ж пиаже и дж брунер представители такой теоретической ориентации социальной психологии как
Генетическая психология (Ж.Пиаже, Д.С.Брунер)
Основатель генетической психологии швейцарский психолог Ж.Пиаже(1896-1980) является одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии психологии.
Научные интересы Пиаже в юности были сосредоточены на биологии и математике. В 11 лет он опубликовал свою первую научную статью, посвященную воробьям-альбиносам. С этого же времени он начал свою работу в качестве помощника в музее биологии. В университете он занимался преимущественно биологией и философией ив 1918г. получил докторскую степень за работу о моллюсках. После окончания университета Пиаже уехал в Цюрих, где познакомился с работами К. Юнга и техникой психоанализа. В какой-то степени этот опыт был ему необходим, так как он стремился соединить строго экспериментальный, лабораторный метод, свойственный биологическим исследованиям, с более информативным и свободным методом беседы, принятым в психоанализе. Разработке такого нового метода, который он собирался применить для изучения мышления детей, Пиаже посвятил несколько лет. Этот метод получил название метода клинической беседы.
Большое значение для Пиаже имела его работа в течение двух лет в Париже, куда он был приглашен в 1919 г. в лабораторию А. Бине для исследования шкал измерения интеллекта. В это же время он начал уделять большое внимание изучению типичных ошибок, которые делают дети при решении достаточно простых на первый взгляд заданий теста Бине. В 1921 г. Пиаже возвратился в Женеву, так как Клапаред пригласил его на должность директора Института Ж. Ж. Руссо. Одновременно он начал читать лекции в Женевском университете и работать в Женевском доме малютки. Материалы, полученные им в этот период, легли в основу его первых книг «Мышление и речь ребенка» (1923), «Моральное суждение у ребенка» (1932). В них он изложил основы своей концепции когнитивного развития детей, рассматриваемого им как постепенный процесс, проходящий в своем развитии несколько стадий. Дневниковые записи, основанные на наблюдении за развитием собственных детей, дали ему дополнительный материал для этой концепции.
В последующие годы Пиаже сочетал преподавательскую работу (профессором Невшательского и Женевского университетов) с различными административными должностями, публиковал книги, в которых пересмотрел и дополнил свои теоретические воззрения на природу и развитие мышления у детей. В 1949-1951 гг. Пиаже создал свой основной труд «Введение в генетическую эпистемологию» (1951), а в 1955 г. возглавил созданный по его инициативе Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета. Директором этого центра Пиаже был до конца жизни.
Свою теорию развития детского мышления Пиаже построил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Так, дети в его опытах не видели и не помнили, на каком уровне была вода в сообщающихся сосудах, если не знали о связи между уровнем воды и пробкой, которой закрыт один из двух сосудов. Если же им рассказывали об этом свойстве сообщающихся сосудов, характер их рисунков изменялся и они начинали тщательно вырисовывать уровень воды (одинаковый или разный), а также пробку, которой был закрыт один из сосудов.
Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к этому окружающему миру, причем адаптация не пассивный процесс, а активное взаимодействие организма со средой. Активность есть необходимое условие развития, так как схема, считает Пиаже, не дается в готовом виде человеку при рождении, нет ее и в окружающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия человека со средой, или, как писал Пиаже, «схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является результатом активного взаимодействия субъекта с объектом». Одним из любимых примеров Пиаже был пример ребенка, не владеющего понятием числа, который осознает его значение, перебирая камушки, играя с ними, выстраивая их в ряд, и таким образом открывает понятия один, два, много.
Эта позиция Пиаже вызвала критические нарекания со стороны других психологов, прежде всего Выготского и Штерна, которые доказали, что аутистическое мышление как более сложное не может предшествовать реалистическому (Штерн), а также то, что эгоцентрическая речь является промежуточной между внешней и внутренней, а не наоборот (Выготский). Однако и в этот период Пиаже сделал открытия, имевшие огромное значение для понимания психического развития детей, формирования их интеллекта. Это прежде всего открытие таких особенностей детского мышления, как эгоцентризм (неумение встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность детского мышления), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям.
Уже этих открытий было бы достаточно, однако Пиаже, признавая справедливость критических упреков, пересмотрел свою позицию.
Например: 5 + 3 = 8, 14:2 = 7, 8-3 = 5, 7•2= 14, т. е. эти операции обратимы.
Пиаже исследовал в своих экспериментах как переход от внешних операций к внутренним, логическим, так и формирование обратимости на каждом из этапов.
