Зулму в исламе что такое

Зульм

Зульм (араб. ظلم — гнет, притеснение, тирания, несправедливость). Языковое значение слова «зульм» и его значение в терминологии исламского права близки между собой.

Согласно аятам Священного Корана, Сунне и единому мнению ученых-богословов, совершение зульма в любой его форме проявления — запрещенное греховное деяние. Очень часто совершение одного вида зульма может одновременно содержать в себе сразу два запрещенных деяния: посягательство на права людей и ослушание Всевышнего, запретившего совершение зульма. Это обстоятельство еще больше усугубляет этот вид запрещенного деяния. Один из самых тяжких видов зульма — посягательство на жизнь невинного верующего человека. Кроме этого, к видам зульма можно отнести: незаконное присвоение имущества другого человека и несправедливое распределение имущества между нуждающимися людьми или имеющими на него право, нарушение руководителем прав своих подчиненных и т. д.

В ряде случаев наличие зульма или вероятность его совершения может стать оправданием невыполнения какого-либо обязательного предписания. Так, в случае вероятной угрозы для жизни, ожидающей верующего человека, например, со стороны притаившихся разбойников на пути к мечети, допускается не участвовать в коллективной или пятничной молитвах. То же самое может распространяться и на совершение паломничества (хадж). Однако, конечно, обязанность по выполнению паломничества (хадж) снята не будет. Поэтому при удобном другом случае его нужно будет все равно совершить.

Важно отметить, что Всевышний никогда не совершает зульма в отношении Своих рабов, ведь все Его дела и распоряжения соответствуют определенной мудрости. Поэтому не допускается приписывать Всевышнему зульм, в противном случае это будет приравнено к проявлению неверия (куфр).

Согласно мнению некоторых ученых-богословов, человек, который был подвержен проявлению зульма в отношении себя, имеет право, обратившись с мольбой к Всевышнему, пожелать своему обидчику равнозначной участи, но не более того. Однако некоторые другие ученые-богословы в подобных ситуациях более предпочтительным считают проявить терпение и сдержанность, являющимися признаками богобоязненности.

Следует добавить, что любые виды разбирательств дел, связанных с проявлением зульма одним человеком в отношении другого, должны производиться уполномоченными лицами и в рамках государственного регулирования. В противном случае самосуд, к коему иногда прибегают некоторые люди, в ряде случаев тоже может быть приравнен к совершению зульма. Кроме этого, нужно не забывать о том, что человек, совершающий зульм, не должен получать всяческой поддержки со стороны других людей, они должны проявлять в отношении него свое порицание и неодобрение[1].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Зульм // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. –Кувейт, 1983. Т. 29. С. 169–177.

Источник

Зульм

Зульм (араб. ظُلْمٌ ) — несправедливость, притеснение, угнетение, тирания, беззаконие. Человек, творящий несправедливость — залим. Зульм в исламе является запрещенным деянием и может быть, как прегрешением, так и тяжким грехом в зависимости от степени его совершения.

Всевышний Аллах сказал в Коране:

وَمَا رَبُّكَ بِظَلَّامٍ لِّلْعَبِيدِ

«Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами» (сура Разъяснены:46).

Второй перевод слова «зульм» — «темнота» и также упоминается в Коране в таком значении:

اللَّهُ وَلِيُّ الَّذِينَ آمَنُوا يُخْرِجُهُم مِّنَ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّورِ وَالَّذِينَ كَفَرُوا أَوْلِيَاؤُهُمُ الطَّاغُوتُ يُخْرِجُونَهُم مِّنَ النُّورِ إِلَى الظُّلُمَاتِ أُولَئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

«Аллах — покровитель тех, кто уверовал. Он ведёт их от мрака к свету. Покровители же неверующих — идолы, которые ведут их от света к мраку. Они — обитатели адского огня и там пребудут вечно» (Cура аль-Бакара: 257).

Последствия

Зульм может привести к большим негативным последствиям как самого причиняющего зульм, так и общества в целом, если оно не выступает против несправедливости, в Коране Всевышний Аллах предостерегает людей от последствий несправедливости:

وَٱتَّقُواْ فِتْنَةًۭ لَّا تُصِيبَنَّ ٱلَّذِينَ ظَلَمُواْ مِنكُمْ خَآصَّةًۭ‌ۖ وَٱعْلَمُوٓاْ أَنَّ ٱللَّهَ شَدِيدُ ٱلْعِقَابِ

«Бойтесь искушения, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании» (сура Аль-Анфаль, аят 25).

Виды зульма

Несправедливость бывает трех видов:

Зульм в отношении прав Аллаха

وَإِذْ قَالَ لُقْمَانُ لِابْنِهِ وَهُوَ يَعِظُهُ يَا بُنَيَّ لَا تُشْرِكْ بِاللَّهِ إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ

«Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью» (сура Лукман: 13).

Приобщение сотоварищей к Аллаху может быть прощено только после искреннего покаяния.

Несправедливостью по отношению к Господу, является обращение с дуа, не к Аллаху, поэтому мусульманину следует быть очень осторожным и обращаться с мольбой только к Аллаху:

وَلَا تَدْعُ مِن دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَنفَعُكَ وَلَا يَضُرُّكَ فَإِن فَعَلْتَ فَإِنَّكَ إِذًا مِّنَ الظَّالِمِينَ

«Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь так, то окажешься в числе беззаконников» (сура Йунус, 106 аят).

Зульм по отношению к другим

Несправедливость, притеснения и беззаконие по отношению к другим является одним из самых опасных поступков, ведущих к очень серьезным последствиям как для притеснителя, так и для общества в целом.

Несправедливость по отношению к другим людям — зульм, может быть различных видов — это и использование имущества сироты в своих корыстных целях, забирать чужое имущество не по праву, лжесвидетельствовать против кого-либо, унижение других людей, и многое другое, даже помеха людям на дороге или задержка в выплате долга является также зульмом:

Поедание имущества сироты

Относится к большим грехам и приведет очень к плачевным последствиям для залима:

إِنَّ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَالَ الْيَتَامَى ظُلْمًا إِنَّمَا يَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ نَارًا وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيرًا

«Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени». (Сура Женщины:10).

Присвоение чужого имущества или земли

Абу Салама бин Абдуррахман сообщает, что среди его племени существовали некоторые разногласия среди людей. Когда он поведал об этом досточтимой Айше, мать всех правоверных сказала:

Зульм человека по отношению к себе

إِنَّ اللَّهَ لَا يَظْلِمُ النَّاسَ شَيْئًا وَلَكِنَّ النَّاسَ أَنفُسَهُمْ يَظْلِمُونَ

«Воистину, Аллах ни в чем не проявляет несправедливости к людям, но люди сами поступают несправедливо по отношению к себе». (Сура Юнус: 44).

Воздаяние за несправедливость, проявленную при выполнении человеком своих обязанностей перед Аллахом, зависит от желания и мудрости Всемогущего Господа.

Отсрочка притеснителю

За несправедливость человек или джинн, и даже животное непременно получит справедливое воздаяние.

Абу Муса передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Аллах предоставляет отсрочку притеснителю. Но Он когда схватит его, то не даст возможности убежать». Потом он прочитал такой священный аят:

وَكَذَلِكَ أَخْذُ رَبِّكَ إِذَا أَخَذَ الْقُرَى وَهِيَ ظَالِمَةٌ إِنَّ أَخْذَهُ أَلِيمٌ شَدِيدٌ

Источник

Зулму в исламе что такое

Зулму в исламе что такое. Смотреть фото Зулму в исламе что такое. Смотреть картинку Зулму в исламе что такое. Картинка про Зулму в исламе что такое. Фото Зулму в исламе что такое

Зулму в исламе что такое. Смотреть фото Зулму в исламе что такое. Смотреть картинку Зулму в исламе что такое. Картинка про Зулму в исламе что такое. Фото Зулму в исламе что такое

Зульм

Одним из запрещенных деяний для мусульман является зульм. Это несправедливое отношение, притеснение, причинение страданий, переход рамок дозволенного на словах или в поступках. Само слово происходит от арабского «темнота». Стать лучом света и вывести людей к истинному пути способен Коран и Сунна пророка Мухаммада. В Священной Книге о зульме сказано около трехсот раз. Аят подчеркивает: «Аллах — покровитель тех, кто уверовал. Он ведет их от мрака к свету. Покровители же неверующих — идолы, которые ведут их от света к мраку. Они — обитатели адского огня и там пребудут вечно» (Cура «аль-Бакара», 2 / 257).

Три вида зульма

Зульм можно разделить на три вида:

1) Несправедливость по отношению к Аллаху (например, ширк — многобожие).

2) Притеснение других (все грехи человечества).

