Зона безопасности для мгн что это
Противопожарная защита для маломобильных групп населения
Доклад К.Н. Белоусова в рамках конференции «Пожарная безопасность уникальных объектов и объектов критической инфраструктуры: техническое регулирование и особенности проектирования противопожарной защиты» на Международном форуме «Армия-2018» и «Неделя Национальной безопасности».
Маломобильные группы населения
Для начала разберемся кто такие маломобильные группы населения (МГН). Как гласит СП 59.13330.2016 это:
«…люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве» в т.ч.:
Объекты с массовым пребыванием людей
Теперь определим объекты с массовым пребыванием людей:
Обеспечение безопасности МГН
ФЗ №384 предлагает обеспечить для МГН «равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения».
ФЗ №123 поддерживает и устанавливает «Необходимый уровень обеспечения пожарной безопасности … в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, и пребыванием групп населения с ограниченными возможностями передвижения, …обеспечивается в первую очередь системой предотвращения пожара и комплексом организационно-технических мероприятий»
Основные меры по обеспечению безопасности МГН
Можно выделить 3 основные меры:
Объемно-планировочные решения
Безопасные зоны
Предназначены для ожидания прибытия спасательных подразделений или эвакуации (в том числе самостоятельно) за более продолжительное время (ФЗ №123, СП 59.13330.2016).
Зоны должны располагаться на путях эвакуации:
Размещение зон безопасности целесообразно на всех этажах, где могут присутствовать категории МГН.
Безопасные зоны:
Пути эвакуации
Параметры путей эвакуации определяются с учетом перемещения по ним категорий МГН (СП 1.13130.2009, СП 59.13330.2016), в т.ч.:
Системы противопожарной защиты объекта
В СП 3.13130, СП 5.13130 специальные требования по защите МГН для объектов с массовым пребыванием отсутствуют.
СП 59.13330.2016:
ГОСТ Р 51671-2015 рассказывает про особенности оповещения МГН:
Информирование МГН
СП 59.13330.2016:
В рамках информирования предусмотрена обязательная идентификация (распознавание) доступных для МГН элементов безопасности здания:
Важно: Идентификация должна быть однозначной и осуществляться с помощью технических средств информирования, ориентирования и сигнализации, а при необходимости – знаков доступности.
СП 59.13330.2016:
Для технических средств информирования, ориентирования и сигнализации и знаков доступности регламентировано:
Вывод
Существующие нормы в области пожарной безопасности, как правило, ориентированы на обычные категории граждан и не учитывают пребывание МГН на самых различных категориях объектов с массовым пребыванием людей. Исключение составляют требования к специализированным медицинским и социальным учреждениям с постоянным пребыванием МГН.
Единственным содержательным документом в этой части является СП 59.13330.2016. Но этот свод правил, принятый в рамках ФЗ №384, не является нормативным документом по пожарной безопасности. Вступивший в действие с 15 мая 2017 года, СП 59.13330.2016 распространяется в первую очередь на вновь проектируемые и строящиеся объекты капитального строительства.
Целесообразно внесение изменений в нормативные документы по пожарной безопасности в части обеспечения безопасности МГН при пожаре на объектах с массовым пребыванием людей.
Обучаем пожарно-техническому минимуму руководителей и ответственных за пожарную безопасность на предприятии
Проводим профессиональную переподготовку в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист по противопожарной профилактике»
Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Титульный лист Слайд 1
Обеспечение пожарной безопасности для маломобильных групп населения на объектах капитального строительства
В настоящее время со стороны государства уделяется большое внимание вопросам организации доступной среды для граждан с ограниченными возможностями.
Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, обеспечивающие и регламентирующие создание доступной среды, возглавляет Конституция Российской Федерации, которая в статье 27 закрепляет право человека на свободу передвижения: каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.
Вопрос обеспечения доступности маломобильных групп населения неразрывно связаны с вопросом обеспечения их безопасности на объектах различного назначения.
На сегодняшний день обеспечения безопасности маломобильных групп населения в том числе пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390) и другими нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с данным документом именно на стадии выдачи задания на проектирования многоквартирного жилого дома определяется необходимость доступности маломобильных групп населения. В большинстве случаев застройщиком принимается решение о проектировании жилого дома без проживания маломобильных групп населения. В связи с этим при эксплуатация жилого дома могут возникнуть сложности, в случае если в доме не рассчитанном на проживание МГН селится человек с ограниченными возможностями.
Что касается общественных зданий, то в соответствии с п. 4.3* СП 118.13330.2012* «Общественные здания и сооружения»
Планировка и оборудование зданий и сооружений, помещений, а также участков учреждений, организаций, предприятий общественного назначения, предназначенных для непосредственного обслуживания населения (посетителей, зрителей, покупателей, учащихся и т.д., для которых законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями), должны соответствовать требованиям СП 59.13330. В остальных случаях приспособленность зданий и сооружений к доступности маломобильных групп населения должна оговариваться в утверждаемом заказчиком задании на проектирование.
Обеспечение равных условий жизнедеятельности МГН с другими категориями населения предполагает одинаковые возможности по доступности данной категории граждан к услугам, предоставляемым на объектах общественных зданий. При этом, в случае обеспечения доступности, должна быть предусмотрена безопасность МГН при пожаре. Следовательно, требования по обеспечению безопасности МГН при пожаре должны быть выполнены во всех частях здания, где предусматривается возможность пребывания МГН.
Проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество их среды пребывания при соблюдении:
— досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;
— безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;
— эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;
— своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;
— удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.
Процесс эвакуации МГН в отличие от традиционного способа может осуществляться не только непосредственно наружу, но и в безопасные зоны.
Устройство безопасных зон регламентируется положениями части 15 статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которой для эвакуации со всех этажей зданий групп населения с ограниченными возможностями передвижения допускается предусматривать на этажах вблизи лифтов, предназначенных для групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и (или) на лестничных клетках устройство безопасных зон, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений. При этом к указанным лифтам предъявляются такие же требования, как к лифтам для транспортировки подразделений пожарной охраны. Такие лифты могут использоваться для спасения групп населения с ограниченными возможностями передвижения во время пожара.
В части эвакуации и спасения свод правил 59 не предусматривает четко регламентированных значений расстояний и параметров размещения безопасных зон. Таким образом, требование об обеспечении своевременной эвакуации МГН за необходимое время предполагает обязательное проведение расчетной оценки с целью расчетного определения соответствующих показателей (расчет пожарного риска).
Вопросы проектирования безопасных зон имеют свою специфику в случае специализированных общественных зданий, основным контингентом которых являются МГН (больницы, интернаты для престарелых и т. д.) В указанных случаях проектирование безопасных зон предложенными способами может являться крайне проблематичным, неэффективным и недостаточным. Для решения данного вопроса необходимо рассмотрение возможности проектирования иных видов безопасных зон и их более четкого описания.
Также требования пожарной безопасности для обеспечения эвакуации МГН необходимо предусматривать при проектировании объемно-планировочных решений, противодымной защиты объекта, систем аварийного освещения, систем оповещения людей при пожаре и знаков пожарной безопасности.
Требования к безопасным зонам
В соответствии с частью 15 статьи 89. 123-ФЗ Безопасная зона должна располагаться вблизи лифтов, имеющих функцию транспортировки подразделений пожарной охраны, или на лестничных клетках, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений.
5.2.27 Если по расчету невозможно обеспечить своевременную эвакуацию всех МГН за необходимое время, то для их спасения на путях эвакуации следует предусматривать зоны безопасности, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений, либо из которых они могут эвакуироваться более продолжительное время и (или) спасаться самостоятельно по прилегающей незадымляемой лестничной клетке или пандусу.
Предельно допустимые расстояния от наиболее удаленной точки помещения для инвалидов до двери в зону безопасности должно быть в пределах досягаемости за необходимое время эвакуации.
Зоны безопасности рекомендуется предусматривать в холлах лифтов для транспортирования пожарных подразделений, а также в холлах лифтов, используемых МГН. Данные лифты могут использоваться для спасения инвалидов во время пожара. Число лифтов для МГН устанавливается расчетом согласно приложению Г.
В состав зоны безопасности может включаться площадь примыкающей лоджии или балкона, отделенных противопожарными преградами от остальных помещений этажа, не входящих в зону безопасности. Лоджии и балконы могут не иметь противопожарного остекления, если наружная стена под ними глухая с пределом огнестойкости не менее REI 30 (EI 30) или имеющиеся в этой стене оконные и дверные проемы должны быть заполнены противопожарными окнами и дверями.
5.2.28 Площадь зоны безопасности должна быть предусмотрена на всех инвалидов, остающихся по расчету на этаже, исходя из удельной площади, приходящейся на одного спасаемого, при условии возможности его маневрирования. м /чел.:
Зона безопасности для мгн что это
ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
Accessibility of buildings and structures for persons with disabilities and persons with reduced mobility
____________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 59.13330.2012 с СП 59.13330.2016 см. по ссылке;
Текст Сравнения СП 59.13330.2012 со СНиП 35-01-2001 см. по ссылке
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
Дата введения 2013-01-01
Сведения о своде правил
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики. Изменение N 1 к СП 59.13330.2012 подготовлено к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27 декабря 2011 г. N 605 и введен в действие с 01 января 2013 г. В СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» внесено и утверждено изменение N 1 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 октября 2015 г. N 750/пр и введено в действие с 26 октября 2015 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
Пункты, таблицы, приложения, в которые внесены изменения, отмечены в настоящем своде правил звездочкой.
Введение
Актуализация СНиП 35-01-2001 в формате свода правил проведена в рамках выполнения части 5 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений», а также п.2 Плана мероприятий по созданию безбарьерной среды для целей проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г.Сочи.
Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Впервые в российский нормативный документ введен новый прогрессивный принцип «универсальный проект (дизайн)», который заявлен в Конвенции, как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.
Свод правил разработан с учетом требований Международного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета и международного опыта в системе других документов в области стандартизации, устанавливающих требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения.
Изменение N 1 к настоящему своду правил выполнено ООО «Институт общественных зданий» (канд. архитектуры А.М.Гарнец).
1 Область применения
1.2 Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
1.3 Возможность и степень (вид) адаптации к требованиям настоящих норм зданий, имеющих историческую, художественную или архитектурную ценность, следует согласовывать с органом по охране и использованию памятников истории и культуры соответствующего уровня и с органами социальной защиты населения соответствующего уровня.
1.4 Требования нормативного документа не распространяются на проектирование жилых одноквартирных домов.
1.5 Проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении:
досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;
безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;
эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;
своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;
удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.
1.6 Проектные решения объектов, предназначенных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).
2 Нормативные ссылки
Нормативные документы, на которые в тексте настоящего свода правил имеются ссылки, приведены в приложении А.
3 Термины и определения
Используемые в тексте термины и их определения приведены в приложении Б.
4 Требования к земельным участкам
4.1 Входы и пути движения
4.1.1 Вход на участок следует оборудовать доступными для МГН, в том числе инвалидов-колясочников, элементами информации об объекте.
4.1.2 На путях движения МГН не допускается применять непрозрачные калитки на навесных петлях двустороннего действия, калитки с вращающимися полотнами, турникеты и другие устройства, создающие преграду для МГН.
4.1.3 В проектной документации должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения МГН по участку к доступному входу в здание с учетом требований СП 42.13330. Эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку транспортными и пешеходными коммуникациями, специализированными парковочными местами, остановками общественного транспорта.
Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на все время (в течение суток) эксплуатации учреждения или предприятия в соответствии с ГОСТ Р 51256 и ГОСТ Р 52875.
4.1.4 Транспортные проезды на участке и пешеходные пути к объектам допускается совмещать при соблюдении градостроительных требований к параметрам путей движения.
При этом следует делать ограничительную разметку пешеходных путей на проезжей части, которые обеспечат безопасное движение людей и автомобильного транспорта.
4.1.5 При пересечении пешеходных путей транспортными средствами у входов в здание или на участке около здания следует предусматривать элементы заблаговременного предупреждения водителей о местах перехода, вплоть до его регулирования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51684. По обеим сторонам перехода через проезжую часть должны быть установлены бордюрные пандусы.
4.1.6 При наличии на участке подземных и надземных переходов их следует, как правило, оборудовать пандусами или подъемными устройствами, если нельзя организовать для МГН наземный переход.
4.1.7 Ширина пешеходного пути с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 2,0 м. В условиях сложившейся застройки допускается в пределах прямой видимости снижать ширину пути движения до 1,2 м. При этом следует устраивать не более чем через каждые 25 м горизонтальные площадки (карманы) размером не менее 2,0 1,8 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках.
Бордюрные пандусы на пешеходных переходах должны полностью располагаться в пределах зоны, предназначенной для пешеходов, и не должны выступать на проезжую часть. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 0,015 м.
4.1.9 Высоту бордюров по краям пешеходных путей на территории рекомендуется принимать не менее 0,05 м.
Перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,025 м.
4.1.10 Тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке, следует размещать не менее чем за 0,8 м до объекта информации или начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.
Ширина тактильной полосы принимается в пределах 0,5-0,6 м.
4.1.11 Покрытие пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов должно быть из твердых материалов, ровным, шероховатым, без зазоров, не создающим вибрацию при движении, а также предотвращающим скольжение, т.е. сохраняющим крепкое сцепление подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски при сырости и снеге.
Покрытие из бетонных плит должно иметь толщину швов между плитами не более 0,015 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.
Поверхность ступеней должна иметь антискользящее покрытие и быть шероховатой.
Не следует применять на путях движения МГН ступеней с открытыми подступенками.
Марш открытой лестницы не должен быть менее трех ступеней и не должен превышать 12 ступеней. Недопустимо применение одиночных ступеней, которые должны заменяться пандусами. Расстояние между поручнями лестницы в чистоте должно быть не менее 1,0 м.
Краевые ступени лестничных маршей должны быть выделены цветом или фактурой.
Перед открытой лестницей за 0,8-0,9 м следует предусматривать предупредительные тактильные полосы шириной 0,3-0,5 м.
4.1.13 В тех местах, где высота свободного пространства от поверхности земли до выступающих снизу конструкций лестниц менее 2,1 м, следует предусматривать ограждение или озеленение (кусты).
4.1.14 Лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.
Минстрой России уточнил требования по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения
Предыдущая редакция СП 59 разрабатывалась в 2015 году. За прошедший период была проделана огромная работа по формированию доступной среды для всех категорий граждан, были внесены поправки в федеральные законы, разработаны новые и актуализированы существующие своды правил, в том числе по пожарной безопасности, которые в корне меняют подход к разработке требований доступности среды. Поэтому сейчас в новую редакцию СП 59 внесено значительное количество изменений и дополнений для повышения качества и эффективности, содержащихся в нём требований.
При активном взаимодействии с Минтрансом России, АО «РЖД» введены требования по обеспечению доступности для МГН транспортных объектов, в том числе: остановочных пунктов общественного транспорта, заправок, автомоек, территорий вокзальных комплексов. Уточнены требования к автостоянкам и оборудованию зон пешеходного и транспортного движения. Большое внимание при пересмотре свода правил уделялось вопросам безопасности.
В результате совместной работы с МЧС России и региональными министерствами разработчиками уточнены требования к пожаробезопасным зонам и путям эвакуации в соответствии с изменением пожарных нормативов (в том числе СП 1.13130.2020). Введено новое приложение Б по маломобильным группам населения и расчетному количеству людей, относящихся к группам М2-М4 для зданий различного функционального назначения с учетом класса функциональной пожарной опасности.
С учетом рекомендаций Всероссийского общества инвалидов и других общественных организаций исключено применение на путях движения крышек люков старой конструкции с рёбрами жесткости более 5 мм, которые могли создавать травмоопасную ситуацию. Также из документа исключены решения, которые показали свою технико-экономическую неэффективность в процессе эксплуатации.
В обновленном документе уточнены требования к применению тактильной навигации на территории вокзалов, аэропортов, спортивных сооружений, театрах, общественных зданиях массового посещения и жилых зданиях, а также сокращены избыточные требования к применению наземных тактильных указателей (ТНУ).
Нарекания в плане травмоопасности у людей с нарушением зрения вызывали и некоторые типы предупреждающих рифов, расположенные вдоль края платформы, поэтому в обновленном документе предложены к применению ТНУ с продольными рифами.
«В состав обновлённого СП 59 включены положения 93 специальных технических условий (СТУ). Введение в нормативные требования вопросов, часто повторяющихся в утвержденных за последние 5 лет СТУ, позволили уточнить необходимые параметры объемно-планировочных решений с учетом современных технологий проектирования и строительства в целях повышения безопасности и доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения», – подчеркнул директор ФАУ «ФЦС» Сергей Музыченко.