Зун и компетенции в чем разница
От ЗУН к компетенциям. Формирование коммуникативной компетенции в условиях модернизации учебного процесса в соответствии с ФГОС ОО.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выступление на МО учителей английского языка по теме:
От ЗУН к компетенциям. Формирование коммуникативной компетенции в условиях модернизации учебного процесса в соответствии с ФГОС ОО.
«Единственная настоящая роскошь-это роскошь человеческого общения», так считал Антуан де Сент Экзюпери. Человеческое общество немыслимо без общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей Мы понимаем коммуникативную компетентность как целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению.
В российских стандартах школьного образования по иностранным языкам сказано,что основное назначение обучения ин.языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Общение-это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания. Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции происходит во всех её составляющих:
• Речевой компетенции( совершенствование коммуникативных умений в основных речевых видах деятельности- говорении, аудировании, чтении и письме)
• Дискурсивной компетенции (умение строить высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения)
• Языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях )
• Социокультурная компетенция (знания о специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка)
• Компенсаторная компетенция (умение выходить из положения в условиях де-фицита языковых средств при получении и передачи иноязычной информации )
• Учебно-познавательная (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению ин.языка, удовлетворять с его помощью познавательные интересы)
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения ин.языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении ин. языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
Требования к формированию коммуникативной компетенции могут быть предъявлены в следующем виде:
• Адекватно воспринимать устную речь и быть способным передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией общения
• Выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения
• Владеть монологической и диалогической речью, соблюдая этические нормы общения
• Владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ
• Создавать письменные высказывания,адекватно передавая содержание прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью конкретизации
• Составлять план, тезисы, конспект
• Владеть ин.языком на уровне функциональной грамотности
Что же способствует качественному формированию ключевых англоязычных компетенций на уроках англ. языка и во внеурочной деятельности? Прежде всего это использование ИКТ. Использование обучающих программ не только делает процесс обучения эффективным, но и увлекательным и лёгким для понимания.
На занятиях по ин.языку, формируя коммуникативную компетенцию, учитель создаёт учебные ситуации, помогающие учащимся приобретать знания, умения и навыки в различных видах речевой деятельности. Оптимальный вариант овладения ин.языком является обучение в естественной языковой среде. В школе обучение ин.языку осуществляется за пределами естественной языковой среды, поэтому реализуется принцип аутентичности :
• Использование аутентичных учебных пособий и материалов
• Обустройство учебных аудиторий
• Наличие аутентичных газет, журналов, предметов и т. д
• Наличие технических средств обучения для прослушивания и просмотра иноязычных аудио и видео материалов.
В ходе планирования уроков необходимо придерживаться всех перечисленных принципов, а также соблюдать условия, необходимые для формирования комму-никативной компетенции учащихся:
• постоянная речевая практика учащихся;
• «оречевленность» в той или иной степени всех упражнений;
• использование коммуникативного материала;
• постоянная активизация речемыслительной активности учащихся
• речевой характер урока.
В процессе обучения иностранному языку также учитываются личностные качества учащихся:
• навыки самообразовательной деятельности;
• жизненный опыт учащихся;
• статус личности в коллективе;
• наличие коммуникативной мотивации.
Итак, исходным моментом любой деятельности, а, следовательно, и речевой, является мотив, который побуждает к деятельности и направляет ее. Коммуникативная мотивация имеет большое значение в обучении иностранному языку. Она связана, с удовлетворением, получаемым учащимися от пользования языком как средством общения. Обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:
*доброжелательная обстановка на уроке;
* положительный эмоциональный климат;
*доверительные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.
Таким образом, коммуникативная компетенция, с одной стороны, является характеристикой личности человека, его способностью, которая, с другой стороны, проявляется в его поведении, деятельности, позволяя ему разрешать жизненные, практические ситуации (в том числе и коммуникативные).
В отличие от отдельного умения или навыка, которые можно тренировать каждое само по себе, развитие компетенции требует включения всего комплекса способностей и умений сразу. Нельзя обучиться отдельным умениям, получить конкретные навыки, приобрести некоторые знания, потом всё сложить и получить компетенцию. Любая компетенция приобретается в процессе реализации, какой либо осмысленной деятельности, где надо ставить цели и определять результаты, решать проблемы, а не задачи, искать способы решения, а не получать их в готовом виде и т.д. Причём, если мы говорим о коммуникативной компетенции, нужно иметь в виду, что коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею.
Система ЗУН и компетенции в образовательном процессе: сходство и различия
Марушкина Виктория Анатольевна
преподаватель географии и обществознания
ГАПОУ ИО «Иркутский технологический колледж»
Статья «Система ЗУН и компетенции в образовательном процессе: сходство и различия».
Прежде чем определить в чем сходство и отличие системы ЗУН и компетенций, необходимо рассмотреть само понятие компетентности, условия его формирования и реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.
В мировой образовательной практике понятие компетентности, как цели образования, выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий, а включение в образовательные цели школы формирование ключевых компетенций и связанных с этим изменение методов учебной работы – как основное направление модернизации школы.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования.
Методической основой компетентностного подхода служат труды Шацкого, Эльконина, Давыдова, Якиманской и Серикова. Кроме них, еще Скаткин, Лернер, Краевский в ранних работах, определяя содержание образования, указывали именно опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностых отношений.
На основании анализа различных научно-педагогических источников выделяем ключевые компетенции, определяющие успешность личности:
компетенция в сфере гражданско-общественной деятельности;
компетенция в сфере социально-профессиональной деятельности;
компетенция в сфере социально-культурной деятельности;
Идеи компетентностно- ориентированного образования – один из ответов системы на целостный социокультурный заказ, содержащий требования достижения высокого качества жизни. В этом состоит социально-педагогическое значение данного вида образовательной деятельности. В личностно-педагогическом смысле школа, обеспечивая компетентности выпускника, формирует внутренний ресурс его личностного роста.
Компетентности формируются в процессе обучения не только в школе,но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.[1]
Образовательные компетенции по А.В. Хуторскому «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности».[6]
Ключевые компетенции реализуются:
на метапредметном, общем для всех предметов содержании ;
общепредметные реализуются на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области;
предметные формируются в рамках отдельных предметов.
Под понятием формирования ключевых компетенций следует понимать формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Ключевые компетенции наиболее общие (универсальные) выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества и
приобретаются в образовательном процессе в результате опыта их успешного применения;
проявляются в деятельности;
применяются в новых ситуациях.
В отечественной педагогике получило развитие понятие « общеучебные умения и навыки». Формируя ОУУН, школа выполняет ведомственный заказ системы образования на подготовку человека, умеющего учиться, формируя ключевые компетенции – выполняет общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить.[3]
Компетентностный подход не отрицает, но изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, интернете. В то же время, ученик должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для решения тех или иных проблем. Зуновский и компетентностный подходы в этом близки друг другу, но первый ограничивается рамками предметных умений и навыков, тогда как второй делает акцент на применение знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях.
Нередко у учителя возникает вопрос? ОУУН и ключевые ключевые компетенции – это одно и тоже или нет?[1]
Рассмотрим сходства и различия
Востребованы при изучении всех учебных предметов, а так же во внеурочной деятельности учащихся
Не могут формироваться средствами одного предмета, поскольку требуются согласованные действия всех учителей, а так же классного руководителя;
Педагогические задачи по формированию ОУУН (общеучебные умения и навыки), так и ключевых компетенций являются не столько обучающими, сколько развивающими задачами, они требуют не столько «наполнения» учащегося новыми знаниями и умениями, сколько изменения стратегии его мышления, речи, учебной деятельности в целом.
ОУУН охватывают учебную деятельность, а ключевые компетенции – все виды деятельности, включая будущую профессиональную.
Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует постановки вопроса: «Каким способам деятельности обучать». Новые программы, стандарты второго поколения, определяют инвариантную (обязательную) часть учебного курса и авторский выбор вариативной составляющей содержания образования. В программах определены учебные достижения:
частные предметные результаты
В образовательном процессе ключевые компетенции могут быть приобретены учеником, если создаются следующие условия:
Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство.
Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности,
Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели,
Четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации.
Организация продуктивной групповой работы,
Демонстрация учителем своего собственного компетентного поведения
Ключевые компетенции требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления, они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др).
Цели формирования данных компетенций у школьников:
умение школьника добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари) и передавать ее.
осмысленная организация собственной деятельности.
знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, формирование навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
развитие навыков исследовательской деятельности, воспитание интереса к предмету.
раскрытие красоты науки, развитие к ней интереса.
Основная задача учителя не информировать ученика, а научить решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:
в познании и объяснении явлений действительности;
при освоении современной техники и технологии;
во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;
в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина;
при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;
при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.
К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на уроках по любым предметам и во внеурочной деятельности относятся:
обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся;
открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого непосредственно оказывается задействованной субъектная позиция учащихся и, опосредованно, их прежний опыт;
решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту учащихся данного возраста;
дискуссия учащихся, столкновение их субъективных позиций;
игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;
проектная деятельность, творческие, ролевые, практико- ориентированные мини проекты и проекты – практические работы, имеющие жизненный контекст.
Внеклассная деятельность должна быть организованна как групповая деятельность, в процессе которой формируется и осмысливается личный опыт.
Проблема компетентности учащихся является межпредметной, в условиях реальной жизни служит основой для дальнейшего обучения, эффективного участия в жизни общества, организации своей личной деятельности.
Основные блоки, обеспечивающие развитие личности школьника:
обучения, профильному самоопределению;
Дополнительное образование – развивает творческую самоактуализацию личности, культуру общения;
Уклад школы – создает обстановку комфортности и ценностных отношений.
В результате школьник обладает
Управление реализацией компетентностного подхода на различных уровнях УВП осуществляется:
1. На уровне образовательного результата:
При планировании результатов деятельности школы учитывается не только запрос государства, выраженный в стандарте, но и запрос общественных групп и субъектов образовательного процесса, т.е. ориентирование образовательного процесса на формирование ключевых компетентностей.Формирование и развитие компетентностей является частью содержания учебной деятельности, вполне законной для каждого учителя-предметника.Особенно актуально преломление компетентностного подхода в реализации профильного обучения, т.к. основной целью профильного образования должна стать подготовка человека, имеющего качественную базовую подготовку, владеющего способами самостоятельного овладения знаниями, способного к перемене профессии в течение всей жизни.
2. На уровне образовательного процесса:
В образовательном процессе происходит смещение с передачи-усвоения определенного объема знаний на организацию и сопровождение самостоятельной познавательной и социально-ориентированной деятельности учащегося, вводим в образовательный процесс школы педагогические технологии, адекватные новым результатам образования. Мировая педагогическая практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является метод проектов. В рамках проектной деятельности создается педагогическое пространство, в котором происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся, кроме того, может быть оценен уровень их сформированности.
3. На уровне ресурсов:поиск новых форм организации обучения
проектные формы обучения
уроки с ИКТ сопровождением
групповые формы деятельности
экстернат по отдельным предметам
Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения,
Наиболее интенсивно возможности ИКТ используется по следующим направлениям:
использование обучающих и тестирующих программ;
конструирование и ведение уроков с использованием интерактивной доски;
подготовка презентаций на уроках по определённым темам;
использование в младших классах развивающих игр для детей, позволяющих закрепить и расширить знания, полученные на «некомпьютерных» уроках информатики; использование программы «Лого-миры» в проектной деятельности;
использование возможностей глобальной сети Интернет для подготовки к урокам, развития языковых навыков
Подготовка аналитико-статистических данных
результаты мониторинговых исследований
Школа становится «открытой в социум» не только для изучения запроса, но и для использования его ресурсов.(Сайт школы, дни открытых дверей для родителей, приглашение на открытые уроки, педсоветы – конференции, которые проводятся ежегодно в апреле, научно – практические конференции учащихся «Человек в изменяющемся мире»).
4. На уровне учебно-материальной базы
Учебно-материальная база школы достаточна для реализации инновационных педагогических процессов, вместе с тем, требует последовательного развития и укрепления.
5. На уровне педагогических кадров
Компетентность педагога — необходимое условие для формирования и развития компетентностей обучающихся.
Одной из важных форм методической работы является работа над единой методической темой.
Педагоги должны владеть педагогическими технологиями, обеспечивающими формирование ключевых компетентностей учащихся, и освоить нетрадиционные для современной школы педагогические роли: консультант, кроме того, использование в образовательном процессе информационных ресурсов требует высокого уровня сформированности информационной компетентности самого педагога
Осознание новой миссии, изменение педагогической психологии (замена знаньевой ориентации на компетентностно-ориентированное образование, партнерская позиция учителя в проекте).
Овладеть теоретическими знаниями о новых методах и технологиях обучения.
Овладеть умениями и практическими действиями, связанными со способностью формировать компетенции
Овладеть новыми технологиями
Обучение компьютерной грамотности с перспективой обучения информационной культуре, овладение педколлектива современными интернет-технологиями.[5]
Школа должна не только обучать ребенка физике, биологии или русскому языку, но одновременно развивать его способность к адекватной самооценке, критическому мышлению, умению соотносить свои интересы с интересами других. В этой связи, основным результатом деятельности школы должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, социальной, культурной, информационной и прочих сферах.[2]
Поэтому целью школы является:
Овладение учащимися коммуникативными компетенциями, на основе которых происходит целостное развитие высоко нравственной, интеллектуально развитой, готовой к саморазвитию и адаптации в современном обществе личности.
Создание творческой команды педагогов, переориентированных с традиционного подхода в обучении на компетентностный
Проектирование методик, условий процесса формирования коммуникативных компетенций у школьников при адекватной охране и укреплении здоровья.
Через организацию социального партнерства в проектной деятельности привлечение родителей в единое школьное сообщество для совместного проектирования профессиональной и жизненной траектории учащихся.
Совершенствование системы психолого-педагогической поддержки, включающей и профессиональную диагностику, и сопровождение, и поддержку всего процесса обучения.
Рост уровня удовлетворенности всех: учащихся, педагогов, администрации, обслуживающего персонала, партнеров школы, родителей учащихся всеми сторонами жизнедеятельности школы
В сравнении с другими результатами образования компетентность:
является интегрированным результатом,
проявляется при использовании в практической деятельности и жизненных ситуациях,
позволяет решать целый класс задач (в отличие от элемента функциональной грамотности),
существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания),
переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения),
проявляется осознанно (в отличие от навыка),
представляет собой осознанное применение знаний, умений и навыков в практической жизненной ситуации. [4]
В предлагаемой таблице дано сравнение компетентности и традиционных результатов обучения: знаний, умений и навыков
знания – это информация, присвоенная человеком
c уществует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.
умения – это подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки
совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями
Навыки – это действия, выполняемые автоматически
всегда осознана, а не выполняется автоматически
Компетентность – это непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности.
Список использованных источников:
1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. URL: http://quality.petrsu.ru/file/74/.doc
4. Требования к структуре основной образовательной программы: URL: http://www.college.ru/pedagogam/450/506/507/521/
5.ФГОС среднего (полного) общего образования URL: www.методкабинет.рф/index.php/fgosob.html
6. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).