3) Ущемление прав своей души. Этот вид зульма возникает вследствие первых двух как результат неповиновения Аллаху. Ведь несправедливость по отношению к Всевышнему и людям влечет такое же отношение к собственной душе. Тот, кто не повинуется Аллаху, несправедлив сам к себе. Этот вид зульма означает, что человек не выполняет Божественных предписаний и заслуживает наказания. Однако Справедливый, Милостивый и Милосердный Всевышний не притесняет Своих рабов.

Человек совершает зульм, если:

1) забывает, что создан для служения Всевышнему, или же начинает поклоняться кому-то или чему-то помимо Аллаха;

2) думает о бесконечности этой жизни и забывает о Судном Дне;

3) верит уловкам шайтана и идет на поводу собственного нафса;

4) проявляет эгоизм;

5) не извлекает уроков из судеб ранее живших и уничтоженных народов;

6) не раскаивается в своих ошибках;

7) не выполняет свои обязанности перед Аллахом и не следует божественным предписаниям.

Так человек притесняет собственную душу. Чистое сердце — самое большое препятствие на пути зульма, ибо оно не обижает и не обижается.

Извлекать уроки

В Священном Коране содержатся упоминания о причинении человеком вреда самому себе. Шайтан манипулирует нашим нафсом и слабостями, что равносильно несправедливому отношению к собственной личности.

У человека есть выбор: либо следовать повелениям Всевышнего, либо подчиняться нафсу. В первом случае искренние верующие получат весть о спасении, а послушавшие наущений шайтана навредят самим себе. Люди забывают о часе расплаты после смерти, когда он отступится от своих обещаний.

Человек совершает зульм, если постоянно думает о богатстве, славе и мирских благах. В Коране подробно описано положение людей, которые сбились с истинного пути. Люди ущемляют сами себя, если не слышат призыв к исламу и не выполняют божественные предписания. Различные неприятности постигли тех, кто не уверовал в посланников Всевышнего. Аллах велел мусульманам узнавать о судьбах ранее живших народов и извлекать уроки. Представители тех племен обладали силой и властью, но при этом совершали зульм по отношению к себе. Священный Коран призывает быть осторожными тем людям, которые поддались ширку и куфру и тем самым навредили себе. Всевышний показывает нам, насколько ужасно положение притесняющих самих себя: «Подают дурной пример те, которые отвергают Наши аяты. [Этим] они вредят только самим себе» (Сура «аль-Араф», 7 / 177).

Не менее ужасен удел тех, кто видит это, но не извлекает никаких уроков: «И [вот] вы поселились в жилищах тех, которые наказали сами себя, и вам теперь ясно, как Мы поступили с ними и как Мы приводили вам притчи» (Сура «Ибрахим», 14 / 45).

В Коране сказано о зульме тех, кто рвет связи с Господом, преступает через границы дозволенного, наносит ущерб окружающим и своей семье.

Зульм по отношению к себе могут вызывать привязанность к богатству и чрезмерная уверенность в том, что оно никуда не исчезнет. Заблуждаются и те, кто полагает — Судный День никогда не настанет. Об таких людях сказано в Коране: «Греша против самого себя [подобными мыслями], он как-то вошел в свой виноградник и сказал: «Не думаю, чтобы виноградник мог когда-либо сгинуть»» (Сура «аль-Кахф», 18 / 35).

Бессмысленны затраты, которые несут отрицающие будущую жизнь люди. Эти расходы направлены на удовлетворение суетных потребностей. Аллах сравнил такое поведение с безжалостным ветром, который побивает посевы. Ураган срывает колос и опустошает его, так и мирская тщета уничтожает заслуги людей перед Всевышним. На это указывает аят: «То, что они тратят [из тщеславия] в земной жизни, подобно морозному ветру, поразившему ниву людей, которые обидели сами себя, и погубившему ее. Не Аллах обидел их, а они сами обидели себя» (Сура «Али Имран», 3 / 117).

«…Не сломиться под грузом обстоятельств»

В исламе зульм считается одной из человеческих слабостей. В Коране упоминается просьба о прощении при перечислении качеств тех, кто попадет в Рай: «Тем же, кто совершил скверный поступок или прегрешение против самого себя, а потом вспомнил Аллаха, попросил прощения за свои грехи — а кто может простить грехи, кроме Аллаха? — и не собирается умышленно повторять прегрешения, наградой будут прощение от их Господа и райские сады, в которых текут ручьи. Вечно будут они пребывать там. Сколь прекрасно воздаяние тем, кто вершит [добро]!» (Сура «Али Имран», 3 / 135-136).

Мусульманин, который осознал зульм по отношению к себе и пошел на поводу собственного нафса, должен устремить свои помыслы к Аллаху.

Наивысшая добродетель — не сломиться под грузом обстоятельств, не проявлять несправедливость по отношению к Создателю, не обижать окружающих словом или действием. Такое поведение крайне важно для мусульманина, чтобы воспрепятствовать проявлениям зульма к самому себе.

Источник

Запретные действия для мусульман: зульм

Одним из запрещённых деяний для мусульман является зульм. Это несправедливое отношение, притеснение, причинение страданий, переход рамок дозволенного на словах или в поступках. Само слово происходит от арабского «темнота». Стать лучом света и вывести людей к истинному пути способен Коран и Сунна Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). В Священной Книге о зульме сказано около трёхсот раз.

Аят подчёркивает: «Аллах — покровитель тех, кто уверовал. Он ведёт их от мрака к свету. Покровители же неверующих — идолы, которые ведут их от света к мраку. Они — обитатели адского огня и там пребудут вечно» (Cура «аль-Бакара», 2 / 257).

Зульм можно разделить на три вида:

1) Несправедливость по отношению к Аллаху (например, ширк — многобожие).

2) Притеснение других (все грехи человечества).

3) Ущемление прав своей души. Этот вид зульма возникает вследствие первых двух как результат неповиновения Аллаху. Ведь несправедливость по отношению к Всевышнему и людям влечёт такое же отношение к собственной душе. Известно: «тот, кто не повинуется Аллаху, несправедлив сам к себе». Этот вид зульма означает, что человек не выполняет божественных предписаний и заслуживает наказания. Однако Справедливый, Милостивый и Милосердный Всевышний не притесняет Своих рабов.

Человек совершает зульм, если:

1) забывает, что создан для служения Всевышнему, или же начинает поклоняться кому-то или чему-то помимо Аллаха;

2) думает о бесконечности этой жизни и забывает о Судном Дне;

3) верит уловкам шайтана и идёт на поводу собственного нафса;

4) проявляет эгоизм;

5) не извлекает уроков из судеб ранее живших и уничтоженных народов;

6) не раскаивается в своих ошибках;

7) не выполняет свои обязанности перед Аллахом и не следует божественным предписаниям.

Так человек притесняет собственную душу. Чистое сердце (кальб-и салим) — самое большое препятствие на пути зульма, ибо оно не обижает и не обижается.

В 29 аятах Священного Корана содержатся упоминания о причинении человеком вреда самому себе. Шайтан манипулирует нашим нафсом и слабостями, что равносильно несправедливому отношению к собственной личности. Первыми в его ловушку угодили Адам (алейхиссалям) и его супруга Хавва, вкусив от запретных плодов райского дерева. В конце-концов они раскаялись: «Господи наш! Мы наказали сами себя, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон» (Cура «аль-А’раф», 7 / 23).

Поэтому со времён Адама и Хаввы у человека есть выбор: либо следовать повелениям Всевышнего, либо подчиняться нафсу. В первом случае искренние верующие получат весть о спасении, а послушавшие наущений шайтана навредят самим себе. Люди забывают о часе расплаты после смерти, когда он отступится от своих обещаний. Об этом предупреждает Коран: «И сказал шайтан, когда дело уже свершилось: «Воистину, Аллах обещал вам доподлинно, и я обещал вам, но я не сдержал [данного] вам слова, так как у меня не было над вами иной власти, кроме как звать вас [на путь кривды]. А вы послушались меня, так теперь порицайте не меня, а самих себя. Я не могу прийти вам на помощь, а вы не можете помочь мне» (Cура «Ибрахим», 14 / 22).

Невыполнение обязанностей раба Аллаха и вера в других богов — это высшая степень зульма. Об этом сказано в Коране: «Видел ли ты того, кто сделал своих богов предметом своей прихоти? Разве ты ответчик за него?» (Сура «аль-Фуркан», 25 / 43).

«Разве ты не видел того, кто избрал своим богом низменное желание; кого Аллах, исходя из Своего знания, сбил с пути, наложил на его уши и сердце печать, а на глаза опустил завесу? Кто же наставит его на прямой путь после того, что сделал с ним Аллах? Неужели же вы не образумитесь?» (Сура «аль-Джасия», 45 / 23).

Человек совершает зульм, если постоянно думает о богатстве, славе и мирских благах. В Коране подробно описано положение людей, которые сбились с истинного пути: «[Вспомните,] как сказал Муса: «О, народ мой! Вы обидели сами себя, поклонившись тельцу. Раскайтесь же перед Творцом, и пусть [благочестивые] убьют [грешников] среди вас. Это самое лучшее для вас пред Творцом. И Он простил вас, воистину, Он — Прощающий, Милосердный»» (Cура «аль-Бакара», 2 / 54).

Люди ущемляют сами себя, если не слышат призыв к Исламу и не выполняют божественные предписания. Но Аллах не наказывает Своих рабов: «Неужели до них не дошли рассказы о тех [народах], которые жили задолго до них, — о народе Нуха, [народах] ад и самуд, народе Ибрахима, жителях Мадьяна и разрушенных [городов]? К ним приходили посланники с ясными знамениями. Аллах вовсе не собирался наказывать их, это они сами наказали себя» (Сура «ат-Тауба», 9 / 70).

Различные неприятности постигли тех, кто не уверовал в посланников Всевышнего. Народ Нуха (алейхиссалям) был уничтожен потопом, народ Худа (алейхиссалям) — сильнейшим ветром, Салиха (алейхиссалям) — землетрясением, Ибрахима (алейхиссалям) — мухами, Шуайба (алейхиссалям) — огнём, а племя Лута (алейхиссалям) было погребено под землёй. В Коране об этом сказано так: «И каждого Мы покарали за его грех: на некоторых из них Мы обрушили каменный дождь, некоторых настиг трубный глас, иных поглотила земля [по Нашему велению], а других Мы потопили. Аллах вовсе не был жесток к ним, это они сами были жестоки к себе» (Сура «аль-Анкабут», 29 / 40).

Аллах велел мусульманам узнавать о судьбах ранее живших народов и извлекать уроки. Представители тех племён обладали силой и властью, но при этом совершали зульм по отношению к себе. В Коране сказано: «Неужели они не странствовали по земле и не видели, каков был исход тех, кто жил до них? Они превосходили их мощью, они пахали землю и возделывали её лучше, чем это делали [мекканские многобожники]. К ним явились посланники с ясными знамениями. Аллах не собирался поступать с ними несправедливо, это сами они несправедливы по отношению к себе» (Сура «ар-Рум», 30 / 9).

Священный Коран призывает быть осторожными тем людям, которые поддались ширку и куфру и тем самым навредили себе: «Мы не были к ним несправедливы. Это они сами были несправедливы к себе! Когда снизошло веление Господа твоего, не помогли им ни в чём их боги, к которым они взывали с мольбой, минуя Аллаха. [Боги эти] лишь толкали их к гибели» (Сура «Худ», 11 / 101).

«Неужели [неверные] надеются на явление чего-либо [иного], кроме ангелов или веления твоего Господа, [о Мухаммад]? Так же поступали и те, кто жил до них. Аллах не проявил несправедливости к ним, это сами они были несправедливы к себе» (Сура «ан-Нахль», 16 / 33).

Одним из таких народов стало племя Израиля. Эти люди совершили зульм, так как не удовольствовались манной небесной и перепелами и запросили большего. Сказано в Коране: «[Потом] Мы осенили вас облаком и ниспослали вам манну и перепелов с наказом: «Вкусите от благ, которые Мы даровали вам в удел». [Но сыны Исраила не послушались Нас] и нанесли этим обиду не Нам, а самим себе» (Суры «аль-Бакара», 2 / 57).

«Мы разделили этих людей на двенадцать колен. Когда народ Мусы попросил у него воды для питья, Мы внушили Мусе: «Ударь своим посохом по скале». И забило из неё двенадцать родников, и все люди знали, из какого родника им пить. Мы укрыли их облаком [от зноя], и ниспослали им манну и перепелов, [и сказали]: «Вкушайте блага, которые Мы дали вам в удел!» Они (т. е. последователи Мусы) не причинили вреда нам [своими грехами], однако сами себе они навредили» (Сура «аль-А’раф», 7 / 160).

«А иудеям Мы запретили то, о чём рассказали тебе раньше. Мы не проявили к ним несправедливости, они сами были несправедливы к себе» (Сура «ан-Нахль», 16 / 118).

Аллах Всевышний показывает нам, насколько ужасно положение притесняющих самих себя: «Подают дурной пример те, которые отвергают Наши аяты. [Этим] они вредят только самим себе» (Сура «аль-А’раф», 7 / 177).

Не менее ужасен удел тех, кто видит это, но не извлекает никаких уроков: «И [вот] вы поселились в жилищах тех, которые наказали сами себя, и вам теперь ясно, как Мы поступили с ними и как Мы приводили вам притчи» (Сура «Ибрахим», 14 / 45).

«О, Пророк! Когда вы (т. е. муслимы) даёте жёнам развод, то разводитесь согласно установленному сроку, ведите счёт сроку и страшитесь Господа своего. Не выгоняйте [разведённых жён] из их жилищ, и пусть они остаются там, если только не совершат явную мерзость. Таковы установления Аллаха. Кто преступит установления Аллаха, тот совершит нечестие во вред себе. Ты и не знаешь, что, может быть, Аллах после этого решит по-иному» (Сура «ат-Талак», 65 / 1).

Зульм по отношению к себе могут вызывать привязанность к богатству и чрезмерная уверенность в том, что оно никуда не исчезнет. Заблуждаются и те, кто полагает — Судный День никогда не настанет. Об таких людях сказано в Коране: «Греша против самого себя [подобными мыслями], он как-то вошёл в свой виноградник и сказал: «Не думаю, чтобы виноградник мог когда-либо сгинуть»» (Сура «аль-Кахф», 18 / 35).

Бессмысленны затраты, которые несут отрицающие будущую жизнь люди. Эти расходы направлены на удовлетворение суетных потребностей. Аллах сравнил такое поведение с безжалостным ветром, который побивает посевы. Ураган срывает колос и опустошает его, так и мирская тщета уничтожает заслуги людей перед Всевышним. На это указывает аят: «То, что они тратят [из тщеславия] в земной жизни, подобно морозному ветру, поразившему ниву людей, которые обидели сами себя, и погубившему её. Не Аллах обидел их, а они сами обидели себя» (Сура «Али Имран», 3 / 117).

В Исламе зульм считается одной из человеческих слабостей. В Коране упоминается просьба о прощении при перечислении качеств тех, кто попадёт в Рай: «Тем же, кто совершил скверный поступок или прегрешение против самого себя, а потом вспомнил Аллаха, попросил прощения за свои грехи — а кто может простить грехи, кроме Аллаха? — и не собирается умышленно повторять прегрешения, наградой будут прощение от их Господа и райские сады, в которых текут ручьи. Вечно будут они пребывать там. Сколь прекрасно воздаяние тем, кто вершит [добро]!» (Сура «Али Имран», 3 / 135—136).

В Коране сказано о том, что царица Савская спасла себя от зульма, потому что обратилась к Всевышнему с такими словами: «Воистину, я нанесла урон самой себе, [ныне] же вместе с Сулейманом предаюсь Аллаху».

Наивысшая добродетель — не сломиться под грузом обстоятельств, не проявлять несправедливость по отношению к Создателю, не обижать окружающих словом или действием. Такое поведение крайне важно для мусульманина, чтобы воспрепятствовать проявлениям зульма к самому себе.

Источник

Зулму в исламе что такое

ВИДЫ ЗУЛЬМА (НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ)

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

«Знай, что зульм есть недостаток (уменьшение в ущерб).

Всевышний Аллах сказал: «Вот два сада, которому дали мы плоды их так не творите же им зульм ничем» [аль-Кахф 33] Т.е. не уменьшай в ущерб из них ничего. И недостаток происходит либо по причине того, что человек осмеливается совершать то, что ему не разрешено, либо он проявляет халатность к тому, что ему делать обязательно. И несправедливость кружит над этими двумя делами.

Зульм бывает двух видов: Зульм в отношении прав Аллаха Могучего Возвышенного и зульм в отношении прав людей.

И самым великим зульмом является попирание прав Аллаха и ширк Ему. И спросили посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, какие из грехов самые великие и сказал он: “Чтобы ты кого-то равнял с Аллахом, в то время как Он тебя сотворил.”

И зульмом может быть как малый так и большой грехи.

Что же касается зульма к людям, то она в 3 вещах, которые упомянул посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на прощальном хадже: “Воистину ваша кровь и ваше имущество и ваша честь запретна меж вами как запретен меж вами этот ваш день в этом вашем месяце, в этом вашем городе.”

Несправедливость в отношении душ проявляется в том, что человек посягает на права другого, проливая его кровь или нанося ему раны и тому подобное.
Что касается имущества, то это ущемление прав другого в этом плане: либо он не отдаёт должного, либо он запретно приобретает имущество другого.
Что же касается зульма в отношении чести, то это домогательство сделать зина или лиуат (мужеложество) или же клевета и тому подобное.

Все виды зульма запретны и нет помощника у несправедливого перед Аллахом Всевышним: «Нет у несправедливого близкого друга или заступника, которого послушались» Т.е. не будет в Судный день у несправедливого ни друга, который избавил его от наказания Аллаха, ни заступника, чьё заступничество приняли бы, потому что он отвергает из-за несправедливости и его притеснения и посягательства.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Оттягивание уплаты богачом – зульм.” т.е. это когда человек не выплачивает сполна то, что он должен и обогащается за счёт этого.

И сколько же таких оттягивающих несправедливо. Приходит к нему человек и говорит: Отдай мне должное, − а он отвечает ему: Завтра. И приходит он к нему завтра, а он отвечает: Послезавтра и так далее. Это зульм, который обернётся мраками в Судный день.

Также пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Опасайтесь скупости…” Скупость – это алчность в отношении имущества. “…ведь поистине она погубила тех, кто был до вас.” Потому что алчность в имуществе обязывает человека добывать его всеми возможными способами – халялем и харамом. И добавил посланник, мир ему и благословение Аллаха, “…это понесло их так, что они начали проливать кровь друг друга и сделали дозволеным запретное им.” Как это случается с преграждающими путь на дорогах. Алчность толкает их проливать кровь муслимов и забирать их вещи. Это также говорится о тех, которые врываются в дома и совершают грабежи.

Предостерёг посланник Аллаха от двух вещей: от зульма, а это посягательство на других, и от алчности, а это жажда к тому, что принадлежит другим. Всевышний Аллах сказал: «А кто спасётся от собственной скупости, то те являются преуспевшими» [аль-Хашр 9] Этот аят также указывает на то, что кто не спасся от своей скупости, те не преуспеют. Просим у Аллаха здравия от зульма и чтобы спас нас Аллах от зла наших душ и от их скупости.

Автор (имам аз-Захаби) приводит хадис от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Кто совершит зульм в отношении земли хотябы на пядь, будет окружён (поясом) из семи земель в Судный день.”

Этот хадис содержит в себе 2 разновидности зульма и это зульм в отношении земли. Земельный зульм из самых великих грехов, так как пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Прокляты те, кто изменил светильники земли.”
И сказали учёные: Светильники земли – это её разметки. Имеются ввиду знаки, обозначающие территориальные пределы и человек меняет их, чтобы завладеть землёй другого. И этот человек проклят на языке посланника, а проклятие – это удаление от милости Аллаха. А так же упомянуто и другое наказание, а именно, то что человека окружат из семи земель и будет он презренно носить её в Судный день.
В этом хадисе также указание на то, что кто владеет землёй то он является так же владельцем того, что под ней до неба. И никто не может ничего построить ни под ней, ни над ней кроме как с его разрешения. Поэтому учённые сказали: если у твоего соседа есть дерево, ветки которого спускаются тебе на участок, то они должны быть скручены. Если же нет, то их отрезают, кроме как ты позволишь чтобы они свисали, потому что воздух над землёй также входит в твой участок.

Теперь о хадисе от Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Поистине Аллах откладывает несправедливому, но когда схватит, то уже не отпустит.” Откладывает, т.е. временит с наказанием, чтобы он ещё больше увяз в своей несправедливости, упаси Аллах. Но когда он достигнет своего предела, то схватит его Аллах хваткой Могущественной Всесильной. Затем посланник, мир ему и благословение Аллаха, зачитал: «И такова хватка Господа твоего, когда хватает Он селение несправедливое. Поистине хватка Его мучительна, сурова» [Худ 102] Пусть же не обольщается несправедливый отсрочкой, которую ему даёт Аллах. Поистине это бедствие поверх бедствия. Ведь если человека подвергают наказанию сразу, то он может остановится и опомниться и оставить зульм. Однако, когда человек совершает преступление за преступлением и запасается зульмом, запасается для него наказания и хватают его, когда схватит его, то уже не отпустит».

См. «Шарх китабуль-кабаир», тафсир кабиры № 26

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *