцией немецкий инженер Винц Грюнфогель еще во времена гитлеровской Германии. С тех самых пор никто не смог создать более совершенную канистру.
Кто и когда изобрел канистру для топлива
Одной из особенностей конструкции канистры является наличие трех ручек. Примечательно, что за 80 лет ее существования конструкторы-рационализаторы так и не смогли внести существенное изменение в нее.
Изобретена емкость для хранения топлива была еще в гитлеровской Германии в 1936 году. Автором изобретения стал немецкий инженер Винц Грюнфогель. Он создал бак настолько простой и совершенной конструкции, что не одно усовершенствование не смогло превзойти его.
«Вермахтканистры» стали настоящим эталоном. По сей день люди по всему миру используют канистры, которые спроектировал Грюнфегель.
При этом у многих возникает вопрос почему инженер решил сделать целых 3 ручки у канистры, вместо одной, что было бы вполне логично. А дело в том, что изобретатель продумал все до мелочей. Это оказалась не просто очередная емкость с крышкой.
Так, горловина ее смещена от центра. Таким образом над поверхностью горючего образовывалась подушка воздуха, которая также обеспечивала плавучесть баку. Округлая форма канистры и отсутствие выступающих краев исключает возможность за что-то зацепиться.
Почему у топливной канистры имеется три ручки
Использовали канистры Грюнфегель преимущественно военные. Солдатам постоянно требовалось заправлять боевую технику. Делать это следовало очень быстро. Центральная ручка канистры позволяла нести канистру с топливом в одиночку. При этом в случае необходимости можно было взять и две емкости. По одной в каждую руку, все также используя центральную ручку.
Удобно было нести канистру также и вдвоем. в этом случае солдаты брались за крайние ручки, и не мешали друг другу во время движения. При этом таким образом можно было переносить сразу 3 канистры. Одна располагалась по середине, и по одной в другой руке. При этом достаточно просто было и менять руки.
Помимо этого, благодаря трем ручкам солдат мог спокойно взять сразу 4 пустые канистры. Кроме того, упрощало этого передачу емкостей по цепочке. Удобно держать канистру такой конструкции и во время переливания ее содержимого в топливный бак. При транспортировки прямоугольные емкости просто складываются друг на друга, что очень практично.
Как небольшой бонус следует также отметить возможность сидеть на канистре. Это было бы невозможно, если бы ручка была бы одна.
Почему у канистры аж 3 ручки?
Каждый, кто застал Советский Союз или период сразу после него помнит советские автомобильные канистры — узнаваемой формы, нескольких стандартных цветов и обязательно с тремя ручками, непонятно зачем. Только есть два нюанса. Первое — канистры вовсе не советские, а вполне себе вражеские, были придуманы в нацистской Германии. Второе — смеяться над тремя ручками, расположенными сверху контейнера, не стоит — именно столько их там и должно быть.
Откуда взялись такие канистры?
Сейчас, когда большинство изобретений человечества воспринимаются как само собой разумеющееся, сложно представить, что когда-то у самых сильных и многочисленных армий мира не было возможности быстро доставлять, экономно хранить и легко использовать контейнеры для топлива.
Немецкая треугольная канистра 20 л.
Ещё до начала Второй мировой войны в Германии начали задумываться о наиболее практичных, удобных и лёгких канистрах для топлива определённого объёма. У командования того времени было много кандидатур на роль золотого стандарта — была даже треугольная канистра, которая действительно была лёгкой и удобной в использовании, но не подходила для военных нужд из-за большого количества швов и неудобной для складирования формы.
Канистры Первой мировой войны.
Победитель — верхмахтканистра
В итоге идеальный вариант появился. Это была очень лёгкая (всего 4 кг.) ёмкость прямоугольной ровной формы, обладающая массой преимуществ против оппонентов. Среди отличных инженерных решений были многие, что используются и сейчас, но было немало и актуальных на то время — например, всю канистру (кроме резиновых деталей) можно было собрать из листового железа с минимумом швов, а также готовое изделие шло в использование в быту.
Wehrmacht-Einheitskanister (канистра военного подразделения).
Производство канистр.
Вермахтканистры скрывались немецкими властями на уровне чертежей и производственных документов — никому, кроме немецких заводов, нельзя было производить такие контейнеры и заказов в другие страны тоже не поступало. Но сами канистры, которые присутствовали на поле боя и в тылу десятками и сотнями тысяч, контролировать было невозможно.
«Кража» технологии
Американские солдаты сливают топливо из трофейных канистр.
Постепенно технология производства вермахтканистры просочилась к противникам нацистской Германии. Предотвратить это не было никакой возможности — конструкция канистры была очень простой и очевидной даже для обывателя, не говоря уже о профессиональных инженерах.
Заправка канистр армии США.
Войска союзников подошли к проблеме системно. В начале Второй мировой Великобритания и Франция, а также некоторые другие европейские страны, получив в свои руки примеры, запустили собственное производство, используя такие контейнеры для топлива до конца войны.
Канистры США, Германии, Великобритании
Немного позже американцы также оценили технологию и переняли её для масштабного производства. Советский Союз не имел возможности производить новый тип топливных контейнеров в масштабах необходимых для нужд армии, потому до окончания боевых действий пользовался импортными (от войск союзников) и захваченными у вермахта на местах.
Основные функции наличия трёх ручек у канистр
Канистры 5,10,20 литров.
Чтобы понять простоту и гениальность решения дать автомобильным канистрам целых три ручки вразрез с военной экономией, достаточно посмотреть на создателя этого по-настоящему вечного предмета солдатского быта и обстоятельства изобретения.
Как говорилось выше, руководителем создателей канистры (а точнее, вермахтканистры) стал выдающийся немецкий инженер Винценц Грюнфогель, ещё в 30-ые годы прошлого века. Как и большинство немцев-инженеров, он отличался не только отличными познаниями в своей области, но и уникальным практичным мышлением. Создав вермахтканистру именно такой, какой она дошла до нас, Винценц учёл всё, что возможно для того, чтобы облегчить непростую солдатскую участь — даже, казалось бы, в мелочах.
Скорость использования
Американская медсестра Ирен Стеффенс помогает разгружать канистры с бензином из транспортного самолета C-47. Фото: LIFE Photo Collection
Другая ситуация — солдат несколько. Можно значительно увеличить их условный КПД, если они будут переносить канистры вместе — одну посередине, а ещё по одной на каждую свободную руку. Таким образом два человека быстро (за счёт силы обоих) донесут в пункт назначения целых три канистры — экономия времени и энергии.
Совсем очевидной становится основная задумка, если подумать о пустых канистрах — их ведь тоже необходимо отнести к месту разлива бензина или другого горючего. Пустые канистры лёгкие, потому солдат легко может взять их в количестве целых четырёх штук. Как он их удержит? Легко — как раз с помощью боковых ручек, которые можно подцепить одним пальцем.
Непосредственно использование и передача следующемуОсновная функция канистры — служить временным хранилищем для горючего. В полевых и тем более в боевых условиях нет времени качать топливо шлангом, да и объём у вермахтканистр не тот, слишком маленький. Использовать такую ёмкость необходимо по прямому назначению — скручивать крышку и сходу выливать содержимое в бак. Удобнее всего это делать с большой и устойчивой ручкой, пусть и состоящей из трёх отдельных.
Перенос одной рукой двух канистр.
Владельцы современных автомобильных канистр подтвердят, что с одной ручкой тару приходится постоянно придерживать, чтобы не перевернулась в руке. С тремя ручками в этом не было необходимости — конструкция обеспечивала чёткий и удобный хват.
Также чем шире ручка, тем удобнее передавать её следующему в цепочке — такие выстраивают, чтобы быстро и бесперебойно поставлять куда-то топливо.
Установка канистр друг на друга
Заправка канистр.
При транспортировке важно помнить об экономии пространства. Канистры с тремя ручками имеют одинаковую прямоугольную форму со всех сторон и легко укладываются и ставятся друг на друга, как кирпичи. Так как никакого дисбаланса в форме нет, нарушить конструкцию даже из нескольких рядов канистр будет тяжело из-за её устойчивости и веса.
Складирование канистр.
В то время как взять канистру из такой конструкции очень легко — они ничем друг к другу фактически не крепятся. Данный нюанс позволяет солдатам тратить меньше времени на сбор и укладку.
Фиксация канистр в транспорте
Канистра на коляске мотоцикла.
В экстренной ситуации на поле боя ни у кого не будет времени, чтобы закрепить канистры внутри кузова, так что те могут повредиться, выпустить содержимое, если были неплотно закручены, тем самым создавая пожароопасную ситуацию.
Крепление канистры на автомобиле.
Широкая и одинаковая по всей длине ручка была идеального размера для солдатской руки, а также для палки. Палку можно было просунуть между ручек и получить отличную фиксацию на время поездки.
Крепление канистр на танке.
Бытовые мелочи для солдата
Всем известна тяжесть солдатского быта — особенно во время Второй мировой. На удобства нельзя было рассчитывать даже в относительно мирные периоды, не говоря уже об активных атаках или обороне. И даже здесь легендарные вермахтканистры сослужили отличную службу — благодаря ширине трёх ручек подряд канистра превращалась в полевое сиденье, низкое, достаточно широкое и удобное. Будь продумана только одна ручка, солдату пришлось бы положить её набок или в любое другое неустойчивое положение.
Канистры.
Также известны случаи, когда несколько таких канистр использовали в качестве лавки-лежанки или скамейки, скрепляя несколько вместе тем же способом, что и при фиксации внутри транспорта — с помощью палки. Неизвестно, продумывал ли такой вариант использования своего изобретения Грюнфогель, но получилась практически универсальная утварь.
Даже спустя почти полный век после введения таких канистр в эксплуатацию, конструкция и простая гениальность немецкой инженерной мысли поражает. Концепт до сих пор популярен и используется многими производителями по всему миру.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов