жгут в электротехнике что такое
Жгут в электротехнике что такое
Монтаж электрический радиоэлектронной аппаратуры и приборов
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЖГУТАМ И ИХ КРЕПЛЕНИЮ
Electrical wiring of radio-electronic equipment and devices. Technical requirements for wire harnesses and their mounting
Дата введения 2001-07-01
1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским технологическим институтом приборостроения Минмашпрома Украины
ВНЕСЕН Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 9 от 12 апреля 1996 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 15 февраля 2001 г. N 69-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 23586-96 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2001 г.
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2003 г.
1 Область применения
Стандарт не устанавливает технических требований к технологическому процессу изготовления и крепления жгутов.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 15845-80 Изделия кабельные. Термины и определения
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Термины и определения
ГОСТ 23585-96* Монтаж электрический радиоэлектронной аппаратуры и приборов. Технические требования к разделке и соединению экранов проводов
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 23585-79.
ГОСТ 23587-96 Монтаж электрический радиоэлектронной аппаратуры и приборов. Технические требования к разделке монтажных проводов и креплению жил.
3 Определения
В настоящем стандарте применяют термины в соответствии с ГОСТ 15845, ГОСТ 16504, а также следующие термины и определения:
жгут: Конструкция, состоящая из двух и более изолированных проводов, скрепленных в пучок связыванием (ниткой, лентой) или каким-либо другим способом, и предназначенная для электрической связи между элементами аппарата, прибора или устройства.
ствол жгута: Участок жгута, в котором, как правило, сосредоточено наибольшее количество проводов.
ответвление жгута: Часть жгута, отходящая от его ствола.
запасные провода: Провода, свиваемые в жгут с целью их дальнейшего использования в процессе эксплуатации и ремонта аппаратуры.
шаг свивания: Расстояние между двумя точками, соответствующее одному полному обороту провода, измеренное вдоль линии, параллельной оси свитой пары проводов.
электроизоляционный материал: Диэлектрический материал, предназначенный для электрической изоляции.
теплостойкость материала: Способность материала выдерживать воздействие повышенной температуры в течение времени, сравнимого со сроком нормальной эксплуатации, без недопустимого ухудшения его свойств.
вязка жгута: Элемент конструкции жгута, крепящий провода в жгут и выполненный петлями из ниток, шнуров, тесьмы, ленты или пленки.
шаг вязки: Расстояние между двумя точками, соответствующее выполнению одной петли вязки, измеренное вдоль линии, параллельной продольной оси ствола (ответвления) жгута.
лента стяжная: Деталь из электроизоляционного материала, предназначенная для скрепления проводов в жгут.
бандаж из ниток: Несколько рядом лежащих петель (витков) из ниток, фиксирующих положение составных частей жгута (обмотки, вязки и т.п.).
обмотка жгута: Покров из наложенных на жгут по винтовой спирали лент или пленок.
трасса жгута: Условная линия (система линий), определяющая расположение жгута в РЭА согласно конструкторской документации.
укладка жгута: Процесс размещения жгута в аппаратуре.
электроизоляционный компаунд: Электроизоляционный материал, не содержащий растворителя, находящийся в момент применения в жидком состоянии, с последующим отверждением.
конструкция разделки и соединения экранов проводов: Экран (конец экрана) провода или группы экранов проводов, подготовленные к электромонтажу согласно определенному конструктивному исполнению.
бандаж: Обмотки проволоки или ниток, фиксирующие положение составных частей жгута, экрана провода или экранов проводов.
4 Общие требования
4.1 Жгуты и их крепление при установке в аппаратуру должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, государственных стандартов и технических условий на провода и материалы, конструкторской документации на аппаратуру.
4.2 Технические требования к жгутам в конструкторской документации должны быть указаны ссылкой на настоящий стандарт.
Пример ссылки в конструкторской документации на технические требования к креплению жгута:
4.3 Требования к жгутам и их креплению, не предусмотренные настоящим стандартом, должны быть согласованы с заказчиком и указаны в конструкторской документации.
5 Технические требования к конструкции жгута
5.1 Свивание проводов между собой необходимо производить так, чтобы не происходило их скручивание вдоль своей оси.
