Золотой век русской литературы что это
Золотой век русской литературы
Впервые выражение Золотой век русской литературы употребил М. А. Антонович в статье «Литературный кризис», напечатанной в 1863 году в журнале «Современник»:
Недавно еще казалось, будто все органы литературы проникнуты одним духом и одушевлены одинаковыми стремлениями; все они, по-видимому, согласно шли к одной цели и преследовали одинаковые интересы. Поистине, то был Золотой век нашей литературы, период её невинности и блаженства. Теперь же в нашей литературе наступил век железный и даже глиняный. Вражда вышла за пределы домашнего литературного круга; один литературный орган старается подставить ногу другому и вырыть яму на том пути, который лежит вне области литературы.
Антонович подразумевал литературу, относящуюся к периоду А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, но в дальнейшем этот термин стал применяться к литературе всего XIX века, включив в себя также И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и других классиков. По выражению В. Б. Катаева, «между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился целый век, золотой век русской классической литературы. Они стоят словно у двух концов единой неразрывной цепи — в её начале и в конце».
Центром Золотого века русской поэзии был А. С. Пушкин. Помимо него к этому периоду относятся М. Ю. Лермонтов, И. А. Крылов, Е. А. Баратынский и другие поэты пушкинской поры. Завершился Золотой век поэзии произведениями Ф. И. Тютчева.
Связанные понятия
Ф. М. Достоевский не учился философии, не писал философские трактаты и не претендовал на звание философа. Современники писателя не рассматривали его сочинения с философской точки зрения. Однако в настоящее время, как писал американский исследователь Джеймс Сканлан, «даже самый суровый критик должен признать, что Достоевский при всей своей удаленности от академической философии был одним из самых философских писателей».
Русская классическая литература XIX века, как продукт царской охранки
Русскую классическую литературу XIX века называют «Золотым веком русской литературы». Ввел этот термин М.А. Антонович и подразумевал под ним литературу, относящуюся к периоду А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, но в дальнейшем этот термин стал применяться к литературе всего XIX века, включив в себя также И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и других классиков.
После восстания декабристов и восшествия на престол императора Николая I высшим органом политической полиции стало Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии во главе с А. Бенкендорфом. Любимец Николая І граф Бенкендорф смог не только успокоить революционную ситуацию, но и укрепить самодержавие на довольно продолжительный период, даже после его смерти. Связанное с непосредственной работой Бенкендорфа появление целого поколения Золотого века русской литературы является в немалой степени его заслугой.
Прошедшие цензуру того времени и, как сказали бы сегодня, поддержанные госзаказом, появлявшиеся почти каждый день литературные шедевры печатались большими тиражами. При этом многочисленные романы, повести, пьесы, поэмы и стихотворения не только не шли вразрез с основными устоями царского режима, но и поддерживали их – самодержавие, патриотизм, православие и другие российские скрепы.
Высланный за границу В. Белинский написал такое гневное письмо Н. Гоголю, которое до сих пор запрещено массово тиражировать в России из-за своего вольнодумного и опасного для власти содержания. Оно не потеряло своей актуальности и сейчас.
В XIX веке в Российской империи актуальной была, как всегда, патриотическая тематика, а также борьба с национально-освободительными движениями. Борьба за независимость находила отклик в сердцах многочисленных представителей национальной элиты Украины и Польши – среди писателей, офицеров и чиновников. Время от времени вспыхивали серьезные польские и украинские восстания, против которых использовались регулярные российские войска. Но в борьбе за умы и сердца людей принимали непосредственное участие классики русской литературы, перо которых умело направляло Третье отделение канцелярии Е.И.В.
Чтобы не нагромождать материал, истории успешного сотрудничества Третьего отделения с А.Пушкиным, Н.Гоголем, Ф.Достоевским, И.Тургеневым и др. лучше привести в отдельных статьях.
Серебряный и золотой век – что это и отличия
Серебряный и золотой век – эти понятия слышали в своей жизни все люди, даже не связанные с культурой и искусством. Объяснить, что же это такое могут не все, но знания особенностей и отличий поможет лучше ориентироваться в различных культурных сферах.
Определение понятий
Золотым веком принято называть период становления культуры и искусства. Его упоминания можно обнаружить в текстах, относящихся ко временам Античности. Поэты и философы того времени классифицировали с его помощью периоды развития человеческого общества. С золотом связывали денежные отношения, а также эпоху расцвета римской литературы и культуры. Основной период пришелся на 1 век до н.э. Для русской культуры золотым считается период 18-19 столетий (кроме последних 10 лет).
Серебряный век – эпоха новых взглядов и течений в культуре, искусстве и литературе. Начинается в конце 19 века и продолжается все 20-е годы 20 века. В основе лежат смелые и неожиданные решения, эксперименты со стилем и словом, стремление открыть миру нечто новое и неизведанное.
Сравнение
Для того чтобы понять, в чем состоят отличия серебряного века от золотого, необходимо провести сравнение. Первый показатель – хронология. Золотой считается более древним, так как упоминается еще античными авторами. Серебряный век является практически современным, так как закончился около 100 лет назад. Для русской литературы золотым считается весь 19 век. Рубеж конца 19-начала 20 столетия принято уже относить к серебряному веку. Также деления имеются и по жанрам. Золотым считается век литературных произведений в целом 18-19 веков, серебряным называют время расцвета поэзии (19-начало 20 века).
Для определенного временного отрезка были выбраны драгоценные металлы не по значимости культурных ценностей, а для удобства систематизации. Это можно расценивать, как дань уважения творчеству авторов.
Существует и другое мнение, согласно которому авторы серебряного века слабее, чем те творцы, которые создали свои произведения в золотой век культуры. Многие философы расценивали серебряный век в качестве культурного ренессанса, русского литературного и художественного возрождения. В этот период потребовалось искать новые источники для вдохновения, следовать тенденциям и веяниям, связанным с модерном.
Золотой век пришелся на время становления литературной, художественной и в целом культурной традиции. В этот период формировалось все то, что сейчас принято называть классикой. Вместе с этим находили свое место и новые воплощения творческой мысли, возникали направления, связанные с философией и общественной проблематикой.
Серебряный век позволил получить новые мысли и идеи, взгляды и методы исполнения. Появилось мастерство владения словом. Этот период создал новые течения, методы воплощения, культурные взгляды. В этот период появились смелые направления, такие как акмеизм, символизм, имажинизм, футуризм, авангард. Их смелость и неповторимое своеобразие удивляют и современных ценителей прекрасного.
Культурные и литературные процессы тесно связаны с историей. С этой позиции также можно рассматривать различия между ними. Смена столетий и эпох является переломным и сложным моментом, поэтому культура отвечает неожиданными решениями в виде абстракции, новых рифм, смелых форм и нестандартных решений, которые были недоступны автором прошлого.
Начало XX века – серебряный век, сопровождалось становлением и развитием революционного движения. Технический прогресс заставлял ускориться не только машины и производство, но и творцов, писателей, поэтов, художников и скульпторов. Влияние на культурные процессы оказывало и развитие научной мысли. С ней связаны проблемы и переживания в области религии.
Выводы
На основании проведенного сравнения можно подвести итоги и объяснить то, чем золотой век отличается от серебряного. Последний длился не долго, но запомнился всем ценителям прекрасного смелыми решениями. На серебряный век приходится расцвет поэзии, золотой связан с развитием всех направлений в культуре. Серебряный век в своей изначальной форме считался негативным – оценка авторам того периода давалась низкая. Золотой век дал произведения, выполненные в стиле реализма, романтизма, для серебряного характерным является влияние модернизма.
«Золотой век» русской литературы XIX века
XIX век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Золотой век русской литературы – это плеяда гениев искусства слова, прозаиков и поэтов, которые благодаря своему изысканному и непревзойденному творческому мастерству, определили дальнейшее развитие русской и зарубежной культуры.
Тонкое переплетение классицизма и социального реализма в литературе полностью отвечало общенациональным идеям того времени. Впервые в литературных произведениях начали подниматься остросоциальные проблемы: конфронтация личности человека и общества, несогласие с устаревшими принципами, потребность в изменении приоритетов.
сделали настоящий переворот в литературе. «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Бородино» не только пополнили фонд Русской классики, но и стали определенной стилистической подачей, которой неоднократно в будущем пользовались многие отечественные и мировые литераторы.
Герои золотого века русской литературы
Появляются литературные герои, для которых в первую очередь важна личная свобода. Ярким представителем выступает Татьяна Ларина, которая не нуждалась в праздной мишуре светских раутов, и для которой более предпочтительным было уединение и философские размышления. Так же, герой Александр Чацкий – человек, который в открытой форме выражал несогласие с общепринятым устоем жизни консервативного дворянства. Жажда переустройства общества среди просвещенных лиц поспособствовала появлению тайных обществ, в которых состояло большинство литераторов.
Центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.
начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений.
Представители золотого века русской литературы
Золотой век русской классики был представлен также в драматургическом жанре. Пьесы Антона Павловича Чехова с момента их создания до сегодняшнего дня ставят во многих театрах мира. Используя тонкую сатиру, Чехов высмеивал пороки человеческой сущности, выражал презрение к порокам представителей дворянских сословий.
Золотой век русской литературы: поэты
Вы будете перенаправлены на Автор24
Определение понятия золотой век русской литературы
Под «золотым веком русской литературы» принято понимать русскую литературу XIX века. Когда мы говорим непосредственно о золотом веке русской поэзии, то подразумеваем первую треть XIX века.
Впервые выражение «золотой век русской литературы» использовал русский литературный критик М.А. Антонов в своей статье под названием «Литературный кризис», опубликованной в 1963 году в журнале «Современник». Сам Антонов употребил это выражение по отношению к периоду творчества А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, однако позже этим выражение стали называть всю русскую литературу XIX века. Бесспорно, ключевой фигурой золотого века русской поэзии является А.С. Пушкин. Помимо него в список поэтов золотого века входят:
А.С. Пушкин (1799-1837)
Александр Сергеевич Пушкин – величайший национальный русский поэт, именно его творчество считается вершиной поэзии золотого века русской литературы. Работы А.С Пушкина серьезно повлияли на дальнейшее развитие как русской, так и мировой литературы, и культуры в целом.
Раннее творчество поэта характеризуется разными тематиками: политическое вольнолюбие, внутренняя свобода личности, любовь и дружба.
В то время, когда А.С. Пушкин прибывал в ссылке на юге России, у него начинает формироваться его особый романтический стиль. В это время он пишет такие свои знаменитые произведения как «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан». В этих работах превалирующей темой является тема свободы.
В 1825 году публике была представлена поэма «Борис Годунов». В этой работе Александра Сергеевича видны черты реалистического стиля. Поэт рассуждает о связи судьбы человека и судьбы народа.
Готовые работы на аналогичную тему
Знаменитый роман в стихах «Евгений Онеги» Белинским был назван «энциклопедией русской жизни». Это произведение является ярким примерном реалистического жанра. Здесь мы можем видеть и описание судеб героев, и завораживающие картины русский природы и богатый духовный опыт русской нации. А. С. Пушкин стал учителем для многих последующих поколений писателей.
М.Ю. Лермонтов (1814-1841)
Михаил Юрьевич Лермонтов – знаменитый русский поэт и писатель, несмотря на то, что, как и Пушкин он достаточно рано ушел из жизни, он оставил после себя богатое наследие.
В стихах Лермонтова мы видим демонические, правдолюбивы и свободолюбивые мотивы, например, в произведениях «Мцыри» и «Демон».
Для позднего творчества М.Ю. Лермонтова становится характерна реалистическая направленность. Он начинает отделять себя от героев своего произведения и демонстрирует читателю более объективный взгляд.
А.А. Фет (1820-1892)
Для творчества Афанасия Афанасьевича характерен уход от повседневной обыденности в мир фантазий и грез. Основными темами стихотворений А.А. Фета являются любовь и природа. Поэтическая манера Фета отличается большим художественным мастерством.
Стихотворение А.А. Фета под название «Шепот легкое дыхание» является лучшим произведением лирического жанра. В нем нет ни одного глагола, но в то же время движение в этом стихотворении имеет место быть. Поэт пишет о двух сторонах мира красоты: внешняя его сторона — это природа, а внутренняя сторона – это любовь.
П.А. Вяземский (1792- 1878)
Петр Андреевич Вяземский – знаменитый русский поэт, литературный критик и публицист. Вяземского называют представителем «светского стиля» в русской поэзии. Его творчество было тесно связано с французской «легкой поэзией».
В начале своего творческого пути Вяземский увлекался сатирическими произведениями, он написал много басен, эпиграмм, высмеивал пороки человеческого общества. Кроме того, большое место в его творчестве занимала эпикурейская поэзия. Вяземского считают певцом наслаждении жизнью, любви и дружбы. Большое место в поэзии Вяземского занимают свободолюбивые мотивы.
Во второй половине своего творческого пути, поэт большое значение придавал художественной форме. Стихотворения этого периода полны грустного лиризма. Во многом это связано с внутренним состоянием поэта, в это время он чувствовал себя очень одиноким, современность казалась ему безрадостной и даже враждебной.
К.Н. Батюшков (1787-1855)
Константин Николаевич Батюшков – знаменитый русский поэт золотого века русской поэзии. В начале своего творческого пути Батюшков воспевал дружбу, веселье и любовь. Он прославился как певец «легкой поэзии». Его стихотворения были полны земных радостей и светлых надежд.
Одним из самых известных стихотворений К.Н. Батюшкова является стихотворение «Мой гений». Сам Пушкин высоко оценил эту работу, он назвал ее «лучшей элегией Батюшкова».
Отличительными особенностями стихотворений Батюшкова были: музыкальность, определенность, ясность.
Творчество Батюшкова оказало большое влияние на поэзию Пушкина. Батюшков был одним из непосредственных учителей великого поэта.
Ф.И. Тютчев (1803-1873)
Для Тютчева природа — это одушевленное существо, мыслящий чувствующий организм, который взаимодействует с человеком. В природе Тютчев видит божественное начало. С особым благоговением поэт относится к различным земным стихиям. Несмотря на то, что внешне эти стихии противоречат, в поэзии Тютчева она находятся в постоянном взаимодействии. Человек в поэзии Тютчева стоит в центе этого взаимодействия. Однако отношения человека и природы для Тютчева драматичны. При всём своем желании человек не может полностью слиться с природой. Известными его стихотворениями о природе являются:
Эти же противоречие мы видим в теме любви, которая часто фигурирует в творчестве поэта. Для Тютчева любовь — это беспредельное счастье, но в то же время и огромная трагедия. Наиболее известными стихотворениями Тютчева о любви являются: