Зрительная дисграфия что это

Оптическая дисграфия

Зрительная дисграфия что это. Смотреть фото Зрительная дисграфия что это. Смотреть картинку Зрительная дисграфия что это. Картинка про Зрительная дисграфия что это. Фото Зрительная дисграфия что это

Оптическая дисграфия – это нарушения на письме, обусловленные несформированностью зрительных, пространственных и моторных процессов. Проявляется стойкими заменами сходных по написанию букв, их зеркальным расположением, ошибками в начертании отдельных буквенных элементов (пропуски, удвоение). Диагностируется по результатам анализа школьных тетрадей ребенка, обследования письменной речи, нейропсихологического тестирования. Работа по коррекции оптической дисграфии включает несколько составляющих: развитие высших зрительных функций, моторной координации, дифференциацию смешиваемых букв.

МКБ-10

Зрительная дисграфия что это. Смотреть фото Зрительная дисграфия что это. Смотреть картинку Зрительная дисграфия что это. Картинка про Зрительная дисграфия что это. Фото Зрительная дисграфия что это

Общие сведения

Оптическая дисграфия – расстройство письменной речи, обусловленное отсутствием устойчивого зрительного образа буквы. В общей структуре нарушений письма оптическая дисграфия в чистом виде встречается значительно реже, чем другие формы: у 1,3% учащихся младших классов. Ошибки, которые ребенок допускает на письме, не связаны с состоянием устной речи или знанием правил орфографии, а вызваны недоразвитием оптико-пространственных функций. Этот же механизм лежит в основе зрительных трудностей при чтении ‒ оптической дислексии.

Зрительная дисграфия что это. Смотреть фото Зрительная дисграфия что это. Смотреть картинку Зрительная дисграфия что это. Картинка про Зрительная дисграфия что это. Фото Зрительная дисграфия что это

Причины

Проблема оптической дисграфии возникает при недостаточном развитии зрительно-пространственных ориентировок, моторной координации. Это приводит к затруднению усвоения ребенком визуального и графического образа буквы, усложняет начальный этап обучения письму. Предпосылками дефицитарности зрительных представлений выступают факторы, приводящие к минимальной мозговой дисфункции:

Перечисленные вредности оказывают повреждающее влияние на мозговые центры, обеспечивающие зрительную координацию процесса письма. Кроме органических причин в периоде раннего детства существенное влияние на развитие ребенка оказывают социальные факторы. Для последующего формирования оптической дисфграфии наиболее значимы педагогическая запущенность, недоразвитие мелкой моторики, неблагоприятный микроклимат в семье, госпитализм. Зеркальное письмо часто встречается у левшей.

Патогенез

Исследователи, занимающиеся изучением оптической дисграфии, связывают ее механизм с неспособностью головного мозга быстро и точно переработать поступающую визуальную информацию. В ряде научных наблюдений экспериментально подтверждена недостаточность зрительного восприятия и контроля, рассогласованность зрительно-моторной координации.

Ведущим патогенетическим звеном в случае оптической дисграфии выступает неполноценность функционирования речезрительного анализатора, из-за которой страдают зрительные дифференцировки. Выявляются нарушения в таламусе, влияющие на скорость и качество обработки графических символов. В таких условиях затрудняется формирование зрительно-кинетической схемы буквы и целостного образа слова.

Классификация

В структуре оптической дисграфии выделяют три подвида, различных по механизму и типу допускаемых ошибок. Они могут встречаться как независимо друг от друга, так и сочетаться между собой или с другими формами дисграфии:

Ряд авторов-исследователей в области современной логопедии одним из видов оптической дисграфии считают моторную (кинетическую) дисграфию. Она является следствием неподготовленности руки к письму: скованности, неловкости, невозможности выполнения дифференцированных движений. Это ведет к искажению моторной схемы буквы.

Симптомы оптической дисграфии

Предпосылки для последующего нарушения письма можно заметить еще в дошкольном возрасте. В процессе рисования дети плохо ориентируются на листе бумаги, изображают несоразмерные по масштабу детали. Для них характерна плохая зрительная память, неразвитость мелкой моторики, неточность представлений о цвете и форме предметов. Дети могут путать вилку и ложку, фломастер и карандаш, правую и левую руку.

В процессе овладения письмом в начальной школе у детей выявляются весьма специфичные ошибки, связанные с трудностями усвоения графических символов. Для оптической дисграфии типичны зрительные, моторные, зрительно-пространственные, зрительно-моторные ошибки:

У ребенка с оптической дислексией страдает навык чтения. Отмечается неправильное опознавание букв, чтение справа налево, пропуски слов, чтение только одной половины слова или фразы.

Осложнения

Основное следствие любой дисграфии, в том числе оптической – это школьная неуспеваемость. К ребенку приклеивается ярлык «отстающего» по русскому языку и литературе. Мотивация к обучению снижается, каждый классный урок и домашнее задание вызывает стресс. Закрепляется нежелание посещать в школу, формируются невротические реакции, замкнутость, агрессивность. Могут возникать конфликты с педагогами.

Диагностика

Диагностику оптической дисграфии проводит школьный логопед. Желательно, чтобы специалист обладал навыками нейропсихологического обследования. На первом этапе выполняется анализ письменных работ учащихся с целью выявления типичных дисграфических ошибок. Дальнейший алгоритм предполагает:

Все предъявляемые тесты при оптической дисграфии обнаруживают слабую зрительную и кинестетическую память, плохую пространственную ориентировку, инертность моторного стереотипа. Дифференциальная диагностика осуществляется с другими видами дисграфии: акустической, артикуляторно-акустической, аграмматической, на почве нарушения аналитико-синтетической языковой деятельности, дизорфографией

Коррекция оптической дисграфии

Логопедические занятия по преодолению оптической формы дисграфии носят мультимодальную направленность. При этом чрезвычайно важно взаимодействие логопеда, педагога начальной школы и родителей. Коррекционная работа включает следующие направления:

На заключительном этапе закрепляют связи между звуком и его графическим символом. Для тренировки используют различные письменные упражнения. Целесообразно приучать ребенка к письму с проговариванием сначала вслух, затем «про себя».

Прогноз и профилактика

Эффективность устранения оптической дисграфии зависит от комплексности подхода, учета всех механизмов нарушения. При правильно выстроенной логопедической работе ко времени перехода ребенка из начального звена в среднее ошибки исчезают или их количество заметно сокращается.

Профилактика оптической дисграфии должна начинаться задолго до начала школьного обучения. Она заключается в развитии у дошкольников зрительного восприятия, пространственных ориентировок, моторных навыков. Для выявления детей, входящих в группу риска по формированию оптической дисграфии, перед поступлением в школу необходима консультация логопеда.

Источник

Зрительная дисграфия что это

Практическое значение данной работы связано с тем, что в ней определены основные пути преодоления оптической дисграфии у младших школьников.

Нужны занятия с логопедом?

Практическое значение данной работы связано с тем, что в ней определены основные пути преодоления оптической дисграфии у младших школьников. Блок упражнений, представленный автором, может быть использован логопедами и учителями начальных классов образовательных учреждений в процессе занятий с детьми, которые могут быть использованы в ходе логопедических занятий, на уроках русского языка.

Проблема нарушений письменной речи является одной из наиболее актуальной на современном этапе развития логопедии.

Нарушения письма создают существенные препятствия в овладении грамотой: на них приводится большой процент среди других нарушений у учащихся начальных классов. Ошибки, обусловленные недостаточным развитием зрительно-пространственных представлений, составляют значительную категорию.

Причем подобные ошибки встречаются как у детей с нормальным речевым развитием, так и у детей имеющих нарушения речи. Это связано с неполноценностью таких компонентов оптической системы, как зрительное восприятие, зрительно-пространственная ориентировка, зрительно-моторная координация.

Эти особенности нередко приводят к возникновению оптической формы дисграфии.

Оптическая дисграфия. Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций:

зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:

— искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);

— замены и смешения графически сходных букв.

Особую группу детей с оптической дисграфией составляют младшие школьники 7-8-9 лет. У большинства из них оптические ошибки носят физиологический характер и постепенно исчезают, то есть это явление может наблюдаться на определенном этапе формирования графо-моторного навыка письма у подавляющего большинства детей младшего школьного возраста. У части детей оптические ошибки приобретают стойкий характер на протяжении всего процесса обучения письму.

Специфика пространственных и зрительно-пространственных представлений оказывает отрицательное влияние на психическую и учебную деятельность, что сказывается на:

— формировании устной речи (неправильное понимание и употребление предлогов и наречий, выражающих пространственные отношения и сложных логико-грамматических конструкций языка);

— освоении письма (неумение ориентироваться в пространстве листа: неправильное расположение записи на листе, трудности в соотнесении букв и линий тетради, несоблюдение границ поля тетради; смешение оптически сходных букв, зеркальное изображение букв);

— овладении чтением (суженный круг различимого пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, трудности различения сходных по форме букв, неправильное направление чтения);

— освоении математических представлений (ошибочное написание цифр, неумение расположить симметрично запись примеров в тетрадь, метрические ошибки, трудности в понимании разрядного строения числа, в овладении счетными операциями и отношениями сравнения);

— формировании изобразительных навыков(неумение расположить рисунок в пространстве листа, метрические, координатные и топологические ошибки);

— организации деятельности на уроке (пространственные ошибки при выполнении расположения учебных предметов на партах и требований учителя, связанных с направлением движений ребенка).

Отставание в развитии выше перечисленных функций приводит к специфическим и стойким нарушениям письма, а именно к такому нарушению, как оптическая дисграфия.

Такие ошибки у некоторых детей имеют очень устойчивый характер и не исчезают без специальной работы над ними.

Таким образом, своевременная диагностика, профилактика и коррекция нарушений письменной речи дает хорошие результаты.

Основные направления логопедической работы по профилактике и коррекции оптической дисграфии у младших школьников.

Содержание логопедических занятий по коррекции оптической дисграфии разработано с учетом следующих принципов:

— этиопатогенетический принцип, учитываю причины и механизмы предпосылок нарушения письма, в частности предпосылок возникновения оптической дисграфии;

-принцип системного подхода, учитываю структуру дефекта, определение ведущего нарушения и сопутствующих отклонений;

-принцип индивидуально-дифференцированного подхода, учитываю этиологию, механизмы, симптоматику нарушения, возрастные и индивидуальные особенностей каждого ребенка;

-принцип поэтапного формирования умственных действий, целенаправленный процесс, в котором выделяю несколько этапов работы, каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами;

-принцип учета ведущей деятельности и мотивации, коррекционно-профилактические занятия провожу в основном в игровой и занимательной форме;

-принцип упражняемости реализую в многократном выполнении практических заданий на разнообразном материале;

-дидактические принципы: доступности, сознательности, конкретности, наглядности, индивидуального подхода.

В содержании коррекционно-профилактической работы я выделяю 3 этапа:

1.Диагностический этап.

На диагностическом этапе ставлю следующие задачи:

— выявить уровень развития зрительного восприятия;

— выявить уровень сформированности пространственных представлений;

— изучить особенности конструктивной деятельности;

— выявить сформированность понятий об основных единицах времени.

На первом этапе провожу серию диагностических заданий, которые направлены на изучение состояния пространственных ориентировок, состояния ориентировки во времени, состояния речезрительных функций.

Также провожу анализ письменных работ учащихся.

На диагностическом этапе с целью обследования состояния пространственных представлений использую методики:

« Домик», « Пробы Хеда», « Графический диктант», метод беседы и наблюдения, а также ряд специальных заданий.

Изучение временных представлений учащихся провожу посредством свободной беседы по темам: «Год», « Времена года», « Месяцы», « Неделя», « Сутки».

Исследование состояния речезрительных функций провожу по альбому оптических проб (знание печатных и рукописных букв).

2.Коррекционно – обучающий этап.

На втором коррекционно-обучающем этапе реализую следующие задачи:

— развитие зрительного гнозиса, оптико-пространственных представлений, зрительной памяти;

— уточнение и развитие пространственно-временных представлений при помощи коррекционных заданий и упражнений.

В связи с этим при устранении оптической дисграфии провожу работу в следующих направлениях:

1.Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

2.Формирование зрительного восприятия и узнавания.

3.Формирование пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

4.Формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв.

1.Приемы по уточнению и расширению объема зрительной памяти.

С целью развития зрительной памяти предлагаю следующие задания:

— Игра « Чего не стало?» На столе раскладываются 5-6 игрушек. Дети стараются запомнить их. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало.

-Зрительные диктанты «Продолжи строчку».

Зрительная дисграфия что это. Смотреть фото Зрительная дисграфия что это. Смотреть картинку Зрительная дисграфия что это. Картинка про Зрительная дисграфия что это. Фото Зрительная дисграфия что это

— Выполнение узора из какой-либо буквы (конструирование, аппликация) – « Буква спряталась»

Зрительная дисграфия что это. Смотреть фото Зрительная дисграфия что это. Смотреть картинку Зрительная дисграфия что это. Картинка про Зрительная дисграфия что это. Фото Зрительная дисграфия что это

2 Игровые задания и приемы по развитию зрительного восприятия и узнавания.

С целью развития зрительного восприятия и узнавания предлагаю следующие задания:

— Назвать недорисованные контурные изображения предметов.

— Назвать перечеркнутые контурные изображения.

— Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.

— Определить, что неправильно нарисовал художник.

— Игра « Геометрическое лото».

— Составление разрезных на части картинок.

— Конструирование фигур из палочек (сначала по образцу, затем по памяти).

3.Приемы по формированию пространственных представлений.

В содержание логопедической помощи учащимся включаю работу по коррекции пространственно-временных представлений.

Ориентироваться в окружающем пространстве учатся постепенно:

-Беседа о пространстве, что это такое?

— Осознание собственного тела, различение стороны собственного тела, окружающих объектов.

— Определение последовательности предметного ряда, числового ряда.

— Пространственное расположение различных предметных картинок, графических знаков, фигур и букв.

— Соотношение в пространстве элементов графических изображений и букв.

— Сходства и различия между близкими по начертанию графическими изображениями и буквами.

Развитие пространственных представлений на логопедических занятиях способствуют развитию: звукослогового и морфемного анализа слов, грамматического строя речи, формированию и развитию мыслительных операций.

4.Формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв.

В процессе логопедической работы по формированию буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв предлагаю следующие задания:

— Найди букву среди графически сходных.

— Соотнеси буквы, выполненные разным шрифтом.

Зрительная дисграфия что это. Смотреть фото Зрительная дисграфия что это. Смотреть картинку Зрительная дисграфия что это. Картинка про Зрительная дисграфия что это. Фото Зрительная дисграфия что это

— Назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.

Зрительная дисграфия что это. Смотреть фото Зрительная дисграфия что это. Смотреть картинку Зрительная дисграфия что это. Картинка про Зрительная дисграфия что это. Фото Зрительная дисграфия что это

— Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.

Зрительная дисграфия что это. Смотреть фото Зрительная дисграфия что это. Смотреть картинку Зрительная дисграфия что это. Картинка про Зрительная дисграфия что это. Фото Зрительная дисграфия что это

— Определить правильно и неправильно написанные буквы.

Зрительная дисграфия что это. Смотреть фото Зрительная дисграфия что это. Смотреть картинку Зрительная дисграфия что это. Картинка про Зрительная дисграфия что это. Фото Зрительная дисграфия что это

— Узнать буквы по их зеркальному изображению.

Зрительная дисграфия что это. Смотреть фото Зрительная дисграфия что это. Смотреть картинку Зрительная дисграфия что это. Картинка про Зрительная дисграфия что это. Фото Зрительная дисграфия что это

— Назвать буквы, наложенные друг на друга.

Зрительная дисграфия что это. Смотреть фото Зрительная дисграфия что это. Смотреть картинку Зрительная дисграфия что это. Картинка про Зрительная дисграфия что это. Фото Зрительная дисграфия что это

— Конструирование букв из элементов.

Зрительная дисграфия что это. Смотреть фото Зрительная дисграфия что это. Смотреть картинку Зрительная дисграфия что это. Картинка про Зрительная дисграфия что это. Фото Зрительная дисграфия что это

— Использование игровых моментов (шуток, загадок, символов).

Для лучшего усвоения букв рекомендуется срисовывание, вырезание буквы, лепка из пластилина, обведение контуров, письмо в воздухе, определение сходства и различия смешиваемых букв.

Итоговый – оценочный этап.

На третьем итоговом – оценочном этапе оцениваю эффективность проведенной коррекционной работы, провожу повторную проверку письма, анализирую различные виды письменных работ детей.

Способом оценки служат срезовые, проверочные работы, включающие в себя:

— тестовые задания, по которым оценивается уровень пространственно-временных представлений;

— диктант с грамматическим заданием;

— изложения и сочинения для оценки состояния речевого внимания и памяти;

Вывод: При целенаправленном логопедическом воздействии постепенно сглаживается симптоматика нарушений пространства и времени.

Эффективность устранения нарушений письменной речи связана с умением разумно сочетать логопедическую помощь с психологической коррекцией познавательных процессов, формированием у учащихся графомоторных навыков и пространственно-временных представлений.

В начале учебного года мною были обследованы учащиеся 1-3 классов(25 человек).

При изучении состояния пространственных представлений у учащихся возникали следующие проблемы:

64% имеют низкий уровень ориентировки в пространстве.

Изучение выявило у детей слабую ориентировку во времени:

80% имеют низкий уровень сформированности временных представлений.

При изучении речезрительных функций возникали следующие проблемы:

неправильно называют буквы среди графически сходных,

затрудняются в конструировании букв,

не сформированы представления о структуре зрительного образа.

При анализе ошибок на письме у учащихся 2-3 классов в начале учебного года встречаются замены сходных букв на письме:

32%- замена букв по пространственному расположению,

В течение года с учащимися 1-3 классов проводились занятия по предупреждению и устранению оптической дисграфии, велось динамическое наблюдение за развитием пространственно-временных представлений и влиянием их развития на качество письменной речи.

К концу учебного года в состоянии развития пространственно-временных представлений отмечались положительные тенденции.

При целенаправленном логопедическом воздействии постепенно сглаживается симптоматика нарушений пространства и времени.

В конце учебного года проводилась повторная проверка письма. За период обучения картина резко изменилась к лучшему. У большинства учащихся после коррекционной работы сократились стойкие ошибки оптического характера.

Целенаправленная работа над каждой из групп графических ошибок обязательно даст положительный результат.

Практическая работа с учениками общеобразовательной школы показывает, что развитие временных и пространственных представлений являет собой актуальную проблему, в решении которой должны принимать участие учитель, логопед и психолог.

Список литературы

1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Уточнение и обогащение пространственно- временных представлений у детей с нарушениями речи. ( Логопед. 2005.№2)

2. Ефименкова Л.М.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва: Союз, 2003.

3. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Санкт-Петербург: Союз,1998.

4. ЛеоноваС.В., Воронина С.П. Содержание и приемы коррекционной работы при оптической дисграфии. (Логопедия.2005. №5.).

5. Мазанова Е.В. Логопедия, оптическая дисграфия. Москва: Аквариум. 2004.

6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Москва: Владос.1995.

7. Цветкова Л.С. Нейропсихология, нарушения счета, письма и чтения. Москва 1994.

8. Юрова Е.В. Коррекция письменной речи. Москва. 1998.

Источник

Что такое дисграфия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Панкратова И. В., невролога со стажем в 25 лет.

Зрительная дисграфия что это. Смотреть фото Зрительная дисграфия что это. Смотреть картинку Зрительная дисграфия что это. Картинка про Зрительная дисграфия что это. Фото Зрительная дисграфия что этоЗрительная дисграфия что это. Смотреть фото Зрительная дисграфия что это. Смотреть картинку Зрительная дисграфия что это. Картинка про Зрительная дисграфия что это. Фото Зрительная дисграфия что это

Определение болезни. Причины заболевания

Дисграфия — расстройство навыков письма, которое проявляется невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания. Например, ребёнок заменяет графически сходные буквы при написании (ш-щ, т-ш, в-д, м-л), пропускает и переставляет буквы и слога в словах.

Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил.

Зрительная дисграфия что это. Смотреть фото Зрительная дисграфия что это. Смотреть картинку Зрительная дисграфия что это. Картинка про Зрительная дисграфия что это. Фото Зрительная дисграфия что это

Выделяется три группы специфических ошибок:

Возникновение таких ошибок у школьников не связано со снижением интеллектуального развития, выраженными нарушениями слуха и зрения или нерегулярностью школьного обучения.

К неблагоприятным факторам раннего периода можно отнести:

Причины, которые могут привести к дисграфии в более старшем возрасте (после 2 лет):

Эти патологические состояния приводят к астении нервной системы и могут осложнять освоение письменной речи.

Часто встречается наследственная предрасположенность к дисграфии. Кроме того сложности с письмом могут возникнуть у ребёнка, пишущего левой рукой или переученного с левой руки на правую. Нередко дисграфией страдают дети, для которых язык, на котором они учатся писать, не является родным.

Вероятность дисграфии велика при общем недоразвитии речи. Расстройство может провоцировать логоневроз (заикание и запинания в речи) и сниженный темп созревания психических функций (например, на фоне хронических болезней или социальной дезадаптации).

Симптомы дисграфии

Дисграфия проявляется ошибками в письме, которые регулярно повторяются у детей без сопутствующих патологий (умственной отсталости или снижения слуха).

Ошибки на уровне букв и слогов обусловлены несформированностью звукового анализа слова (пропуски, перестановки, вставки, повторы как букв, так и слогов). Например: «снки-санки» или «кичат-кричат».

Ошибки на уровне слова связаны с затруднением вычленения из речевого потока речевых единиц и их элементов (слитное написание слов, предлогов со словами, либо раздельное написание приставки со словом). Например: «и дут», «по дкроватью», «светилалуна».

У школьников с дисграфией часто формируется неразборчивый почерк, написание букв неаккуратное — так проявляется неуверенность ребёнка и боязнь ошибки. Буквы разной высоты и наклонены в разные стороны, выходят за строчку. При письме ребёнок напрягается, сильно надавливает на ручку и от этого быстро устаёт и не может ускорить темп письма. При написании диктантов школьник старается писать неразборчиво, чтобы учитель не заметил ошибки, при этом регулярно получает неудовлетворительные оценки. Это приводит невротизации ребёнка и ещё больше усугубляет его проблемы. Возникает внутренний страх ошибки, формируется неуверенность в себе, появляется замкнутость, пропадает мотивация к учёбе.

Проявления дисграфии также может сочетаться с неврологическими нарушениями — снижением памяти и внимания, гиперактивностью, нарушением поведения.

Важно помнить, что в первом классе многие дети с трудом осваивают письмо, делая большое количество ошибок, но это нормальный путь становления письменной речи.

Патогенез дисграфии

Для правильной работы сложной системы, отвечающей за речевое развитие ребёнка, необходим неповреждённый мозг и равномерное созревание речевых центров и анализаторов.

Зрительная дисграфия что это. Смотреть фото Зрительная дисграфия что это. Смотреть картинку Зрительная дисграфия что это. Картинка про Зрительная дисграфия что это. Фото Зрительная дисграфия что это

При воздействии неблагоприятных факторов могут возникать отклонения в созревании и работе отделов мозга, отвечающих за речевое развитие и за письменную речь в частности. Патологическое влияние на развивающийся мозг может быть оказано в разные временные периоды: от внутриутробного развития до школьного возраста. К таким факторам относятся внутриутробные инфекции, родовая травма, порок сердца, хирургические вмешательства, соматические заболевания, черепно-мозговая травма. Негативный фактор может повлиять не только на отдельные центры, входящие в речевые зоны, но и на весь речевой комплекс, что приведёт к общему недоразвитию речи (ОНР).

От степени, силы и длительности патологического воздействия на речевые зоны зависят клинические проявления дисграфии у детей — от лёгких форм, корректирующихся занятиями с логопедом, до тяжёлых нарушений, требующих комплексного подхода к терапии.

В настоящее время существует несколько основных подходов к патогенезу дисграфии. Корнев А. Н. выделяет в патогенезе нарушений письменной речи три аспекта [3] :

Лалаева Р. И. считает, что у детей с дисграфией не сформированы отдельные психические функции [4] :

Классификация и стадии развития дисграфии

Учитывая сложность патогенеза дисграфии и разные подходы к его пониманию, вопрос с классификацией также неоднозначный.

Токарева О. А. разработала классификацию, которая учитывает степень вовлечения анализаторов [8] :

Сотрудники кафедры логопедии РГПУ им. Герцена под руководством Лалаевой Р. И. разработали классификацию, основанную на степени несформированности языковых операций [4] :

Классификация Ахутиной Т. В. составлена на основании учения Лурия А. Р. о трёх функциональных блоках мозга:

Ахутина Т. В. выделяет три вида дисграфии:

У детей с патологией речевого слуха нет раздельного восприятия элементов ряда (звуков, интонаций, темпа и т. д.)

