жить наилучшим образом значит не рождаться вовсе шопенгауэр
Артур Шопенгауэр — цитаты и афоризмы о любви, счастье, жизни
Артур Шопенгауэр — известный немецкий философ, проживший интересную и яркую жизнь. Этот общественный деятель обладал очень противоречивым характером. Он был вегетарианцем, женоненавистником, но при этом, любил общество образованных женщин.
Обладал большой жадностью, пессимизмом, и меж тем, это не мешало ему делать жизнеутверждающие умозаключения.
Родился Артур Шопенгауэр 22 февраля 1788 г. Его родиной стал город Данциг.
Мыслитель жил в известной семье с хорошим финансовым положением.
Отец был купцом, поддерживал репутацию семейства, и старался чтобы его бизнес процветал, а дети ни в чем не нуждались. Поэтому у юного Шопенгауэра были прекрасные преподаватели дома.
Люди, которые общались с юным Шопенгауэром говорили о том, что он обладал ярко выраженным чувством справедливости. Этим он и заслужил известность в своем городе.
Мать часто болела. Артур очень тяжело переносил такое состояние матери. Кроме того, в 1793-м году его родной город был заблокирован прусскими войсками, и семейство срочно переехало в город Гамбург. Именно здесь юноша получил свое начальное образование.
Затем, он переезжает в на юг Франции. Мальчик обучается у известных преподавателей, где учиться в совершенстве говорить на французском.
Затем он идёт в гимназию, которая предназначены для зажиточных семей. Там изучает рисования, фехтование, танцы, игру на флейте.
Затем, в 1805-м году Артур решает идти по стопам отца и устраивается в торговую контору. Но он быстро приходит к выводу, что это не дело его в жизни.
В этом же году погибает его отец. Говорят, что мужчина сам свёл счёты с жизнью, так как ему грозило банкротство.
В доме Шопенгауэров стали появляться политические деятели, художники, например Гёте или Виланд. Артур пытается обучаться коммерции, чтобы обеспечивать семью. Затем он поступает в Геттенский университет. Юношу привлекает медицинский факультет, однако очень быстро он понимает, что его любовь принадлежит философии.
В 1811-м году юноша переезжать в Берлин. Там ознакомиться с известными философами своего времени, перенимает их опыт. Артур постигает естественные науки, среди которых зоология, астрология, физика и химия.
Также, его внимание приковано к философии. В Берлине он получает докторскую степень. Позже, его приглашают в качестве доктора философии в Ильинский университет.
Шопенгауэр автор огромного количества трудов по литературе. Его произведения до сих пор актуальны. Например “О ничтожности и горестях в жизни”, где Шопенгауэр прямо говорит о том, что человечество погрязло в плену собственных прихотей. “Метафизика половой любви” рассказывает о жажде жизни, смертности человека и иллюзий мира.
Шопенгауэр не пользовался интересом у женщин. Он имел низкий рост, невзрачное телосложение и большую голову. Однако, он следил за модой и одевался крайне привлекательно. Он всегда был одет с иголочки, а его одежда была чистая и выглаженная. В светских беседах он мог заинтересовать женщину, которая восторгалась его умом и незаурядными взглядами.
Однако, позже он стал ярым женоненавистником. Подтолкнула его к этому первая любовь. Дело в том, что Шопенгауэр без памяти влюбился в женщину и мечтал создать с ней семью. Однако, та не хотела вступать в брак с философом и попросила его не донимать её.
Из этого неприятного опыта Артур сделал вывод, что абсолютно все женщины глупые и не ценят настоящие чувства. Мужчина стал ярким сексистом, но не лишал себя флирта с красавицами того времени.
Скончался великий Философ от пневмонии, прожив плодотворные 73 года.
Работы и высказывания великого немецкого философа давно разобрали на цитаты и афоризмы. Познакомимся с самыми известными.
Час ребёнка длиннее, чем день старика
Мысли выдающихся умов не переносят фильтрации через ординарную голову.
Если хочешь подчинить себе все, подчини себя разуму.
Каждый человек может вполне быть самим собою только пока он одинок.
Никого так ловко не обманываем мы и не обходим лестью, как самих себя.
То, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека.
Люди подобны часовым механизмам, которые заводятся и идут, не зная зачем.
Каждый усматривает в другом лишь то, что содержится в нем самом, ибо он может постичь его и понимать его лишь в меру своего собственного интеллекта.
Болезнь есть целебное средство самой природы с целью устранить расстройство в организме; следовательно, лекарство приходит лишь на помощь целительной силе природы.
А что люди называют судьбой, это большей частью просто их собственные глупые выходки.
Всякий раз, как умирает человек, погибает некий мир, который он носит в своей голове; чем интеллигентней голова, тем этот мир отчётливее, яснее, значительнее, обширнее, тем ужаснее его гибель.
Как рабочий, трудясь над возведением здания или не знает или не всегда отчетливо представляет себе план целого, так же и человек, отбывая отдельные дни и часы своей жизни не имеет общего представления о ходе и характере своего существования.
Нужно сдерживать свое воображение во всем, что касается нашего счастья или несчастья.
Чтобы оценить положение человека с точки зрения счастья, надо знать не то, что дает ему удовлетворение, а то, что способно опечалить его, и чем незначительнее это последнее, тем человек счастливее: чтобы быть чувствительным к мелочам, надо жить в известном довольстве: в несчастии ведь мы их вовсе не ощущаем.
Судьба тасует карты, а мы играем.
Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком.
Глубокие истины можно только усмотреть, а не вычислить, то есть впервые вы познаете их, непосредственно осененные мгновенным впечатлением.
Если бессмыслицы, какие нам приходится выслушивать в разговоре, начинают сердить нас, надо вообразить, что это разыгрывается комическая сцена между двумя дураками; это испытаннейшее средство.
Жизнь есть ночь, проводимая в глубоком сне, часто переходящем в кошмар.
В некоторых частях света водятся обезьяны, в Европе же водятся французы, что почти одно и то же.
Всякая ложь и абсурд разоблачаются обычно потому, что в момент апогея в них обнаруживается внутреннее противоречие.
Внутренняя пустота служит истинным источником скуки, вечно толкая субъекта в погоню за внешними возбуждениями с целью хоть чем-нибудь расшевелить ум и душу.
Кто критикует других, тот работает над собственным исправлением.
Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат.
Немцев упрекают в том, что они всегда подражали во всем французам и англичанам; но забывают, что это самое умное, что они, как нация, могли сделать, потому что собственными силами они не произвели бы ничего дельного и хорошего.
Для того, чтобы добровольно и свободно признавать и ценить чужие достоинства, надо иметь собственное.
Чем больше человек имеет в себе, тем меньше требуется ему извне, тем меньше могут дать ему другие люди.
Человек, одаренный духовными силами высшего порядка, преследует задачи, которые не вяжутся с заработком.
Постоянный умственный труд делает нас более или менее непригодными к заботам и треволнениям действительной жизни.
Под конец жизни дело идёт, как в конце маскарада, когда снимают маски.
Плохие книги не только бесполезны, но положительно вредны. Ведь девять десятых текущей литературы только затем и публикуются, чтобы выманить из кармана доверчивой публики пару лишних талеров.
Одним из существенных препятствий для развития рода человеческого следует считать то, что люди слушаются не того, кто умнее других, а того, кто громче всех говорит.
Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством.
Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг.
Мы только к концу известного периода жизни, а то и к концу самой жизни, можем правильно судить о наших поступках и творениях, понять их связь и сцепление и, наконец, оценить их по достоинству.
Лучше обнаруживать свой ум в молчании, нежели в разговорах.
Кто придает большое значение мнению людей, делает им слишком много чести.
Здоровый нищий счастливее больного короля.
Для того, чтобы добровольно и свободно признавать и ценить чужие достоинства, надо иметь собственное.
Когда человек отнес все страдания и муки в ад, для неба не осталось ничего, кроме скуки.
В этом и заключается сила истины: ее победа трудна и мучительна, но зато, раз одержанная, она уже не может быть отторгнута.
Мы редко думаем о том, что имеем, но всегда беспокоимся о том, чего у нас нет.
Уединение избавляет нас от необходимости жить постоянно на глазах у других и, следовательно, считаться с их мнениями.
Богатство подобно соленой воде: чем больше ее пьешь, тем сильнее жажда.
Каждого человека можно выслушать, но не с каждым стоит разговаривать.
Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди.
Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собой.
Гениальный человек не есть только моральное существо, каким бывают обыкновенные люди; напротив он носитель интеллекта многих веков и целого мира. Он поэтому живет больше ради других, чем ради себя.
.
(из др.сайта- возможны повторы)
Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок.
В практической жизни от гения проку не больше, чем от телескопа в театре.
Ставить кому-либо памятник при жизни, значит обьявить, что нет надежды на то, что потомство его не забудет.
Самоубийца именно потому и перестает жить, что не может перестать хотеть.
Никого так ловко не обманываем мы и не обходим лестью, как самих себя.
Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно.
В национальном характере мало хороших черт: ведь субъектом его является толпа.
То, что есть в человеке, бессомненно, важнее того, что есть у человека.
Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон; лишь в сообществе с другими он может сделать многое.
Я держался истины, а не Господа Бога.
Кто любит истину, тот ненавидит богов, как в единственном, так и во множественном числе.
Едва ли люди стали бы философствовать, если бы не было смерти.
«Почему» можно назвать матерью всех наук.
Все, что совершается от величайшего до последней мелочи, совершается необходимо.
В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле.
То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных нами глупостей.
Нет лучшего утешения в старости, чем сознание того, что удалось всю силу молодости воплотить в творения, которые не стареют.
Глупец гоняется за наслаждениями и находит разочарование, мудрец же только избегает горя.
Из личных качеств непосредственнее всего способствует нашему счастью веселый нрав.
Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собою.
Лучше обнаруживать свой ум в молчании, нежели в разговорах.
Кто умеет мыслить, для того движение от толчка нисколько не понятнее, чем движение от притяжения: в основе того и другого явления лежат неведомые нам силы природы.
Относительно многих самое умное будет думать: «Изменить я его не изменю, постараюсь поэтому его использовать».
Каждый имеет для другого лишь то значение, какое тот имеет для него.
Тысячи наслаждений не окупают одного страдания.
Каждое деяние человека есть необходимое произведение его характера и наступающего мотива.
Уединение избавляет нас от необходимости жить постоянно на глазах у других и, следовательно, считаться с их мнениями.
Ценить высоко мнение людей будет для них слишком много чести.
Всякое страдание есть не что иное, как неисполненное и пресеченное хотение.
Люди подобны часовым механизмам, которые заводятся и идут, не зная зачем.
Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но зато избавила меня от очень многих трат.
Придет поколение, которое будет радостно одобрять каждую мою строчку.
Мне моя философия ничего не дала, зато многое сохранила.
Излучение Упанишад было утешением моей жизни и будет утешением, когда я буду умирать.
Ты из себя должен понять природу, а не себя из природы. Это мой революционный принцип.
Каждый истинный мыслитель в известном смысле подобен монарху: он непосредствен и никого не признает над собой.
Цитаты Шопенгауэра
Подготовил: Дмитрий Сироткин
Составил подборку цитат немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788 – 1860).
Цитаты Шопенгауэра, как и цитаты его последователя Ницше, пользуются повышенным вниманием в том числе из-за неакадемических высказываний по самым разным вопросам.
В заключение приводятся цитаты о Шопенгауэре.
О человеческих проявлениях
Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собой.
Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо – мысль природы.
Кто постоянно похваляется каким-либо своим качеством, тот признает тем самым, что он им вовсе не обладает.
Всегда сохраняется возможность, что на справедливый и добрый поступок оказал влияние какой-нибудь эгоистический мотив.
Не будучи в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются картами.
Кто придает большое значение мнению людей, делает им слишком много чести.
Всякого рода умственное превосходство – ненавидят, а в качестве оправдания выдумывают у его обладателя всякого рода недостатки. Среди женщин то же самое бывает с красотой: очень красивые девушки не находят себе подруг.
Самое действительное утешение в каждом несчастье и во всяком страдании заключается в созерцании людей, которые еще несчастнее, чем мы.
Мы пропускаем с кислым лицом тысячи часов, не наслаждаясь ими, чтобы потом с тщетной грустью вздыхать по ним.
Добродетель скромности поистине выгодное изобретение для обделенных природой: следуя ей, всякий должен говорить о себе, как если бы и он был убогий, и тогда для него дело принимает такой вид, будто вообще существуют одни только убогие.
Никого так ловко не обманываем мы и не обходим лестью, как самих себя.
Гордость есть внутреннее убеждение человека в своей высокой ценности, тогда как тщеславие есть желание вызвать это убеждение в других с тайной надеждой усвоить его впоследствии самому.
Тщеславие делает человека болтливым.
Зависть есть несомненный признак недостатка, следовательно, если обращена она к заслугам, – то недостатка заслуг.
Оскорбление — это клевета в сокращенном виде.
О жизненной этике
Чем более человек имеет в себе, тем менее для него могут значить другие.
Будем откровенны: как бы тесно не связывала людей дружба, любовь и брак, вполне искренно человек желает добра лишь самому себе.
Для того чтобы добровольно и свободно признавать и ценить чужие достоинства, надо иметь собственное.
Собираясь в житейский путь, полезно захватить с собой огромный запас осторожности и снисходительности; первая предохранит от вреда и потерь, вторая — от споров и ссор.
Eсли хoчешь пoдчинить себе все, пoдчини себя рaзуму.
События нашей жизни похожи также на фигуры калейдоскопа, в котором мы при каждом повороте видим совершенно иное, а в сущности – то же самое.
Разумно было бы почаще говорить себе: «Изменить я этого не могу, остается извлекать из этого пользу».
Всё прекрасно лишь до тех пор, пока оно не коснется нас лично.
Если возможно, ни к кому не испытывайте чувство враждебности.
Прощать и забывать — значит бросать за окно сделанные драгоценные опыты.
Каждого человека можно выслушать, но не с каждым стоит разговаривать.
Ты не можешь ничего поделать с окружающей тебя тупостью! Но не волнуйся напрасно, ведь камень, брошенный в болото, не производит кругов.
Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика — когда они переходят меру справедливости.
Если вам досадно, что кто-нибудь лжет, притворитесь, что вы верите: он станет смелее, заврется сильнее и изобличит себя.
Ежели не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства.
О людях
Человек — единственное животное, которое причиняет другим боль, не имея при этом никакой другой цели.
Люди подобны часовым механизмам, которые заводятся и идут, не зная зачем.
Всякий замкнут в своём сознании, как в своей коже, и только в нем живет непосредственно.
Одержимый желаниями и стремлениями человек обречен на страдания.
Смерть Сократа и распятие Христа принадлежат к характернейшим признакам человечества.
В каждом, даже самом благородном и высоком человеке есть в задатке совершенно низкие и подлые черты человеческой, даже зверской натуры.
Подавляющее большинство людей не способно самостоятельно думать, а только веровать, и не способно подчиняться разуму, а только власти.
Первые сорок лет жизни дают нам текст, а следующие тридцать представляют комментарии к нему.
Каждый принимает конец своего кругозора за конец света.
Одним из существенных препятствий для развития рода человеческого следует считать то, что люди слушаются не того, кто умнее других, а того, кто громче всех говорит.
Мы теряем три четверти себя, чтобы быть похожим на других людей.
Мы редко думаем о том, что имеем, но всегда беспокоимся о том, чего у нас нет.
Каждый человек может вполне быть самим собою только пока он одинок.
О жизни
Жизнь есть ночь, проводимая в глубоком сне, часто переходящем в кошмар.
Жизнь есть в сущности состояние нужды, а часто и бедствия, где всякий должен домогаться и бороться за свое существование, а потому и не может постоянно принимать приветливое выражение.
Никто не жил в прошлом, никому не придется жить в будущем; настоящее и есть форма жизни.
Человек сам отнимает у себя все свое существование, так как все время живет лишь как бы предварительно, между прочим, — пока не умрет.
Человеческую жизнь нельзя назвать ни длинной, ни короткой, так как она именно и служит масштабом, которым мы измеряем все остальные сроки.
Нужно прожить долго, чтобы понять, как коротка жизнь.
С точки зрения молодости жизнь есть бесконечное будущее, с точки зрения старости — очень короткое прошлое.
В мире, за редкими исключениями, только и есть выбор между одиночеством и пошлостью.
Жизнь – очень сомнительная вещь, и я решил посвятить свою жизнь размышлениям о ней.
О гении
Талант достигает цель, которую никто не может достичь; гений — ту, которую никто не может увидеть.
В практической жизни от гения проку не больше, чем от телескопа в театре.
Быть бесполезным – это характерная черта произведений гения: это его патент на благородство.
Человек, одаренный духовными силами высшего порядка, преследует задачи, которые не вяжутся с заработком.
Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться.
Каждый ребенок в какой-то мере гений, и каждый гений в какой-то мере ребенок.
Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди.
Низменные люди испытывают огромное удовольствие, когда находят недостатки и безрассудные поступки у великих людей.
Одиночество есть жребий всех выдающихся умов.
Об отношениях
Люди похожи на дикобразов, идущих по ледяной снежной пустыне: они жмутся друг к другу от холода и страха, и колют друг друга своими иглами.
Каждый усматривает в другом лишь то, что содержится в нем самом, ибо он может постичь его и понимать его лишь в меру своего собственного интеллекта.
Каждый человек имеет в другом зеркало, в котором он может ясно разглядеть свои собственные пороки. Однако он обычно поступает при этом, как собака, которая лает на зеркало, предполагая, что видит там не себя, а другую собаку.
Люди похожи на детей в том отношении, что становятся неучтивыми, когда их прощаешь: поэтому ни с кем не следует быть слишком снисходительным и мягким.
Каждая разлука дает предвкушение смерти и каждое свидание – предвкушение воскрешения. Оттого-то даже люди, бывшие равнодушными друг к другу, радуются, если через двадцать-тридцать лет снова сойдутся вместе.
О счастье
Счастье — это чувство свободы от боли.
Есть одна только врожденная ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья.
Быть очень несчастным совсем легко, а очень счастливым не только трудно, но и совершенно невозможно.
Всякая ограниченность, даже духовная, способствует нашему счастью. Ибо чем меньше возбуждений для воли, тем меньше страданий.
Чем мы являемся на самом деле, значит для нашего счастья гораздо больше, чем то, что мы имеем.
Из личных качеств непосредственнее всего способствует нашему счастью веселый нрав.
О женщинах и мужчинах
Женщины существуют единственно только для распространения человеческого рода, и этим исчерпывается их назначение.
Низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол мог назвать прекрасным только отуманенный половым побуждением рассудок мужчины: вся его красота и кроется в этом побуждении. С большим основанием его можно бы было назвать неэстетичным, или неизящным, полом.
Без женщины наша жизнь была бы в начале — беззащитна, в середине — без удовольствия, в конце — без утешения.
Единственный мужчина, который не может жить без женщин, — это гинеколог.
Справедливость — скорее мужская добродетель, человеколюбие — женская.
Об одиночестве
Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты.
В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле.
Кто не любит одиночества – тот не любит свободы.
Человеку, стоящему высоко в умственном отношении, одиночество доставляет двоякую выгоду: во-первых, быть с самим собою и, во-вторых, не быть с другими.
В самой полной гармонии можно находиться только с самим собою, не с другом, не с возлюбленною, ибо различие индивидуальности и настроения всякий раз производит некоторый, хотя бы незначительный диссонанс.
О времени
Час ребенка длиннее, чем день старика.
Иногда нам кажется, что мы тоскуем по какому-нибудь отдаленному месту, тогда как на самом деле мы тоскуем о том времени, которое мы там провели, будучи моложе и бодрее, чем теперь. Так обманывает нас время под маской пространства.
О патриотизме
Патриотизм – это страсть глупцов и самая глупая из страстей.
Убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит.
Самая дешёвая гордость – гордость национальная.
В национальном характере мало хороших черт: ведь это характер толпы.
Каждая нация насмехается над другой, и все они в одинаковой мере правы.
О дружбе
Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг.
Истинная дружба – одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют.
Говорят, что трудно найти друга в нужде. Наоборот, чуть заведешь с кем дружбу, смотришь – друг уже в нужде и норовит призанять деньжонок.
Дружба основывается на преследовании обоюдного блага, на общности интересов. Но пусть только интересы сделаются противоположными, и прелестная дружба расторгается; ступайте искать ее в облаках.
О себе
До меня философы заняты были учением о свободе воли; я же учу о всемогуществе воли.
Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат.
Предчувствуя близость смерти, я сознаюсь, что ненавижу немецкую нацию вследствие её бесконечной глупости и что я краснею от того, что принадлежу к ней.
О мире
Мир всё равно что ад, в котором люди, с одной стороны, мучимые души, а с другой – дьяволы.
К какому выводу в конце концов пришли Вольтер, Юм и Кант? — К тому, что мир есть госпиталь для неизлечимо больных.
Мир невозможен без времени, но и время невозможно без мира.
Об уме
Природный ум может заменить любое образование, но никакое образование не может заменить природного ума.
Лучше обнаруживать свой ум в молчании, нежели в разговорах.
Любой ум остаётся незамеченным тем, кто сам его не имеет.
Несчастье умственных заслуг заключается в том, что им приходится дожидаться, чтобы хорошее похвалили те, у большинства которых столько способностей к правильному суждению, сколько у кастрата к оплодотворению.
О славе
Ценна не слава, а то, чем она заслужена.
На честь может притязать каждый, на славу — лишь люди исключительные.
Слава наступает тем позднее, чем дольше ей суждено длиться, как и вообще всё превосходное созревает медленно.
Если слава померкла после его смерти, — значит, она была ненастоящей, незаслуженной, возникшей лишь благодаря временному ослеплению.
О вере и религии
Религии подобны светлячкам: для того чтобы светить, им нужна темнота.
Вера и знание — это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая.
У людей вообще замечается слабость доверять скорее другим, ссылающимся на сверхчеловеческие источники, чем собственным головам.
Даже Иисус Христос однажды умышленно сказал неправду.
О смерти
Со смертью каждого человека исчезает и некий мир, который он носил в голове своей. Чем интеллигентнее была голова, тем отчетливее, яснее, значительнее был и мир, и тем ужаснее исчезновение его.
О государстве
Государство – лишь средство, с помощью коего вооруженный разумом эгоизм старается избежать своих же собственных, на него же обращенных дурных последствий.
Принуждение неразлучный спутник всякого общества, и всякое общество требует жертв, которые оказываются тем тяжелее, чем ярче наша собственная индивидуальность.
О чести
Честь – мнение других о наших достоинствах и наш страх перед этим мнением.
Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь.
Во всех отделах искусства дрессировки людей на первом месте значится правило поддерживать и изощрять чувство чести.
Об общительности
Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством.
Каждый постольку общителен, поскольку он беден духом и вообще пошл.
Все негодяи, к сожалению, общительны.
О литературе
Читать – значит думать чужой головой, вместо своей собственной.
Сущность поэзии, как и всякого искусства, заключается в восприятии платоновской идеи.
Задача романиста вовсе не в том, чтобы рассказывать нам великие события, а в том, чтобы передать в интересном виде мелочи жизни.
О возрасте
В старости человек лучше умеет предотвращать несчастья, а в молодости – легче переносить их.
Скупость есть порок старости, как расточительность – юности.
Нет лучшего утешения в старости, чем сознание того, что удалось всю силу молодости воплотить в творения, которые не стареют.
О свободе
Кто не любит одиночества — тот не любит свободы, ибо лишь в одиночестве можно быть свободным.
Свободное – значит ни в каком отношении не подлежащее необходимости, то есть не зависимое ни от какого основания.
О судьбе
То, что люди называют судьбой, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей.
Судьба тасует карты, а мы играем.
О мыслях
Постоянный приток чужих мыслей тормозит и заглушает собственные.
Мысли выдающихся умов не переносят фильтрации через ординарную голову.
О здоровье
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.
О сострадании
Сострадание есть настоящий источник истинной справедливости и человеколюбия.
Сострадание — основа всей морали.
О браке
Первая заповедь женской чести заключается в том, чтобы не вступать во внебрачное сожительство с мужчинами, дабы каждый мужчина вынуждался к браку, как к капитуляции.
О прекрасном
Красота — это открытое рекомендательное письмо, заранее завоевывающее сердце.
Жизнь никогда не бывает прекрасна: прекрасны только картины ее в очищенном зеркале искусства.
О вежливости
Вежливость – это фиговый листок эгоизма.
Вежливость – открыто признанная фальшивая монета.
О страдании
Всякое страдание есть не что иное, как неисполненное и пресеченное желание.
Желание по природе своей – страдание; достижение скоро порождает пресыщение; под новым видом снова проявляется желание, потребность; если же нет – то является бессодержательность, пустота, скука, борьба с которой настолько же мучительна, как и с нуждой.
О философии
Смерть – вдохновляющая муза философии: без нее философия вряд ли бы существовала.
Те, которые надеются стать философами путем изучения истории философии, скорее должны вынести из нее то убеждение, что философами родятся, так же как и поэтами, и притом гораздо реже.
Об отношении к животным
Тот, кто отрицает разум у высших животных, должен сам иметь его немного.
Кто жесток к животным, тот не может быть добрым человеком.
О разном
Цитатами следует пользоваться только тогда, когда действительно не обойтись без чужого авторитета.
Если шутка прячется за серьёзное — это ирония; если серьёзное за шутку — юмор.
Газеты — это секундные стрелки истории. Но такие большей частью, что не только из худшего металла, но редко и ходят верно.
Война – самое нелепое изобретение человечества, на которое уходит большая часть средств и сил. И всё же мы воюем.
Проповедовать мораль легко, обосновать её трудно.
Каждое наслаждение – всегда только утоление потребности.
Богатство подобно соленой воде: чем больше ее пьешь, тем сильнее жажда. Это относится и к славе.
Так как всё существующее и происходящее существует и происходит непосредственно лишь в сознании человека, то, очевидно, свойства этого сознания существеннее всего и играют более важную роль, чем отражающиеся в нём образы. Все наслаждения и роскошь, воспринятые туманным сознанием глупца, окажутся жалкими по сравнению с сознанием Сервантеса, пишущего в тесной тюрьме своего Дон-Кихота.
Королей и слуг называют лишь по имени, а не по фамилии. Это две крайние ступени общественной лестницы.
Дуэль – обрывок кулачного права, оставшийся от грубейших обычаев средних веков.
Обыватель – это человек, постоянно и с большой серьезностью занятый реальностью, которая в самом деле нереальна.
Никакие песталоцциевские воспитательные приемы не в силах из природного олуха сделать мыслящего человека: никогда! — олухом он родился, олухом и умрет.
Ставить кому-нибудь памятник при жизни значит объявить, что нет надежды на то, что потомство его не забудет.
Стиль – физиономия ума, менее обманчивая, настоящая физиономия. Подражать чужому стилю – всё равно что носить маску. Напыщенность стиля походит на гримасничанье.
Оптимизм представляется мне не только нелепым, но и поистине бессовестным воззрением, горькой насмешкой над невыразимыми страданиями человека.
Любовь – большая помеха в жизни. С ее помощью заполняются тюрьмы и дома умалишенных, хроника любовных страстей легко прослеживается в протоколах комиссара полиции.
Цитаты про Шопенгауэра
Комментарии также всячески приветствуются!