Золотой век русской поэзии что это
Золотой век русской литературы
Впервые выражение Золотой век русской литературы употребил М. А. Антонович в статье «Литературный кризис», напечатанной в 1863 году в журнале «Современник»:
Недавно еще казалось, будто все органы литературы проникнуты одним духом и одушевлены одинаковыми стремлениями; все они, по-видимому, согласно шли к одной цели и преследовали одинаковые интересы. Поистине, то был Золотой век нашей литературы, период её невинности и блаженства. Теперь же в нашей литературе наступил век железный и даже глиняный. Вражда вышла за пределы домашнего литературного круга; один литературный орган старается подставить ногу другому и вырыть яму на том пути, который лежит вне области литературы.
Антонович подразумевал литературу, относящуюся к периоду А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, но в дальнейшем этот термин стал применяться к литературе всего XIX века, включив в себя также И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и других классиков. По выражению В. Б. Катаева, «между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился целый век, золотой век русской классической литературы. Они стоят словно у двух концов единой неразрывной цепи — в её начале и в конце».
Центром Золотого века русской поэзии был А. С. Пушкин. Помимо него к этому периоду относятся М. Ю. Лермонтов, И. А. Крылов, Е. А. Баратынский и другие поэты пушкинской поры. Завершился Золотой век поэзии произведениями Ф. И. Тютчева.
Связанные понятия
Ф. М. Достоевский не учился философии, не писал философские трактаты и не претендовал на звание философа. Современники писателя не рассматривали его сочинения с философской точки зрения. Однако в настоящее время, как писал американский исследователь Джеймс Сканлан, «даже самый суровый критик должен признать, что Достоевский при всей своей удаленности от академической философии был одним из самых философских писателей».
Золотой век: русская поэзия 19 века кратко
Яркий термин «Золотой век» относится к первой половине, а точнее к первым сорока годам XIX века. Этот период примечателен беспрецедентным всплеском творчества, освещенным гением Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Федора Тютчева, Николая Некрасова и многих других. Русскую поэзию 19 века кратко можно описать цитатой Д. Ларчука: «Искусство вобрало в себя все самое прекрасное и доброе, могучее и неповторимое, что есть в русской душе, в русском народе».
Зарождение романтизма
Острая необходимость поэтов выражать свои мысли и чувства стала причиной появления нового образа в литературе — лирического героя, что очень быстро развилось в направление романтизма, основной чертой которого является сосредоточенность на внутреннем мире и чувствах идеального героя, а также его взаимоотношения с другими персонажами.
Так, широкое определение романтизму дает статья В. Я. Коровиной в учебнике-хрестоматии для сочинений по литературе для 9 класса: «В центре художественной системы романтизма — личность. Основной конфликт — между личностью и обществом. Романтическая личность — страстная личность. Но страсти делятся на высокие (это любовь во всех ее проявлениях) и низкие (зависть, жадность, честолюбие).»
Основоположниками направления по праву можно считать В. А. Жуковского и Е. А. Баратынского, на чьих стихотворениях «Весна, весна!» (Баратынский), «Приход весны» (Жуковский) и «Светлана» (Жуковский) воспитывались главные имена Золотого века — Лермонтов, Некрасов, Пушкин. Именно В. А. Жуковский, элегик, привнес европейский романтический идеализм в русскую поэзию.
Поэты Золотого века
До второй половины 19 века поэзия кратко и в то же время не менее влиятельно проводила общественно-политические идеи. Уже в сороковые годы критический реализм приобрел все более отчетливые формы.
Александр Сергеевич Пушкин
Если когда-нибудь возникнет проблема: «Нужно вспомнить стих любого поэта 19 века», то на ум сразу же придет Александр Сергеевич, так как он является самым ярким представителем российской поэзии. Многие его произведения были написаны в необычных обстоятельствах, например, в ссылке, куда он был направлен за оскорбительные идеи, выраженные в «Оде Свободе» и за сатирические стихотворные портреты фигур в суде.
Тогда же был опубликован его сказочный роман «Руслан и Людмила», Глинка позже адаптировал его как оперу. В ссылке Пушкин был сильно тронут красотой Крыма и Кавказа. Стихи «Кавказский пленник» (1822) и «Бахчисарайский фонтан» (1824) описывают его реакцию на эту красоту и раскрывают влияние Байрона на поэта. «Цыгане» (1823−24) выражает стремление Пушкина к свободе. В 1824 году ему было приказано отправляться в родовое имение под Псковом, где он оставался под присмотром императора, пока не был помилован в 1826 году.
Пушкин установил современный поэтический язык России, используя русскую историю как основу многих произведений, в том числе таких как «Медный всадник» (1833), прославляющий Петра Великого, «Борис Годунов» (1831), трагическая историческая драма, на основе которой Мусоргский написал оперу, и две работы о крестьянском восстании 1773−75 гг., «Капитанская дочь» (короткий роман, 1837 г.) и «История Пугачевского восстания» (1834 г.).
Шедевр Пушкина — «Евгений Онегин» (1823−31), роман в стихах о взаимно отвергнутой любви. Блестящее поэтическое достижение — работа содержит остроумные и проницательные описания русского общества того периода. Поэтов-современников творчества Пушкина (1810−1830) называют «поэтами пушкинской плеяды».
Среди других крупных работ Пушкина:
Известнейшими произведениями Некрасова можно назвать:
Федор Иванович Тютчев
Одно из самых известных стихотворений о сущности России — «Умом Россию не понять». Автор этого стиха — поэт-лирик Федор Тютчев. Он писал так называемые фрагменты — поэтические размышления и размышления о природе. Восхищение небом — один из его главных лейтмотивов, в то время как другая часть его лирики была посвящена любви.
Среди произведений Тютчева можно выделить ключевые:
Значение 19 века в культуре
Творения гениальных поэтов той эпохи до наших дней остаются несравненными шедеврами классической литературы, образцами высочайшего поэтического мастерства и великолепными примерами величия русского языка.
Позже, во второй половине 19 века, русская романная литература процветала благодаря политическому и социальному «брожению» и огромным изменениям. Девятнадцатый век подарил огромное количество мастеров романа Тургенева, Гончарова, Достоевского и Толстого.
Таким образом, именно 19 век явно и бесспорно воспринимается как Золотой век русской литературы, который позже совершенно естественным образом породил не менее заметный и не менее не одаренный Серебряный век.
«Золотой век» русской поэзии
Рубрика | Литература |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 11.07.2011 |
Размер файла | 1,2 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Золотой век русской поэзии: общая характеристика периода
2. Золотой век русской поэзии: основные представители
3. Портретная галерея основных представителей «Золотого века русской литературы»
Список используемой литературы
золотой век русский поэзия пушкин грибоедов
В истории тысячелетней культуры России ХIХ век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Это был взлет Духа, культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом.
Поэты А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, Д.В.Давыдов, Ф.Н.Глинка, П.А.Катенин, В.Ф.Раевский, К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, В.К.Кюхельбекер, А.И.Одоевский, П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Е.А.Баратынский, Н.М.Языков, И.И.Козлов, Д.В.Веневитинов и др. Их поэзия оставила заметный след в русской словесности.
Таким образом, данная тема и сегодня является достаточно актуальной.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
1. Золотой век русской поэзии: общая характеристика
С начала XIX века в русском обществе наблюдается небывало высокий патриотический подъем, он способствовал углублению понимания национальной особенности, развитию гражданственности. Искусство активно взаимодействовало с общественным сознанием, формируя его в национальное. Усиливалось развитие реалистических тенденций и национальных черт культуры.
Двигателем развития русской литературы ХIХ века, который продолжает «работать» и до сих пор, стала поэзия. Созданные в то время гениальными поэтами произведения по сию пору остаются непревзойдёнными шедеврами классики, образцами высшего поэтического мастерства, великолепными эталонами величия русского слова и русского языка. Началом «Золотого века» можно назвать 1808 г., ведь уже в одних из первых зрелых произведениях Жуковского очень хорошо видна индивидуальная интонация, такая свойственная для поэзии ставшей «выше». В начале 20-х годов заметно Байроновское влияние, популярной становится такая форма выражения, как стихотворная повесть. Творчество Пушкина пользуется огромным успехом, поэзия монополизирует книжные ряды. Наряду с ним и вокруг него действовала целая плеяда замечательных поэтов: Батюшков, Кюхельбекер, Рылеев, Языков, Вяземский, Дельвиг, Баратынский и другие. Каждый из них внёс свой вклад в общее дело подъёма и обновления русской литературы. Что составляло особенность русского «золотого века»?
Во-первых—широта и грандиозность поставленных перед собой задач. Во-вторых—высокое трагическое напряжение поэзии и прозы, их пророческое усилие. В-третьих—неподражаемое совершенство формы.
Первая и третья из этих особенностей с предельной ясностью выражены Пушкиным. Универсальность его гения сделала из него символ русского национального идеала. «Золотой век» в русской поэзии еще принято называть «Пушкинской порой».
Большая часть того, что было написано нашими классиками в XIX веке, давно стало литературной хрестоматией. Сегодня невозможно представить себе человека, который бы не знал и не прочитал такой культовый роман в стихах Пушкина как «Евгений Онегин» или великие поэмы Лермонтова «Демон» и «Мцыри». Десятки стихотворений заученных еще со школьной скамьи по-прежнему вызывают в наших сердцах чувства тепла и радости, эти стихотворения все так же, как и много лет назад, продолжают дышать и жить в наших душах. Они продолжают согревать нас, давать нам надежду, помогают не падать духом; они всегда готовы стать нашей путеводной звездой.
2. Золотой век русской поэзии: основные представители
Великим народным поэтом, воплотившим в себе достижения предшествующих авторов, обозначившим собою дальнейший этап ее развития, бесспорно, является Александр Сергеевич Пушкин. «Золотой век русской поэзии» характеризуется всплеском его творческой активности. Александр Сергеевич был романтичен, написанные им поэтические поэмы существенно повлияли на русскую и мировую культуру. Произведения Пушкина стали классическими в нашей стране и во всех странах мира. Имя Пушкина знакомо каждому человеку, не зависимо от его возраста, происхождения и литературных предпочтений.
А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни (Белинский). Реализм в «Евгении Онегине», приобретает всеобъемлющий характер: судьба современного молодого человека совмещена здесь с богатством картин русской жизни и удивительным по полноте выражением духовного опыта нации.
Одним из таких поэтов был Лермонтов Михаил Юрьевич. Как и Пушкин, ушедший от нас непозволительно рано, но успевший за свою недлинную жизнь создать такие произведения, такие образы, которые стали краеугольными камнями в истории создания и развития великой русской литературы. Это писатель ярко демонстрирующей духовности, глубокой внутренней концентрации, неуемной, бунтующей мысли. На его творчество, бесспорно, повлиял А.С.Пушкин.
В позднем творчестве Лермонтова появляются новые, реалистические тенденции: он начинает как бы отделять от себя трагические противоречия, превращая их в предмет объективного изображения. Высшее выражение это получает в романе «Герой нашего времени», герой которого не совпадает с личностью автора.
Читая поэтические произведения Лермонтова, невозможно просто наслаждаться поэзией, его стихи заставляют думать и страдать, искать и находить. Великий поэт встал в поредевший после убийства Пушкина ряд, нет, возглавил величественный пантеон русских поэтов, подхватив перо, выпавшее из рук великого мэтра.
Важны были для творчества Тютчева и его философские убеждения. Он мечтал об объединении славянских народов во главе с Россией, о создании славянского мира, который будет развиваться по своим законам. Но особенно удивительно космическое восприятие природы поэтом: «Тютчев был поэтом бесконечности, космической тайны. Он умел сам трепетать и заставлять читателя трепетать перед миром звезд» (Е. Винокуров). Будучи учеником и последователем Пушкина и учителем для последующего поколения поэтов, Тютчев создал прекрасные образцы философской лирики.
Интересно, что Фёдор Иванович, практически не употребляющий в повседневной жизни русскую речь и создающий публицистические произведения только на французском языке, стихи писал исключительно на русском.
Несмотря на собственное критическое и даже слегка небрежное отношение Тютчева к собственным произведениям его лирика до сих пор является великолепным образцом золотого века русской поэзии.
В этом стихотворении нет ни одного глагола, однако статичное описание пространства передает само движение времени. Стихотворение принадлежит к числу лучших поэтических произведений лирического жанра.