Значительный риск 3 класс что это для проверки роспотребнадзора
Значительный риск 3 класс что это для проверки роспотребнадзора
к Правилам отнесения деятельности
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей и (или) используемых
ими производственных объектов
к определенной категории риска
или определенному классу
КАТЕГОРИИ РИСКА И КЛАССЫ (КАТЕГОРИИ) ОПАСНОСТИ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.03.2019 N 289)
(см. текст в предыдущей редакции)
Классы (категории) опасности
Особенности проведения плановых проверок
для федерального государственного контроля (надзора)
для регионального государственного контроля (надзора)
Чрезвычайно высокий риск
плановая проверка проводится 1 раз в период, установленный положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности
плановая проверка проводится 1 раз в год
плановая проверка проводится 1 раз в 2 года
плановая проверка проводится 1 раз в 3 года
плановая проверка проводится не чаще 1 раза в период, установленный положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности
плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет
плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет
плановые проверки не проводятся
Кроме регионального государственного строительного надзора, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», и регионального государственного экологического надзора, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 1410 «О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора».
Кроме федерального государственного транспортного надзора, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 236 «О федеральном транспортном надзоре», федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2013 г. N 880 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности», федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения», государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. N 93 «О критериях отнесения деятельности головных исполнителей поставок продукции по государственному оборонному заказу и исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу, к определенной категории риска и периодичности проведения плановых проверок при осуществлении Федеральной антимонопольной службой государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа» и федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1162 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции».
О порядке присвоения классов опасности (категорий риска)
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор отнесен к видам государственного контроля (надзора), который осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенному классу (категории) опасности.
Отнесение к категории риска проводится расчетным путем, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806, в котором учитывается такие показатели как:
— тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия;
— показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятность нарушения обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности;
— показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определённого вида деятельности;
— показатель численности населения, находящегося под воздействием объекта государственного надзора.
Расчет категории для объектов, подлежащих надзору, осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Таким образом, отнесение объекта к той или иной категории риска зависит от таких факторов как:
— вид деятельности производственных объектов юридического лица или индивидуального предпринимателя, подлежащего надзору;
— численность населения, находящегося под влиянием деятельности объекта надзора (условия труда, выпускаемая продукция, оказываемые услуги, сбросы в водоемы, выбросы в атмосферный воздух, загрязнение почвы);
— наличие на объекте неудовлетворительных факторов среды обитания, подтвержденных лабораторно за 3 года;
— связь объекта с заболеваемостью населения;
— наличие неоднократных подтвердившихся жалоб на действия хозяйствующих субъектов;
— количество выявленных нарушенных пунктов санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей за 3 года.
Периодичность проведения плановых проверок соблюдения санитарно-эпидемиологических требований определена в зависимости от присвоенной категории риска:
— чрезвычайно высокий риск причинения вреда – один раз в календарном году; высокий риск причинения вреда – один раз в 2 года;
— значительный риск причинения вреда – один раз в 3 года;
— средний риск причинения вреда – не чаще чем один раз в 4 года; умеренный риск причинения вреда – не чаще чем один раз в 6 лет;
— низкий риск причинения вреда – плановые проверки не проводятся.
При отнесении субъекта к классу опасности используются следующие данные: численность работников, численность населения проживающего в санитарно – защитной зоне (СЗЗ), размер нормативной СЗЗ, плотность населения в ближайшем населенном пункте, площадь объекта надзора. На повышение/понижение риска также влияет наличие вступивших в законную силу, в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска, результатов контрольно-надзорной деятельности (КНД), а именно: два и более постановления по делу об административном правонарушении, решение о приостановлении/аннулировании лицензии на деятельность, проведение проверки без нарушений.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 года № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)» (далее Постановление), юридическое лицо вправе подать заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности или используемых ими производственных объектов категорий риска/ класса опасности.
С целью получения достоверной информации, используемой для расчета категории риска можно предоставить уточненные сведения о деятельности и производственных объектах.
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Отнесение объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска
Отнесение объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска
В рамках реализации риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности всем объектам надзора определены категории риска, которые определяют кратность проведения плановых проверок.
Категории риска определены в соответствии с методикой, изложенной в постановлении Правительства Российской Федерации № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)» от 17.08.2016 года.
Перечень объектов государственного контроля (надзора) чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков размещен здесь.
Проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории низкого риска плановые проверки не проводятся.
Обращаем внимание, что периодичность плановых проверок для социально-значимых объектов (здравоохранение, образование, социальное обеспечение) определена в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ №944 от 23.11.2009г. «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью», независимо от категории риска.
По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.
Заявление содержит следующие сведения:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту);
д) информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности;
е) адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).
К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.
Как узнать категорию риска компании для трудовой проверки
Риск — это экономическая категория, отражающая вероятность возникновения неблагоприятных последствий с учетом влияния обстоятельств, которые можно или нельзя контролировать. Например, наниматели рискуют быть наказанными, если они игнорируют нормы ТК РФ. С 2018 года при проверке работодателей на предмет соблюдения трудового законодательства используется риск-ориентированный подход, а все организации и ИП делятся по категориям риска.
Закон требует публиковать категории рисков предприятия на официальном сайте Роструд РФ, чтобы у бизнеса была информация. И ведомство регулярно публикует эти данные, ежегодно обновляя сведения. Но общественности доступен только перечень работодателей по категориям риска «высокий» и «значительный». Их в первую очередь проверяют, т. к. Роспотребнадзор и иные органы считают предприятия этого уровня самыми неблагополучными (нарушения регистрируются вновь и вновь).
Способа, как узнать категорию риска организации по ИНН на сайте Роструда, пока не придумали. Единственное — вы по ИНН проверяете себя в списках работодателей с высоким и значительным уровнем опасности.
Если в этих двух списках вас нет, как узнать, какую категорию риска присвоил компании или предпринимателю Роструд? Самое простое — подать запрос в ГИТ. Ответ на запрос, по закону, присылают в течение 15 рабочих дней.
В чем суть риск-ориентированного подхода
Использование риск-ориентированного подхода (РОП) предусмотрено:
РОП — это способ организации надзора, в рамках которого суровость проведения проверок контролирующими органами зависит от присвоенной категории риска по охране труда компаниям и ИП. При присвоении класса опасности во внимание принимается тяжесть результатов несоблюдения ТК РФ.
При проведении проверок используется подход, при котором пристальное внимание проверяющих органов уделяется потенциально неблагополучным предприятиям. Благодаря этому, число проверок в отношении добросовестных работодателей уменьшается.
Как оценивают степень опасности причинения вреда
На государственном уровне утвержден специальный приказ о присвоении объектам категорий риска — это Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. В нем описан общий порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории или классу опасности. Но для каждого отдельного вида проверок контролирующие органы вправе утвердить собственные правила, как определить категорию риска предприятия, и собственные критерии.
В сфере контроля соблюдения трудового законодательства Роструд решил использовать общие правила. Чтобы узнать категорию риска деятельности юридического лица, следует обратиться к приложению к Постановлению Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, где представлены критерии отнесения к определенному классу или категории. Один из них — потенциальная опасность. В зависимости от этого показателя работодателей делят на следующие классы:
Показатель потенциального риска
Но для отнесения работодателя к конкретному классу одного критерия недостаточно, есть и другие. А еще утверждена особая форма, позволяющая рассчитать показатель потенциального риска причинения вреда:
А Ку рассчитывается для каждого работодателя на основании следующих показателей:
Чтобы понять, за какие нарушения организации присвоена та или иная степень риска, ГИТ разработал специальную памятку для работодателей.
Также Роструд опубликовал перечни актов, содержащих требования, соблюдение которых оценивается при проведении проверок. Полный список размещен на сайте ведомства.
Кто присваивает классы опасности и как их изменить
Из Постановления № 875 понятно, кто вправе присваивать работодателям категорию высокого риска. К наивысшему классу опасности компанию или ИП вправе отнести только главный государственный инспектор труда РФ и его заместители. Об отнесении к иным категориям (умеренного, среднего и значительного риска) выносят решения главные государственные инспекторы труда субъектов РФ.
Чтоб изменить класс опасности, юрлицо или ИП вправе обратиться с заявлением. Но пересмотреть решение о категории риска сможет только то должностное лицо, которое его вынесло.
Класс опасности меняется и автоматически:
Проверки Роструда по регламенту
С 22 октября Роструд обязан проводить проверки работодателей по административному регламенту, утв. Приказом от 13.06.2019 № 160. В документе описана последовательность действий инспекторов, их полномочия, обязанности и права компаний и ИП. Поскольку регламент написан по нормам международных конвенций, Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при проверках, Постановления Правительства от 01.09.2012 № 875, никаких новых правил в нем нет. Но ознакомиться с ним все же следует, чтобы в случае превышения полномочий указать на это проверяющим или обжаловать их решения.
По общим правилам, продолжительность проверки Роструда — не более 20 рабочих дней. Малое предприятие инспектируют не более 50 часов в год, а плановая выездная проверка микропредприятия должна длиться не более 15 часов в год. Помимо этого, инспекторы при создании графика визитов к работодателям обязаны следовать риск-ориентированному подходу.
Как категория риска влияет на периодичность проверки
Зная, где посмотреть категорию риска организации, в дальнейшем легко определить, с какой периодичностью проводятся плановые проверки в отношении конкретного работодателя. В Письме Минтруда РФ от 12.04.2017 № ТЗ/1330-11-2 описаны следующие правила:
Значительный риск 3 класс что это для проверки роспотребнадзора
На основании ст. 16 Закона № 248-ФЗ объектами госконтроля и надзора, муниципального контроля являются:
ОБЪЕКТЫ, КОТОРЫЕ ОТНОСЯТ К КАТЕГОРИИ РИСКА
ПОЯСНЕНИЕ
Территории, вкл. водные, земельные и лесные участки
Оборудование, устройства, предметы, материалы
Компоненты природной среды
Природные и природно-антропогенные объекты
Компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и/или пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (производственные объекты)
Какие бывают категории риска
Смысл в том, что перечисленные объекты контроля проверяющие изначально относят к одной из 6 категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Вот они (ч. 1 ст. 23 Закона № 248-ФЗ):
Положением о виде контроля должно быть предусмотрено не менее 3-х категорий риска и обязательно категория низкого риска.
Сразу выделим две важны особенности:
Проведение обязательных профилактических визитов предусмотрено в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска (ч. 4 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).
Как категория риска влияет на частоту проверок
КАТЕГОРИЯ РИСКА
КАК ЧАСТО РАЗРЕШЕНЫ ПРОВЕРКИ ЛЮБОГО ВИДА
Таким образом, виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий зависит от присвоенной категории риска (ст. 25 Закона № 248-ФЗ).
Положение о виде контроля может устанавливать:
По каким правилам объект относят к категории риска: критерии
Подход такой: количество категорий риска и критерии отнесения объектов контроля к ним проверяющие определяют по результатам оценки риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Они исходят из необходимости предупреждения и минимизации причинения вреда (ущерба) и одновременно оптимального использования своих материальных, финансовых и кадровых ресурсов – чтобы общее количество профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий по отношению к объектам контроля всех категорий риска соответствовало имеющимся ресурсам.
Критерии риска должны учитывать:
КРИТЕРИЙ
КАК ПРИМЕНЯЕТСЯ
Соответствие контролируемого лица критериям добросовестности оценивают за период от 1 года до 3-х лет в зависимости от категории риска, к которой отнесены его деятельность или производственный объект, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля (ч. 4 ст. 48 Закона № 248-ФЗ).
Важно, что критерии риска должны основываться на достоверных сведениях в соответствующей сфере деятельности и практике соблюдения обязательных требований в рамках вида контроля – чтобы проверяемый мог самостоятельно оценивать правомерность отнесения его деятельности, принадлежащих ему (используемых им) объектов контроля к соответствующей категории риска.
Порядок отнесения объектов к категории риска
При отнесении объектов контроля к категориям риска и применении критериев риска контрольный (надзорный) орган может использовать сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением законодательства из любых достоверных источников – в том числе:
Сбор, обработку, анализ и учет сведений об объектах контроля для их отнесения к категориям риска проверяющие производят без взаимодействия с контролируемыми лицами (ч. 2 ст. 24 Закона № 248-ФЗ).
Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска происходит на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями риска.
Если есть сведения о соответствии объекта контроля иной категории риска либо об изменении критериев риска контрольный (надзорный) орган в течение 5 рабочих дней должен принять решение об изменении категории риска.
На основании ст. 45 Закона № 248-ФЗ контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте: