заговори чтоб я тебя увидел кто сделал такой вывод
Заговори, чтобы я тебя увидел. Сократ
«Люди из бумажки, от лакейства мысли всё это»
(Ф.М.Достоевский. «Бесы»
Глава4)
Я однажды уже признавался, что с какой-то немыслимой болевой пристальностью я всматриваюсь в те персонажи, которые представляет нам всем телевидение. В «живой» жизни не всегда разглядишь то, что вдруг обнажится перед всем миром на экране. Особенно на политических шоу, где за говорение с непостижимой сноровкой борются все так называемые эксперты.
Мне вспомнились слова, которые приписываются Сократу: «Заговори, чтобы я тебя увидел». И вот я слышу и, прежде всего, вижу, КАК человек говорит. И уже понимаешь, с кем ты имел бы дело, столкнись с ним в полемике. Сразу определяешь степень его интеллигентности, воспитанности, психологической уравновешенности. Конечно, поймешь, кому он служит – Богу или Сатане?
Так случилось, что трансляция одного политического шоу совпала с тем, что я перечитывал четвертую главу из романа Ф.М. Достоевского «Бесы». Ведущий урезонивал молодого человека из либеральных кругов России, ярого приверженца современного Запада. Пожалуй, я не точно подобрал слово, назвав западника «приверженцем». Его откровенное, ничем не прикрытое лакейство было не только смешным, но и отвратительно-нелепым. Оно, лакейство, приобретало гротескные формы, но молодой либерал буквально вскипал от неистового желания немедленно пасть перед любым иноземным персонажем и лизать ему сапоги. А по виду – русачок. Но он не скрывал своей ненависти к России. Всякой. И царско-имперской, и советской, и современной, буржуазной, сляпанной на западный манер. С этих «манер» скопировали конституцию. Все либеральные нормы, даже худшие из худших образцы западной культуры, которая и на Западе культурой уже не признается, слямзили тоже оттуда. Однако либеральному русофобу и этого мало. Он требует полной покорности, безусловного покаяние русских за все мыслимые и немыслимые прегрешения России за все века её существования.
Выросшие с детства на самом губительном эгоизме и индивидуализме, когда вошло в их ущербное сознание, что только они, и только они являются центром внимания и почитания, либералы возненавидели всех, кто перечил им, не давал возможности реализовать их звериное ЭГО. Русское совестливое сознание не могло их принять. Но либералы, вынесенные из широкого русского листа на поля, ставшие маргиналами, не сдаются, получая «печеньки» и поощрения западных посольств.
Читаю четвертую главу «Бесов» Речь идет о либералах-русофобах:
— Люди из бумажки; от лакейства мысли всё это, — спокойно заметил Шатов, присев в углу на стуле и упершись обеими ладонями в колени.— Ненависть тоже тут есть, — произнес он, помолчав с минуту, — они первые были бы страшно несчастливы, если бы Россия как-нибудь вдруг перестроилась, хотя бы даже на их лад, и как-нибудь вдруг стала безмерно богата и счастлива. Некого было бы им тогда ненавидеть, не на кого плевать, не над чем издеваться! Тут одна только животная, бесконечная ненависть к России, в организм въевшаяся.
Смотрю и удивляюсь, зачем этой бесовской своре, лакеям с головы до ног, дают возможность говорить без умолку. И прихожу к выводу, что либералы из власти пытаются уговорить безвластных либералов быть их союзниками. Однако безвластные либералы не понимают, что стоящие у власти их единомышленники умело прикрываются лжепатриотическими лозунгами, чтобы народ охмурить. А, в сущности, властные либералы – родня безвластным. Ведь не по словам, а по делам узнаем мы их. Новая, совершенно людоедская, пенсионная реформа списана с западных лекал. Замороженное, тихое убийство Донбасса, на который намереваются наши властные либералы прислать «миротворцев» по образцу Косова, это тоже не слова, а дела…
Так кто из них хуже? Был бы жив И.В. Сталин, он ответил бы ёмко и лаконично: «Оба хуже»
Они все Смердяковы.Нутро Смердякова обнажено тоже верно:
«Подымется в России лакей и в час великой опасности для нашей родины скажет: «я всю Россию ненавижу», «я не только не желаю быть военным, гусаром, но желаю, напротив, уничтожения всех солдат-с». На вопрос: «а когда неприятель придет, кто же нас защищать будет?», бунтующий лакей ответил: «В двенадцатом году было великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки».
