Зощенко беда в чем смысл

Зощенко: Беда: главные герои, анализ и сочинение

Главные герои рассказа Зощенко ‘Беда’

Главная мысль рассказа ‘Беда’

Исполнение заветного желания часто лишает человека разума и он начинает делать глупости, которые перечеркивают все его усилия, приложенные на пути к исполнению мечты.

Зощенко: Беда: сочинение по рассказу

В рассказе Беда Михаила Зощенко говорится о вечной проблеме простого русского человека пьянстве. История Егора Иваныча Глотова, крестьянина из деревни Гнилые Прудки, печальна и в чем-то типична. Пьянство разрушило его мечту, к которой он шел два года. И случилось это пьянство не со зла, а от открытой и доброй души.

И вот деньги собраны. Долгожданная покупка лошади становится для Егора Иваныча настоящим праздником. Он может купить лошадь в деревне, но засовывает деньги в сапог и идет в город, чтобы по-настоящему.

Михаил Зощенко колоритным, живым и остроумным языком описывает процесс покупки лошади. Продавец делает вид, что не очень-то заинтересован, купят ли у него лошадь. Так принято. Очень интересно проходит торг: Егор Иваныч хлопал себя по голенищу, дважды снимал сапог, вытаскивая деньги, и дважды надевал снова, божился, вытирал рукой слёзы, говорил, что он шесть лет лопал солому, и что ему до зарезу нужна лошадь….

В итоге Егор Иваныч приобретает лошадь, как говорится, со скидкой. Правда, лошадь неинтересного цвета, но не цветом же пахать, в самом деле. Зощенко с юмором описывает ритуалы покупки: Егор Иваныч на радостях бросает шапку наземь и топчет ее в знак окончательного согласия с ценой.

Широкая русская душа героя хочет поделиться с другими своей радостью. Хочется рассказать о торге, похвастаться своей смекалкой, бескорыстно угостить и порадовать других. Встретив малознакомого мужика, Егор Иваныч ведет его в кабак. Это кончается запоем, в котором герой просто пропивает купленную лошадь.

Приятель пытается утешить героя, хотя понимает, что тот сам виноват. А Егор Иваныч возвращается домой в большом горе. Он крепко задумался. Выходит, зря он два года во всем себе отказывал? Лишь для того, чтобы клюкнуть как следует? Чтобы было что вспомнить? Есть надежда, что после этого случая воля героя укрепится, он сможет удерживаться от соблазнов.

Источник

Михаил Зощенко

Зощенко беда в чем смысл. Смотреть фото Зощенко беда в чем смысл. Смотреть картинку Зощенко беда в чем смысл. Картинка про Зощенко беда в чем смысл. Фото Зощенко беда в чем смысл

Зощенко беда в чем смысл. Смотреть фото Зощенко беда в чем смысл. Смотреть картинку Зощенко беда в чем смысл. Картинка про Зощенко беда в чем смысл. Фото Зощенко беда в чем смысл

Зощенко беда в чем смысл. Смотреть фото Зощенко беда в чем смысл. Смотреть картинку Зощенко беда в чем смысл. Картинка про Зощенко беда в чем смысл. Фото Зощенко беда в чем смысл

Читать рассказ «Беда» Михаила Зощенко

А вспомнить, конечно, тянуло. Но крепился мужик. Очень уж ему нужна была лошадь.

— Вот куплю, — думал, — лошадь и клюкну тогды. Будьте покойны.

Два года копил мужик деньги, а на третий подсчитал свои капиталы и стал собираться в путь.

А перед самым уходом явился к Егор Иванычу мужик из соседнего села и предложил купить у него лошадь. Но Егор Иваныч предложение это отклонил. Испугался даже.

— Что ты, батюшка! — сказал он. — Я два года солому жрал — ожидал покупки. А тут накося — купи у него лошадь. Это вроде как и не покупка будет… Нет, не пугай меня, браток. Я уж в город лучше поеду. По-настоящему чтобы.