В экспериментах с маленькими детьми Пиаже исследовал их способность находить спрятанные вещи, в том числе те, которые пропали на их глазах. Детям 5-7 лет давали задания, в которых исследовалась их способность понимать сохранение веса, числа и объема предметов. Так, детям предъявлялось два ряда кубиков, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Поскольку число кубиков в обоих рядах, так же как и расстояние между ними, было одно и то же, то эти два ряда были одной длины. У детей спрашивали, одинаковое ли количество кубиков в двух рядах, и дети отвечали, что равное. Тогда на глазах у ребенка взрослый сдвигал кубики в одном ряду, так что они оказывались стоящими вплотную друг к другу. Естественно, что длина данного ряда уменьшалась. После этого он задавал ребенку вопрос о том, изменилось ли теперь количество кубиков в двух рядах. Дети, как правило, отвечали, что число изменилось и в коротком ряду кубиков стало меньше, чем в длинном. Аналогичные эксперименты были проделаны с исследованием сохранения массы (в круглом и сплющенном кусочках пластилина) и объема, когда вода переливалась в сосуды с широким и узким донышком так, что уровень воды в одном сосуде был намного выше, чем в другом. При этом даже многие 6-летние дети считали, что объем воды в сосудах изменился.
Эти исследования привели Пиаже к выводу, что до семи лет дети находятся на предоперационной стадии, т. е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще несовершенны, необратимы. К семи годам дети начинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано только с конкретными проблемами, и формальная логика у них только начинает развиваться. И лишь к подростковому возрасту формируется конкретное и абстрактное логическое мышление.
Хотя Пиаже и не отрицал полностью роль обучения, наибольшей критике как при его жизни, так и в настоящее время подвергается не сам его подход к мышлению ребенка, но его понимание обучения, недооценка им влияния среды и взрослых на психическое развитие детей. Современные исследования показали, что именно в этом вопросе позиция Пиаже может быть оспорена. Исследования П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Д.Брунера, М.Дональдсон свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте при правильном обучении у детей могут быть сформированы общие понятия, представления о сохранении числа, массы и объема и преодолен эгоцентризм.
В то же время Пиаже является одним из самых почитаемых и цитируемых исследователей, авторитет которого признан во всем мире; число его последователей не уменьшается и после его смерти. Главное, конечно, в том, что он первый понял, исследовал и выразил специфику, качественное своеобразие детского мышления, показал, что мышление ребенка не хуже, но оно совершенно отличается от мышления взрослого человека. Разработанные им методы исследования уровня развития интеллекта давно стали не столько экспериментальными, сколько диагностическими и играют большую роль в современной практической психологии. Те закономерности процесса мыслительной деятельности, которые открыл Пиаже, никто не оспорил, несмотря на множество новых данных о детском мышлении, полученных за последние десятилетия. Возможность понимать и формировать детское мышление также является одной из заслуг Пиаже.
Открытие новых закономерностей познавательного развития детей связано с именем известного американского психолога Д.С.Брунера (р. 1915). В своих исследованиях Брунер впервые начал изучение того, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия. Полученные материалы привели его к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием внутренних мотивов, целей, установок или защитных механизмов. Так, чем большую ценность приписывают дети определенным предметам, тем большими кажутся их размеры. Брунер также показал, что в состоянии фрустрации даже нейтральные слова часто воспринимаются детьми как тревожные и угрожающие, отсюда их неадекватно-агрессивное поведение в подобных ситуациях. На основе этих исследований Брунер ввел термин «социальное восприятие», подчеркивая зависимость восприятия от социального опыта детей.
Анализируя структуру восприятия, Брунер выделил в нем три компонента: представления об окружающем мире в форме действий, в форме образов и в форме слов (языковая форма). Исследование развития мышления привело Брунера к созданию теории перцептивных гипотез. С его точки зрения, все познавательные процессы представляют собой процессы категоризации, т. е. предметы окружающего мира объединяются друг с другом на основе усвоенных детьми правил объединения (категорий). В процессе объединения последовательно возникают гипотезы о том, какие качества являются основой для объединения данных предметов и все ли предметы имеют эти качества. Таким образом, овладение понятийным мышление происходит как обучение тому, какие свойства среды наиболее значимы для группировки объектов в определенные классы.
На основе проведенных кросскультурных исследований Брунер дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре «усилителей», т. е. способов, знаков, операций, помогающих ребенку справиться с решением возникающих перед ним задач. Успешность повышается за счет искусственного усиления двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей человека. Эти «усилители» могут быть как реальными, техническими, так и символическими, причем разные культуры вырабатывают разные «усилители».
Проведенное Брунером кросскультурное исследование феноменов Пиаже показало, что они по-разному проявляются в разных культурах. Поэтому он предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится. Брунер также разработал методику формирования искусственных понятий, которая была опробована на разных детях. На основании этих данных Брунер доказывал, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как всем детям присущи любопытство и желание научиться решать учебные задачи. Снижение познавательной активности детей происходит из-за столкновения со слишком сложными задачами, в результате чего возникает и повторяется ситуация неуспеха и появляется чувство скуки. Эти исследования Брунера оказали существенное влияние на систему американского образования.