5.2 Зависимость шага свивания от сечения провода приведена в приложении А, таблица А.1.
5.3 Экран провода или группа экранов проводов, которые не должны касаться корпуса прибора, должны быть изолированы электроизоляционной трубкой или лентами (пленками) из электроизоляционного материала.
5.4 Экранированные провода на участке жгута, перемещающемся во время эксплуатации аппаратуры, для предотвращения повреждений изоляции неэкранированных проводов должны быть изолированы электроизоляционной трубкой.
5.5 Материал, которым вяжут жгут, необходимо выбирать в зависимости от условий эксплуатации аппаратуры и типов проводов, входящих в жгут.
5.6 Хлопчатобумажный материал, применяемый для вязки и крепления жгутов, должен быть обработан антисептиком, церезином или другим аналогичным материалом.
Необходимость и вид обработки материала, применяемого для вязки и крепления жгутов в аппаратуре, устанавливает разработчик, исходя из условий ее эксплуатации и хранения.
5.7 Жгуты, состоящие из проводов с изоляцией, обладающей холодной текучестью (например фторопластовой или полиэтиленовой), без оплетки из волокнистого материала, вязать нитками не допускается; они должны быть обмотаны электроизоляционными лентами, пленками или связаны шнуром, тесьмой, пленкой из электроизоляционного материала.
5.8 Участки жгута, подлежащие защите экраном или электроизоляционной трубкой, обшивкой из кожи, ее заменителя и других материалов, вязать не допускается.
5.9 Участок жгута, перемещающийся во время эксплуатации, должен быть защищен от механических повреждений электроизоляционным материалом.
Провода под электроизоляционным материалом должны свободно перемещаться.
5.10 Для защиты от влияния высоких температур жгут или его части должны быть обмотаны теплостойким материалом, или на них должны быть надеты асбестовые чехлы или трубки.
5.11 Для защиты проводов от механических повреждений жгуты в местах перехода кромки конструкций должны быть обмотаны электроизоляционным материалом, а в местах прохода жгутов сквозь стенки металлических конструкций должны быть установлены защитные втулки (рисунок 1).
Жгут или провод должны свободно проходить сквозь отверстие втулки.
Вместо установки втулок при прокладке жгутов через отверстия в деталях конструкции необходимо соответствующие участки жгутов покрывать дополнительной изоляцией. В отверстиях стенок панелей (шасси) необходимо предусмотреть фаски или закруглить кромки отверстий.
5.12 Диаметр жгута определяют в соответствии с приложением Б.
6 Технические требования к раскладке проводов в жгуте
6.1 Провода между двумя точками должны быть уложены по кратчайшей трассе.
6.2 Провода в жгуте должны быть уложены ровно, без выступов и перекрещиваний, за исключением перекрещивания в местах ответвлений.
6.3 При раскладке в жгуте проводов различных сечений провода с площадью сечения 0,14 мм и менее должны быть уложены внутри жгута.
6.4 Концы запасных проводов должны быть изолированы.
Автомобильный справочник
для настоящих любителей техники
Жгуты проводов
Жгуты проводов, это конструкция, состоящая из двух и более изолированных проводов, скрепленных в пучок связыванием или каким-либо другим способом, и предназначенная для электрической связи между элементами электрооборудования автомобиля. Вот о том, что представляет собой жгуты проводов в автомобиле, мы и поговорим в этой статье.
Задача жгутов проводов — распределять питание и сигналы в автомобиле. Жгуты проводов в современном легковом автомобиле среднего класса со средним набором оборудования имеет около 750 разных проводов, длина которых достигает 1500 метров (табл. «Сложность жгутов проводов» ). За последние годы количество точек контакта практически удвоилось из-за постоянного роста числа функций в автомобиле. Различают жгуты проводов моторного отсека и кузова. К последнему предъявляются менее жесткие требования в плане температуры, вибрации, агрессивных сред и герметичности.
Жгуты проводов значительно влияют на стоимость и качество автомобиля. При проектировании жгутов проводов необходимо учитывать следующее:
Поэтому необходимо привлекать специалистов по жгутам проводов уже на этапе проектирования системы. На рис. «Жгут проводов» показан жгут проводов, разработанный в виде специального приемного модуля. Благодаря оптимизации прокладки и крепления жгутов проводов удалось достичь повышения качества и уменьшить стоимость и массу.
Расчет размеров и выбор материалов для жгутов проводов
Наиболее важные задачи для проектировщика жгутов проводов:
Поперечное сечение проводов
Материалы для проводов
В качестве токопроводящего материала обычно используется медь. Материалы для изоляции проводов определяются температурой, до которой они могут нагреваться. Необходимо использовать материалы, подходящие для длительной работы при высоких температурах. Здесь следует учитывать, как окружающую температуру, так и нагрев из-за протекания тока. Используемые материалы — термопластики (например, полиэтилен, полиамид, винилхлорид), фторполимеры, например, сополимер этилена с тетрафторэтиленом, фторэтиленпропилен и эластомеры, например, хлорсульфонилполиэтилен или кремнийорганическая резина.
Если провода не протягиваются рядом с особенно горячими деталями (например, выхлопная труба, рециркуляция отработавших газов) в топологии двигателя, то одним из критериев выбора изоляционного материала и сечения провода может служить кривая ухудшения параметров при контакте с соответствующим проводом. Кривая ухудшения параметров отображает зависимость между током, вызываемым током ростом температуры и окружающей температурой штекерного соединения. Обычно выделяемое на контактах тепло может отводиться по самим проводам. Следует также заметить, что изменение температуры приводит к изменению модуля эластичности материала контакта (релаксации металла). Можно повлиять на описанные взаимосвязи за счет увеличения сечений проводов и использования проводов подходящего типа и более благородных металлов (золота, серебра) и, соответственно, более высоких предельных температур. При сильно изменяющейся интенсивности тока бастую полезно измерять температуру контактов.
Соединители электрических проводов и контакты
Тип используемых соединителей электрических проводов и контактов зависит от различных факторов:
Прокладка проводов и меры по обеспечению электромагнитной совместимости
Провода следует прокладывать таким образом, чтобы предотвратить их повреждение и обрыв. Это достигается с помощью крепежа и опор. Вибрационная нагрузка на контакты и разъемы уменьшается путем закрепления жгута проводов как можно ближе к разъему и по возможности на одном уровне с вибрацией. Прокладка проводов должна определяться в тесном взаимодействии с проектировщиками двигателя и автомобиля.
При возникновении проблем с электромагнитной совместимостью рекомендуется прокладывать чувствительные провода и провода с импульсами тока с крутым фронтом отдельно. Экранированные провода сложны в изготовлении и поэтому дороги. Кроме того, они требуют заземления. Более дешевым и эффективным способом является скрутка проводов.
Защита проводов
Провода нужно защищать от трения и контакта с острыми краями и горячими поверхностями. Для этого используется клейкая лента. Уровень защиты определяется интервалом и плотностью намотки. Для защиты проводов часто используются гофрированные трубки с необходимыми соединительными фитингами (экономия материала от рифления). Однако фиксирование клейкой лентой все еще является распространенным способом предотвращения перемещений отдельных проводов внутри гофрированной трубки. Оптимальную защиту обеспечивают кабель-каналы.
Жгуты проводов следует защищать от грызунов. Средством защиты могут служить стойкие к прогрызанию экструдированные пластмассовые трубки.
Штекерные соединители
Большая плотность размещения электроники в автомобиле предъявляет высокие требования к штекерным соединителям. Они не только проводят большие токи (например, включение катушек зажигания), но и аналоговые сигналы низкого напряжения с низкой интенсивностью тока (например, сигнальное напряжение датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя). В течение срока службы автомобиля штекерные соединители должны обеспечивать надежную передачу сигналов между блоками управления и к датчикам, сохраняя при этом допуски.
Рост требований законодательства в области контроля вредных выбросов и активной безопасности обуславливает все более точную передачу сигналов через контакты штекерных соединителей. При проектировании, размещении и проверке штекерных соединителей нужно учитывать большое количество параметров (рис. «Параметры, учитываемые при проектировании штекерных соединений» ).
Наиболее распространенной причиной неисправности штекерного соединения является износ контактов из-за вибрации и перепадов температуры. Износ способствует окислению. Это приводит к увеличению омического сопротивления — контакт может, например, подвергнуться тепловой перегрузке.
Контактная часть может нагреться выше точки плавления медного сплава. В случае с сигнальными контактами с высоким сопротивлением бортовой контроллер часто обнаруживает неправдоподобный сигнал при сравнении с другими сигналами; в этом случае контроллер переходит в режим неисправности. Эти проблемные моменты в штекерных соединениях определяются бортовой диагностикой (OBD), наличие которой регламентируется законодательством в области контроля выхлопа. Однако диагностировать неисправность контакта на станциях технического обслуживания сложно, так как она отображается как неисправность компонента. Диагностировать неисправность контакта можно лишь косвенно.
Для сборки штекерного соединения на его корпусе имеются различные функциональные элементы, обеспечивающие надежное соединение проводов с обжатыми контактами со штекером. Современные штекерные соединители имеют силу соединения менее 100 Н и способны надежно соединять разъем с интерфейсом компонента или блока управления. Риск неправильного подключения штекерных соединителей к интерфейсу возрастает с увеличением силы соединения. В процессе эксплуатации автомобиля штекерное соединение может разболтаться.
Конструкции штекерных соединителей
Штекерные соединители имеют разные области применения (табл. «Использование штекерных соединений» ). Они характеризуются количеством контактов и окружающими условиями. Существуют различные классы штекерных соединителей: с жестким креплением к двигателю, с мягким креплением к двигателю и с креплением к кузову. Еще одним различием является температурный класс места монтажа.
Многоконтактные штекерные соединители
Многоконтактные штекерные соединители используются для всех блоков управления в автомобиле. Они различаются количеством и геометрией контактов (табл. «Количество и геометрия контактов» ). На рис. «Многоконтактный штекерный соеденитель» показана типичная конструкция многоконтактного штекерного соединителя. Имеется периферийное радиальное уплотнение соединения со штыревым разъемом ЭБУ в корпусе соединителя. Собранный микроконтактный соединитель проводов полностью электрически изолирован от штыревого разъема ЭБУ.
При сборке штекера контакт с присоединенным проводом вставляется через плоское уплотнение, уже находящееся в штекере. Контакт сдвигается в свое положение в держателе контактов. Контакт автоматически защелкивается фиксирующей пружиной, сидящей в кольцевой канавке в пластмассовом корпусе штекера. Когда все контакты окажутся на своих местах, для обеспечения вторичной защиты контактов вставляется стопор (вторичный замок). Это дополнительная мера защиты, повышающая удерживающую силу контакта в штекерном соединении. Кроме того, вставка стопора — это способ убедиться, что контакты находятся в правильном положении. Рабочее усилие штекерного соединения уменьшается рычагом и ползунным механизмом.
Штекерные соединители с небольшим числом контактов
Штекерные соединители с небольшим числом контактов используются для исполнительных механизмов (например, топливных форсунок) и датчиков. Их конструкция принципиально аналогична конструкции многоконтактных штекерных соединителей (рис. «Штекерный соеденитель с малым числом контактов» ). Рабочее усилие штекерного соединения обычно не поддерживается.
Соединение между штекерным соединителем с небольшим числом контактов и интерфейсом герметизируется радиальным уплотнением. Однако внутри пластмассового корпуса провода герметизируются единичными уплотнениями, прикрепленными к контакту.
Системы контактов в автомобиле
В автомобилях используются двухсоставные системы контактов (рис. «Контакт» ). Внутренняя их часть (токопроводящая) штампуется из высококачественного медного сплава. Она защищается стальной охватывающей пружиной, которая в то же время повышает контактное усилие посредством давящего внутрь пружинного элемента. Защелка, выдавливаемая из стальной охватывающей пружины, входит в зацепление с контактом в пластмассовом корпусе.
Контакты, в зависимости от потребностей, покрываются оловом, серебром или золотом. Для улучшения износостойкости точки контакта используются не только разные покрытия, но и разные структурные формы. Для гашения вибрации проводов в точках контакта в контактную часть встраиваются различные изолирующие механизмы (например, меандрическая прокладка питающих проводов).
Провода обжимаются на контакте. Геометрия обжатия должна быть адаптирована к соответствующему проводу. Для обжатия используются специальные плоскогубцы или полностью автоматические прессы.
Устройство и изготовление жгутов
Сегодня публикую четвертую статью Конкурса.
Очень приятно, что среди нас появилась девушка. Её зовут Елена. Она из города Рыбинска, Ярославская область. Вот, что она пишет о себе:
Добрый день! Я хочу написать об электрических жгутах для авто и мото. Как стоит и не стоит делать, про доступные материалы, личный опыт. Работаю инженером-конструктором, проектирую жгуты и электропроводку для поршневых двигателей.
Статья очень обстоятельная, автор делится своим опытом, и уверен, с удовольствием ответит но вопросы в комментариях. Я, пользуясь служебным положением, буду вставлять свои комментарии по ходу статьи.
Про электрические жгуты
Жгут – это набор электрических проводов и кабелей, которые используются для связи различных элементов электромеханических или электронных систем.
Назначение жгутов – обеспечивать питанием или передавать электронные сигналы различным периферийным устройствам. Жгут состоит минимум из двух проводов.
Фото 1 – Жгут, подключенный к генератору мопеда
Фото 2 – Жгут на монтажном столе (www.knaapo.com)
Фото 3 – Автомобильный жгут
Фото взято из блога JDMParts на сайте drive2.ru
Так выглядят авиационные жгуты (aer.interelectro.com.ua):
Фото 4 – Авиационный жгут
Фото 5 – Авиационный жгут
Материалы и компоненты для изготовления жгутов
Материалы, используемые в авиационных жгутах, имеют высокую надежность и могут применяться и военной технике. Например, термоусадочные трубки фирмы Raychem и Deray. После усадки они достаточно мягкие (в отличие от дешевых трубок), стойкие к истиранию.
Отдельно стоит сказать о применяемых соединителях. Для Российской техники используют цилиндрические и прямоугольные соединители, например: СНЦ, РСТВ, ОНЦ-БС, 2РМД, 2РМДТ (фото 6), в металлическом корпусе.
Фото 6 – Соединитель СНЦ 23 с кожухом и контактами (radionel.ru)
Любые жгуты состоят из одних и тех же компонентов:
– провода (силовые и сигнальные);
– соединители, наконечники, клеммные колодки;
– защитные материалы (обмоточная лента, гофрированная и термоусаживаемая трубки, защитные оболочки и чулки);
– крепления жгута (хомуты, держатели).
Разница в цене между специальными материалами и тем, что мы применяем для себя – домой или в машину – в разы.
Есть много специальных электротехнических материалов, но они, как правило, очень дороги или редки. А зачастую мы просто не знаем, что использовать (это касается и материалов и инструмента) в конкретной ситуации и тут начинается «колхоз».
Провода для изготовления жгутов
Это было небольшое введение. Далее я попробую описать то, что мне уже приходилось делать и какие материалы были при этом использованы и почему.
С чего начнем? С проводов. При выборе обязательно нужно обращать внимание на температуру эксплуатации, стойкость изоляции к бензину, маслу, сопротивление горению.
Фото 7 – Материалы, инструменты и провода для производства жгутов
Нужно отрезать необходимое количество. Измерить длину можно с помощью веревки или провода, проложив по месту. Необходимо оставить запас по длине на тройную перезаделку в контакты или наконечники (несколько сантиметров с обоих концов) После свивания провод станет еще короче, не забудьте. Провод не должен быть натянут, особенно возле разъемов. Если вы не уверены – возьмите длиннее, отрезать всегда успеете.
Вообще, если провода идут вместе хотя бы 50 мм, их объединяют в жгут. В одном жгуте запрещается укладывать силовые и сигнальные линии. Это значит, что провода от датчиков и провода от мощных потребителей должны идти по разным путям и как можно дальше друг от друга. Крайний случай – провод от какого-либо датчика и бронепровод от свечи.
Рекомендую ознакомиться с ГОСТ 23586-96, он регламентирует зависимость шага свивания от сечения проводов, укладку проводов в жгуте, обмотку электротехническими материалами, крепление жгутов.
Повив провода можно закреплять лентой или специальной нитью. Для бытовой практики доступна лента ФУМ (в промышленности используют фторопластовую пленку СКЛФ-4Д, лента ФУМ тоже сделана из фторопласта – негорючего электротехнического материала). Обмотка ведется в противоположном направлению повива. (фото 8).
Фото 8 – свитые провода
Свитые провода более гибкие, чем просто сложенные вместе и закрытые какой-либо оболочкой.
Верхняя оболочка – гофра, термоусаживаемая трубка.
Это самые распространенные материалы, используемые в частной практике для защиты проводов. Иногда обматывают провод изолентой по всей длине, так делать не надо. Клей со временем (особенно от тепла) разлагается, провод останется липким, в конце концов выглядит это не очень хорошо (фото 9).
Фото 9 – Провода в красной изоленте. Так делать не надо.
Гофра бывает разрезная и неразрезная (с зондом для протяжки – проволокой). Разрезную можно надеть на уже готовый жгут с установленными разъемами.
Не нужно набивать всю гофру проводами, пусть останется немного свободного места (подробнее в п. 5.9 – ГОСТ 23586-96) В конце концов, может понадобиться проложить еще несколько проводов. Иногда закладывают в жгут запасные провода, их концы обязательно закрывают, т.к. провод – это капиллярный насос, жидкость, попавшая внутрь, вызовет коррозию.
На фото 11 представлен способ заделки изоляции запасного провода, он заключается в том, что кусок термоусадки (наличие клеевого слоя неважно) одевают, так чтобы минимум сантиметр – полтора не было надето на провод и обрабатывают горелкой. Пока не остыло – сжимаем пальцами свободную часть трубки, она склеится. Все.
Фото 11 – Заделка запасных проводов
Применение термоусадки при производстве электрических жгутов
Казалось бы, разрезная гофра негерметична, какая от нее польза? Она не даст проводам перетереться об острые края, в отличие от недорогой термоусадки. Есть минус – большую температуру гофра не выдержит.
Вместо гофры жгут по всей длине можно одеть в термоусадку.
Чтобы усадить трубку, можно пользоваться спичками, зажигалкой, горелкой, строительным феном. Главное следить за равномерностью усадки и не пережечь ее (для любой трубки производитель пишет температуру ее полной усадки). Спичками это делать неудобно. Честно. Маленькую трубочку на место пайки одного тонкого провода еще можно усадить, что-то больше – нет.
Профессиональный вариант – строительный фен (на самом деле хорошая вещь, отлично подходит для работы с деревом и кожей при обработке воском, поможет снять старую краску, нагреет деталь при замене подшипников). У него регулируется температура в широком диапазоне, усадка идет равномерно и не слишком быстро.
Я пользуюсь паяльной горелкой, она заправляется газом для зажигалок (фото 12).
Фото 12 – Портативная горелка
Пламя имеет высокую температуру, поэтому надо делать все быстро и аккуратно, чтобы не пережечь трубку. От себя рекомендую приобрести такую горелку, она поможет при работе с термоусадкой, при пайке массивных деталей да и в других случаях. А вот без фена вполне можно обойтись.
Фото 13 – Разветвление гофры
Выполнение разветвления проводов, спрятанных в гофру, осуществляется с помощью разборного тройника (фото 13)
Фото 14 – Соединение гофры изолентой.
У меня таких тройников не было. Пришлось использовать изоленту, хоть я ее и не люблю. Края трубок вставляются друг в друга и аккуратно заматываются.
Фото 14-2 – Кабельная перчатка самодельная, из изоленты
Для разветвлений существуют кабельные термоусаживаемые кабельные перчатки (фото 15)
Фото 15 – кабельные термоусаживаемые перчатки
Отличная вещь, но в розничных магазинах я такие видела один раз, и то они предназначены для кабелей большого диаметра. Если вы фанат своего дела, наверняка вам захочется использовать эти изделия. Они есть в интернет-магазинах (но придется поискать), например завод КВТ (г. Калуга) скоро будет выпускать такие изделия (советую посетить каталог КВТ на их сайте).
Снятие изоляции
Осуществляется специальным инструментом – стриппером (фото 16)
Он надрезает изоляцию, не доходя до жилы, но так, чтобы можно было ее оторвать и сдвинуть. Я сильно сомневаюсь, что таким инструментом кто-то пользуется в быту (например, у меня такого нет). Не слушайте того, кто вам скажет «а я бокорезами/кусачками/ножом изоляцию надрезаю поперек провода снимаю» это выполняется на свой страх и риск, нельзя быть уверенным, что лезвие не дошло до жил провода. «На глаз» очень трудно регулировать глубину надреза.
Я так делаю. Но нужно быть уверенным в своем инструменте, руках и изоляции провода! Да и после 10-20 таких снятий начинают появляться мозоли! (Прим. СамЭлектрик.ру)
Фото 18 – Снятие изоляции канцелярским ножом
На оборонных предприятиях использовали обжигалки для изоляции – они похожи на инструмент для выжигания по дереву. Раскаленной нихромовой проволокой изоляция прожигается по кругу и потом снимается. Годится и для МГТФ, и для других проводов. Аналогичным образом можно снимать изоляцию с помощью паяльника (фото 19). Минус – запах и вредные испарения.
Фото 19 – Снятие изоляции паяльником.
Фото 19-2 – Снятие изоляции паяльником.
Пайка или обжимка проводов
Вообще, обжимка лучше в плане вибростойкости. При пайке, в точке где провода выходят из припоя, они скорее всего и обломятся, если они подвергаются вибрации (фото 20).
Правильно сделанная обжимка крепче, чем сам провод, но разве много у кого дома есть обжимка хотя бы для автоклемм? Правильно, нету, у меня тоже (а вообще обжимки выглядят так – фото 21). Поэтому будем паять.
Фото 21-1 – Обжимник для клемм типа НКИ
У меня есть и обжимка, и стриппер. Про обжимку проводов наконечниками я уже писал в этой статье.
Важно: никогда не используйте кислотные флюсы при пайке проводов, как бы заманчиво это не звучало. Потому что провод – это капиллярный насос и вымыть оттуда остатки флюса вы все равно не сможете, кто бы вам чего не говорил. Вскоре там начнется коррозия.
Удобно использовать канифоль, растворенную в спирту. Налейте этот раствор во флакон с кисточкой, например из-под лака для ногтей.
Удобно использовать флюс ЛТИ-120 с кисточкой. Или канифоль в баночке, пишу об этом в статье про пайку проводов.
Кожухи соединителей
– защищают контакты внутри от воды и пыли, обеспечивают механическое сцепление корпуса соединителя и провода. Бывают герметичные или негерметичные.
На фото 22 соединитель долгое время работал без кожуха, провода часто перегибались и перемещались, жилы частично оборвались около контактов (присоединение проводов выполнено обжимкой, но причина неисправности именно в отсутствии кожуха).
Фото 22 – Соединитель без кожуха
Герметичные кожухи изготавливаются из термоусаживаемых материалов с клеевым слоем. Та же трубка только другой формы. Можно легко использовать кусок обычной трубки, но дело в том, что диаметр задней части разъема и диаметр кабеля имеют очень большую разницу, которую не покрывает обычная термоусадка с коэффициентом 2:1. Проще говоря – на соединитель она сядет нормально, а провод будет болтаться. Можно поискать трубку с коэффициентом усадки 3:1 и даже больше. Такие бывают, но стоят дороже.
23 – Кожух на разъем из термоусадки
На фото 23 использован кусок обычной термоусадки, взята гофра большего диаметра (внутри всего 2 провода). Надо заметить, что температура размягчения гофры примерно равна температуре усадки трубки, так что работать горелкой нужно быстро и аккуратно, стараясь ничего не перегревать.
Фото 24-1 – До и после
Фото 24-2 – новый электрический жгут установлен
Герметизация
Внутрь кожуха при необходимости заливают специальную мастику, чтобы герметизировать контакты. В частной практике можно воспользоваться силиконовым автомобильным герметиком. Большой объем будет сохнуть несколько дней. Если это действительно необходимо – попробуйте набраться терпения и заливать по частям или хотя бы обмажьте толстым слоем ответственные детали.
Важно: никогда не используйте герметики с кислотным отверждением, коррозия не заставит себя ждать.
Фото 25 – Состав кислотного герметика
Если вы открыли тюбик и в нос ударил запах уксусной кислоты – не используйте его. Если ничем не пахнет – использовать можно, он нейтральный на спиртовой основе.
Как правило, кислотные герметики дешевле (ABRO, RUNWAY), честный производитель укажет на упаковке – «Содержит уксусную кислоту». Если такой надписи нет, внимательно читаем состав и гуглим каждый из компонентов. В составе герметика, который я купила, был указан метилтриацетоксисилан – это реагент для вулканизации каучуков, синтезируется с помощью уксусного ангидрида (я не утверждаю, что этот компонент есть абсолютно во всех кислотных герметиках, пожалуйста, обращайте внимание на состав при покупке).
После вскрытия этого тюбика стало пахнуть уксусной кислотой, хотя производитель указал, что он может использоваться для электрических соединений. Не будем испытывать судьбу, оставим его для менее ответственных узлов.
Фото 26 – Нейтральный герметик
Укладка жгута
Порядок укладки такой:
– размещаем жгут на месте, временно закрепляем стяжками;
– подключаем все электрические соединители;
– закрепляем жгут по месту, начиная от соединителей (например, от концов жгута, где более мелкие клеммы к большому общему соединителю).
Фото 27 – Металлические хомуты
Жгут крепят по месту с помощью нейлоновых кабельных стяжек. Кстати, стяжки черного цвета более стойки к внешним воздействиям.
На фото 27 слева видно 2 металлических хомута, которые крепят провода к раме. Их можно использовать, но при условии, чтобы хомут не перетирал провод – локально обмотать изолентой, надеть кусок термоусадки, подложить что-нибудь. Не забываем, что жгут не должен быть натянут у соединителей, не должен касаться острых углов, слишком сильно болтаться или касаться очень горячих частей.
А что если жгут заходит в коробку и подключается там?
Такая ситуация элементарно возникает при подключении стоп-сигнала:
Фото 28 – Кабельный ввод
Черная штуковина с накидной гайкой на фото 28 – пластмассовый кабельный ввод (сальник). Он предназначен как раз для ввода кабелей в различные коробки. Стоит такая штука не более 20 рублей (для небольших диаметров проводов). Бывают металлические кабельные вводы (для тяжелых условий и ответственных соединений), но в магазинах они в лучшем случае под заказ, стоимость уже около 100 р за штуку. Кроме вводов есть специальные проходки и втулки.
Фото 29 – Кабельный ввод на проводе в разборе
Фото 30 – Кабельный ввод готов к монтажу на стенку корпуса
Провод болтается в соединителе (да где угодно), что еще можно сделать?
Если подмотка разнообразными изолентами (ПВХ или тканевая) и закрепление хомутами вас не устраивает, то…
Есть такая замечательная штуковина – силиконовая лента ЛЭТСАР – лента электроизоляционная термостойкая самослипающаяся резиновая радиационной вулканизации. Это самослипающаяся лента, вулканизируется при комнатной температуре. Через двое суток у вас получается кусок относительно мягкой резины там, куда вы ее намотали.
В авиационных жгутах ее как раз подматывают под жесткие металлические кожухи для лучшего обжатия. Более подробно свойства описывать не буду, слишком много текста. Продается катушками по 500 г, сильно растягивается при намотке, катушки хватит очень надолго.
Вообще стоит поискать самослипающиеся (самовулканизирующиеся) ленты других марок, там фасовка меньше.
На этом у меня все. Рекомендую почитать ГОСТы, там достаточно много полезной информации.
Голосуйте за Елену, голосование начнется в конце апреля, следите за новостями на блоге (подписывайтесь) и в группе ВК (вступайте).
Дополнение по кабельному бандажу
От автора блога. Вставлю в статью парочку фото кабельного спирального бандажа, который я часто использую для защиты и сборки жгутов в электрошкафах.
Он более практичный, чем пластиковые стяжки (хомуты) и изолента. Главное преимущество – он многоразовый!
Кабельный спиральный бандаж
Кабельный спиральный бандаж. Применение для защиты кабелей
Кабельный спиральный бандаж. Применение для защиты кабелей при установке датчиков