И вот Егор Иваныч собрался. Завернул деньги в портянку, надел сапоги, взял в руки палку и пошел.

А на базаре Егор Иваныч тотчас облюбовал себе лошадь.

Была эта лошадь обыкновенная, мужицкая, с шибко раздутым животом. Масти она была неопределенной — вроде сухой глины с навозом.

Продавец стоял рядом и делал вид, что он ничуть не заинтересован, купят ли у него лошадь.

Егор Иваныч повертел ногой в сапоге, ощупал деньги и, любовно поглядывая на лошадь, сказал:

— Это что ж, милый, лошадь-то, я говорю, это самое продаешь, ай нет?

— Лошадь-то? — небрежно спросил торговец. — Да уж продаю, ладно. Конечно, продаю.

Егор Иваныч тоже хотел сделать вид, что он не нуждается в лошади, но не утерпел и сказал, сияя:

— Лошадь-то мне, милый, вот как требуется. До зарезу нужна мне лошадь. Я, милый ты мой, три года солому жрал, прежде чем купить ее. Вот как мне нужна лошадь… А какая, между тем, цена будет этой твоей лошади? Только делом говори.

Торговец сказал цену, а Егор Иваныч, зная, что цена эта ненастоящая и сказана, по правилам торговли, так, между прочим, не стал спорить. Он принялся осматривать лошадь.

Бабушкин подарок (+ Анализ)

Он неожиданно дул ей в глаза и в уши, подмигивая, прищелкивая языком, вилял головой перед самой лошадиной мордой и до того запугал тихую клячу, что та, невозмутимая до сего времени, начала тихонько лягаться, не стараясь, впрочем, попасть в Егор Иваныча.

Когда лошадь была осмотрена, Егор Иваныч снова ощупал деньги в сапоге и, подмигнув торговцу, сказал:

— Продается, значится… лошадь-то?

— Можно продать, — сказал торговец, несколько обижаясь.

— Так… А какая ей цена-то будет? Лошади-то?

Торговец сказал цену, и тут начался торг. Егор Иваныч хлопал себя по голенищу, дважды снимал сапог, вытаскивая деньги, и дважды надевал снова, божился, вытирал рукой слезы, говорил, что он шесть лет лопал солому, и что ему до зарезу нужна лошадь — торговец сбавлял цену понемногу. Наконец, в цене сошлись.

— Бери уж, ладно, — сказал торговец. — Хорошая лошадь. И масть крупная, и цвет, обрати внимание, какой заманчивый

— Цвет-то… Сомневаюсь я, милый, в смысле лошадиного цвету, — сказал Егор Иваныч. — Неинтересный цвет… Сбавь немного.

— А на что тебе цвет? — сказал торговец. — Тебе что, пахать цветом-то?

Сраженный этим аргументом, мужик оторопело посмотрел на лошадь, бросил шапку наземь, задавил ее ногой и крикнул:

Потом сел на камень, снял сапог и вынул деньги. Он долго и с сожалением пересчитывал их и подал торговцу, слегка отвернув свою голову. Ему было невыносимо смотреть, как скрюченные пальцы разворачивали его деньги.

Наконец, торговец спрятал деньги в шапку и сказал, обращаясь уже на вы:

— Ваша лошадь… Ведите…

И Егор Иваныч повел. Он вел торжественно, цокал языком и называл лошадь Маруськой. И только когда прошел площадь и очутился на боковой улице — понял, какое событие произошло в его жизни. Он вдруг скинул с себя шапку и в восторге стал давить ее ногами, вспоминая, как хитро и умно он торговался. Потом пошел дальше, размахивая от восторга руками и бормоча:

— Купил. Лошадь-то… Мать честная… Опутал ево… Торговца-то…

Когда восторг немного утих, Егор Иваныч, хитро смеясь себе в бороду, стал подмигивать прохожим, приглашая их взглянуть на покупку. Но прихожие равнодушно проходили мимо.

— Хоть бы землячка для сочувствия… Хоть бы мне землячка встретить, — подумал Егор Иваныч.

И вдруг увидел малознакомого мужика из дальней деревни.

— Кум! — закричал Егор Иваныч. — Кум, поди-кось поскорей сюда!

Черный мужик нехотя подошел и, не здороваясь, посмотрел на лошадь.

— Вот… Лошадь я, этово, купил! — сказал Егор Иваныч.

— Лошадь, — сказал мужик и, не зная, чего спросить, добавил: — Стало быть, не было у тебя лошади?

— В том-то и дело, милый, — сказал Егор Иваныч, — не было у меня лошади. Если б была, не стал бы я трепаться… Пойдем, я желаю тебя угостить.

— Вспрыснуть, значит? — спросил земляк, улыбаясь. — Можно. Это можно. Что можно, то можно… В «Ягодку», что ли?

Егор Иваныч кивнул головой, хлопнул себя по голенищу и повел за собой лошадь. Земляк шел впереди.

Это было в понедельник. А в среду утром Егор Иваныч возвращался в деревню. Лошади с ним не было. Черный мужик провожал Егор Иваныча до немецкой слободы.

— Ты не горюй, — говорил мужик. — Не было у тебя лошади, да и это не лошадь. Ну, пропил, — эка штука. Зато, браток, вспрыснул. Есть что вспомнить.

Егор Иваныч шел молча, сплевывая длинную, желтую слюну. И только, когда земляк, дойдя до слободы, стал прощаться, Егор Иваныч сказал тихо:

— А я, милый, два года солому лопал… зря…

Земляк сердито махнул рукой и пошел назад.

— Стой! — закричал вдруг Егор Иваныч страшным голосом. — Стой! Дядя… милый!

— Чего надо? — строго спросил мужик.

— Дядя… милый… братишка, — сказал Егор Иваныч, моргая ресницами. — Как же это? Два года ведь солому зря лопал… За какое самое… За какое самое это… вином торгуют.

Земляк махнул рукой и пошел в город.

Анализ рассказа Зощенко «Беда»

История создания

Рассказ Зощенко «Беда» был написан в 1923 г. и напечатан в журнале «Красный ворон» № 40 за 1923 г. Один из заголовков рассказа – «Спрыснул».

Литературное направление и жанр

«Беда» — сатирический реалистический рассказ, в котором подвергается осмеянию такое общественное явление в России как пьянство. Это так называемый антиалкогольный рассказ, после которого читатель, по замыслу автора, должен был одуматься и отказаться от самогона. Автор осуждает пьянство как явление, сочувствуя бедному герою и относясь к его слабости с тёплым юмором.

Проблематика рассказа

Основная проблема рассказа – проблема пьянства и алкоголизма. Но, как известно, русский человек пьёт не просто так, а от тяжёлой жизни или от радости. Герой пропил лошадь именно от радости: уж больно выгодно он её купил, слишком долго ждал этого события. Можно только представить себе, как он напьётся с горя, что пропил лошадь.

Более глубоко спрятаны проблемы, от которых крестьянин Глотов пьянствует. Лошадь необходима крестьянину, но он вынужден два года «лопать сено», чтобы собрать на лошадь. Жизнь крестьянина была безнадёжно бедной и тяжёлой, что почти не давало ему шанса вырваться из порочного круга.

Сюжет и композиция

Крестьянин Егор Иваныч Глотов из деревни Гнилые Прудки два года копил на лошадь, скудно питаясь, отказавшись от махорки и самогона. Лошадь он поехал покупать в город. Выбрав подходящую и сторговавшись, Егор Иваныч пригласил случайного прохожего в «Ягодку», где «вспрыснул» покупку так, что пропил лошадь и вернулся через два дня в деревню ни с чем.

Эта грустная история очень веселит читателей благодаря двум сценам – сцене осмотра лошади и сцене торга. В сцене осмотра лошади Егор ведёт себя как сумасшедший: дует в глаза и уши лошади, подмигивает, прищёлкивает языком, «виляет» головой перед мордой лошади. Такой же клоунадой становится сцена торга: «Егор Иваныч хлопал себя по голенищу, дважды снимал сапог, вытаскивая деньги, и дважды надевал снова, божился, вытирал рукой слёзы».

Кульминация рассказа – эмоциональное состояние купившего лошадь крестьянина. Его восторг контрастирует с названием рассказа. Беда – это состояние жизни целого народа, поэтому все равнодушно проходят мимо довольного Егора, два года ожидавшего своего счастья. Зато в развязке горюющий Егор вызывает неподдельное сочувствие малознакомого чёрного мужика из дальней деревни. Беда Егора созвучна его собственному тягостному горю.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – крестьянин Глотов. Он крепился, чтобы накопить на лошадь, без которой крестьянский труд невозможен. Даже вкус самогона забыл Егор Глотов.

Егор Иваныч поступает по правилам и даже по ритуалу крестьянской жизни. Когда крестьянин из соседней деревни предлагает ему от ритуала покупки лошади отступить и купить её не в городе, а у него, Егор пугается. Вся его жизнь полуосознанна, подобна сну, в котором человек не имеет своей воли, не властен над обстоятельствами. Егор не пьёт, потому что у него есть цель. Но лошадь сама по себе – не цель, а средство. Такое впечатление, что Егор сам не знает, зачем она ему. Повествователь говорит просто, что она «нужна».

Покупка лошади – это целый обряд, в котором раскрываются характеры и покупателя, и продавца. Цель обряда – «опутать» продавца или покупателя. Егор уверен, что в выигрыше остался именно он. И продавец, и покупатель делают вид, что не заинтересованы в сделке.

Егор – человек простодушный и открытый. Он не может удержаться и рассказывает, что лошадь – это его мечта. Кроме того, Егор добавляет один год к годам лишений ради лошади, а потом и три года, утверждая, что собирал деньги на лошадь в течение 6 лет.

Когда Егор принял решение о покупке, он по традиции «бросил шапку наземь, придавил её ногой».Так в резких движениях раскрывается эмоциональное напряжение. Оно усиливается, когда Егор видит, как продавец пересчитывает деньги. Его скрюченные руки – единственная деталь в портрете.

«Вспрыскивание» покупки – часть ритуала. Прохожие не восхищаются купленной лошадью только потому, что для русского человека разделить радость – это обязательно выпить. Может быть, и пропить покупку – часть ритуала, которому герой не может противостоять. Недаром чёрный мужик утешает Егора: «Ну, пропил – эка штука. Зато… есть что вспомнить».

Пропив лошадь, Егор снова возвращается в состояние беды, осознаёт, что «два года зря солому лопал». Но Егор, как всякий пьяница, в беде своей обвиняет других – продавцов вина: «За какое самое это… вином торгуют».

Художественное своеобразие

Ранний рассказ Зощенко не имеет рассказчика, повествователь же близок к позиции писателя. Автор предельно краток, как бы уступая место самим героям. Поэтому авторских слов мало по сравнению с диалогами. Тон повествователя поучительный, рассудительный.

Речь крестьянина Егора наполнена просторечиями: клюкну, жрал, накося, до зарезу, этого. Его привычка обращаться ласково (милый, дядя, братишка) вызывает сочувствие читателя.

Образ лошади в рассказе символичен. Её истинный неказистый вид описан повествователем: «Обыкновенная, мужицкая, с шибко раздутым животом». Но для Егора эта лошадь – символ сбывшейся мечты, достигнутой цели. Масть лошади («вроде сухой глины с навозом» — предмет гордости продавца и торга покупателя. Продавец называет цвет заманчивым, а покупатель – неинтересным.

Источник

«Беда» читательский дневник

Зощенко беда в чем смысл. Смотреть фото Зощенко беда в чем смысл. Смотреть картинку Зощенко беда в чем смысл. Картинка про Зощенко беда в чем смысл. Фото Зощенко беда в чем смысл

«Беда» – сатирический рассказ о том, как пагубные привычки и зависимости способны с легкостью разрушать мечты, цели и всю человеческую жизнь в целом.

Краткое содержание «Беда» для читательского дневника

Название: Беда

Число страниц: 6. Зощенко Михаил Михайлович. «Беда». Издательство «Эксмо». 2015 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1923 год

Зощенко беда в чем смысл. Смотреть фото Зощенко беда в чем смысл. Смотреть картинку Зощенко беда в чем смысл. Картинка про Зощенко беда в чем смысл. Фото Зощенко беда в чем смысл

Время и место действия

Действие рассказа происходит в 20-х годах ХХ века в России, в небольшой деревне Гнилые Прудки.

Главные герои

Глотов Егор Иванович – простой крестьянин, настойчивый, целеустремлённый, трудолюбивый, но страдающий сильной алкогольной зависимостью.

Торговец – владелец лошади, которую хотел купить Глотов, хитрый, умный человек.

Знакомый мужик – обычный деревенский мужичонка, с которым Глотов отпраздновал покупку лошади.

Сюжет

Простой деревенский мужик Егор Иванович Глотов страстно мечтал иметь лошадь. Чтобы купить её, он начал откладывать деньги, жёстко экономя буквально на всём. Ради заветной цели он даже бросил пить и курить махорку. Конечно, его тянуло выпить стакан-другой самогона, но он стоически держался: желание иметь собственную лошадь было уж очень сильным. Глотов лелеял мысль, как купит он доброго коня и наконец напьется от радости.

Спустя два года Егору Ивановичу удалось скопить нужную сумму. Он засобирался в город, чтобы присмотреть подходящую лошадь. Не успел он выйти из дома, как пришёл к нему мужик из соседнего села и предложил купить у него лошадёнку. Глотов даже испугался: он так долго копил деньги, во всём себе отказывая, что хотел совершить полноценную, «настоящую» сделку на городском базаре.

Егор Иванович тщательно завернул деньги в портянку, надел сапоги и, взяв в руки палку, отправился в дорогу. На базаре он сразу облюбовал себе подходящую лошадь – крепкую, мужицкую, неопределённой масти. Покупатель и продавец принялись было делать вид, что никто из них не особенно заинтересован в сделке, но Глотов не выдержал и рассказал, как сильно он нуждается в лошади. Он принялся внимательно осматривать «товар», дуя в лошадиные уши и глаза, резко прищёлкивая пальцами перед самой мордой.

Удовлетворив своё любопытство, Егор Иванович приступил к торгу. Он доставал деньги, опять их прятал в сапог, рассказывал торговцу, как ради этой покупки он шесть лет ел одну солому, и в итоге добился подходящей цены. С огромным сожалением Глотов протянул торговцу деньги, которые так тяжело ему достались. Тот пересчитал их и вручил поводья новому владельцу.

Егор Иванович с нескрываемым торжеством вёл по мостовой лошадь, которую уже успел назвать Марусей. Весь его вид выражал огромную радость, но равнодушные прохожие не могли разделить её. Глотов мечтал встретить хоть самого захудалого знакомого, и вскоре ему на глаза попался малознакомый мужик из дальней деревеньки.

Глотов предложил ему отметить покупку лошади, и тот с радостью согласился. Очнулся герой лишь два дня спустя, и уже без лошади: все это время он беспробудно пил. Придя в чувство, он ещё долго не мог понять всей неотвратимости происшедшего. По дороге в родную деревню он долго плакал, с горечью размышляя о своей судьбе. Мужик, с которым он пил, пытался его утешить, но безрезультатно. Перед глазами Глотова пронеслись два года всевозможных лишений, которые он так бездарно спустил в кабаке.

Вывод и своё мнение

В своём произведении автор показал всю абсурдность происшедшего: герой два года во всём себе отказывал ради исполнения мечты, чтобы за два дня распрощаться с ней. Слабоволие, потакание собственным слабостям – верный путь к тому, чтобы быть несчастным человеком. Не справившись с сильной радостью от исполнения заветной цели, герой собственными руками погрузил себя в пучину безысходности и отчаяния.

Главная мысль

Любая сильная зависимость, особенно пьянство, способна разрушить мечту.

Авторские афоризмы

«…а что до самогона, то забыл, какой и вкус в нём…»

«…Вот куплю, – думал, – лошадь и клюкну тогды. Будьте покойны…»

«…Масти она была неопределённой – вроде сухой глины с навозом…»

«…– А на что тебе цвет? – сказал торговец. – Тебе что, пахать цветом-то?…»

Толкование непонятных слов

Махорка – разновидность растений из семейства паслёновых, которые использовали в качестве табака для курения.

Самогон – крепкий спиртной напиток, изготовляемый в домашних условиях.

Портянка – прямоугольный кусок ткани для обматывания ноги.

Кляча – немощная, старая или больная лошадь.

Капитал – совокупность материальных ценностей, денежные средства.

Солома – сухие стебли злаковых и бобовых зерновых культур, остающиеся после обмолота.

Масть – цвет, окрас шерсти лошадей.

Навоз – органическое удобрение, состоящее из экскрементов сельскохозяйственных животных.

Земляк – человек, рождённый с кем-нибудь в одной местности, области, государстве.

Источник

Анализ рассказа Зощенко Беда сочинение

В рассказе «Беда» Михаил Зощенко описывает русского человека и большую проблему существующую и по сей день – пьянство. Многие имея хорошую силу воли, могут долгое время лишать себя всего, чтобы накопить денег на осуществление мечты. Но стоит ему только выпить глоток спиртного, как он уходит в загул, пропивая и забывая все.

В рассказе, главный герой – простой крестьянин, мечтающий о собственной лошади, Егор Иваныч Глотов. История, случившаяся с ним печальна и встречается довольно часто в маленьких русских деревеньках. Пагубный алкоголь и пьянство полностью погубили его заветную мечту.

Егор Иваныч в течение двух лет копил на лошадь, он не позволял себе потратить даже копейку просто так, бросил курить, питался плохо и совсем бросил пить. Как говорится в рассказе, что позабыл даже вкус самогона, но его очень тянуло выпить.

Когда он собрал достаточную сумму, не стал покупать лошадь в своей деревне. Спрятав накопленное в сапог, пошел в город на рынок «чтоб все было по-настоящему».

Сцена на рынке описывается Михаилом Зощенко очень живым и остроумным языком, показывая все эмоции, которые испытывает главный герой. Продавец же наоборот старается вести себя непринужденно, не показывая, что он заинтересован в продаже лошади и получении денег. Егор Иваныч со всех сторон осмотрел лошадь и по всем правилам торговался с продавцом. Он несколько раз снимал сапог, доставал деньги и одевал снова, вытирал появляющиеся слезы и говорил, что лопал солому, чтобы накопить на лошадь.

Согласившись с ценой, главный герой бросил шапку на землю и затоптал ее ногами, показывая, что они договорились. Егор Иваныч купил лошадь, немного сторговав стоимость.

Его душа желает разделить с кем-нибудь эту радость, он ищет земляков, но встречает только малознакомого мужика из ближайшей деревни. Он очень хотел рассказать, как купил лошадь, как торговался за нее, похвалиться своей смекалкой и конечно «вспрыснуть» в кабаке. Закончилось радостное событие двух дневным запоем и главный герой пропил недавно приобретенную лошадь, а соответственно и свою мечту.

Новый приятель попытался его утешить, но Его Иваныч и сам понимал, что виноват. Он долгое время отказывал себе во всем, а потом, добившись цели, быстро ее потерял из-за алкоголя. Даже его сила воли не смогла удержать от соблазна. Теперь ему долго будет что вспоминать. Его душа открыта и бесхитростна, он находится в недоумении и чувствует себя обманутым, задаваясь вопросом «Зачем вообще торгуют вином?»

Анализ 2

В данном произведении автор высмеивает не самые лучшие качества простого человека, оказавшегося в обычной, ничем непримечательной ситуации.

Когда необходимая сумма была накоплена, то Егор Иваныч сбрасывает с себя узду. Теперь он чувствует себя поднявшимся в более высокую ступень и начинает вести себя соответственно. Первым делом крестьянин отказывается купить лошадь у своего односельчанина. Это кажется ему слишком обыденным, хотя покупать у человека, которого ты знаешь – всегда более надежный вариант, позволяющий хотя бы попробовать вернуть деньги. Ему хочется блеснуть своими капиталами, которые на самом деле являются пустяковой суммой перед всем миром, поэтому он едет в город.

Перед продавцом на городском базаре Егор Иваныч также демонстрирует свое тщеславие. Он не столько ведет деловой разговор, сколько пытается показать себя знающим жизнь человеком и солидным покупателем. Попытка придраться к окрасу лошади показывает, что самодовольство часто сочетается с глупостью. Продавец легко парирует это вопросом ка эта особенность лошади относится к пахоте.

Гордый своей покупкой крестьянин идет по городу. Ему очень хочется похвалиться, что приводит к двухдневной выпивке со случайным знакомым, в ходе которого Егор Иваныч пропивает лошадь.

Возвращаясь домой, незадачливый покупатель лошади демонстрирует неспособность и нежелание нести ответственность. Виноватым во все он считает не себя, а кого-то абстрактного – торгующих алкоголем.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Зощенко Беда

Популярные сегодня темы

Ключевая тематика произведения отражается писателем в его названии, передающим основной смысл пьесы, заключающийся в ощущении главным героем комедии горя от собственного здравого ума, отвергаемого окружающим его обществом.

Первое, что приходит мне в голову, когда говорят о любимом месте отдыха – это, конечно же, лес. С детства я с родителями хожу по лесу, мы там проводим много свободного времени. Летом – устраиваем пикник

Петр Павлович Ершов ярко выделил традиционные моменты в своей сказке, при этом указывая на непрерывный творческий процесс. Произведение разделено на три части, а каждом из которых есть эпиграф. Именно эпиграф занимает главную роль

Сила человека определяется не только его физической формой, но и его умением держать себя в руках в непредвиденных ситуациях, стрессоустойчивостью, способностью общаться вежливо даже с теми, с кем не хочется и игнорированием агрессоров.

Источник

«Беда», анализ рассказа Зощенко

История создания

Рассказ Зощенко «Беда» был написан в 1923 г. и напечатан в журнале «Красный ворон» № 40 за 1923 г. Один из заголовков рассказа – «Спрыснул».

Литературное направление и жанр

Проблематика рассказа

Основная проблема рассказа – проблема пьянства и алкоголизма. Но, как известно, русский человек пьёт не просто так, а от тяжёлой жизни или от радости. Герой пропил лошадь именно от радости: уж больно выгодно он её купил, слишком долго ждал этого события. Можно только представить себе, как он напьётся с горя, что пропил лошадь.

Более глубоко спрятаны проблемы, от которых крестьянин Глотов пьянствует. Лошадь необходима крестьянину, но он вынужден два года «лопать сено», чтобы собрать на лошадь. Жизнь крестьянина была безнадёжно бедной и тяжёлой, что почти не давало ему шанса вырваться из порочного круга.

Сюжет и композиция

Крестьянин Егор Иваныч Глотов из деревни Гнилые Прудки два года копил на лошадь, скудно питаясь, отказавшись от махорки и самогона. Лошадь он поехал покупать в город. Выбрав подходящую и сторговавшись, Егор Иваныч пригласил случайного прохожего в «Ягодку», где «вспрыснул» покупку так, что пропил лошадь и вернулся через два дня в деревню ни с чем.

Эта грустная история очень веселит читателей благодаря двум сценам – сцене осмотра лошади и сцене торга. В сцене осмотра лошади Егор ведёт себя как сумасшедший: дует в глаза и уши лошади, подмигивает, прищёлкивает языком, «виляет» головой перед мордой лошади. Такой же клоунадой становится сцена торга: «Егор Иваныч хлопал себя по голенищу, дважды снимал сапог, вытаскивая деньги, и дважды надевал снова, божился, вытирал рукой слёзы».

Кульминация рассказа – эмоциональное состояние купившего лошадь крестьянина. Его восторг контрастирует с названием рассказа. Беда – это состояние жизни целого народа, поэтому все равнодушно проходят мимо довольного Егора, два года ожидавшего своего счастья. Зато в развязке горюющий Егор вызывает неподдельное сочувствие малознакомого чёрного мужика из дальней деревни. Беда Егора созвучна его собственному тягостному горю.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – крестьянин Глотов. Он крепился, чтобы накопить на лошадь, без которой крестьянский труд невозможен. Даже вкус самогона забыл Егор Глотов.

Егор Иваныч поступает по правилам и даже по ритуалу крестьянской жизни. Когда крестьянин из соседней деревни предлагает ему от ритуала покупки лошади отступить и купить её не в городе, а у него, Егор пугается. Вся его жизнь полуосознанна, подобна сну, в котором человек не имеет своей воли, не властен над обстоятельствами. Егор не пьёт, потому что у него есть цель. Но лошадь сама по себе – не цель, а средство. Такое впечатление, что Егор сам не знает, зачем она ему. Повествователь говорит просто, что она «нужна».

Покупка лошади – это целый обряд, в котором раскрываются характеры и покупателя, и продавца. Цель обряда – «опутать» продавца или покупателя. Егор уверен, что в выигрыше остался именно он. И продавец, и покупатель делают вид, что не заинтересованы в сделке.

Егор – человек простодушный и открытый. Он не может удержаться и рассказывает, что лошадь – это его мечта. Кроме того, Егор добавляет один год к годам лишений ради лошади, а потом и три года, утверждая, что собирал деньги на лошадь в течение 6 лет.

Когда Егор принял решение о покупке, он по традиции «бросил шапку наземь, придавил её ногой».Так в резких движениях раскрывается эмоциональное напряжение. Оно усиливается, когда Егор видит, как продавец пересчитывает деньги. Его скрюченные руки – единственная деталь в портрете.

«Вспрыскивание» покупки – часть ритуала. Прохожие не восхищаются купленной лошадью только потому, что для русского человека разделить радость – это обязательно выпить. Может быть, и пропить покупку – часть ритуала, которому герой не может противостоять. Недаром чёрный мужик утешает Егора: «Ну, пропил – эка штука. Зато… есть что вспомнить».

Пропив лошадь, Егор снова возвращается в состояние беды, осознаёт, что «два года зря солому лопал». Но Егор, как всякий пьяница, в беде своей обвиняет других – продавцов вина: «За какое самое это… вином торгуют».

Художественное своеобразие

Ранний рассказ Зощенко не имеет рассказчика, повествователь же близок к позиции писателя. Автор предельно краток, как бы уступая место самим героям. Поэтому авторских слов мало по сравнению с диалогами. Тон повествователя поучительный, рассудительный.

Речь крестьянина Егора наполнена просторечиями: клюкну, жрал, накося, до зарезу, этого. Его привычка обращаться ласково (милый, дядя, братишка) вызывает сочувствие читателя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *