Значение романа что делать в истории литературы

Роман «Что делать?». Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения

Урок 14. Русская литература 10 класс ФГОС

Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть фото Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть картинку Значение романа что делать в истории литературы. Картинка про Значение романа что делать в истории литературы. Фото Значение романа что делать в истории литературы

Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть фото Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть картинку Значение романа что делать в истории литературы. Картинка про Значение романа что делать в истории литературы. Фото Значение романа что делать в истории литературы

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть фото Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть картинку Значение романа что делать в истории литературы. Картинка про Значение романа что делать в истории литературы. Фото Значение романа что делать в истории литературы

Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть фото Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть картинку Значение романа что делать в истории литературы. Картинка про Значение романа что делать в истории литературы. Фото Значение романа что делать в истории литературы

Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть фото Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть картинку Значение романа что делать в истории литературы. Картинка про Значение романа что делать в истории литературы. Фото Значение романа что делать в истории литературы

Конспект урока «Роман «Что делать?». Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения»

Сегодня на уроке мы:

– Узнаем, как создавался роман Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?»

– Выясним, в чём заключается своеобразие этого романа.

– Поговорим о значении романа «Что делать?» в истории литературы и общественной жизни России.

Роман Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?» ‒ одно из самых загадочных и сложных произведений русской литературы. И судьба этого романа так же удивительна, как и судьба его автора.

Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть фото Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть картинку Значение романа что делать в истории литературы. Картинка про Значение романа что делать в истории литературы. Фото Значение романа что делать в истории литературы

Роман появился на свет в застенках Петропавловской крепости. Николай Гаврилович Чернышевский писал его в одиночной камере, находясь под следствием. Писателя обвиняли в антиправительственной пропаганде и связях с революционной эмиграцией.

Следствие длилось почти два года, но роман был написан всего за два с половиной месяца. Чернышевский начал работать над ним 14 декабря 1862 года, а завершил работу 4 апреля 1863 года.

Рукопись романа цензура просматривала дважды. Первым с рукописью ознакомился цензор следственной комиссии. Он написал, что роман является «апологией образа мыслей и действий той категории современного молодого поколения, которую разумеют под названием «нигилистов и материалистов» и которые сами себя называют «новыми людьми». Тем не менее, ничего предосудительного в романе он не нашёл. А второй цензор позже признавался, что лишь бегло прочёл роман, потому что на нём стояла печать следственной комиссии.

Роман был допущен к публикации в журнале «Современник». Но уже позже, оценив общественный резонанс, власти роман запретили. Сняли запрет цензуры с романа Чернышевского только в XX веке, после революции 1905 года.

Номера журнала с главами романа Чернышевского изымались и уничтожались. Но роман жил. Журнал прятали и вручную переписывали главы романа, заучивали отрывки наизусть и читали вслух на закрытых собраниях. Известен даже факт чтения романа «Что делать?» на собрании в духовной семинарии.

Роман читали, переписывали, обсуждали, критиковали и хвалили. Например, оценка Ивана Сергеевича Тургенева была резко негативной.

«. Чернышевского ‒ воля ваша! ‒ едва осилил. Его манера возбуждает во мне физическое отвращение, как цитварное семя. Если это ‒ не говорю уже художество или красота ‒ но если это ум, дело ‒ то нашему брату остается забиться куда-нибудь под лавку. Я ещё не встречал автора, фигуры которого воняли: господин Чернышевский представил мне сего автора».

А вот что о книге Чернышевского писал русский учёный, революционер-анархист, князь Пётр Алексеевич Кропоткин. «Для русской молодёжи того времени она была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем».

Известны слова Николая Семёновича Лескова: «О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, – но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: “гадость”, “прелесть”, “мерзость” и т. п. – все на разные тоны».

Так гадость или прелесть? Почему оценки романа настолько противоречивы и категоричны? Ответ на этот вопрос кроется в жанровом своеобразии романа.

Чернышевского часто упрекали в том, что его роман очень дурно написан. Николай Гаврилович и сам не раз говорил, что лишён художественного дарования. Вспомним, что Чернышевский прежде всего публицист, философ и общественный деятель. Поэтому его роман и вызывал отвращение у эстетических натур, как Иван Сергеевич Тургенев. А с восторгом роман приняли те, для кого важнее всего были идеи, которые Чернышевский изложил в романе.

Но постойте, скажете вы. Зачем писать один плохой роман, если можно написать десяток отличных статей? Начнём с того, что статей Чернышевский написал не один десяток. К тому же идеи в романе не были откровенно новаторскими. Большая их часть встречалась ранее в трудах европейских философов и экономистов.

Есть мнение, что Чернышевский спрятал за любовной линией опасные идеи, чтобы перехитрить цензуру. С другой стороны, любовная линия могла бы привлечь множество читателей. Но, возможно, всё немного сложнее.

Дело в том, что статья может объяснить положения какой-то теории. Но эти выкладки воспринимаются оторванными от реальности. Выбрав форму романа, Чернышевский не только изложил свои идеи. Он на примере обычной молодой семьи показал, как эти идеи воплотить в жизнь. Чернышевский подчёркивал, что его герои не идеальные, а реальные. И таким может и должен стать каждый.

Интересно, что некоторые идеи романа воплощались буквально. Например, устраивались коммуны по схеме писателя. Организовывались швейные мастерские для помощи девушкам. И эти мастерские успешно работали.

Роман Чернышевского литературоведы обычно определяют как художественно-публицистический. Но единого мнения по этому вопросу нет. Одни говорят, что роман Чернышевского социально-идеологический. Другие считают, что он философско-утопический. Ещё роман называют семейно-бытовым, интеллектуальным, публицистическим и даже детективным.

Вернёмся к определению «семейно-бытовой» и снова зададим вопрос. Почему Чернышевский в качестве внешнего конфликта выбрал любовный? Ведь можно было написать авантюрный роман или роман-путешествие, чтобы замаскировать идеи. А в романе Чернышевского очень много внимания уделяется семейным отношениям героев, любви.

Ответ на этот вопрос поищем у самого автора романа. Вот его слова из письма к сыновьям: «Любя кого-нибудь честным чувством, мы больше, нежели было бы без того, любим и всех людей. Такова-то научная истина о всех честных и добрых личных чувствах: это чувства, имеющие непреодолимое свойство расширяться с любимого нами человека на всех людей. И теперь не засмеёмся ли мы, если нам попадется в какой-нибудь ученой книге глупость такого сорта: «семейная любовь ‒ чувство узкое». Это совершенно не научная мысль, при научном анализе оказывающаяся бессмысленным сочетанием слов».

Чернышевский считал основой общества семью. И верил, что для переустройства общества свергнуть царя недостаточно. Надо начинать с её основ. То есть, с семьи.

Ключевой теорией романа является «теория разумного эгоизма». Согласно этой теории, личные интересы человека важнее интересов других людей. Но счастье одного человека невозможно, если при этом несчастны другие люди. Делая добро другим, человек обретает счастье.

Реализуется эта идея в романе через любовную линию. Лопухов подстраивает самоубийство, чтобы не мешать жене и другу быть счастливыми. Ведь ситуация любовного треугольника делает несчастными их всех. А переписав заново свою жизнь, Лопухов обретает истинное счастье.

Надо сказать, что для революционной молодёжи в романе важнее всего оказались социальные и экономические теории. Например, обустройство швейных мастерских – это воплощение «теории малых дел». А вот писатели острее всего восприняли именно «теорию разумного эгоизма». Разумеется, это нашло своё отражение в литературе.

Многим писателям показалось чудовищной идея о том, что жизнь можно строить исходя из теории расчёта выгод. А ставить собственные потребности во главу угла для них было неприемлемо. И уж тем более загонять живую, непредсказуемую жизнь и человеческие чувства в рамки логики. А некоторые писатели попросту придерживались консервативных взглядов. Поэтому роман пришёлся им не по вкусу.

С Чернышевским так активно спорили на страницах романов, что появился даже целый литературный жанр. Назывался он «антинигилистическим романом». Такие романы строились по определённым канонам. Революционеры-нигилисты изображались в них невеждами, хамами и наглецами. А эмансипированные женщины были жертвами обмана этих наглецов. Один из таких романов высмеял Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

«Мысль этого романа заключается в следующем: мыслить не надобно, ибо мышление производит беспорядок и смуту», ‒ писал он.

Крупнейшие представители критического реализма тоже не остались равнодушными к идеям романа. У Достоевского полемика с Чернышевским прослеживается в «Записках из подполья».

Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть фото Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть картинку Значение романа что делать в истории литературы. Картинка про Значение романа что делать в истории литературы. Фото Значение романа что делать в истории литературы

А в романе «Преступление и наказание» писатель создал сразу несколько характеров, которые показывают, куда может завести теория разумного эгоизма. Это Лужин, Лебезятников, Раскольников и Свидригайлов. Полемику с Чернышевским можно обнаружить в произведениях Лескова, Толстого, Тургенева и многих других писателей второй половины XIX века.

Вторая волна интереса к роману «Что делать?» возникла уже в XX веке. После революции 1905 года его рассматривали как учебник, по которому нужно строить общество социализма. А деятелям искусства понравились футуристические картины будущего из четвёртого сна Веры Павловны. Скульпторы и художники-конструктивисты проектировали здания из бетона, стекла и алюминия. Эти проекты для своего времени были инновационными.

Можно смело сказать, что философ-просветитель Николай Гаврилович Чернышевский создал уникальный роман, который стал феноменом в русской культуре.

Находясь в одиночной камере Петропавловской крепости, Чернышевский понимал, что ему необходимо быть осторожным. Поэтому он тщательно, по несколько раз перерабатывал рукопись.

Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть фото Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть картинку Значение романа что делать в истории литературы. Картинка про Значение романа что делать в истории литературы. Фото Значение романа что делать в истории литературы

Многие острые моменты и реплики героев были вычеркнуты. Например, критика славянофилов. Вычеркнутой оказалась и эта фраза из «Предисловия»: «Зачем вы так много страдаете, люди? Нет вам никакой надобности страдать, кроме дикости ваших понятий. Поймите истину, и истина осчастливит вас».

Источник

Роман Чернышевского — Что делать?

Роман «Что делать?» — произведение, написанное философом и литературным критиком Н.Г. Чернышевским в 1862-1863гг. Был создан во время заключения автора в Петропавловской крепости как ответ Тургеневу. Опубликован в журнале «Современник», но вскоре запрещён цензурой. Несмотря на запрет, быстро разошёлся в рукописных копиях. Отдельной книгой впервые выпущен в Женеве. Издан на многих иностранных языках. Положил началу жанра «антинигилистического» романа. За внешним фасадом любовной истории автор поднял глубокие социальные, экономические и философские вопросы.

Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть фото Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть картинку Значение романа что делать в истории литературы. Картинка про Значение романа что делать в истории литературы. Фото Значение романа что делать в истории литературы

Чернышевский Н.Г. (1828 – 1889)

История создания

Роман был написан Чернышевским в Петропавловской крепости в 1862-1863 гг. Изначально история была задумана в противовес Тургеневским «Отцам и детям». Чтобы обойти цензуру, произведение было подано как любовный роман. Когда раскрылась истинная суть, он был уже напечатан в журнале «Современник» и распространялся в рукописных копиях. Запрет на издание сняли в 1905 году и вскоре выпустили несколько экземпляров книги.

Сюжетная линия

На первый план в романе выходит история Веры Розальской. Пытаясь избежать брака, который навязывает ей корыстная мать, девушка заключает фиктивный брак с Дмитрием Лопуховым. В дом мнимых супругов часто захаживает друг семьи, Александр Кирсанов. Вера и Александр влюбляются друг в друга. Чтобы дать свободу фиктивной жене, Лопухов инсценирует самоубийство и уезжает из России. Через некоторое время он возвращается под новым именем. В доме фабриканта Полозова он знакомится с его дочерью Екатериной. Они проникаются взаимными чувствами и женятся. Через некоторое время Лопухов объявляется Кирсановым, они начинают дружить семьями.

Отдельное место занимает «новый человек» – Рахметов. Этот персонаж – один из важнейших в произведении. Он олицетворяет собой настоящего героя-революционера.

Смысл романа

Основной смысл произведения – воспевание людей нового типа: активных и деятельных, готовых решать назревшие общественные проблемы. Чернышевский дал пример для подражания в образе Рахметова.

По мнению автора, жить нужно так, как жил герой. Он призывал помогать простому народу не только на словах, но и на деле, а также участвовать в глобальных процессах улучшения жизни общества.

Через позицию Рахметова автор выразил собственное мировоззрение и идеалы.

Жанр произведения

По своему жанру роман относится к философско-публицистическим. В нём автор выразил свои политические взгляды. Беллетристический сюжет прикрывает острые философские вопросы и мысли о справедливом общественном строе. В книге сочетаются утопия и социальный реализм. Объективная реальность того времени смешана с предполагаемым будущим.

Основные раскрытые темы

В романе освещено несколько тем:

Любовь. В описанном треугольнике одна из сторон сознательно выбывает из игры, чтобы сделать счастливыми своих друзей.

Сила характера и обуздание страстей. Герой отказался от общения с женщинами, алкоголя и всяких развлечений.

Эгоизм и отзывчивость. Мать главной героини думала только о своей выгоде. В то же время посторонний человек пожертвовал ради спокойствия Веры своей карьерой и счастьем.

Просвещение. Описанные в романе «новые люди» умны и образованы. Все свои силы они вкладывают в борьбу с невежеством.

Необходимость радикальных перемен в общественном строе – отражена в снах Веры Павловны и мировоззрении Рахметова.

Проблематика

В произведении Чернышевский затронул наиболее злободневные проблемы своего времени:

Неравенство полов и незавидное положение женщин в царской России. Чтобы выжить, они соглашаются на унизительные браки по расчёту или сомнительные виды заработка.

Проблема нравственного выбора. Герои любовного треугольника постоянно сталкиваются с ней в своих взаимоотношениях. В конце концов все они выдерживают испытание и выходят с честью из сложившейся ситуации.

Кризис самодержавного правления. С течением времени нарастала потребность в революции. Монархия же, напротив, ослабевала и сдавала позиции.

Нищета – именно она толкает Марью Алексеевну, мать Веры, на низкие поступки.

Социальное неравенство. Мать Веры готова пожертвовать честью дочери, лишь бы получить в зятья «высокородного» офицера.

Характеристики главных героев

Поступки и поведение

Вера Павловна Розальская

Не желая подчиняться воле деспотичной матери покидает дом. Организует собственную швейную мастерскую (прототип коммуны).

Ответственная и самостоятельная. В романе олицетворяет женскую эмансипацию.

Дружит с фиктивным мужем Веры и влюблён в неё. После «самоубийства» Лопухова соединяется с любимой.

Умный и серьёзный человек. Глубоко порядочен и готов к самопожертвованию.

Мнимый муж Веры. Бескорыстно помог ей уйти из дома. Видя взаимные чувства Веры и Кирсанова, инсценирует самоубийство, чтобы не мешать их счастью.

Отличается благородством и чистотой помыслов. Великодушен и готов прийти на помощь.

Решил посвятить себя служению людям. Ради этого отказался от всех земных благ и расстался с любимой.

Герой своего времени. Настоящий революционер. Фигура яркая и неоднозначная.

Марья Алексеевна Розальская

Мать Веры. Живёт за счёт ростовщичества. Людей делит на дураков и плутов.

Жестокая и властная. Распоряжается людьми по своему усмотрению и не считается ни с кем.

Оценка романа современниками

После выхода книги мнения читателей разделились. Одни с восторгом приняли её, другие не нашли в ней художественной ценности. В целом роман оказал значительное влияние на философскую мысль своего времени. По словам Н. И. Лескова, роман обсуждали громко и открыто, и никто не остался равнодушным.

Высокую оценку произведению дали известный анархист Кропоткин и вождь революционного движения Ульянов-Ленин.

Для молодых и активных людей книга стала своего рода программой и руководством к действию.

Актуальность для современного читателя

Тематика, раскрытая в романе и отношения главных героев интересны и современным читателям. Описанные в книге «новые люди» сами создают своё счастье. Основа их поступков – разумный эгоизм. По мнению Чернышевского, настоящего счастья можно добиться не за счёт чужих бед, а разумно совмещая личные и общественные интересы.

Источник

«Что делать?»: краткое содержание и анализ произведения

Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть фото Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть картинку Значение романа что делать в истории литературы. Картинка про Значение романа что делать в истории литературы. Фото Значение романа что делать в истории литературы

«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского

Галерея сильных и волевых персонажей представлена в произведении «Что делать?». Краткое содержание позволит получить общее представление об этом многоплановом романе. Какие темы и идеи раскрыты в «Что делать?» Краткое содержание по главам с подробным анализом читайте в статье.

«Что делать?»: краткое содержание

Роман «Что делать?» Чернышевский создал в период с 1862 по 1863 год. Выбрав направление социологического реализма, автор создал утопию, которая тем не менее покорила читателей и продолжает привлекать внимание новых поколений. Краткое содержание «Что делать?» таково:

Начало истории

Однажды в петербургской гостинице находят записку, которую оставил постоялец. Он пишет, что вскоре станет известен в связи с Литейным мостом, но что в происшествии никого не следует винить. Позднее выяснится, что в ту ночь на мосту кто-то выстрелил в себя — из воды вытащили фуражку с дырой от пули.

Тем же утром на даче на Каменном острове молодой даме Вере Павловне служанка приносит письмо. После его прочтения героиня безутешно рыдает, даже пришедшему молодому человеку не удается ее успокоить. Она твердит, что оба они теперь в крови.

Завязка

После вступления автор романа «Что делать?» рассказывает историю главной героини Веры Павловны. Девушка росла в хорошей семье, но ее мать искренне считала, что для девушки главное — успешно выйти замуж, а потому постоянно подбирала дочери подходящие партии. Для Веры Павловны невыносимой была мысль выйти замуж по воле родителей, но выхода она не находила.

Решение пришло случайно, когда к ее брату пригласили учителя Дмитрия Сергеевича Лопухова. Вера познакомилась с ним, начала общаться и вскоре поделилась своими бедами. Дмитрий нашел оригинальный способ ее спасти — сделал девушке предложение.

После этого события Вера увидела необычный сон: будто бы ее выпустили из подвала, после чего с ней беседовала удивительная красавица. Девушка пообещала помогать всем, кто оказался в такой же ситуации, как ранее она сама.

Развитие сюжета

Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть фото Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть картинку Значение романа что делать в истории литературы. Картинка про Значение романа что делать в истории литературы. Фото Значение романа что делать в истории литературы

«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского

Семейная жизнь Лопуховых оказалась необычной. Вместе они жили как друзья, но не как супруги, чем сильно удивляли квартирную хозяйку. Однако их все устраивало. Дмитрий работал, а Вера занялась открытием швейной мастерской. Туда она пригласила девушек, которые нуждались в собственном источнике дохода.

Главная героиня видит второй сон — поле с колосьями и грязью. Последняя стала символом заботы о насущном, и именно на ее основе растут колосья.

К Лопуховым часто приходит Александр Кирсанов — друг и сокурсник Дмитрия. Вере Павловне нравится с ним общаться, а потому она удивляется и обижается, когда Александр внезапно пропадает. Молодой человек влюбляется в жену друга и предпочитает это скрывать. Но Вера также испытывает к нему нежные чувства и не знает, что с этим делать. В третьем сне неведомая женщина объясняет ей ее чувства.

Кульминация и развязка

Как же разрешить такую ситуацию достойно? Лопухов находит выход и инсценирует самоубийство. О том, что это подлог, Вера узнает от человека по фамилии Рахметов, который также был другом их семьи. Успокоенная этим сообщением героиня становится супругой Кирсанова.

Брак оказывается похожим на предыдущий, только в нем присутствует любовь между супругами. Вера Павловна занимается швейными мастерскими, чувствует поддержку мужа. В четвертом вещем сне она видит, как жили женщины в разные века. Все это время они оставались рабынями, собственностью мужчин, но теперь могут достичь свободы и равноправия.

Описывая краткое содержание романа «Что делать?», невозможно не упомянуть оригинальную концовку произведения. Среди людей, которых принимают у себя Кирсановы, оказывается чета Бьюмонт. Екатерина Васильевна, которая раньше была знакома с Александром, приходит в гости с мужем Чарльзом, который оказывается Лопуховым.

«Что делать?»: анализ произведения

Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть фото Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть картинку Значение романа что делать в истории литературы. Картинка про Значение романа что делать в истории литературы. Фото Значение романа что делать в истории литературы

«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского

О любви и не только поведал в своем романе Чернышевский. «Что делать?» затрагивает социальную, экономическую и философскую стороны жизни, отношения отцов и детей, просвещение, значение силы воли. Есть на страницах романа даже революционные намеки. Проводя анализ произведения, важно обратить внимание на следующие аспекты:

«Что делать?»: история создания

К работе над романом автор приступил в декабре 1862 года, а закончил его в апреле 1863 года. Тогда его арестовали за радикальные взгляды, писатель находился в Петропавловской крепости. Роман продуман как ответ тургеневскому опусу «Отцы и дети», а потому в некоторых моментах произведения схожи.

Чтобы провести цензуру, Чернышевский обрамил политические подтексты и социальную тематику в любовный контекст, добавил в качестве сюжетной линии сны главной героини. Поэтому роман напечатал «Современник», но вскоре произведение запретили. Повторное разрешение на публикацию выдано только в 1905 году.

Роман «Что делать?»: тема

Неординарный и запутанный сюжет романа отражает мотивы, актуальные для русской литературы XIX века. На основе описанных ситуаций читатель поразмышлять о:

Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть фото Значение романа что делать в истории литературы. Смотреть картинку Значение романа что делать в истории литературы. Картинка про Значение романа что делать в истории литературы. Фото Значение романа что делать в истории литературы

«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского

После интригующего начала тематика раскрывается через призму жизни Веры Павловны. На ее примере видим важность вопросов любви и брака, в особенности для женщин, чье мнение в те времена зачастую не учитывалось вовсе. Идея о равноправном труде представлена в истории создания главной героиней швейных мастерских. Вопросы дружбы, взаимоуважения и понимания остаются в центре внимания автора и читателя в течение всего повествования.

Композиция «Что делать?»: произведение с необычным сюжетом

С помощью необычного подхода к композиции автор раскрыл сразу несколько тем и завуалировал запрещенные мотивы. В начале создается впечатление, что задача автора — описать любовную историю. Но это лишь маска, призванная скрыть социально-политическую составляющую романа. Последняя раскрывается в описании сновидений Веры Павловны.

Автор нанизывает эпизоды, раскрывая постепенно главные мотивы поведения героев и основную тему произведения. Интересен прием, который связан с появлением образа Лопухова в начале и в конце. Это формирует обрамление истории.

Жанр «Что делать?»: роман-утопия

Это произведение определяют как роман с несколькими сюжетными линиями и открытой центральной проблемой. В нем переплетаются любовный, философский, социально-политический жанр и утопия. Направление, в котором создано произведение, — реализм.

Актуален ли сейчас роман «Что делать?» Краткое содержание позволяет с уверенностью дать утвердительный ответ на этот вопрос. Несмотря на минувшие годы и реформы, которые произошли в обществе, мы все еще движемся в сторону описанной Чернышевским утопии. Поэтому полезно знакомиться с такими произведениями и делать выводы для развития собственной жизни.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *