Зубчатое колесо и шестерня в чем разница
Шестерни и зубчатые колеса – есть ли различия?
Зубчатые колеса и шестерни – основные элементы зубчатой передачи, широко используемой в разнообразных промышленных машинах и механизмах. Как правило, термины «шестерня» и «зубчатое колесо» являются синонимами, и между ними не находят особых различий. Но не все специалисты отождествляют шестерню и зубчатое колесо, считая, что между этими деталями есть существенная разница. Рассмотрим основные точки зрения по этому вопросу.
Особенности зубчатых колес и шестерен
И зубчатое колесо, и шестерня имеют вид диска с зубьями, расположенными на конической или цилиндрической поверхности. Эти детали используются в механизмах для преобразования и передачи крутящего момента. Изготовление шестерен и зубчатых колес возможно несколькими способами: методом обката, копированием, горячим и холодным накатыванием. Традиционно зубчатые колеса и шестерни используются парами, в зацеплении одна деталь становится ведущей, а вторая – ведомой. И вот здесь кроется главное различие элементов: ведущую деталь часто называют шестерней, а ведомую – зубчатым колесом. То есть разница основывается на роли элемента в работе механизма, но конструктивно шестерни и зубчатые колеса остаются одинаковыми деталями.
Также при парном зацеплении двух зубчатых колес шестерней называют ту деталь, которая имеет большее число зубьев. То, что зубчатые колеса и шестерни – понятия синонимичные, подтверждает и ГОСТ 16530-83: в определении шестерни указано, что она является ведущим зубчатым колесом передачи (при равном количестве зубьев на обеих деталях) или же колесом с меньшим числом зубьев.
Несмотря на это, некоторые специалисты (особенно работающие в специфических областях) считают необходимым строго разделять понятия шестерни и зубчатого колеса. Для них производство зубчатых колес и изготовление шестерен – принципиально разные процессы, а сами детали имеют свои сходства и различия.
Сходства и различия шестерен и зубчатых колес
Придерживаясь вышеописанного мнения о разделении шестерен и зубчатых колес на два самостоятельных вида деталей, специалисты все же сходятся во мнении, что у этих элементов есть некоторые сходства:
Подобные сходства несколько противоречивы, но все же они встречаются в профессиональной среде. То же самое касается и различий, согласно которым:
Даже исходя из такой точки зрения можно сделать вывод, что шестерни и зубчатые колеса одинаковы по функционалу и в большинстве сфер не имеют формальной разницы.
Вывод
Большинство мастеров, механиков и специалистов с техническим образованием сходится во мнении, что «шестерня» и «зубчатое колесо» – это разные названия одного типа детали. Эту позицию подтверждает и текст межгосударственного стандарта, в котором перечислена основная терминология и обозначения, связанные с зубчатыми передачами. Определения ГОСТа точно дают понять, что главное различие шестеренок и зубчатых колес заключается в роли, которую выполняет элемент в передаче.
Чем отличается шестерня от колеса
О том, какова разница между шестерней и зубчатым колесом, стараются узнать далеко не многие любители автомобилей, а порой многие даже путают данные понятия. В действительности, шестерня и зубчатое колесо во многом похожи между собой, однако принципиальных отличий все же больше.
Что представляет собой шестерня
Шестерня – это небольшое колесико с зубьями, которое крепится к специальной вращающейся оси. Поверхность у шестеренки в данном случае может быть как конической, так и цилиндрической.
Шестеренчатые передачи также имеют свою классификацию:
Данные разновидности являются наиболее распространенными, однако далеко не единственными, поэтому используемый вид напрямую соотносится с тем, какую функцию он должен будет выполнять.
При этом каждая шестеренка имеет определенное количество зубьев, что определяется ее назначением. Разница между количеством используемых зубьев необходима, поскольку благодаря этому фактору появляется возможность регулировать обороты вала и крутящийся момент. Шестеренки также разделяются на ведущие и ведомые. Ведущей называется та шестерня, к которой вращательный момент подводится снаружи, а ведомой – та, с которой она снимается.
Что представляет собой зубчатое колесо
Зубчатое колесо во многом напоминает шестеренку, поэтому многие механики или люди с техническим образованием формальной разницы между ними не видят, если дело не касается каких-то конкретных моментов работы.
Зубчатое колесо является колесом с небольшими зубчиками, которые выпирают в разные стороны. Основная ее задача – это придавать вращательное движение другим деталям, к которым присоединено данное зубчатое колесо. Внешне такое колесо выглядит как диск с конической или цилиндрической поверхностью, а зубчики располагаются на разном расстоянии друг от друга. Причем количество зубьев может сильно разниться, все зависит от того, чему именно служит то или иное колесо, какова его основная задача.
Использование зубчатых колес также нередко осуществляется парами, чтобы все процессы проходили максимально равномерно и спокойно. Задача любого вращательного механизма, в котором используется зубчатое колесо – это преобразование определенного количества оборотов во вращательный момент. Количество зубьев на колесе сильно влияет на то, насколько плавной будет передача, поэтому, чем их больше, тем более плавной будет скорость передачи. В том случае, если диаметр зубчатого колеса несколько больше, чем ведомая шестерня, то вращательный момент ведомого элемента может, как уменьшаться, так и увеличиваться, все зависит от скорости вращения.
В чем заключаются сходства между шестерней и зубчатым колесом
Между шестерней и зубчатым колесом можно отметить несколько схожих моментов:
Внешние сходства между шестеренкой и зубчатым колесом обоснованы также еще тем, что зачастую эти два элемента могут выполнять схожие функции и быть взаимозаменяемыми в определенных системах и механизмах.
В чем заключаются отличия между шестеренкой и зубчатым колесом
Между шестеренкой и зубчатым колесом при детальном рассмотрении имеются определенные различия:
Исходя из всех вышеприведенных фактов, можно сказать, что по своему функционалу шестеренка и зубчатое колесо является примерно одним и тем же элементом. Различия между ними могут быть заметны только в каких-то сложных механизмах, так как они по-разному воздействуют на результат, однако большинство людей, имевших с этим дело, нередко утверждают, что формальной разницы между данными элементами нет.
Чем зубчатое колесо отличается от шестерни
Назначение и виды зубчатых передач
Зубчатая передача — это механизм, который с помощью зубчатого зацепления передаёт или преобразует движение с изменением угловых скоростей и моментов.
Зубчатая пара состоит из шестерни и колеса. В большинстве случаев шестерня является ведущим элементом зубчатой пары, а колесо — ведомым, хотя встречается и обратное соотношение. Обычно шестерня имеет меньший диаметр. Как правило, при рассмотрении одинаковых параметров шестерни и колеса, шестерне присваивают индекс 1, колесу — 2. Например, Z1 — количество зубьев шестерни, Z2 — количество зубьев колеса.
Зубчатые колёса различаются по форме зубчатого венца, по взаимному расположению валов, по форме зуба относительно оси колеса, по форме профиля зуба, по различным отклонениям от стандартного профиля (корригирование) и т.д. Каждое сочетание перечисленных геометрических особенностей имеет свои особенности выбора конструкции, материала и изготовления колеса.
Форма венца зубчатого колеса | цилиндрические зубчатые колёса | конические зубчатые колёса | Примечания | |
Форма зубьев относительно оси колеса | прямые, косые и шевронные | винтовые | прямые, круговые и тангенциальные | |
Взаимное расположение осей валов | оси валов параллельны | оси валов скрещены | оси валов пересекаются (межосевой угол может быть как равен 90º; так и отличен от 90º) | |
Профиль зубьев | в основном эвольвентный | Достоинством является малая чувствительно к отклонению межосевого расстояния и возможность изготовления простым инструментом | ||
Модификация профилей зубьев (корригирование) | Смещение исходного контура: прямозубые — высотное, угловое; косозубые — высотное. | Смещение исходного контура: высотное, тангенциальное. Сочетание высотной и тангенциальной модификации. | Фланкирование применяют для быстроходных зубчатых передач в целях уменьшения сил удара при входе и выходе зубьев их из зацепления |
Зубчатые передачи для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот осуществляются цилиндрическим колесом (шестерней) и рейкой.
Зубчатые передачи могут отличаться по условиям работы зубчатого зацепления. Они могут быть как открытыми, так и закрытыми. Открытые передачи не защищены от попадания загрязняющих веществ и работают в условиях со скудной смазкой густой консистенции, либо вообще без смазки.
Зубчатое зацепление используется также в планетарных передачах, в которых ось хотя бы одного зубчатого колеса подвижна.
Цилиндрические зубчатые колёса [ править | править код ]
Профиль зубьев колёс как правило имеет эвольвентную боковую форму. Однако существуют передачи с круговой формой профиля зубьев (передача Новикова с одной и двумя линиями зацепления) и с циклоидальной. Кроме того, в храповых механизмах применяются зубчатые колёса с несимметричным профилем зуба.
Параметры эвольвентного зубчатого колеса:
В машиностроении приняты определённые значение модуля зубчатого колеса m
Высота головки зуба — haP
и высота ножки зуба —
hfP
— в случае т. н.
нулевого зубчатого колеса (изготовленного без смещения, зубчатое колесо с «нулевыми» зубцами)
(смещение режущей рейки, нарезающей зубцы, ближе или дальше к заготовке, причем смещение ближе к заготовке наз.
отрицательным смещением
, а смещение дальше от заготовки наз.
положительным
) соотносятся с модулем
m
следующим образом:
haP = m; hfP = 1,25 m
, то есть:
Отсюда получаем, что высота зуба h
(на рисунке не обозначена):
Вообще из рисунка ясно, что диаметр окружности вершин da
больше диаметра окружности впадин
df
на двойную высоту зуба
h
. Исходя из всего этого, если требуется практически определить модуль
m
зубчатого колеса, не имея нужных данных для вычислений (кроме числа зубьев
z
), то необходимо точно измерить его наружный диаметр
da
и результат разделить на число зубьев
z
плюс 2:
Продольная линия зуба [ править | править код ]
Зубчатые колеса классифицируются в зависимости от формы продольной линии зуба на:
О том, какова разница между шестерней и зубчатым колесом, стараются узнать далеко не многие любители автомобилей, а порой многие даже путают данные понятия. В действительности, шестерня и зубчатое колесо во многом похожи между собой, однако принципиальных отличий все же больше.
Цилиндрические зубчатые колёса
Как видно из таблицы прямозубыми могут быть как цилиндрические, так и конические колёса.
Прямозубые колёса применяют в следующих случаях: 1) при невысоких и средних окружных скоростях, 2) при большой твёрдости зубьев (когда динамические нагрузки от неточностей изготовления невелики по сравнению с полезными), 3) также применяются в открытых и планетарных передачах. | а) прямозубое колесо, б) косозубое колесо, в) шевронное колесо Хотя максимальные окружные скорости прямозубых колёс могут доходить до 15 м/с, наиболее часто применяются скорости до 5 м/с. Одним из достоинств прямозубой передачи является отсутствие осевых усилий. Косозубая передача используется обычно в следующих случаях: 1) если нельзя подобрать цилиндрическую прямозубую пару со стандартным модулем при заданных межосевом расстоянии и передаточном отношении; 2) в случае необходимости иметь малое колесо с небольшим числом зубьев при одновременно высоких требованиях к плавности и равномерности передачи; 3) при повышенных окружных скоростях колёс (при средних и высоких скоростях) и требованиях в отношении бесшумности передачи; 4) при больших передаточных отношениях Косозубые и шевронные зубчатые колёса в зависимости от качества изготовления могут применяться при окружных скоростях до 30 м/с. Косозубые передачи иногда используются при малых окружных скоростях. Это объясняется некоторыми их преимуществами перед прямозубыми: одновременно в зацеплении находится несколько зубьев, передача вращения происходит более плавно, уменьшаются динамические нагрузки, возникающие вследствие неточности изготовления колёс. Кроме того, изготовление косозубых колёс не требует специального оборудования и оснастки. Одним из недостатков косозубых колёс является наличие осевого усилия, что вызывает необходимость усиления подшипниковых узлов и вала. Поэтому при больших осевых усилиях при передачи больших мощностей рационально применение более сложных шевронных передач, в которых осевые усилия скомпенсированы.
Эту силу разложим на две составляющие: окружную силу на эквивалентном колесе и радиальную (распорную) силу на этом колесе . Если, в свою очередь, силу разложить по двум направлениям, то получим такие силы: — окружную силу, — осевую. Рис. 42 Рис. 43 Расчет параметровРасчет параметров зубчатых колес выполняют комплексно, для всей передачи. Необходимость расчета отдельного колеса возникает только в процессе ремонта оборудования с неизвестными данными. Расчет начинают с определения требуемого числа зубьев и модуля зацепления. Для того чтобы узнать значение модуля, предварительно проводят расчеты на прочность, исходя из срока службы и выбранного материала будущего механизма. Также на этом этапе рассчитывают межосевое расстояние между колесами. На основе полученных данных выносливости зубьев вычисляется минимально допустимая величина модуля зацепления. Конкретное его значение выбирается на основе таблиц, приведенных в справочной литературе. Далее, используя требуемое передаточное отношение, производится вычисление числа зубьев на сопрягаемых колесах. При известном модуле зацепления и количестве зубьев шестерни и колеса, доступно произвести вычисление геометрических размеров отдельных деталей. Основные диаметры и профиль зуба передачи рассчитываются с использованием несложных арифметических действий. Сложные операции потребуются только для ограниченного числа параметров. Для цилиндрического прямозубого колеса тригонометрические функции содержат только формулы расчета делительного диаметра. При проектировании других типов зубчатых колес, используют тот же математический аппарат, что и для прямозубых, но с добавлением расчетов, учитывающих иную геометрию деталей. Результаты расчетов используют для построения чертежей будущих шестерен, а также при вычислении параметров редукторов. Заключительным этапом расчета зубчатой передачи становится окончательная проверка механизма на прочность. Если результаты этих вычислений укладываются в принятые нормативы, то полученные значения величин можно использовать для изготовления готового механизма. В противном случае может потребоваться выполнить новый расчет, изменив исходные данные, например, увеличить геометрические размеры, либо поменять тип зубчатой передачи или количество ступеней редуктора. Конструкции и расчет редукторовВ зубчатых колесах со смещенными дисками из-за большой деформации обода увеличивается неравномерность распределения нагрузки по длине зуба, в результате чего несущая способность таких колес уменьшается на 10—15% по сравнению с несущей способностью колес с симметричным расположением диска относительно обода, что подтверждается экспериментальными исследованиями. Такие зубчатые колеса рекомендуется применять при сравнительно малой ширине обода. Однодисковые зубчатые колеса с симметричным расположением диска и ребрами жесткости выполняют с большей шириной обода, чем у косозубых колес с несимметричным диском. С увеличением ширины зубчатых колес, для обеспечения конструктивной прочности, применяют двухдисковые зубчатые колеса без ребра жесткости (лист 1, рис. 3 и лист 2, рис. 1) и с кольцевым ребром жесткости (лист 1, рис. 4 и лист 2, рис. 2). В зависимости от ширины обода и наружного диаметра двухдисковые зубчатые колеса выполняют с пятью, шестью и семью спицами (см. лист 1 и 2). На многих заводах благодаря усовершенствованию технологии литья двухдисковые зубчатые колеса отливают с прямыми дисками (см. лист 1, рис. 3, 4 и лист 2, рис. 1, 2). При изготовлении двухдисковых зубчатых колес с наклонными (лист 2, рис. 3) и изогнутыми дисками повышаются затраты на модели и отливку, затрудняется их крепление на металлообрабатывающих станках и крепление балансирного груза на наклонных дисках. Область применения литых однодисковых и двухдисковых зубчатых колес, а также выбор числа их спиц устанавливают из технологических возможностей отливки и формовки. Конструкции литых зубчатых колес выбирают в зависимости от размеров ширины венца зубчатого колеса b, диаметра вершин зубьев da, граничной ширины bгр и граничного диаметра Drp. Граничная ширина и граничный диаметр являются параметрами, обусловливающими технологическую возможность изготовления зубчатых колес. Устанавливают границы применения пяти- и шестиспицевых зубчатых колес. При некоторых значениях диаметров вершин зубьев зубчатых колес окна в дисках между спицами по высоте и ширине оказываются меньше технологически допустимых, что вызывает затруднения при формовке и очистке внутренних полостей. В этих случаях требуется переход к меньшему числу спиц. Широкие литые двухдисковые зубчатые колеса при коэффициенте ширины от 0,5 до 0,63 должны иметь кольцевое ребро жесткости. Граничные значения ширины и диаметра определяют по формулам: где δ0 — расчетная толщина обода (определяется по формулам, приведенным в табл. 2); где dст-диаметр наружной поверхности ступицы, мм; К и К1 — коэффициенты. Пределы граничных значений ширины и диаметра определены исследованиями однодисковых и многодисковых литых зубчатых колес. Коэффициент К учитывает влияние суммы чисел зубьев шестерни и зубчатого колеса и коэффициента ширины на величину граничного диаметра и определяется по формуле, приведенной в табл. 2 (для некоторых значений суммы зубьев и стандартных значений коэффициента ширины — по табл. 3). Коэффициент К1 учитывает влияние передаточного числа на величину граничного диаметра и определяется по формуле, приведенной в табл. 2 (для стандартных передаточных чисел — по табл. 4). Исходя из граничных значений изготовляют однодисковыми (см. рис. 1 на листе 1). При невыполнении указанных неравенств зубчатые колеса изготовляют двухдисковыми (см. рис. 3 на листе 1 или рис. 1 на листе 2) в зависимости от соотношений между da и Dгр. Выбор конструкции зубчатого колеса по ширине венца b и диаметру вершин зубьев da Примечания: 1. Для зубчатых колес с углом наклона зубьев на делительном цилиндре β ≤ 15° при выполнении неравенств: ширины и диаметра по табл. 1 определяют конструкции зубчатых колес, пределы их ширины и диаметра вершин зубьев. Двухдисковые зубчатые колеса выполняют и семиспицевыми. На листе 2, рис. 3 показано зубчатое колесо с наклонными дисками, семью спицами, отбуртовкой вокруг окон, с отверстиями в спицах. Рассмотренные литые конструкции зубчатых колес имеют технологические приливы с наружной стороны для прибылей при отливке, которые удаляются при механической обработке. Иногда в однодисковых и двухдисковых зубчатых колесах технологические приливы располагают с внутренней стороны обода без последующего их удаления (лист 2, рис. 4 и лист 3, рис. 1). Число технологических приливов должно быть кратным числу спиц. Вес таких зубчатых колес больше на 10…15% по сравнению с колесами, отлитыми с приливами с наружной стороны обода. В зубчатых колесах с одним или двумя дисками по конструктивной необходимости ступица располагается асимметрично относительно обода (лист 3, рис. 2). В широких зубчатых колесах при длине ступицы более 400 мм для получения более правильной геометрии при механической обработке отверстие для посадки колеса на вал выполняют двухступенчатым (лист 3, рис. 3) с разницей в диаметрах 5… 10 мм. В шевронных зубчатых колесах для выхода инструмента при нарезании зубьев выполняют проточку (b1), ширина которой включается в общую ширину зубчатого колеса. Размеры фасок на торцах зубьев выполняют, как показано на листе 3, рис. 4. Определение размеров элементов зубчатых колес. Размеры элементов литых зубчатых колес должны быть приняты такими, чтобы при их сочетании обеспечивались необходимая прочность, жесткость и технологические возможности изготовления. Нагрузка, воспринимаемая зубьями колеса, определяется межосевым расстоянием аw, шириной зубчатого колеса b, которая задается коэффициентом ширины С увеличением ширины зубчатого колеса возникают технологические трудности в обеспечении одинаковой прочности по высоте обода и устранении раковин и других пороков литья. Поэтому необходимо увеличивать толщину обода на некоторую величину по сравнению с результатами расчета. Формулы для определения размеров элементов зубчатых колес Продолжение табл. 2. Размеры остальных элементов зубчатого колеса выражены через толщину обода. Многие элементы зубчатых колес определяются их конструктивными соотношениями, а также необходимостью формовки и выбивки горелой земли и очистки от пригаров, полученных в процессе отливки. При определении размеров толщины дисков и поперечных ребер дисков зубчатых колес учитывается качество литой стали — ее склонность к образованию трещин. Предварительное определение диаметра отверстия в ступице можно выполнить из условия передачи прессовой посадкой наибольшего крутящего момента и допускаемой прочности зубьев колеса на изгиб: Диаметр отверстия в ступице определяется конструкцией редуктора и может колебаться в пределах, зависящих от межосевого расстояния — d = (0,2…0,4) aw. При анализе большого числа литых цилиндрических зубчатых колес, изготовленных на разных заводах, установлено, что 90% зубчатых колес имеют диаметр отверстия в ступице d = 0,32 aw. Для стандартных значений коэффициента ширины ψb и наиболее распространенных значений суммарного числа зубьев z∑ размеры основных элементов зубчатых колес при межосевом расстоянии aw = 1 мм определяют по табл. 3, при этом вычисление упрощается. Размеры элементов зубчатых колес для стандартных значений коэффициента ширины ψba и наиболее распространенных значений суммарного числа зубьев z∑ при a w = 1 мм и К1 = 1 мм Продолжение табл. 3 Примечание. Для определения действительных размеров элементов колес их табличные значения следует умножить на aWK1 Значения коэффициента Изложенная методика выбора конструкции зубчатых колес и их элементов не распространяется на зубчатые колеса с поверхностным упрочнением зубьев. Пример. Выбрать конструкцию и определить размеры элементов литого зубчатого колеса для редуктора со следующими параметрами: aw = 1000 мм; m = 10 мм; z1 = 29; z2 = 147; z∑ = 176; b = 500 мм; ψbа = 0,5; u=5,07; da = 1690 мм; dcm = 660 мм; β = 28°21’27». Из табл. 3 находим размер толщины обода Из графика на листе 3, рис. 5 определяем А: при Из табл. 1 при da > 1200 мм определяем, что зубчатое колесо пятиспицевое с кольцевым ребром жесткости. Из табл. 2 толщина дисков δ2 = 0,86δо = 0,8·40 = 32 мм, толщина поперечного ребра δр2 = 0,8δ2 = 0,8·32 = 25 мм и т. д.
|