Нынешние смердяковы говорят еще свирепее, еще циничнее:
«Если бы Гитлер победил, мы бы ели сосиски и пили бы баварское пиво». И вот таких русофобов пытаются перевести на свою сторону телеведущие, выполняя установки властных либералов.
Заговори, чтобы я тебя увидел (Сократ)
Предмет: | Русский язык |
Тип работы: | Эссе |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 11.01.2019 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете узнать как правильно написать эссе по русскому языку:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Тесную связь между речью человека и его нравственным и культурным уровнем еще в V веке до н. э. заметил Сократ. «Заговори, чтобы я тебя увидел» ─ некогда сказал известный древнегреческий философ молчавшему молодому человеку. «Каков человек, такова его и речь» – считал Сократ. Действительно, речь человека может очень много рассказать о нем: о его культуре, духовном и умственном развитии, воспитании. Каждому из нас необходимо следить за своей речью и постоянно ее развивать.
Как ни горько это осознавать, но в современной жизни мы замечаем упадок общей культуры людей, а следовательно, и речевой культуры. Наблюдается резкое снижение грамотности и оскудение словарного запаса, особенно в среде молодежи. Происходит это из-за отсутствия у многих желания по-настоящему изучать родной язык, лености ума.
Засоренную вульгаризмами речь мы можем услышать не только на улице. Даже средства массовой информации допускают использование подобных слов и выражений. К сожалению, не является редкостью грубая (порой нецензурная) брань, которая свидетельствует не только об отсутствии культуры, но и неуважении к другим людям. Безграмотная, пересыпанная вульгарными словами, она оскорбительна для окружающих, унижает личность того человека, который ее произносит.
Давайте вспомним речевой портрет Шарикова, персонажа повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». В том, как он говорит, чувствуется пренебрежение к другим людям, принижение их социально-культурного статуса до своего примитивного уровня: «Все у вас, как на параде…, салфетку – туда, галстук – сюда, да «извините», да «пожалуйста-мерси», а так, чтобы по- настоящему, — это нет». Фамильярно-разговорный тип речи, использование ненормативной лексики этим персонажем свидетельствует об отсутствии культуры, элементарного представления об этикете.
Недостаточный интерес к книгам — одна из важных причин упадка культуры речи.
Человека можно одеть в какую угодно одежду, окружить предметами, которые создают иллюзию о его социальном статусе, вкусах, характере, взглядах на жизнь. Но именно слова, речь – отражение его внутреннего мира. |
Ни для кого не секрет, что современное поколение не любит читать, отдает предпочтение не книге, а общению в сети интернет. Французский писатель и философ 18 века Вольтер говорил: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить». Но прекрасные произведения литературы, на которых училось и воспитывалось не одно поколение людей, мало привлекают нашу молодежь.
Произведения известных классиков русской литературы являются образцом языковой культуры. Пробуждающие «чувства добрые» творения великого А.С. Пушкина служат примером безукоризненной русской речи. Произведения И.С. Тургенева и И.А. Бунина удивляют красотой и благозвучием русского слова. А читая Н.В. Гоголя, мы убеждаемся: чтобы высмеять пороки людей и общества, бывает достаточно выразительного меткого слова. Классическая литература помогает совершенствовать речь, учит любить родной язык и бережно к нему относиться.
Зрительный образ – всего лишь оболочка, которая скрывает истинное лицо человека. Именно слова, произносимые собеседником «сообщают» нам о его внутреннем мире все: что есть и чего – нет.
Все мы знаем случаи, когда человек внешне некрасив, а пообщавшись с ним его внутренний мир, оказывается настолько прекрасным, что внешность перестает иметь вообще какое либо значение. Это происходит, когда человек начинает говорить и его речь буквально захватывает с первых слов. Она честна и понятна. Нам хочется смотреть на собеседника, не отрываясь, смотреть и слушать. Эти ценные минуты запоминаются надолго, и именно такого общения ты ждешь с нетерпением и забываешь не скоро.
Умение говорить – это великое благо, данное человеку, с помощью которого он может высказывать свои мысли, передавать эмоции, чувства, переживания. К сожалению, не все умеют правильно пользоваться этим благом, часто злоупотребляя им. Что мы иногда можем услышать вслед, даже просто прогуливаюсь по улице? Да, можем услышать насмешки, подколы, оскорбления, проклятия, бранные слова, которые порой очень ранят. От слов человек может сильнее пострадать, чем от физической боли.
Иногда, сказав лишнее, можем причинить сильную боль даже самому близкому и после сожалеем об этом, но «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». В такие моменты важно уметь сказать «Прости», хотя далеко не все могут пойти на такой шаг, некоторым просто не хватает смелости. Из-за своей гордости или страха многие из нас предпочитают оставить все как есть, убежать от проблемы, чем попросту извиниться, причиняя другому человеку еще большую боль и в последствии разочарование.
От умения правильно использовать речь зависит также возможность устроиться на работу. «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает» – говорил Наполеон Бонапард. Никто не возьмет на работу человека, который не может и двух слов связать или окажется не воспитанным хамом. Так что, очень важно совершенствовать свой словарный запас, следить за правильность и культурой речи и главное думать, что и когда нужно говорить.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Заговори, чтоб я тебя увидел.
Из раздела «Язык мой – друг мой!»
в книге «Лингвизмы»
Из разных источников
***
Монолога не существует. Даже в мыслительной речи в нём всегда молчаливо участвует слушатель, пусть даже воображаемый. Это в полной мере касается также и письменных сочинений, даже порой как бы и обращённых к самому пишущему, где роль другого лица,
а то и нескольких лиц (полилог) выполняет внутреннее второе «я» (alter ego) автора.
А.Т.
***
Заговори, чтоб я тебя увидел.
Сократ
ОСТОРОЖНО: ИДИОМА!
При переводах и в общении с иностранцами, чтобы не попасть впросак, надо
особенно тщательно и осторожно употреблять всякого рода идиоматические словосочетания, образы и сравнения. Например, у нас сова это олицетворение
мудрости (вспомните хотя бы хрустальную сову у Знатоков). В английском же
языке наша мудрая совушка фигурирует в совершенно ином значении, например,
в выражении “stupid as an owl”, буквально «тупой как сова», лучше на русском
передать как «глуп как пробка». Или также на русском мы скажем «голодный как
собака», а у поляков есть выражение “najadlem sie jak psjuk”, т.е. «наелся как
собака», т.е. «до отвала». Хотя здесь есть определённая логическая связь, формально
и вербально это разные вещи. Таких примеров очень и очень много. Немало их
приведено и в этой книге.
Осторожно: идиома!
А.Т.
***
— Ты на меня совсем не обращаешь внимания. Все книги да книги.
Я тоже хотела бы быть книгой.
— Ну, так будь.
— Но какой?
— Календарём. Чтоб каждый год новый…
***
— Смешно подумать: промямлишь несколько слов, когда ты в сознании,
и вот ты уже женатый…
— Точно. А промямлишь несколько слов во сне, и ты уже разведен…
***
Есть язык, который не зависит от слов.
П.Коэльо
***
Язык – стержень, становой хребет культуры любого народа.
Без него знание и понимание её будет неполным, куцым
и в значительной степени кастрированным.
А.Т.
ЛЕГАВОМУ ЛИНГВИСТУ
Задорнову-сатирику
Смешной шовинизм –
все шовинизм…
Эдакий комик-cochon…
В общем-то, просто смешон…
А.Т.
***
Гениальная мысль не нуждается в словах.
С.Е.Лец
`Заговори со мной, чтоб я тебя увидел`. Сократ
«Заговори со мной, чтоб я тебя увидел», — некогда сказал Сократ. Человека можно одеть в какую угодно одежду, окружить предметами, создающими иллюзию о его вкусах, взглядах на жизнь, внутреннем мире; человеку можно дать блестящее образование — но сущность его не ускользнёт от внимательного собеседника. Как ни странно, именно нематериальные слова, которые, как пар, выходят изо рта человека и растворяются — а на самом деле бережно хранятся — где-то в пространстве и времени, «скажут» о человеке всё.
Нам нечасто приходится задумываться о сущности понятия «слово». Разве что в то время, когда учим своих детей говорить. Иногда такая необходимость возникает достаточно неожиданно, как, например, у меня в связи с сессией дочери. Филологический факультет, тот же, который когда-то закончила я сама. И вот мы уже вдвоём листаем учебники по языковедению, которые удалось достать, и пишем ответы на вопросы.
Для начала нужно дать характеристику слова как языковой единицы.
Но ведь надо же дать ответ, и мы выбираем самое подходящее — «звук либо комплекс звуков, за которыми закреплено определённое лексическое значение», — и радостно начинаем заполнять белое поле, стараясь не думать о том, что определение неточное, оно подходит и для морфем, и для предложений. И почему в украинском «залізниця» — это одно слово, а «железная дорога» — два? И что же тогда говорить об английском «вставать» — to get up? Сколько здесь слов: одно, два, а может, три? Прекрасно, и это только начало!Возникновение языка.
Опять несколько учебников — и версии, версии, версии.
Помню, как когда-то в школе я очень ждала, когда нам начнут преподавать биологию. Дело в том, что я была уверена: именно на этом уроке нам объяснят тайну жизни, ну как же ещё может начинаться такой предмет! Разница между жизнью и смертью для меня была совершенно непостижимой. Как и большинство детей, я не могла сформулировать вопрос так, чтобы меня поняли. Самой большой загадкой была работа сердца. Почему оно стучит? Что заставляет его работать? Конечно, тогда я не нашла ответа. Но биология всё должна была прояснить. И вот наконец-то первый урок. К сожалению, мне не удастся заинтриговать читателя: все на этом уроке были и сами всё слышали.
Разочарование, подобное тому, детскому, я испытала, разбирая некоторые гипотезы о возникновении языка.Но оставим тему экзаменов, ведь и в обычной жизни есть над чем поразмыслить. Самые обыкновенные слова, которые мы ежедневно употребляем, иногда можно увидеть в совершенно ином свете. Возьмём хотя бы звукоподражательные слова. Наша речь имеет такое свойство: своей внешней звуковой стороной, сочетанием гласных и согласных она характеризует предмет, независимо от того смысла, который вложен в содержание слова. В словах «квакать», «жужжать», «мяукать», «кукушка», «хохот», «топот» звуковая форма указывает на то, что квакает лягушка, мяукает кошка, мычит корова и так далее. Если изучающему русский язык известно значение слов «лягушка», «кошка» и «корова», то о смысле приведённых сказуемых он догадается по одной звуковой форме, так как слова эти носят в себе элемент звукоподражания. Как здесь не вспомнить об аллитерации — повторении одинаковых или однородных согласных, которые придают особую выразительность сказанному. Так, в поговорке «От топота копыт пыль по полю летит» звукоподражательным является слово «топот»: звуками «т», «п», «т» передаётся идея слухового ощущения; в слове «копыто», взятом отдельно, этой идеи нет, но она усиливается благодаря повторению согласных и новому согласному «к». А вот другой пример использования слова «топот», но уже из украинской литературы:
Наступ потвор. Впертість убивць.
Тупіт чобіт.
Ближчає. Дужчає. Глибшає. Тяжчає.
(Н. Бажан)
Повторением согласных «п», «т», «б», «ж», «ш» создаётся выразительный звуковой образ печально известного марша немецкой армии.
И раз уж мы затронули украинскую речь, позвольте дать несколько примеров из фразеологии, которые я очень люблю приводить своим ученикам. Для начала ответьте на вопрос: что нужно делать, чтобы о тебе сказали, что ты ведёшь себя, «як чумацька воша»? На самом деле всё очень просто — важничать. Вот ещё один фразеологизм, который не так легко сразу понять. Какое качество человека имеется в виду, если мы говорим о нём, что он «коту хвоста вузлом зав’яже»? Он ещё «з вареної крашанки курча висидить», «з-під стоячого підошву випоре», в него «і в ступі не влучиш». Теперь понятно, что речь идёт о сообразительном человеке. В противовес ему человек бестолковый — «ні цоб ні цабе»; если всё совсем плохо — «шкандибає на голову», если просто легкомысленный — «в нього цвіркуни в голові тріщать».
Но будем серьёзнее. Существует множество понятий, которые мы привычно выражаем словами, но не способны осмыслить, представить. Создатель, бесконечность, любовь, рай, ад — первое, что приходит в голову из этого ряда. Думаю, что эти слова ещё ждут нашего понимания. Когда-то обновлённый человек увидит всё иначе, шире. Ну а пока — имеем то, что имеем.Мне очень нравится афоризм Сократа, о котором я вначале вспоминала. Но, на мой взгляд, он не приемлем для филолога. Заговорить? Да пожалуйста! Словами можно играть, манипулировать, за ними удобно прятаться. Их можно затаскать так, что пользоваться ими будет неловко и банально. Вспомните образцы сочинений старшеклассниц из «Тома Сойера» Марка Твена. Сам автор охарактеризовал их так: «Одним из признаков, которым отличались эти сочинения, была сознательная, любовно взлелеянная меланхоличность; кроме того, расточительный и безудержный наплыв „высоких слов“, дальше — глупая манера лепить куда только можно особенно „яркие“ выражения и обороты, замусоливая их по самое никуда; а особенно бросалась в глаза и тягостно поражала назойливая и невыносимо убогая мораль, которая каждый раз помахивала своим куцым хвостом в конце каждого такого произведения».
Как часто мы забываем, что лаконичность — признак совершенства. Не зря редакторы любят повторять, что полностью отредактированный текст — это афоризм.
Наши давние предки пользовались очень небольшим количеством слов. Но с каким же благоговением они к ним относились! Одна из теорий возникновения такого фольклорного жанра, как загадка, утверждает, что своим появлением она обязана табу: люди не осмеливались называть определённые предметы или явления, чтобы не вызывать их дух, не осмеливались тревожить. Поэтому о них говорилось метафорически. Для нас загадка — это сжатое, аллегоричное описание событий, явлений, которые нужно разгадать. Мы лишь улыбаемся, когда слышим, что предки не называли существо, на которое шли охотиться, «чтобы оно не услышало», и не задумываемся: может, в чём-то они были умнее нас. Мы обращаемся к Богу, употребляя при этом обыкновенные слова, и не только верим, но и знаем, что нас слышат, — то есть осознаём эту важную функцию слова. В то же время сами не считаем нужным следить за тем, что говорим. Мы призываем Господа в свидетели своим «ей-Богу», и делаем это не только тогда, когда говорим правду. А уж произносить имя Творца всуе нам «Сам Бог велел». Если бы человек всегда мог помнить, что судить его будут как раз по тем словам, которыми он судил других, что своими словами он фактически творит себе суд, — он был бы несколько осторожней.
Древо нашего языка очень разрослось, переплелось с другими растущими вблизи деревьями. Но для выполнения основного задания человека — для спасения души — необходимо не так уж и много. В конце концов, можно обойтись двумя словами: «Господи, помилуй».
На человеке лежит огромная ответственность за пользование таким непостижимым словом. Конечно, филологу чаще, чем другим, приходится задумываться над сущностью этого понятия, поэтому мне очень хочется быть лаконичной, выдержанной, осторожной со словами. Старательно примерять их ещё до использования, а не сгребать в кучу перед исповедью, с досадой отмечая, что куча эта совсем не отличается от своих старших сестричек. И знаете, что в этой ситуации успокаивает встревоженную совесть? Правильно, слова.
В данном случае — слова Шекспира: «Мне легче научить двадцать человек, как правильно поступать, чем быть одним из этих двадцати и следовать своим же поучениям».
Прокомментируйте!
Выскажите Ваше мнение:
Вакансии для учителей
Заговори, чтоб я тебя увидел. Сократ
Заговори, чтоб я тебя увидел. Сократ
Расскажу, как возникли эти афоризмы.
Осенней ночью, еще в прошлом веке, сидели мы на берегу тихой речки под названием Казачий Ерик, что на Кубани, с удивительным человеком, участником войны, Павлом Егоровичем Егоровым.
Было время звездопада, и с неба дружно сыпались яркие звездочки.
Пал Егорыч долго смотрел на них и вдруг выдал свой первый афоризм:
С неба звездочка упала
И на Брежнева попала.
Брежнев наш был не дурак,
Взял он звездочку за так.
С тех пор я стал записывать за ним, да и за другими мудрецами из народа, их мудрые изречения.
Каюсь: в настоящее время, когда случается очередная несправедливость в нашей жизни, я задаю себе вопрос: «А что бы сказал по этому поводу покойный Пал Егорыч?»
И записываю слова, которые, по моему мнению, он обязательно произнес бы.
Считаю, что ничего страшного в этом нет.
Афоризмы от народа.
У власти для нас — кнут и пряник, но что-то пряники нынче слишком подорожали.
Свои замашки у нашей пташки: как что не так — клади бумажку.
Волокита — король в бумажном царстве, а волокитчик — у того короля — палач.
Отказался воевода от меда: в Куршавеле живет по полгода.
Нарешали депутаты дел на целый на мешок, а народу поголовно сходить нечем на горшок.
До начальника добраться — что с звездой поцеловаться.
У нас заслуженными становятся услужливые.
Мается народ без правды, а богатеи кривде рады.
Коли власть у Хавроньи, нас в навозе схоронят.
Кто вылез из болота к власти, грязь смыть свою уже не властен.