Зрительно моторная координация что это

Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников

«Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников»

ТРЕНИРОВКА ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ.

1. Выкладывание разных узоров из мозаики по образцу.

2. Собирание различных конструкторов по схеме-образцу.

3. Выкладывание рисунков из палочек по образцу.

4. Выкладывание рисунков из геометрических фигур по образцу.

5. «Продолжи ряд» (рисование различных бордюров).

6. «Дорисуй левую (правую) половинку рисунка.

7. «Заштрихуй так же».

8 «Письмо в воздухе». (Дети рисуют в воздухе различные предметы,

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Зрительно моторная координация что это. Смотреть фото Зрительно моторная координация что это. Смотреть картинку Зрительно моторная координация что это. Картинка про Зрительно моторная координация что это. Фото Зрительно моторная координация что это«Заколдованные дорожки». Занятие по развитию графомоторной координации «Заколдованные дорожки»Цель:Развитие графомоторной координацииЗадачи: 1. Развивать и тренировать координацию движений пальцев, 2. Развивать.

Зрительно моторная координация что это. Смотреть фото Зрительно моторная координация что это. Смотреть картинку Зрительно моторная координация что это. Картинка про Зрительно моторная координация что это. Фото Зрительно моторная координация что этоИгра-шнуровка «Геометрические фигуры» на развитие логического мышления, мелкой моторики, координации движения рук, усидчивости Доброе время суток, дорогие коллеги! Рада что нашли время посетить мою страницу! Сегодня предлагаю Вашему вниманию разработку игры-шнуровки.

Зрительно моторная координация что это. Смотреть фото Зрительно моторная координация что это. Смотреть картинку Зрительно моторная координация что это. Картинка про Зрительно моторная координация что это. Фото Зрительно моторная координация что этоЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Зрительно моторная координация что это. Смотреть фото Зрительно моторная координация что это. Смотреть картинку Зрительно моторная координация что это. Картинка про Зрительно моторная координация что это. Фото Зрительно моторная координация что этоМакет «Физкультурный зал». Цель — развитие интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации. Прежде чем приступить к описанию нашего опыта, вспомним некоторые теоретические положения. Мелкая моторика- точные, скоординированные движения.

Зрительно моторная координация что это. Смотреть фото Зрительно моторная координация что это. Смотреть картинку Зрительно моторная координация что это. Картинка про Зрительно моторная координация что это. Фото Зрительно моторная координация что этоОпыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования» Актуальность. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует.

Зрительно моторная координация что это. Смотреть фото Зрительно моторная координация что это. Смотреть картинку Зрительно моторная координация что это. Картинка про Зрительно моторная координация что это. Фото Зрительно моторная координация что этоПлан работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников» План работы по самообразованию сентябрь Изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов; поиск эффективных технологий (методов.

Развитие дошкольников с помощью спектра музыкальных игр В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным.

Источник

Зрительно-моторная координация-проблемная зона в плане готовности ребёнка с нарушением зрения к обучению в школе

Гончарова Ольга Васильевна

МБДОУ № 144 «Детский сад компенсирующего вида»

Приступая к рассмотрению данной проблемы, стоить напомнить, что такое зрительно-моторная координация?

В психологическом словаре это понятие определяется, как осуществление координированных движений под контролем зрения.

Как определить есть ли у ребёнка нарушения зрительно-моторной координации? Для этого предложите ребёнку срисовать что-либо. Если при срисовывании ребёнок допускает много неточностей, искажает форму, расположение линий то зрительно-моторная координация у него развита недостаточно хорошо.

Те, кто работает с детьми, имеющими нарушения в развитии, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности, синхронности движений; что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, вырезать и т. д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных движений глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности, которые заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. Причина этого – недостаточная сформированность зрительно-моторной координации в системе «глаз – рука».

Если обратиться к истории данного вопроса, то следует отметить, что ещё в своё время И. М. Сеченов установил «принцип согласования движений с чувствованием». И. В. Павлов писал «Давно было замечено и научно доказано, что раз Вы думаете об определённом движении…Вы его невольно, этого не замечая, воспроизводите». Вся последующая история психофизиологии подтверждает справедливость этих важнейших высказываний, подкрепляя их новыми данными. В современной физиологии сенсорных систем понятие единства сенсорики и моторики стало одним из определяющих.

Так ли важно, нужно и значимо, чтобы у ребёнка, особенно к моменту поступления его в школу была сформирована координация в системе «глаз – рука». По мнению психолога Л. А. Ясюковой, успешное выполнение ряда заданий, связанных с переносом знаковой системы с одной плоскости на другую (например, списывание с доски в школе) возможно лишь при наличии координации зрительного анализатора с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки.

