Чему учит рассказ слепой музыкант

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Короленко В. «Слепой музыкант» Читательский дневник, краткое содержание

Короленко В. «Слепой музыкант» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Владимир Галактионович Короленко

Название: «Слепой музыкант»

Жанр: Повесть

Тема произведения: смысл жизни, духовное испытание личности

Число страниц: 63

Главные герои и их характеристики:

О чем произведение:

В произведении повествуется о сложной жизни слепого человека, о становлении его личности, самых потаённых желаниях и тайных страхах.

Сюжет — краткое содержание:

Пётр рождается абсолютно слепым. Уже с детства у него есть любовь к музыке. Юноша встречает девушку Эвелину, которая предлагает ему жениться на ней, несмотря на его недуг. Вскоре Пётр знакомится с Максимом – слепым послушником-звонарём. Он-то и рассказывает герою о силе музыки. Эвелина выходит замуж за Петра и рожает ему здорового ребёнка. Через три года слепой музыкант выступает на ярмарке в Киеве.

Понравившийся эпизод:

Я была очень рада, когда Эвелина приняла Петра таким, какой он есть, полюбила его за внутренний мир и предложила на ней жениться. Даже при такой страшной болезни у человека есть право на счастье.

План произведения для пересказа:

Главная мысль:

Все люди одинаково заслуживают счастья и порой не ценят то, что имеют.

Чему учит это произведение:

Произведение учит проживать каждый день с пользой, не роптать на судьбу, ценить то, что имеешь.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Очень грустно за страдающего Петра. Но я рада, что в его жизни всё сложилось хорошо, он женился на Эвелине, у них появился здоровый ребёнок.

Новые слова и выражения:

Еретик – человек, отступающий от господствующих или общепринятых взглядов, правил, положений

Пан – помещик, барин

Пословицы к произведению:

Судьба всюду встретится, ее конем не объедешь.

Не родись красивым, а родись счастливым.

Счастье в руки не поймаешь.

Всякому свой крест.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

19.03.2019

Короленко В. «Слепой музыкант»

Короленко В., «Слепой музыкант»

Главные герои рассказа «Слепой музыкант» и их характеристика

Чему учит рассказ «Слепой музыкант»
Эта повесть учит нас не смиряться с ударами судьбы, не сдаваться и не опускать руки. Учит тому, что любой человек может найти свое место в жизни, может приносить пользу, жить насыщенной жизнь. Учит тому, что семья всегда остается для человека надежной опорой и поддержкой. Учит верить в свои силы.

Отзыв на рассказ «Слепой музыкант»
Необычайно красивая и романтичная история любви, рассказанная Короленко, не может оставить равнодушным никого. Мне очень понравилась девушка Эвелина, которая смогла помочь любимому найти самого себя и обрести цель в жизни. Она смогла сделать его счастливым и это очень много. А дядя Петра Максим сделал так, что Петр вырос чутким и отзывчивым человеком, а не избалованным эгоистом, и это тоже хорошо. Эти два человека фактически спасли Петра, его душу и сердце.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Слепой музыкант» по главам:

Потом мальчик сам стал расспрашивать обо всем, пытался представить аиста и его размеры, малиновку.

Мальчик словно наяву видел образы из песни, и Максим понял, что его душа откликнулась на поэтические образы.

Дружба была счастьем для обоих. Петрусь нашел общение, которого ему не хватала. Эвелина восхищалась его игрой.

Однажды вечером Петрусь вдруг почувствовал как по небу пролетел метеор.Мать печально засомневалась, но Эвелина подтвердила, что мальчик иногда знает просто так.

После неожиданного концерта все жали руки Петру и поздравляли его. Старший сын Ставрученко говорил, что впервые слышал такой перевод итальянской пьесы на малороссийский язык, он сказал, что Петру обязательно нужно учиться в Киеве.
Слепой слушал все это с удивлением, понимая, что тоже может что-то сделать в жизни. А Эвелина, подойдя к нему, сказала, что у него будет своя работа.
И Анна Михайловна, наблюдая эту сцену, вспыхнула от радости.

Двое слепых шли по дороге. Они остановились у брички и дальше пошли втроем. Третьим слепым был совсем юноша, который робко оглядывался и к чему-то прислушивался.
Между тем бричка поехала в Киев, а слепцы пошли в Почаев.
По дороге молодой слепой становился все спокойней и уверенней. Его уже не терзала песня слепых и он иногда наигрывал ее на струнах.
Поздней осенью Петр вернулся домой в нищенской одежде и родные узнали, что он не был в Киеве, откуда все это время писал Максим. Но странное дело. Анна Михайловна рассердилась на Максима только на словах.

У Эвелины родился мальчик и Петр сильно переживал, что ребенок может быть слепым. Но доктор осмотрел ребенка и сказал, что тот совершенно здоров. И Петру вдруг показалось, что он тоже видит. Он не мог понять правда или нет, но в полном удовлетворении потерял сознание.

Прошло три года. Петр давал концерт в Киеве, на который собралось много народа. На сцену Петра вывела белокурая красавица, жена музыканта. Петр сыграл и гром рукоплесканий был ему ответом. А Петр все играл и в его музыку вдруг прорвалась тоскливая нота. Она как стон разнеслась над залом.
Старик Максим заплакал, понимая, что его ученик чувствует людское горе и страдание, что он окончательно прозрел.
А толпа в зале хранила гробовое молчание.

Источник

«Слепой музыкант»: краткое содержание и анализ

Чему учит рассказ слепой музыкант. Смотреть фото Чему учит рассказ слепой музыкант. Смотреть картинку Чему учит рассказ слепой музыкант. Картинка про Чему учит рассказ слепой музыкант. Фото Чему учит рассказ слепой музыкант

Повесть Владимира Короленко «Слепой музыкант» — самое значимое произведение писателя. При жизни автора книга переиздавалась пятнадцать раз, ее тепло принимали современники, и сегодня читатели с удовольствием с ней знакомятся. О чем повествует «Слепой музыкант»? Краткое содержание повести предлагаем ниже.

«Слепой музыкант»: краткое содержание

Это могла бы быть трагичная история о несчастном мальчике, который родился слепым. Однако Владимир Короленко преследовал другую цель. В произведении он представил жизнеутверждающие посылы. Разгадать их поможет пересказ повести «Слепой музыкант». Кратко изложенное ниже, пригодится для читательского дневника:

Краткое содержание «Слепого музыканта»: завязка

В семье украинского помещика Попельского родился мальчик. Поначалу никто не заметил, что он слепой. Догадывалась только мама, вскоре врач подтвердил ее подозрения.

Отец маленького Петруся — добродушный помещик, который интересовался в основном хозяйством. С семьей жил мамин брат — дядя Максим. Его знали как опасного забияку и бойца.

Уехав в Италию, Максим вступил в отряд Гарибальди, бился с австрийцами, а вернулся без ноги и с множеством ранений. Он решил заняться воспитанием племянника и посоветовал сестре меньше опекать сына. Вскоре Петрусь научился сам ползать по дому.

С приходом весны мама и дядя повели Петра к реке. Обилие звуков природы так впечатлило мальчика, что он потерял сознание. Взрослые стали постепенно знакомить его со звуками и ощущениями.

«Слепой музыкант»: увлечение музыкой и знакомство с Эвелиной

Однажды Петрусь услышал, как конюх Иохим играл на дудке, и попросил научить его музицировать. Мама Анна Михайловна приревновала сына и купила фортепиано.

Но Петруся не впечатлила ее сложная и грубая музыка. Позже, прислушиваясь к мелодиям Иохима, мама тоже стала передавать через музыку свои чувства. Тогда фортепиано заинтересовало Петруся, и он принялся осваивать инструмент.

Чему учит рассказ слепой музыкант. Смотреть фото Чему учит рассказ слепой музыкант. Смотреть картинку Чему учит рассказ слепой музыкант. Картинка про Чему учит рассказ слепой музыкант. Фото Чему учит рассказ слепой музыкант

Петрусь: YouTube / Классное Чтение

Дядя научил Петра самостоятельно убирать комнату и даже ездить верхом. Друзей у мальчика не было — соседские ребята сторонились его.

Вскоре по соседству поселилась семья Якульских с дочерью Эвелиной, ровесницей Петра. Она была рассудительной и спокойной. Однажды девочка подошла к Петру, и тот по привычке стал ощупывать ее лицо. Эвелина испугалась, но скоро все поняла. Между ними завязалась дружба.

Книга «Слепой музыкант» вкратце: душевные терзания Петра

Дядя Максим позвал в гости друга Ставрученко вместе с сыновьями-студентами. Дядя хотел внести разнообразие в размеренное бытие поместья и показать, какая жизнь течет за его пределами. Но молодые люди вели беседу, не обращаясь к Петру. Мальчик почувствовал себя лишним в этом мире.

Его утешает Эвелина: девочка хочет, чтобы они поженились, ей важна не его слепота, а их чувства. Петр возвращается к гостям и играет на пианино. Все восхищаются и предрекают ему большое будущее. Наконец он чувствует, что тоже способен сделать что-то в жизни.

Осенью Попельские отправляются в гости к Ставрученко. Вместе они посещают монастырь, где их провожает звонарь Егорий. Он с рождения слеп и внешне похож на Петра. Между молодыми людьми завязывается разговор. Егорий жалуется, что завидует другому звонарю Роману: тот потерял зрение в семь лет, успел увидеть мир и лицо матери. Егорий кажется Петру сердитым и озлобленным, постепенно он сам становится таким же.

Пришла зима. Петр мучается вопросом, зачем жить слепому. Встреча с Егорием погрузила его в тоску. Дядя Максим объясняет ему цвета, парень ловит каждое слово и пытается выразить услышанное в музыке. Петр делится с дядей, что завидует нищим слепцам: их заботит лишь выживание, и от этого они менее несчастны.

Чему учит рассказ слепой музыкант. Смотреть фото Чему учит рассказ слепой музыкант. Смотреть картинку Чему учит рассказ слепой музыкант. Картинка про Чему учит рассказ слепой музыкант. Фото Чему учит рассказ слепой музыкант

Иллюстрация к повести «Слепой музыкант»: YouTube / Лукояновская библиотека

Однажды Максим, Петр и Иохим пошли к чудотворной иконе. У выхода сидели слепцы и завывали унылую песню. Петру хотелось поскорее сбежать. Но Максим напомнил, что это и есть счастливцы, которым он завидовал, и заставил дать им милостыню.

Рассказ «Слепой музыкант»: судьбоносное путешествие Петра

Петр сообщает семье, что уедет с дядей в Киев и будет брать уроки у известного пианиста. Однако на половине пути он встречает двоих слепцов и отправляется с ними в путешествие до Почаева.

В дороге Петр познает мир, узнает о тяжелых судьбах других, наполняется состраданием и забывает о своем несчастье. Дядя Максим тем временем прикрывает племянника перед семьей.

Петр возвращается домой совсем другим, его душа исцелилась. Они с Эвелиной играют свадьбу. Вскоре он узнает, что станет отцом, переживает, что его ребенок тоже будет незрячим. Но опасения не оправдываются, тогда Петр по-настоящему чувствует себя счастливым. Казалось, будто он сам все видит.

Спустя три года Петр становится знаменитым музыкантом:?

«Слепой музыкант»: анализ произведения

Какие философские темы затронуты в повести Владимира Короленко «Слепой музыкант»? Анализ произведения позволит в них разобраться:

История создания

Работу над произведением «Слепой музыкант» Короленко начал в 1885-м. Уже через год его напечатали в газете «Русские ведомости».

Однако после первой публикации писатель неоднократно дорабатывал повесть: что-то исправлял, добавлял новые главы. В 1898 году он внес последнюю правку и ввел важные для сюжета эпизоды — о встрече со слепыми звонарями и путешествии главного героя. В общей сложности над книгой «Слепой музыкант» автор трудился тринадцать лет.

Чему учит рассказ слепой музыкант. Смотреть фото Чему учит рассказ слепой музыкант. Смотреть картинку Чему учит рассказ слепой музыкант. Картинка про Чему учит рассказ слепой музыкант. Фото Чему учит рассказ слепой музыкант

Портрет Владимира Короленко: Wikipedia / И. Е. Репин

О жизни слепых людей Короленко был хорошо осведомлен:

«Слепой музыкант»: жанр

«Слепой музыкант» — повесть, написанная в традициях реализма. Автор раскрывает характер главного героя со всеми его недостатками, описывает контекст, который их обусловил. К примеру, читатель замечает, что Петрусь растет эгоистичным. В этом нет ничего удивительного, ведь его одного растила любящая семья.

Кроме того, повесть носит психологический и философский характер:

Любопытно, что сам автор обозначил «Слепого музыканта» как этюд — об этом свидетельствует подзаголовок повести. Этюд — музыкальный жанр, эти произведения используют пианисты, чтобы отточить технику. Эта деталь не только относит нас к тематике повести, но и символизирует работу главного героя над собой.

Чему учит рассказ слепой музыкант. Смотреть фото Чему учит рассказ слепой музыкант. Смотреть картинку Чему учит рассказ слепой музыкант. Картинка про Чему учит рассказ слепой музыкант. Фото Чему учит рассказ слепой музыкант

Иллюстрация к повести «Слепой музыкант»: YouTube / Лукояновская библиотека

Идеи произведения

В повести «Слепой музыкант» герои помогают раскрыть основные идеи автора:

Каждый человек достоин счастья и должен за него бороться. Более того, счастье не эгоистично. Достичь его можно, проявив сострадание к окружающим и познав жизнь во всех ее проявлениях.

«Слепой музыкант» учит не опускать руки, какой бы безвыходной ни казалась ситуация. Человек сам строит свою судьбу, делая выбор — сетовать на несправедливость жизни или находить в ней прекрасное.

На главного героя повести повлияли два разных человека — нежная и заботливая мама и мужественный дядя Максим. Он не остался равнодушным к судьбе племянника, понял, что его нужно научить самостоятельно преодолевать жизненные трудности.

Незрячий герой находит отдушину в музыке. Она помогает выразить чувства, является катализатором его внутреннего мира. Более того, автор показывает, что настоящему таланту и стремлению не могут помешать никакие преграды.

Урок, который преподает повесть, полезен для каждого читателя. «Слепой музыкант» внесен в школьную программу, но и взрослым произведение будет интересно и полезно.

Чему учит рассказ слепой музыкант. Смотреть фото Чему учит рассказ слепой музыкант. Смотреть картинку Чему учит рассказ слепой музыкант. Картинка про Чему учит рассказ слепой музыкант. Фото Чему учит рассказ слепой музыкант

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

«Слепой музыкант» — читательский дневник по повести В. Короленко

Чему учит рассказ слепой музыкант. Смотреть фото Чему учит рассказ слепой музыкант. Смотреть картинку Чему учит рассказ слепой музыкант. Картинка про Чему учит рассказ слепой музыкант. Фото Чему учит рассказ слепой музыкант

Повесть «Слепой музыкант» Владимир Короленко начал писать в 1885 году, в 1886 году она была опубликована.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Короленко Владимир Галактионович
Название произведения: «Слепой музыкант»
Жанр: повесть
Год написания: 1886
Издательство: АСТ
Год издания: 2018

Главные герои и их краткая характеристика

Петр Попельский – слепой от рождения мальчик, талантливый музыкант, настойчивый, целеустремленный человек, любящий муж и отец.
Эвелина Яскульская – подруга детства Петрика, ставшая его женой, верная, добрая, нежная девушка.
Максим Яценко – дядя Петра, его воспитатель, инвалид, прямолинейный, требовательный, справедливый.
Родители Петра – добрые, любящие, заботливые люди.
Иохим — конюх, первый учитель мальчика, открывший перед ним мир музыки.

Время и место действия

Действие повести происходит во второй половине XIX века, в юго-западной части Украины.

Краткое содержание и сюжет

В богатой семье Попельских, жившей в Юго-западном крае, родился мальчик. Мать сразу заподозрила, что с ее сыном Петриком что-то неладное, и вскоре доктор подтвердил страшный диагноз – мальчик был рожден слепым.

Петя подрастал, и дядя все больше внимания обращал на своего племянника, который от рождения был инвалидом. Максим решил заняться воспитанием мальчика, чтобы вырастить из него настоящего бойца, сильного духом человека. Он часто встречал препятствия со стороны матери Петруся, но это не останавливало – Максим считал, что излишняя нежность и забота только навредят ребенку.

Однажды весной, гуляя по берегу озера, Петрик потерял сознание от какофонии разнообразных звуков. Его наставник понял, что мальчика необходимо учить осмысливать все звуки, запоминать свои впечатления от них.

Когда Петя услышал, как конюх играет на дудке, он тоже захотел научиться так играть. Мать стала обучать Петрика игре на фортепиано, а спустя время мальчик самостоятельно освоил игру на дудочке. По просьбе Максима конюх научил мальчика петь народные песни.

Воспитание дяди принесло свои плоды. В возрасте шести лет Петрусь мог самостоятельно ориентироваться в свое комнате, и даже ездить верхом на лошади. Однако мальчик очень страдал от своего вынужденно одиночества. Вскоре он познакомился с Эвелиной – дочерью четы Яскульских, живших по соседству. Дружба двух детей была очень крепкой, настоящей и, когда они подросли, то решили обвенчаться.

Однажды в дом Попельских приехали гости, Петр играл на фортепиано. Его игра была столь сильной и вдохновенной, что все прочили молодому человеку большое будущее.

Когда Петр познакомился со слепым послушником-звонарем, он стал все чаще задумываться о судьбе слепых людей. Втайне от родителей юноша присоединился к двум слепцам, которые пешком шли в Почаев. Общение с этими простыми людьми духовно обогатило Петра, его мятущаяся душа была исцелена, и он вернулся в отчий дом.

Эвелина и Петр обвенчались, у них родился совершенно здоровый мальчик. Петр был окрылен рождением первенца. Вскоре он стал известным музыкантом, и дядя Максим присутствовал на его выступлениях. Он не сомневался, что вырастил настоящего человека.

Очень краткое содержание для читательского дневника

В семье помещиков Попельских рождается слепой мальчик, воспитанием которого начинает заниматься дядя Максим Яценко. Петрусь растет и однажды слышит звуки свирели, он влюбляется в музыку и его учителем становится конюх Иохим. Петрусь знакомится с Эвелиной, его ровесницей, и между детьми завязывается самая нежная дружба. Повзрослевший Петр считает себя лишним в этой жизни, но Эвелина убеждает его в обратном и говорит о любви и свадьбе. Вместо Киева Петр отправляется в паломничество вместе с другими слепыми и возвращается совсем другим человеком,спокойным и уверенным в своих силах. Петр и Эвелина женятся, у них рождается нормальный мальчик, а Петр выступает с концертами, играя замечательно и вдохновенно.

План пересказа

Основная мысль

Чтобы понимать и чувствовать мир, сердце и душа человека оказываются важнее его зрения.

Чему учит

Эта повесть учит нас не смиряться с ударами судьбы, не сдаваться и не опускать руки. Учит тому, что любой человек может найти свое место в жизни, может приносить пользу, жить насыщенной жизнь. Учит тому, что семья всегда остается для человека надежной опорой и поддержкой. Учит верить в свои силы.

Отзыв и что понравилось

Необычайно красивая и романтичная история любви, рассказанная Короленко, не может оставить равнодушным никого. Мне очень понравилась девушка Эвелина, которая смогла помочь любимому найти самого себя и обрести цель в жизни. Она смогла сделать его счастливым и это очень много. А дядя Петра Максим сделал так, что Петр вырос чутким и отзывчивым человеком, а не избалованным эгоистом, и это тоже хорошо. Эти два человека фактически спасли Петра, его душу и сердце.

Вывод и мое мнение

Жизнь не всегда бывает справедлива, но, какие бы испытания ни посылала судьба, нужно быть терпеливым и радоваться тому, что имеешь. Счастье находится внутри человека, оно не зависит от внешних проявлений. Можно радоваться пустякам, мелочам, и ощущать в полной мере всю красоту и глубину жизни. Эту мудрость обрел главный герой, и тем самым избавился от груза отчаяния и злости.

Пословицы

Цитаты из текста

«…Раз в жизни к каждому человеку приходит судьба и говорит: «Выбирай»…»
«…Глупая заботливость, устраняющая от него необходимость усилий, убивает в нем все шансы на более полную жизнь…»
«…Мы, зрячие, видим отражение душевных движений на чужих лицах и потому приучаемся скрывать свои собственные…»

Словарь новых и незнакомых слов

Сударыня – женская вежливая форма обращения к собеседнику.
Мельница – механизм для измельчения чего-либо.
Шляхтич – представитель дворянства в Польше, Украинских воеводствах и Великом княжестве Литовском.
Еретик – человек, мнение которого, расходится с учением церкви.
Забытье – неглубокая потеря сознания, беспамятство.
Офтальмоскоп – прибор для диагностики заболеваний и патологий зрительного аппарата.
Забияка – воинственно настроенный человек, тот, кто затевает ссоры, драки.

Источник

Проблематика повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант» (банк аргументов)

Повесть В.Короленко «Слепой музыкант»

1) В.Короленко. Слепой музыкант

— Его герой — слепой, то есть человек, обделенный природой, лишенный способности видеть. Но при этом он — музыкант, а значит, от природы он наделен тонким и острым слухом, музыкальным талантом. Таким образом, он одновременно и «унижен», и «возвышен» природой.

— Ему дарован талант: любовь к музыке. Мелодии, которые он играет, завораживает всех слушателей: слепой мальчик умеет ощущать звуки, они помогают ему видеть окружающий мир без зрения.

— А вскоре он овладел и высотами классической музыки. Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам. Петр стал уверенным, сильным.

1) В.Короленко. Слепой музыкант

«Человек создан для счастья, как птица для полета»; «дорогу осилит идущий»

-Каждый человек должен бороться за свое счастье, преодолеть физические и нравственные преграды, мешающие человеку найти свое предназначение в жизни.

-Любой человек хочет счастья и любой человек достоин его. Главное – внутреннее содержание, а не внешние качества и особенности.

— проблематика повести «Слепой музыкант» Короленко – это утверждение необходимости борьбы за счастье

— Может ли человек с ограниченными возможностями добиться счастья и успеха?

Проблема формирования характера человека

1) В.Короленко. Слепой музыкант

— Рождение слепого ребенка – это трагедия, боль и матери, и всей семьи, и конечно, ребенка. Что с ним будет в этом злом, равнодушном и к здоровым мире людей? Как сложится жизнь? Многое зависит от людей, которые будут окружать, от их умения принять участие в жизни такого человека

— На 1 взгляд может показаться, что Максим жесток по отношению к матери мальчика, но это не так. Он знал, как надо относиться к таким людям, их не надо жалеть, они должны научиться сами преодолевать трудности, нельзя оберегать их от жизни. Нужно помочь им найти свое место в жизни, преодолевая недуг

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Автор утверждает: если мальчик слеп, это не значит, что он ничего не может, он должен чему-то научиться, чтобы крепко стоять на ногах, на дороге жизни. Герой Короленко проходит испытания. Это стремление к свету, преодоление преград на пути к свету.

— человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства, должен преодолевать преграды на пути, чтобы найти себя.

— Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам. Повесть заканчивается концертом, где мы видим Петра уверенного, сильного. Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства

Роль искусства в жизни человека

1) В.Короленко. Слепой музыкант

— Музыка выступает в книге еще одним героем и ангелом хранителем необычного мальчика. Увлечение музыкой открыло для ребенка небывалые краски существующего мира, мир эмоций, который он понимал на универсальном языке. Звуки давали Петрусю всю палитру чувств и их переливов. Именно профессиональные занятия фортепиано, игра на дудке позволили мальчику, который не видел от рождения, прочувствовать всю полноту жизни, найти подругу, построить семью и чувствовать себя полноценным человеком. Петрусь прошел ряд возрастных кризисов, справится с которыми ему помогли близкие и соседская девочка Эвелина. Музыка же позволила герою реализовать себя как личности, почувствовать уверенность и дало осознание, что он такой же полноценный член общества, как и все остальные.

— Ему шел пятый год, когда искусство вошло в его жизнь. Тонкий психолог, Короленко удивительно точно передает чувства, которые испытывает слепой ребенок. Автор подмечает едва уловимые переживания, впечатления движения детской души. Благодаря тому, что несчастный родился в богатой семье и окружен любящими людьми, он получает возможность развить в себе художественный дар. На свирели играл Иохим. И эта игра на простой дудке, которую деревенский парень сделал сам после долгих поисков подходящего дерева, положила начало превращению слепого мальчика в музыканта. И Петрусь каждый вечер приходил в конюшню слушать музыку Иохима

— Повесть кончается эпилогом, в котором рассказывается, как в Киеве состоялся дебют слепого музыканта. В его музыке публика слышала и “живое чувство родной природы”, и гремящую гулко бурю в небесах, и мелодию, счастливую и свободную, как степной ветер. И вместе с Максимом Яценко и публикой мы чувствуем, что Петр Яценко действительно прозрел, потому что его искусство служит людям и напоминает “счастливым о

1) В.Короленко. Слепой музыкант

«Раз в жизни к каждому человеку приходит судьба и говорит: выбирай!»

Автор шаг за шагом описывает жизненный путь слепого мальчика. Вокруг него огромный мир с множеством дорог с разными препятствиями. Что с ним будет дальше? Как сложится его жизнь? Как правильно выбрать свой жизненный путь? Многое будет зависеть от людей, которые будут его окружать, от их умения поддержать и подать руку в сложные моменты.

-Герой лишен способности видеть. Знакомство с новыми людьми и большим миром приносят понимание, что выбор жизненного пути, жизненной цели принадлежит самому человеку, что человек должен найти способ реализоваться, чтобы выжить в обществе. На смену злобе и отчаянию приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им главное о жизни, то, что так трудно понял он сам. Таков выбор слепого музыканта.

— Рождение слепого ребенка – это всегда трагедия. Так трагично воспринимают известие о слепоте Петруся мать и его дядя. Герои оказываются перед выбором. Как быть? Какое представление о жизни дать ребенку?

— Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди.

— Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути.

1) В.Короленко. Слепой музыкант

-Дядя раскрывает перед юношей всю глубину людских страданий: внушает, что личные несчастья ничтожны по сравнению со страданиями других.

— После долгого странствования, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им. Страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его душу: « как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился.

— Только познав настоящую беду, обиду, горе, Петр выходит из душевного кризиса, и его музыка начинает звучать иначе.

Смыл жизни, человеческого существования

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Автор заставляет нас сопереживать главному герою, вместе с ним переживать жизненные трудности, проникаться его мыслями и чувствами. Автор заставляет задуматься о судьбе человека, о его предназначении в этой жизни.

1) В.Короленко. Слепой музыкант

— Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка: его мать и дядя Максим. Два разных начала –
нежность и поэтичность матери и мужество старого воина – помогли Петру узнать мир.

Познание окружающего мира

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Первый контакт с внешним миром происходит у мальчика приблизительно в три года. Тонко и удивительно точно передает автор чувства, которые испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые переживания, впечатления детской души. Мальчик болезненно вслушивается в мир звуков. Чтобы показать мир восприятия мальчика, автор находит в языке все нужные слова для описания весны: «звенящая капель, нежно журчащая вода, черемуха, шелестящая листвой, трели соловьиной песни, грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса, людской говор ярмарки, стук веток о стекло, окрики журавлей». Болезненно вслушивается мальчик в незнакомые звуки, испуганно протягивает руки, разыскивая мать, прижимается к ней. Это первое его знакомство с миром природы, закончилось тем, что он несколько дней был в бреду. Сложный путь предстоит герою в познании окружающего его мира и мира собственных ощущений. Этот мир вызывает у него любопытство и страх. Но ему повезло. Рядом с ним любящие его мама и дядя, которые стараются помочь мальчику осмысливать звуки и ощущения. Петрусь полюбил слушать игру конюха Иохима на дудке. Он учится у него игре на дудке. Максим просит конюха играть для мальчика народную музыку.

Искренняя, самоотверженная любовь

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Автор воспевает любовь девушки, которая готова ради счастья любимого человека пожертвовать своим благополучием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *