Зной все увеличивался так что становилось тяжело дышать
50 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным обстоятельственным
Приведем примеры сложноподчиненных предложений с придаточным обстоятельственным разных видов из произведений художественной литературы.
Виды сложноподчиненных предложений с придаточным обстоятельственным
Сложноподчиненные предложения с придаточным обстоятельственным в зависимости от смысловых отношений между главной частью и придаточной делятся на несколько видов:
Укажем примеры сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных обстоятельственных из произведений художественной литературы.
Предложения с обстоятельственным придаточным места
Обстоятельственные придаточные места указывают на место или направления действия, о котором сообщается в главном предложении. Они часто поясняют указательные слова «туда», «там», «оттуда» или обстоятельства места в главной части и отвечают на вопросы:
Придаточные со значением места присоединяются к главной части с помощью союзных слов-наречий:
Примеры
И через силу скачет конь туда, где светится огонь (М. Лермонтов).
А час спустя там, где вода сливается с небом, показался белый дымок (В. Осеева).
Я оттуда, где струится Тихий Дон, краса степей, и оттуда, где клубится беспредельный Енисей (А. Хомяков).
А дальше, где тростинки зелены уже просто до черноты, державным строем стоят вокруг какого-то окна или особо опасной топи камыши в коричневых меховых опушках (Ю. Домбровский).
Где силой взять нельзя, там надобна ухватка (И. Крылов).
Примеры предложений с придаточным образа действия
Егорушка стал засыпать так, как об этом долгие годы мечтала его мать (В. Лидин).
Двор так замело, что можно было шагать через прясло (М. Бубеннов).
Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился (И. Крылов).
Никогда Павка не старался так, как в свой первый рабочий день (Н. Островский).
Примеры предложений с придаточным цели
Я хату покинул, пошёл воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать (М. Светлов).
Мы работать в эти степи выходили до зари, чтоб росли на нашем хлебе силачи-богатыри (М. Исаковский).
Мне нужен мир, чтобы вырасти скорей и облететь вокруг земного шара ( А. Безыменский).
Я клянусь так жить и так трудиться, чтобы Родине цвести (Ольга Берггольц).
Покидаем мы землю родную для того, чтобы до звёзд и планет донести нашу правду земную и земной наш поклон и привет (Е. Долматовский).
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (И. Крылов).
Примеры предложений с придаточным времени
Едва кончился снегопад, население Новинска вышло расчищать заваленные пути (В. Ажаев).
Тогда лишь становится город героем, когда стал героем солдат (М. Лисянский).
Лишь только мы въехали на самую высокую точку горы, лошади вдруг совсем остановились (И. Гончаров).
Пока солнце не обогреет землю, на зеленой листве деревьев, на поникшей от холода траве лежит нежный, лёгкий иней (Г. Марков).
С тех пор как ушёл Григорий из дома, установились между ними отношения не то что враждебные, а холодно-натянутые (М. А. Шолохов).
См. еще 15 примеров предложений с придаточным времени.
Примеры предложений с придаточным причины
Вероятно, это был медведь, потому что лось кричит не так и только осенью (В. Арсеньев).
Древесина сосны используется даже в самолетостроении, так как она прочна и легка (В. Осеева).
Эскадра Юрьева погибла оттого, что лопнули все железные якорные цепи (К. Паустовский).
Так как отряд выступил от посёлка довольно поздно, то пришлось идти почти до сумерек (В. Арсеньев).
Примеры предложений с придаточным сравнения
Как невозвратная струя бежит, блестит и исчезает, так жизнь и юность убегает (А. Пушкин).
Песня, тихая и тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел (А. Чехов).
Трое других раненых медленно и спокойно, не прячась, словно уже полученные раны предохраняли их от пуль, шли по поверхности земли (Э. Казакевич).
В лесу что-то страшно и сухо треснуло, будто сломалась большая сосна (К. Паустовский).
См. ещё 11 примеров предложений с придаточным сравнения.
Примеры предложений с придаточным условия
Если начнутся дожди, то палатки придётся переносить выше, на холм (В. Арсеньев).
Кабы я плавать умел, купаться бы стал (М. Горький).
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт (И. Крылов).
Всякое дело надо делать хорошо, коли взялся за дело (М. Горький).
Раз никому нет дела до меня, останусь и буду жить, как жила (А. Фадеев).
Примеры предложений с придаточным уступки
Матросы работали в две смены, хотя и нуждались в полном отдыхе послеи жестокого боя (С. Сергеев-Ценский).
Пусть тот бой не упомянут в списке славы золотой, день придёт — ещё повстанут люди в памяти живой (А. Твардовский).
Молодой партизан был крепок, ловок, силен, даром что невелик ростом (А. Серафимович).
Отлетев немного, утка сейчас же спустилась в осоку, и после, сколько я ни искал её, не мог уже найти вторично (В. Арсеньев).
Примеры предложений с придаточным следствия
До глубокой осени лилась с неба вода, так что нельзя было на поля ни войти, ни въехать (В. Солоухин).
Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать (Д. Мамин-Сибиряк).
Снег становился белее, ярче, так что ломило глаза (М. Лермонтов).
Кругом было тихо, тихо, так что слышался малейший шорох (К. Паустовский).
Пониже Аксакова была мельница и огромный пруд, так что подпруда воды доходила почти до сада (С. Аксаков).
Почему становится трудно дышать? 16 причин
Дыхание — настолько естественный процесс, что мы привыкли его не замечать. Но любые проблемы с ним сразу вызывают панику. Причин, из-за которых становится трудно дышать, очень много, и далеко не все из них несут опасность для здоровья.
Чем может быть опасно затруднение дыхания?
Кратковременная одышка — это приспособление нашего организма, которое не несёт вреда. Другое дело, если дыхание затруднено без видимой причины или сопровождается другими симптомами: болью в груди, нарушением ритма сердца, кашлем на протяжении нескольких минут и более. Это может быть признаком серьезной проблемы и требует немедленного обращения к врачу.
Почему становится трудно дышать?
Временные причины затруднения дыхания
Заболевания сердца и кровеносной системы, вызывающие нарушения дыхания
Все болезни сердца вызывают одышку по одной причине — гипоксии, или недостатке кислорода. Но они оказывают разное воздействие на организм.
Болезни сердца легко узнать. Помимо одышки пациент ощущает боль в груди, у него отекают и синеют конечности. Эти симптомы ясны врачу и облегчают постановку диагноза.
Болезни лёгких и дыхательных путей
Любое заболевание, при котором сужается просвет дыхательных путей, приводит к затруднению дыхания.
Заболевания нервной системы, нарушающие дыхание
Заболевания нервной системы, во время которых затрудняется дыхание, могут быть связаны с патологиями головного мозга, позвоночника и периферическими нервами.
Сюда же врачи часто относят нарушения дыхания, связанные с неврозами или истериками. Однако они легко снимаются седативными средствами и не свидетельствуют об отдельном заболевании, но нуждаются в консультации невролога и/или психотерапевта.
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Главный Попко
Выделить ГО в предложениях, определить тип сказуемого,обозначить части СП,расставить знаки препинания,выделить союзы.Определить тип СПП,сделать схему.
1.Зной всё увеличивался так что становилось тяжело дышать
2.Чем выше человек по умственному и нравственному развитию тем он свободнее
3.Несмотря на то что доктора лечили его пускали кровь а давали пить лекарства он всё-таки выздоровел
4.Ох,лето красное!Любил бы я тебя когда б не зной не пыль да комары да мухи.
5.Цветы оттого что их только что полили издавали влажный раздражающий запах
6.Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла рыбак тихонько поднял его
7.Я не мог не признаться в душе что поведение мое в Симбирском трактире было глупо и чувствовал себя виноватым перед Савельичем
8.Где тонко там и рвётся
9.Кто смел тот съел
10.В течение нескольких дней было так холодно что занятия отменили
11.Есть люди без которых трудно представить себе существование общества и литературы
12.Сердце моё заныло когда очутились мы в давно знакомой комнате
Лучший ответ:
Васян Коваль
1.[Зной всё увеличивался], (ТАК ЧТО становилось тяжело дышать).
[ ], (так что) СПП с придаточным следствия
ГО – зной увеличивался(ПГС), становилось трудно дышать (СИС)
2.( ЧЕМ выше человек по умственному и нравственному развитию), [ТЕМ он свободнее]. ГО – выше человек (СИС), он свободнее (СИС)
(чем ), [тем ] СПП с придаточным сравнения
3.(НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства), [он всё-таки выздоровел]. ГО – доктора лечили, пускали, давали (ПГС), он выздолровел (ПГС)
(несмотря на то что ), [ ] СПП с придаточным уступки
4.[Ох, лето красное! Любил бы я тебя], ( КОГДА б не зной, не пыль, да комары, да мухи.)
ГО – любил бы я (ПГС), зной, пыль, комары, мухи
[ ], (когда ) СПП с придаточным условия
5[.Цветы,( ОТТОГО ЧТО их только что полили), издавали влажный раздражающий запах]. ГО – цветы издавали (ПГС), полили – ПГС
[ …, (оттого что ), ] СПП с придаточным причины
6.(ЧТОБЫ не выдать себя неосторожным стуком весла), [рыбак тихонько поднял его]. ГО – не выдать себя (СИС), рыбак поднял (ПГС)
( чтобы ),[ ] СПП с придаточным цели
7.[Я не мог не признаться в душе, (ЧТО поведение мое в Симбирском трактире было глупо), и чувствовал себя виноватым перед Савельичем.] ГО – я не мог не признаться (СГС) и чувствовал (ПГС)
[ …, (что ), ] СПП с придаточным изъяснительным
8.(ГДЕ тонко), [там и рвётся.] ГО – тонко (СИС), рвётся (ПГС)
(где ), [ ] СПП с придаточным места
9 (.КТО смел), [тот съел.] ГО – кто смел (ПГС), тот съел (ПГС)
(кто..), [ ] СПП с придаточным подлежащным
10[.В течение нескольких дней было так холодно], (ЧТО занятия отменили). ГО – было холодно (СИС), отменили (ПГС)
[ ], ( что) СПП с придаточным образа действия и степени
11.[Есть люди], (без КОТОРЫХ трудно представить себе существование общества и литературы.) ГО – есть люди (ПГС), трудно представить (СИС)
[ ], ( которых) СПП с придаточным определительным
12.[Сердце моё заныло],( КОГДА очутились мы в давно знакомой комнате). ГО – сердце заныло (ПГС). Очутились мы (ПГС)
Урок по русскому языку и литературе на тему» СПП с придаточными следствия»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Содержание урока : деятельность учителя и ученика
Добрый день! У нас сегодня на уроке присутствуют гости. И я надеюсь, что наш урок принесет нам всем радость. Тема интересная и совсем нетрудная. На улице чудесная погода, воздух свежий. Пусть это ощущение пребывает с вами, придаст вам уверенности, сил, поможет нам плодотворно потрудиться сегодня.
Хочу сказать, что к этим словам мы еще вернемся в течение урока.
Проверка индивидуального дом. задания. — Что было задано на дом? Подготовить небольшую экскурсию по родным местам. (небольшие проекты учащихся)
Называет тему, цели урока. На этом уроке вы узнаете, что такое придаточное следствия в сложноподчинённом предложении, узнаете, на какие вопросы отвечает придаточное следствия, где стоит в предложении, научитесь находить в предложениях придаточные следствия и отличать их от похожих конструкций.
Запишите тему урока.
Попробуем сами определить признаки новых придаточных, не обращаясь к учебнику. Для этого проведём исследование. Рассмотрим предложение : (на доске )
Зной всё увеличивался , так что становилось тяжело дышать.
1)Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.
2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного. Сравните: Зной так всё увеличивался , что становилось тяжело дышать — придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном. Относится к сказуемому увеличивался.
Чтение правила в учебнике на стр.88.
1.чтобы она тоже знала эту новость.
2. В лесу было красиво (что из этого следует?)
2.будто кто-то просил о помощи.
3.Позвони Анне (зачем? С какой целью?)
3.потому что свет мешал
4.Впереди слышались странные звуки (как?)
4. так что хотелось сделать снимки.
5.Ночь была тиха и светла(несм.на что?)
5. если человек не будет ее бояться.
6.Пурга не страшна (при как.усл.?)
6.хотя луны не было.
Вывод : какие придаточные мы с вами вспомнили?
Стр.89, упр.138. преобразуйте ССП в СПП с придаточными следствия и степени. Подчеркните в предложениях грамматические основы.
Снег шел долго, и дорога в город была занесена.
Путники устали, и идти дальше им не хотелось.
Похолодало, и нам не хотелось выходить из дому.
1ученик у доски. Синтаксический разбор предложения. Снег шел долго, так что дорога в город была занесена.
[. ], ( так что – союз) придат. следствия.
Вывод: так что союз придаточного следствия, относится ко всему главному предложению.
Практическая работа. По рядам. а) Перепишите, заменяя придаточные следствия придаточными степени. Образец . Вишневые деревья были низкорослые, так что для сбора ягод не требовалось лестницы.— Вишневые деревья были такие низкорослые, что для сбора ягод не требовалось лестницы. 1) В марте стояли теплые дни, так что поля быстро освободились от снега.— В марте стояли такие теплые дни, что поля быстро освободились от снега. 2) Было темно, так что мы с трудом различали дорогу. – Было так темно, что мы с трудом различали дорогу.
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия тесно связанны между собой, так как в одной части выражается причина, в другой – следствие ( в сложноподчиненных с придаточными причины в главной части – следствие, в придаточной – причина, в сложноподчиненных с придаточным следствия наоборот: главная часть – причина, придаточная – следствие).
Вывод : Мы убедились, что придаточные со значением образа действия можно изменить в придаточные со значением следствия и наоборот.
Из 2-х простых предложений составьте сначала СПП с придаточным причины, а затем СПП с придаточным следствия.
Мы создали в школе краеведческий уголок.
Мы хотим сохранить историю села для будущих поколений.
Урок по русскому языку для 9 класса «Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия и присоединительными»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия и присоединительными
Цели: совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; углубить получение учащимися сведений о СПП с придаточными следствия, различать указанные виды придаточных предложений, определять средства их связи с главным; дать понятие о придаточных следствия и придаточных присоединительных; совершенствовать навыки расстановки знаков препинания в СПП.
Развивающие: Работать над соблюдением орфоэпических норм языка.
Воспитательные: Способствовать воспитанию речевой культуры учащихся;
оборудование: учебник, раздаточный материал.
тип урока: комбинированный.
I. Организационный этап
II. Повторение. Актуализация опорных знаний
1. Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.
Задание 1. Расставить ударение в словах: баловать, документ, задолго, звонишь, новый каталог, красивее, мастерски, облегчит, усугубить, составить договор, столяр, начал смеяться, начала, партер. (карточки)
2. Найдите словосочетания со связью «управление»: (доска)
б) управлять автомобилем,
г) характерные черты,
д) стена из кирпича.
3. В каких предложениях есть речевые ошибки? (доска)
Хочется предупредить тех, кто плохо знает правила дорожного движения.
Около девяноста абитуриентов получили на экзамене высший балл.
У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми. (обеих)
В городе побежали ручьи по асфальтам. (слово асфальт не имеет формы мн. числа)
4. Практическая работа с языковым материалом (карточки)
— Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.
4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.
6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя ):
— С какими обстоятельственными придаточными нам осталось познакомиться? (следствия и СПП с придаточными присоединительными).
— Назовите цель нашего урока. (Познакомимся с придаточными предложениями следствия и с СПП с придаточными присоединительными).
Знакомство с новым материалом. Придаточные предложения следствия.
— Придаточные следственные оформляют значение следствия, результата, вывода, в то время как в главной части СПП выражена причина, основание. Придаточная часть присоединяется ко всей главной части посредством составного союза так что и располагается после главного предложения (в постпозиции).
— Давайте рассмотрим несколько примеров:
1. [Зной все увеличивался], (так что становилось тяжело дышать). [ ], (так что ).
2. [Мы сидели на углу бастиона], (так что в обе стороны могли видеть всё). [ ], ( так что).
Вывод: в обоих предложениях придаточные отвечают на вопрос «что из этого следует?», присоединяются с помощью составного союза так что.
(Бастион – крепостное военное укрепление.)
1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.
2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.
Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что;
Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.
Знакомство с новым материалом. СПП с придаточными присоединительными.
Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр. 80
1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?
2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему.
3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).
Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.
Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.
Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.
Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.
В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это; отчего → оттого; зачем → затем.
1) Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась эта яма.
2) Его не было в доме, почему я и оставил записку.
3) Пароход мог быть унесен в море, что при полном шторме грозило ему гибелью.
V. Закрепление нового материала
У доски – синтаксический разбор предложения. (Маша)
С какими видами придаточных познакомились?
Какие придаточные предложения называются придаточными следствия?
На какой вопрос они отвечают?
Какими союзами они прикрепляются к главному?
VII. Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». таблица
2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся.
Карточка (Коля, Саша Н., Саша К., Сергей)
І. Выразительно прочитайте предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте скобки.
1. Наташа у нас вчера ( в )первые выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2. Руки и ноги пленника были ( на )мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только головой ( Б. Акунин ). 3. Они прошли ( в )близи // так что брызги холодной грязи попали мне на лицо ( В. Богомолов ). 4. Буфетчик ( в )миг втянул голову в плечи // так что стало видно что он человек бедный ( М. Булгаков ). 5. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела ( на )верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули ( в )низ // так что от двухэтажной коробки ничего не осталось ( М. Булгаков ).