Связи между зрительным анализатором и движением руки не существует с рождения, они формируются и отлаживаются постепенно. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности.

Развивая зрительно-моторную координацию,решатся сразу две задачи:

1. Косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие.

Зрительно-моторная координация одна из составляющих зрительного восприятия. А уровень развития зрительного восприятия один из важнейших показателей функционального развития ребёнка

2. овладение точными движениями, необходимыми в различных видах учебной и трудовой деятельности.

Причины, вызывающие отставания в развитии зрительно-моторной координации:

1. несформированность зрительно-пространственного восприятия,

2.. нескоординированность зрительно-двигательных функций,

3. несовершенство нервной регуляции,

4. недостаточное развитие механизма программирования сложно-координированных действий,

5. низкая выносливость детей к статическим нагрузкам.

При недостаточном развитии зрительно-моторной координации у ребёнка отмечается;

1. трудности в совместной деятельности зрительного и двигательного анализаторов,

2. затруднения в становлении произвольности действий двигательного анализатора,

3. неустойчивый почерк (разная высота букв и цифр, неровные штрихи)

4. медленное и менее качественное выполнение заданий.

Развитие зрительно-моторной координации требует:

1. концентрации внимания.

Это параметр, характеризующий умение ребёнка сосредоточиться на одном или нескольких объектах. От развития внимания во многом зависят успехи ребёнка не только в учёбе, но и в повседневной жизни.

2. развитие координации движений (как общей, так и тонкой моторной координации). Тонкая моторная координация это параметр, характеризующий уровень развития движений пальцев и тактильного анализатора.

Для развития внимания используются такие игры «Чего не стало?» «Что изменилось?», «Найди одинаковое» и т. д.

Игры, направленные на развитие внимания способствуют и развитию памяти, наблюдательности. Развитию таких, двух взаимообратных операций, как анализа и синтеза. Они учат ребёнка отыскивать и продолжать закономерность. В процессе поиска ребёнок анализирует образец, а затем на основе полученных сведений продолжает ряд.

Не менее важным параметром зрительно-моторной координации является тонкая моторика, которая характеризуется уровнем развития движения пальцев. Развитие их происходит в быту и во время проведения специальных упражнений. К специальным упражнениям можно отнести пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры. В процессе пальчиковых игр у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие. Использование стихотворного материала делает их более интересными.

Работа по развитию мелкой моторики позволяет эффективно осуществлять коррекцию двигательных нарушений. Является одной из составляющих по подготовке ребёнка к письму. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга.

Известно, что развитию мелкой моторики способствуют занятия по ИЗО деятельности. Но просто развитая моторика без координации со зрением мало эффективна в плане развития зрительно-моторной координации. Важно, чтобы это было копирование образца, срисовывание картинки. Формирование умения точно воспроизвести графический образ. Даже у детей, которые много рисуют. Но не срисовывают, не копируют образец, координация руки и глаза может быть слабой (рисование у них осуществляется как мануальный акт). Такие дети в школе допускают ошибки при списывании, не видят их, проверяя свою работу.

В плане развития зрительно-моторной координации, говоря о рисовании, имеется в виду не только рисование с помощью карандаша. Это может быть рисование при помощи цветных резинок, плетение узоров на сетке с помощью цветных ленточек, использование цветных шнурков и поля от крупной мозаики. У ребёнка в процессе таких занятий развивается произвольное внимание, мелкая моторика, координация движений, зрительные функции прослеживания и фиксации. Цветоразличение и конечно зрительно-моторная координация.

Развитию зрительно-пространственной ориентировки способствуют занятия с «волшебными стеклами».

Рисование на песке, двумя руками одновременно,

положительно сказывается на синхронизации работы полушарий коры головного мозга и способствует развитию сенсомоторики.

К нетрадиционным приёмам рисования можно отнести «рисование ножницами». Просто копировать узоры детям порой не очень правится, чтобы сделать этот процесс более привлекательным можно предложить «рисовать ножницами» Практика показывает, что некоторые дети даже в подготовительной группе не очень уверенно работают ножницами. Поэтому данная работа помогает и развивать зрительно-моторную координацию и навыки работы ножницами. Вырезание бахромы позволяет развивать произвольность, ведь очень трудно резать только до определённого уровня.

Этот вид работы предполагает совершенствование моторной и зрительно-двигательной координации. Возникают синхронные движения глаза и ведущей руки, а так же укрепление межфункциональных связей

Важно не забывать ещё о таком виде тонкой моторики как глазодвигательный праксис, являющийся основой оптико-ппространственной деятельности. Иными словами необходимо работать над формированием чётко скоординированных движений руки и глаза. С этой целью проводятся глазодвигательные упражнения. Их можно проводить, используя различные зрительные тренажёры. Цель проведения данных упражнений состоит в необходимости научить детей удерживать объект в поле зрения, следить глазами за перемещающимися в различных направлениях предметом без поворота головы в сторону его движения. На начальном этапе коррекционной работы ребёнок пассивно следит за рукой взрослого, перемещающего предмет в пространстве; затем учится следить за движениями своей собственной руки, держащей искомый предмет и постоянно меняющий его расположение. Особенно хорошо эти упражнения снимают умственное и зрительное утомление, помогают укреплять окологлазные мышцы. В основе положительного эффекта лежат межфункциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов головного мозга. На заключительном этапе глазодвигательные навыки сочетаются с артикуляционным праксисом (например, глаза движутся в одну сторону, а язык в другую).

Зрительно-моторная координация эффективно развивается и при выполнении различных двигательных упражнений; ходьба и бег по разметкам, катание на самокатах по ограниченной площадке, метание в цель.

«Справа. Слева, впереди – в обруч точно попади», «Человечки-схемы». Набрось кольцо на кольцеброс, поймай шарик ит. д.

Эти игры и упражнения способствуют развитию координации движений, зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации движений.

И только, достигая необходимого уровня зрелости зрительно-моторной координации, создаётся возможность реализации графо-моторной программы, включающей;

1. узнавание предметов и их контуров,

2 формирование навыков зрительного слежения,

3. закрепление и автоматизация графических навыков,

4. формирование элементов графических навыков.

Такая целенаправленная и систематически проводимая работа по развитию зрительно – моторной координации помогут ребёнку в достижении готовности к обучению в школе.

Никулина Г. В. Фомичёва Л. В.

Готовим к школе ребёнка с нарушением зрения: рабочая тетрадь СПб 2004.

«Особенности развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения»

Развитие практики образования лиц с нарушением зрения. Проблемы и перспективы. Сборник статей СПб 2010.

Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Нижний Новгород НГЦ, 2000.

Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения – М: Экзамен 2006.

«Пси-шпаргалка психологический образовательный сайт» http://psylist.net/praktikum/

Дудьев В. П.Психомоторика: словарь – справочник 2008

«Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения»

Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению. Часть I Для определения уровня личностного и умственного развития мы выбрали из огромного количества методик те, которые, с нашей точки зрения,.

Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению. Часть II 7) «Разрезные картинки». Методика направлена на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения, оценку способности.

Доклад для родителей «О проблемах психологической и интеллектуальной готовности ребёнка к успешному обучению в школе» (часть 2) Теперь поговорим о произвольном поведении. Известно, что у большинства детей 6-7 лет ещё недостаточно хорошо развито произвольное внимание.

Зрительно моторная координация что это. Смотреть фото Зрительно моторная координация что это. Смотреть картинку Зрительно моторная координация что это. Картинка про Зрительно моторная координация что это. Фото Зрительно моторная координация что этоКонспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей 6–7 с нарушением зрения «Звуки [С]–[С`], буква «С» Тема: Звуки [С]– [С`], буква «С» Цель: развитие фонематического анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте. Задачи: 1. закрепление.

Консультация «Формирование зрительно-пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения» Проблема зрительно-пространственной ориентации актуальна для всех детей с отклонениями в развитии, но особенно актуальна для слабовидящих.

План-конспект занятия по развитию зрительно-двигательной координации у детей с нарушением зрения. Старшая группа. План-конспект занятия по развитию зрительно-двигательной координации у детей с нарушением зрения. Старшая группа. Тема: Чайная посуда.

Консультация для воспитателей «Теоретические подходы к рассмотрению проблемы готовности ребёнка к школе» Начало школьного обучения – это закономерный и естественный переход ребёнка на более высокую ступень психического развития. В дошкольной.

Важный фактор готовности ребенка к школе — уровень развития зрительно-моторной координации Важный фактор готовности ребенка к школе – уровень развития зрительно-моторной координации. Многих родителей детей подготовительной группы.

Зрительно моторная координация что это. Смотреть фото Зрительно моторная координация что это. Смотреть картинку Зрительно моторная координация что это. Картинка про Зрительно моторная координация что это. Фото Зрительно моторная координация что этоЗрительно-моторная координация-проблемная зона в плане готовности ребёнка с нарушением зрения к обучению в школе Приступая к рассмотрению данной проблемы, стоить напомнить, что такое зрительно-моторная координация? В психологическом словаре это понятие.

Источник

Что такое зрительно-моторная координация?

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое зрительно-моторная координация?

Зрительно моторная координация что это. Смотреть фото Зрительно моторная координация что это. Смотреть картинку Зрительно моторная координация что это. Картинка про Зрительно моторная координация что это. Фото Зрительно моторная координация что это

Зрительно-моторная координация является важным компонентом готовности ребёнка к школьному обучению. Недостаточный уровень развития зрительно-моторной координации выявляется у очень многих детей почти во всех детских садах. Часто бывает так, что ребенок видит одно, а при срисовывании у него получается что-то только отдаленно напоминающее образец. В чём же дело?

Развитие зрительно-моторной координации можно определить, если предложить ребенку срисовать с образца какой – либо узор (набор линий, геометрических фигур, точек и т. д.). Если при срисовывании ребенок допускает много неточностей, искажает форму, расположение линий и фигур, то зрительно-моторная координация у ребенка развита недостаточно хорошо. Отсутствие зрительно-моторной координации обычно никак не проявляется в его дошкольной жизни. Только в первом классе может выясниться, что ребенок при всем старании оказывается не в состоянии воспроизвести буквы, изображенные в прописях. При списывании или срисовывании с доски или из учебников у него часто получается нечто очень далекое от исходных образцов. Сравнивая, проверяя свою работу, ребенок не замечает даже грубые различия.

Такие дети допускают много ошибок при списывании, не видят их, проверяя свою работу. Для них характерны ошибки пропуска, перестановки, замены, написания «лишних» букв, слогов, цифр, знаков, перескакивания со строчки на строчку, «зеркальное» письмо… Ребенок, к сожалению, пишет неграмотно, и именно такое письмо автоматизируется и закрепляется. Избавиться в дальнейшем от неграмотных автоматизмов бывает исключительно трудно. Если ребенок много и с удовольствием строит и конструирует по чертежам, выкладывает мозаичные узоры или панно в соответствии с образцами, срисовывает изображение различных предметов или целые картины, то у него постепенно совершенствуется зрительно-моторная координация, формируется умение точно воспроизводить графические образцы. Если в своей дошкольной деятельности ему редко приходится двигательно-графически копировать какие-либо изображения, то связи между затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга не формируются. Даже у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой.

Связи между зрительным анализом и движениями руки формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребенку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в ее двигательно-графический аналог. Только тогда, когда такая деятельность становится систематической, возможно качественное улучшение зрительно-моторной координации. Главное, наберитесь терпения и приступайте к действию.

Как же можно развивать зрительно-моторную координацию дома? Предлагаю уважаемым родителям несколько упражнений на развитие зрительно-моторной координации.

Игрушки «Конструкторы». Эти игрушки лучше всех развивают фантазию ребенка. Построив дворец, ребенок будет чувствовать себя архитектором. Такие игрушки очень полезны в возрасте от трех до пяти лет. Развитие фантазии поспособствуют конструкторы из дерева, пластмассы или железа. Есть специальные конструкторы, из которых можно создать машины, вертолеты или что-то тому подобное.

Пластилин. Пластилин является первым шагом ребенка к художеству. Развитие моторики рук здесь очень большое, ведь ребенку понадобятся большие усилия, чтобы слепить что-то красивое. Лепка развивает моторику пальцев и фантазию ребенка. Не стоит недооценивать игры с пластилином. Красочные и яркие формы, созданные руками ребенка, обрадуют вас, ну а сам ребенок будет на седьмом небе от счастья.

Игра «Переливание». Учить переливанию жидкости ребенка нужно с малого возраста. Для начала из одного следует научить переливать горох и фасоль из одного сосуда в другой, затем песок, и только потом воду. Занятия поднимут уровень чувствительности у ребенка, потому начинать следует с гороха, и только потом переходить к воде.

Игра «Наматывание ниток». Прежде, чем начать играть в эту игру, следует рассказать ребенку, кто такой паук, и как он ловит букашек в свою паутину. Для игры следует подготовить моток ниток и маленькие мягкие игрушки. Задача ребенка заключается в наматывании ниток на мягкие игрушки. Затем он должен размотать их и замотать нитки в моток снова. Так, как нитки будут похожи на паутину, рассказать о пауке ребенку следует заранее.

Игра «Болты и гайки». Для игры потребуются болты и гайки разных размеров крупной величины. Задача ребенка состоит в прикручивании болтов к гайкам одинаковых размеров.

Источник

Зрительно моторная координация что это

Каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желания серьёзно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент. Дети, идя в школу, часто не умеют держать ручку и завязывать шнурки. Что такое мелкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Но к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми. Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребёнка: речевые способности, внимание мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связанны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с пальчиками. Для родителей особенно важно знать, как развивать точные и достаточно сильные движения пальцев рук, активизировать работу мышц кисти. Существует ряд простых занятий, которые способствуют развитию мелкой моторики.

1. Лепка из глины и пластилина.

2. Рисование или раскрашивание картинок

3. Изготовление поделок из бумаги.

5. Застёгивание и расстёгивание кнопок, пуговиц, крючков.

6. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

7. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.

8. Всасывание пипеткой воды.

9. Нанизывание бус и пуговиц.

10. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

12. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия. Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребёнка, и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

— во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,

— во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

— в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

Развитее графического навыка и зрительно- моторной координации.

Графический навык предполагает:

— умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации — широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные и т. д.; условные знаки, в том числе и буквенные графемы и т. д.). Выполнять их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;

— легкое и непринужденное удерживание пишущего инструмента (карандаша, ручки, соблюдая необходимый угол наклона;

— устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

— выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности. У детей поступающих в первый класс, ещё недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети дошкольного возраста ещё плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Умение различать правую и левую стороны — это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребёнком в виде различных игр и упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

— Поднять то правую, то левую руку.

— Взять предмет то правой, то левой рукой.

— После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха и т. д.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку. Трудности в письме связаны, прежде всего не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Самый простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, используя силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает её движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами. Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв. Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином и глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок развивает и укрепляет мелкие мышцы пальцев. Существует интересный способ развития пальцев руки — ощипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев ощипывают клочки и создают своего рода аппликацию. Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребенка заставлять.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребёнок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысление знакомство ребенка с миром. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Активная тренировка общих движений и ручной моторики позволяет совершенствовать произвольное внимание, развивать навыки контроля и планирования целостного действия, а так же формировать учебную мотивацию, развивать регулирующую роль речи. Зрительно-двигательная координация занимает важное место в формировании готовности к письму. Зрительно-моторная координация — согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов. Зрительно-двигательная координация — это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Глаз видит — рука изображает — такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития. Важным компонентом готовности руки к письму является развитие мелкой моторики руки. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев. Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук. Движения пальцев и кисти руки развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода: 5, 5–6, 5 мес — начинает брать предметы, 6, 5–7, 5 мес вращение кистью с игрушками. К 11мес совершенствование кистевого и пальцевого праксиса. 1г-1, 5г — попытки рисовать «как попало». 1, 5–2г — появляется тонкая моторика, ребенок опускает предметы в маленькие отверстия. В 3г появляются двигательные автоматизмы (пытается резать бумагу). 3–4г — режет бумагу, рисует. Происходит латерализация (определение ведущей руки). В 5–6лет появляется способность обводить клетки. 6–7лет — готовность к развитию графо — моторных навыков. Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику — массировать пальчики. Тем самым воздействуя на связанные с корой головного мозга активные точки. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, передаются импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Тренируя пальцы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками, «Почтовый ящик»).

Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т. е. развивается ручная умелость. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов, рисунки из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Пальчиковый игро-тренинг. Пальчиковые игры и упражнения при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Включение в любое занятие пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи. Они как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Самомассаж рук Массаж карандашами: с помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья и кисти рук (пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны). Такой массаж способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук, стимулирует речевое развитие. Особый интерес у детей вызывают массажные упражнения с проговариванием коротких стихов и рифмовок.

Тренировка зрительно-двигательной координации. Особое внимание необходимо обратить на выработку у детей навыков точной и четкой координации в системе «глаз — рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематического обучения. Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим детям подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки. Конструирование по чертежам, выкладывание мозаичных узоров или панно в соответствии с образцами, срисовывание изображений различных предметов, обведение, дорисовывание постепенно совершенствуют зрительно-моторную координацию, формируют умение точно воспроизводить графические образцы. Например, при выполнении задания «Письмо в воздухе» ребенок «прописывает» в воздухе рукой буквы, цифры и целые слова. Усложненным вариантом этого задания является «прописывание» букв, цифр и слов только глазами. Штриховка — одно из важнейших упражнений. Для штриховки используются раскраски, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов и набор разных лекал. После того, как ребенок научится хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными линиями, составлять из них простейшие предметы, ему можно предложить штриховку волнистыми, круговыми линиями, полуовалами, петлями. Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона.

1. ЦвынтарныйВ.В. «Играем с пальчиками развиваем речь»

2. Венгер Л. А. «Готов ли ваш ребёнок к школе».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *