животные передвигаются так как
Тест по биологии «Простейшие»
Для животных характерен гетеротрофный тип питания — используют готовые органические вещества.
Подцарство Простейшие включает в себя животных, тело которых состоит из одной клетки. Эта клетка выполняет все функции живого организма: она самостоятельно перемещается, питается, перерабатывает пищу, дышит, удаляет ненужные вещества, размножается.
Сократительная вакуоль выводит наружу излишнюю воду и не допускает таким образом разжижения цитоплазмы, кроме того, через вакуоль выходят продукты обмена.
Почти все простейшие подвижны, но способы передвижения различны. Двигаясь, они добывают себе пищу (готовые органические вещества).
Пример с эвгленой зелёной показывает, что граница между животными и растениями достаточно условна. Она занимает как бы промежуточное положение между растительными и животными царствами. С одной стороны, ей свойственен автотрофный тип питания. С другой — активное движение и способность к гетеротрофному способу питания (при смене условий среды обитания).
Дышат кислородом, растворённым в воде. Газообмен происходит, через всю поверхность тела. Растворённый в воде кислород поступает в клетку, где расходуется в процессе жизнедеятельности, наружу выделяется углекислый газ.
Сократительная вакуоль — особая выделительная вакуоль, представляющая собой пузырёк водяной жидкости, который ритмично сокращается раз в 5-8 минут, выбрасывая своё содержимое в окружающую среду.
Инфузория-туфелька — широко распространённая в пресных водоёмах одноклеточный организм. На поверхности тела у них имеются органоиды движения — реснички. Вращение 15 000 ресничек строго согласовано.
Организм инфузории устроен сложнее, чем у амёбы и эвглены. Имеет в клетке два ядра большое и малое. Размножаются бесполым и половым путём.
Малярию вызывает простейшее из типа споровиков — малярийный плазмодий, а переносят её от больного человека или животного к здоровому комары из рода анофелес.
Тест с ответами: “Подцарство Простейшие”
1. Для питания животные организмы:
а) используют готовые органические вещества +
б) образуют органические вещества
в) поглощают углекислый газ
2. Все функции живого организма выполняет клетка:
а) любого живого организма
б) простейшего +
в) многоклеточного организма
3. Сократительные вакуоли необходимы:
а) для газообмена
б) для пищеварения
в) для удаления избытка воды с продуктами обмена веществ +
4. Животные передвигаются, так как:
а) добывают готовые органические вещества +
б) они ищут пастбища
в) все они хищники и ищут жертву
5. Эвглену зеленую называют “переходной” формой, потому что она:
а) состоит из одной клетки
б) дышит в воде жабрами
в) имеет жгутик, хлоропласты +
6. При помощи чего передвигаются саркодовые:
а) при помощи ресничек
б) при помощи ложноножек, псевдоподий +
в) при помощи жгутиков
7. К паразитическим жгутиковым относятся:
а) сувойки
б) дизентерийные амёбы
в) лямблии +
8. У каких простейших имеются псевдоподии:
а) солнечники +
б) инфузория-трубач
в) лямблии
9. Не имеет постоянной формы тела:
а) солнечник
б) лямблия
в) амеба обыкновенная +
10. У каких простейших происходит процесс фагоцитоза и пиноцитоза:
а) споровиков
б) саркодовых +
в) жгутиковых
11. Как называется смешанный тип питания простейших:
а) миксотрофный +
б) автотрофный
в) гетеротрофный
12. Дуализм-это наличие у простейшего:
а) двух сократительных вакуолей
б) двух ядер +
в) сложной пищеварительной системы
13. Где обитают простейшие:
а) в воздухе, воде, в живых организмах, в почве +
б) в почве и воде
в) в воздухе, воде, в живых организмах
14. Что делает инфузория, которая живет в желудках жвачных животных:
а) переносит заболевания
б) не играет никакой роли
в) помогает в пищеварении +
15. Как передвигается инфузория туфелька:
а) с помощью ресничек +
б) с помощью лапок
в) с помощью хвоста
16. Какое основное отличие инфузории от амебы:
а) среда обитания
б) постоянная форма тела +
в) размер
17. Какое из простейших обитает в водоемах, лужах, прудах:
а) фораминефера
б) инфузория туфелька
в) амеба +
18. В чем отличие простейших от других живых организмов:
а) у них нет органов
б) состоят из одной клетки +
в) в них есть хлорофил
19. Установите соответствие:
дизентерийная амеба:
а) размножается в эритроцитах человека
б) переносчик — комар
в) живет в толстом кишечнике человека +
20. Установите соответствие:
дизентерийная амеба:
а) переносчик — комар
б) заражение происходит цистами +
в) в цикле развития два хозяина
21. Установите соответствие:
малярийный плазмодий:
а) размножается в эритроцитах человека +
б) живет в толстом кишечнике человека
в) заражение происходит цистами
22. Установите соответствие:
малярийный плазмодий:
а) живет в толстом кишечнике человека
б) переносчик — комар +
в) заражение происходит цистами
23. Установите соответствие:
малярийный плазмодий:
а) живет в толстом кишечнике человека
б) заражение происходит цистами
в) в цикле развития два хозяина +
24. К паразитическим простейшим относится:
а) вольвокс
б) дизентерийная амеба +
в) эвглена зеленая
25. К паразитическим простейшим относится:
а) амеба протей
б) вольвокс
в) малярийный плазмодий +
26. К паразитическим простейшим относится:
а) эвглена зеленая
б) лямблия +
в) амеба протей
27. К паразитическим простейшим не относится:
а) амеба протей +
б) дизентерийная амеба
в) лямблия
28. К паразитическим простейшим не относится:
а) малярийный плазмодий
б) дизентерийная амеба
в) эвглена зеленая +
29. Сократительные вакуоли:
а) осуществляют выброс излишков жидкости из организма +
б) участвуют в половом процессе
в) выполняют защитные функции
30. Эвглена зеленая питается:
а) только автотрофно
б) автотрофно и гетеротрофно +
в) только гетеротрофно
Итоговый тест по биологии
Итоговое тестирование. Биология. 7 класс. Животные. 1 вариант.
При выполнении заданий этой части рядом с номером выполняемого вами задания (А1 – А26) поставьте номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А 1.У какого животного клетка выполняет все функции живого организма?
1. у многоклеточного организма
3. у колониального организма
4. у любого живого организма
А 2. Животные должны передвигаться, так как
1. они ищут освещенные места
2. добывают готовые органические вещества
3. все они – хищники, ищут жертву
А 3. Стрекательные клетки характерны
1. для всех кишечнополостных
2. только для актиний
3. только для гидры
4. для некоторых, особо опасных для человека, медуз
А 4. К двустворчатым моллюскам не относятся
1. перловица 2. жемчужница
3. корабельный червь 4. каракатица
А 5. Насекомых среди других членистоногих можно узнать по наличию у них
1. хитинового покрова 2. трех пар ног
3. членистых конечностей 4. отделов тела
А 6. Из указанных ниже насекомых роющие конечности у?
3. клопа 4. стрекозы
А 7. К насекомым с полным превращением не относится
1. капустница 2. колорадский жук
3. тля 4. тутовый шелкопряд
А 8. Скорпионы относятся к классу
1. ракообразных 2.паукообразных
3. насекомых 4. ни к одному из перечисленных
А 9. Ротовые органы божьей коровки по типу строения относятся к
1. грызущим 2. лижущим
3. грызуще-лижущим 4. грызуще-сосущим
А 10. Плавательного пузыря нет у
3. химер 4. всех перечисленных
А 11. К отряду карпообразных относится
А 12. Наиболее ценными промысловыми рыбами считаются
1. тресковые 2. карпообразные
3. сельдевые 4. осетровые
А 13.Признак приспособленности птиц к полету –
1. появление четырехкамерного сердца
2. образование роговых щитков на ногах
3. наличие полых костей
4. наличие копчиковой железы
А14. У птиц в отличие от пресмыкающихся
1. непостоянная температура тела
2. покров из рогового вещества
3. четырехкамерное сердце и постоянная температура тела
4. размножение яйцами
А 15.Сколько известно видов млекопитающих?
1. 70 тыс. 2. свыше 5,5 тыс.
3. около 1 тыс. 4. 1млн.
А 16.Среда обитания млекопитающих:
1. водная, наземная, наземно-воздушная, почвенная
3. наземная, воздушная
А 17. Число позвонков в шейном отделе у мыши, собаки, жирафа, крота:
3. от 7 до 10 4. более 10
А 18. Летучие мыши ориентируются в полете с помощью:
3. органов слуха, улавливающих отражение ультразвука
А 19. Зрение играет наиболее важную роль у:
1. дневных млекопитающих, обитающих на открытых пространствах
2. дневных лесных обитателей
4. всех млекопитающих
А20. В свёртывании крови участвуют
1. эритроциты 2. лимфоциты
3. лейкоциты 4. тромбоциты
А21.Рудиментарные органы – пример доказательств эволюции
1. эмбриологических 2. палеонтологических
3. сравнительно-анатомических 4. биогеографических
А22. У насекомых с полным превращением
1. личинка похожа на взрослое насекомое
2. за стадией личинки следует стадия куколки
3. во взрослое насекомое превращается личинка
4. личинка и куколка питаются одинаковой пищей
А23. Сигналом к осеннему перелету птиц служит
1. понижение температуры воздуха
2. увеличение количества осадков
3. наступление первых заморозков
4. сокращение длины светового дня
A24.Определите правильно составленную пищевую цепь.
1. Мелкие певчие птицы – насекомые – полярные совы – растения
2. Насекомые – растения – мелкие певчие птицы – полярные совы
3. Полярные совы – мелкие певчие птицы – растения – насекомые
4. Растения – насекомые – мелкие певчие птицы – полярные совы
A25. Хитиновый покров выполняет функцию скелета у
4. кольчатых червей
А26. К птенцовым не относятся:
В заданиях В1 – В2 выберите три верных ответа из шести.
В1.Какие особенности органов кровообращения и дыхания характерны для земноводных?
1. сердце трехкамерное без перегородки в желудочке
2. сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке
3. один круг кровообращения
4. два круга кровообращения
5. на всех стадиях развития дышат с помощью легких
6. на стадии взрослого животного дышат с помощью легких и кожи
В2. Гермафродитами являются:
2. медицинская пиявка
6. человеческая аскарида
При выполнении заданий В3 — В5 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
В3.Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен.
оплодотворение у большинства видов
размножение и развитие происходит на суше
тонкая кожа, покрытая слизью
яйца с большим запасом питательных веществ
В4. Установите соответствие между особенностями строения животных и группами, к которым их относят в зависимости от вида потребляемой пищи.
хорошо развиты клыки
слепая кишка короткая или редуцирована
желудок имеет несколько отделов
кишечник во много раз длиннее тела
В5. Найдите соответствие между отрядами насекомых и их представителями
Запишите сначала номер задания (С1. и т. д.), затем ответ к нему. На задания дайте полный развёрнутый ответ.
С1. Перечислите не менее 3-х приспособлений рыб к водной среде обитания
С2. Чем отличаются клетки одноклеточных организмов от клеток многоклеточных?
С3. Какое значение имеет хитиновый покров в жизни членистоногих?
С4. Каково эволюционное значение непрямого развития? Ответ обоснуйте, приведя не менее 3-х аргументов.
С5. Какие приспособления к полету возникают в строении скелета у птиц?
Блицтурнир. 1 вариант
2. Как стрекочет кузнечик?
3. Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются?
4. Насекомые, работающие на человека?
5. Сколько ног у пауков?
6. Кто строит дом под водой из воздуха?
7. Почему птицы и звери не трогают жаб?
8. Какая рыба вьет гнёзда?
9. У каких птиц есть «детский сад» для малышей?
10. Какая птица спрашивает в лесу: «Витю видел»?
11. Какая птица может ходить под водой по дну реки?
12. Где устраивают свои гнезда скворцы, которым не хватило скворечников?
13. Какая птица выводит птенцов 3 раза за лето?
14. Какая птица высиживает яйца на весу?
16. Какие птицы роют норы для гнезда?
17. Кто из птиц может повернуть голову на 180°?
18. Какое животное самое высокое?
19. Какой мелкий зверек спит головой вниз?
20. У кого каждый день растут зубы?
Итоговое тестирование. Биология. 7 класс. Животные. 2 вариант.
При выполнении заданий этой части рядом с номером выполняемого вами задания (А1 – А26) поставьте номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А 1. Клетка животных не имеет
1. хлоропластов 2. цитоплазмы
3. ядра 4.пищеварительной вакуоли
А 2. Эвглену зеленую называют «переходной формой», поскольку она
1. передвигается с помощью жгутиков
2. имеет хлоропласты
3. имеет признаки растения и животного
4. состоит из одной клетки
А 3. Простейшие, обитающие в воде, дышат
1. растворенным в воде кислородом
2. атмосферным кислородом
3. атмосферным углекислым газом
4. растворенным в воде углекислым газом
А 4. В пищу употребляют моллюсков
1. полевого слизня и живородку 2. жемчужницу и дрейсену
3. мидию и устрицу 4. большого и малого прудовика
А 5. К группе плоских червей относят
1. аскариду 2. белую планарию
3. дождевого червя 4. перловицу
А 6. Многоклеточных беспозвоночных животных, имеющих скелет из хитина, относят к типу
1. кишечнополостные 2. моллюски
3. кольчатые черви 4. членистоногие
А 7. Кто из указанных насекомых оказывает влияние на численность вредителей в природе
1. наездники 2. божьи коровки
3. муравьи 4. все указанные насекомые
А 8. Из указанных ниже пауков ядовиты для человека
1. паук-серебрянка 2. каракурт
3. паук-крестовик 4. домовой паук
А 9. К насекомым с неполным превращением относятся
А 10. Костно-хрящевой скелет имеется у
1. горбуши 2. сельди
А 11. К отряду осетровых относится
А 12. К проходным рыбам относится
1. сельдь атлантическая 2. лосось дальневосточный
3. окунь морской 4. акула китовая
А13.Среди беспозвоночных животных наиболее сложное строение имеют
А14.Какие классы животных относят к типу хордовых?
1. Головоногие 2. Кольчатые
3. Земноводные 4. Насекомые
А 15. К отряду непарнокопытных относится:
А 16. К отряду насекомоядных не относится:
А 17. Млекопитающие отличаются от остальных позвоночных наличием:
2. костных ячеек в челюстях для зубов
3. четырехкамерного сердца
А 18. К человекообразным обезьянам относят:
А 19. Сложный желудок жвачных включает:
А20.К абиотическим факторам среды относят
1. распространение семян рябины дроздами рябинниками
2. нашествие саранчи
4. обильный снегопад
А21. Какая систематическая группа организмов реально существует в природе?
А22. Почему китов относят к классу млекопитающих?
1. имеют развитую кору головного мозга, постоянную температуру тела, выкармливают детенышей молоком
2. имеют обтекаемую форму тела, легкие больших размеров
3. передвигаются с помощью хвостового плавника и передних конечностей,
превратившихся в ласты
4. размножаются в воде, рождают крупных детенышей
А23. Причина борьбы за существование –
1. изменчивость особей популяции
2. природные катаклизмы
3. ограниченность ресурсов среды и интенсивное размножение
4. отсутствие приспособлений у особей к среде обитания
А24. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?
1. лисица дождевой червь ёж листовой опад
2. листовой опад дождевой червь ёж лисица
3. ёж дождевой червь листовой опад лисица
4. дождевой червь ёж лисица листовой опад
А25. Какое животное имеет двустороннюю симметрию тела?
1. пресноводная гидра
4. коралловый полип
A26. Большие грудные мышцы у птиц:
1. прикрепляются к килю
2. поднимают крылья в полете
3. составляют 80% от массы тела птицы
4. верно все сказанное
В заданиях В1 – В2 выберите три верных ответа из шести.
В1. К выводковым птицам относятся:
В2. В чём сходство природной и искусственной экосистем?
1. небольшое число видов
2. наличие цепей питания
3. замкнутый круговорот веществ
4. использование солнечной энергии
5. использование дополнительных источников энергии
6. наличие продуцентов, консументов, редуцентов
При выполнении заданий В3 — В5 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
В3.Установите соответствие между признаком и классом животных, для которого он характерен.
В4. Найдите соответствие между отрядами насекомых и их представителями
Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задания дайте полный развёрнутый ответ.
С1. Почему у многих животных, обитающих в почве, например, у крота, хорошо развито обоняние? Ответ обоснуйте, приведя не менее
С2. Почему инфузорию-туфельку и обыкновенную амебу относят к группе простейших?
С3. Почему неправильное утверждение: щуки в природе приносят только вред?
С4. Какое значение имеет покровительственная окраска в жизни
С5. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, объясните их
Речной рак – представитель класса Насекомые
Обитает в пресных водоемах с чистой водой
Питается разными беспозвоночными, растениями, падалью
Ведет дневной образ жизни
Тело членистое, состоит из головы, груди и брюшка
Блицтурнир. 2 вариант
1. Какая рыба плоская и лежит на дне?
2. Как называются комары и другие кровососущие насекомые, докучающие животным и человеку?
3. Из чего пчелы делают мёд?
4. Как называется личинка бабочки червеобразной формы?
5. Как называется самец в пчелиной семье?
6. Сколько ног у жуков?
7. Кто в лесу без топоров строит избу без углов?
8. Каких животных называют «морской крапивой»?
9. Как называется самая крупная птица мира?
10. Какие животные могут пить солёную воду?
11. Какие птицы самые дальнозоркие?
12 Птенцы какой птицы шипят из дупла, как змеи?
13. Какая птица не умеет летать, зато отлично плавает и ныряет?
14. Какая птица за два года несет одно яйцо?
15. Какая самая маленькая птичка опыляет цветы?
16. Нерадивая мамаша – птица?
17. Какая птица с мешком в нижней части клюва?
18. У кого рог на носу?
19. Строитель плотин
20. Как называется млекопитающее, несущее яйца?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1307922
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Способы передвижения животных
Урок 23. Биология 7 класс. Животные. ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Способы передвижения животных»
Передвижение животных — это любой из множества методов, которые животные используют для перемещения из одного места в другое.
Некоторые виды передвижения (изначально) являются самоходными. Например, бег, плавание, прыжки, полет, подпрыгивание, парение и планирование — это самоходный вид передвижения.
Есть также много видов животных, транспортировка которых зависит от среды обитания, тип перемещения, называемый пассивным перемещением, например, парусный спорт (некоторые медузы), кайтинг (пауки), катание (некоторые жуки и пауки) или верховая езда на других животных.
Животные перемещаются по разным причинам. Например, чтобы найти пищу, партнёра, подходящую среду обитания или избежать хищников.
Для многих животных способность двигаться необходима для выживания, и в результате естественный отбор сформировал у них методы и механизмы передвижения.
Например, мигрирующие животные, которые путешествуют на большие расстояния (такие как полярная крачка), обычно имеют механизм передвижения, который требует очень мало энергии на единицу расстояния.
Движение — одно из основных свойств живых организмов. Несмотря на многообразие существующих способов передвижения, их можно разделить на 3 основные группы: амебоидное движение, движение при помощи жгутиков и ресничек, движение с помощью мышц.
Амебоидное движение присуще корненожкам — подклассу простейших животных, образующих временные цитоплазматические выросты — ложноножки, которые служат для передвижения и захвата пищи.
При этом у клеток образуются выросты цитоплазмы, число и величина которых постоянно меняются, как меняется и сама форма клетки.
Движение при помощи жгутиков и ресничек свойственно обычно мелким беспозвоночным животным, обитающим в водной среде.
Однако оно характерно не только для жгутиконосцев и инфузорий, но и некоторым многоклеточным животным и их личинкам.
У высокоорганизованных животных клетки, имеющие жгутики или реснички, встречаются в дыхательной, пищеварительной, половой системах.
Строение всех жгутиков и ресничек практически одинаково.
Вращаясь или взмахивая, жгутики и реснички создают движущую силу и закручивают тело вокруг собственной оси. Увеличение числа ресничек ускоряет передвижение.
Движение с помощью мышц осуществляется у многоклеточных животных. Мышцы образованы мышечной тканью. Главная особенность мышечной ткани — способность сокращаться. За счёт сокращения мышц и осуществляется движение.
У круглых червей поочерёдное сокращение продольных мышц вызывает характерные изгибы тела. За счёт этих телодвижений червь двигается вперёд. Кольчатые черви освоили новые способы движения в связи с тем, что в их мускулатуре, помимо продольных мышц, появились поперечные мышцы. Поочерёдно сокращая поперечные и продольные мышцы, червь, используя щетинки на сегментах тела, раздвигает частички почвы и движется вперёд.
Пиявки освоили шагающие движения, используя для прикрепления присоски.
Брюхоногие моллюски двигаются благодаря волнам сокращения, пробегающим по подошве ноги. Обильно выделяемая слизь облегчает скольжение и ускоряет движение.
Двустворчатые моллюски двигаются с помощью мускульной ноги, а головоногие освоили реактивный способ передвижения, выталкивая воду из мантийной полости.
Многие ракообразные для передвижения по грунту используют ходильные ноги, а для плавания им служит либо хвостовой плавник, либо плавательные ноги.
Любой из этих способов передвижения возможен при наличии хорошо развитой мускулатуры и подвижном сочленении конечностей с туловищем.
У большинства членистоногих специальными органами передвижения служат не только ноги, но и (в зависимости от систематической принадлежности) другие образования, например крылья у насекомых.
Движение всех позвоночных животных, имеющих внутренний скелет, также осуществляется с помощью мышц. У рыб это происходит в основном за счёт мышц хвоста и туловища, у земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих — за счёт мышц конечностей, которые осуществляют такие виды движения, как бег, прыжки, плавание, полет, лазание и т. д.
Когда птица колибри зависает в воздухе у цветка, её крылья совершают 50—80 взмахов в секунду.
Есть и другие способы перемещения в зависимости от среды обитания и образа жизни.
Животные перемещаются в четырёх типах окружающей среды: водной (в воде или на воде), воздушной (по воздуху), наземной (на земле или другой поверхности, включая деревья), ископаемой (под землёй).
Особенности перемещения животных в различных средах
На воде удержаться на плаву можно за счёт плавучести. Если тело животного менее плотное, чем вода, оно может оставаться на плаву. Это требует мало энергии для поддержания вертикального положения, но требует больше энергии для передвижения в горизонтальной плоскости по сравнению с менее плавучими животными.
Основное средство, с помощью которого рыба создаёт тягу, — это раскачивание тела из стороны в сторону, в результате чего волновое движение заканчивается большим хвостовым плавником.
Морские млекопитающие колеблют своё тело вверх и вниз. Другие животные, (например, пингвины, ныряющие утки), перемещаются под водой способом, который получил название «водный полёт».
Головоногие моллюски, используют реактивную тягу для быстрого перемещения, впитывая воду, а затем выбрасывая её обратно в виде взрывной волны.
Дельфины иногда катаются на носовых волнах, создаваемых лодками, или занимаются сёрфингом на естественных волнах.
Передвижение животных по поверхности воды
Парусница — колониальный представитель гидроидов — плывущий по ветру моряк, у которого нет никаких средств передвижения, кроме парусного спорта. Небольшой жёсткий парус поднимается в воздух и ловит ветер.
В то время как более крупные животные, такие как утки, могут перемещаться по воде, плывя, некоторые мелкие животные перемещаются по воде, не прорываясь через поверхность. Это поверхностное передвижение использует поверхностное натяжение воды. К таким организмам относится насекомое водомерка. Дело в том, что её конечности гидрофобны, что не позволяет им влиять на структуру воды.
Другая форма передвижения (при которой нарушен поверхностный слой) используется ящерицами василисками. Они способны бегать по поверхности воды, удерживаясь за счёт частых ударов перепончатых задних ног.
Благодаря тому, что ящерицы опускают лапы горизонтально на воду, поверхностная плёнка воды не успевает прорваться под весом тела. Каждый раз, опуская лапу, ящерица как бы захватывает пальцами пузырёк воздуха, благодаря чему не намокает при беге.
Перемещение по воздуху
Гравитация — главное препятствие для полёта. Поскольку ни один организм не может иметь такую низкую плотность, как воздух, летающие животные должны генерировать достаточную подъёмную силу, чтобы подниматься и оставаться в воздухе.
Летающие животные должны быть очень лёгкими, чтобы летать. Также животное должно иметь веретенообразную форму тела и мощные лётные мышцы.
Вместо активного полёта некоторые (полу) древесные животные снижают скорость падения, планируя.
Перемещение по земле
Формы передвижения на суше включают ходьбу, бег, подпрыгивание или прыжки, волочение и ползание или скольжение.
Для передвижения по земле животным требуется прочный скелетный и мышечный каркас. А также равновесие. Например, человеческие младенцы учатся ползать прежде, чем они смогут стоять на двух ногах, что требует хорошей координации, а также физического развития.
Прыжок можно отличить от бега, галопа и других походок, при которых все тело временно находится в воздухе, по относительно большой продолжительности воздушной фазы и большому углу начального запуска. Многие наземные животные используют прыжки, чтобы убежать от хищников или поймать добычу, однако относительно немногие животные используют это в качестве основного способа передвижения.
Некоторые животные приспособлены для передвижения по негоризонтальным поверхностям. Одна обычная среда обитания таких лазающих животных — деревья. Например, гиббон — малая человекообразная обезьяна, специализирован для передвижения по деревьям.
Животные, живущие на скалах, (например в горах), передвигаются по крутым или даже почти вертикальным поверхностям, осторожно балансируя и прыгая. Например, у каменистого горного козла есть мягкая резиновая прокладка между копытами для захвата и передвижения по горам.
У животных, передвигающихся под землёй, свои особенности в строении.
Покровы тела подземного жителя должны позволять ему беспрепятственно продвигаться в плотной почве как вперёд, так и назад (не всегда можно развернуться в узком ходу).
Передвижению способствуют слизистые выделения, позволяющие скользить в почве (как у червя), короткая шерсть, (как у крота), которая способна заглаживаться как вперёд, так и назад.
Также животные, которые передвигаются в почве, имеют короткие копательные конечности или копательные зубы (как у слепушонка).