Знают все что чтение лучшее учение
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Чтение-лучшее учение.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
«ЧТЕНИЕ – вот ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ» Работу выполнила библиотекарь МОУ «СОШ п.Восточный Дергачевского района Саратовской области Садыкова Н.Б.
Славянская азбука В 863 году произошло величайшее событие: была изобретена славянская азбука.
берестяные грамоты История возникновения книг на Руси начинается с первых русских берестяных грамот, которые появились в Новгороде.
Первые книги на Руси
Викторина пословиц Кто много читает… Книгу читать, как…. Мир освещается солнцем…..
«Чтение – вот лучшее учение…» Александр Сергеевич Пушкин
Подведение итогов Нужно ли читать книги? Это один из первых вопросов, которые должен задать себе человек, решивший начать свой путь к успеху. К сожалению, информация, полученная при помощи компьютера или телевизора, имеет свои особенности: а именно, подаётся наглядно. То есть человек не развивает свой мыслительный аппарат.
Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Выбранный для просмотра документ чтение- лучшее учение.docx
Автор работы Садыкова Наталия Борисовна
413481 Саратовская область Дергачевский район п.Восточный улица Школьная д 6, телефон 4-64-27
должность автора : библиотекарь, учитель математики
контактный телефон : 89272296822
тема работы «Чтение – вот лучшее учение»
Цель беседы: убедить учащихся в том, что чтение должно стать для них не «трудовой повинностью» и обязанностью, а средством удовлетворения своих духовных, интеллектуальных и эстетических запросов.
— помочь разобраться учащимся в смысле общения человека с книгой;
— пробудить в учащихся желание к постижению неизведанного, формировать осознанный интерес к чтению.
Возраст: учащихся 5-7 классы
Форма проведения: беседа
Оборудование : компьютер, проектор, карточки с заготовками заданий
Вступление Добрый день дорогие ребята. Чтобы узнать, о чем будет наша беседа, Отгадайте загадку.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
— Да, сегодня мы поговорим о книгах. ( Слайд №1) тема занятия
— А любите ли вы читать книги? Есть ли у вас любимые книги?
А как вы понимаете слова: «Будешь книги читать – будешь многое знать!» (Слайд №2)
Да, из книг мы узнаём о мире, который нас окружает, о том, как живут люди, о прошлом и о многом другом. А задавали ли вы себе вопрос, как же появились книги? Может быть, кто-то знает?
У книги очень длинная и интересная история. Много-много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаги, ни тем более книг. Все рассказы об отважных воинах, о Солнце и Луне рассказывали вслух. Но очень трудно запомнить длинные и очень разные истории. Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запоминать многие вещи. Нарисуют, например, озеро, рядом – огромную рыбу, и картинка напоминает об удачной рыбалке.
Или на стенах пещеры изобразят быка в память об удачной охоте.
Шло время, и человек изобрёл буквы, с помощью которых можно писать обо всём. Слайд 3
На чём же и как писали? А писали острой палочкой на берёсте, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском. Слайд 4
А у нас в России книги писали раньше на берёсте из коры берёз.
Слайд 5 Первая печатная книга появилась на Руси более 400 лет назад. Напечатал её русский первопечатник Иван Фёдоров со своими помощниками.
Как вы думаете, для чего предназначена книга?
(для того, чтобы передавать знания, накопленный опыт, ценную информацию, образное представление о мире)
Слайд 6 а сейчас проведем Сказочную ярмарку
Я вам сейчас зачитаю отрывки, а вы ответьте из какого это произведения?
1. «…Всем девчонкам и мальчишкам, Буратино другом стал. Он в коротеньких штанишках с нами «Енку» танцевал.» (Сказка «Золотой ключик или Приключения Буратино»)А.Толстой
2. «…Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…» (Сказка «Колобок»)
3. «…Высоко сижу, далеко гляжу – не садись на пенёк, не ешь пирожок…» (Сказка «Машенька и Медведь»)
4. «…Я, мышка-норушка, я, лягушка-квакушка…» (Сказка «Теремок»)
Предлагаю посмотреть объявления и рекламы в газетах для сказочных героев. Может, вы вспомните сказки и отгадаете авторов этих объявлений?
-Продаю золотые яйца, дорого. (Курочка Ряба)
— Пропал пирожок круглой формы. Нашедшего просим не есть, а вернуть за вознаграждение. (Дед и баба о Колобке).
-Куплю футболку огнеупорную трёхворотниковую последнего размера. (Змей Горыныч).
Слайд 8 Викторина пословиц
Кто много читает….(тот много знает)
Книгу читать …(как на крыльях летать)
Мир освещается солнцем…(а человек знанием)
Какие произведения Пушкина Вы знаете?
А давайте сами попробуем сочинить сказку. Какими словами она обычно начинается? «Жили-были» или « В некотором царстве…» Каждой команде я дам по листочку, на нём написаны слова, которые помогут вам.
(распечатать) Сказка про…
Глянул на ____________________ и ______________. Поблагодарил_________ умного____и он отправился ____________.
Слайд 10 Подведем итоги нашей беседы. Полезно ли было для вас наше занятие? Какие выводы для себя вы сделали?
Давайте мы с вами споем –
Песню про книги(на мотив «Песенки мамонтёнка»)
Я книгу читаю – она друг надёжный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу. (2 раза.)
Пусть книга научит,
Пусть книга расскажет.
Пусть верный путь в жизни она нам укажет.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети! (2 раза последние две строчки)
Её не заменит компьютер и видик.
Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит.
Ведь чтение книг и науки –
Надёжное средство от скуки.
Вот и подошло к концу наше мероприятие. Вы все хорошо работали, видно, что читаете книги. Я вам раздам снежинку желаний, напишите, какую книгу вы бы хотели прочитать в новом году? И пусть оно исполнится.
Слайд 11 Я к вам обращаюсь, товарищи дети!
Чтение – вот лучшее учение?
Эти слова в наши дни правильнее писать именно так — с вопросительным знаком вместо восклицательного. Чтение для многих уже не является жизненной необходимостью, книга перестала быть другом, нравственным авторитетом, воспитателем. В результате утрачивается духовный опыт и традиции, накопленные поколениями, что приводит к снижению уровня грамотности населения, резкому падению общей культуры личности, разобщенности людей, скудоумию.
В старину книги бережно хранили, передавали от поколения к поколению как бесценный дар. Ведь именно книги содержат мудрые мысли и важные сведения, накопленные человечеством, являются лучшими собеседниками и врачевателями души. В большинстве семей обязательно собиралась не только взрослая, но и детская библиотека, формировалась привычка семейного чтения, особенно перед сном. Читали и дети, и взрослые, читали вслух. Было принято дарить книги, вместе обсуждать прочитанное.
То, что в современном мире появляются всё новые носители информации, эволюция которых идёт семимильными шагами, — это факт, и эти технологии стали неотъемлемой и естественной частью жизни наших детей с самого раннего возраста. Но роль чтения как источника развития личности и фактора её социализации, безусловно, никуда не исчезнет, она признаётся во всём мире.
В 90-е годы прошлого века казалось, что все рухнуло, на помойки выносили целые семейные библиотеки. Тем не менее интерес к чтению опять растет, в этом велика заслуга библиотекарей и библиотек. И это правильно. Именно школьная библиотека может и должна способствовать развитию интереса к чтению.
В стране есть библиотеки, которые стали очагами культуры, они используют IT-возможности для привлечения читателей, что позитивно сказывается на популяризации чтения. В большинстве же библиотек — особенно в школьных — сейчас, к сожалению, проблемы с пополнением новыми книгами. И этому вопросу нужно уделять особое внимание.
Чтение книги воспитывает у детей гуманность, формирует ум, память, воображение и речь, учит творчеству. Если ребенок постоянно видит родителей с книгой, он потянется к чтению сам. Задача семьи — внимательно относиться к интересам и увлечениям ребенка, своевременно подбирая ему соответствующие книги. Сейчас чтение ассоциируется с уроком литературы, к нему должны призывать и учителя истории, географии, физики, химии. Потому что всегда есть что почитать по любому предмету, в том числе и художественную литературу. Фото: Источник
Читая, человек познает мир, становится умнее и духовно богаче, развивается и учится применять прочитанное на практике. Литература — наследие веков, а через слово в наше время передается информация, развиваются моральные качества, человек познает мир во всем его разнообразии.
Проголосовали 2 человека
Комментарии (11):
Войти через социальные сети:
О каком чтение речь? О чтении учебника физики, «Мира, как воли и представлении» А.Шопенгауэра, о том, как построить скворечник своими руками? Или обо всей это художественной литературе, в которой что ни слово, то вымысел, что ни предложение, то авторский невроз?
Большинство начитанных и образованных людей напоминает мне образованных зомби, ходящих с вытянутыми руками от одной книжной мысли к другой. Они часто не богаты, а ущербны, но этого даже не допускают.
Игорь Ткачев,
«Большинство начитанных и образованных людей напоминает мне образованных зомби, ходящих с вытянутыми руками от одной книжной мысли к другой. Они часто не богаты, а ущербны, но этого даже не допускают.»
Промолчу. Просто приведу заголовки Ваших недавних статей:
» Устами великих. »
» Что хотели сказать выдающиеся люди. »
Татьяна Пучкова, под «великими» и «выдающимися» вы обязательно понимаете «начитанных и образованных»?
Это, первое.
Второе, у меня был призыв на них как-то равняться?
Или я заявлял, что они парадигма ума и «как жизнь прожить»?
Что они исключительны, а мысли их совершенны?
Здесь очень много нюансов, Таня: например, начитанная ВЫ и начитанный я. Мыслящие по-разному.
А вы пытаетесь меня поймать на каких-то заголовках-)))
Игорь Ткачев,
Не надо за меня домысливать. Если Вы не заметили, я промолчала. Просто привела Ваши слова и написанные Вами заголовки. Без комментариев. Поэтому Вы оппонируете сам себе. Вам лучше знать, кого вы имели в виду, когда писали про «начитанных людей, которые как образованные зомби, ходят с вытянутыми руками от одной книжной мысли к другой».
И насколько это утверждение соотносится с вашими статьями, в которых приведены мысли великих и не очень из разных книг.
Татьяна Пучкова, а вот в этом и интрига.
Думающий, может, поймет. А начитанный зомби вряд ли.
-)
ПС Попробуйте поразмыслить над следующим:
К сожалению, вы стандартно пускаете все свои силы не на попытку что-то понять иное для вас, а на защиту уже принятого, сто лет тому, и на противодействие всему, что вам чуждо. Примерно как я бросаю их здесь на то, чтобы вам что-то, в большинстве случаев, совершенно безнадежно объяснить.
Игорь Ткачев, я стандартно повторяю?
Вообще то я просто резюмировала Ваш ответ самому себе. Выходит, это Ваши мысли стандартны?
Разве вы не замечаете противоречивости своих утверждений?
Я честно пыталась вас понять. Но как? Если из комментария в комментарий Ваша точка зрения существенно изменяется.
Татьяна Пучкова, Вам доставляет такое удовольствие разбирать и подлавливать меня на чем-то?
Будьте уже предметны и точны: ваши повторения, что я противоречив, даром провидения меня не наделяют-)
Во многом, мысли мысли также стандартны, как и ваши. И я не рвусь в оригиналы. Не при этих лицах-)
То, что вы не поняли меня, не означает, чтобы я полон противоречий. Это во-1-х.
И во-вторых, я уже стандартно замечал, чем плохи противоречия? Они исключаются ту немногую мысль, которая в них может быть? Одно противоречие исключает то, чему оно противоречит и нивелирует обе мысли до нуля?
Я ВАМ уже неоднократно давал здесь мысль. Не новую. Но не популярную. Про чтение. Попробуйте вернутся к этой мысли и ее раскритиковать. Пока же ВЫ пытаетесь критиковать только меня, причем очень дувусмысленно.
Но и это не нужно: я несовершенен, противоречив и даже глуп для некоторых.
«Татьяна Пучкова, Вам доставляет такое удовольствие разбирать и подлавливать меня на чем-то? »
Нет, не подлавливать. Я просто получаю удовольствие, читая Ваши статьи и комментарии.)
Вообще то я вас не критиковала. Совсем. В комментариях воздержалась от высказывания своего мнения, потому что примерно представляла, каков будет ответ. И чтоб избежать обвинений в провокациях, я просто привела Вам Ваши же слова. Самому себе вы отвечали еще интереснее. )
Мысль про чтение? Которую из многих вы имеете в виду? Возможно, я что то упустила. Но если найду, обязательно ее подумаю. Обещаю.)
А со второй мыслью полностью согласна. Хотя, темпы Вашего развития иногда удивляют.(Это шутка )
Игорь Ткачев, чтобы «контролировать качество и количество читаемого контента» необходимо, чтобы этот контент был. А молодежь сейчас в абсолютном большинстве своём не читает. Вообще.
Вообще, все так. Но беда в том, что многие, полюбив чтение, не умеют ни фильтровать его, ни останавливаться, чтобы свои мысли, чувства и переживания не заменять чужими.
«Думающих» лично я вижу не много. Скорее, повторяющих именно чужое.
Кстати, и «умные книги» могут оказаться «макулатурой.
Отчего Вы так уверены, что знаете, что они «умные»?
Классный час на тему: «Чтение-лучшее учение»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цель : создать условия для формирования уважения и любви к Великой русской литературе, художественному слову.
Задачи: пробудить у ребят интерес к чтению;
выявить уровень начитанности школьников, их знания в области литературных произведений школьной программы;
повысить эрудицию участников классного часа;
создать атмосферу сотрудничества и творческого соревнования.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, выставка книг.
Форма проведения: литературная композиция с элементами беседы и игры (Класс делится на 2 равносильные команды)
В старину люди очень ценили книги. Они стоили дорого, так как создавались медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой. Писал летописец гусиным пером или острой палочкой на папирусе, бересте или пергаменте (тонкой телячьей коже). Потом книги стали из металлических букв. Художники стали рисовать рисунки, очень красиво писали заглавия, затем украшали серебром и драгоценными камнями. Такие книги были очень дорогими, их могли купить только богатые люди. Над одной книгой люди трудились целый год.
Ученик 2: И вот, наконец, наступил этот срок,
Когда был придуман печатный станок.
И стала доступною книга в сто крат,
И был человек очень этому рад.
Машина умнела, умнела, а ныне
Доверили книгу великой машине,
Чтоб мы получили книгу, над ней
Поработало очень много людей.
Воспитатель: Александр Сергеевич Пушкин писал: «Чтение — вот лучшее
учение». Как вы понимаете эти слова? (обсуждение в командах)
Сначала люди изучали мир только с помощью наблюдений и опытов, знания передавали из уст в уста. Потом научились записывать самые важные мысли. Книги хранят в себе факты, размышления и открытия, которые накопило человечество за тысячелетия своего существования. Из научных книг мы получаем знания о законах природы и мира. Из художественной литературы мы узнаем о людях, их чувствах и переживаниях, учимся горевать и радоваться вместе с ними. Чтение — лучший способ стать образованным человеком.
Ученик 3:Несколько фактов о пользе чтения 1. Чтение делает взгляд острее. 2. Чтение сохраняет ваше физическое здоровье. 3. Чтение положительно влияет на окружающую среду. 4. Чтение научит вас общаться. 5. Чтение помогает приятно проводить свободное время. 6. Чтение дарует спокойствие. 7. Чтение помогает сконцентрироваться.
Воспитатель:. А теперь проведём викторину :
Кто любил сочинять шумелки, ворчалки, сопелки? (Винни-пух)
Какое слово должен был сложить Кай в ледяном дворце Снежной Королевы? (Вечность)
Как звали пса из «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях? (Соколко)
Сколько лет жили старик со старухой? (30 лет и 3 года)
Кто был другом Малыша? (Карлсон)
Сколько пудов шоколада просил прислать слон? (Пудов пять или шесть)
Кличка собаки Мальвины. (Артемон)
Закадычный дружок Бабы-Яги. (Кащей)
Сказка Г. Х. Андерсена, в которой обманули короля. («Новое платье короля»)
Как звали девочку, которая получила имя из-за своего роста? (Дюймовочка)
Во что превратилась карета Золушки? (Тыква)
Что вызвало бессонницу у принцессы? (Горошина)
В кого превращала Лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал царство славного Салтана? (Комар, муха, шмель))
Деревянный мальчик. (Буратино)
Кто говорит «Сим-сим! Открой дверь!» (Али-Баба)
Кто «оживил» шляпу, напугав друзей? (Котенок Васька)
Кто путешествовал в Стране Чудес и Зазеркалье? (Алиса)
Кого сумел одолеть Алеша Попович? (Тугарина)
Как называется рассказ, в которых говорится о мальчиках, не сумевших сварить кашу? («Мишкина каша» Н. Носов)
Как звали племянников – утят Скруджа Магдака? (Билли, Вилли, Дилли)
А теперь вам предстоит ответить на более сложные вопросы:
1.Кого мы называем первопечатником книги?
(Первая печатная книга была выпущена замечательным русским мастером Иваном Фёдоровым.)
2. Где установлен памятник Ивану Фёдорову? ( В Москве)
3. Ребята, а где сейчас печатают книги?
(Печатают на станках в типографии.)
4. Кто самым первым начинает работу над созданием книги?
(Поэты, писатели должны сочинять произведения (стихи, поэмы, рассказы, сказки, романы и т.д.).
Воспитатель : Потом рукопись писателя попадает в издательство. Это такое учреждение, где издают книги. Здесь рукопись читают редакторы и потом отправляют в типографию. Затем работники этой типографии печатают сочинения и оформляют в форме книги.
5. Как называется заглавие книги, страница, на которой напечатано заглавие, имя автора, год и место издания. (Титульный лист)
6.Двойные листы плотной бумаги, расположенные между обложкой и титульной страницей. (Форзац)
( Дополнительныё сведения :.Человек, который коллекционирует старые книги. (Букинист)
В 1564 г. Иван Федоров издал первую печатную книгу России. Как она называлась? (Апостол)
Игры и задания по чтению
3. Соедините фамилии писателей и произведения, ими написанные.
1) Г.-Х.Андерсен. А) «Каменный цветок» (ГОГОЛЬ-ВИЙ, АНДЕРСЕН-СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА, ПУШКИН-О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ, БАЖОВ КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК, ЕРШОВ-КОНЁК ГОРБУНОК
3) П.П.Ершов В) «Снежная королева»
4) Н.В.Гоголь Г) «Конек-горбунок»
5) П.П.Бажов Д) «Сказка о попе и работнике его Балде»
4 . Соедините фамилии и имена писателей.
2) Самуил Яковлевич Б) Пушкин
4) Александр Сергеевич Г) Барто
5) Антон Павлович Д) Лондон
6) Иван Сергеевич Е) Чехов
Задание усложняется. Узнайте героя по событию, которое случилось в его жизни.
Этот герой еще в раннем детстве был засмолен в бочку вместе со своей матерью и брошен в синее море. (Князь Гвидон)
Эта героиня была отравлена яблоком. Но все закончилось благополучно. (Молодая царевна)
Этот герой служил жадному человеку. Однажды ему пришлось тягаться с бесами. (Балда)
Этот герой был подарком для царя. А подарен был мудрецом. (Золотой петушок)
Кто однажды получил пять двоек за один день (пятую за «Круговорот воды в природе»)? (Витя Перестукин Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»)
Однажды он со своими друзьями отправился в Страну обезьян. Кто это? (Доктор Айболит)
1.«Сказка о рыбаке и рыбке»: Гаршин, Пушкин, Маршак?
2. «Ашик-Кериб»: Жуковский, Достоевский, Лермонтов?
3. «Королевство кривых зеркал»: Губарев, Погодин, Булычев?
5. «Приключения Карандаша и Самоделкина»: Заходер, Каверин, Дружков?
6. «Конек-горбунок»: Шварц, Хармс, Ершов? 7. «Семь подземных королей»: Волков, Катаев, Шитков? 8. «Полынные сказки»: Коваль, Шергин, Пермяк?
9. «Незнайка на луне»: Бажов, Носов, Лагин?
10. «В стране невыученных уроков»: Гераскина, Чуковский, Вентистов? 11. «Горящее сердце»: Аксаков, Писаков, Горький?
12. «Горячий камень»: Гайдар, Бианки, Осеева?
Ответы: 1. Пушкин 2. Лермонтов 3. Губарев 4. Платонов 5. Дружков 6. Ершов 7. Волков 8. Коваль 9. Носов 10. Гераскина 11. Горький 12. Гайдар
Команды по очереди называют пословицы и поговорки о книге:
— Книга – твой друг, без нее, как без рук.
— Книга – окно в мир, почаще заглядывай в нее.
— Книга подобна воде – дорогу пробьет везде.
Знают все что чтение лучшее учение
«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой,
и не умея решать задачи. Но нельзя жить, нельзя быть счастливым,
не умея читать. Тот, кому не доступно искусство чтения –
невоспитанный человек, нравственный невежда».
Книга входит в жизнь каждого из нас с самого раннего детства и остается с ним на всю жизнь. Книга –это источник знаний.
Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас, приносят радость и удовольствие. Это и развлечение, и приключение. Книги расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других странах и народах, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно. Они учат нас сопереживанию, позволяют нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, какие чувства испытывают люди, попадая в ту или иную ситуацию.
На дворе XXI век. Век, когда чтение книг не представляет особой важности для детей. Мы сталкиваемся с этим в повседневном общении, на уроках в школе. Всё больше времени дети проводят у телевизора, за компьютером. А ведь раньше россияне считались самой читающей нацией, уступив первенство не только индийцам и китайцам, но и таиландцам, филиппинцам и египтянам. По данным статистики, сейчас Россия занимает 7 место из 10 стран. Больше всех сейчас читают индийцы, которые тратят на это занятие почти 11 часов в неделю.
Мы заканчиваем четвёртый класс. Средняя читаемость в нашем классе составляет 88 слов. Большинство ребят справляются с техникой чтения и даже читают выше нормы, но есть и такие, у которых техника чтения очень низкая.
А ведь с каждым годом объём информации, предлагаемый школьной программой, увеличивается. По оценкам психологов на успеваемость ребёнка в школе влияет около двухсот факторов. Фактор номер один – скорость и осознанность чтения.
Как помочь своим одноклассникам правильно и быстро читать тексты, чтобы повысить успешность в обучении?
Цель исследования: повысить скорость чтения за ограниченный промежуток времени на 15-20 слов.
1. Изучить доступную литературу, рассказывающую о влиянии скорости чтения на развитие школьника.
2. Провести стартовую и итоговую диагностику по выявлению первоначальной и конечной скорости чтения.
3. Подобрать и апробировать упражнения, способствующие эффективному развитию скорости чтения.
4. Сделать анализ. Сформировать выводы и рекомендации.
Объект исследования: чтение
Предмет исследования: скорость чтения.
Гипотеза: систематически выполняя комплекс специальных упражнений, нам удастся повысить скорость чтения за 2 недели примерно на 20-30 слов.
Этапы работы:
изучение материала;
проведение эксперимента;
обобщение полученных сведений.
Методы исследования: сбор информации, наблюдение, проведение экспериментов, сравнительный анализ первоначальной и конечной скорости чтения, обобщение.
Данная работа может быть использована на уроках литературного чтения, для индивидуальной работы с учащимися, во внеурочной деятельности.
С помощью словаря мы узнали, что чтение – это процесс преобразования буквенных символов в словесные, процесс получения информации из её источника [3].
Давно доказано, что организм человека стареет быстрее, когда стареет мозг. Чтение заставляет ваш мозг постоянно работать, в результате ваша старость отодвигается. По данным научных исследований, чтение защищает от заболеваний мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается и постоянно находится в тонусе, что улучшает его состояние.
Книги не только развивают воображение, развлекают и пополняют словарный запас. Они учат концентрировать внимание. Тренированный читатель без проблем может углубиться в любимое занятие в транспорте, а еще для многих не составляет труда смотреть сразу несколько передач, переключая каналы, держать в голове несколько важных дел.
Чтение – это главное умение человека в жизни, без него он не может постичь окружающий мир.
1.2. Влияние скорости чтения на развитие школьника
В современном учебном процессе важно не только само чтение, но и его качество. При чтении необходимо одновременно понимать смысл прочитанного, включать процессы памяти, внимания, восприятия. От скорости чтения зависит процесс развития школьника. Быстро читают обычно те дети, которые читают много, а, значит, усваивают много информации. При замедленном же чтении замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять.
В целом навык чтения складывается из двух сторон: смысловой и технической. Под главной смысловой стороной чтения понимают, что читатель понимает слова, употреблённые в прямом и переносном смысле, понимает содержание отдельных глав и абзацев.
В техническую сторону чтения входит несколько составляющих:
1) правильность чтения, т.е. умение прочитывать правильно слова без искажений, замены или перестановки букв, слогов, слов;
2) умение понимать содержание текста, его смысл;
3) выразительность – умение эмоционально передать читаемое, соблюдая знаки препинания автора и понимая их смысл;
4) это способ чтения. Различают четыре способа чтения: побуквенный, слоговой, плавный слоговой с прочтением целыми словами, чтение целыми словами;
5) это темп чтения, т.е. скорость прочитывания слов в минуту.
Навык чтения формируется в период обучения в начальной школе, поэтому в начальных классах есть свои нормы чтения. К концу 4 класса по требованиям программы ученики должны читать не менее 90 слов в минуту.
Однако существуют и другие мнения. Некоторые педагоги и учёные считают, что оптимальная скорость чтения – это чтение в темпе разговорной речи, т.е. 120 – 150 слов в минуту. Именно к такому темпу приспособился артикуляционный аппарат человека, при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
1.3. Известные факты о скорости чтения
2.3. Итоговая диагностика
Итак, изучив литературу, проведя исследования, ставя эксперимент, моя гипотеза о том, что систематически выполняя комплекс специальных упражнений, нам удастся повысить скорость чтения за 2 недели примерно на 20-30 слов, подтвердилась. На основании проведённого исследования можно сделать выводы: скорость чтения при использовании упражнений увеличилась (у Минаса на 15 слов, на 10 слов у Валерии и на 13 слов у Юлии.
Думаю, что эта работа заинтересует моих одноклассников, которые после ознакомления с ней начнут не только больше читать, но и полюбят это занятие. А это значит, что они, то же добьются результатов, начнут лучше учиться и смогут в будущем тоже стать успешными людьми. А ребята, которые приняли участие в этом и видя свои успехи, продолжат совершенствовать свою технику чтения.
1.Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения.- Мн. Университетское: 2007.-224с.
2. Зотов С. Г., Зотова М. А. Повышение скорости чтения. Издание
шестое. Феникс. 2013 г.
3.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-
е издание, дополненное. Москва. 2010 г.
4.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников– М.: АРКТИ, 2001. – 160 с.
5. Эдигей, В. Увлечение чтением: Уроки развития мышления и техники чтения [Текст]. – М.: Перспектива, 1997. – 80 с.
6. Интернет ресурсы: http://bragina.3dn.ru/YGJYKT/jhbg/issledovatelskij_proekt_gabbazovoj_aliny.docx