Зун и компетенции в чем разница

От ЗУН к компетенциям. Формирование коммуникативной компетенции в условиях модернизации учебного процесса в соответствии с ФГОС ОО.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выступление на МО учителей английского языка по теме:

От ЗУН к компетенциям. Формирование коммуникативной компетенции в условиях модернизации учебного процесса в соответствии с ФГОС ОО.

«Единственная настоящая роскошь-это роскошь человеческого общения», так считал Антуан де Сент Экзюпери. Человеческое общество немыслимо без общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей Мы понимаем коммуникативную компетентность как целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению.

В российских стандартах школьного образования по иностранным языкам сказано,что основное назначение обучения ин.языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Общение-это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания. Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции происходит во всех её составляющих:

• Речевой компетенции( совершенствование коммуникативных умений в основных речевых видах деятельности- говорении, аудировании, чтении и письме)

• Дискурсивной компетенции (умение строить высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения)

• Языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях )

• Социокультурная компетенция (знания о специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка)

• Компенсаторная компетенция (умение выходить из положения в условиях де-фицита языковых средств при получении и передачи иноязычной информации )

• Учебно-познавательная (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению ин.языка, удовлетворять с его помощью познавательные интересы)

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения ин.языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении ин. языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.

Требования к формированию коммуникативной компетенции могут быть предъявлены в следующем виде:

• Адекватно воспринимать устную речь и быть способным передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией общения

• Выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения

• Владеть монологической и диалогической речью, соблюдая этические нормы общения

• Владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ

• Создавать письменные высказывания,адекватно передавая содержание прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью конкретизации

• Составлять план, тезисы, конспект

• Владеть ин.языком на уровне функциональной грамотности

Что же способствует качественному формированию ключевых англоязычных компетенций на уроках англ. языка и во внеурочной деятельности? Прежде всего это использование ИКТ. Использование обучающих программ не только делает процесс обучения эффективным, но и увлекательным и лёгким для понимания.

На занятиях по ин.языку, формируя коммуникативную компетенцию, учитель создаёт учебные ситуации, помогающие учащимся приобретать знания, умения и навыки в различных видах речевой деятельности. Оптимальный вариант овладения ин.языком является обучение в естественной языковой среде. В школе обучение ин.языку осуществляется за пределами естественной языковой среды, поэтому реализуется принцип аутентичности :

• Использование аутентичных учебных пособий и материалов

• Обустройство учебных аудиторий

• Наличие аутентичных газет, журналов, предметов и т. д

• Наличие технических средств обучения для прослушивания и просмотра иноязычных аудио и видео материалов.

В ходе планирования уроков необходимо придерживаться всех перечисленных принципов, а также соблюдать условия, необходимые для формирования комму-никативной компетенции учащихся:

• постоянная речевая практика учащихся;

• «оречевленность» в той или иной степени всех упражнений;

• использование коммуникативного материала;

• постоянная активизация речемыслительной активности учащихся

• речевой характер урока.

В процессе обучения иностранному языку также учитываются личностные качества учащихся:

• навыки самообразовательной деятельности;

• жизненный опыт учащихся;

• статус личности в коллективе;

• наличие коммуникативной мотивации.

Итак, исходным моментом любой деятельности, а, следовательно, и речевой, является мотив, который побуждает к деятельности и направляет ее. Коммуникативная мотивация имеет большое значение в обучении иностранному языку. Она связана, с удовлетворением, получаемым учащимися от пользования языком как средством общения. Обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:

*доброжелательная обстановка на уроке;

* положительный эмоциональный климат;

*доверительные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.

Таким образом, коммуникативная компетенция, с одной стороны, является характеристикой личности человека, его способностью, которая, с другой стороны, проявляется в его поведении, деятельности, позволяя ему разрешать жизненные, практические ситуации (в том числе и коммуникативные).

В отличие от отдельного умения или навыка, которые можно тренировать каждое само по себе, развитие компетенции требует включения всего комплекса способностей и умений сразу. Нельзя обучиться отдельным умениям, получить конкретные навыки, приобрести некоторые знания, потом всё сложить и получить компетенцию. Любая компетенция приобретается в процессе реализации, какой либо осмысленной деятельности, где надо ставить цели и определять результаты, решать проблемы, а не задачи, искать способы решения, а не получать их в готовом виде и т.д. Причём, если мы говорим о коммуникативной компетенции, нужно иметь в виду, что коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею.

Источник

Система ЗУН и компетенции в образовательном процессе: сходство и различия

Зун и компетенции в чем разница. Смотреть фото Зун и компетенции в чем разница. Смотреть картинку Зун и компетенции в чем разница. Картинка про Зун и компетенции в чем разница. Фото Зун и компетенции в чем разница

Марушкина Виктория Анатольевна

преподаватель географии и обществознания

ГАПОУ ИО «Иркутский технологический колледж»

Статья «Система ЗУН и компетенции в образовательном процессе: сходство и различия».

Прежде чем определить в чем сходство и отличие системы ЗУН и компетенций, необходимо рассмотреть само понятие компетентности, условия его формирования и реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.

В мировой образовательной практике понятие компетентности, как цели образования, выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий, а включение в образовательные цели школы формирование ключевых компетенций и связанных с этим изменение методов учебной работы – как основное направление модернизации школы.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования.

Методической основой компетентностного подхода служат труды Шацкого, Эльконина, Давыдова, Якиманской и Серикова. Кроме них, еще Скаткин, Лернер, Краевский в ранних работах, определяя содержание образования, указывали именно опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностых отношений.

На основании анализа различных научно-педагогических источников выделяем ключевые компетенции, определяющие успешность личности:

компетенция в сфере гражданско-общественной деятельности;

компетенция в сфере социально-профессиональной деятельности;

компетенция в сфере социально-культурной деятельности;

Идеи компетентностно- ориентированного образования – один из ответов системы на целостный социокультурный заказ, содержащий требования достижения высокого качества жизни. В этом состоит социально-педагогическое значение данного вида образовательной деятельности. В личностно-педагогическом смысле школа, обеспечивая компетентности выпускника, формирует внутренний ресурс его личностного роста.

Компетентности формируются в процессе обучения не только в школе,но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.[1]

Образовательные компетенции по А.В. Хуторскому «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности».[6]

Ключевые компетенции реализуются:

на метапредметном, общем для всех предметов содержании ;

общепредметные реализуются на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области;

предметные формируются в рамках отдельных предметов.

Под понятием формирования ключевых компетенций следует понимать формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Ключевые компетенции наиболее общие (универсальные) выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества и

приобретаются в образовательном процессе в результате опыта их успешного применения;

проявляются в деятельности;

применяются в новых ситуациях.

В отечественной педагогике получило развитие понятие « общеучебные умения и навыки». Формируя ОУУН, школа выполняет ведомственный заказ системы образования на подготовку человека, умеющего учиться, формируя ключевые компетенции – выполняет общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить.[3]

Компетентностный подход не отрицает, но изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, интернете. В то же время, ученик должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для решения тех или иных проблем. Зуновский и компетентностный подходы в этом близки друг другу, но первый ограничивается рамками предметных умений и навыков, тогда как второй делает акцент на применение знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях.

Нередко у учителя возникает вопрос? ОУУН и ключевые ключевые компетенции – это одно и тоже или нет?[1]

Рассмотрим сходства и различия

Востребованы при изучении всех учебных предметов, а так же во внеурочной деятельности учащихся

Не могут формироваться средствами одного предмета, поскольку требуются согласованные действия всех учителей, а так же классного руководителя;

Педагогические задачи по формированию ОУУН (общеучебные умения и навыки), так и ключевых компетенций являются не столько обучающими, сколько развивающими задачами, они требуют не столько «наполнения» учащегося новыми знаниями и умениями, сколько изменения стратегии его мышления, речи, учебной деятельности в целом.

ОУУН охватывают учебную деятельность, а ключевые компетенции – все виды деятельности, включая будущую профессиональную.

Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует постановки вопроса: «Каким способам деятельности обучать». Новые программы, стандарты второго поколения, определяют инвариантную (обязательную) часть учебного курса и авторский выбор вариативной составляющей содержания образования. В программах определены учебные достижения:

частные предметные результаты

В образовательном процессе ключевые компетенции могут быть приобретены учеником, если создаются следующие условия:

Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство.

Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности,

Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели,

Четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации.

Организация продуктивной групповой работы,

Демонстрация учителем своего собственного компетентного поведения

Ключевые компетенции требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления, они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др).

Цели формирования данных компетенций у школьников:

умение школьника добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари) и передавать ее.

осмысленная организация собственной деятельности.

знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, формирование навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

развитие навыков исследовательской деятельности, воспитание интереса к предмету.

раскрытие красоты науки, развитие к ней интереса.

Основная задача учителя не информировать ученика, а научить решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

в познании и объяснении явлений действительности;

при освоении современной техники и технологии;

во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;

в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина;

при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;

при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.

К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на уроках по любым предметам и во внеурочной деятельности относятся:

обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся;

открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого непосредственно оказывается задействованной субъектная позиция учащихся и, опосредованно, их прежний опыт;

решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту учащихся данного возраста;

дискуссия учащихся, столкновение их субъективных позиций;

игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;

проектная деятельность, творческие, ролевые, практико- ориентированные мини проекты и проекты – практические работы, имеющие жизненный контекст.

Внеклассная деятельность должна быть организованна как групповая деятельность, в процессе которой формируется и осмысливается личный опыт.

Проблема компетентности учащихся является межпредметной, в условиях реальной жизни служит основой для дальнейшего обучения, эффективного участия в жизни общества, организации своей личной деятельности.

Основные блоки, обеспечивающие развитие личности школьника:

обучения, профильному самоопределению;

Дополнительное образование – развивает творческую самоактуализацию личности, культуру общения;

Уклад школы – создает обстановку комфортности и ценностных отношений.

В результате школьник обладает

Управление реализацией компетентностного подхода на различных уровнях УВП осуществляется:

1. На уровне образовательного результата:

При планировании результатов деятельности школы учитывается не только запрос государства, выраженный в стандарте, но и запрос общественных групп и субъектов образовательного процесса, т.е. ориентирование образовательного процесса на формирование ключевых компетентностей.Формирование и развитие компетентностей является частью содержания учебной деятельности, вполне законной для каждого учителя-предметника.Особенно актуально преломление компетентностного подхода в реализации профильного обучения, т.к. основной целью профильного образования должна стать подготовка человека, имеющего качественную базовую подготовку, владеющего способами самостоятельного овладения знаниями, способного к перемене профессии в течение всей жизни.

2. На уровне образовательного процесса:

В образовательном процессе происходит смещение с передачи-усвоения определенного объема знаний на организацию и сопровождение самостоятельной познавательной и социально-ориентированной деятельности учащегося, вводим в образовательный процесс школы педагогические технологии, адекватные новым результатам образования. Мировая педагогическая практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является метод проектов. В рамках проектной деятельности создается педагогическое пространство, в котором происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся, кроме того, может быть оценен уровень их сформированности.

3. На уровне ресурсов:поиск новых форм организации обучения

проектные формы обучения

уроки с ИКТ сопровождением

групповые формы деятельности

экстернат по отдельным предметам

Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения,

Наиболее интенсивно возможности ИКТ используется по следующим направлениям:

использование обучающих и тестирующих программ;

конструирование и ведение уроков с использованием интерактивной доски;

подготовка презентаций на уроках по определённым темам;

использование в младших классах развивающих игр для детей, позволяющих закрепить и расширить знания, полученные на «некомпьютерных» уроках информатики; использование программы «Лого-миры» в проектной деятельности;

использование возможностей глобальной сети Интернет для подготовки к урокам, развития языковых навыков

Подготовка аналитико-статистических данных

результаты мониторинговых исследований

Школа становится «открытой в социум» не только для изучения запроса, но и для использования его ресурсов.(Сайт школы, дни открытых дверей для родителей, приглашение на открытые уроки, педсоветы – конференции, которые проводятся ежегодно в апреле, научно – практические конференции учащихся «Человек в изменяющемся мире»).

4. На уровне учебно-материальной базы

Учебно-материальная база школы достаточна для реализации инновационных педагогических процессов, вместе с тем, требует последовательного развития и укрепления.

5. На уровне педагогических кадров

Компетентность педагога — необходимое условие для формирования и развития компетентностей обучающихся.

Одной из важных форм методической работы является работа над единой методической темой.

Педагоги должны владеть педагогическими технологиями, обеспечивающими формирование ключевых компетентностей учащихся, и освоить нетрадиционные для современной школы педагогические роли: консультант, кроме того, использование в образовательном процессе информационных ресурсов требует высокого уровня сформированности информационной компетентности самого педагога

Осознание новой миссии, изменение педагогической психологии (замена знаньевой ориентации на компетентностно-ориентированное образование, партнерская позиция учителя в проекте).

Овладеть теоретическими знаниями о новых методах и технологиях обучения.

Овладеть умениями и практическими действиями, связанными со способностью формировать компетенции

Овладеть новыми технологиями

Обучение компьютерной грамотности с перспективой обучения информационной культуре, овладение педколлектива современными интернет-технологиями.[5]

Школа должна не только обучать ребенка физике, биологии или русскому языку, но одновременно развивать его способность к адекватной самооценке, критическому мышлению, умению соотносить свои интересы с интересами других. В этой связи, основным результатом деятельности школы должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, социальной, культурной, информационной и прочих сферах.[2]

Поэтому целью школы является:

Овладение учащимися коммуникативными компетенциями, на основе которых происходит целостное развитие высоко нравственной, интеллектуально развитой, готовой к саморазвитию и адаптации в современном обществе личности.

Создание творческой команды педагогов, переориентированных с традиционного подхода в обучении на компетентностный

Проектирование методик, условий процесса формирования коммуникативных компетенций у школьников при адекватной охране и укреплении здоровья.

Через организацию социального партнерства в проектной деятельности привлечение родителей в единое школьное сообщество для совместного проектирования профессиональной и жизненной траектории учащихся.

Совершенствование системы психолого-педагогической поддержки, включающей и профессиональную диагностику, и сопровождение, и поддержку всего процесса обучения.

Рост уровня удовлетворенности всех: учащихся, педагогов, администрации, обслуживающего персонала, партнеров школы, родителей учащихся всеми сторонами жизнедеятельности школы

В сравнении с другими результатами образования компетентность:

является интегрированным результатом,

проявляется при использовании в практической деятельности и жизненных ситуациях,

позволяет решать целый класс задач (в отличие от элемента функциональной грамотности),

существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания),

переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения),

проявляется осознанно (в отличие от навыка),

представляет собой осознанное применение знаний, умений и навыков в практической жизненной ситуации. [4]

В предлагаемой таблице дано сравнение компетентности и традиционных результатов обучения: знаний, умений и навыков

знания – это информация, присвоенная человеком

c уществует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.

умения – это подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки

совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями

Навыки – это действия, выполняемые автоматически

всегда осознана, а не выполняется автоматически

Компетентность – это непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности.

Список использованных источников:

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. URL: http://quality.petrsu.ru/file/74/.doc

4. Требования к структуре основной образовательной программы: URL: http://www.college.ru/pedagogam/450/506/507/521/

5.ФГОС среднего (полного) общего образования URL: www.методкабинет.рф/index.php/fgosob.html

6. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *