Значение художественной литературы огромно потому что она действует одновременно и одинаково
Значение художественной литературы огромно потому что она действует одновременно и одинаково
Источник задания: Решение 5348. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.
Задание 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувство.
Заплакала она (ОТ)ТОГО, что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого года.
Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила (ЗА)ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) выпить воды и подбросить дрова в печь.
Эпоха реакции, которая наступила в России СРАЗУ(ЖЕ) после восстания декабристов, породила людей (НА)ПОДОБИЕ Печорина.
Рассматриваем каждое предложение, определяя часть речи выделенных слов и применяя правило их правописания.
Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ (союз, слитно) что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) (наречие и частица, раздельно) сильно, как и на чувство.
Заплакала она (ОТ)ТОГО (союз, слитно), что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся (В)ТЕЧЕНИЕ (предлог, раздельно) прошлого года.
Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила (ЗА)ТЕМ (местоимение с предлогом, раздельно), как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) (союз, слитно) выпить воды и подбросить дрова в печь.
Эпоха реакции, которая наступила в России СРАЗУ(ЖЕ) (наречие и частица, раздельно) после восстания декабристов, породила людей (НА)ПОДОБИЕ (предлог, слитно) Печорина.
Проверка. Обязательно разберите каждое слово из предложенных вариантов, чтобы не допустить ошибку.
В ответ записываем выбранные слова заглавными буквами, раскрывая скобки, без пробелов и запятых.
Значение художественной литературы огромно потому что она действует одновременно и одинаково
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувство.
Заплакала она (ОТ)ТОГО, что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого года.
Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила (ЗА)ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) выпить воды и подбросить дрова в печь.
(В)СВЯЗИ с непогодой по вечерам мы затапливали печи, багровые отсветы огня (В)ВИДЕ чудовищ дрожали на стенах.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Воспитательное значение художественной литературы огромно, ПОТОМУ что она действует на мысль ТАК ЖЕ сильно, как и на чувство.
Заплакала она ОТТОГО, что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся В ТЕЧЕНИЕ прошлого года.
Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила ЗА ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТОБЫ выпить воды и подбросить дрова в печь.
В СВЯЗИ с непогодой по вечерам мы затапливали печи, багровые отсветы огня В ВИДЕ чудовищ дрожали на стенах.
Ответ: ПОЭТОМУ ЧТОБЫ ИЛИ ЧТОБЫ ПОЭТОМУ.
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи.
По «Спецификации» в этом задании проверяется знание самого объёмного, самый разнообразного и потому наиболее сложного материала. В данном разделе «Справки» будут систематизированы правила школьных учебников, а также дополнены той информацией, которая является необходимой для успешного выполнения задания ЕГЭ и овладения практической грамотностью. Набор правил, которые будут разобраны, не является случайным: созданию списка предшествовала работа по изучению заданий прошлых лет, банка ФИПИ, а также печатных изданий, авторами которых являются создатели КИМов (Цыбулько И.П., Егораева, Васильевых И.П. и другие).
В таблице 1 собраны слова, отличительной особенностью многих является наличие омонимов, то есть слов, звучащих одинаково, но имеющих разное написание. Для обозначения частей речи и пояснений использованы сокращения:
Вводный урок в 11 классе «Характеристика литературного процесса на рубеже 19-20 веков.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Вводный урок литературы в 11 классе.
Тема: Характеристика литературного процесса на рубеже19-20 веков.
Дать представление о традиционной периодизации литературы XX века.
Осознать кризисность эпохи начала XX века и понять её причину.
3. Дать общее представление о литературных течениях начала XX века
Значение художественной литературы огромно потому, что
она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и
1. Вступление к уроку. На рубеже веков Россия пережила перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризовался предельной напряжённостью, трагичностью времени. Для России это время ознаменовалось тремя революциями, двумя мировыми войнами, гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания.
— Какой была внутриполитическая обстановка в стране?
(Необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции).
И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла своё воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи.
Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья.
Периодизация русской литературы6
— серебряный век (1900-1917)
-первые десятилетия советской литературы (1917-1941)
-литература в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)
-литература середины века (50-70-е годы)
— литература 80-90-х годов
2. Русская литература рубежа веков.
Последнее десятилетие 19 века открывает в русской литературе новый этап. Радикально изменились буквально все стороны жизни России – экономика, политика, наука, культура, искусство. Н.Бердяев так сказал об этом времени: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности…» Русская литература стала многослойной. Появились различные литературные направления. Перечислим их.
Основные направления литературы 19-20 веков.
Модернизм : символизм, акмеизм, футуризм.
Рассмотрим их более подробно. Учащиеся по ходу урока составляют таблицу.
Особенности литер. направления.
1. Критический реализм.
2.Декаданс (конец 19-начало 20 в.), в переводе с французского «упадок»
3.Модернизм ( от франц. «современный»).
А) Символизм (1870-1910г.)
Первое и самое крупное течение, возникшее в России.
Б) Акмеизм (возникло в начале 1910-х годов)
В) Футуризм (будущее)
1.Правдивое, объективное отображение действительности в её историческом развитии.
2.Продолжение традиций русской литературы 19 века, критическое осмысление происходящего.
3.Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами.
4. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.
1.Это определённое умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости.
2.Настроение безнадёжности, неприятия действительности, стремление замкнуться в своих переживаниях.
1.В творчестве возобладало не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменить мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистике.
2.Основу его составляли 3 течения: символизм, акмеизм, футуризм.
1. Выражение идеи с помощью символов.
2. Метафоричность, «Поэзия намёков», иносказательность, культ впечатления.
3. Внутренний мир человека – показатель общего трагического мира, обречённого на гибель.
4. Существование в двух планах: реальном и мистическом.
5. Главная заслуга- создание новой философии культуры, выработка нового мировоззрения. Оно сделало искусство более личностным.
1.Это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.
2.Возврат слову его изначального, не символического смысла.
3. Главное значение – Художественное освоение многогранного и яркого земного мира.
1.Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.
2. Создание «заумного языка», игра слов и букв.
3. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.
1.Правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в её революционном развитии.
2. Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.
3. Писатель-это выразитель идей социализма.
4. Герои-борцы за идею, труженики, честные, справедливые люди.
3. Прослушайте стихотворение В.Брюсова «Мы» и сопоставьте время, в которое мы живём с рубежом 19-20 веков.
В мире широком, в море шумящем
Мы-гребень встающей волны,
Странно и сладко жить настоящим,
Предчувствием песни полны.
Радуйтесь, братья, верным победам!
Смотрите на даль с вышины!
Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом,-
Мы-гребень встающей воны.
— Вот результаты сопоставления:
1. Перестройка во всех областях жизни.
4. Путь реформ и насильственный путь(терроризм)
4. Вывод. Наша задача, задача читателя,-разобраться в духовной жизни ушедшего века. Духовная память народа должна пережить века и тысячелетия, чтобы воскресла духовная мощь России. Лучшие поэты эпохи редко замыкались в рамка определённого литературного течения. Поэтому реальная картина литературного процесса этого периода определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.
5. Домашнее задание.
1) Выучить основные положения лекции.
2) Мини-сочинение на одну из тем: «Рекомендую почитать», «Любимая книга современной прозы», «Меня потрясла книга» и др.
Вводный урок по литературе в 11 классе. Характеристика литературного процесса на рубеже 19-20 веков.
Урок дает представление о литературных течениях начала 20 века.
Просмотр содержимого документа
«Вводный урок по литературе в 11 классе. Характеристика литературного процесса на рубеже 19-20 веков.»
Вводный урок литературы в 11 классе.
Тема: Характеристика литературного процесса на рубеже19-20 веков.
Дать представление о традиционной периодизации литературы XX века.
Осознать кризис эпохи начала XX века и понять его причину.
3. Дать общее представление о литературных течениях начала XX века
Значение художественной литературы огромно потому, что
она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и
1. Вступление к уроку. На рубеже веков Россия пережила перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризовался предельной напряжённостью, трагичностью времени. Для России это время ознаменовалось тремя революциями, двумя мировыми войнами, гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания.
— Какой была внутриполитическая обстановка в стране?
Необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции.
Выдвигались различные варианты программ перестройки:
— «сверху», средствами «самых исключительных законов», приводящих «к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей, какого еще не видела история» (П.А. Столыпин).
Средства переустройства «сверху»:
Манифест 17 октября 1905 года, учреждение Думы.
— «снизу», путем «ожесточенной, кипучей войны классов, которая называется революцией» (В.И. Ленин).
Средства переустройства «снизу»:
— Какие события в истории России этого периода вы можете назвать?
Русско-японская война 1904-1905-гг.
Первая буржуазно-демократическая революция в 1905 году.
Февральская революция в 1917 году. Начало катастрофы.
Гражданская война 1919-1921 годов. Война, открывающая одну из самых кровавых страниц российской истории.
Первая мировая война 1914-1919 годов. Война, которая по жестокости и числу жертв, превзошла все предыдущие войны.
Октябрьская революция 1917 года. Страна рухнула в пропасть, прервались вековые традиции.
Рубеж 19 и 20 веков характеризуется и значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания.
— Какие наиболее важные научные открытия в области естествознания были сделаны в это время?
Научные открытия в области естествознания:
-открытие рентгеновских лучей,
-определение массы электрона,
-создание квантовой теории,
-изобретение беспроволочной связи.
Вывод: Естествознание 19 века постигло, казалось, почти все тайны мира. Отсюда позитивизм, некая самоуверенность, вера в силу человеческого разума, в возможность и необходимость покорения природы (вспомним Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).
Научные открытия рубежа 19-20 веков перевернули представления о познаваемости мира. Ощущения кризиса естествознания выразились формулой «Материя исчезла». Это привело к поиску иррациональных объяснений новых явлений, тяге к мистицизму.
И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла своё воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи.
Новая реалистическая литература отказалась от героя-носителя представлений автора. Авторский взгляд обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору.
Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на сотворчество, звали к диалогу.
Новый реализм ориентировался на русскую литературную классику, прежде всего на творческое наследие Пушкина.
В связи с развитием марксизма в России возникло направление, связанное с конкретными задачами социальной борьбы. «Пролетарские поэты» привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения; их революционные песни и пропагандистские стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, послужить идеологической подготовкой к классовым боям.
В эстетике модернизма отразился пафос «конца века», неминуемой гибели мира, обреченности, упадка. Поэтому многие годы модернизм отождествляли с декадансом (от лат. «упадок»). Декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.
Примером выражения таких настроений могут служить строки К. Бальмонта:
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Мое единое отечество –
Моя пустынная душа.
Серебряный век не был «оборван» в 1917 году, а жил и после него в скрытых формах в поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, в творчестве Б. Пастернака, в литературе русской эмиграции.
Но споры о роли искусства приобретали более широкое, уже внелитературное значение.
«Чистому искусству» было противопоставлено искусство «полезное».
В статье «Партийная организация и партийная литература» (1905) Ленин вводит принцип «партийной литературы» в противовес «литературному индивидуализму». Каждый писатель, литератор рассматривается лишь как представитель определенного класса, приверженец тех или иных партийных взглядов. Литература понимается как форма агитации и пропаганды Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы. Она стала программой всей литературы советской, она стала причиной того, что талантливые писатели, поэты оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или выставленными из родной страны.
Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья.
Периодизация русской литературы:
— серебряный век (1900-1917)
-первые десятилетия советской литературы (1917-1941)
-литература в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)
-литература середины века (50-70-е годы)
— литература 80-90-х годов
2. Русская литература рубежа веков.
Последнее десятилетие 19 века открывает в русской литературе новый этап. Радикально изменились буквально все стороны жизни России – экономика, политика, наука, культура, искусство. Н. Бердяев так сказал об этом времени: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности…» Русская литература стала многослойной. Появились различные литературные направления. Перечислим их.
Основные направления литературы 19-20 веков.
Модернизм: символизм, акмеизм, футуризм.
Рассмотрим их более подробно. Учащиеся по ходу урока составляют таблицу.
Особенности литер. направления.
1. Критический реализм.
2.Декаданс (конец 19-начало 20 в.), в переводе с французского «упадок»
3.Модернизм ( от франц. «современный»).
А) Символизм (1870-1910г.)
Первое и самое крупное течение, возникшее в России.
Б) Акмеизм (возникло в начале 1910-х годов)
В) Футуризм (будущее)
1.Правдивое, объективное отображение действительности в её историческом развитии.
2.Продолжение традиций русской литературы 19 века, критическое осмысление происходящего.
3.Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами.
4. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.
1.Это определённое умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости.
2.Настроение безнадёжности, неприятия действительности, стремление замкнуться в своих переживаниях.
1.В творчестве возобладало не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменить мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистике.
2.Основу его составляли 3 течения: символизм, акмеизм, футуризм.
1. Выражение идеи с помощью символов.
2. Метафоричность, «Поэзия намёков», иносказательность, культ впечатления.
3. Внутренний мир человека – показатель общего трагического мира, обречённого на гибель.
4. Существование в двух планах: реальном и мистическом.
5. Главная заслуга- создание новой философии культуры, выработка нового мировоззрения. Оно сделало искусство более личностным.
1.Это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.
2.Возврат слову его изначального, не символического смысла.
3. Главное значение – Художественное освоение многогранного и яркого земного мира.
1.Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.
2. Создание «заумного языка», игра слов и букв.
3. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.
1.Правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в её революционном развитии.
2. Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.
3. Писатель-это выразитель идей социализма.
4. Герои-борцы за идею, труженики, честные, справедливые люди.
Школьная программа не дает возможности подробно говорить о всех представителях литературы Серебряного века, поэтому, приступая к ее изучению, назовем здесь хотя бы некоторые имена, которые должны быть узнаваемы современным образованным человеком.
Андреев Леонид Николаевич (1871—1919)
Арцыбашев Михаил Петрович (1878—1927)
Бунин Иван Алексеевич (1870—1953)
Вересаев (Смидович) Викентий Викентьевич (1867—1945)
Горький Максим (Алексей Максимович Пешков) (1868—1936)
Зайцев Борис Константинович (1881—1972)
Замятин Евгений Иванович (1884—1937)
Короленко Владимир Галактионович (1853—1921)
Куприн Александр Иванович (1870—1938)
Ремизов Алексей Михайлович (1877—1957)
Толстой Алексей Николаевич (1882—1945)
Толстой Лев Николаевич (1828—1910)
Чехов Антон Павлович (1860—1904)
Шмелев Иван Сергеевич (1873—1950)
Гиппиус Зинаида Николаевна (1869 —1945)
Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866— 1941)
Минский Н. (Николай Максимилианович Виленкин) (1855—1937)
Балтрушайтис Юргис Казимирович (1873—1944)
Брюсов Валерий Яковлевич (1873—1924)
Бальмонт Константин Дмитриевич (1867—1942)
Сологуб Федор (Федор Кузьмич Тетерников) (1863—1927)
Кузмин Михаил Алексеевич (1875—1936)
Белый Андрей (Борис Николаевич Бугаев) (1880—1934)
Блок Александр Александрович (1880—1921)
Иванов Вячеслав Иванович (1866—1949)
Акмеисты («Цех поэтов»)
Ахматова Анна Андреевна (Горенко) (1889—1966)
Адамович Георгий Викторович (1892—1972)
Гумилев Николай Степанович (1886—192 1)
Городецкий Сергей Митрофанович (1884—1967)
Зенкевич Михаил Александрович (1891—1973)
Иванов Георгий Владимирович (1894—1958)
Лозинский Михаил Леонидович (1886—1955)
Мандельштам Осип Эмильевич (1891—1938)
Нарбут Владимир Иванович (1888—1938)
Футуристы («будетляне»), кубофутуристы («Гилея»)
Бурлюк Давид Давидович (1882—1967)
Каменский Василий Васильевич (1884—1961)
Крученых Алексей Елисеевич (1886—1968)
Лившиц Бенедикт Константинович (1887—1939)
Маяковский Владимир Владимирович (1893—1930)
Хлебников Велимир (Виктор Владимирович Хлебников) (1885—1922)
Олимпов Константин Константинович (Фофанов) (1889—1940)
Северянин Игорь (Игорь Васильевич Лотарев) (1887—1941)
Есенин Сергей Александрович (1895—1925)
Клюев Николай Алексеевич (1884—1937)
Клычков Сергей Антонович (Лешенков) (1889—1940)
Орешин Петр Васильевич (1887—1938)
Ширяевец Александр Васильевич (Абрамов) (1887—1924)
Имажинисты («Мезонин поэзии»)
Грузинов Иван Васильевич (1893—1942)
Есенин Сергей Александрович (1895—1925)
Мариенгоф Анатолий Борисович (1897—1962)
Рюрик Ивнев (Михаил Александрович Ковалев) (1891—198 1)
Шершеневич Вадим Габриэлович (1893— 1942)
Сатирическая литература («сатириконцы»)
Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881—1925)
Агнивцев Николай Алексеевич (1888—1932)
Доктор Фрикен (Самуил Яковлевич Маршак) (1887—1964)
Дон Аминадо (Аминад Петрович Шполянский) (1888—1957)
Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая) (1876—1952)
Черный Саша (Александр Михайлович Гликберг) (1880—1932)
Писатели, не входившие в литературные группировки
Анненский Иннокентий Федорович (1855—1909)
Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938)
Волошин Максимилиан Александрович (1877—1932)
К. Р. (Великий князь Константин Константинович) (1858—1915)
Пастернак Борис Леонидович (1890—1960)
Розанов Василий Васильевич (1856—1919)
Садовской Борис Александрович (Садовский) (1881—1952)
Слезкин Юрий Львович (1885—1947)
Ходасевич Владислав Фелицианович (1886—1939)
Цветаева Марина Ивановна (1892—1941)
Черубина де Габриак (Васильева Елизавета Ивановна) (1887—1928)
Чулков Георгий Иванович (1879—1939)
Боровский Вацлав Вацлавович (1871—1923)
Волынский Аким Львович (Флексер) (1863—1926)
Иванов-Разумник (Разумник Васильевич Иванов) (1878—1946)
Луначарский Антон Васильевич (1875—1933)
Плеханов Георгий Валентинович (1856—1918)
Чуковский Корней Иванович (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882—1969)
Шкловский Виктор Борисович (1893—1984).
Эйхенбаум Борис Михайлович (1886—1959)
Вывод. Наша задача, задача читателя,-разобраться в духовной жизни ушедшего века. Духовная память народа должна пережить века и тысячелетия, чтобы воскресла духовная мощь России. Лучшие поэты эпохи редко замыкались в рамка определённого литературного течения. Поэтому реальная картина литературного процесса этого периода определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.
1) Выучить основные положения лекции.
2) Мини-сочинение на одну из тем: «Рекомендую почитать», «Любимая книга современной прозы», «Меня потрясла книга» и др.