Динамика развития неврозов
V1: <<1>> 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии
V2: <<1>> 1.1. Предмет, история развития и современное состояние социально-психологического знания
S: Структура социальной психологии не включает в себя следующую отрасль:
-: психология массового поведения
S: Объектом социально-психологической науки не является:
+:образование
S: Одна из первых теоретических концепций в области социальной психологии, изучавшая влияние средств массовой культуры на общественное сознание и сознание конкретного индивида,– это:
-: психология инстинктов социального поведения
-: верного ответа нет
S: Основоположником бихевиоризма – одной из первых теоретических концепций в области социальной психологии – является:
S: Проблема социального научения, т.е. приобретения индивидом социального опыта посредством проб и ошибок разрабатывалась такой научной школой, как:
S: Ж.Пиаже и Дж.Брунер – представители такой теоретической ориентации социальной психологии, как:
S: Социальная психология как наука возникла на стыке таких дисциплин, как:
+: социология и психология
-: философия и психология
-: физиология и психология
-: верного ответа нет
S: задачами социальной психологии не является:
+: изучение индивидуальных особенностей личности.
-: изучение феномена конформизма
-: изучение влияния меньшинства на принятие решений в группе
-: изучение социальной адаптации личности в группе
S: Объектом социальной психологии является:
+: социально-психологические общности и отдельные их представители
-: процессы социализации личности
-: психологическое развитие личности
-: взаимодействий людей в образовательном пространстве
S: В.Вундт был основателем:
-: психологии масс (толпы)
-: психологии инстинктов социального поведения
S: Одна из первых теоретических концепций в области социальной психологии, изучавшая язык народа, его мифы и обычаи, – это:
-: психология инстинктов социального поведения
-: верного ответа нет
S: Дж. Уотсон и Б.Д. Скиннер являются представителями такой теоретической ориентации социальной психологии, как:
+: бихевиоризм и необихевиоризм
-: психоанализ и неофрейдизм
S: Структура социальной психологии не включает в себя следующую отрасль:
-: психология массового поведения
+: психология инстинктов социального поведения
-: верного ответа нет
S: Объяснение социального поведения с помощью описания процесса познания человеком производилось представителями такой теоретической ориентации социальной психологии, как:
-: бихевиоризм и необихевиоризм
S: Толпа и изучение поведения личности под влиянием толпы являлись объектами изучения такой теории, как:
-: психология инстинктов социального поведения
S: Социально-психологические явления и процессы, выступающие результатом взаимодействия людей как представителей различных социальных, характеризуются как:
+: предмет социальной психологии
-: объект социальной психологии
-: задача социальной психологии
-: принцип социальной психологии
-: верного ответа нет
S: Выявление закономерностей общения человека в группе – это:
+:задача социальной психологии
-: объект социальной психологии
-: предмет социальной психологии
-: принцип социальной психологии
-: проблема социальной психологии
S: Одна из первых теоретических концепций в области социальной психологии, изучавшая влияние средств массовой культуры на общественное сознание и сознание конкретного индивида, – это:
-: психология инстинктов социального поведения
-: верного ответа нет
S: Основоположником психологии масс – одной из первых теоретических концепций в области социальной психологии – является:
I: <<21>>; ТЗ № 1.1 – 21; К=A; К=;
S: Социальная психология как наука возникла:
+: во второй половине 19 века
-: во второй половине 20 века
S: Объектом социальной психологии не является:
+: все указанные образования являются объектами социальной психологии.
S: Изучение процессов взаимодействия в животном мире и перенос полученных результатов на общение и взаимодействие людей было характерно для такой теоретической ориентации социальной психологии, как:
S: Основоположником такого направления, как психология инстинктов, социального поведения, был:
S: Изучением проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения занимается:
S: Одна из первых социально-психологических теорий, признававшая примат общества над приматом личности, называлась
-: теория инстинктов социального поведения
S: Первые из социально-психологических теории, которые Гибш и Форверг различали по критерию признания примата личности
+: теория инстинктов социального поведения
S:Основателями журнала «Психология народов» являются
S:Автором работы «Психология народов и масс» является
S: Автором культурно-исторической теории психики является
S:Центром внимания психологической социальной психологии является
S:Объектом внимания социологической социальной психологии являются
S:Специфика социально-психологического подхода состоит в анализе уровня
Q: ### подход объясняет социальное поведение влиянием больших социальных групп
Q: ### подход направлен на поиск причин социального поведения в физических и психических склонностях, помогавших нашим предкам выживать и производить потомство
Q: Теория ### уделяет основное внимание опыту научения в прошлом как детерминанту социального поведения индивида
Q: ### подход состоит в том, что социальное поведение направляется субъективной интерпретацией человеком событий окружающей среды
Q: ### подход сосредоточивается на ментальных процессах, участвующих в том, каким образом индивид обращает внимание на социальные события, интерпретирует их и сохраняет в памяти
Q: Истоки психологии масс в концепции подражания заложил ### (фамилия автора)
S:Автором контент-анализа является
Q: Г.М. Андреева выделяет такую последовательность развития социальной психологии
1: развитие социально-психологических идей в русле философии
2: описательный этап
3: экспериментальный этап
Q: Приведите в соответствие название и временные границы периодов становления отечественной социальной психологии
L1: 1860-е гг. – начало ХХ века
R1: становление социальной психологии
L2: 1920-е – середина 1930-х гг.
R2: развитие социальной психологии
L3: вторая половина 1930-х – середина 1950-х гг.
R3: стагнация социальной психологии
L4: вторая половина 1950-х – 1970 гг.
R4: возрождение социальной психологии
R5: кристаллизация социально-психологической проблематики
R6: отпочковывание от родительских дисциплин
R7: возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии
Q: Соотношение автора и название его работы
R1: Введение в социальную психологию
R2: Социальная психология
R3: Исследования в социальной психологии
R4: Лекции о душе человека и животных
R5: Психология народов и масс
R6: Вводные рассуждения о психологии народов
V2: <<2>> 1.2. Методы социально-психологического исследования
S: Метод социальной психологии, используемый для диагностики взаимных симпатий, позволяющий выявить структуру взаимоотношения в группе и конкретные позиции ее членов, – это:
+:социометрия
-: метод анализа результатов
-: метод обобщения независимых характеристик
S: Методом, изучающим конкретные социально-психологические явления, считают:
-: анализ результатов деятельности
-: метод анализа документов
S: Метод планомерного перехода от фиксации внешних признаков социального поведения личности к интерпретации причин этого поведения – это:
S: Метод, который предполагает ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя, имеющий письменную и устную формы, – это:
S: Самое значимое лицо в группе выделяется посредством метода социальной психологии:
-: анализ результатов деятельности
S: Метод исследования, заимствованный из социологии, состоящий в изучении мнения большого количества людей, ставший одним из основных в социальной психологии, – это:
S: Якоб Морено разработал такой метод социальной психологии, как:
-: методика изучения конфликтного взаимодействия
-: опросник определения уровня агрессивности личности
-: цветовой тест отношений
-: верного ответа нет
S: Метод психологии, с помощью которого выявляется наиболее значимое лицо в группе,– это:
S:Основными исследовательскими методами социологической социальной психологии являются
S:Основным исследовательским методом психологической социальной психологии является
S: Фокус-группа – это вид … интервью
S:Первыми в истории социальной психологии применили метод эксперимента
S: В.В. Семенов выделяет следующие группы социально-психологических методов
+: методы эмпирического исследования
-: активные методы социально-психологического воздействия
Q: Последовательность стадий процедуры контент-анализа:
1: разработка программы исследования
2: определение эмпирических объектов, выборки
3: разработка методики
5: сбор первичной информации
6: математическая обработка данных
7: интерпретация полученных результатов, выводов
Q: Последовательность этапов социометрии
1: подготовка к опросу
2: проведение опроса
3: математическая обработка данных
4: интерпретация результатов
V1: <<2>> 2. Социальная психология личности
V2: <<1>> 2.1. Личность как объект социально-психологических исследований
S: Манипулятор – это та часть личности человека, которая характеризуется:
+: стремлением к достижению своих целей посредством вуалирования своих интересов и хитрых уловок
-: активной позицией в общении
-: стремлением открытого давления на партнера по общению
-: стремлением к открытому диалогу
S: Социальная функция личности, описывающая ее соответствие определенным требованиям, социальным ожиданиям, модель поведения, объективное знание положения личности в обществе – это:
S: Некритическое принятие и исследование индивида групповым нормам и стандартам характеризует такую социально-психологическую черту личности как:
-: способность к рефлексии
S: Характерологической чертой манипулятивного типа личности является:
+: сокрытие своих истинных эмоций.
-: развитие интимно-личностных отношений с другими людьми
-: открытые формы агрессии в социуме
-: высокий уровень эмпатии к партнеру по общению
S: Среди манипулятивных систем личности Э. Шостром не выделяет:
+: все указанные манипулятивные системы выделяются Э.Шостромом.
S: Личность рассматривается в социальной психологии как:
+: член общества, находящийся в сфере влияния различных отношений
-: уникальная и своеобразная индивидуальность
-: физическое существо, обладающее определенными характеристиками анатомо-физиологической структуры тела
-: представитель определенной природно-географической среды
-: верного ответа нет
S: Актуализатор – это та часть личности человека, которая характеризуется:
+: стремлением к открытому диалогу
-: пассивной позицией в общении
-: стремлением к достижению своих целей посредством вуалирования своих интересов и хитрых уловок
-: стремлением открытого давления на партнера по общению
-: верного ответа нет
Q: Сторонники ### подхода стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми
Q: С точки зрения ### подхода в основе развития личности лежат биологические процессы созревания организма
Q: Приверженцы ### подхода не отрицают значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигают развитие собственно психических процессов
Q: Б.Г. Ананьев в рамках ### подхода к изучению личности выделил иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность
Q: Нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого человека, занимающего конкретное место в обществе называется ###
Q: Динамическая, более или менее осознанная система представлений человека о себе называется ###
Q: Соотношение названия стратегии, которую используют люди, чтобы «убежать от свободы», по Э.Фромму, ее сути
R1: люди присоединяются к чему-то внешнему, вступая в отношение с другими людьми, проявляют чрезмерную зависимость, либо доминируют и контролируют других
R2: человек преодолевает ощущение собственной неполноценности, унижая, покоряя или даже уничтожая других
R3: человек избавляется от отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение
Q: Соотношение автора теории ее положению
L1: Согласно Фрейду
R1: Развитие и структура личности определяется иррациональными, антагонистическими сознанию бессознательными влечениями
L2: Согласно теории Адлера
R2: Чувство неполноценности является источником стремления человека к саморазвитию, росту, компетентности
L3: Согласно теории Юнга
R3: В человеке одновременно существуют две ориентации или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия
L4: По мнению Фромма
R4: Одиночество, изоляция и отчужденность – черты, отличающие жизнь современного человека
Q: Соотношение названия психической инстанции, по Фрейду, ее сути
R1: источник человеческих желаний, инстинктивные и врожденные аспекты личности, целиком неосознаваемо и функционирует в бессознательном
R2: действует на уровне сознания, отвечает за принятие решений, помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, подчиняется принципу реальности
R3:действует на уровне сознания, включает моральные принципы человека
V2: <<2>> 2.2. Гендерные характеристики личности
S: Усвоение субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола происходит посредством такого механизма социализации, как:
V2: <<3>> 2.3. Социализация личности
S: Механизмом социализации личности не является:
S: Функции социальной дифференциации детей в свете их достижений, усвоения общественных ценностей и норм выполняет такой институт социализации, как:
-: средства массовой информации
S: Среди стадий социализации личности не выделяют:
S: Самосознание, общение, деятельность – это сферы, в которых осуществляется процесс:
-: социальной адаптации личности
S: Приобретение личностью определенного социально-психологического статуса, овладение ролевыми функциями – это определения процесса:
S: Одним из основных механизмов социализации личности является:
S: Среди стадий социализации не выделяют:
S: Идею обуздания противоречия между биологическими побуждениями и нормами культуры посредством процесса социализации выдвинул:
S: Институтом стихийного воздействия на личность в процессе социализации является:
+: средства массовой информации
S: Одним из необходимых условий социализации является:
-: осознание своей нетождественности группе
-: верного ответа нет
S: Достижение определенного баланса между человеком и обществом достигается на следующем этапе:
-: верного ответа нет
S: К механизму социализации личности относится:
S: Институтом организованного воздействия на личность в процессе социализации является:
-: средства массовой информации
-: верного ответа нет
S: Отечественная социальная психология среди стадий социализации личности не выделяет:
+: все указанные уровни выделяют среди стадий социализации
Q: Часть Я-концепции индивида, основанная на его принадлежности к какой-либо социальной группе вместе с присущими данной группе нормами и ценностями называется ###
Q: Способы, через которые реализуется социализация личности называются ###
Q: Соотношение роли и вида конфликта
L1: личностно-ролевой конфликт происходит, когда
R1: субъективное Я не соответствует требованиям социальной роли
L2: интерролевой конфликт происходит, когда
R2: предписания различных социальных ролей, выполняемых личностью, препятствуют их успешной реализации
L3: интраролевой конфликт
R3: индивид обнаруживает несовместимость ожиданий по отношению к его роли со стороны ряда лиц и не знает, каким из них он должен соответствовать
Q: Последовательность стадий процесса социализации по З.Фрейду
4: утрата социального статуса
Q: Последовательность этапов первичной стадии процесса социализации по Фрейду
Q: Соотношение названия механизма социализации его сути
L1: традиционный механизм социализации
R1: усвоение человеческих норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения
L2: институциональный механизм социализации
R2: взаимодействие человека с институтами общества
L3: стилизованный механизм социализации
R3: действует в рамках субкультуры
L4: межличностный механизм социализации
R4: взаимодействие человека с субъективно значимыми для него лицами
L5: рефлексивный механизм социализации
R5: внутренний диалог, в котором человек отвергает те или иные ценности
Q: Последовательность стадий интеллектуального развития по Ж. Пиаже
1: стадия сенсорно-моторного интеллекта
2: стадия интуитивных операций
3: стадия конкретных операций
4: стадия формальных операций
Q: Последовательность стадий развития в процессе социализации личности по Э. Эриксону такая:
Q: Соответствие между стадией развития личности и кризисом идентичности, характеризующим данную стадию в концепции Э. Эриксона
R2: стыд и сомнение
L8: целостность эго
V2: <<4>> 2.4. Социальные установки личности
S: Среди компонентов социальной установки выделяют:
S: Установки приобретаются во многом таким же образом, как и другие привычки, утверждает теория
-: диспозиционной регуляции поведения личности
S: Теория … рассматривает несоответствия между установками индивида и его поведением
-: диспозиционной регуляции поведения личности
S: Эта теория предлагает определенную систему, объясняющую поведение личности в различных ситуациях. Это теория
+: диспозиционной регуляции поведения личности
S: Известно, что в ряде случаях поведение людей не соответствует их установкам. Это есть суть
+: парадокса Ла Пьера
-: теории запланированного поведения А. Эйзена
S: Эффект, влияющий на искаженное восприятие малознакомого человека называется
-: эффект проецирования своих качеств на других людей
-: эффект недавности (новизны)
S: Среди компонентов социальной установки не выделяют:
S: Готовность личности воспринимать других людей, социальные группы и явления определенным образом является признаком:
S: Обобщение восприятия человека на основе отнесения его к какой-либо социальной группе – это эффект:
SЭффект новизны искажает социальное восприятие, мешая видеть индивидуальные особенности:
+: хорошо знакомого лица
-: незнакомого или малознакомого человека
-: представителя другого этноса
-: представителя своего этноса
S: Феномен, в процессе действия которого искажается адекватное восприятие другого человека, ему приписываются несуществующие черты на основе знания об одной черте или стороне его личности, называется:
S: Эффект, влияющий на искаженное восприятие малознакомого человека:
-: эффект проецирования своих качеств на других людей
-: эффект недавности (новизны)
V1: <<3>> 3. Психология общения
V2: <<1>> 3.1. Общая характеристика процесса общения
S: Оптико-кинетическая система невербальных средств общения включает такие компоненты, как:
+: верного ответа нет
-: тон голоса, его вокализацию
-: расстояние между общающимися
-: «вкрапление» в речь, типа: смех, плач, покашливание
S: Контакт лицом к лицу, осуществленный с помощью вербальных и невербальных средств, представляет собой такой вид общения, как:
-: верного ответа нет
S: Отсутствие или непроявление стереотипов и негативных установок его взаимодействия с учениками характерно для учителя с:
+: демократическим стилем общения
-: авторитарным стилем общения
-: либеральным стилем общения
-: установки и стереотипы проявляются у учителя с любым стилем общения
S: Функция общения, отражающая способность общения оказывать воздействие на партнера, развивая и совершенствуя их во всех отношениях, способствующая усвоению индивидом общечеловеческого опыта, социальных норм и ценностей, – это:
-: функция формирования и развития
S: Учет как своих собственных интересов, так и интересов партнера характеризует следующий вид межличностного общения:
S: Наличие жестких стереотипов и негативных установок его взаимодействия с учениками характерно для учителя с:
+: авторитарным стилем общения
-: демократическим стилем общения
-: либеральным стилем общения
-: установки и стереотипы проявляются у учителя с любым стилем
S: Язык определяется в социальной психологии как:
+: средство отражения своего эмоционального отношения к социальному миру
-: знаковая система, которая кодирует информацию
-: средство усвоения и закрепления знаний, умений и навыков
-: верного ответа нет
S: Знаковая система, в которой используется моторика разных частей тела (рук, лица, тела) и эмоциональные реакции человека – это:
-: верного ответа нет
S: Экстралингвистическая система невербальных средств общения включает такие компоненты, как:
+: «вкрапления» в речь, типа: смех, плач, покашливание
-: тон голоса, его вокализацию
-: расстояние между общающимися
-: верного ответа нет
S: Вид общения, в ходе которого один из партнеров, преследует свои цели, игнорируя интересы партнера по общению, – это:
-: верного ответа нет
S: Среди видов конфликтов в психологии выделяют:
S: Невербальными ольфакторными видами средств общения являются
+: приятные и неприятные запахи окружающей среды
+: естественный и искусственный запах человека
S: В.Н. Панферов считает, что в процессе общения посредством этих функций осуществляется взаимосвязь людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия. Это функции:
S: Данную группу функций общения В.Н. Панферов выделяет на основании того, что в процессе общения накапливается содержание практического опыта людей и происходит передача информации от одного человека другому. Это функции
S: В.Н. Панферов считает, что в процессе общения происходит осмысление воспринятых значений посредством представления, воображения и мышления. Это суть функций
S: В.Н. Панферов считает, что данная группа функций общения проявляется в переживании человека своего отношения с другими людьми
S: Данные функции общения, по В.Н. Панферову, обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, связаны со стремлением человека к тем или иным ценностям
S: Данные функции, по В.Н. Панферову, направлены на преобразование людей в процессе общения, изменение и воспитание личности
Q: Соотношение уровня общения его сути
R1: простой обмен репликами
R2: обмен содержательной информацией
R3: духовный уровень постижения сущности другого человека и самого себя
Q: Соотношение основных функций общения их сути
L1: прагматическая функция общения
R1: реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности
L2: формирующая функция общения
R2: проявляется в процессе формирования и развития человека
L3: подтверждающая функция общения
R3: реализуется в процессе общения с другими людьми, когда человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя
L4: функция организации и поддержания межличностных отношений
R4: осуществляется на различных уровнях – от интимно-личностных до деловых
L5: внутриличностная функция общения
R5: реализуется в общении человека с самим собой через внутреннюю и внешнюю речь, построенную по типу диалога
V2: <<2>> 3.2. Коммуникация как обмен информацией
S: Препятствие, возникающее на пути передачи информации от одного партнера к другому, относится к:
-: процессу обратной связи в общении
-: верного ответа нет
S: Механизмом, посредством которого коммуникатор узнает реакцию реципиента на свое сообщение, является:
S: Общение массовое или межличностное по характеру, в ходе которого передача информации осуществляется посредством письменных или технических средств, называется:
S: Множественные непосредственные контакты незнакомых людей и коммуникация, опосредованная средствами массовой информации, представляют собой:
S: Косвенная обратная связь в коммуникации приводит к:
+: неадекватному пониманию коммуникатором реакции реципиента
-: более глубокому взаимопониманию партнера
-: разрешению конфликтного взаимодействия
-: пониманию реципиентом потребностей коммуникатора
S: Коммуникативный барьер социокультурных различий возникает в условиях:
+: принадлежности субъектов общению к разным социальным слоям общества
-: общения людей на разных языках
-: использования сленга в речи представителями различных субкультур
-: использования разного стиля подачи информации общающимися
-: несогласия общающихся по поводу приводимых доводов
S: Психологическое препятствие, возникающее на пути передачи информации в результате несовершенства звукового оформления высказывания относится к:
-: барьеру социокультурных различий
S: Функцией механизма обратной связи в коммуникации не является:
+: формирование чувства симпатии к партнеру
-: взаимопонимание партнеров по общению
-: выработка общего смысла о предмете общения
-: понимание коммуникатором отношения к его информации реципиента
-: предотвращение конфликтов и прерывания взаимодействия
S: Психологическое препятствие, возникающее на пути передачи информации в результате чувства антипатии партнеров по отношению друг к другу, относиться к:
-: барьеру социокультурных различий
S: Выделяют следующие виды коммуникативных барьеров
+: барьеры социально-культурного различия
Q: Последовательность основных элементов коммуникационной цепи в модели К. Шеннона
1: источник информации
4: получатель информации
V2: <<3>> 3.3. Взаимодействие в процессе общения. Конфликт как социально-психологическое явление
S: Мотив взаимодействия, при котором личность, преследуя свои цели, игнорирует цели и интересы партнера по общению, характеризует такую стратегию разрешения конфликта, как:
S: Процесс организации взаимодействия между общающимися – это:
S: Среди видов конфликтов в психологии не выделяют:
+: все указанные виды выделяются в психологии
S: Среди стратегий разрешения межличностного конфликта не выделяются:
S: Структура конфликта не включает такой компонент как:
-: объект (причина) конфликта
S: Причиной организационных конфликтов в школе относится:
+: борьба за лидерство между учениками класса
-: борьба за лидерство между учителем и учеником в классе
-: низкая мотивация учения
-: нерационально составленное расписание
-: наличие конфликтогенных личностей
S: Соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание, уступчивость – это:
-: механизмы познания партнера по общению
-: способы передачи информации
S: Минимизация интересов партнера при одновременной минимизации своих собственных целей и интересов характеризует такую стратегию разрешения конфликта, как:
S: К функциям деструктивного конфликта относится то, что конфликт:
+: вызывает подавленность или чрезмерное напряжение
-: выступает источником развития взаимодействия
-: обнаруживает возникшее противоречие и ведет к его разрешению
-: изменяет обстоятельства взаимодействия
S: Конфликт, не имеющий существенного основания, т.е. реальных противоречий между субъектами, относится к:
S: Структура конфликта не включает в себя следующий компонент:
-: объект (причина) конфликта
-: позиции конфликтующих сторон
S: Мотив альтруизма, при котором личность поступается своими целями в пользу интересов партнера по общению, характеризует такую стратегию разрешения конфликта, как:
S: Механизмом социальной перцепции, посредством которого человек познает партнера по общению на основе формирования к нему позитивного чувства (симпатии), является:
-: верного ответа нет
Q: Объективная сторона конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон – это ###
Q: Функция конфликта, проявляющаяся в его негативных последствиях: неприязни, эмоциональной напряженности, психических травмах, нарушениях закона, морали, дисциплины, военных столкновениях, патогенных последствиях, называется ### функцией конфликта
Q: Функция конфликта, заключающаяся в преодолении трудностей, кризисов, называется ### функцией конфликта
Q: Функция конфликта, связанная с пониманием причин возникшего противоборства, мотивов его участников, называется ### функцией конфликта
Q: Последовательность стадий развития конфликта
1: возникновение конфликтной ситуации
2: осознание конфликта
3: конфликтные действия
4: разрешение конфликта
V2: <<4>> 3.4. Социальная перцепция как процесс взаимовосприятия
S: Ранее предъявленная информация возобладает над поздно предъявленной при восприятии незнакомого человека. Это суть эффекта
S: Механизмом социальной перцепции, посредством которого человек пытается познать самого себя в процессе общения, является:
-: верного ответа нет
S: Сторона общения, характеризующая восприятие партнерами по общению друг друга, – это:
S: Сущность социальной перцепции заключается в:
+: образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений
-: организации взаимодействия между людьми
-: адекватной передачи информации другому человеку, группе
-: формировании устойчивого позитивного чувства к другому человеку
-: развитии межличностных отношений в процессе общения
S: Способность интерпретировать поведение партнера по общению достигается посредством такого механизма социальной перцепции:
Q: Значительную роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке играет эффект ###
Q: Эффект ### заключается в тенденции переносить предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информацию о каком-либо человеке на реальное его восприятие
V1: <<4>> 4. Малая группа как социально-психологический феномен
V2: <<1>> 4.1. Классификация и структура малых групп
S: К признакам социальной группы не относится:
-: действие группового давления
-: способность индивидов к согласованным действиям
-: осознание человеком своей уникальности
S: Малая группа, нормы, ценности и установки которой индивид принимает как свои собственные, – это:
S: Малая группа, характеризующаяся обычно замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным, имеет следующий уровень развития:
S: Форма объединения людей в процессе деятельности и общения определяется как:
-: верного ответа нет
S: Признаком социальной группы является:
+: наличие группового давления
-: осознание человеком свойств уникальности
-: стремление индивида достичь цели своей деятельности
-: верного ответа нет
S: Структура группы, определяемая взаимностью эмоциональных предпочтений и отвержений, называется:
S: Централизованные и децентрализованные сети, характеризующие наличие-отсутствие центра информационных потоков в группе, определяется посредством анализа:
+: коммуникативной структуры группы
-: композиционной структуры группы
-: социометрической структуры группы
-: структуры власти в группе
S: чертами (признаками) малой группы не являются:
-: наличие двух и более людей
-: проявление чувства принадлежности к группе
-: осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»
-: формирование приемлемых всеми членами группы общих норм и ценностей
S: Группа, объединенная по какому-либо общему признаку, например, по возрасту или полу, – это:
S: Референтность группы определяется:
+: ориентацией людей на группу в своих интересах, установках
-: количеством включенных в нее людей
-: наличием совместной деятельности членов группы
-: наличием устойчивого руководства
-: официально закрепленным статусом
S: Совокупность устойчивых социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого, характеризуется как:
+: композиционная структура группы
-: коммуникативная структура группы
-: социометрическая структура группы
-: структура власти в группе
S: Децентрализованные сети в коммуникативной структуре группы характеризуется тем, что:
+: присутствует «коммуникативное равенство» всех членов группы
-: один из членов группы играет ключевую роль в организации обмена информацией
-: нет единицы, определяющей движение информацией в группе, ее обмен и направление
-: верного ответа нет
S: Группа, структура и отношения в которой установлены и регулируются в административном порядке, называется:
-: структура межличностных симпатий и антипатий
-: верного ответа нет
S: Малая группа, уровень развития которой характеризуется возникновением первых межличностных связей, симпатий и антипатией, отсутствием совместной деятельности, – это:
-: верного ответа нет
Q: Совокупность связей на основе взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы – это ### структура группы
Q: Совокупность связей между индивидами, характеризующая направленность и интенсивность их взаимного влияния в групповых взаимодействиях есть структура ###
Q: Совокупность связей между членами группы, характеризующаяся процессами приема и передачи информации, циркулирующей в ней – это ### структура малой группы
Q: Совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей есть ### структура малой группы
S: Г. Левит НЕ выделяет следующий тип коммуникационных сетей
S: Децентрализованными типами коммуникативных структур в малой группе являются
V2: <<2>> 4.2. Развитие и функционирование малой группы. Феномен конформизма
S: Процесс управления группой, осуществляемый лицом как посредником между социальной властью и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему, – это:
S: Доверие, высокая требовательность членов группы друг к другу, деловая критика, свободное выражение собственного мнения – это признаки наличия в малой группе:
+: благоприятного психологического климата
-: высокого уровня конформизма
-: конструктивного руководства группой
-: проявления внушения и заражения
-: верного ответа нет
S: Процедура, при помощи которой поведение индивида приводится к норме социальной группы, называется:
S: Превращение диффузной социальной общности в социальную группу определенного развития – это процесс:
-: выработки единого мнения
S: Большинство современных исследователей выделяют следующий вид межгрупповых отношений:
-: верного ответа нет
S: Социально-психологическая характеристика, определяющая положение индивида в формальных и межличностных отношениях в группе, – это:
+:социальный статус
S: Совокупность психологических условий, способствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию людей в группе, – это:
-: верного ответа нет
S: Показателем психологической сплоченности группы является:
+: сходство ценностных ориентаций членов группы
-: высокий уровень группового давления
-: взаимозависимость членов группы, полное подчинение авторитету
-: наличие полярных мнений и конфликтов
S: Некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам определяется как:
-: верного ответа нет
S: Нонконформизм обуславливает такую особенность малой группы, как:
+: введение новых идей и мировоззренческих позиций
-: уход от взаимодействия
-: формирование единодушия во мнениях
-: следование устоявшимся нормам и традициям
S: Форма конформизма, при котором личность поддается давлению группы, принимая ее решение, однако внутренне не согласна с данным решением, называется:
-: верного ответа нет
S: Суть эффекта … заключается в том, что по мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу
-: эффект социальной фассилитации
S: Прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, превышающем сумму индивидуальны результатов, т.е. 1+1>2 – это эффект
S: Способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий выражается эффектом
S: Показное подчинение воли большинства является сутью эффекта
S: … эффект лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности и решению групповой задачи
S: Влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, именующийся у одного человека по отношению к другому есть суть эффекта
S: Тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы выражается эффектом
-: принадлежности к группе
S: Направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов и целей, норм поведения отдельных членов группы или всего общества является сутью эффекта
S: Циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера выражаются в эффекте
S: Распространение в группе идей, целей, норм и ценностей есть суть эффекта
S: Изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов есть суть эффекта
Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 21 ; Нарушение авторских прав