Чему учит рассказ тринадцатый подвиг геракла
«Тринадцатый подвиг Геракла» — читательский дневник по рассказу Ф. Искандера
Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» Фазиля Искандера был впервые опубликован в апреле 1964 года в журнале «Сельская молодёжь».
Описание книги для читательского дневника
Автор: Фазиль Абдулович Искандер
Название произведения: «Тринадцатый подвиг Геракла»
Жанр: рассказ
Год написания: 1964
Издательство: АСТ
Год издания: 2021
Главные герои и их краткая характеристика
Мальчик-рассказчик, автор — ученик 5 класса. Недисциплинированный, хитрый, ловкий, трусливый.
Харлампий Диогенович — учитель математики, грек. Ехидный, насмешливый, лукавый, умный.
Алик Комаров — троечник. Сосед по парте.
Сахаров — отличник, прилежный ученик
Шурик Авдеенко — мрачный двоечник.
Краткое содержание и сюжет
Все математики оказываются неряшливыми, рассеянными и гениальными. Но вот этого математика нельзя было назвать слабохарактерным или неряшливым. Звали его Харлампий Диогенович и он сразу установил в классе образцовую тишину. Она была такой полной, что директор часто заглядывал в класс, проверить, не сбежали ли ученики на стадион.
Но сбежать с урока математики было немыслимо. Харлампий Диогенович если и заставлял класс смеяться, то по своей инициативе и для доказательства от противного. Он радостно встречал каждого опоздавшего ученика и придумывал ему какое-нибудь смешное прозвище, например принц Уэльский. И класс начинал хохотать.
Списать у Харлампия Диогеновича было невозможно. Он сразу узнавал списанную работу и начинал ее высмеивать. Это была тактика математика, делать человека смешным. И разумеется никто не хотел становиться смешным, но никто не избежал этой участи. Коснулась она и героя.
Герой не решил задачу, которая никак не сходилась с ответом. Он решил, что ответ неправильный и на всякий случай спросил у мальчика, с которым играл в футбол, про задачу. Тот ее не тоже не решил. После футбола герой спросил про задачу у отличника Сахарова, и оказалось, что Сахаров решил задачу, причем ответ совпал с ответом учебника. Пришел учитель и спросил дежурного. Так как такового не оказалось, учитель заставил старосту стирать с доски и прочитал ему лекцию об его обязанностях.
Герой дрожал от страха. И тут в класс заглянул доктор и спросил не пятый ли это «А». Учитель сказал, что нет, а герой набрался отчаянной храбрости и вызвался показать доктору пятый «А». Герой догнал доктора и медсестру и сказал, что его класс на следующем уроке идет в музей, а потому лучше поставить уколы сперва им. Доктор легко согласилась, думая, что герою не терпится испытать храбрость. Но герой сказал, что он малярик и ему уколы ставили тысячу раз.
Герой вернулся в класс в хорошем настроении, и даже похвалил соседа по парте, Алика Комарова, за то, что тот решил домашнюю задачу.
Тут пришла доктор и ученикам стали делать уколы, вызывая их по алфавиту. Первым укол получил Авдеенко, а Комаров все больше бледнел — он боялся уколов. Когда пришла его очередь, Алик так побледнел, что чуть не упал в обморок и ему дали понюхать флакончик.
Класс смеялся. Смеялись все, отличник Сахаров и Алик Комаров, смеялся даже мрачный Шурик Авдеенко. Прозвенел звонок и учитель поставил герою двойку. С тех пор герой стал ответственно относиться к домашним заданиям и он с благодарностью вспоминал Харлампия Диогеновича, который смехом закалял детские души и заставлял детей относится к своей персоне с юмором.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Учитель математики Харлампий Диогенович умел выставить смешным любого ученика. Герой не сделал задачу и боялся насмешек учителя. Он обманул доктора и добился, чтобы на уроке им поставили уколы от тифа. Больше всех боялся Алик Комаров, а герой не боялся уколов. Учитель вспомнил Геракла и вызвал к доске героя. Он выставил героя смешным и над мальчиком потешался весь класс.
План пересказа
Основная мысль
Нужно работать над своими слабостями, бороться с ними, чтобы в дальнейшем они не вошли в привычку.
Чему учит
Рассказ учит относится ответственно к выполнению домашнего задания. Учит не бояться уколов. Учит уметь отвечать за свои проступки. Учит не боятся насмешек и относится к себе с юмором. Учит не пытаться избежать справедливого наказания.
Отзыв и что понравилось
Мне понравился этот рассказ и больше всего его главный герой, мальчик. Это был умный и хитрый мальчик, который проявил смекалку, но все равно не смог обмануть учителя. Он проиграл и был наказан. Но его старания заслуживают уважения. А вот учитель мне показался излишне жестоким. Он смеялся над учениками и тем самым унижал их достоинство.
Вывод и мое мнение
Этот урок оставил глубокий след в душе мальчика, он понял, что смехом учитель воспитывал их лучше, чем любыми нотациями и поучениями. Автор запомнил этот урок на всю жизнь и написал свой рассказ, чтобы на своем примере научить других. Рассказ иллюстрирует, как чувство юмора, ирония может в корни изменить ситуацию, показать, чего на самом деле стоит человек, выставить его в истинном свете, чтобы все увидели его настоящую сущность.
Анализ «Тринадцатый подвиг Геракла» Искандер: история создания, жанр, суть, тема, чему учит.
Автором уникального философского произведения, созданного прежде всего для детской аудитории, является советско-абхазский поэт и писатель Фазиль Абдулович Искандер. Рассказ написан в 1964 году.
История создания
Принято считать, что предпосылкой к созданию «Тринадцатого подвига Геракла» стали трагичные события, которые произошли с самим автором, когда он был еще маленьким.
Детская поэзия принесла Фазилю Абдуловичу известность. Однако истинное общественное признание Искандер получил благодаря прозаическим работам.
В апреле 1964 года состоялась дебютная публикация произведения в печатном издании «Сельская молодежь».
Фазиль Абдулович Искандер решил обратиться к детям через свои литературные истории неспроста. Автор стремился сформировать верную картину ценностей в еще неокрепшем детском сознании.
Направление
Рассказ (рассказы о детях). Философский рассказ.
События рассказа разворачиваются в очень непростой исторический период, когда бушевала Вторая мировая война, лютая и беспощадная. Ключевой герой – это ученик пятого класса, которые давно вырос и рассказывает читателям произошедшую с ним историю.
Автор показывает нам обычные будние дни в школе. Однако в этой школе работает совершенно необычный учитель математики с таким же незаурядным именем. Зовут его Харлампий Диогенович.
Методы учителя позволяли детям тянуться к знаниям и стремиться следовать дисциплине. Только вот педагог никогда не кричал на ребят, но умел уместно подшутить. Разумеется, никто из учеников не хотел, чтобы его высмеивали, поэтому весь класс старался демонстрировать прилежность.
Шутки Харлампия Диогеновича никогда не были злыми, наоборот, он веселил школьников остроумными замечаниями, давал ребятам интересные прозвища, если они в чем-то провинились. На его уроках частенько звучали отрывки из басен Эзопа. Иными словами, учитель отдал предпочтение своей особой системе, отказавшись от привычных методов запугивания и агрессивного давления.
Само название рассказа отсылает нас к мифам Древней Греции, собственно, как и отчество педагога. В древнегреческой мифологии описаны двенадцать подвигов Геракла. А в произведении Искандера тринадцатый подвиг оказывается совсем не подвигом, а трусливым поступком ученика-рассказчика (Здесь дополнительно читайте краткий пересказ произведения «Тринадцатый подвиг Геракла» для читательского дневника).
Главные герои и характеристики
Ключевой персонаж рассказа – это учитель математики Харлампий Диогенович. Образованный, интеллигентный, остроумный, мудрый, любящий детей человек.
А также сам рассказчик, который не обиделся на учителя и даже через много лет вспоминает его с благодарностью и теплом.
Смех и добродушие в борьбе с обманом и недобросовестностью. Воспитание детей.
Проблематика
Ложь и предательство, правда и справедливость. Нравственные проблемы.
Здесь можно посмотреть анализы других произведений для 6 класса.
Основная мысль
Только искренний и безобидный юмор со стороны взрослых способен победить детскую трусость и заложить в сознание ребенка крупицы доброты, честности и добросовестности.
Чему учит
Не стоит обижаться на шутки. Юмор позволяет нам посмотреть на себя с иной стороны, увидеть ошибки или какие-то плохие качества, стать лучше.
Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: краткое содержание
Известный писатель Фазиль Абдулович Искандер написал весёлый рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» в 1964 году. Читателями этого произведения стали дети, которые познакомились с такими понятиями, как честь и бесчестие, трусость и достоинство, коварство и предательство.
Идея рассказа
Главный герой искренне доверяет своему учителю математики и совсем не обижается на него за то, что тот с юмором и смехом пытался научить их не обижать друг друга, не лгать, а относиться к себе и к окружающим с достоинством.
Это интересно: история создания Отцы и дети Тургенева.
Герои произведения «Тринадцатый подвиг Геракла»
В рассказе Фазиля Искандера «13 подвиг Геракла», читать онлайн который легко и доступно, всего лишь один герой. Но чтобы лучше понять его поступок, чтобы правильно оценить то, что он делал и как вёл себя учитель, автор показывает и несколько одноклассников мальчика:
В рассказе есть и другие герои, которых можно отнести к миру взрослых людей. Это, прежде всего, учитель математики Харлампий Диогенович, директор школы, завуч, доктор и медицинская сестра Галя.
План рассказа
Часто в школе ученикам при изучении рассказа конспект даётся составить дома или в классе, выписывая лишь только главные мысли. Тезисы могут стать и пунктами плана, который можно будет использовать и для написания сочинения по этому произведению.
План произведения:
Каждый читатель, конспект которого несложно составить, сможет понять и оценить метод учителя математики, который старался правильно и достойно воспитывать детей.
Краткий пересказ произведение «Тринадцатый подвиг»
Все учителя математики обычно люди неряшливые и, несмотря на свою гениальность, слабохарактерные. Но вот в школе, где обучался герой, учитель математики был противоположностью. Звали его Харлампий Диогенович. По происхождению своему, как и Пифагор, он был греком. После его появления в классе всегда царила тишина. Иногда эту тишину нарушал смех, который организовывал сам же учитель.
Бывало, что какой-нибудь ученик опаздывал на полминуты, а учитель уже стоял в дверях класса, то Харлампий Диогенович пытался пропустить такого учащегося. При этом лицо его начинало выражать радостное гостеприимство, словно это был такой большой праздник, что ребёнок всё-таки решил посетить этот урок. А когда опоздавший ученик неуверенной походкой начинает двигаться по классу, чтобы сесть на своё место, учитель математики обязательно назовёт его каким-нибудь именем из истории. Например, принц Уэльский.
Класс начинал при этом смеяться. А после этого Харлампий Диогенович садится на место и тут же наступает тишина. Начинается урок. Кроме журнала, у учителя был ещё блокнотик, куда он во время опроса постоянно что-то записывал. Он никогда не кричал и не вызывал родителей в школу. На контрольных работах он был спокоен и всегда давал возможность списать. Но ребята боялись это делать, так как он всегда узнавал ту работу, которая была списана, и высмеивал этого ученика перед всем классом. Никто не хотел быть высмеянным, поэтому старались не списывать.
Однажды смешным стал и главный герой рассказа, от лица которого и идёт повествование. Он не решил задачу, которая была задана на дом. Мальчик долго сидел над её решением, но его решение никак не желало сходиться с ответом. Поэтому на следующий день он пришёл пораньше в школу. Так как они учились во вторую смену, то сделать это было несложно. Но, узнав, что кто-то из ребят её тоже не сделал, успокоился и стал играть в футбол.
Когда прозвенел звонок, то оказалось, что все ребята сделали эту задачу. Герой с ужасом ждал того момента, когда учитель спросит его. Но Харлампий Диогенович не торопился. Неожиданно открылась дверь и в кабинет вошли доктор и медсестра. Но они искали 5 «А» класс, а мальчик учился в «Б».
Тогда главный герой предложил свою помощь, чтобы провести медицинских работников во флигель, где учился параллельный класс. Но вдруг неожиданно для самого себя мальчик сообщил взрослым, что им сейчас необходимо сделать уколы, так как на следующем уроке они организовано идут в краеведческий музей. Поэтому доктор и медсестра опять вернулись в класс.
В это время у доски стоял Шурик Авдеенко и никак не мог объяснить домашнюю задачу. Учитель дал возможность врачам делать своё дело, а сам присел за парту. Весь его вид показывал, что он был грустен и немного обижен. Первому сделали прививку Авдеенко, и тут сосед по парте стал сильно переживать. Главный герой пытался его успокоить и немного приободрить, но ничего не получалось. Он даже рассказал о том, что страдает хронической малярией.
Когда Алику стало плохо во время укола и его посадили на стул, то мальчик решил, что нужно позвонить в «Скорую помощь». Харлампий Диогенович гневно посмотрел на главного героя, а медсестра сунула под нос Алику какой-то флакон, и тот сразу же вскочил и пошёл на своё место. Сделали укол и мальчику.
Когда врачи ушли, то до конца урока ещё оставалось время. Харлампий Диогенович стал перебирать свои чётки и стал рассказывать о том, что в древнегреческой мифологии у Геракла было 12 подвигов. Но сегодня, по мнению учителя, главный герой решил изменить историю. Но только древнегреческий герой совершал свои подвиги храбро и мужественно, а вот тринадцатый подвиг был совершён из-за трусости. И когда он вызывал главного героя к доске, чтобы спросить решение задачи, то весь класс замер. Но ответа не последовало, зато весь класс стал смеяться. Звонок с урока звучал так, словно это был погребальный колокол.
С тех пор мальчик стал серьёзнее относиться к домашним заданиям. О том, что с ним произошло, он никогда не жалел и был благодарен своему учителю за то, что он смехом закалял детские души и приучал правильно относиться к себе.
Анализ произведения
Уже название рассказа указывает на связь произведения с Древней Грецией. Сразу же вспоминаются мифы, где рассказывается о 12 подвигах Геракла. Но поступок мальчика, которого учитель в шутку называет Гераклом, совсем непохож на подвиг. Ведь он был совершён из-за трусости и слабости.
Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» главная тема, чему учит читателя?
Чему учимся из произведения Искандера «13-ый подвиг Геракла»?
Какая главная мысль рассказа?
1 Ответы
Изначально можно подумать, что действие в рассказе идет о 13 подвиге, который совершил Геракл. Но Геракл совершил всего 12 подвигов, значит 13 подвига нет, вернее он есть, но сам Геракл совершив его, не узнал об этом, вот как раз в рассказе Искандера идет речь о таком 13 подвиге. “Чему учит данное произведение? “можно объяснить несколькими словами.
Рассказ учит тому, что всегда нужно серьёзно относиться учебе, к домашнему заданию, которое задают на дом и не обманывать. Так же в рассказе говориться о том, что в некоторых ситуациях к жизни нужно относиться с юмором. Ведь порой юмор помогает нам выйти из самых сложных казалось на первый взгляд ситуаций.
Каков сюжет данного произведения, о чем говорится в рассказе?
Главный герой не решил задание по математике, пришел в школу заранее, но вскоре отправился играть в футбол. На уроке он предпринял попытку уйти от заслуженного наказания.Учитель назвал поведение ученика тринадцатым подвигом Геракла.
Главный герой запомнил на всю жизнь:
Фазиль Искандер — Тринадцатый подвиг Геракла:
Краткое содержание
И тут математик сообщает: у Геракла было 12 подвигов, а «один молодой человек» из трусости дополнил его тринадцатым. Он вызывает рассказчика к доске. Тот теряется, соглашается, что проглотил «снаряд». Математик предлагает позвать военрука-минера. Класс взрывается смехом. С тех пор герой старался решать все. И понял, что смехом учитель «закалял лукавые детские души», учил относиться к себе с юмором.
Читательский дневник по рассказу «13-й подвиг Геракла» Искандера
Сюжет
Рассказчик, школьник из 5 «б», не смог решить задачу по математике. Он боится реакции нового учителя грека Харлампия Диогеновича: тот шутит над растяпой и тугодумом так, что все смеются. И зазывает в класс докторшу для прививки от тифа, хотя она шла не к ним. После ее ухода учитель вызывает рассказчика, труса, совершившего «13-й подвиг Геракла», к доске. Весь класс над ним хохочет: и тихий Алик Комаров, который так боялся уколов, и отличник Сахаров. Герой понял, что смех – лекарство от лукавства, хитрости и самомнения.
Отзыв
В названии рассказа насмешка над мальчиком, фальшивым «Гераклом». Геракл совершил свои подвиги, как герой, выполняя волю богов, честно служил царю. А рассказчик схитрил из трусости, страха, самолюбия, сделал ненужный «подвиг». Сорвал урок, обманул учителя, доктора, подверг одноклассников испытанию. Он боялся не уколов, даже не двойки, а заслуженного смеха. Имя по-своему гениального учителя (он грек, как Геракл) «говорящее». Харлампий значит «радостный». Диогенович – намек на философа Диогена, днем с огнем искавшего в толпе достойного человека.
Примеры комического в рассказе: назвать списывающего ученика лебедем (вытягивающим шею), приглашать минера для ученика, «проглотившего снаряд». Рассказ учит бороться со своими недостатками, признавать ошибки, быть благодарным, бояться быть подлым, а не смешным, ответственно относиться к учебе – и с юмором к себе самому.
План «Тринадцатый подвиг Геракла»
Вопросы к рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла»
Синквейн Харлампий Диогенович
Эпитеты, сравнения и метафоры в рассказе «13-й подвиг Геракла»
Эпитеты: людьми неряшливыми, слабохарактерными, гениальными, образцовую тишину, растерянная физиономия, радостное гостеприимство, задача запутанная и глупая, никудышный подвиг.