Отдельные логопеды выделяют степени выраженности дисграфии по количеству и характеру ошибок:

Осложнения дисграфии

Дисграфия, не выявленная в младшем школьном возрасте, может отразиться на дальнейшем развитии личности ребёнка. При лёгкой форме расстройства, не осложнённой другими неврологическими патологиями, проблема может быть решена с помощью занятий с логопедом и психологом.

Если же у ребёнка выявлены сопутствующие неврологические отклонения, такие как синдром дефицита внимания, снижение памяти, выраженная гиперактивность, нарушение поведения в виде выраженной расторможённости и агрессивности, низкий уровень усвоения школьного материала, то победить нарушение письменной речи будет сложнее. Целенаправленные коррекционно-логопедические занятия и медикаментозное лечение помогут уменьшить проявление дисграфии, но у части детей проблемы с письменной речью могут остаться на всю жизнь. В таком случае дисграфия значительно повлияет на становление личности ребёнка. Такие дети могут иметь психологические проблемы:

Также возникает ограничение при выборе будущей профессии. Однако важно помнить, что и во взрослом возрасте человек может бороться с дисграфией и достигнуть положительных результатов.

Диагностика дисграфии

Первичная диагностика дисграфии проводится школьным логопедом в конце первого класса или в начале учебного года во втором классе. Для этого логопед использует речевые карты — стандартизированный опросник, выявляющий уровень физического, познавательного, нервно-психического, речевого и психомоторного развития. На основании анализа результатов тестирования делается вывод о наличии или отсутствии дисграфии. При выявлении дисграфии логопед определяет её вид.

Для уточнения общего уровня развития ребёнка необходима консультация клинического психолога. Психологическое тестирование поможет выявить конкретные проблемы ученика:

Ребёнок с дисграфией должен быть осмотрен неврологом. При осмотре детский невролог оценит общий неврологический статус и выявит сопутствующие неврологические патологии. Основываясь на результатах осмотра и данных, полученных от логопеда и клинического психолога, врач-невролог выработает тактику обследования и при необходимости план лечения пациента.

Обязательным инструментальным методом исследования является электроэнцефалография (ЭЭГ) — исследование электрической активности головного мозга. ЭЭГ проводится для исключения скрытой судорожной активности головного мозга.

Зрительная дисграфия что это. Смотреть фото Зрительная дисграфия что это. Смотреть картинку Зрительная дисграфия что это. Картинка про Зрительная дисграфия что это. Фото Зрительная дисграфия что это

Лечение дисграфии

При выявлении у ребёнка дисграфии логопеду нужно уточнить её форму, это необходимо для составления методического плана реабилитации и организации коррекционных занятий. К работе логопеда для нормализации психологического состояния ребёнка целесообразно подключить занятия с психологом.

Детям с дисграфией рекомендованы регулярные осмотры невролога. Врач на основании клинического осмотра и данных инструментальных исследований составляет план лечения пациента. Подход к терапии детей с дисграфией должен основываться на рекомендациях федерального руководства по детской неврологии.

Из медикаментозной терапии показаны препараты:

Зрительная дисграфия что это. Смотреть фото Зрительная дисграфия что это. Смотреть картинку Зрительная дисграфия что это. Картинка про Зрительная дисграфия что это. Фото Зрительная дисграфия что это

Прогноз. Профилактика

В большинстве случаев дисграфия у детей младшего школьного возраста поддаётся логопедической коррекции. Тяжёлые случаи нарушения письменной речи встречаются нечасто. Таких детей отправляют в центры психолого-медико-социального сопровождения для решения вопроса о дальнейшем обучении ребёнка. Обычно пациентам с тяжёлой формой дисграфии рекомендуют продложить обучение в школе для детей с патологией речи. В дальнейшем при устранении проблем с письменной речью ребёнка переводят в общеобразовательную школу.

Профилактика дисграфии основывается в раннем выявлении логопедом (на уровне детского сада) детей с нарушением речевого развития. Если к 4-5 годам у ребёнка остаются речевые проблемы, его необходимо перевести в логопедический детский сад иди логопедическую группу для проведения коррекционных занятий.

В настоящее время многие родители настроены на раннее развитие своего ребёнка, но этот подход часто себя не оправдывает и может спровоцировать проблему. Так, обучение ребёнка чтению и письму должно коррелировать со степенью созревания его сознания и готовности к обучению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *