Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

Оформи предложения с прямой речью?

Оформи предложения с прямой речью.

1. Мама крикнула закрой за мной двери!

2. Ну что начал я разговор когда в гости позовёшь?

3. Учитель сказал не отставайте от групп

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть картинку Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Картинка про Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

Мама крикнула : «Закрой за мной двери!

Учитель сказал : «Не отставайте от групп».

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть картинку Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Картинка про Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть картинку Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Картинка про Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

Сочинение?

Начинаться оно может так : «Однажды со мной произошло вот что.

В предложениях используйте прямую речь (свой разговор с мамой) Сделайте не больше 10 предложений!

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть картинку Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Картинка про Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

Предложения с прямой речью про маму (5 предложения)?

Предложения с прямой речью про маму (5 предложения).

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть картинку Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Картинка про Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

Дополните предложения прямой речью?

Дополните предложения прямой речью.

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть картинку Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Картинка про Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки?

Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки.

Мальчик робко проговорил «_ ____________________________________________»

Девочка тихо спросила «_________________________________________________ _» «_____________________________________________ _» шепотом ответила мама.

«___________________________________ _» громко крикнул брат и отворил дверь.

Бабушка взволнованно сказала «_________________________________________ _»

«_ ________________________________________________» уверенно произнес друг.

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть картинку Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Картинка про Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью?

Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Добавьте в каждое из них обращение.

Запишите получившиеся предложения так, чтобы в первом из них обращение стояло в начале прямой речи.

1. Дима крикнул Урок уже начался

2Кто разбил чашку печально спросила мама.

3. Подруга удивилась Неужели тебе не понравился фильм».

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть картинку Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Картинка про Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

Составить предложения с прямой речью использую словосочетания : беседовал со мной, угощал меня, грустить обо мне, скрываться от меня, оправдывался перед мною, доволен мною, не смейся надо мной?

Составить предложения с прямой речью использую словосочетания : беседовал со мной, угощал меня, грустить обо мне, скрываться от меня, оправдывался перед мною, доволен мною, не смейся надо мной.

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть картинку Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Картинка про Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

Ну что начал я разговор когда в гости позовёшь?

Ну что начал я разговор когда в гости позовёшь?

Со знакоми препинаниеми.

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть картинку Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Картинка про Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

Оформи предложения с прямой речью?

Оформи предложения с прямой речью.

1. Закрой за мной двери крикнула мама.

2. Ну что начал я разговор когда в гости позовёшь?

3. Учитель сказал не отставайте от группы!

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть картинку Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Картинка про Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

Кто из ребят правильно оформил предложение с прям ой речью?

Кто из ребят правильно оформил предложение с прям ой речью.

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть картинку Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Картинка про Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

Замените прямую речь косвенной?

Замените прямую речь косвенной.

«Почему ты так со мной разговариваешь?

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть картинку Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Картинка про Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть картинку Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Картинка про Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть картинку Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Картинка про Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

Ж со всеми, кроме ы ш тоже со всеми, кроме ы ч, щ со всеми, кроме я ц со всеми.

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть картинку Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Картинка про Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть картинку Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Картинка про Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть картинку Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Картинка про Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть картинку Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Картинка про Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

И. п (что? ) столица Р. П (чего? ) столицы Д. П (чему? ) столице В. П (что? ) столицу Т. П (чем? ) столицей П. П (о чём? ) о столице.

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть картинку Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Картинка про Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть картинку Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Картинка про Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

Превосходный мне так кажется.

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть картинку Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Картинка про Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

3, так как во всех предложениях есть элементы описания окружающего мира, а в 12 предложении автор дал начало своим рассуждениям.

Источник

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Смотреть картинку Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Картинка про Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь. Фото Знаки препинания ну что начал я разговор когда в гости позовешь

Как правильно оформить прямую речь

Рассмотрим примеры.

Доктор озабоченно повернулся ко мне: «Джим, мальчик мой, что случилось?»

Я показал достопочтенным джентльменам карту и пояснил: «Доктор, сквайр, на „Адмирал Бенбоу“ напали пираты, они искали вот эту карту».

Трелони вскочил, едва не опрокинув кресло, и горячо воскликнул: «Мерзавцы ещё поплатятся за свои злодеяния!»

Если прямая речь начинает предложение, то она отделяется от авторского текста тире. Слова автора пишутся со строчной буквы. Прямая речь выделяется кавычками и предусматривает три знака препинания в конце реплики: вопросительный и восклицательный знак и запятую. Запятая располагается после закрывающих кавычек, все остальные — перед.

Рассмотрим схемы оформления прямой речи:

Рассмотрим варианты оформления прямой речи в тексте.

В случае, если реплика оказывается внутри авторского текста, по правилам оформления прямой речи фраза выделяется кавычками и начинается с заглавной буквы. После первого отрывка авторского текста ставится двоеточие, второй отделяется запятой или тире. Тире ставится в том случае, если попавшая в прямую речь реплика заканчивается восклицанием или вопросом.

Посмотрим на варианты оформления прямой речи в тексте.

Доктор пожал плечами, произнёс: « Ох уж этот сквайр» , и скрылся в дверях своей каюты.

Билли Бонс задумчиво поглядел вслед слепому, затем повернулся ко мне, грубо крикнул: «Мальчишка, принеси мне рому !» — и решительно выскочил из комнаты.

«Джентльмены, отличные новости, — улыбаясь во все 32 зуба, сообщил доктор Ливси. — Сюда направляются пираты!»

«Просыпайтесь, все! — истошным голосом закричал Трелони. — Пираты идут!»
«А где Джим? — сонным голосом поинтересовался Ливси. — Он так пропустит всё веселье».

Прямая речь, разделённая словами автора, использует следующие схемы оформления.

Предыдущие примеры нужны, когда вам нужно передать одно-единственное высказывание персонажей. Если вам нужно описать беседу двух или более лиц, следует использовать диалог.

В диалоге все реплики начинаются с новой строчки, предваряются знаком тире и не требуют кавычек.

— Итак, Джим, — произнёс доктор Ливси, откидываясь в кресле, — чем мы обязаны столь неожиданному визиту?

— Джентльмены, — собравшись с силами, произнёс я, — я хочу обратиться к вам за помощью. На «Адмирал Бенбоу» напали пираты.

— Пираты! — вскричал Трелони, вскакивая с кресла. — Здесь? В Англии?

— Да, — подтвердил я. — Полагаю, их интересует это. — Я положил на стол карту, позаимствованную из сундука Билли Бонса. — Полагаю, эта карта укажет путь к сокровищам, спрятанным самим капитаном Флинтом.

Доктор Ливси опёрся кулаками об стол, обвёл нас пристальным взглядом и произнёс:

— Господа, полагаю, наш ход действий очевиден. Мы должны сами добраться до острова и найти эти сокровища, чтобы они не попали в руки к пиратам!

— Мне нужно предупредить матушку, — неуверенно сообщил я.

— Полагаю, с этим проблем не будет, я беру тебя под свою ответственность, — заверил меня доктор и повернулся к Трелони. — А что скажете вы, сквайр? — поинтересовался он.

— В Бристоль, друзья! — вскричал Трелони.

В зависимости от объёма используемого фрагмента, цитаты оформляются по правилам прямой или косвенной речи. Первое применимо к полным самостоятельным предложениям, во втором случае следует руководствоваться правилами косвенной речи и огородить цитируемый текст кавычками. Заглавная буква в первом слове фрагмента не нужна, равно как и двоеточие после авторского текста.

Если вы решили опустить часть цитаты, то на месте пропущенного куска нужно поставить многоточие. Если лакуна выпала на начало цитаты, а сам цитируемый фрагмент, в свою очередь, начинает предложение, первое слово пишется с заглавной буквы. В противном случае оно начинается со строчной.

Стихи и эпиграфы выделять кавычками не нужно.

Источник

Русский язык. 5 класс

Строение предложений с прямой речью

Укажите слова автора в предложении. (Знаки препинания при прямой речи не расставлены!)

Евгения! Этот мальчишка хулиган а ты глупахолодно выговаривала стараясь казаться спокойной Ольга.

холодно выговаривала стараясь казаться спокойной Ольга

Евгения! Этот мальчишка хулиган а ты глупа

Прямая речь

Подчеркните предложения с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены!)

Во двор того дома откуда пропала коза и где жила бабка которая поколотила бойкую девчонку Нюрку привезли два воза дров.

Нюрка спросила её бабка ты не видала кто к нам сейчас во двор заскакивал?

Во двор вошла молочница, и обе старухи оживлённо начали обсуждать эти странные происшествия с водой и дровами.

Я козу искала уныло ответила Нюрка.

Прямая и косвенная речь

Соотнесите предложения с их характеристикой.

Женя ответила, что это не она положила цветы.

Она тронула за плечо подошедшую Женю и, указывая на окно, спросила: «Девочка, этот букет ночью не ты мне на крыльцо положила?».

Знаки препинания при прямой речи

Найдите предложение, в котором прямая речь правильно оформлена

Знаки препинания

Вставьте в анализ предложения пропущенные слова. (Знаки препинания не расставлены!)

Увидав чудного старика джентльмен кашлянул поправил очки и спросил не скажешь ли ты любезный где мне найти владельца этой дачи?

Схемы предложений

Проанализируйте предложения и заполните таблицу. (Знаки препинания не расставлены!)

Правило

Восстановите правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

в начале предложения,

то после неё ставится

слова автора пишутся

Пунктуационный анализ предложения

Объясните постановку знаков препинания в предложении. Вставьте пропущенные слова. (Знаки препинания не расставлены!)

Дядя а когда вы были мальчишкой что вы делали как играли спросил Тимур.

Структура предложения

Проанализируйте структуру предложений. Вычеркните предложения, в которых нет прямой речи. (Знаки препинания не расставлены!)

Мать сказала что девочка спит спокойно и проснётся только утром.

Давай я приму телеграмму ответил сосед.

Ольга сказала я с тобой не разговариваю.

Гейка сказал что Тимура позвали домой.

Термины

Установите соответствие между термином и определением.

разговор двух или нескольких лиц.

дословная передача чужого высказывания.

воспроизведение содержания чужого высказывания с изменением слов.

Анализ предложения

Перед вами предложение. Выделите жёлтым цветом верное объяснение постановки знаков препинания. (Знаки препинания не расставлены!)

Тимур сказал Коля ты остаёшься здесь и будешь охранять спящую девчонку.

слова автора стоят перед прямой речью, надо поставить тире; прямую речь заключить в кавычки.

слова автора стоят перед прямой речью, после них надо поставить двоеточие; прямую речь надо заключить в кавычки.

слова автора стоят перед прямой речью, после них надо поставить запятую; прямую речь надо заключить в кавычки.

Знаки препинания при прямой речи

Найдите предложения, в которых нет пунктуационной ошибки при оформлении прямой речи.

«Садись, Женя, садись!»: стараясь казаться суровым, кричал Тимур.

Молочница объяснила Ольге – «Это ребятишки по чужим садам озоруют».

Отец сказал: «Я не верю, чтобы Женька могла попасть в плохую компанию!»

«Через полчаса я уеду», – сказал полковник Алексеев Ольге.

Источник

12. Знаки препинания при прямой речи и цитатах

Пунктуация

Знаки препинания при прямой речи

Если прямая речь идет в строку (в подбор), то она заключается в кавычки: «Я жалею, что не знала вашего отца , – сказала она погодя. – Он, должно быть, был очень добрым, очень серьезным, очень любил вас ». Лужин промолчал (Наб.).

Если прямая речь начинается с абзаца, то перед ней ставится тире (кавычки отсутствуют):

Федя и Кузьма молчали. Кузьма незаметно подмигнул Феде, они вышли на улицу.

Я вот чего пришел: Любавины с покоса приехали?

Возьми Яшу и подожди меня здесь. Я домой заскочу на минуту (Шукш.).

Оба способа оформления прямой речи могут сочетаться, если в речь одного лица включается еще прямая речь другого лица:

Вы еще добавили: «Вот музыку принесли. Один патефон для двух компаний ».

О, жуткий глупец! (Бонд.).

Ты сон, что ль, видал?

Видал. Будто мы с отцом моим поехали коня торговать, приглянулся нам обоим один конь, отец мне мигает: «Прыгай и скачи » (Шукш.).

а) запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора: Сказав: «До скорой встречи», она быстро вышла из комнаты ;

б) тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора: Перебарывая неловкость, он пробормотал студенческую остроту: «У меня бабушка корью заболела» – и хотел придать начатому разговору непринужденную легковесность (Бонд.);

в) тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком: Дети ожидали, что он похвалит их, но дедушка, покачав головой, сказал: «Этот камень лежит здесь много лет, здесь ему место…» – и рассказал о подвиге трех советских разведчиков (Сух.); Петр Михайлыч хотел сказать: «Не впутывайся ты, пожалуйста, не в свои дела!» – но промолчал (Ч.); Она [собака] останавливается. Я повторяю: «Что сказано?» – и держу ее долго на стойке (Пришв.);

г) если прямая речь непосредственно включается в авторское предложение в качестве его члена, то она заключается в кавычки, знаки же препинания ставятся по условиям авторского предложения: Сказав Гричмару фразу «Легкой жизни не бывает, есть лишь легкая смерть», Крымов поймал на себе беспокойный, предупреждающий взгляд Стишова (Бонд.).

Примечание. Прямая речь не выделяется кавычками:

а) если нет точного указания, кому она принадлежит (прямая речь вводится безличным или неопределенно-личным предложением): Не даром говорится: дело мастера боится (посл.); Про него говорили: строгий, но справедливый;

Если прямая речь принадлежит разным лицам, то каждая реплика выделяется кавычками отдельно:

а) реплики отделяются друг от друга знаком тире: «Самовар – готов?» – «Нет еще…» – «Отчего? Там пришел кто-то». – «Авдотья Гавриловна» (М. Г.);

б) если одна из реплик сопровождается вводящими авторскими словами, то следующая не отделяется знаком тире: «Вы ведь вдова?» – спросил он тихо. «Третий год». – «Долго были замужем-то?» – «Год и пять месяцев…» (М. Г.);

в) точка и тире ставятся между репликами, принадлежащими разным лицам и снабженными разными авторскими словами: Проходя мимо, он сказал: «Не забудь купить билеты». – «Постараюсь», – ответила я ; если же в первой реплике имеются знаки восклицательный или вопросительный, точка опускается: Проходя мимо, он крикнул: «Не унывай!» – «Постараюсь», – ответила я ;

г) запятая и тире ставятся между репликами, принадлежащими разным лицам, но объединенными общим авторским предложением: Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», – «Да, недурно», – отвечал он обыкновенно (Г.); если же в первой реплике имеются знаки восклицательный или вопросительный, запятая опускается: Когда я спросила: «Почему вы носите на спине ковер?» – «Мне холодно», – ответил он ; то же при ином расположении частей авторского предложения: Когда я спросила: «Почему вы носите на спине ковер?» – он ответил: «Мне холодно» (Ток.).

При абзацном выделении реплик диалога перед репликой ставится тире ; после предваряющих диалог слов автора ставится двоеточие или точка. Если в авторском тексте имеются вводящие прямую речь слова, то после них ставится двоеточие; если такие слова отсутствуют, то ставится точка:

Кармен отняла руку; неоконченный такт замер вопросительным звоном.

Я доиграю, – сказала она.

Когда ты будешь со мной (Грин).

Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила :

Составьте иначе. Вы – взрослый человек, не в детсаде.

Почему? – спросил Чудик. – Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена. Вы, наверное, подумали…

В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст.

Чудик переписал (Шукш.).

То же при единственной реплике:

Шацкий прошелся по комнате.

Духота, духота! – пробормотал он. – Здешние вечера вызывают астму (Пауст.).

Глаза его опущены в тарелку. Потом он поднял их на Надю, обыкновенные голубые глаза, улыбнулся и тихо сказал:

Извините меня. Это я виноват. Это ребячество с моей стороны (Сол.).

Абзацное и безабзацное (при помощи кавычек) выделение прямой речи применяется дифференцированно. Если в тексте перемежается внешняя речь (обращенная к собеседнику) и внутренняя (подумал про себя), то внешняя речь оформляется при помощи абзацного выделения, а внутренняя – при помощи кавычек:

М-да. Ну что же, вы правы. Дело на безделье менять нельзя. Идите и рисуйте свои треугольнички.

Надя умоляюще глядела в глаза Ивану. «Ну что тут страшного, – хотелось ей сказать . – Будет ведь завтра новый вечер, можно поехать в Белые Горы. И послезавтра. Но я не виновата, если пообещала две недели назад» (Сол.).

А после моих слов он улыбнулся от уха до уха (рот у него такой, как раз от уха до уха) и радостно согласился:

Ну ладно, тогда пойдем.

«Вот я тебе покажу „пойдем“», – подумал я про себя (Сол.).

Только кавычками выделяется внутренняя (подумал про себя ) речь в авторском тексте, вне диалога:

Кузьма посмотрел, куда указали. Там, на склоне другого косогора, цепочкой шли косцы. За ними ровными строчками оставалась скошенная трава – красиво. «Какая-то из них – Марья», – спокойно подумал Кузьма (Шукш.); Кузьма с радостью смотрел на нее. «Чего я, дурак, искал еще?» – думал он (Шукш.).

Знаки препинания при цитатах

Цитаты заключаются в кавычки и оформляются знаками препинания так же, как прямая речь (см. § 133–136):

а) Марк Аврелий сказал: «Боль есть живое представление о боли: сделай усилие воли, чтобы изменить это представление, откинь его, перестань жаловаться, и боль исчезнет» (Ч.); Почаще вспоминайте слова Л. Н. Толстого: «У человека есть только обязанности!»; У М. Алигер есть строки: «Человеку надо очень мало, чтобы счастье выросло в полный рост»; У Л. Н. Толстого есть интересное сравнение: «Как у глаза есть веко, так у дурака есть самоуверенность для защиты от возможности поражения своего тщеславия. И оба, чем более берегут себя, тем менее видят – зажмуриваются» ;

в) «Чтобы что-нибудь создать, – писал Гёте, – надо чем-то быть»; «Если на Николу (19 декабря), – говорилось в книге, – день холодный и ясный – к хлебородному году» (Сол.);

Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием (в начале цитаты, в середине или в конце):

а) «…Если добро имеет причину – это уже не добро; если добро имеет следствие – то это уже не добро. Добро вне следствий и причин», – писал Л. Н. Толстой в своих дневниках; «…Поэма перерастает в мои воспоминания, которые по крайней мере один раз в год (часто в декабре) требуют, чтобы я с ними что-нибудь сделала», – замечает А. Ахматова в «Прозе о поэме» ;

б) «Биография героини… записана в одной из моих записных книжек», – пишет в одном из своих писем из Комарова А. Ахматова ;

Если в цитируемом тексте уже имеется цитата, то пользуются кавычками разной формы – «лапочками» („“ ) и «елочками» («» ). «Лапочки» (или «лапки») – внутренний знак; «елочки» – внешний. Например: «„Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости“, – сказал когда-то Пушкин. Подле этой черты мы, похоже, теперь и остановились, сознавая, что нельзя отступать назад, и не смея, но всё приготовляясь и приготовляясь двинуться вперед, к подлинному уважению» (Расп.).

При необходимости выделения цитирующим отдельных слов цитаты, в скобках оговаривается данное выделение: (подчеркнуто нами. – Н. В. ); (курсив наш. – Н. В. ); (разрядка наша. – Ред. ). Например: «Тот, кто хочет изучать человека в истории, должен уметь анализировать исторические (выделено нами. – Н. В. ) эмоции» (Ю. Лотман).

Если цитирующий вставляет в цитату свой поясняющий текст или раскрывает сокращенное слово, то это пояснение заключается в квадратные или угловые скобки: «Спасибо за любование Муром [сыном М. Цветаевой]…» – пишет М. Цветаева Б. Пастернаку в 1927 г.; «Лестницу, наверное, читал! П [отому] ч [то] читала Лея. Достань у нее, исправь опечатки», – пишет М. Цветаева Б. Пастернаку в 1927 г.

Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки; точка, заканчивающая цитату, ставится после закрывающей скобки. Например: «Мыслить педагогически широко – это значит уметь видеть в любом социальном явлении воспитательный смысл» (Азаров Ю. Учиться, чтобы учить // Новый мир. 1987. № 4. С. 242 ).

Если цитата заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, а также многоточием, то эти знаки сохраняют свое место (стоят перед закрывающей кавычкой). При перечислении примеров точка после закрывающей скобки заменяется на точку с запятой: «Как ты таинственна, гроза!» (И. Бунин. Полями пахнет… ); «Не покидайте своих возлюбленных. Былых возлюбленных на свете нет…» (А. Вознесенский. Поэмы. М., 2001. С. 5 ).

Если указание на автора или цитируемый источник помещается ниже цитаты, в частности при эпиграфах, то скобки снимаются, как и кавычки при цитате, а в конце цитаты ставится знак, соответствующий данному предложению. Например:

Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать.

С. Есенин

Ты не меня полюби, ты полюби мое!

Ф. Достоевский

Мне жаль весь мир и человека жаль?

Н. Заболоцкий

Живопись учит смотреть и видеть…

А. Блок

Выделение кавычками цитат и «чужих» слов

Кавычками выделяются цитаты (чужая речь), включаемые в авторский текст, в том числе в прямую речь (см. § 140–145).

Без кавычек оформляются стихотворные цитаты, если они приводятся с сохранением авторской строфы. Выделительную функцию берет на себя позиция в тексте:

Начинается двенадцатая – последняя и короткая – глава книги. Бьет двенадцатый час недолгой жизни Александра Блока.

Только в грозном утреннем тумане

бьют часы в последний раз…

Наступил тысяча девятьсот двадцатый год, четвертый год новой, Октябрьской эры (Орл.).

Не выделяется кавычками и прямая речь при передаче диалога с помощью абзацного членения (см. § 138), так как выделительную функцию берет на себя позиция в тексте.

Кавычками выделяются чужие слова, включенные в авторский текст, когда обозначается их принадлежность другому лицу: Это произошло весной 1901 года, который Блок назвал «исключительно важным» (Орл.); Пастернак пишет: «…в моем отдельном случае жизнь переходила в художественное претворение, как оно рождалось из судьбы и опыта». Но что такое «судьба и опыт» в «отдельном случае» Пастернака? Это опять-таки «художественное претворение» , с которым были связаны встречи, переписки, беседы – с Маяковским, Цветаевой, Асеевым, Паоло Яшвили, Тицианом Табидзе (Лих.); Иордан любил Кипренского и называл его «предоброй душой» (Пауст.); Борьба Пастернака за «неслыханную простоту» поэтического языка была борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность – отсутствие поэтической вторичности, примитивной традиционности… (Лих.).

Выделение кавычками необычно употребляемых слов

Кавычками выделяются слова, чуждые лексикону пишущего: слова, употребляемые в необычном (специальном, профессиональном) значении, слова, принадлежащие особому, часто узкому кругу общающихся: Я ткнул веслом, шучонок «дал вар» (Пришв.); Долго не увядала трава. Только голубеющая дымка (ее зовут в народе «мга» ) затягивала плесы на Оке и отдаленные леса. «Мга» то сгущалась, то бледнела (Пауст.); Живет Саша «на хлебах» в мещанском домике (Бун.); Раствор сернокислых солей кальция из гипса может перейти в микроскопические поры керамики и дать «высолы» на поверхности произведения – белесые пятна под глазурью. Идеально прижилась бы на керамике только керамика. Такой «имплантат» старел бы синхронно с оригиналом (журн.).

Кавычками выделяются иностилевые слова, подчеркивается ироническое значение слова, дается указание на двойной смысл слова или смысл, известный лишь тому, кому адресованы слова: …Многие страницы английского классического романа «ломятся» от богатства вещного мира и сверкают этим богатством (М. Урнов) (иностилевое слово в научном тексте); …Загадка этого таинственного приобретения, щедрого подарка за «услуги» , служит примером двусмысленных толков (М. Урнов) (ироническое значение слова); Пока это секрет, ничего не говорите «там» известной вам «особе» (Ч.) (там, особе – смысл слов известен лишь адресату); Я стал держать экзамены… когда «порядочные лица» их не держали (Орл.) (указание на особый, тайный смысл слова); …И если бы не этот тезис – еще неизвестно, во что вылилось бы ведомственное «недоумение» (Зал.) (иронически-порицательное употребление слова); И так каждый день от «зари» до «зари» . А «заря» – это особый артикул, использовавшийся караулом на гауптвахте утром и вечером (Гил.) (двойной смысл – общепринятый и условный).

Кавычками выделяются слова, употребляемые в особом, часто условном значении: Ведь нулевой цикл – «непыльный» цикл, он не требует многочисленных смежников и поставщиков (Зал.).

Кавычками подчеркивается чисто грамматическая необычность употребления слов, например в случае, когда в качестве членов предложения употребляются части речи или целые обороты, не предназначенные для выражения данных функций: «Хочешь?» , «давай ты» звучало в моих ушах и производило какое-то опьянение; я ничего и никого не видел, кроме Сонечки (Л. Т.); От его приветливого «я вас ждал» она повеселела (Б. П.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *